во имя И. и прп. Амфилохия Почаевского в Почаевской ДС, ок. 2006), разработаны новые иконографии. Так, на совр. живописной иконе почаевские святыни и Почаевские чудотворцы представлены на фоне вида лавры, прп. Амфилохий и И. поддерживают Почаевскую икону Божией Матери (Свято-Успенская Почаевская лавра. 2009. С. 3). Образ И. включен в композицию «Явление Божией Матери и преподобного Иова Почаевского во время осады Почаевской обители турками в 1675 году». Наиболее ранние образцы - гравюра на меди нач. XVIII в. (по указанию Д. А. Ровинского, 1704) Никодима Зубрицкого (Зубржицкого) ( Турченко. 1964. С. 291; см. также: Ровинский. Народные картинки. Кн. 4. С. 722; Он же. Словарь граверов. Стб. 267. 69; гравировальная доска хранилась в Киево-Печерской типографии), эстамп А. Гочемского. Большое живописное полотно на этот сюжет было создано еп. Анатолием (Мартыновским) в нач. 40-х гг. XIX в. (при входе на лестницу в пещерную церковь хранится копия «с ветхаго оригинала, писаннаго преосвящ. епис. Анатолием»; см.: Свято-Успенская Почаевская лавра. 2009. С. 5). Очевидно, эта картина была использована худож. В. В. Васильевым в росписи сев. стены Успенского собора лавры (1874, поновления посл. треть XX в.; см.: Свято-Успенская Почаевская лавра. 2007. С. 68), а в 80-х гг. XIX в. почаевским иером. Паисием - в стенописи над входом в пещерный грот со св. мощами И. Святой представлен в схиме, стоящим в облаках одесную Пресв. Богородицы, простирающей омофор над Почаевской обителью. Сюжет «Осада турками Почаева» встречается также в одном из клейм, иллюстрирующих чудеса, на живописных и гравированных повторениях Почаевской иконы Божией Матери. К ним относятся, напр., редкая гравюра на шелке кон. XVII - нач. XVIII в. ( Бочковська В. Piдkicha гравюра на шовку//Сакральне мистецтво Boлuhi: Наук. зб. Луцьк, 2008. С. 152-154); ксилографическая доска XVIII в., поступившая из Почаевской лавры в ЦАМ КДА (НКПИКЗ; см.: Каталог збережених пам " яток. 2002. С. 66. 512); волынская икона 2-й пол. XVIII в. мастерской Почаевской лавры (возобновлена в 1913 старанием церковного старосты А. Н. Орленко и его супруги, НКПИКЗ; см.: Православная икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 124-125); гравюра кон. XVIII - нач. XIX в. (ЦАК МДА; см. также экземпляры 2-й пол. XVIII в., 1830 г. и др.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 518-519); икона 1-й пол. XIX в. в окладе из рус. ц. Покрова Пресв. Богородицы в Хельсинки. Здесь И., как правило, представлен в земном поклоне, с разведенными в стороны руками, его голова не покрыта.

http://pravenc.ru/text/578150.html

Черниговского (К., 1674); в Акафистах (К., 1693) - с избранными преподобными на полях. Образ А. с клеймами жития работы мастера Илии имеется в изд. Киево-Печерского патерика 1661 г. Успение преподобного помещено на заставке «Минеи общей с праздничной» (К., 1680). Известны аллегорические композиции с образом А.: гравюра из книги Иннокентия (Гизеля) «Мир с Богом человеку» (К., 1669), посвященная царю Алексею Михайловичу ,- А. и прп. Феодосий в виде шестикрылых серафимов; гравюра из «Минеи общей с праздничной» (К., 1680), посвященная царю Феодору Алексеевичу ,- А. с крестом в правой и венцом в левой руке; гравюра на взятие Азова (см. Азовская икона Божией Матери ) работы Л. Тарасевича (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702) - в рост, с непокрытой головой; гравюра «Венец Пресвятой Богородице» мастера Илии (Патерик, или Отечник, Печерский, 1661) - А. представлен по пояс, «яко солнце сияяй», прп. Феодосий «яко луна», преподобные иноки Киево-Печерские в виде звезд вокруг Богородицы с Младенцем. Лит.: Ровинский. народные картинки. Т. 3-5; Петров Н. И. Альбом достопримечательностей церковно-археологического музея при КДА. К., 1913. Вып. 2. С. 20, 4465. С. 29-33; Вып. 3. С. 46. Рис. 24; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. С. 143-144. 92; Т. 2. С. 35-36, 65, 492. 380, 416, 1028; Маясова Н. А. Древнерусское шитье. М., 1971. С. 13-15; Украинские книги кирилловской печати XVI-XVIII вв.: Каталог изданий, хранящихся в ОР ГБЛ. М., 1976-1990. Вып. 1-2; Гусева А. А. Старопечатная книга//1000-летие русской художественной культуры: Каталог. М., 1988. С. 426; Малков Ю. Г. Художественные памятники Псково-Печерского монастыря//Древний Псков: История, искусство, археология. М., 1988. С. 200-203, 211; Сорок сороков. Т. 1. С. 212; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 55-56; Каталог ГТГ. Т. 1. С. 70-71. Кат. 16; Русские монастыри: Искусство и традиции/ГРМ. Б. м., 1997. С. 110. И. Б. Черномаз Рубрики: Ключевые слова: АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп.

http://pravenc.ru/text/115866.html

Гравюра на металле «Tota Pulchra». 1502 г. Париж. («Часослов Девы Марии», употреблявшийся в Риме. Издание Тильмана Кервера). В католической культуре роза носит также название «Mistica Rosa» («Таинственная роза»). Хотя традиционно «Древо Иессеево» в западноевропейском искусстве было представлено иконографией генеалогического древа Христа, произраставшего от Иессея, отца Давида. Книги Песнь Песней Соломона, премудрости Иисуса, сына Сирахова, пророка Исаии, Псалтирь. Блаженный Иероним Стридонский при создании «Книги о еврейских именах» («Liber de nominibus hebraicis») на основе аналогичного сочинения Филона Александрийского и новозаветных толкований Оригена на латыни применял этот эпитет к Богородице. См.: Eusebii Hieronymi . Liber de nominibus hebraicis//PL. 23. Col. 886. Uittenbogaard A . Etymology and meaning of the name Miriam. Abarim Publications//URL: . См.: Lausberg H. Der Hymnus «Ave maris stella». Köln: Westdeutscher Verlag, 1976. «…вся средневековая Европа совершала паломничества в Испанию, в Сантьяго-де-Компостела (лат. «Campus Stellae», «Место, обозначенное звездой»). В 813 г., как гласит церковное предание, живший в этой местности монах-отшельник Пелайо, следуя за некоей путеводной звездой, обнаружил ковчег с мощами, которые оставались нетленными. Традиция идентифицирует их с мощами св. апостола Иакова. Паломники, следовавшие по этому пути, пели гимны к Пресвятой Деве Марии, и поскольку город находится не так уж далеко от побережья, в завершение пути они могли увидеть яркую звезду, сиявшую на небосклоне над величественным морем». См.: Буко А. (OFMConv). Путешествие по саду Марии//Брат Солнце. 2012. 1 (25). С. 24. Гравюра на металле «Tota Pulchra». 1503 г. Париж. («Часослов Девы Марии», употреблявшийся в Руане. Издание Антуана Верара). Гравюра на металле « Tota Pulchra». 1510 г. Париж («Часослов Девы Марии», употреблявшийся в диоцезе Анже. Издание Симона Востра). Гравюра сопровождается текстом из Книги Притчей Соломоновых: «Nondum erant abyssi, et ego iam concepta eram…» ( «Я родилась, когда еще не существовали бездны…» (Притч.8, 24)). «Это было связано, конечно, с тем, что очень рано (может быть уже с XII в.) на службе в день Зачатия Богородицы, 8 декабря, полагалось “чтение” именно из Притч. 8, 22–30... Это предрасполагало видеть в Премудрости именно Богоматерь — “окончательную цель вечного совета”…» ( Флоровский Г., прот. О почитании Софии, Премудрости Божией, в Византии и на Руси//Альфа и Омега. 1995. 4. С. 160).

http://bogoslov.ru/article/6193332

«Святой Афонской горы Божья матерь Афанасию дает вот тебе злата кошелек построй на сем месте храм» ( sic ). Кроме того здесь изображен св. вм. Пантелеимон и святит. Митрофан Воронежский на голубом фоне. Изд. игум. Герасимом и монахом Иринием ( sic ), там же. ‘ σναξις τν ιβ ποστλων (на меди), в красках. Св. в.м. Пантелеимон, – гравюра издан. в Руссике на Афоне. Покров Богородицы и св. Пантелеимона, – грав. там же. Св. вм. Георгий, – восточная гравюра, издан. монахом монаст. Ксенофонта в 1798 г., в Брояно, на Афоне. Св. архангел Михаил, – афонская гравюра 1858 г. Св. Николай и события из его жизни и чудеса, – гравированы в Вене, в 1753 г. ‘ Δετερα Παρουσα (Второе пришествие Христово), – афонская гравюра в 2-х экземплярах. Священномученик Григорий V-й, патриарх Константинопольский, – портрет, гравированный в Одессе у Алексомати, в 1864 г. XIV. Фессалия. Альбом фессалийских видов на 34-х листах к которым еще присоединены заглавие и две литографированные карты. Снимки, а также и заглавный лист сделаны весьма аккуратно от руки спутником о. Порфирия в путешествии по Фессалии в 1859 г., в апреле и мае месяцах, как отмечено на листах, начиная с 8-го; только снимки на последнем листе, к которому они приклеены, гравированы и, несомненно, взяты из какого-либо французского издания. Кроме того, здесь приложены два не нумерованных фотографических снимка с церкви св. Софии в Солуне и римских ворот там же, – оба в 2-х экземплярах. Снимки, по-видимому, приготовлены к изданию. Вначале альбома приложен довольно краткий перечень рисунков, писанный рукой о. Порфирия; его же рукой писаны и надписи на каждом листе альбома. В этом альбоме находятся следующие виды и снимки: 1. Фессалия (заглавие). Скала и монастыри Метеорские в Фессалии (Rochers et convents des Météors en Thessalie), – карта взятая из атласа, приложенного к «Missionarchéologiqne de Macédoine. Par L. Heuzey et Η. Daumet», издан. французск. министерством народного просвещения (Paris 1876), pi. F. Itinéraire entre la Macédoine et la Thessalie, – оттуда же, ρl. В.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Фрагмент дарственной надписи Иова Княгиницкого (Иезекииля Тисменицкого) на «Книге о постничествγь» свт. Василия Великого (Острог, 1594) Титульная страница «Книги о постничествγь» сет. Василия Великого (Острог, 1594) Гравюра «Свт. Василий Великий » из «Книги о постничествγь» (Острог, 1594) Икона Божией Матери «Игумения Святой Горы Афон» с картой афонских монастырей Прп. Иов (Княгиницкий) Тисменицкий (1550–1621) Святая Гора Афон. Гравюра XIX в. Святая Гора Афон. Гравюра, 1768 г. Вид со стороны афонской отшельнической келии. Фото Сергея Шумило, 2013 г. Иоанн Вишенский и древнерусский монастырь на Афоне. Русик как центр духовного просвещения Проводы прп. Антония Печерского на Русь в афонской обители «Ксилургу». Худ. В. И. Нестеренко Древнерусская обитель «Ксилургу» на Афоне. Фото Сергея Шумило, 2016 г. Древнерусская обитель «Ксилургу» на Афоне. Фото Сергея Шумило, 2016 г. Древнерусская обитель «Ксилургу» на Афоне. Фото Сергея Шумило, 2016 г. Древнерусская обитель «Ксилургу» на Афоне. Фото Сергея Шумило, 2016 г. Древнерусская обитель св. Пантелеимона («Нагорный», или «Старый Русик») на Афоне, башня свт. Саввы Сербского . Фото Сергея Шумило, 2015 г. Икона всех Афонских Преподобных с картой монастырей Святой Горы. Румынский скит «Продром» на Афоне, 1859 г. Древнерусская обитель «Старый Русик» на Афоне. Фото XIX в. Развалины древнерусской обители «Старый Русик» на Афоне. Фото нач. XIX в. Древнерусская обитель «Старый Русик» на Афоне, сев.-вост. сторона, 1744 г. Рис. В. Григоровича-Барского Панорама Бреста. Гравюра Э. Дальберга, 1657 г. «Апофазис» – акт антиунийного Православного Собора в Бресте 1596 г. о низложении епископов, отошедших в унию Подпись игумена Афонского Пантелеимонова монастыря архим. Матфея под «Апофазисом» – актом антиунийного Православного Собора в Бресте 1596 г. Начальные страницы переведенного о. Киприаном Острожанином в 1603 г. произведения митр. Гавриила Севира «Синтагматион» Запись о копировании о. Киприаном Острожанином рукописи в Остроге 12.02.1598 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

храмах Литвы. Они, как правило, точно воспроизводят чтимый образ с т. зр. иконографии и стиля. На иконе из местного ряда иконостаса Константино-Михайловской ц. в Москве (1913) изображение отредактировано с учетом древней правосл. традиции (изображение одежд) и выполнено в более условном стиле. Иконография Богоматерь. Гравюра. Кон. XVI — нач. XVII в. Мастер Том де Лё, перегравировка с листа работы Иеронима Вирикса (б-ка Католиче-ского ун-та в Люблине) Богоматерь. Гравюра. Кон. XVI — нач. XVII в. Мастер Том де Лё, перегравировка с листа работы Иеронима Вирикса (б-ка Католиче-ского ун-та в Люблине) Согласно высказанной Нарбутом визант. версии происхождения О. и., представленное на ней поясное изображение обращенной влево Богоматери со сложенными на груди руками представляет собой фрагмент композиции «Благовещение». В действительности образ иконографически восходит к западноевроп. источникам и тематически не связан с Благовещением. Изначально О. и. имела парное изображение представленного в развороте вправо Христа Спасителя мира, вместе с к-рым составляла единую смысловую и иконографическую программу. Написанный на аналогичной дубовой доске тех же размеров образ Христа находился в нише на внешней стене Острой брамы. В кон. XVIII в. он был заменен или полностью переписан и перенесен в костел св. Терезы, а с 1845 по 1953 г. находился в кафедральном соборе Вильнюса (ныне в Музее церковного наследия в Вильнюсе). В нише также сохранились остатки стенописного изображения Христа того же иконографического типа. Остробрамская икона Божией Матери, с чудесами. Гравюра. Ок. 1801 г. Остробрамская икона Божией Матери, с чудесами. Гравюра. Ок. 1801 г. Изображения Христа и Богоматери восходят к парным гравюрам, выполненным фламанд. гравером Иеронимом Вириксом (1553-1619) по рисункам Мартина де Воса (1532-1603). Графические диптихи такого типа известны у мн. фламанд. граверов и восходят к традиции парного изображения Христа в терновом венце и скорбящей Богоматери со скрещенными на груди руками, сложившейся в XV в.

http://pravenc.ru/text/2581661.html

В 1820 году, по Высочайшему повелению, был послан в Палестину (вместе с Д. В. Дашковым) академик М. Н. Воробьев, для снятия видов и планов с храма иерусалимского, и своими картинами он первый познакомил нашу публику с Св. местами и предметами Палестины. Возвратясь в Петербург, он с некоторых картин своих успел сделать несколько копий; скончался в 1855 г. (Некролог: Макс. Никиф. Воробьев, Моск. Ведом. 1855, 149 и 157, статьи Н. Рамазанова. О Макс. Н. Воробьеве, ст. Вас. Петрова, Спб. Ведом. 1859 г. Картины его были следующие: 879) Иерусалим, три картины, находятся у Государыни Императрицы, короля прусского и графа Бенкендорфа; гравюра в «Картинах Русск. Живописи», Спб. 1846, стр. 139. (По поводу этой картины Воробьева, написана была Е.П. Гребенкою статья «Иерусалим», в том же издании). 880) Гроб Господень, его же, две картины, находятся в Имп. Эрмитаже и в церкви Г-жи Новосильцовой, по Парголовской дороге; гравюра в Картин. Р. Живописи, стр. 219. 881) Внутренность церкви на Голгофе, его же, два вида, один у Государя Императора, другой в Эрмитаже, под 882) Внутренность вертепа Р. Хр. в Вифлееме, его же, четыре картины, в Эрмитаже под у короля и принца прусских; гравюра в Картин. Р. Живоп., стр. 313. 883) Внутренность армянской церкви в Иерусалиме, наход. в Эрмитаже, под 884) В брошюре «Ф. П. Прянишников, Спб. 1870», на стр. 175, упоминаются еще две картины М. Н. Воробьева в Эрмитаже: «Внутренний вид церкви св. елены в храме Воскресения Христова» и «вид этой же церкви» (т. е. храма Воскресения?); но в каталоге Эрмитажа (Спб. 1863) мы их не находим. 885) Вид Мертвого моря, его же, два вида – у Государя Императора и в галерее Прянишникова: гравюра в Утрен. Заре 1840, стр. 304 (Справ. Словарь. 1854. III, 304; Ф. И. Прянишников, Спб. 1870, с. 85–86, 127. 174–175). 886) Вид Мертвого моря, картина Гр. Чернецова († в июле 1865), в Академии Художеств. 887) Вид места насыщения пятью хлебами пяти тысяч народа, его же – в галерее Прянишникова. (Ф. И. Прянишников. Спб. 1870, стр. 131:136).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но оттисков и досок с этих предполагаемых рисунков мы не имеем и прилагаемый здесь вид Кириллова монастыря с издания 1720 года остается для нашего времени древнейшим. Гравюра 1720 года принадлежите резцу Алексея Ростовцева, известного ученика Пикара 1309 , и исполнена на медной доске размером в 56х63 сантиметров. Д. А. Ровинский, не имел, повидимому под руками ни этой доски, ни оттисков с нее. В IV книге «Русских народных картинок» (СПБ. 1881, стр. 490), сославшись, на экземпляр «Пуб. биб. Собр. Даля, 80», он пояснил, что существует «вид Белозерского монастыря на образе преподобного Кирилла Белозерского, в большой лист с надписью: «Ново издадеся тиснением изобразися апскг при архимандрите иринархе в санкт питер бурхе. Грыдоровал Алексе ростовцев». Но на подлинном рисунке надпись гораздо полнее (см. прилагаемый оттиск), год гравирования показан не 1723-ий (апскг), а 1720-ый (апск) и самая гравюра представляет собою не образ преп. Кирилла, а такую же композицию, что и гравюра 1742-го года 1310 . К настоящему времени доска 1720 года, принадлежащая Кирилло-белозерскому монастырю 1311 , сохранилась в значительно поврежденном виде. Вследствие многих неровностей, лишающих возможности печатать с нее непосредственно как «холодным» так и «горячим» способами 1312 , для прилагаемого оттиска с нее пришлось удовольствоваться одним отпечатком, полученным после долгих усилий холодным путем, и затем перевести этот снимок для печати на литографский камень 1313 . Б. План Кирилло-белозерского монастыря из альбома К. М. Бороздина (1809 года) План этот (из 2-ой части «Рисунков и чертежей к путешествию по России по Высочайшему повелению статского советника Константина Бороздина в 1809 году» 1314 , хранящихся в Имп. Публичной Библиотеке) был снят в то время, когда в Кириллове монастыре еще существовали некоторые из старинных зданий, ныне частью разрушившихся, частью перестроенных. В нашем издании размер чертежа (исполненного в подлиннике красками) значительно уменьшен. Объяснения к «плану» приводим здесь из второй части «Рисунков и чертежей» дословно, а необходимые к ним поправки указываем в подстрочных примечаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Некоторым подтверждением его, по-видимому, может служить изображение в Хиландарском соборе, где фигура царя имеет надпись: « προφτης ωλ " 2815 ; а также указанная г. Тихановым гравюра в Деяниях апостольских, изданных в Венеции в 1818 г., с такой же надписью. Относительно первого из указанных примеров мы позволяем себе выразить некоторое сомнение: при посещении Хиландаря в 1888 г. мы лично видели в алтаре собора над фигурой царя надпись: » κσμος«; другого подобного изображения в Хиландарском соборе нет. По всей вероятности, надпись Дидрона сделана не с оригинала, но со слов монаха-руководителя, недоверявшего компетенции иконописцев и изъяснявшего эту фигуру по своему личному соображению. Второй из указанных примеров не подлежит никакому сомнению. Но una hirundo non facit ver (»Одна ласточка не делает весны», лат. – эл. Ред.). Памятник относится к новейшей эпохе иконографии, когда получило полную силу свободное обращение с древними иконографическими формами и в их экзегетику допущен был субъективный элемент. Памятник этот – гравюра, которая вообще трактовалась иначе, нежели икона или стенописное изображение; притом – это гравюра венецианского издания, на турецком языке, для которой подражание старине не было делом важным. А потому она не может быть принята в качестве критерия при изъяснении форм древней иконографии. Гравер, истолковывая фигуру царя в смысле пророка, опирается исключительно на теоретическое, возможно его личное, соображение; ни одного древневизантийского памятника с такой надписью нет. Должны ли мы оставить в стороне прямой путь к решению вопроса – путь наблюдения и сравнения памятников древности – и принять на веру соображение гравера? Против достоверности этого соображения свидетельствует прежде всего сама форма рассматриваемого изображения: это царь в короне, иногда в багряной одежде, даже в царском далматике. Признать его пророком невозможно. И если гравер XIX в. поставил над фигурой царя в короне 2816 надпись: «прор. Иоиль», то уже одно это может разрушить всякую веру в его иконографическую компетентность: очевидно, он незнаком был с усвоенными православной иконографией одеждами ветхозаветных пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Соч.: Очерки из истории слав. орнамента: Человеческая фигура в рус. тератологическом рукописном орнаменте XIV в. СПб., 1913. (ПДПИ; 183); Троицкий собор Александровской Слободы//Изв. Об-ва преподавателей графических искусств. М., 1916. 4/6. С. 22-30; Древний Псков и его худож. жизнь. М., 1923; Древние подмосковные: Александровская слобода, Коломенское, Измайлово. М., 1923; Организация массы в архитектуре//Изв. Иваново-Вознесенского политехн. ин-та. 1923. Т. 7. Вып. 2. С. 5-27; Вел. Новгород и его худож. жизнь. М., 1924; Византийское и рус. искусство: Учеб. М., 1924; Древнейшая рус. гравюра//Гравюра и книга. М., 1924. 2/3. С. 25-27; Книгопечатание в России в XVI-XVII вв.//Книга в России. М., 1924. Ч. 1. С. 63-126; Очерки декоративного искусства Др. Руси. М., 1924; Забытая подмосковная «Пехра-Яковлевское». М., 1925; «Тверские» врата Александровской слободы//Тр. отд. археологии РАНИОН. М., 1926. Вып. 1. С. 76-83; Худож. памятники Москвы и городов Моск. губ. М., 1928; Возникновение моск. искусства. М., 1929. Т. 1; Ориентализмы в первопечатном моск. орнаменте//Тр. секции археологии/РАНИОН. М., 1929. Вып. 4. С. 329-338; О стиле рус. архитектуры XVII в.//Тр. секции истории искусства/РАНИОН. М., 1930. Вып. 4. С. 138-149; Проблема происхождения древнерус. столпообразных храмов//Тр. Кабинета истории материальной культуры МГУ. М., 1930. Вып. 5. С. 17-50; Моск. Кремль: Стены и башни//Архитектура СССР. 1935. 10/11. С. 68-76; Новое здание гостиницы Моссовета//Там же. 2. С. 59-67; Первопечатная рус. гравюра//И. Федоров первопечатник. М., 1935. С. 73-93; Рус. ампир. М., 1935; Архитектура Истры и ее значение в общем развитии рус. зодчества//Ежегод. Музея архитектуры. М., 1937. 1. С. 9-51; Природа архитектурного музея//Тр. МИФЛИ. М., 1937. Т. 2. С. 65-77; Проблема творчества Баженова//Академия архитектуры. М., 1937. 2. С. 7-15; Пространство у Баженова и моск. архит. традиция//Там же. С. 55-57; Скульптурная декорация в древнерусском каменном зодчестве//Архитектура СССР. 1937. 1. С. 51-57; Чертежи А. Н. Воронихина: Колл. Музея архитектуры. М., 1938; Архитектурная проблемология в ист. аспекте. Воркута, 1943; Неск. слов о древнейшем датированном памятнике моск. литья//Искусство Др. Руси: Проблемы иконографии. М., 1994. С. 189-198; Теория архитектуры/Сост.: В. В. Кириллов, И. Л. Кызласова. М., 1994 [Список тр.: С. 470-475]; К вопросу возникновения Петропавловского собора в Ленинграде//Петербургские чт., 96. СПб., 1996. С. 78-79; Художественно-археол. памятники Чебоксар/Публ. и вступ. ст.: А. И. Мордвинова//Художественная культура Чувашии: 20-е гг. Чебоксары, 2005. С. 211-254 (соавт.: Е. А. Некрасова).

http://pravenc.ru/text/2564844.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010