Лит.: Grand " Henry J. Institut Pontifical d " Études arabes et islamiques//DHGE. T. 25. Col. 1323-1324; An. Pont. 2008. P. 1790-1791, 1963. Папский факультет педагогических наук «Ауксилиум» (Pontificia Facoltà di Scienze dell " Educazione «Auxilium»). В 1954 г. жен. салезианской монашеской конгрегацией дочерей Марии Помощницы (см. в ст. Салезианцы ) был основан Международный ин-т педагогики и исследований религии в Турине, статуты к-рого были утверждены 13 июня 1956 г. Конгрегацией по делам монашествующих. 31 янв. 1966 г. Конгрегация семинарий и ун-тов включила ин-т в состав папского Салезианского ун-та под названием «Высший институт педагогики». 27 июня 1970 г. он стал автономным и получил новое название - «Институт дочерей Марии Помощницы», а 30 окт. 1973 г.- статус папского фак-та и совр. наименование. С 1978 г. находится в Риме (Виа Кремолино, 141). 25 июля 1986 г. Конгрегация католического образования учредила при фак-те Высший ин-т изучения религии с правом присуждения степеней по религиеведению (scientiis religiosis). Обучение и исследовательская деятельность на фак-те ведутся в рамках ин-тов методологии образования, методологии катехизации, психологии образования и социологических исследований педагогики, присваивающих степени по соответствующим специальностям, а также на курсах повышения квалификации и педагогического мастерства. С 1963 г. фак-т издает ж. «Rivista di Scienze dell " Educazione» (до 1973 «Rivista di Pedagogia e Scienze Religiose») и серии трудов по вопросам педагогики и методики обучения и катехизации «Il Prisma» (с 1984) и «Orizzonti» (с 1993). Фак-т возглавляет канцлер Салезианского ун-та, вице-канцлером фак-та является генеральная настоятельница конгрегации дочерей Марии Помощницы (в 2009 сестра И. Рёнго), управляет президент из числа преподавательниц-монахинь конгрегации (в 2009 сестра А. Чан Хьянчу). Лит.: «Auxilium»: Pontificia Facoltà di Scienze dell " Educazione: Da 50 anni sulle frontiere dell " educazione. R., 2004; An. Pont. 2008. P. 1791, 1963.

http://pravenc.ru/text/468827.html

Коллегия Сан-Паулу После революции 1910 г. и провозглашения республики проводились коренные реформы системы образования, закрепленные в т. н. Университетской конституции 1911 г. и в Статуте 1918 г. Были основаны ун-ты в Лиссабоне и Порту, высшие учебные заведения стали автономными. Изменилась и структура образования: в 1911 г. в К. упразднили богословский фак-т, на основе фак-тов философии и математики организовали фак-ты историко-филологический (Faculdade de Letras; ему предшествовали созданные в сер. XIX в. Высшие историко-филологические курсы) и естественнонаучный (Faculdade de Ciência; с 1972 Faculdade de Ciência е Tecnologia). Официально было закреплено отделение ун-та от Церкви. В 1912 г. в ун-те К. создана 1-я в стране лаборатория экспериментальной психологии, в 1921 г.- фармацевтический фак-т. Ун-т играл важную роль в разработке гос. идеологии после прихода к власти А. ди Оливейры Салазара, бывш. профессора экономики в К., и установления режима «Нового государства» (1933-1974); Оливейра Салазар нередко формировал кадровый состав правительства из числа профессорско-преподавательского состава ун-та. Памятники эпохи «Нового государства» - построенные в 1941-1966 гг. в университетском квартале (Alta Universitária) здания архива и б-ки, историко-филологического и медицинского факультетов и др. (архитекторы Ж. А. Коттинелли Телму (до 1948), К. да Силва). В 50-х гг. XX в. в студенческой среде усилилась борьба с авторитарным режимом. В 1969 г. студенческие волнения после церемонии открытия нового учебного корпуса привели к отставке ректора и министра образования. В наст. время ун-т и структурно, и топографически состоит из 3 частей. В основную часть (Alta Universitária) входят ректорат и адм. структуры, находящиеся в историческом здании ун-та вместе с юридическим, историко-филологическим и психологическим (создан в 1980) фак-тами. В эту часть также включены отделения архитектуры, биохимии, естественных наук, химии, физики, географии, геологии и математики, фак-т естественных наук и технологий (FCTUC), главная б-ка (всего в ун-те 23 б-ки) и университетский архив. Вторую часть составляют инженерные факультеты и отделения: факультеты электротехники и вычислительной техники, химической технологии, инженерно-механический, отд-ния вычислительной техники и строительства. Третья часть - это медицинский и фармацевтический факультеты, связанные с ним научно-исследовательские лаборатории (центр неврологии и клеточной биологии, центр фармацевтических исследований и др.). В 1972 г. был создан экономический факультет, расположенный несколько обособленно. В 1985 г. в честь ун-та названа Коимбрская группа, объединяющая старейшие ун-ты Европы. В 1990 г. торжественно отмечалось 700-летие ун-та. По данным на 2013 г., при общей численности населения города в 143 тыс., студентов насчитывалось ок. 23,5 тыс., преподавателей ок. 1,5 тыс. чел. С 2013 г. здания ун-та включены в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

http://pravenc.ru/text/1841702.html

В нач. XX в. в церковной среде появилось новое богословское направление, стремившееся совместить достижения науки, новые демократические взгляды на устройство общества и прежние христ. догмы. Большое влияние на развитие богословия в Н. в XX в. оказал профессор теологического фак-та Ф. Петерсен (1839-1903), в своих взглядах сблизившийся c либеральной протестант. теологией. Интересы консервативной части духовенства выражал пастор Й. К. Хёк (1838-1904; впосл. епископ Кристиансанна), активно боровшийся с новым культурным движением на всех фронтах - идеологическом, политическом и церковно-административном. Он придерживался консервативной новолютеран. теологии и был противником парламентаризма, эмансипации женщин, демократизации церковного управления. Показательным стало т. н. профессорское дело - конфликт на теологическом фак-те: с одной стороны, научная атмосфера в ун-те не должна препятствовать свободе мысли и творчества, с другой - профессора теологии должны были подготавливать буд. пасторов НЦ в русле лютеран. догм. С уходом Петерсена (1903) его место в соответствии со своим профессиональным уровнем должен был занять Й. Ординг (1869-1929). Однако большинство в руководстве фак-та во главе с С. Одландом (1857-1937) посчитало, что его богословские взгляды на церковные таинства не соответствуют лютеран. вероучению и поэтому он не может стать наставником буд. пасторов. Но в нач. 1906 г. правительство утвердило кандидатуру Ординга на должность профессора, после чего Одланд демонстративно покинул фак-т. Для противников Ординга «профессорское дело» показало необходимость создания альтернативной школы пасторов. В 1907 г. был основан самостоятельный ВУЗ - теологический приходский фак-т, в следующем году принявший первых студентов. Несмотря на общественную и внутрицерковную критику и немногочисленность студентов в первые годы существования, новый религ. вуз смог доказать свою состоятельность, пройдя гос. аккредитацию в 1913 г. Основание этого учебного заведения впервые сломало монополию теологического фак-та Ун-та Кристиании на подготовку пасторов и стало важным шагом к плюрализации и демократизации теологического образования.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

Музей изящных искусств являлся частью ун-та до 31 мая 1923 г., когда последовало постановление Наркомпроса РСФСР о передаче его в ведение отдела музеев Главнауки. С 1923 г. Антропологический ин-т носил имя Д. Н. Анучина и с 1930 г. вместе с Географическим музеем входил в состав биологического фак-та. В здании Геологического ин-та в 1924 г. открылся Минералогический музей, в 1930 г. он вошел в состав Московского геологоразведочного ин-та, образованного на базе геологического фак-та МГУ и Московской горной академии. 24 нояб. 1926 г. из ун-та была выведена Ассоциация научно-исследовательских ин-тов ФОН МГУ и создана Российская ассоциация научно-исследовательских ин-тов общественных наук (РАНИОН). В то время МГУ поддерживал связи с 37 зарубежными ун-тами. В июне 1930 г. медицинский и химический фак-ты МГУ стали самостоятельными ин-тами. В 1931 г. на базе историко-философского фак-та создается Московский ин-т философии, литературы и истории им. Н. Г. Чернышевского (МИФЛИ). В 1941 г. фак-ты МИФЛИ слились с соответствующими фак-тами МГУ, к тому времени уже восстановленными и действовавшими. В кон. 1934 - нач. 1935 г. в МГУ были защищены первые за годы советской власти кандидатские диссертации. К 1941 г. только на дневном отделении учились ок. 5 тыс. студентов. Свыше 30 профессоров и научных сотрудников стали действительными членами АН СССР. Ученые ун-та разработали учебники для высшей и средней школы. Уже 25 июня 1941 г. ушла на фронт 1-я группа студентов и сотрудников МГУ. Добровольцами МГУ была укомплектована 8-я (Краснопресненская) дивизия народного ополчения. Всего в годы Великой Отечественной войны сражались более 5 тыс. студентов и преподавателей МГУ, свыше 1 тыс. чел. награждены орденами и медалями СССР и стран антигитлеровской коалиции. С окт. 1941 г. МГУ находился в эвакуации: сначала - в Ашхабаде, а с лета 1942 г.- в Свердловске (ныне Екатеринбург). В Москву ун-т вернулся весной 1943 г., хотя занятия с оставшимися в столице студентами возобновились в февр. 1942 г. Ученые МГУ своими научными достижениями внесли значительный вклад в дело обороны страны и развития ее экономики, более 3 тыс. научных разработок было выполнено в МГУ за военное четырехлетие. 20 выпускников из числа сотрудников МГУ и МИФЛИ были удостоены звания Героя Советского Союза. Не вернулись с войны ок. 3 тыс. студентов, аспирантов, профессоров, преподавателей и сотрудников МГУ.

http://pravenc.ru/text/2564224.html

Канцлером ин-та является префект Конгрегации католич. образования, управляет президент (в 2009 проф. В. Н. Фьоччи). Лит.: Jacquard R. L " Institut Pontifical d " Archéologie Chrétienne: Journal de 50 années (1925-1975). R., 1975; Pergola Ph. Pontificio Istituto di Archeologia Cristiana//Speculum Mundi/Roma Септго intern. di ricerche umanistiche; Unione Intern. degli Istituti di Archeologia, Storia e Storia dell " Arte in Roma. R., 1991. P. 445-467; Saxer V. Institut Pontifical d " Archéologie chrétienne//DHGE. T. 25. Col. 1321-1322; Brandt O. Il cerimoniere, l " epigrafista e la fondazione del Pontificio Istituto di Archeologia Cristiana//RACr. 2007. Vol. 83. P. 193-221; An. Pont. 2008. P. 1789, 1956. Папский теологический факультет «Сан Бонавентура» (Pontificia Facoltà Teologica «San Bonaventura»; также Серафикум). Восходит к коллегии св. Бонавентуры, учрежденной для ордена францисканцев папой Римским Сикстом V (булла «Ineffabilis divinae Providentiae» от 18 дек. 1587) и располагавшейся в рим. францисканском мон-ре Двенадцати апостолов. 13 апр. 1590 г. декретом «Cum nuper» папа утвердил статуты коллегии; с 1629 г. выпускники коллегии получали степень доктора теологии. В 1873 г. коллегия была закрыта итал. правительством; в 1894 г. для академического образования францисканцев в Риме была создана Международная коллегия «Серафикум», в которую 24 июня 1905 г. папа Пий Х включил коллегию св. Бонавентуры в качестве теологического фак-та. 13 июня 1935 г. Конгрегация семинарий и ун-тов утвердила статуты фак-та и присвоила ему статус папского. В 1964 г. фак-ту было предоставлено новое здание (Виа дель Серафико, 1). 14 марта 1973 г. Конгрегация католич. образования утвердила статуты фак-та, согласно которым обучение на нем стало доступно не только францисканцам, но и членам др. монашеских орденов и конгрегаций, секулярным клирикам и мирянам. Факультет присуждает теологические степени по специальностям «мариология», «христология» и «духовность францисканского ордена» и издает периодический ж. «Miscellanea francescana» (с 1886). Среди выпускников, окончивших коллегию и фак-т,- кард. Лоренцо Ганганелли (впосл. папа Римский Климент XIV ) и католич. св. Максимилиан Кольбе .

http://pravenc.ru/text/468827.html

21 марта 1952 г. Конгрегация семинарий и ун-тов учредила в рамках теологического фак-та Ансельмианума ин-т исследований монашества (Istituto di Studi Monastici), преподавателями и исследователями к-рого были видные специалисты по истории вост. и зап. монашества К. Халлингер, Б. Стейдл, Ж. Леклерк, Б. Штудер, Ж. Б. Грибомон , A. де Вогюэ и др. С 1977 г. ин-т, принимающий студентов со степенью бакалавра теологии, получил право присуждать степени лиценциата и доктора теологии по специальности «исследования монашества» (teologia monastica). 17 июня 1961 г. декретом Конгрегации семинарий и ун-тов на базе теологического фак-та Ансельмианума был открыт папский литургический ин-т (Pontificio Istituto Liturgico), инициаторами создания к-рого выступили богословы и литургисты аббаты С. Марсили и А. Носан, а также Ч. Вагаджини, сыгравший важную роль в литургической реформе после Ватиканского II Собора . В авг. 1978 г. литургический ин-т получил статус фак-та с правом присвоения степени лиценциата и доктора литургических исследований. В Ансельмиануме преподают известные литургисты Э. Мацца, С. Паренти, Э. Велковска и др. Ин-т готовит научные издания литургических текстов, которые публикуются в сер. «Rerum Ecclesiasticarum Documenta»; с 1984 г. ин-т также издает ж. «Ecclesia Orans», посвященный вопросам литургики. Теологический и философский фак-ты Ансельмианума присваивают степени лиценциата и доктора теологии и философии по специализации «теология таинств» (с 1972), «философия и мистика», «метафизика», «антропология и искусство», «история философии» (с 1997), «история теологии» (с 2002). Филиал теологического фак-та - ин-т пастырской литургики - действует в Падуе. С 1933 г. Ансельмианум издает серию научных трудов «Studia Anselmiana» (с секциями «Analecta Monastica», «Analecta Liturgica», «Sacramentum», «Philosophica»). Возглавляет канцлер - аббат-примас конфедерации бенедиктинцев (в 2009 пресв. дом Н. Вольф), управляет ин-том ректор из числа профессоров-бенедиктинцев (в 2009 пресв. дом Х. Х. Флорес Аркас).

http://pravenc.ru/text/468827.html

Главным местом научно-педагогической деятельности Н. в 20-х гг. XX в. оставался Московский ун-т (после 1918 - 1-й МГУ). Он был ведущим специалистом по искусству Др. Руси, особенно в области архитектуры. С 1918 (или 1919) до апр. 1921 г. ученый состоял профессором на кафедре истории и теории искусства историко-филологического фак-та, позднее - также на фак-те общественных наук. Заведовал созданным им музеем при 1-м МГУ, называвшимся в разные годы археологическим, этнографо-археологическим, материальной культуры, художественной технологии (1922-1932); с окт. 1922 г. Н. стал заведующим отд-ниями археологии и искусствознания. В сент. 1923 г. под его руководством начали работу секции археологии и искусствознания. Он занимал должности председателя отд-ния искусствознания на этнологическом фак-те (с окт. 1925), зам. председателя отд-ния теории и истории искусства на фак-те лит-ры и искусства (с февр. 1930), зав. кафедрой рус. искусства (с нояб. 1930). Н. был безукоризненным руководителем. С присущей ему целеустремленностью, преодолевая огромные трудности, он принимал участие в организации и проведении познавательно-исследовательских экскурсий и экспедиций, открывших немало ранее неизвестных памятников, преимущественно архитектуры, в издании трудов (к-рые писал сам или редактировал), впервые ввел в практику обучения историков искусства обязательные поездки по памятникам искусства и музеям вне Москвы - все это способствовало значительному повышению уровня образования студентов. После закрытия исторического фак-та 1-го МГУ (1930) ученый преуспел в борьбе за восстановление вузовского искусствоведческого образования и аспирантуры, став, в частности, членом методологического сектора при Наркомпросе. Т. о., во многом именно благодаря усилиям Н. не был допущен длительный перерыв в подготовке исследователей, буд. музейных деятелей и историков искусства. В кон. 20-х гг. (возможно, и позднее) Н. открыто участвовал в письменных протестах против сноса ряда памятников архитектуры в Москве - сохранилось свидетельство о соответствующем решении, принятом на возглавляемой ученым кафедре 1-го МГУ.

http://pravenc.ru/text/2564844.html

В гимназические годы М. познакомился со своей буд. женой урожд. баронессой Женни фон Вестфален (1814-1881), к-рая была подругой его сестры. Женни получила хорошее домашнее образование, отличалась красотой и принадлежала к богатой аристократической семье. История любви М. и Женни переполнена драматическими событиями. Об их помолвке в 1836 г. было известно только отцу М.; в брак они вступили лишь через 7 лет после помолвки. По окончании гимназии в 1835 г. М. поступил на юридический фак-т Боннского ун-та, однако уже через год, исполняя желание отца, он перешел на юридический фак-т Берлинского ун-та. Со времени обучения в Бонне М. принимал участие в философских дискуссиях и политических спорах, встречался с представителями разных политических течений, в т. ч. самых крайних. В Берлине М. был постоянным участником споров в «Докторском клубе» (Doktorklub) младогегельянцев. В период между 1833 и 1837 гг. М. были написаны неск. сборников стихотворений, однако позднее у него сложилась уверенность в том, что он лишен поэтического дара. В Берлинском ун-те наряду с юридическими дисциплинами М. усердно занимался изучением истории, а также философии Г. В. Ф. Гегеля , И. Канта , И. Г. Фихте . Он посещал ряд курсов на философском фак-те, однако в выданном М. «Выпускном свидетельстве Берлинского университета» кроме курсов логики и антропологии отсутствуют к.-л. философские дисциплины (Там же. С. 652-653). О хорошем знании античной философии свидетельствует написанная М. в 1841 г. докт. дис. «О различии между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура» (Differenz der demokritischen und epikureischen Naturphilosophie), к-рую М. предпочел представить для защиты не в консервативный Берлинский, а в более либеральный Йенский ун-т. На диссертацию дал весьма положительный отзыв декан философского фак-та Йенского ун-та К. Ф. Бахманн (1785-1855). М. не получил профессионального философского образования и не был историком античной философии, тем не менее он написал интересную работу. Выбор темы не был случайным: считавшего себя гегельянцем М. материализм привлекал как др. «начало» в философии. Заслуживают внимания многочисленные экскурсы М., в особенности посвященные философии Сократа и Платона. Однако встречающееся в лит-ре утверждение, что М. будто бы вновь «открыл» учение Эпикура о самопроизвольном движении атомов, некорректно, т. к. это учение было известно историкам античной философии и до М. 15 апр. 1841 г. М. в Йенском ун-те была присуждена степень доктора философии (Там же. С. 190).

http://pravenc.ru/text/2562374.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Й. Вашица [чеш. Vašica] Йозеф (30.08.1884, Штитина близ Опавы, Австро-Венгрия, ныне Чехия - 11.04.1968, Прага), чеш. филолог-славист, археограф, переводчик, церковный публицист. Род. в многодетной семье. Заметное воздействие на формирование личности В. оказал патриотически настроенный ксендз Антонин Груда, связанный с ведущими представителями чеш. и словац. политической и культурной жизни. После окончания гимназии в Опаве В. под влиянием своего дяди, ксендза Евстафия Глабазны, выбрал духовное поприще и поступил на теологический фак-т Оломоуцкого ун-та (1902), где занимался под рук. проф. ВЗ археолога и арабиста А. Музиля. По окончании в 1906 г. ун-та В. принял священнический сан и исполнял обязанность префекта в малой семинарии и в архиепископской гимназии в Кромержиже. На философском фак-те Венского ун-та (1907-1911) изучал славистику и классическую филологию. Вернувшись из Вены, преподавал в архиепископской гимназии. В 1919 г. возглавил вновь учрежденную кафедру старослав. языка и лит-ры на теологическом фак-те Оломоуцкого ун-та. С 1937 г. и до закрытия ун-та в годы немецко-фашистской оккупации, а затем в 1945-1950 гг. был профессором старослав. языка на теологическом фак-те Пражского ун-та. В. являлся членом Чешской АН наук, словесности и искусств, входил в редколлегию изданий Acta Academiae Velehradensis, Acta conventa Velehradensis, был одним из активных создателей пражского Словаря старославянского языка (Slovnik jazyka staroslovenskeho). Круг научных интересов и занятий В. отличался большой широтой - от древнейшей эпохи слав. письменности до чеш. барочной лит-ры (Чешское литературное барокко. Прага, 1938) и рус. культуры «серебряного века». Особенно значителен его вклад в исследование кирилло-мефодиевской проблематики, древнейшей чеш. литературно-письменной традиции и раннего периода межслав. культурных связей. Ему принадлежит заслуга выявления лексики и терминологии, общей для Анонимной гомилии и «Закона судного людем» . Из древнейших памятников слав. гимнографии и литургики В. исследовал Киевские листки и атрибутируемый архиеп. Мефодию Канон вмч. Димитрию Солунскому. Итогом этих занятий явилась кн. «Литературные памятники великоморавской эпохи» (Прага, 1966, 19962) - хрестоматия (на чеш. языке) и исследование. В 1971 г. вышел т. 4 «Источников по истории Великой Моравии» (Magnae Moraviae fontes historici), большую часть к-рого занимают подготовленные В. (с его переводом на чеш. язык и комментариями) тексты Номоканона архиеп. св. Мефодия и «Закона судного людем».

http://pravenc.ru/text/149975.html

Писания. Принятые в 50-70-х гг. XX в. нововведения в литургии не были одобрены в ряде общин Северной Н. Они просили о возможности придерживаться прежней литургической нормы, но епископат высказался против, и его мнение поддержали Департамент по церковным делам и Верховный суд (1983). Т. о., принцип управления НЦ сверху возобладал над мнением приходского совета. В 50-х гг. XX в. был поднят вопрос о допуске женщин к пасторскому служению. Еще в 1912 г. был принят закон, допускавший женщин ко всем гос. должностям, кроме священнических и нек-рых др. (напр., военных). В 1917 г. теологический фак-т вынес решение, что никаких принципиальных препятствий для допуска женщин к пасторскому сану нет. Против этого выступали епископат и теологический приходский фак-т. В 1938 г. вышел закон, разрешавший женщинам, получившим теологическое образование, становиться пасторами, если приход и епископ не имели принципиальных возражений против этого. Несмотря на действие этого закона, до нач. 60-х гг. ХХ в. в стране не было ни одного случая ординации женщины. В 50-х гг. XX в. либеральные активисты посчитали действовавший закон дискриминационным и выступили за его пересмотр. Большинство епископов были против, но двое - Хамарский еп. Шельдеруп и Нур-Холугаланнский еп. Альф Виг (1952-1962) - выступили за изменение законодательства. В 1956 г. дело дошло до стортинга, к-рый большинством голосов допустил женщин к принятию пасторского сана в НЦ без к.-л. дополнительных условий. В 1961 г. впервые в Н. женщина Ингрид Бьеркос (1901-1980) была ординирована в пастора еп. Шельдерупом. Это вызвало широкую общественную и церковную дискуссию. Теологический приходский фак-т и большинство епископов высказались против ее ординации. Не было единства и в приходе в Берге и Торскене (еп-ство Нур-Холугаланн), куда была назначена Бьеркос. После того, как теологический приходский фак-т открыл практический теологический семинар для женщин, стало очевидно, что мнение мн. преподавателей расходится с офиц. заявлениями руководства.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010