И. (ФИРИ РАН. Собр. Лихачёва. 638). Характер миниатюр, раскрашенных в 2-3 цвета, напоминает лубочные картинки. О популярности жития Г. И. свидетельствует неоднократное его воспроизведение в гравюре. По своду Д. А. Ровинского известны 4 изображения: лист «Прп. Герасим» работы Леонтия Бунина (1714) с 4 сюжетами Жития, с подписями в 2 клеймах с историей Г. И.; гравюра в 3 листа «Преподобный Герасим с деянием», 1-я пол. XVIII в.,- слева ростовой образ Г. И., остальная часть разделена на 2 полосы, в к-рых 10 сюжетов жития; гравюра в 4 листа «С. Преподобный Герасим иже на Иордане» работы Ивана Любецкого , датированная 1735 г.,- в среднике представлен Г. И., по сторонам 10 клейм жития, аналогичных предыдущей гравюре, с небольшими изменениями в тексте; листовая гравюра «Препод. Герасим с деянием», 1820-1830 гг.,- в среднике Г. И., по сторонам и сверху 10 сюжетов жития, внизу подпись с кратким изложением в 10 строках (есть варианты в 9 и 8 строк) истории Г. И. В росписи нач. XXI в. Введенской ц. Герасимова Болдинского мон-ря (над входом в храм из трапезной палаты) преподобный изображен в предстоянии Иисусу Христу вместе с прп. Герасимом Болдинским. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., в разд. «Преподобные отцы наши отшельники» Г. И. описан как «старец с густою бородою» (Ч. 3. § 13. 32). В иконописном подлиннике сводной редакции, XVIII в. (собр. С. Т. Большакова), облик Г. И. уподобляется свт. Власию Севастийскому, «…лев под ногами его вохрян, [Г. И.] рукою благословляет, а в левой свиток, а в свитце глаголет: Именем Господним зверь повиновение имеет, а Инде пишет: сие повиновение имели ко Адаму зверие». Лит.: Ерминия ДФ. С. 171; Большаков. Подлинник иконописный. С. 77; Ровинский. Í ародные картинки. Кн. 3. С. 571-574. 1419-1422; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. Кат. 518, 1047; LCI. Bd. 6. Sp. 391-393; Ξυγγπουλος Α. Α τοιχογραφαι το καθολικο τς μονς Προδρμου παρ τς Σρρας. Θεσσαλονκη, 1973. Σ . 13-15. Pl. 9-11; Bakalova E. Scenes from the Life of St. Gerasimus of Jordan in Ivanovo//ЗЛУ.

http://pravenc.ru/text/164611.html

В наибольшей степени раскрывают историю епископского служения М. в Воронеже 10 композиций на иконе 1853 г., написанной И. И. Ивановым к 150-летию преставления святого для церкви в Малоярославецком у. Калужской губ. (Музей истории г. Обнинска). Средник окружают такие клейма: М. наставляет священников и паству; хиротония М. во епископа; святой раздает милостыню бедным; благословляет царя Петра I на Азовский поход; оставляет Духовное завещание; явление святого во сне княгине; исцеление воронежской купчихи от иконы Божией Матери и мантии святого; кончина святого в присутствии царя Петра I; погребение святого; перенесение мощей святого. Последняя по времени создания, после 1855 г., иконная рама с 9 клеймами жития и чудес М. являлась вкладом в ярославскую церковь Благовещения Богородицы (ЯХМ; см.: Кузнецова О. Б., Федорчук А. В. Иконы Ярославля 16-19 вв.: Кат. выст./ЯХМ. М., 2002. С. 88. Кат. 43). Помимо исцелений на ней помещены уникальный сюжет «Пострижение святого в иночество», а также уже встречавшиеся композиции «Хиротония святого во епископа» и «Поклонение имп. Николая I мощам святого». Самый полный образец художественного иллюстрирования «Сказания...» свт. Филарета - гравюра «Чудотворные исцеления свт. Митрофана» 1842 г., выполненная Афанасьевым по рис. Колышкина (РГБ, фрагмент - ЦАК МДА; цензурное разрешение - ЦГИАМ. Ф. 2393. Оп. 1. Д. 1842). Произведение было выгравировано к 10-летию открытия мощей М. на средства московского купца Г. Бурова. Рисунок эстампа с 39 клеймами чудес полностью воспроизведен на литографии П. Н. Шарапова 1877 г. (оттиски в РГБ, РНБ). Свт. Митрофан Воронежский; поклонение его мощам. Гравюра. 30-е гг. XIX в. (РГБ) Свт. Митрофан Воронежский; поклонение его мощам. Гравюра. 30-е гг. XIX в. (РГБ) После канонизации свт. Тихона Задонского в 1861 г. возникли новые изводы: Воронежских святителей стали изображать вместе, иногда держащими в руках Смоленскую икону Божией Матери, как келейную М., или Владимирскую - святыню Задонской Богородицкой обители, где находились мощи свт.

http://pravenc.ru/text/2563404.html

может быть размещен с краю, напр. на иконе нач. XIX в. (НКПИКЗ; см.: Schätze aus dem Höhlenkloster in Kiev: Eine Ausstellung im Bischöflichen Dom-und Diözesanmuseum. Trier, 1995. Kat. 9. S. 42). В клейме иконы «Собор русских святителей» (2-я пол. XIX в., собор во имя равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге) Н. изображен вместе со свт. Германом, еп. Новгородским, он облачен в фелонь, малиновый подризник, с палицей на боку, с омофором «золотой парчи», в шапке с белой меховой опушкой, с Евангелием на левой руке; безбородый, волосы светлые (седые). Свт. Никита Новгородский. Гравюра мон. Илии. «Патерик, или Отечник Печерский». К., 1661. Л. 154 об. (РГБ) Свт. Никита Новгородский. Гравюра мон. Илии. «Патерик, или Отечник Печерский». К., 1661. Л. 154 об. (РГБ) В Соборе Киево-Печерских святых Н. пишут в монашеском облачении - в мантии и куколе (клобуке) на голове, в ряду др. подвижников, где он опознается по местоположению и по имени Никита (др. святого с таким именем в Соборе Киево-Печерских святых нет), иногда с эпитетом «Затворник» (напр., на гравюре киевского мастера В. Белецкого 1756 г., на расцвеченной гравюре 1-й пол. XVIII в., ГЛМ; на иконах: 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ), посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ), 1-й трети XIX в. (КБМЗ), сер. XIX в. (Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове). К иллюстрациям деяний и чудес, связанных с именем Н. уже как епископа, относятся гравюры, сопровождающие печатные тексты Киево-Печерского Патерика, напр. работы мон. Илии 1656 г. в книге «Патерик, или Отечник, Печерский» (К., 1661. Л. 154 об. (РГБ)). Гравюра разделена на 2 части, в верхней представлен святой на фоне ландшафта. Он облачен в фелонь, омофор, без головного убора, так что видно гуменцо на главе, благословляет высоко поднятой правой рукой, на отведенной в сторону левой руке держит Евангелие. В условном пейзаже все же можно увидеть намек на гористую местность, характерную для киевского мон-ря, слева - отверстая пещера, в устье к-рой дана сцена искушения Н.

http://pravenc.ru/text/2565346.html

На головах Богоматери и Христа пышные короны закрытого типа. На груди Богоматери широкое ожерелье из неск. рядов цепей посередине, обрамленных с 2 сторон жемчугом,- это драгоценные привесы на Ченстоховской иконе, традиционно воспроизводившиеся на ее многочисленных списках. На ксилографии из Толковой Псалтири (К., 1697) гравер с точностью изобразил эти основные особенности Л. и. На списках, копировавших чудотворную икону, центральное место в композиции занимало изображение Богоматери с Младенцем. Списки, к-рые писали непосредственно с чудотворного образа, имели пространную надпись об истории иконы под центральным образом Богоматери с Младенцем (икона XVIII в. (?) из Спасо-Преображенской ц. в Любече). Во 2-м, позднем варианте данного извода надпись внизу иконы отсутствовала (икона «Любецкая Богоматерь», XIX в., храм-музей икон «Неувядаемый Цвет», д. Исаково Солнечногорского р-на Московской обл.; 51×42 см). К числу более редких относятся списки, копировавшие сложносоставную икону работы иером. Иннокентия (Щирского). В XVIII-XIX вв. изображения Л. и. вошли в многочисленные гравированные и иконописные своды Богородичных икон (гравюра нач. XIX в. «Двенадцать икон Богородицы» - под 7 мая изображено «Явление иконы Пртыя Бцы Любецкой»; гравюра 1-й пол. XVIII в. «Образ сорока явлений Пресвятыя Богородицы» - во 2-м ряду 11) «Изображение чудотворнаго образа Пртыя Бцы Любецкой яже принесе излюбеча в kieb Селивестру Kiebcku мирополи inocmabiшa вцркви cbmoi Coфiu»; гравюра кон. XVIII в. «Изображение 130 икон Богородицы» - 12) с подписью: «Любецкая» ( Ровинский . Народные картинки. Т. 3. С. 473, 476, 478. 1212, 1214, 1216). Лит.: Евгений (Болховитинов), митр. Описание Киевософийского собора и Киевской иерархии. К., 1825. С. 49; Димитрий Ростовский, свт. Соч. М., 18396. Т. 1. С 486-487; Скворцов И. М., прот. Описание Киево-Софийского собора по обновлении его в 1843-1853 гг. К., 1854; Милорадович Г. А. Антониевский Любечский муж. мон-рь. [Чернигов, 1860]; он же. Любеч Черниговской губ.

http://pravenc.ru/text/2561034.html

На обоих портретах фоном служит лесной пейзаж с пустынькой старца (изображения пустыньки см., напр.: АФВМ. Bd: 15. Л. 45; Собрание видов местностей о-ва Валаама, рисованных с натуры худож. П. И. Балашовым, изд. усердием валаамского настоятеля игум. Дамаскина с братиею. [СПб., 1863]. 16 (литография с тоном); один из экземпляров альбома - в собрании Нововалаамского мон-ря в Финляндии). Портрет из музея в Куопио более профессиональный по художественному исполнению, близок к академической традиции. Не исключено, что до наших дней дошли оригинал и творческая копия с него, однако стилистика музейного портрета не позволяет датировать его раньше того времени, когда Н. уже был уволен с должности настоятеля и вернулся в Саров. Именно этот портрет воспроизводили на гравюрах и литографиях в посвященных обители изданиях (см., напр.: Валаамский мон-рь. СПб., 1864; Валаамский мон-рь и его подвижники. СПб., 18892; Старческое наставление о. Назария. 1912). Живописный портрет Н. украшал интерьер его уединенной кельи в пустыньке: «изнеможенное лицо с зоркими глазами» ( Немирович-Данченко В. И. Наши мон-ри: Очерки и рассказы. СПб., 19045. С. 68 (Валаам); Валаамский патерик. Сортавала; М., 2003. Т. 2. С. 5). По-видимому, изображения игумена-возобновителя не раз повторяли на Валааме вплоть до нач. XX в.: напр., заказ на портреты игум. Дамаскина (Кононова) и Н. поступил от эконома архиерейского дома Перми в 1914 г. (АФВМ. Ba: 1. Тетрадь «Живописная 1914 г.». 234. Л. 3). Прп. Назарий Валаамский. Гравюра А. Афанасьева. Ок. 1853 г. Прп. Назарий Валаамский. Гравюра А. Афанасьева. Ок. 1853 г. С художественной культурой Саровской Успенской пуст. связано появление гравированных и литографированных портретов Н., восходящих к неизвестному, очевидно утраченному, живописному произведению. По облику и чертам лица подвижника подписная гравюра А. Г. Афанасьева (ок. 1853, из собрания П. С. Уваровой, ГИМ), выполненная преимущественно пунктиром, из саровского цикла портретов настоятелей и подвижников (первоначально серия существовала в виде отдельных листов и иллюстраций в кн.: Авель (Ванюков), иером.

http://pravenc.ru/text/2564620.html

Понтификат К. имел важное значение для роста международного авторитета Римского папы в период после Тридентского Собора (1545-1563). К. ревностно относился к вопросам престижа Папского престола, и пышно праздновавшийся юбилейный 1600 г. стал кульминационным моментом в прославлении папства. Гравюра 1599 г., выполненная Ф. Вилламеной по рис. М. Арконио, вероятно, была опубликована в преддверии юбилейного года ( Bury M. The Print in Italy, 1550-1620. L., 2001. P. 155). В центр помещен портрет К., обрамленный сценами, представляющими главные деяния его жизни: получение еще до избрания на Римскую кафедру жезла генерала папской армии для борьбы с османами, снятие церковного отлучения с франц. кор. Генриха IV, заключение Брестской унии 1596 г. и присоединение к католич. Церкви Западнорусской митрополии, примирение Генриха IV и Филиппа II (Вервенский мир), присоединение к папским владениям герц-ства Феррара. Внешняя политика Папа Римский Климент VIII принимает кор. Генриха IV в лоно католич. Церкви. Гравюра. Ок. 1600 г. (Lond. Brit. Museum. Prints and Drawings. 1872. 1012.898) Папа Римский Климент VIII принимает кор. Генриха IV в лоно католич. Церкви. Гравюра. Ок. 1600 г. (Lond. Brit. Museum. Prints and Drawings. 1872. 1012.898) В начале понтификата К. важнейшей проблемой был религиозно-политический кризис во Франции, связанный с борьбой наследника франц. престола кальвиниста Генриха Наваррского (впосл. франц. кор. Генрих IV) со сторонниками Католической лиги , настаивавшими на том, что королем Франции может стать только католик. Папа Сикст V лишил Генриха Наваррского права на престолонаследие (булла «Ab immensa aeterni Patris» от 9 сент. 1585); в марте 1591 г. папа Григорий XIV подтвердил его отлучение от Церкви. Сначала К. поддержал главу Конгрегации инквизиции кард. Дж. А. Санторио, выступавшего против примирения с Генрихом Наваррским. В окт. 1592 - нач. 1593 г. папа отказался вести переговоры с его послами кард. Пьером де Гонди и Жаном де Вивоном, маркизом де Пизани. В 1593 г.

http://pravenc.ru/text/1841395.html

искусство и реставрация памятников истории и культуры. М., 2011. Т. 2. С. 200-205; он же. Цельногравированная книга и гравюра в рус. рукописях XVI-XIX вв.: Кат. колл. Отд. письменных источников ЯИАМЗ. М., 2013; он же. Гравюра Луки Зубкова «Преподобные Зосима и Савватий с видом Соловецкого монастыря» и ее греч. источники//РиХВ. 2015. Вып. 4/5. С. 459-474; Рус. лубочная книга XVII-XIX вв.: Описание колл./ГПИБ; сост.: О. М. Наумук, О. Р. Хромов. М., 1994; Ходько Ю. М. Гравированные Синодики Леонтия Бунина в собраниях Петербурга//Филевские чт.: Тез. докл. М., 1995. С. 107-108; она же. Народная картинка «Всякое дыхание да хвалит Господа» и ее иконогр. источники//Випперовские чт.- 1997. М., 1999. [Вып. 30]. С. 156-161; Сытова А. С. М. Артемьев - «фундатор» гравировальной фабрики в Москве//Народная картинка XVII-XIX вв. СПб., 1996. С. 104-117; Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в имп. России. М., 1996; Воронина Т. А. О бытовании лубочных картинок в рус. народной среде в XIX в.//Випперовские чт.- 1997. М., 1999. [Вып. 30]. С. 192-211; Зарицкая О. И. Литогр. мастерская Троице-Сергиевой лавры и ее значение для творческой деятельности мон-ря в XIX в.//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Мат-лы междунар. конф. М., 2000. С. 412-429; Бабушкина И. М. Кирилло-Белозерский мон-рь в изображениях XVIII-XIX вв.//Кириллов: Краевед. альм. Вологда, 2001. Вып. 4. С. 126-141; Гамлицкий А. В. Лицевые «Страсти» Леонтия Бунина: К вопросу о западноевроп. образцах рус. искусства рубежа XVII-XVIII вв.//Филевские чт. М., 2003. Вып. 10. С. 150-162; Ермакова, Хромов. Рус. гравюра на меди; Князева С. Ю., Хромов О. Р. Гравированный Синодик Ивана Любецкого и Ивана Зубова 1730-х гг. из собр. МГОМЗ//Коломенское: Мат-лы и исслед. М., 2008. Вып. 11. С. 163-178; Шаманькова А. И. Гравюры духовного содержания в собр. А. В. Олсуфьева: Обзор колл.//РНБ и отеч. худож. культура: Сб. ст. и публ. СПб., 2009. Вып. 4. С. 28-57; Нор Н. В. История Иосифа Прекрасного в повествовательной иконографии XVII-XIX вв.//Забелинские науч.

http://pravenc.ru/text/2110755.html

Paper Icons: Greek Orthodox Religious Engravings, 1665-1899. Athens, 1990. Vol. 1, 2. N 453, 455; Гравюра Греческого мира. 1997. С. 16, 21, 23. 6а-б, 30, 37). Чудо обретения И. и. прп. Гавриилом, с крестным ходом идущим к морю из врат мон-ря, помещается также на гравюрах, изображающих Иверский мон-рь или панораму Афона (Гравюра Греческого мира. 1997. С. 20-21. 26). К болг. примерам И. и. со Сказанием принадлежит литография XIX в. из мон-ря в Арбанаси. Лит.: Bakalova E. Zwei Ikonen der Muttergottes Portaitissa (von Iviron) in Bulgarien//ΔΧΑΕ. 1993/1994. Περ. 4. Τ. 17. Σ. 347-358; Гравюра Греческого мира в моск. собраниях: Кат. выст. М., 1997; Смирнова Э. С. «Смотря на образ древних живописцев...»: Тема почитания икон в искусстве Средневек. Руси. М., 2007. Э. П. И. Списки И. и. в XX в Под названием «Монреальская» (празд. 11 нояб.) прославилась чудотворная мироточивая И. и., список афонского первообраза, созданный в 1981 г. мон. Хризостомом в греч. келлии в честь Рождества Христова на Афоне. Осенью 1982 г. правосл. паломник, испанец по происхождению Иосиф Муньос Кортес (13 мая 1948 - 31 окт. 1997), сбившись с пути, остановился в скиту на ночлег. Там он увидел икону и просил продать ее, предложив все имевшиеся у него деньги, но получил отказ. После горячих молитв на литургии Иосиф покинул скит, но был остановлен настоятелем игум. Климентом, к-рый вручил ему икону со словами, что Матери Божией угодно отпустить с ним Свой образ в мир. В афонском Иверском монастыре Иосиф приложил икону к древнему чудотворному первообразу. По возвращении в Монреаль (Канада) 3 нояб. 1982 г. Иосиф поместил икону в домашний иконостас рядом с частицами мощей Киево-Печерских святых и иконой-фотографией (по др. версии, частицей мощей) вел. кнг. прмц. Елисаветы Феодоровны и ежедневно читал перед ней акафист. Спустя 3 недели, 24 нояб., Иосиф проснулся от сильного благоухания, а на другой день обнаружил его источник - из руки Пресв. Богородицы истекало миро. Вскоре мироточивая икона была освидетельствована архиеп.

http://pravenc.ru/text/293359.html

От корки до корки Теме резных святынь в церковном убранстве аккомпанируют представленные здесь же печатные книги, иллюстрированные гравюрами. Это неспроста. Ведь старинное русское выражение «прочесть от корки до корки» означает «от конца до конца»: в старину переплет делали из дуба или из липы. Да и первые иллюстрации в печатных книгах – гравюры, пришедшие на смену миниатюрам в рукописных книгах – поначалу были оттисками с деревянной доски. В «книжной» части выставки что ни экспонат – то раритет. Например, изданный в 1680 году «Синопсис» настоятеля Киево-Печерской лавры архимандрита Иннокентия (Гизеля, + 1683-1684) – первый в истории официально опубликованный краткий очерк русской истории с древнейших времен до последней четверти XVII века. Он выдержал 25 переизданий, получил общеевропейскую известность. Его первые главы посвящены ветхозаветным событиям (автор прокладывает историю славянского рода от младшего Ноева сына Иафета), так что гравюра известного украинского мастера Афанасия К. с изображением жертвоприношения спасшегося после Потопа семейства здесь вполне уместна. Житие преподобного Варлаама и царевича Иоасафа, составленное св. Иоанном Дамаскиным, напечатано в православном Кутейнском монастыре (тогда – территория Речи Посполитой) в 1637 году. В Николо-Угрешский монастырь оно угодило весьма примечательным образом: его внес в качестве вклада известный авантюрист XVII века Маттиас Шляков-Чешский, (в православном крещении – князь Лев Александрович Шляков). А вот Триодь Постная из соседнего с Коломенским дьяковского храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи напечатана в киевской лаврской типографии при участии выдающегося местного гравера Памвы Берынды (+1632). Гравюра на заглавную тему – пример одной из самых ранних известных нам иллюстраций не на фронтисписе, а в самом теле текста. «Первая подписанная художником-автором гравюра среди московских изданий – Евангелист Лука – находится вот в этом Апостоле, изданном последователем и учеником Ивана Федорова Андроником Тимофеевым Невежей в 1597г., - говорит хранитель фонда редких, рукописных и старопечатных книг МГОМЗ Светлана Князева. – Общий тираж ее составил 1050 экземпляров. Сейчас известно и учтено около полусотни из них, и мы очень гордимся, что один – у нас. После издания Апостола долгое время книгопечатные иллюстрации оставались анонимными. Только во время правления Алексея Михайловича, когда к нам стали проникать европейские идеи и достижения, начали укрепляться связи между киевской и московской школами книгопечатания. И в 1658 году московский гравер и художник Захарий Лукин снова ставит свою подпись на гравюре в Требнике – копии киевского издания Петра Могилы 1646 года».

http://e-vestnik.ru/reports/kolomenskie_...

Однако этот извод не оказал существенного влияния на рус. иконографию. Серб. вариант парного портрета святителей в митрах, держащих книги, запечатленный на ксилографии 1741 г., мог послужить основой для поясных образов К. и Мефодия, исполненных в академической манере худож. И. К. Дорнером в 1848-1852 гг. для иконостаса Исаакиевского собора в С.-Петербурге - главного храма столицы, проекты и эскизы для к-рого утверждались Синодом и императором. Формирование новой иконографии равноапостольных братьев было связано с юбилейными событиями 2-й пол. XIX в. Приближение празднования 1000-летия Российского гос-ва (1862) побудило поднять вопрос о возобновлении церковного почитания К. и Мефодия. Богослужебные преобразования и необходимость создания соответствующих празднику парных икон К. и Мефодия обусловили появление новой иконографии. В репортаже И. С. Аксакова о 1-й службе святым 11 мая 1862 г. в ц. мц. Татианы при Московском ун-те есть упоминание о «подписке на сооружение иконы Кирилла и Мефодия… и собрано до 300 руб. серебром»; чуть позже автор свидетельствовал, что икона выставлена в этом храме на поклонение ( Аксаков. 1865. С. 538, 540). Совр. местонахождение иконы неизвестно. Необходимость разработки новой иконографии была связана с отсутствием представлений о древних изображениях св. братьев. В сложении новой кирилло-мефодиевской иконографии особую роль сыграло искусство монументальной скульптуры. Одним из первых изображений равноап. братьев стали их горельефные фигуры, исполненные скульптором М. А. Чижовым для памятника 1000-летия Российского гос-ва, установленного в Вел. Новгороде в 1862 г. (архитекторы М. О. Микешин, И. Н. Шредер). Равноапостольные Кирилл и Мефодий. Гравюра Л. А. Серякова по рис. Ф. А. Бронникова. 1866 г. Равноапостольные Кирилл и Мефодий. Гравюра Л. А. Серякова по рис. Ф. А. Бронникова. 1866 г. В том же году по инициативе Г. И. Ширяева, владельца типографии в С.-Петербурге, было напечатано жизнеописание К. и Мефодия, к-рое предваряла гравюра М. В. Старикова по рис.

http://pravenc.ru/text/1840253.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010