П. посетил почти все Православные Поместные Церкви, участвовал в различных межцерковных ассамблеях и торжествах, напр. в праздновании 1900-летия пророческого Откровения ап. Иоанну Богослову на о-ве Патмос, в праздновании 2000-летия Рождества Иисуса Христа в Вифлееме, присутствовал на канонизации новомучеников и исповедников Российских в Москве (2000) и на торжествах по случаю 100-летия прославления прп. Серафима Саровского в Дивеево (2003). Помимо церковного служения П. занимался научной работой. Он подготовил исследования «Девич, монастырь св. Иоанникия Девичского» (Девич, манастир св. Joahukuja Девичког. Београд, 1989, 19972) о древнем монастыре Девич , «Молитвы и просьбы» (Молитве и молбе. Београд, 1990), «Вопросы (и ответы) чтецу перед поставлением» (и одговори) чтецу пред производство. Београд, 1988). Более 20 лет публиковал статьи в виде вопросов по церковному богослужению и ответов на них в ж. «Гласник Сербской Православной Церкви» (см. в ст. «Гласник» ): впоследствии эти статьи вошли в 3-томный сб. «Пусть будут ясны некоторые вопросы о нашей вере» (Да нам буду jachuja нека наше вере. Београд, 1998). Усилиями П. были напечатаны 300 экз. Октоиха (Београд, 1970), вышло 2-е издание, с дополнениями «Србляка» (Београд, 1986) и др. Много лет он был председателем Комиссии Архиерейского Синода СПЦ по переводу НЗ, итогом работы к-рой стало 1-е офиц. издание серб. перевода НЗ (Нови Завет. Београд, 1984) и 2-е, исправленное, издание (Нови Завет. Београд, 1990). Также он был председателем Литургической комиссии при Архиерейском Синоде, подготовившей к печати «Служебник» на серб. языке (Служебник. Београд, 1986). Доктор богословия Белградского богословского фак-та (1988) и почетный доктор наук Свято-Владимирской ДС в Нью-Йорке (1992). Награжден орденом Св. Гроба Господня с лентой (Иерусалимской Православной Церкви; 1994), премией Фонда единства православных народов (2002), звездой Карагеоргия 1-й степени (2007) и др. П. очень любил богослужения и ежедневно служил литургию, где бы он ни находился. Отличался крайней скромностью, отказался от положенной патриарху зарплаты, получал от Синода только пенсию как бывш. Рашско-Призренский епископ, сам себе шил одежду и обувь, чинил часы и церковную утварь, переплетал книги, занимался уборкой и приготовлением пищи, никогда не имел прислуги, по Белграду часто передвигался на общественном транспорте или пешком.

http://pravenc.ru/text/2581921.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОСИФЕЙ [македон. Доситей] (Стойковский Димитрий; 7.12.1906, Смедерево, Сербия - 20.05.1981, Скопье), архиеп. Охридский и Македонский, Глава Македонской Православной Церкви (МПЦ) Окончил гимназию в Белграде и в 1922 г. поступил в семинарию в Сремски-Карловци. В 1924 г. ушел из семинарии и в мон-ре во имя Пресв. Богородицы близ г. Кичево (Македония) принял монашество. С сент. 1924 по 1932 г. проживал в мон-ре Хиландар на Афоне, затем вернулся в Македонию, поступил в Битольскую семинарию, проживал в мон-рях Пресв. Богородицы близ Кичева и св. Наума в Охриде. 12 февр. 1934 г. в ц. Пресв. Богородицы в Битоле рукоположен во диакона, в Вербное воскресенье того же года в ц. Пресв. Богородицы Перивлепты в Охриде - во иерея еп. Охридским и Битольским Николаем (Велимировичем) . Окончил Битольскую семинарию (в 1937) и Белградский богословский фак-т (в 1942). С 1937 по 1947 г. исполнял послушания при Синоде Сербской Православной Церкви (СПЦ) в Белграде. В 1945 г. возведен в звание синкелла, в 1948 г.- в сан архимандрита. В 1947 г. назначен управляющим патриаршего двора в Сремски-Карловци и избран викарием Сербского Патриарха в сане епископа с титулом «Топличский». 22 июля 1951 г. хиротонисан во епископа Патриархом Сербским Викентием (Продановым) в соборном храме св. Марка в Белграде. 4 окт. 1958 г. на заседании 2-го Церковно-народного собрания Македонии было принято решение о восстановлении древней Охридской архиепископии как МПЦ, Д. был единогласно избран ее Главой с титулом «архиепископ Охридский и Скопский, митрополит Македонский». В 1959 г. Архиерейский Собор СПЦ признал МПЦ самостоятельной и управляющейся в соответствии с собственным уставом, но с условием, что МПЦ «остается в каноническом единстве с Сербской Православной Церковью через ее Предстоятеля». Д. управлял церковными образованиями на территории Македонии, вошедшими в ее состав. В 1959 г. он благословил хиротонии еп. Злетовского и Струмицкого Наума (Димовского) и еп. Преспанского и Битольского Климента (Трайковского). В 1959-1960 гг. по инициативе Д. было принято большое число положений и правил для урегулирования деятельности церковных органов, мон-рей и приходских священников. Помимо 3 существовавших епархий МПЦ (Скопская, Преспанская и Битольская, Злетовская и Струмицкая) были учреждены еще 6: Дебарско-Кичевская (Охрид), Полошско-Кумановская (Скопье), Повардарская (Велес), Струмицкая (Струмица), Американско-Канадская (Торонто) и Австралийская (Мельбурн).

http://pravenc.ru/text/180343.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ (Костич Тихомир; 27 нояб. 1907, с. Велики-Йовановац близ г. Пирота - 25 апр. 1978, Кралево), еп. Жичский Сербской Православной Церкви (СПЦ) (1961-1978). Окончил гимназию в Пироте (1925), семинарию в Сремски-Карловци (1930), богословский фак-т Белградского ун-та (1934), во время обучения на к-ром принял монашеский постриг в мон-ре Йошаница близ г. Светозарево. В студенческие годы был одним из организаторов и активным участником издания ж. В Афинах защитил докт. дис. «Проблема спасения по учению свт. Василия Великого». 11 июля 1934 г. в Сремски-Карловци был рукоположен во иеродиакона, а 12 июля - во иеромонаха. В 1939 г. был возведен в чин синкелла, в 1941 г.- протосинкелла. Состоял на адм. должностях при Свящ. Синоде, преподавал в монастырском уч-ще в Дечанах и в семинариях в Призрене и Битоле. Василий (Костич), еп. Жичский. Фотография. 60-70-е гг. XX в. Василий (Костич), еп. Жичский. Фотография. 60-70-е гг. XX в. Вторая мировая война застала В. в Жиче, откуда он был интернирован вместе с еп. Николаем (Велимировичем) . Нек-рое время находился в заключении в мон-ре Войловица близ Белграда. На первом послевоенном заседании Свящ. Архиерейского Собора СПЦ 20 мая 1947 г. избран епископом Баня-Лукским. Хиротонисан 8 июня 1947 г. На кафедру вступил 19 июля 1949 г. Его труды были направлены на упорядочение церковной жизни разоренной войной Баня-Лукской епархии, восстановление храмов, увеличение числа духовенства. Неоднократно подвергался репрессиям коммунистических властей. 20 авг. 1955 г. был изгнан из епископской резиденции с требованием покинуть город в течение 48 часов. 21 авг. по дороге на вокзал подвергся нападению толпы, избиению и различного рода унижениям. Подал письменное извещение о случившемся Свящ. синоду, после чего находился в Белграде. 20 мая 1961 г. назначен управляющим Жичской епархией с кафедрой в Кралево. Восстановил архиерейский корпус в мон-ре Жича , построил епархиальный центр в Кралево, а также 28 храмов, 31 колокольню и 22 приходских дома.

http://pravenc.ru/text/150715.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИСЛАВ (Митрович Воислав; 26.05.1913, дер. Старо-Село близ г. Гламоч, Босния - 13.09.1992, г. Валево, Сербия), митр. Дабро-Босанский Сербской Православной Церкви (СПЦ). Начальное образование получил в Гламоче, затем окончил гимназию в Приедоре, семинарию в Сараеве и Богословский фак-т Белградского ун-та. С 1932 по 1935 г. служил в церковном суде в Баня-Луке. С 1940 по 1946 г. законоучитель в школах Боснии и Сербии. С 1950 г. профессор богословия в семинарии при мон-ре Раковица. В этом же мон-ре 15 мая 1952 г. митр. Дабро-Босанским Нектарием (Крулем) пострижен в монашество, 28 июня рукоположен во диакона, 27 янв. 1953 г.- во иерея. В 1953 г. возведен в чин синкелла, с 1955 г. протосинкелл. 31 июля 1955 г. в соборной церкви Белграда хиротонисан во епископа Захумско-Герцеговинского. Восстановил мн. храмы и неск. мон-рей, пострадавших во время второй мировой войны, рукоположил значительное число священнослужителей. В 1966 г., после смерти митр. Нектария, назначен администратором Дабро-Босанской епархии. В 1967 г. был переведен на Сараевскую кафедру с сохранением управления Захумско-Герцеговинской епархией. Особое внимание уделял увеличению числа и повышению уровня образования священнослужителей. Организовывал в епархиях проведение празднований в честь св. Саввы Сербского и важных дат истории Сербии. Был с офиц. визитами в Женеве, Москве, Бухаресте и др. Председательствовал на Соборе СПЦ 1990 г. по избранию нового Патриарха Сербского. В 1991 г., несмотря на начало гражданской войны, не покинул епархию и проживал в мон-ре Житомислич, подвергавшемся в этот период обстрелу усташских бригад. В 1992 г. из-за болезни был перевезен в Белград, в мае 1992 г. почислен на покой с определением проживания в мон-ре Докмир под г. Уб (Сербия). Там же был похоронен. В сент. 2002 г., согласно завещанию В., его останки были перенесены и захоронены в соборной церкви Сараева. Лит.: J. Н. Светосавске свечаности у 1975. 206. С. 15; С. , прота. Велико у Capajeby//Там же. 1977. 236. С. 8; Српски jepapcu. С. 91-92; Пр. Владислав (1913-1992): Српска православна enapxuja дабро-босанска - шематизм. 2004. С. 151-187. Пр. Пузович, А. В. Шестаков Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/154997.html

Вернувшись в Далмацию, 17 нояб. 1871 г. был назначен преподавателем правосл. семинарии (богословии) в Задаре. 30 июня 1872 г. получил звание профессора. 24 дек. 1873 г. в храме прор. Илии в Задаре Н. принял монашеский постриг и на следующий день был рукоположен во диакона, 31 марта 1874 г. поставлен протодиаконом. 25 дек. 1875 г. рукоположен во иерея и вскоре назначен ректором семинарии в Задаре. Став ректором, Н. реформировал обучение в семинарии, ввел фак-ты. В 1875 г. Н. участвовал в работе 2-й Боннской конференции (см. ст. Боннские конференции ). В фундаментальном отчете Н. писал, что обсуждавшиеся на конференции перспективы объединения старокатоликов с православными оказались невозможными в силу того, что хотя старокатолики и не приняли догмат о непогрешимости папы, но в целом сохранили приверженность римско-католическому вероучению (Богословска kohфepehцja у Бону, 12-16 авг. 1875. г.//Сион. Београд, 1875. С. 580-597). В 1880 г. возведен в сан архимандрита. В мае 1880 г. с желанием получить степень магистра богословия Н. направил на рассмотрение Совета КДА соч. «Достоинство в Православной Церкви: По церковно-правовым источникам до XIV в.» (Дocmojahcmba у Npabocлabhoj цркви: По црквено-правним изворима до XIV в.), изданное в 1879 г. по поводу спора между представителями монашествующего и белого духовенства Далматинско-Истрийской епархии. 24 окт. 1880 г. Совет КДА обратился в Синод с прошением о присвоении степени магистра богословия без публичной защиты (в качестве исключения). Решением Синода от 12 янв. 1881 г. Н. был утвержден в степени магистра богословия. В июле 1885 г. вслед. конфликта с митр. Стефаном (Кнежевичем) Н. ушел с поста ректора семинарии в Задаре. В нояб. 1886 г. по приглашению митр. Сербского Феодосия (Мраовича) и министра просвещения Королевства Сербия М. Куюнджича он приехал в Белград и 1 дек. был назначен ректором Белградской семинарии с целью проведения ее реорганизации. 13 янв. 1887 г. Н. выступил перед преподавательским составом и учениками с программной речью «Необходимость классического образования для кандидатов богословия» (Потреба класичног за кандидате бorocлobuje. Београд, 1887), в которой подчеркнул необходимость повышения общего образования для кандидатов в священство. Назначение Н. ректором, как потом отмечал Н., не нашло одобрения среди части преподавателей семинарии и представителей серб. либеральной партии, к-рые обвиняли его в прокатолич. настроениях и пропаганде унии среди сербов. Не выдержав недружественной атмосферы, в июле 1887 г. он подал в отставку, покинул Сербию и в окт. того же года вновь занял место профессора в семинарии в Задаре ( Urhamuje мон. 175 година бorocлobuje св. Саве у Београду (1836-2011). Београд, 2011. С. 81-89).

http://pravenc.ru/text/2565566.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИЛИВОЕВИЧ [Серб. англ. Milivojevich] Драголюб (13.07.1898, с. Рабровац близ г. Смедеревска-Паланка, Сербия - 15.05.1979, г. Либертивилл, шт. Иллинойс, США), бывш. еп. Американо-Канадский Сербской Православной Церкви (СПЦ; 1939-1964). В 1924 г. окончил Белградский богословский фак-т. Принял монашеский постриг с именем Дионисий в мон-ре Хиландар. В 1926-1928 гг. был настоятелем мон-ря Драча . Возглавлял т. н. богомольческое движение «Народное христианское объединение» (Народна зajeдhuцa, Крагуевац). В течение 2 лет преподавал в Монашеской школе в мон-ре Раковац. В 1930 г. направлен на учебу в семинарию на о-в Халки, после ее окончания преподавал в семинарии в г. Сремски-Карловци, затем был настоятелем мон-ря Дечаны и управляющим Монашеской школы. 22 июня 1938 г. избран епископом Моравичским, викарием патриарха Сербского. Хиротония состоялась 21 авг. 1938 г. в Белграде. 8 дек. 1939 г. назначен епископом Американо-Канадской епархии . 2 апр. 1940 г. выехал к месту служения и 7 апр. совершил 1-ю литургию в храме Воскресения Христова в Чикаго. 27 июня 1940 г. направил Синоду СПЦ отчет о состоянии епархии и ходатайствовал перед МИД Сербии о ежемесячной выплате 600-750 долл. на адм. расходы ввиду тяжелого материального положения епархии. В окт. 1940 г. еп. Дионисий посетил серб. общины в Детройте, Уинсоре, Торонто, Садбери, Гамильтоне (Канада) и приходы в Пенсильвании. 7-9 окт. 1941 г. провел Церковно-народный собор епархии. Способствовал созданию серб. приходов в США и Канаде. Во время второй мировой войны и нем. оккупации Югославии связь Американо-Канадской епархии с патриархом и Синодом СПЦ прервалась. В послевоенный период, до нач. 50-х гг. ХХ в., еп. Дионисий фактически управлял серб. священниками, которые в годы войны оказались на территории Зап. Европы. В 1957 и 1959 гг. еп. Дионисий просил Сербского патриарха передать ему в управление серб. приходы в Юж. Америке, где после войны резко увеличилось число сербов-эмигрантов. В 1958 г. высказался за предоставление автономии Македонской Православной Церкви , которое стало бы, по его мнению, «великим, возможно самым значительным и самым целесообразным деянием патриарха» ( Дuohucuje, еп. Светост Герман, пети nampujapx српске nampujapшuje//Глас канадских Срба. 1958. 23 окт.), хотя патриарх Сербский Герман (Джорич) считал последовавшее в 1959 г. принятие этого решения вынужденным. Впосл. М. осудил СПЦ за отказ признать автокефалию МПЦ в своей монографии «Измена сербского народа и Сербской Православной Церкви: Документы о создании Македонской Православной Церкви попущением патриарха и святого архиерейского собора Сербской Церкви» (Izdajstvo srpskog naroda i Srpske pravoslavne crkve: Dokumenta o stvaranju Makedonske pravoslavne crkve popuštanjem patrijarha i svetog arhijerejskog sabora srpske crkve. Libertyville, 1968).

http://pravenc.ru/text/2563202.html

Если видим нам внешний облик Христа, Его угодников, то икона должна изображать и их внутренний облик - их святость» (О талантах и иконописи//Владыка Иоанн - святитель русского зарубежья. 2008. С. 387). В этом смысле икона не является портретом, к-рый изображает только земной облик человека. Состояние духа, святость, передается гл. обр. в лике, а в соответствии с этим, полагает И., должна писаться и остальная часть иконы. Изобразить на иконе «невидимые подвиги» может только иконописец, сам живущий духовной жизнью. Наши древние иконописцы, говорит И., всегда готовились постом и молитвой к написанию иконы. Часто настроение иконописца, его желание послужить Богу имеют большее значение, чем искусство писания. Каждая икона после освящения должна почитаться. Иконы, явно не удовлетворяющие требованиям правосл. иконописи, нельзя ставить в храмах и даже в домах, считает И. После Петра Великого, говорит он, в Россию вместе с тем хорошим, что было принесено с Запада, вошло и чуждое правосл. духу влияние, в т. ч. и в иконописи: «вместо подражания древнерусским иконописцам стало господствовать подражание чуждым Православию художникам Запада», новые изображения не соответствовали духу иконописи (Там же. С. 389). И. затрагивает в словах и др. темы, такие как: Евангелии о помазании миром Христа, сколько и когда было совершено помазаний - в слове «Первые мироносицы»; жизнь духовная и действительная - в «Слове о двух пирах» и проч. Исторические сочинения «Происхождение закона о престолонаследии в России» было написано И. в янв.-авг. 1925 г. Митр. Антоний (Храповицкий) поручил И., обучавшемуся тогда на Богословском фак-те Белградского ун-та, составить доклад на эту тему с целью выяснить, насколько закон соответствует духу рус. народа и вытекает из его истории. По собственному признанию И., получилось большое исследование, к-рое было изложено вначале в короткой статье и только в 1936 г. напечатано полностью в Шанхае. Книга начинается с равноап. кн. Владимира и заканчивается царем-мучеником.

http://pravenc.ru/text/468963.html

(Таушев Александр Павлович; 19.10.1906 - 13.04.1976, Джорданвилл, США), архиеп. Сиракузский и Троицкий РПЦЗ. В 1920 г. покинул Россию. В 1930 г. окончил богословский фак-т Софийского ун-та. В 1931 г. отправился в Карпатскую Русь для миссионерской работы. 17 мая 1931 г. принял монашество, на следующий день рукоположен во диакона, в 1932 г.- во иеромонаха. Окормлял неск. приходов рус. эмигрантов в Карпатской Руси. Считал себя учеником архиеп. (впосл. митр.) Серафима (Соболева) , был близок к архиеп. Феофану (Быстрову). В 1940 г., после оккупации Карпатской Руси венг. войсками, А. переехал в Белград и был назначен митр. Анастасием (Грибановским) священником белградской Свято-Троицкой ц.; в 1944 г. возведен в сан архимандрита; в 1944-1951 гг. окормлял рус. приходы в Австрии и Германии. В 1951 г. А. прибыл в США, где вступил в состав братии Свято-Троицкого мон-ря и преподавал НЗ, литургику и гомилетику в Свято-Троицкой ДС (автор учебных пособий «Руководство к изучению Нового Завета», «Руководство по гомилетике» и др.). С 1952 г. ректор Свято-Троицкой ДС и главный редактор ж. «Православная Русь» . В период руководства А. Свято-Троицкая ДС получила статус ун-та штата Нью-Йорк. По инициативе А. к преподаванию в ДС были привлечены известные церковные ученые сер. ХХ в.: протопр. Михаил Помазанский , архим. Константин (Зайцев), иером. (впосл. архиеп.) Алипий (Гаманович), И. М. Андреев , Н. Д. Тальберг и др. В 1953 г. А. хиротонисан во епископа Сиракузского и Троицкого. 12 мая 1960 г. избран настоятелем Свято-Троицкого мон-ря. В 1961 г. возведен в сан архиепископа. С 1964 г. постоянный член Архиерейского Синода РПЦЗ. Принимал активное участие в подготовке и проведении Архиерейских Соборов РПЦЗ, а также III Всезарубежного Русского церковного Собора (1974) в Свято-Троицком мон-ре. В 1956-1976 гг. А. опубликовал большое число проповедей, статей, слов и докладов, значительная часть к-рых вошла в собрание «Современность в свете слова Божия». Основные мотивы гомилетики и публицистики А.- наступление эпохи апостасии , опасность лжеправославия, необходимость хранить верность своему церковному и национальному самосознанию. Стиль его проповедей и статей характеризуется логической последовательностью, динамизмом, обилием тропов и образным параллелизмом. Погребен в крипте Троицкого собора Свято-Троицкого мон-ря в Джорданвилле.

http://pravenc.ru/text/62720.html

В 1690 г., во время переселения сербов, спасавшихся от наступавших турок, в австр. владения, Патриарх взял с собой в Сремски-Карловци свои книги, составившие после его кончины основу буд. фонда б-ки. Позже в б-ку неоднократно поступали многочисленные книжные собрания, остававшиеся после кончины иерархов: в 1728 г. 44 тома, принадлежавшие еп. Будимскому Михаилу (Милошевичу), после 1730 г. издания на серб., рус., лат., греч., нем. языках из б-ки митр. Белградско-Карловацкого Моисея (Петровича). В 1737 г. поступили книги из Белградской (Сербской) митрополии , после чего б-ка стала именоваться митрополичьей. В 1769 г. было принято офиц. решение о передаче в фонд б-ки книжных собраний каждого почившего архиерея. Но и при жизни нек-рые иерархи активно способствовали пополнению б-ки, напр., митр. Стефан (Стратимирович ; 1790-1836) приобрел для нее 2072 тома и подарил собственное собрание из 2480 томов, а также свыше 200 карт и рисунков. Фонды б-ки были пополнены собраниями книг писателя и гравера XVIII в. Захарии Орфелина (195 названий, коллекция после нек-рых утрат насчитывает 131 том, почти каждый с автографом владельца); серб. историка архим. Илариона (Руварца ; † 1905) (1852 названия в 2433 томах, 212 утрачены); митрополичьей Патриаршей б-ки (свыше 7650 книг, тематика к-рых связана с борьбой за независимость Сербской Церкви от К-поля), возникшей в 1815 г. и в значительной степени сформированной первым Патриархом восстановленной Сербской Патриархии Димитрием (Павловичем ; 1920-1930). Б-ка ДС в Сремски-Карловци (6242 наименования в 15620 томах) была передана в Б. П. б. после ее закрытия в 1919 г. в связи с основанием богословских фак-тов в ун-тах Белграда и Загреба. В дальнейшем поступления осуществлялись из студенческой б-ки богословского об-ва «Согласие», действовавшей в рамках ДС в Сремски-Карловци (850 произведений в 1253 томах); из б-ки прот. Стефана Джурджевича, белградской соборной церкви (3520 названий книг, журналов, газет), переехавшего из Венгрии в 1936 г.; из б-ки церковного писателя и редактора ж. «Духовная стража» архим. Стефана (Илкича) (2711 произведений в 8979 томов); из б-ки Белградской ДС во имя свт. Саввы (свыше 17 тыс. названий), формировавшейся со времени своего основания (1836) и включавшей книги из собрания митр. Михаила (Йовановича ; 1859-1881, 1889-1898) (4250 названий) и акад. Сербской королевской академии архим. Никифора (Дучича ; 1882-1900) (ок. 780 названий); из б-ки Патриарха Варнавы (Росича ; 1930-1937) (ок. 5496 книг) и ряда др. иерархов СПЦ.

http://pravenc.ru/text/77880.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН [серб. Jobah] (Младенович; род. 11.09.1950, с. Добраче, близ г. Ариле), еп. Шумадийский Сербской Православной Церкви (СПЦ). Родители И. были членами богомольческого движения свт. Николая (Велимировича) , имели 14 детей. И. окончил начальную школу в родном селе. В 11 лет стал послушником в мон-ре Клисура, а в дек. 1963 г. перешел в мон-рь Студеница и провел здесь 30 лет. С 1967 по 1969 г. обучался в монашеской школе в мон-ре Острог , после служил в Югославской армии. 24 апр. 1971 г. пострижен в монашество и на следующий день рукоположен во диакона. В том же году поступил в семинарию свт. Саввы в Белграде, которую с отличием окончил в 1974 г. 29 июля 1973 г. рукоположен во иерея. В 1976-1980 гг. учился на Белградском Богословском фак-те. Совмещал учебу с послушанием зам. настоятеля Студеницы, 25 июля 1980 г. был назначен настоятелем. Упорядочил внутреннюю жизнь мон-ря, стал инициатором проведения в нем богословских и научных симпозиумов, а в 1986 г. организовал торжества в честь 800-летия обители, собравшие более 100 тыс. участников. В 1983 г. возведен в сан синкелла, в 1986 г.- протосинкелла, в 1989 г.- архимандрита. 25 мая 1993 г. на Архиерейском Соборе СПЦ избран епископом Тетовским, викарием Патриарха Сербского; хиротонисан во епископа 25 июля 1993 г. в Студенице. На И. было возложено управление епархиями СПЦ на территории бывш. югославской Республики Македонии, но из-за сложной политической и религ. ситуации в стране он смог основать лишь 12 церковных общин и рукоположить 3 священников. В мае 1994 г. переведен в Западноамериканскую епархию и 18 сент. того же года взошел на кафедру. Основал в епархии 9 приходов, обновил и построил неск. храмов. Стараниями И. в США был издан «Пролог» свт. Николая (Велимировича) на англ. языке, началось вещание епархиального радио. 1 сент. 2002 г. возглавил кафедру Шумадийской епархии ; основал мон-ри Прерадовац, Петковицу, Пиносаву и др., ввел общежительный устав в Бошняне, Йошанице, Денковаце, Саринаце, Дивостине, обновил более 10 церквей, в т. ч. кафедральный собор в Крагуеваце, завершил строительство епархиальной резиденции и гуманитарного центра при семинарии. С 2002 по 2009 г. рукоположил ок. 70 диаконов и священников. Поддерживает в епархии книгоиздательство, выход периодических изданий и вещание радиостанции. Является автором неск. богословских статей в серб. церковной периодике. Представлял СПЦ на мн. мероприятиях за границей: на освящении храма Христа Спасителя (Москва, июль 2000), на консультациях в ООН и с международными орг-циями по определению статуса Косово и Метохии (США, Бельгия, Германия; весна 2006), на интронизации Иерусалимского Патриарха Феофила III (нояб. 2005) и др. Иером. Игнатий (Шестаков) Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ (Евтич Зоран; 1938 - 2021), еп. Захолмский и Герцеговинский, богослов, духовный писатель, публицист, переводчик

http://pravenc.ru/text/469518.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010