§3. К люблению Бога возбуждает нас как самое Божие всесовершеннейшее существо ( Откр. 4:11 ), так и бесконечная Его любовь, оказуемая к нам промыслом ( Пс. 17:2 ), искуплением ( Пс. 5:7 ), избавлением от бед ( Пс. 123:2 ) и другими благодеяниями ( Втор. 32:6 ). §4. Противополагается любви ненависть, или вражда на Бога. И хотя подлинно в Боге нет ничего такого, за что бы Его ненавидеть можно было, однако нечестивые не Бога, яко Бога, но то, что в Боге своим страстям наипаче видят противным, не любят, а именно то, что Он Законодавец и Судия праведнейший, а потому и грехов строжайший Наказатель. Сие наиболее ненавидят беззаконники! Еще ненависть бывает к Богу, когда, самолюбием и миролюбием будучи до безмерности пленены, и не помышляют вовсе о том, чтоб любить Бога ( Мф. 6:24 ); или когда кто и любит Бога, да точию ради себя и своего добра, например, что Его промыслом благополучен, а не объемлется любовию к Богу ради Самого Бога. §5. Препятствие люблению Бога наипаче чинят сладострастие, честолюбие и сребролюбие, которыми человек опутавшись едва что о Боге и Его к себе благодеяниях и помышляет. Глава 4. О хвале Божией §1. Кто истинно любит Бога, тот всеусердно желает с Ним соединиться и неразлучно быть. А поскольку соединиться с Богом и пребывать с Ним иначе не можно, как токмо чтобы Бог был у нас всегда во уме, в сердце и во устах, то любящий Бога с усердным желанием тщится Его познавать, и умом своим о Нем и делах Его с радостию сердечною беспрестанно размышлять, и устами о том везде исповедывать. А сие называется хвалением имени Божия. §2. Хвала вообще есть воспоминание совершенств чьих-либо. Оная бывает совершаема или внутрь, в уме размышлением, или изъявлением и вне, как то словом, писанием и другим каким-нибудь ко взору или к уму показанием добра чьего-либо. И сим напоследи помянутым образом производимая хвала приписуется в Св. Писании и самым бездушным и неразумным тварям, которые показанием доброт своих взору или и слуху, буде в знаке каком-либо те доброты их состоят, дают знать чрез то разуму нашему о несравненно лучших добротах Создателя оных ( Пс. 18:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Вместо духа, сперва даны были нам символы и исповедания веры, которые первоначально вынуждены были необходимостью, но впоследствии превратились в каменные скрижали закона. От них и искусственного толкования их наводнилось общество наше фарисейством, грозившим подавить свободное дыхание жизни. После того пришел пиетизм, частию в различных сектах, которые составляли бремя для нашего общества, как не оказавшие никакого пособия для него и не имевшие никакого успеха для себя. Затем настал период рационализма, и многие подняли головы свои, как бы чуя, что теперь наступило время искупления их. За несколько времени пред сим люди мечтали о какой-то счастливой и простой Вере, в второй они открытым взором, а не в прообразованиях и образах, увидят Бога. Но и это новое здание не только не успело доставить ожиданной пользы лучшего духовного пристанища, но скоро начало колебаться и разрушилось. Большинство народа приняло только отрицательную сторону рационализма – право объявлять себя свободным от всякой Веры, опирающейся на авторитет, не принимая вместе с тем, конечно, не естественной, обязанности на себя – составлять какую-нибудь Веру для себя. На стенах появились в пустых формах новые идолы, подобно древним. Религиозность исчезла приметно. Храмы опустели. Молитвы и гимны сделались бездушными. Поучения потеряли свою важность. Могущественное учение реформаторов уступило место цепи робких верований... Действительно, Вера дана нам Богом; но в одно время явился недостаток разума верующего, а в другое – разум неверующий, и вот оба они коснулись картины и повредили ее до того, что истинный вид ее совершенно изгладился, и она снова должна быть создана Богом». Не прав ли, посему, был Лютер, первый зачинщик реформации, когда желал, чтобы уволили его от проповеднического служения? 79 И он, и Цвинглий, и Кальвин, и Генрих VIII, и прочие подобные им преобразователи латинского запада шестнадцатого века не были ль слепыми вождями слепых, расслабленными врачами расслабленных, самообольщенными наставниками невежд, противниками божественного домостроительства, врагами олтаря, возмутителями против жертвы Христовой, в отношении к Вере – изменниками, в отношении к благочестию – святотатцами, рабами непокорными, сынами беззаконными, братьями неприязненными, презрителями иерархии, дерзнувшими устроять другой олтарь, составлять другую молитву из слов непозволительных, осквернять истинную жертву Господню жертвоприношениями ложными, и не хотевшими даже знать, что действующий вопреки Божию чиноположению наказывается за безрассудное дерзновение по усмотрению божественному? 80 Прав был Лютер и в том случае, когда писал к саксонскому курфирсту Фридриху, что «все, что дотоле сделал он, служит для него позором, что то было таким делом, в котором не мог он дать отчета ни пред Богом, ни пред людьми, и что оно наводит мрачную тень на самое Евангелие» 81 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

И если люди не будут плакать, то бездушная тварь будет скорбеть и стенать. И какому же суду они не подлежат? «Ибо если Бог , как посредник, говорит богословский язык, скрепляет договоры людей между собою, то какова же опасность, когда мы являемся нарушителями договоров, заключенных нами с Ним самим, и оказываемся виновными не только во грехах, но и даже во лжи пред Истинной»? Павел (не будем говорить, сколько он подвигаемый любовью ко Христу, возмог перенести) претерпел всевозможные скорби, гонения и опасности, и его не могли ни настоящая, ни грядущая, ни ина тварь разлучати ( Рим. 8:38 -З9). Такова была теплота его любви, что даже дерзал молиться, чтобы быть, в некоторой мере, отлученным от Христа ( Рим. 9:3 ). Эти же не могут перенести даже простого поношения ради благочестия. Но прощаясь со всем этим, они льнут только к материи, погружаются в страсти плотоугодия и нисколько не думают устремлять свою мысль горе. Как будто они спешат домой, чтобы поскорее видеть свои поля и дорогие имения, или любимый виноградник, – посмотреть. сколько у них вожделенной земли, вспаханной и оставленной под пар, – высчитать по пальцам доходы с нее или взглянуть на отборных коней и мулов, красивых и упитанных, хорошо ли их объезжают наездники, хорошо ли они бегут, носят седла и годны ли к езде, – в хорошем ли состоянии находятся волы, пашущие землю, как и всякий другой скот, находящийся на пастбищах и в стадах. Не лишне сказать и о том, как усердно хлопочут они о пышности и красоте верхнего платья, хитонов и плащей и, вообще говоря, направляют свое честолюбие на настоящую пустую славу. С таким дурным направлением ума, прилепившись любовью к преходящему и текущему (ибо чем кто побеждается, тому и рабствует), они изменяют благочестивой вере и спасению, т. е. главнейшему из всего. Они гак же легко уловляются сетями беззаконных, как звери, попадающие в сети охотников. Павел мог бы удивляться более этим, чем Галатам ( Гал. 1:6 ), ибо они так скоро оставили раз преданные нам, свыше и от отцов снизошедшие, божественные и священные догматы и всегда непрерывно господствовавшие и пребывавшие установления и обычаи. И не вспомнили следующих слов: аще кто вам благовестит паче, еже приясте, анафеме да будет ( Гал. 1:9 ). Таково их положение и так оно горестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Konsta...

-Н . Ф- А буквы финикийцы изобрели, утверждают эллины, и Кадм первым привез грамоту в Элладу; врачеванию же, говорили они, положил начало египтянин Апис, который есть вол Хруша, Асклепий развил (это) искусство. (Но) прежде всех их евреи были. -Ф Ф- Так и Б76 различающиеся учениями различное утверждали: – что видимое рождено, же – (что) не рождено, a появилось само собой. И одни говорили, что все одушевлено, а другие – что бездушно. -Ф Ф- Анаксагор же и придя в Египет и побеседовав с египетскими и еврейскими мудрецами, услышали науку о сущем, подобно тому, как впоследствии и Платон еще больше научился, как сказал в «Сопоставлениях». -Ф Кроме того, египтяне первыми поименовали солнце и луну , назвав солнце Осирисом, а луну Исидой. Ф- Видя, как они проходят путь/75в из-за богами назвали и жертвы им совершали. -Ф Ф- А огонь – Гефестом, а Деметрой – землю, а водную – Океаном назвали, Афродитой же – желание и любовь нарекли, И71 а Аресом – ярость, а Дионисом – пьянство, а Гермесом – воровство, а мудрость – Афиной, Гефестом – ремесла, потому что для них требуется помощь огня. -Ф Ф- Они были настолько порабощены наслаждениями, что и козла из-за бесовского совокупления богом считали и приносили жертвы. Мендетяне же его изобразили и чтили, животным воздавали какие-то богословия. Ведь мемфисяне веровали в быка, а – в волка, а – в льва, а – в пса, а иные – Б77 в елура, то есть в кун(иц)у, а еще одни – в крокодила. -Ф Ф- Итак, первыми назвали богами солнце, и луну, и звезды, и небо, и землю, и прочие/45г стихии египтяне и финикийцы; от них переняв, служили (им) как богам эллины. По прошествии же времени эллины сделали богами и тех, кто совершил какое-то доброе дело или храбро сражался, как, , доблестный храбрый Геракл. И Асклепия после смерти богом нарекли, из-за искусства врачевания. -Ф Ф- И не только благое совершивших, но и в беспутстве и в скверных делах мужчин и женщин обожествляли и служили (им). Научившись от них, римляне своих царей после смерти богами делали, и не только по закону Царствовавших и о справедливости заботившихся, но и царствовавших жестоко, и несправедливо, и беззаконно. Ведь Нерона, во всех блудных и (в) безмерном беззаконии жившего, и Домициана, и Коммода, и других убийц и распутников называли в своих богов. -Ф Ф- Более того, отвратительн бесов богами назвали, от которых порочной науке о зелье и волхвованию Б78 научились,/46а и почитали их жертвами и празднествами. -Ф

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аз же, диякон Феодор, всего их сего мудрования не приемлю, но отметаю и обличаю, и прение творю с ними за та вся выше реченная зде. Сам же аз исповедую Святую Троицу единосущну и нераздельну, три лица во едином Божестве и едино Божество в трех ипостасех совокупленно, един трисиянен образ; друг в друзе вмещение имуть, кроме всякого размешения и слияния, по богословову григориеву словеси, и не прелагается друг в друга, но кождо свое собство и свойство имать, Отец и Сын и Дух Святый. И един от Троицы Сын Божий сам сошел с небес на землю самым существом неописанным и весь невместимый вместися во чрево Пресвятыя Девы Марии, всего человека восприим на ся, и родися от нее сугуб Христос, весь Бог и весь человек, и со Отцем на небеси весь пребысть неотлучно в то время и всегда. А на кресте страда плотию и умре. И со креста сниде во ад с раздельшеюся душою смертию от телеси сам Бог Слово своим лицем, без плоти; а с плотию положися во гробе бездушен сам же Бог Слово: и от души его пречистыя во аде и от плоти во гробе неотлучно бысть Божественное его существо всесильное отнюдь. И местом Божества на описую аз, но везде Бога быти существом исповедую невидимо и непостижимо 367 . Никониянская клятва беззаконна есть, такоже и друга моего Аввакума протопопа неправедна есть и страстна. Христос ему в том судия, еже напрасно мя оболга и оклевета многим верным братиям, и соблазнил их своим новым мудрованием, егоже оным братиям посла отселе, гневаяся на мя. И они, бедные, не разжевавше, да и глотают уже и хвалят его мудрование то, и богословно и свято называют, а ко мне глаголют тако, отрицающеся во Христе – Свете самого существа Божия: не буди-де нам, Феодор Иванович, и помыслити по твоему, еже самое существо во Христе веровати, или без плоти Христу до воскресения во ад сходити с душею единою, или Святому Духу самому существом снити на Апостолы тогда в пятидесятницу. Да и толкует некто слепой бедной буеслов (не сказал мне Аввакум имени его), Бог-де Дух не посылается с неба никуды, но благодать и сила от Духа посылается.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Вечные мучения грешников После Страшного Суда грешников ожидает вечное наказание. Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая (Откр. 21:8). Вечные муки вместе с диаволом и другими падшими духами — такова последняя судьба беззакон- ников, которым скажет Господь: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25:41). Ад, преисподняя, огонь неугасимый, тартар, геенна огненная — синонимы, обозначающие место будущего наказания грешников. Адские мучения будут вечными (Мф. 25:46), то есть никогда не прекратятся. Как в древние времена, так и сегодня многие возражают против этого учения, говоря, что Бог есть любовь (1 Ин. 4:8), а любовь не может допустить вечного, хотя и вполне заслуженного страдания тварных существ. По согласному мнению отцов Церкви, Бог не является создателем ада, как Он и не является создателем зла. Существование ада противно воле Всеблагого Бога, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2:4). Ад существует не потому, что этого хочет Бог, а потому, что воля тех тварных существ, которые воспротивились воле Божией, делает существование ада для них неизбежным. Не Бог создал ад для диавола и демонов, но они создали его сами для себя. Священномученик Ириней Лионский пишет: «Всем соблюдающим любовь к Нему Он дает Свое общение. Общение же с Богом есть жизнь, и свет, и наслаждение всеми благами, какие есть у Него. А тех, которые по своему произволению отступают от Него, Он подвергает отлучению от Себя, которое они сами избрали. Разлучение с Богом есть смерть, и удаление от света есть тьма, и отчуждение от Бога есть лишение всех благ, какие есть у Него. Но блага Божии вечны и без конца, поэтому и лишение их вечно и без конца, подобно тому как относительно неизмеримого света сами себя ослепившие или ослепленные другими навсегда лишены его сладости не потому, чтобы свет причинял им мучение слепоты, но сама слепота доставляет им несчастье».

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

И вот нужно в душе своей укреплять веру – доверие к Богу, что действительно ничто не сможет с нами случиться без воли Божией, без того, чтобы это осталось неизвестным Ему. А раз известно, значить, Господь это допускает; а раз допускает, значит, так нужно. Часто мы не понимаем, для чего же это нужно; не понимаем смысла ниспосланных испытаний. И вот тут то нужно оказать доверие Богу. Ведь и родители не все говорят, не все объясняют детям, но очень часто только приказывают сделать одно, или не делать другого. Послушные, хорошие дети, по доверию к родителям, и зная их любовь, повинуются им во всем, даже в том, чего они не понимают; делают многое даже против своей воли, если того требуют родители. Вот и нам, как послушным детям нашего небесного Отца, нужно принимать все ниспосылаемое с полным доверием и послушанием; принять и скорбное таким же доверчивым сердцем, как принимали до сих пор радостное. Человеку, вверженному в горнило испытаний, необходимо кроме полнаго доверия к Богу, вооружиться еще и терпением. Терпение есть перенесение скорби, болезни и всякого несчастья без туги сердца, без смущения, без ропота, без отчаяния. Терпение в скорбных обстоятельствах – есть принятие их смиренным сердцем, с мыслью, что это так и должно быть, что иного, лучшего, мы по нашим грехам и не заслуживаем. Три отрока – Анания, Азария и Мисаил – хотя и были благочестивы, так что решили скорее питаться одними овощами и плодами, чем есть мяса, запрещенных законом Божиим, – когда были брошены в раскаленную печь, пели там: “Согрешихом, беззакон-новахом, неправдовахом пред Тобою и воистину по делам нашим наказуемы есьмы!” Вот это пример спасительных веры и терпения! Зато они чудесным образом и остались невредимы в семь раз больше обыкновенного раскаленной пещи Вавилонской. И Церковь наша на каждой всенощной вспоминает подвииг этих юношей, ставя их нам в пример, уча и нас их примером спасительному терпению. Итак, с терпением необходимо соединить исповедание своих грехов. Так и блудный сын, очутившись в бедстивенном положении на чужой стороне и не имея чем наполнить свое чрево, воскликнул: “Отче, согрешил я на небо и пред тобою!” И как три отрока вышли из пещи невредимыми, как блудный сын, исповедав свои грехи, вернулся к отцу в дом, где уже больше ни в чем не нуждался, так и мы, если принесем Богу, Отцу нашему небесному, искреннее раскаяние в грехах наших, то не потерпим от грядущих напастей никакого вреда. Аминь. О слезах

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-ile...

Они называются лукавыми и богатыми за то, что наживали своё богатство через отчуждение имущества других ( Мф.23:23; 14 ), а кроме того пользовались своим богатством для беззаконных целей (ср. Мф.28:12–13 ). Кроме сего, бл. Иероним приводит также метафорическое объяснение этих слов, по которому под лукавыми разумеется множество языков, не знавших прежде Бога, а под богатыми – народ иудейский, которому принадлежат завет, закон и пророки. «Итак, – говорит он, – Господь пострадал и погребён для того, чтобы из того и другого народа собрать себе церковь ». Замечательно понимание этого места в Таргуме Ионафана: т. е.: и предаст нечестивых геенне, и богатых сокровищами, совершавших насилие, смерти погибельной. Но р. Саадия гаон част. принимает за предлог «при, с», почему переводит: т. е. и полагал (безлично: полагали) с неправедными гроб его, при представлении к смерти, и с богатыми, когда он был убит неправедно. Переводу Саадии гаона следуют большая часть западноевропейских экзегетов, ср. р.-с. пер. При нём слова пророка получают тот смысл, что во время кончины Отрока Господня, ему предназначали гроб со злодеями, после же самой кончины, Он был погребён у богатого. Исторически это оправдалось в распятии Христа Спасителя среди злодеев, вместе с которыми распеншие Его намеревались и погребсти, но в погребении Его, после смерти, в саду и гробнице богатого Иосифа Аримафейского, с подобающим почётом и возлиянием благовонных мастей на весьма большую сумму, к беззакон не сотвор, ниж вртес лесть во устехъ ег; «это, – говорит бл. Иероним, – не может быть понято ни о ком из людей, – чтобы он не согрешил ни делом, ни словом, когда Писание говорит: Иов.25:4 ; Ис.53:6 , а только о том, кто грех наш носитъ и насъ болезнтъ и звенъ бысть за грех наша, и мченъ бысть за беззакн наша, звою ег мы исцлхомъ. О нём и Пётр, верховный из апостолов, говорит: 1Пет.2:21 и далее.». Евр. сл. , переведённое 70 τι= к, Розенм. Резен. Павский понимают в смысле «хотя», указывая на аналогичный оборот в Иов.16:17; 34:6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Устами одного из героев своих произведений Ф. М. Достоевский говорит, что ад есть «страдание о том, что нельзя уже более любить». Святой Исаак Сирин говорит: «Мучимые в геенне поражаются бичом любви. И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что они погрешили против любви, терпят мучение, которое сильнее всякого другого страшного мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, болезненнее всякого возможного наказания…» Но самая сильная мука, которая ожидает грешников в аду, — это отлучение от Христа и неспособность к богообщению: «Нестерпима геенна и мучение в ней; но если представить и тысячи геенн, то всё это ничего не будет значить в сравнении с лишением той блаженной славы, с отвержением от Христа и с тем, чтобы слышать от Него: не знаю вас (Мф. 25:12)… Поистине лучше подвергнуться многочисленным ударам молнии, нежели видеть, как кроткое лицо Господа отвращается от нас и ясное око Его не хочет взирать на нас» (святитель Иоанн Златоуст ). Подобную мысль высказал и преподобный Симеон Новый Богослов : «Никто из людей, верующих в Тебя, Владыко, никто из крестившихся во имя Твое не стерпит этой великой и ужасной тяжести отлучения от Тебя, Милосердный, потому что это страшная скорбь, нестерпимая, ужасная и вечная печаль. Ибо что может быть хуже отлучения от Тебя, Спаситель? Что мучительнее того, чтобы разлучиться с Жизнью и жить там, подобно мертвому, лишившись жизни, и вместе с тем быть лишенным всех благ, потому что удаляющийся от Тебя лишается всякого блага». На Страшном суде грешники в последний раз увидят Бога «и уже более не увидят Его и не будут иметь и надежды увидеть Его, и то самое, что они прогневали такого Владыку, будет терзать их мучительнее всего» (святитель Марк Ефесский). Осознание вечной и невозвратной утраты блаженства из-за удаления от Бога, ясное осознание своих грехов, понимание того, что земная жизнь проведена впустую, наполнит души грешников отчаянием, ужасом и ожесточением. Сообщество других беззакон- ников, а особенно злых духов, усугубит мучения осужденных: Там будет плач и скрежет зубов (Мф. 22:13).

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

Клеветники продолжают вести гражданскую войну в средствах массовой информации, полностью наплевав на слова Святейшего Патриарха. Кровавая братоубийственная война на украине - это следствие деятельности фальсификаторов истории, клеветников, лжецов, очернителей советской эпохи. 11.02.2015 - 19:24 Ув. Евгений Константинович, : Ув. Евгений Константинович, уверена, что большинство народа с вами не согласно. Мы знаем, что Ленин был безжалостный и одержимый человек, вокруг него собрались такие же маньяки, преимущество известной национальности. Затем власть захватил Сталин и всю эту кодлу перебил. Он также пересадил и убил множество народу безвинного. Однако, вот такой простой пример: среди моих дедов, бабок, их обширной родни никто от репрессий не пострадал, никто из них не знал никого, кто был бы в лагерях. Это как? Все мужчины воевали, а это человек 15, и пропал без вести только 1, остальные вернулись с наградами домой. У моих прадедов была довольно суровая жизнь, но они были как-то морально крепче, что ли, не ныли и не причитали. Не нужна ни идеализация, ни очернение советского периода, надо рассматривать вопрос со всех сторон. 12.02.2015 - 10:50 Не могу не прокомментировать : Не могу не прокомментировать комментарий Инны от 10.02.2015, 22:00. Инна, Вы понимаете принципиальную разницу между критикой человека и его осуж-дением? Вряд ли! Осуждение – это суждение об окончательной судьбе бес-смертной личности человека. А на него имеет право только Христос-Бог на Своём Страшном Суде в конце времён. А что на весь русскоязычный мир со-творили Вы в своём комментарии? Через тире перечислив Ленина, Сталина, Распутина и Ивана Грозного со строчной буквы, Вы лишили их бессмертные личности даже права на имя собственное! Приравняли к какой-нибудь бездуш-ной табуретке! Всё решено лично Вами: нет у них права даже считаться чело-веческими личностями! Это ли не осуждение? Не лучше и общеизвестный ба-тюшка, который несколько лет назад в одном из своих прямых эфиров «Радо-нежа» назвал В. И. Ленина собакой, которую даже земля не принимает. И по-ныне нет-нет, да скажет подобное на многомиллионную аудиторию. Не в осуж-дение ему говорю это, а в порядке критики. А Вам, Инна, на ближайшей испо-веди надо покаяться в публичном осуждении неординарных исторических лич-ностей. То есть, назвать и необратимо изжить свою бездумную склонность к скорым осуждениям. И вообще, Инна, замечу Вам, что православная вера да-лека от беспрекословного подчинения мнениям духовенства по любому вопро-су. В нём своя иерархия авторитетов. И каждому чаду Церкви её надо пони-мать и ориентироваться в ней самостоятельно, творчески. Поэтому лично для меня мнение святителя Луки Войно-Ясенецкого о первых лицах Советского государства несравненно авторитетнее мнений явно не святых о. Дмитрия Смирнова или митрополита Иллариона. 12.02.2015 - 11:31 Уважаемая Инна . Вы говорите, :

http://radonezh.ru/analytics/esli-my-ne-...

   001    002   003     004