В апостольской проповеди апостол Павел потрудился более всех апостолов, как он сам свидетельствует: «Благодатию Божией есмь, еже есмь, и благодать Его, яже во мне, не тща быстъ, но паче всех потрудихся» ( 1Кор. 15:10 ). Словом своей проповеди апостол Павел обращал ко Христу целые народы, устрояя Церкви Божии, насаждая веру. Апостолу Павлу принадлежат четырнадцать апостольских посланий, которые читаются за Божественной литургией. Нелегка была эта проповедь для апостола Павла. Она сопровождалась многими скорбями. По его собственному признанию, он переносил беды в реках, беды от разбойник, беды от сродник, беды от язык, беды во градех, беды в пустыни, беды в мори, беды во лжебратии. «Я гораздо более (других апостолов) был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской» ( 2Кор. 11:26, 23–25 ). Таким скорбным, узким, тернистым путем великий апостол Павел искал на земле Царства Божия. И еще будучи во плоти, поистине нашел его: «Знаю человека во Христе...» ( 2Кор. 12:2–5 ). Великий Павел, при всей высоте своего апостольского достоинства, не скрывал свои немощи, говоря: «И чтоб я не превозносился...» В мрачном подземелье римской темницы апостол Павел провел последние дни своей земной жизни... На холодном полу тюрьмы лежал великий труженик Евангелия. За всю свою многотрудную жизнь он не сберег никакого для себя достояния. Плащ и кожаные книги, которые по его просьбе доставил в темницу его ученик, святой апостол Тимофей, – вот все его достояние. И теперь, проводя долгое время в тюрьме, он плащом прикрывал свое уже больное тело, изможденное и исхудалое, а душу свою питал словесами этой «кожаной книги». «Все меня оставили! – с болью сердца писал святой апостол Павел ученику своему Тимофею из римской темницы. – Один Лука со мною» ( 2Тим. 4:16, 10 ). Только святой Лука, составитель Деяний апостольских и одного из Евангелий, делил с апостолом языков, Павлом, его предсмертные дни и часы. Апостол Лука был и живописцем, и врачом. И, как врач, может быть, он утолял телесные болезни своего умирающего в темнице друга и учителя. А, как друг, облегчал его душевные скорби, которые, несомненно, тяготили душу великого Павла, ожидающего вынесения ему приговора. Этот приговор святой узник встретил мужественно, со свойственным ему спокойствием.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Уснул греховный мир. Спал Иерусалим, спала вся Иерусалимская земля. Весь мир был в объятиях сна. И вот среди этой глубокой ночи разверзаются небеса, разгоняется мрак, озаряется тьма. Ночи как не было. На небе появилась лучезарная таинственная звезда. От звезды на землю спустился весь в белом Ангел. Его увидели убогие вифлеемские пастухи. Они услышали его и в страхе упали на землю. Они не могут отдать себе отчета в происходящем вокруг них. «Не бойтесь, – слышится голос Ангела. – Не бойтесь...» ( Лк. 2:10–12 ). Не успел еще Ангел окончить сии слова, как внезапно в эти святые минуты в убогом вифлеемском вертепе совершилось таинство странное. Здесь были святые странники – праведный старец Иосиф и обрученная ему Пречистая Дева Мария. Они пришли сюда из далекой Галилеи, исполняя волю римского кесаря Августа, который издал указ о всенародной переписи. И для них не оказалось места в Вифлееме. И они безропотно отошли от людских жилищ и нашли себе покой от дорожных трудов за городом, в убогом вертепе, куда пастухи в ненастную погоду загоняли свои стада. Здесь были они одни в невидимом присутствии Самого Бога. Здесь исполнилось время родить Святой Деве. И в полночь Она родила Сына Своего Первенца и повит Его, и положи Его в яслех, ( Лк. 2:7 ). Она родила Его безболезненно, без всякой посторонней помощи. Она Сама спеленала Его, никому не попустила прикоснуться нечистыми руками к Рожденному от Нея. Своими ничем не оскверненными руками Она осязала Его, Своими чистейшими устами лобызала Его, Своими девственными сосцами питала Его. Положив Его в ясли, Она поклонилась до земли Рожденному от Нея – Она первая принесла поклонение Ему. Вол и осел – эти бессловесные животные, которые служили в пути праведному Иосифу и Пречистой Деве Марии, теперь были привязаны к яслям и своим дыханием согревали Божественного Младенца и таким образом служили своему Владыке и Творцу. Иосиф же в глубоком безмолвии преклонил свои старческие колена и поклонился до земли и Родившемуся, и Родившей Его. Теперь Он познал, Кто Та Святая Дева, обручником Которой он был, познал Ее нетленный цвет девства, познал, что Она есть Та, о Которой задолго до сего изрек пророк Исаия: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» ( Ис. 7:14 ), что значит: с нами Бог .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Инок Всеволод (Филипьев) Дни отпевания и погребения брата Иосифа, 11–12 ноября (н. ст.) 1997 г. Отклик на мученическую смерть Иосифа Мы были потрясены обстоятельствами мученической кончины брата Иосифа и поначалу как бы возмущены: «Доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь сию» ( Откр.8:10 ). Но вскоре возрадовались внутренней тихой радостью о появлении нового светильника перед Престолом Господним, наипаче же о том, что его мученической смертью был посрамлен сатана, показавший свое бессилие этим убийством. «И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» ( Откр.8:11 ). Здесь, в России, обагренной кровью новомучеников, и где голос крови каждого из умученных за Христа вопиет к небу, мученичество как бы последнее и единое для всех поприще, к которому призывает нас Господь. Незадолго до кончины брата Иосифа, в Петрограде был зверски убит священник нашей Церкви о. Александр Жарков, чуть раньше избит другой батюшка – о. Павел Катунин в Белгородской области... «Мы гонимы, но не оставлены» ( 2Кор.4:9 ), ибо Господь не оставляет нас. Дорогие прихожане Свято-Иоанно-Предтеченского собора! Спаси вас, Господи, за присланный вами альбом с фотографиями, посвященный брату Иосифу, мы постараемся показать его как можно большему числу верующих здесь, в России. Владыка Вениамин передает вам свое епископское благословение. У нас ежедневно за литургией поминается «убиенный Иосиф», и мы чаем иметь его предстателем пред Богом за нас, грешных. Епископ Вениамин с братией и духовными чадами 10/23 января 1998 г., Св. Григория, еп. Нисского, Преп. Павла Обнорского, Екатеринодар Знамение свечей Чтец Даниил Олсон поехал на машине из Вашингтона в СвятоТроицкий монастырь в Джорданвилле, в штате Нью-Йорк, чтобы помолиться на могиле Иосифа Муньоса-Кортеса, хранителя мироточивой иконы Иверской Божией Матери по случаю сорокового дня его кончины. Он приехал в монастырь в понедельник к вечеру, 8-го декабря 1998 года, и, к своему огорчению, узнал, что панихида уже была совершена. Даниил рассчитывал на то, что панихида состоится во вторник, так как в нашей вашингтонской церкви было объявлено, что сороковой день падает на 9-е декабря.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

Пребывая в мире ты можешь остаться и добрым иноком, только храни себя от всех соблазнов.    Понадеешься на себя – погибнешь: надейся на милость Божию, усердно постись и молись на всякий час Богу. С Божией помощью можешь спастись и в миру, а без Бога и в стенах святой обители можешь погибнуть...В твоей пастырско-иноческой жизни да будет тебе помощником и спутником твой новый покровитель – святитель Божий Иоасаф Белгородский. Он так же по своему положению, как архиерей, жил и вращался среди мира. Но мир его не захлестнул, наоборот, святитель Иоасаф многих возвел к Богу от грешного мира. Подражай его жизни и прибегай к его святым молитвам. МИЛОСЕРДНЫЙ ГОСПОДЬ! молитвами Пречистой Своей Матери, в храме Коей воспринял ты ныне ангельский образ и молитвами святителя Иоасафа Белгородского, да укрепит тебя, да утешит и поможет в твоем славном делании пастыря- инока.    АМИНЬ. Виды неверия    Фома сказал Ему в ответ: «Господь мой и Бог мой» (Иоан.ХХ,28).    Открыто и прямо исповедал Спасителя нашего Богом впервые тот Апостол, который менее других соглашался верить воскресению Господа. В день Своего преславного воскресения Христос Спаситель явился ученикам Своим уже поздним вечером, когда они сидели в горнице запершись, страха ради иудейского. Спаситель вошел к ним, дверем затвореным, и сказал им: «Мир вам». Ученики несказанно обрадовались воскресшему Спасителю,Который показал им Свои язвы, для уверения истинности своего воскресения. Тогда не было среди учеников Христовых Апостола Фомы. И вот, явился Фома и говорят ему ученики Спасителя: мы видели Господа. Но Фома отвечает: пока не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю... Спустя неделю, в воскресный день вечером опять явился Господь ученикам Своим, и Фома уже с ними. Господь прямо обращается к Фоме и говорит: «Подай перст свой сюда, и посмотри руки Мои, подай руку твою, и вложи в ребра Мои, и не будь неверующим, но веруюшим». И из уст Апостола Фомы полились восторженные слова: «Господь мой и Бог мой» (Иоан.ХХ,19—28).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Пусть эти писатели записаны в православных метриках, а некоторые из них даже и «христианские овцы волною покрываются», т. е. попросту говоря, все свои права, преимущества и содержание получают от Церкви за то, что обязывались служить её благу. За всем тем их нельзя причислить к православным уже по той простой причине, что, находясь в здравом уме и зрелом возрасте, они сами не считают себя православными. Православие для них не есть искомое; православие для них есть заблуждение, с которым нужно бороться. Если они иногда обнаруживают симпатии к старообрядчеству, своими сочинениями дают поддержку ему, то я скажу г. Мельникову: «надо бояться данайцев, даже и дары приносящих». Для борьбы с православием они воспользуются и старообрядчеством, а со старообрядчеством они надеются справиться при помощи просвещения. Такая лжебратия имеется во всяких и религиозных и политических —856— обществах, она была и в первохристианских церквах. Оставим её в покое. Обратимся к спорам и разногласиям братии между собой. Православие для православных есть истина, но истина, будучи данным, всегда есть искомое. «Теперь знаю я отчасти» ( 1Кор.13:12 ), говорит ап. Павел и говорит о религиозной истине. Если апостол знал её отчасти, то мы разумеется не можем знать её вполне. Мы имеем Св. Писание, символ веры , вероопределения 7 вселенских соборов. Всего этого достаточно для спасения. Но каждый из нас и разумом и сердцем стремится постичь истину по возможности шире и глубже. Веря в догмат, можно стремиться проникнуть в его тайну, и ограниченность нашего разума, различие точек зрения и бесконечность истины делает то, что догмат при твердой вере в него может быть различно понимаем верующими. Ап. Петр говорит, что в тайну нашего спасения «желают приникнуть Ангелы» ( 1Пет.1:12 ). Отсюда мы видим, что тайна нашего спасения не вполне открыта и ангелам, и что желание постичь её более, чем она открыта, присуще добрым и блаженным духам. Пытаемся и мы, надеясь на божественную помощь и по силе нашего разумения, выяснять себе религиозные истины. Мы ошибаемся в своих суждениях о ней, а чаще всего бывает, что каждый из нас всецело сосредоточится на одной какой-либо стороне истины, упуская из виду другие стороны, а другой всецело остановится на другой, и может показаться, что между ними – непримиримое противоречие, а на самом деле порою противоречия между ними и совсем может не быть. Г. Мельников, полагаю, верует в богодухновенность и истинность Св. Писания. Он должен верить словам ап. Иакова: «не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его и делами вера достигла совершенства? и исполнилось слово Писания: веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим. Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только» ( Иак.2:21–24 ). Должен г. Мельников верить и ап. Павлу. «Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—857— Ибо что говорит Писание? поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность. Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. А неделающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность. Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел: «блаженны, чьи беззакония прощены, и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха» ( Рим.4:2–8 ). Мы верим, что в приведенных словах ап. Иаков раскрывает одну сторону истины, а ап. Павел – другую, но если пользоваться методом г. Мельникова, то очень легко развить теорию, что апостолы имели противоречивые взгляды на то, чем достигается спасение. По методу г. Мельникова легко находить противоречия и в Евангелии. Как относится г. Мельников к святоотеческим воззрениям? Надеюсь, что они не внушают ему чувства безнадежности по отношению к вере, которую они исповедовали. Но находить у них разногласие очень легко. Обратимся к вопросу о творении. Св. Афанасий Александрийский в споре против ариан трактовавших, что Христос есть только «рожденный прежде всякой твари» ( Кол.1:15 ), писал: «никакое создание не старше другого, все виды были созданы зараз и тем же повелением» (Orat. II contr. arian. n° 60 Migne). Св. Афанасий признавал, что мир был создан мгновенно. Он следовал в этом воззрении александрийским учителям – Клименту (Strom. VI, 16. Migne) и Оригену (De principiis I, IV, 16. Migne). Отцы церкви обыкновенно толковали, что мир создан в шесть дней. Св. Василий В. дал нам свой поучительный шестоднев. Можно пойти далее и указать, что у одного того же мыслителя высказывались в разных сочинениях трудно согласимые суждения. Так у св. Григория Нисского в одних его произведениях говорится о вечных мучениях, а в других о возможности апокатастасиса – восстановления и спасения всех небесных, земных и преисподних (сравн. Флп.2:10 ). Нужно ли смущаться всем этим? Чтобы ответить на этот вопрос, я обращусь к области далеко отстоящей от богословия. Г. Мельников без сомнения, как и все

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Увы, в ответ на это можно услышать – мол, их не так поняли и исказили их учение. Но все же почему никто из апостолов не настаивает на употреблении имени Иегова в молитвах (на чем принципиально настаивают «Свидетели»)? Заметьте – нигде и ни разу. Видимо, они про это даже и не помышляли, другого объяснения и быть не может. Почему апостолы крестят людей во имя Отца и Сына и Святого Духа, а не во имя Иеговы или Иеговы и Иисуса? Также, почему апостол Петр позволяет себе сказать такую фразу об имени Иисуса: «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян.4:12 )? Или как мог допустить апостол Павел такие слова: «Христос по плоти, сущий над всеми Бог» ( Рим.9:5 )?! Получается, их Христос ошибся с апостолами, ведь многие слова апостолов не соответствуют тому, о чем учат «Свидетели Иеговы». Хотя, конечно, можно догадаться, кто ошибается на самом деле. История и здравый смысл подсказывают, что истинной Церковью может быть та, которая существует с самого начала, от Христа и апостолов. Ведь именно о ней сказал Спаситель: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Матф.16:18 ) и: «се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (28:20). Мы веруем Христу, и только наша церковь сохранила историческую преемственность со времен апостолов. 9.2. Кто такие «помазанные»? В Откровении апостол Иоанн видит 144000 праведников, находящихся у престола Божия. «Свидетели Иеговы» называют их «помазанными» – это апостолы, первые христиане, члены руководящих должностей в Организации и др. По учению секты, лишь они могли, например, вкушать хлеб и вино, о которых говорил Спаситель. Это они будут править со Христом. Все остальные называются «великое множество», или, короче говоря, «второсортные». Примерно так в обобщенном смысле трактует секта (выражение «второсортные» я позволяю употребить, поскольку подавляющее количество сектантов, составляющих великое множество, например, не имеют даже права вкушать хлеб и вино, в отличие от «помазанных»). Но Священное Писание ясно говорит, что те 144000 – люди, не осквернившиеся с женщинами: «Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел... и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим» ( Откр.14:4 ). Речь идет о девственниках. В православном понимании они – монахи, которые жили свято и чисто. Это наши Сергий Радонежский, Серафим Саровский , Иоасаф Белгородский и другие святые. А некоторые апостолы жен и детей имели. У апостола Петра была жена. Когда Христос пришел в дом Петра, Евангелие говорит, что Он исцелил его тещу. Апостол Филипп имел жену и пять дочерей – о чем свидетельствует книга Деяний апостолов. Про членов Руководства Сторожевой Башни можно ничего и не говорить, особенно про Чарльза Рассела, на которого собственная жена подала в суд за «неподобающее поведение с посторонними женщинами». Так кто же такие «помазанные»? 9.3. Еще одно противоречие

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

Нередки ныне, например, такие случаи. Заболевает человек тяжело – смертельно, едва шепчет побелевшими губами просьбу пригласить перед кончиной священника. Приходит священник, видит: глаза больного уже стекленеют, осторожно после глухой исповеди влагает святые Дары в уста умирающего, и тот еще находит в себе силы проглотить их и через три дня после причащения ходит здоровым. Иногда выздоравливают после соборования и помазания святым елеем даже неизлечимо больные. А инородцы, эти младенцы чистой веры, при всех несчастных случаях с верою ставящие, по обычаю, свечу за рубль Всевышнему, как они говорят, всегда получают помощь от Бога за свою детскую простоту. Если мы теперь и здоровы, и сильны, и покойны, так это оттого, что Бог нам, по словам преподобного Макария Египетского , как нищим, дал в помощь сокровище благодати. Кто забудет об этом, у того Бог отнимет дар Свой или перестанет охранять его, и тогда чаще всего гордый впадает в блуд. Пусть гордые говорят: «Я не знаю Господа» 75 ; «Взойду на небо» 76 ; «Осушу ступнями ног моих все реки египетские» 77 ; «Как забирают оставленные в гнездах яйца, так забрал я всю землю, и никто не пошевелил крылом, и не открыл рта, и не пискнул» 78 , а смиренные пред Богом пусть отвечают: «Смирися в персть душа наша» 79 ; «Если скажу, что не знаю Бога, то буду подобный вам лжец» 80 ; «Я уподобился пеликану в пустыне... и сижу, как одинокая птица на кровле» 81 . В знак смирения пред делами и при совершении их призывайте на помощь благословение и силу Божию с чувством раба ничтожного, ничего не стоящего по грехам своим. Так смиряется душа пред Богом. Смириться же пред людьми – значит кротко и в простоте переносить все, что ни случится скорбного, и всем бескорыстно, насколько возможно, оказывать любовь. Надо иметь, говорит преподобный Кассиан Римлянин , «наготу», то есть совершенное бескорыстие. Святитель Иоанн Златоуст заметил, что истинное смирение необходимо показывать не только старшим и равным, но и низшим себя и уступать менее достойным, чем мы. Смиренная любовь, говорит апостол Павел, не ищет своего 82 , не ждет заслуженной благодарности, памяти и уважения. Она всю душу открывает для всякого человека. О святителе Иоасафе Белгородском рассказывали, что он по ночам раздавал беднякам своего города милостыню, с келейником зимой рассылал подводы с дровами или дарил полушубки. В Оптиной пустыни жил схимонах, у которого была потребность чем-либо услужить монахам; на вопрос, почему он без просьбы благотворит, тот младенчески отвечал: «Я тебя люблю».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Наше немилосердие, неутолимость, безпощадность к людям есть непроходимая завеса между нами и Богом. Это как если бы мы закрыли растение черным колпаком, а затем стали бы сетовать на то, что оно гибнет без солнечных лучей». Милосердие проявляется не только в материальной помощи нуждающимся. В притче о раненом разбойнике и самарянине Господь показал нам пример милосердия. Самарянин отвлекся от своего пути, постарался облегчить страдания раненого, перевязывая ему раны, издержал на него свои запасы вина и масла, уступил ему своего осла, позаботился о помещении его в гостиницу и подумал о будущей помощи ему, обещав гостинику заплатить все последующие издержки. И все это было оказано не другу, даже не соотечественнику, а иноплеменнику – почти врагу. Надо вспомнить, что святитель Иоасаф Белгородский не только тратил все свои доходы на бедных, но, будучи уже епископом, сам колол дрова, купленные им для бедных вдов и сирот. Часто мы не в состоянии устранять скорбные обстоятельства у ближнего. В этом случае надо последовать следующему указанию архиепископа Арсения (Чудовского): «Не в силах ты помочь ближнему в скорби, несчастии, беде, – прими всю его скорбь в свое сердце и с ним поплачь; этим облегчишь его душевную тягу». Но как во всякой добродетели, так и в милосердии надо иметь рассудительность. Апостол Павел пишет: «Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность» ( 2Кор. 8,13 ). В ряде случаев необходимо отказывать в материальной помощи ближнему. Причиной отказа может явиться и забота о его духовной пользе, и знание своей меры, своего положения и своего духовного возраста. Как пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский : «Если мы знаем о некоторых, что они бедны от праздности и лености, таким мы не должны уделять от своих трудовых заработков. Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» ( 2Фес. 3,10 ). Следует знать также, что преподобный Варсонофий Великий не рекомендовал занимать в долг, чтобы удовлетворить какую-либо материальную нужду ближнего. В таких случаях надо отказывать в просимом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Василий Демьянович раскрыл Библию, и его взгляд остановился на 132-м псалме: Как хорошо и как приятно жить Братьям вместе! Это - как драгоценный елей на голове, Стекающий на бороду, бороду Ааронову, Стекающий на края одежды его; Как роса Ермонская, сходящая На горы Сионские, Ибо там заповедал Господь Благословение и жизнь на веки. - Ну что ж, старина Василий, - сказал он сам себе, - надо выполнять данный обет. Он отвел пса Пиратку и лошадь на соседний участок, подарил знакомому егерю свое, надо сказать, отличное Зауэровское ружье, положил в котомку Библию, иконы и большой ломоть хлеба и отправился в монастырь. Монастырские каменные святые врата были выбелены известкой, и над входом парящие архангелы трубили в золотые трубы, извещая грешный мир о Страшном суде. Полукруглая надпись на арке ворот гласила: Приидите ко мне все труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы. Монастырский придверник провел Василия Демьяновича к игумену. Тот, высокий худой постник, похожий на св. Иоасафа Белгородского, приветливо принял его в своих покоях. - Ну что, брате, зачем пожаловал к нам в монастырь? - Желаю жизни постнической и во вся дни жизни моей Богу послужить желаю по обету. - Ну что ж, это похвально. Я вижу по тебе, что ты работный человек. И какое ты знаешь ремесло? - Я, отец игумен, русский человек. К чему приставите, все буду выполнять. А если точнее, то могу и плотником, и каменщиком, и землекопом, и косить, и за лошадьми ходить, и в огороде могу, и пчел знаю. - А молитву Господню Отче наш знаешь? А как же, и Отче наш, да и всю Библию назубок. - Ну, это ты, брат, однако, перехватил. Библию назубок и сам наш архиерей не знает. - Я не хвастаюсь, отче, спросите. - Хорошо. А перечисли-ка ты мне всех царей иудейских по порядку. Василий Демьянович потер лоб рукой и начал: - Цари еще неразделенного Израильского царства: Саул, Иевосфей, Давид, Соломон. После разделения царств цари иудейские: Ровоам, Авия, Аса, Иосафат, Иорам, Охозия, Иоас, Амасия, Озия, Иоафам, Ахаз, Езекия, Манассия, Амон,

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2079...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010