В Николо-Угрешской духовной семинарии прошла межрегиональная конференция Синодального миссионерского отдела 19 сентября 2014 г. 18:49 18 сентября 2014 года в актовом зале Николо-Угрешской духовной семинарии (г. Дзержинский Московской области) открылась межрегиональная конференция Синодального миссионерского отдела «Информационная миссия Церкви», организованная в рамках подготовки V Общецерковного съезда епархиальных миссионеров. Первое пленарное заседание возглавил председатель Синодального миссионерского отдела митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн . В работе конференции приняли участие: митрополит Ахалкалакский и Кумурдойский Николай ( Грузинская Православная Церковь ), председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин , председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов , ректор Николо-Угрешской духовной семинарии игумен Иоанн (Рубин), заместители председателя Синодального миссионерского отдела игумен Серапион (Митько) и священник Александр Короткий, декан Миссионерского факультета  Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета  протоиерей Николай Соколов, председатель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы иеромонах Димитрий Першин, настоятель храма Пресвятой Троицы г. Брюсселя протоиерей Павел Недосекин, генеральный директор телеканала «Спас» Б.И. Костенко, директор радиостанции «Радонеж» Е.К. Никифоров , заведующий кафедрой миссиологии ПСТГУ А.Б. Ефимов, руководители епархиальных миссионерских отделов Центрального федерального округа, ответственные за миссионерское служение в викариатствах, благочиниях и приходах г. Москвы. В приветственном слове митрополит Иоанн обозначил ключевые аспекты информационной миссии в современном обществе, а также отметил направления развития и взаимодействия. Митрополит Николай рассказал о миссионерском служении Грузинского Патриархата. Протоиерей Димитрий Смирнов отметил важность миссионерского служения каждого человека внутри своей семьи и значение пастырского служения в информационном пространстве для каждого человека. Выступление протоиерея Всеволода Чаплина было посвящено этической стороне миссии.

http://patriarchia.ru/db/text/3750854.ht...

Не лишено интереса и то обстоятельство, что некоторые викариатства, как Севское, Московской епархии, и Олонецкое, Новгородской епархии, долго не возводились на степень самостоятельных епархий, хотя территории их и количества церквей в них было вполне достаточно для того, чтобы тому и другому викариатству быть самостоятельными при самом учреждении их. Что касается вообще викариатств, то открытие их во второй половине XVIII века можно назвать явлением исключительным. Такие обширные епархии, как Казанская, Белгородская, Рязанская и некоторые другие оставались без викариев. Очевидно, по смерти Петра I проект 1724 года о викариатсвах был забыт. Таким образом, вопрос о территориальном устройстве русских епархий и управлении ими при кончине Имп. Екатерины II обстоял едва ли лучше, чем в начале века, когда одному рязанскому или Крутицкому митрополитам не в мочь было управлять двумя-тремя епархиями. Такая ненормальность наблюдалась в Европейской России. Нечего говорить про Сибирь. До прибавки архиереев в Сибири очередь дошла не скоро, хотя еще в 1681 – 1682 гг. сознавалась неотложная нужда в открытии новых епископских кафедр в стране, где жило много народа, «Христа не знающего». 1026 Новая епархия учреждалась с именем «архиепископии», хотя занявший ее Виктор Садковский лично и официально получил титул архиепископа только 12 апр. 1795 года, но в делах и грамотах, по степени Минской епархии, он и ранее называется архиепископом. 1028 Мы не выделяем под особый этого викариатства Киевской епархии, в виду того, что кафедра переяславского и бориспольского епископа только перенесена из-за границы внутрь Киевской епархии. Она уже отмечена на стр. 728 под цифрой V, хотя с другой территорией. 1030 Минскую губернию в 1793 г. составляли 13 городов с уездами: Минск, Поставы, Несвиж, Вилейка, Докшица, Дисна, Борисов, Игумен, Бобруйск, Слуцк, Давыдгородок, Пинск у Мозырь (Пол. Собр. Зак. Рос. Имп. XIII, 17410); Брацлавская губерния в 1793 г. состояла также из 13 городов – таковы: Брацлав, Могилсв на реке Днепре (не губернский), Ямполь, Бершадь, Тульчин, Гайсин, Пятигоры, Липовец, Сквира, Махновка, Хмельник, Литин, Винница (там же, 17332). До 1795 г. Балта (Еленск) состояла в Брацлавской губ., пока не поступила в Вознесенскую губернию. Что представляла собой Изяславская губерния, существовавшая в польских владениях, можно видеть ниже из состава округ, введенных в ней для успехов воссоединения униатов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

С 1897 г.инспектор Минской ДС. В 1898 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Минской ДС. 26.05.1903 г. хиротонисан во епископа Балтского, викария Подольской епархии. С 16.06.1905 г. епископ Костромской и Галичский.11.07.1914 г. возведен в сан архиепископа, назначен архиепископом Курским и Обоянским. С 15.05.1917 г. архиепископ Курский и Белгородский. С 02.09.1917 г. на покое. В 1918–1919 гг. временно управлял Алатырским викариатством Симбирской епархии. С 1920 г. архиепископ Воронежский и Задонский; основал викариатства в Валуйках, Боброве, Задонске. В 1920–1924 гг. – в. у. Симбирской епархией. В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол. С 1923 г. обновленческий «архиепископ Воронежский». С июля1923 г. «архиепископ Гомельский». С августа 1923 г. «митрополит Киевский».С ноября 1923 г. «митрополит Воронежский». Скончался без покаяния. Подробнеео нем см.: Акты... С. 910, 919, 927, 994; Смолич И.К. С. 707, 709, 737;История иерархии. С. 17, 43–44, 115–117, 221, 241–242, 261–262, 477–478, 795, 873; Обновленческий раскол. С. 962–963. Феодосий (Алмазов Константин Захарьевич, 21.05.1870 – после 1935) – архимандрит. Родился в семье священника Смоленской губернии. Окончил МДА со степенью кандидата богословия (1896); сверхштатный член Смоленской духовной консистории.14.09.1896 г. пострижен в монашество, 15.09.1896 г. рукоположен во иеродиакона,26.09.1896 г. – во иеромонаха. С 1897 г. преподаватель Воронежской ДС; с 1899 г. инспектор Владимирской ДС; с 1900 г. инспектор Волынской ДС; с 1902 г. инспектор Новгородской ДС. С 1903 г. ректор Минской ДС.20.05.1903 г. возведен в сан архимандрита. С 1903 г. синодальный ризничий.С 1905 г. настоятель Спасо-Преображенского монастыря в г. Старая Русса.С 1910 г. преподаватель Курской ДС. С 1912 г. учитель Каргопольского ДУ; с 1913 г. преподаватель Иркутской ДС; с 1914 г. преподаватель Астраханской ДС.С 1916 г. полковой священник. С 1917 г. священник в Петрограде. В 1918 г. и 06.04.1924 г. подвергался арестам. В июле 1927 г. арестован и 13.07.1927 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Главным итогом научной деятельности епископа Никодима в этом направлении стал выход книги «Святитель и Чудотворец Иоасаф, епископ Белоградский и Обоянский, и его причтение к лику святых». Этот труд является примером церковно-исторического исследования и поражает высокой степенью проработанности исторического материала. Епископ Никодим избежал в своей работе лишнего пафоса и лубочной умилительности, а вместо этого обстоятельно и подробно изложил все этапы жизни святителя Иоасафа, его смерть и последующее прославление. Он выполнил обширный историографический обзор литературы по святителю Иоасафу, подробно остановился на всех существовавших недоуменных вопросах, версиях и легендах, подверг их тщательному анализу и разбору. Закончил он свою работу над этой книгой летом 1916 г., незадолго до начала революционных потрясений. В настоящее время труд епископа Никодима по святителю Иоасафу переиздан и его можно найти в свободной продаже в Белгороде. Помимо пастырской и научной деятельности, епископ Никодим брался и за литературное – им был составлен акафист святителю Иоасафу (всего их существует несколько). Протопресвитер Михаил Польский впоследствии писал: «Этот благодатный труд преосвященного является образцом среди акафистов, составленных в России... Красотою образов духовных легко запоминаясь, он рождает святую любовь к угоднику Божию». После Февральской революции, с мая 1917 г., епископ Никодим временно исполнял обязанности архиерея всей Курской епархии, так как курский архиепископ Тихон (Василевский) в условиях революционной эйфории мирян и духовенства был отстранен от управления. После выборов нового архиерея епархию возглавил бывший рыльский викарий Феофан (Гаврилов) – это он впоследствии вывезет чудотворную икону Курской Коренной Божией Матери за границу. Тем временем епископ Никодим вернулся в Белгород и приступил к реализации своего давнего замысла о выделении полусамостоятельного Белгородского викариатства (церковного округа) из состава Курской епархии в самостоятельную епархию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Вел обширную переписку с духовными детьми и почитателями. В проповедях поучал людей всегда оставаться неизменно верными и преданными чадами св. правосл. Церкви. После распространения по епархии открытого письма О. против обновленцев началось его преследование. На основании доносов обновленцев 12 окт. 1926 г. он был арестован. 5 нояб. Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило О. к 3 годам ссылки на Урал. Местом ссылки стало с. Кудымкар Верхнекамского окр. Уральской обл. (ныне город Пермского края). О. было запрещено участвовать в богослужениях, читать и петь на клиросе. Находясь в ссылке, О. много писал на церковные темы. В одном из очерков он размышлял о смысле гонений на служителей Христовых - ссылках, тюрьмах: «Все это совершается не без воли Божией. Значит, в любое время они могут и окончиться, если сие будет угодно Богу. Посылаются эти гонения для испытания нашей верности Богу. И за твердость ожидает нас венец жизни... Не нужно и думать о каком-либо самовольном изменении нашей участи в гонениях путем каких-либо компромиссов, сделок со своей совестью. Гонения - крест, возложенный на нас Самим Богом. И нужно нести его, быть верным долгу своему даже до смерти». В окт. 1928 г. арестован в ссылке и отправлен в Тобольск Уральской обл. (ныне Тюменской обл.), где содержался в тюрьме в течение 3 месяцев, до нач. 1929 г. В февр. того же года отправлен этапом в ссылку в Сургут Тобольского окр. Уральской обл., где находился 9 месяцев. В сент. того же года получил право вернуться в Тобольск, но в с. Уват был снят с парохода и арестован, однако вскоре освобожден и в нояб. прибыл в Тобольск. В окт. 1929 г. закончился срок ссылки и О. получил разрешение властей поселиться в Ст. Осколе Центральночернозёмной обл. (ныне Белгородской обл.), в связи с чем митр. Сергий (Страгородский) назначил его на вновь образованное Старооскольское вик-ство Курской и Обоянской епархии. В дек. 1929 г. О. прибыл в Ст. Оскол и вступил в управление викариатством. Он получил разрешение от местной власти совершать богослужения только в одной церкви.

http://pravenc.ru/text/2578455.html

В июне 1934 г. в связи с размежеванием Центральночернозёмной митрополии на Воронежскую и Курскую Медведев был назначен «митрополитом» Курским (ГАОПИ ВО. Ф. 9353. Оп. 2. Д. 5080). Острогожская епархия вошла в состав Воронежской обновленческой митрополии. 25 июня 1934 - 22 авг. 1935 г. Острогожским «архиепископом» был Сергий Танаевский. К кон. апр. 1935 г. в Острогожской обновленческой епархии насчитывалось 7 городских и 53 сельских прихода (ГА Воронежской обл. Ф. Р-2565. Оп. 1. Д. 26. Л. 6). 22 авг. 1935 г. Острогожским «архиепископом» стал Гермоген Лебедев (переведен с Мичуринской обновленческой кафедры), 7 дек. 1936 г. он был арестован. Во время Великой Отечественной войны на оккупированной германскими войсками части Воронежской обл. нек-рые из открывшихся приходов объявили себя обновленческими и объединились в Острогожскую епархию во главе с «архиепископом Острогожским и Валуйским» Алексием Щербаковым. В оккупационной газ. «Острогожский листок» Щербаков неоднократно прославлял А. Гитлера за то, что тот «дал спасение церкви и избавление от жидовского ига православному русскому народу». Щербаков продолжал служить и после освобождения оккупированных территорий советскими войсками. 14 нояб. 1943 г. в г. Валуйки он «рукоположил» Андрея Москаленко во «иерея». Через 1,5 месяца Москаленко обратился с покаянным письмом к в. у. Воронежской епархией Курскому еп. Питириму (Свиридову; впосл. митрополит), в к-ром сообщал, что «имел общение и даже принял сан иерея от лжеепископа Алексия, который поминал вражескую власть немецкую». К дек. 1943 г. все обновленческие приходы области воссоединились с РПЦ; дальнейшая судьба Щербакова не выяснена. С 1928 по 1932 г. помимо православной и обновленческой Острогожских кафедр существовала одноименная кафедра в юрисдикции Временного высшего церковного совета (ВВЦС; см. также ст. Григорианский раскол ). В дек. 1928 г. Валуйский «архиепископ» Митрофан (Русинов), к-рому подчинялись все григорианские приходы Воронежской епархии, был переименован в «архиепископа Острогожского и Валуйского». Его кафедра находилась в Знаменском соборе слободы Уразово (ныне поселок Валуйского р-на Белгородской обл.). В 1933 г. он принес покаяние митр. Сергию (Страгородскому), Острогожская григорианская епархия была упразднена.

http://pravenc.ru/text/2581669.html

1946 13(26)02.1950 Уразовская Основана ок. 1925 г. Курское викариатство (В ПЭ Т. 1 С. 661 неверно названо Воронежским; г. Уразово – близ г. Белгород). Упразднена в 1928 г. (?) 1925 09(22)12.1925 Митрофан Русинов 05.1926 Мелхиседек Аверченко 12.1926 Синезий Зарубин 12.1927 29.03(11.04)1928 Уразовская, григ. Основана и упразднена в 1925 г. Именование – по г. Уразово (Белгородская область). Курское викариатство (при несуществующей основной кафедре). 09(22)12.1925 Митрофан Русинов Уральская Основана 07.11.1908 (образовалась из прежней Николаевской (Самарское викариатство) и присоединенной к ней от Оренбургской епархии Уральской области). Местопребывание – г. Уральск. Самарское викариатство. Самостоятельная с 21.08(03.09)1918 (Постановление Св. Патриарха, Св. Синода и Высшего Церковного Совета 305 от этой даты: «...ныне же открыть следующие новые самостоятельные епархии, образовав из соименных им викариатств: 1) Уральскую с наименованием Епархиального Преосвященного Уральским и Николаевским и со включением в ее состав Уральской области и уездов Николаевского и Новоузенского Самарской епархии...» [РГИА ф. 831, оп. 1, д. 58, л. 1]). Упразднена в 1933 г. Возобновлена 09(22)11.1990 (выделена из Алма-Атинской епархии). Именовалась: Уральская; с 05.10.1916 – Уральская и Николаевская; Уральская и Покровская; с 09(22)11.1990 – Уральская и Гурьевская. Викарная кафедра: Дергачская. 07 .11.1908 – 05.1926 – Тихон Оболенский 4826 1923 – 1923 – в/у Петр Соколов 4827 05 .1926 – 20.03(02.04)1929 – Павел Павловский 14(27)02.1929 – 13(26)08.1930 – Иоанн Братолюбов 4828 31 .07(13.08)1930 – 04(17)08.1931 – Памфил Лясковский 05(18)10.1931 – 27.12.1932(09.01.1933) – Модест Никитин 09(22)11.1990 – – Антоний Москаленко 4829 Уральская, обн. Основана в 1923 г. Местопребывание – в г. Уральск. Упразднена после 1933 г. (?) Именовалась: Уральская и Покровская. 08(21)06.1923 24.06(07.07)1923 24.06(07.07)1923 18.02(03.03)1925 Георгий Крашенинников (Крашенников) 19.08(01.09)1925 09(22)09.1926 25.02(10.03)1925

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Белгородской губ.: в Болховском у.- 64 церкви, в Белёвском у.- 105 церквей. Также насчитывалось 17 мон-рей, в т. ч. 15 мужских: московский Покровский училищный, московский Даниловский, можайский Лужецкий, Можайский Колоцкий, Лихвинский Покровский Добрый, Оптина пуст., Перемышльский Шаровкин, мещовский Георгиевский, юхновский Казанский, малоярославецкий Черноостровский во имя свт. Николая , Тихонова калужская в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. , Оптин болховский в честь Рождества Пресв. Богородицы и Св. Троицы , белёвский Преображенский, Пафнутиев Боровский в честь Рождества Пресв. Богородицы , Лютиков Троицкий - и 2 женских: белёвский Крестовоздвиженский, болховский Рождественский. В 1776 г. открылись семинарии при боровском Пафнутиевом мон-ре и при Лаврентиевом калужском монастыре . В 1776-1777 гг. Синод обсуждал вопрос об упразднении Крутицкой епархии и о переносе кафедры в Калугу, но тогда это не было исполнено. 8 дек. 1917 г. Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. принял определение «О правах и обязанностях Святейшего Патриарха Московского и всея России», к-рое предусматривало реорганизацию управления Московской епархией: «Патриаршей областью (Москва, Московская епархия, ставропигиальные мон-ри.- В. П.) управляет по указаниям патриарха патриарший наместник с титулом архиепископа Коломенского и Можайского» (Собор, 1918. Деяния. Кн. 5. С. 357). Т. о. была восстановлена епископская кафедра в Коломне (см. Коломенское викариатство ). Московский епархиальный съезд 18-22 дек. 1917 г. признал «наиболее целесообразным способом избрания помощника Святейшему Патриарху считать назначение такового... самим Святейшим Патриархом по его личному усмотрению и избранию» (РГИА. Ф. 796. Оп. 209. Д. 2849. Л. 67). На этом настаивал патриарх Тихон, высказавший такое пожелание 20 дек. 1917 г. в беседе с председателем епархиального съезда прот. Григорием Соколовым, и последний в тот же день поставил на голосование вопрос об отказе от избрания управляющего епархией на съезде.

http://pravenc.ru/text/2462071.html

17 сент. 1735 г. еп. Арсений был перемещен на Белгородскую кафедру, но остался в Переяславской епархии, сославшись на болезнь; 3 янв. следующего года Синод отменил решение о перемещении. В июне 1738 г. архиерей объявил об открытии при Переяславском архиерейском доме в Вознесенском мон-ре славяно-греко-лат. уч-ща (коллегиума) (открыто 2 окт., с 1773 семинария). Для нужд уч-ща наместник Киево-Печерской лавры архим. Иларион (Негребецкий) пожертвовал 4 монастырских здания. В Переяславе учились студенты из Киева, Чернигова, Нежина, Сум, Конотопа, Гадяча, Глухова, Любеча, с Правобережной Украины. Благодаря училищу Переяслав стал важным центром в борьбе с унией и католицизмом. В 1743-1750 гг. продолжалось строительство каменного собора в Михаило-Архангельском мон-ре, в 1750 г. собор был освящен Переяславским еп. Никодимом (Сребницким) . Успенский собор после перестройки 1824 г. Гравюра М. Н. Рашевского по рис. П. Гнедича. 70-е гг. XIX в. Успенский собор после перестройки 1824 г. Гравюра М. Н. Рашевского по рис. П. Гнедича. 70-е гг. XIX в. В 1752 г. Киевский митр. Тимофей (Щербацкий) при поддержке гетмана К. Г. Разумовского подал петицию в Коллегию иностранных дел, в которой помимо прочего содержалось пожелание вернуть в подчинение Киевскому митрополиту Переяславскую епархию и Межигорский в честь Преображения Господня мужской монастырь . Митрополит провел выборы на вакантную тогда Переяславско-Бориспольскую кафедру. Синод отказал по всем пунктам и объявил митр. Тимофею выговор за попытку избрать Переяславского епископа. Повторная попытка подчинить Переяславских епископов Киевскому митрополиту была сделана в 1767 г. В ходе работы созданной в том же году законодательной комиссии епархиальные архиереи должны были присылать в С.-Петербург записки с изложением необходимых перемен в церковном управлении. Из Малороссии в Синод прислали донесения Киевский, Черниговский и Переяславско-Бориспольский архиереи, настоятели Киево-Печерской лавры и Межигорского мон-ря. В записке Киевского митрополита была изложена программа церковной автономии для укр. епархий под властью Киевского митрополита; в ней также содержалось напоминание о том, что Черниговская, Переяславская и др. укр. епархии, а также ставропигиальные мон-ри когда-то находились под властью Киевского митрополита. Переяславский и Черниговский епископы и ставропигиальные мон-ри не выразили желания вернуться под власть Киева.

http://pravenc.ru/text/2580016.html

В заключение еще раз заявляю, что предъявленное мне обвинение отрицаю полностью. Оставляя за собою право делать на суде более подробные словесные пояснения, прошу Специальную Коллегию это мое заявление с краткими письменными пояснениями приобщить к моему делу и протоколу судебного разбирательства». 10 сентября 1935 года в половине двенадцатого утра открылось заседание Специальной Коллегии Курского областного суда. Суд не дал возможности обвиняемым говорить пространно, и подробно написанные объяснения владыки до некоторой степени заменили объяснения в суде. Во время судебного заседания преосвященный Антоний сказал: «В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю... Я принадлежу к церковному течению, возглавляемому митрополитом Сергием... В Белгородской епархии нет ни одного священника, принадлежащего к группе иосифовцев...» Вместе с епископом Антонием были арестованы священники Митрофан Вильгельмский, Александр Ерошов, Михаил Дейнека и псаломщик Михаил Вознесенский. Священномученик Митрофан  родился 4 июня 1883 года в городе Новомиргороде Херсонской губернии. Отец его, Григорий Вильгельмский, занимался ремесленным промыслом. Митрофан окончил церковноприходскую школу и с 1911 года служил в храме псаломщиком. В 1922 году он был рукоположен во диакона, а через год – во священника и служил в храмах Одесской епархии. В 1924 году отец Митрофан был арестован и приговорен к трем месяцам заключения по обвинению в крещении ребенка без справки из ЗАГСа. С 1928 года он стал служить в Полтавской епархии. В феврале 1934 года власти закрыли храм, в котором служил священник, и отец Митрофан написал архиепископу Онуфрию (Гагалюку), которого хорошо знал как ранее управлявшего Одесским викариатством, и получил от него благословение ехать к епископу Антонию в Белгородскую епархию. Приехав к владыке, отец Митрофан получил место и вскоре был назначен благочинным. 22 февраля 1935 года сотрудники НКВД арестовали его. На допросе священник сначала было подписал показания, написанные следователем, но 22 июня дал иные показания, которые следователь вынужден был записать: «Относительно моих показаний, данных мной ранее, имею внести следующие поправки, которые мной обнаружены в результате ознакомления с материалом следствия при окончании следствия, а именно:

http://fond.ru/kalendar/427/ippolit/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010