Использование имен основано на следующих принципах: 1. Имя должно быть членораздельным, различимым и благозвучным, поскольку оно используется наряду с другими словами, с которыми оно частично сопоставимо и противопоставлено по значению и звучанию (поэтому значение имени отчасти определено его звуковым строем), и требует удобства произношения и восприятия. 2. Имя должно быть истинным, поскольку оно выражает интенцию мысли на именуемый предмет и в этом смысле тождественно самому предмету. 3. Имя должно быть продуктивным; поскольку оно включено в систему языка, его использование предполагает максимальную свободу сочетаемости и возможность создания на его основе новых слов. XX. Тождество Тождество – общность у двух или нескольких предметов одинаковых признаков, качеств или свойств, на основе которой эти предметы рассматриваются как равнозначные в определенном отношении. Тождество условно, поскольку установление тождества предполагает выделение определенных характеристик и признание их значимыми и достаточными для того, чтобы рассматривать предметы мысли как равнозначные. Рассмотрим пример из творений преподобного Симеона Нового Богослова , в котором на основе топа тождества устанавливается, что всякий грешник есть нечестивец. “Беззаконник, противозаконник, грешник, нечестивец – всеобще называются грешниками, но каждый из них имеет свое отличие. Беззаконник есть тот, кто не имеет закона (знать не хочет закона); противозаконник есть тот, кто делает что-либо не доброе или неправильно; нечестивец есть безбожник или многобожник, который неправо умствует о Боге. Писание Божественное нечестивым называет еще и блудника, лихоимца, сребролюбца, славолюбца и всех тех, которые, порабощаясь подобными страстями, знают, что Бог, создавший очи, видит все, а живут с такою небогобоязненностью, как бы Бог не видел их. Если б имели они страх Божий и благоговеинство перед Богом, Который везде есть и все видит, то не посмели бы презирать Его, греша перед Ним так, как бы Он не видел, как они грешат. Когда же они любят славу человеческую паче славы Божией и делают всякое зло, думая, что не видит их недремлющее око Божие, то скажи мне, какой у них страх Божий и какое благоговение пред Богом, Которого трепещут и сами бездушные твари?.”

http://azbyka.ru/propovedi/kurs-russkoj-...

«Напрасно тот надеется на Бога, – пишет свят. Тихой Задонский, – который противится Богу; напрасно чает от Бога милости, который не престает Его раздражать нераскаянным нравом; напрасно руки простирает и очи возводит к Богу, который сердцем от Него отвращается и обращается к мамоне, серебру и злату, нечистоте и прочим бездушным божкам. Бог бо есть Избавитель Своим, а не чужим, т.е. противникам Своим. «Господь крепость людам Своим даст», – глаголет Псаломник, – а не чужим ( Пс. 28:11 ), «волю боящихся Его сотворит, а не небоящихся» ( Пс. 144:19 ). Не боятся же Бога, которые бесстрашно закон Его дерзают нарушать. Таковых «воли не сотворит и молитвы не услышит», понеже сами воли Его не творят и не хотят Его слушать и каяться. Слушает Он, но тех, которые почитают Его устами и сердцем. Слушает и грешников, но престающих грешить и кающихся. Так, услышал Он Манассию царя Иудейского, со смирением исповедавшего свои грехи и оставившего свои мерзости и услышал Ниневитян, по проповеди Иониной покаявшихся. Услышал Закхея мытаря, но смирившегося и кающегося. Услышал блудницу, но плакавшую и омывшую слезами ноги Его. Принял блудного сына, но оставившего чужую беззаконную страну и возвратившегося к Нему со смирением и покаянием: «Отче, согреших на Небо и пред Тобою и уже несмь достоин нарещися сын Твой; сотвори мя яко единого от наемник Твоих» ( Лк. 15:17–24 ). Грешник дотоле есть грешник, доколе грешить не престает и живет в бесстрашии; а когда отстанет от грехов и о грехах кается, уже Божиею благодатью к числу праведных присоединяется. Чего ради и грешникам таковым не должно своего упования отлагать, но без сомнения ожидать милости Божией о Христе Иисусе, Который «прииде в мир грешные спасти» ( 1Тим. 1:15 ; свят. Тихон Задонский . Творения, т. 2, изд. 5. М., 1889. О истинном христианстве, §§232, 233. Сравн. §§225–232, стр. 294–299). §4. О любви к Богу Апостол говорит: «теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» ( 1Кор. 13:13 ), т.е. в настоящей жизни для спасения необходимы три главные добродетели: вера, надежда и любовь, которые объемлют все силы души, внутреннюю и внешнюю деятельность христианина, все его отношения к Богу и ближним. При этом любовь есть наивысшая добродетель и источник всех добродетелей (преп. Макарий Египетский . Беседы, послание, слова, изд. 4, Тр.-Серг. Лавра, 1904, Послание, стр. 335. «Любовь по своему качеству, – говорит преп. Иоанн Лествичник , – есть уподобление Богу, сколько того люди могут достигнуть по своему действию, она есть упоение души, а по свойству – источник веры, бездна долготерпения, море смирения» (Слово 30, §7). «Нет ничего выше божественной любви», – говорит св. Максим Исповедник (преп. Максим Исповедник . О любви, 1-я сот. §9 – Добротолюбие, т. 3, в русск. пер., стр. 165).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Подавляющая сердца наши скорбь побуждает так вопить и вопрошать…» Приводя ссылку на кн. Исход, гл. 32, ст. 26–28, отец Иоанн резко осуждает революционеров ветхозаветных, уничтоженных в числе около 3000 человек в один день: «Таково было грозное распоряжение Самодержавного Вождя Моисея, действовавшего по внушению Божию. Вот как святые подавляли в народе революцию и тем спасли народ свой от нравственного гнилого разложения, и это было угодно Богу. После 40 дней все пришло в обычный порядок. Что это, как не поучительный пример в истории человечества для нашего нечестивого времени и разнузданной «русской» революции. Многие развращенные люди нашего русского общества подражают развращенному еврейскому народу… Конец мира близок. Бог отнимет благочестивого Царя и пошлет бич – жестоких, самозванных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами…» И стало Русское Царство не Господне Царство, а широкое и раздольное царство сатаны… Россия опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония…» (Обличит. проп. о. Иоанна Кроншт. Изд. 1914 г.). Это грозное пророчество отца Иоанна уже сбывается. Господь наказывает русских страшной бездной падения. Бедное отечество! Обратись к вере отцов своих. Восстань силою Божией и держись за Церковь и Главу Ее – Христа Бога. Только в Нем спасение наше и избавление от нечестивых и злых рабов диавола, пленивших Русь. Вернемся к отцам «Кто лучше постигал не умом, а сердцем благость Божию, как не святые подвижники?» – вопрошает епископ Феофан. Станьте, наконец, внимательны к ним. Перечитывайте их. Есть такие места, что весь день можно их держать в памяти, не зная сытости от сладости и силы их. «Много не надо читать… Прочитавши что-нибудь, жуйте то, пока дойдет до сердца. И довольно. Вот вам признак полезного чтения! Когда какое место так займет, что все мысли и внимание сосредоточатся в нем, это хорошо. Всякое другое чтение есть праздное» (еп. Феофан). Сухие, бездушные, ограниченные рационалисты видят в прошлом только отжившее, умирающее и призывают к новым началам… Святоотеческие писания священны.

http://azbyka.ru/prosteckoe-bogoslovie

Кроме метафор и метонимий из тропов нередко встречаются в Псалтири гиперболы (преувеличения предметов сверх естественных границ); таковы, напр., следующие выражения: «Беззакония превзыдоша главу мою» ( Пс. 37:5 ). «Одержаша мя злая, им же несть числа»… «Беззакония моя умножишася паче влас главы моея» ( Пс. 39:13 ). «Бог сокрушит главы врагов своих, верх влас преходящих в прегрешениях своих» ( Пс. 67:22 ). «Умножишася паче влас главы моея ненавидящии меня туне» ( Пс. 68:5 ). «Падет от страны твоея тысяща и тма одесную тебе» ( Пс. 90:7 ) и проч. Фигуры. Нам остается рассмотреть еще обороты речи, известные под именем фигур, каковы суть: 1) обращение; 2) повторение; 3) противоположение; 4) вопрошение и восклицание. Фигуральные обороты речи, отступающие от обыкновенного ее логического течения под влиянием сильно возбужденного чувства и воображения писателя, являются могущественным средством оживления речи. Так, посредством первой указанной нами фигуры, обращаясь к отвлеченному, бездушному предмету, как к одушевленному, – к отсутствующему, как к присутствующему, писатель неодушевленным и отдаленным предметам придает образы и лица, которые восстают пред нашими глазами, как живые; таковы, напр., обращения псалмопевца: «Воскликните Богови вся земля, воспойте и радуйтеся и пойте» ( Пс. 97:4 , Пс. 99:1 ). «Востани, славо моя, востани, псалтирю и гусли: востану рано» ( Пс. 107:3 ). «Похвали, Иерусалиме, Господа, хвали Бога твоего, Сионе» ( Пс. 147:1 ). «Хвалите Господа солнце и луна, хвалите его вся звезды и свет. Хвалите его небеса небес и вода, яже превыше небес» ( Пс. 148:3–4 ). «Хвалите Господа от земли, змиеве и вся бездны: огнь, град, снег, голот, дух бурен, творящая слово его: горы и вси холми, древа плодоносна и вси кедри: зверие и вси скоти, гади и птицы пернаты»… ( Пс. 148:7–10 ). В фигуре повторения, желая остановить внимание читателя на каком-либо одном предмете, писатель повторяет известное слово. Прекрасный образец применения такого оборота речи представляет, напр., 28-й псалом, который начинается так: «Принесите Господеви сынове Божии, принесите Господеви сыны овни: принесите Господеви славу и честь» ( Пс. 28:1 ), и далее: «Глас Господень на водах: Бог славы возгрем, Господь на водах многих. Глас Господень в крепости; глас Господень в великолепии»… и т.п. ( Пс. 28:3–11 ). Очень удачно фигура повторения применяется и в 73 псалме: «Ты утвердил еси силою твоею море: ты стерл еси главы змиев в воде: ты сокрушил еси главу змиеву… Ты расторгл еси источники и потоки: ты изсушил еси реки ифамские. Твой есть день и твоя есть нощь: ты совершил еси зарю и солнце. Ты сотворил еси вся пределы земли: жатву и весну ты создал еси» ( Пс.73:13–17 ). См. также Пс. 56:8–9 , Пс. 66:4–6 , Пс. 116:14–16 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

—317— шкурой, они осквернили храм Твой святой и алтари Твои, Господи сил, наполнили бесчинием и бесчестием. 65 . Но посмотрим, если угодно, какое есть у них основание для этого и какова причина того, что они дошли до такого беззакония и безбожия. Они говорят, что покланялись чуждым богам, осуждая тем самым свое идолопоклонство. Таким образом они как бы отрекаются от прежнего и выдают себя за людей, признающихся в ошибке касательно того, что они прежде худо делали. Думая отстранить от себя позор и заблуждение, они дерзают утверждать то, чего не могли бы утверждать и безумные, а именно, что таким путем они спасают славу и честь священных храмов, как бы уничтожая идолов и изглаждая и очищая в них позор. На самом же деле они врачуют болезнь болезнью и впадают в большую, чем прежде, пропасть зла. И как каждый грешник готов извинять себя, так и всякий безбожник скор на оправдание. Принимая вид благочестия, обнажают они, однако, лице нечестия, выступая против священной веры нашей. Они стараются укрыться от многих тем, что как будто отвергают вредное мнение, не зная, что этим подвергают себя более тяжелому и суровому осуждению. Может быть скажет кто-либо из более умеренных у них в нечестии, придумывая подходящее и благовидное оправдание: «Мы стараемся изгнать употребление икон с тою целью, чтобы некоторые из людей простых и необразованных, не зная должного, по своему невежеству не стали считать их за богов, блуждая около одной бездушной материи, на ней останавливая свой ум и не представляя ничего сверх видимого». На это —318— защитники правой веры могут ответить: «Если бы ты вел себя честно и хранил святыни в неприкосновенности, твоя речь представляла бы некоторую убедительность, ибо надлежит учить и руководить неведущих, дабы они воздавали должное почтение и не выходили из пределов подобающего почитания. Но ничего такого тобою не сделано. Ведь если ты видел, что иконы почитаются не как следует, то тебе подлежало бы заставлять почитать их, как подобает. В самом деле, несправедливо, надо с этим согласиться, из-за того, что невежды недостойно приступают к святыням, бесчестить последние, как нельзя из-за того, что некоторые неправо обоготворяют небо и то, что под небом, противопоставляя Творцу тварь, бесчестить творения Божии. А ты бесстыдно презираешь, сокрушаешь, разрушаешь и попираешь ногами святыни. И разве ты не сожигаешь душу свою, предавая их огню? Разве не опаляешь и не расплавляешь свой ум? Разве не впадаешь в безумие, простирая нечестиво руки свои на алтарь? Отсюда становится ясным, что ты сам идешь на себя и как пес опять возвращаешься на свою блевотину безбожия. Таково их нечестие и неразумие.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

6). Святоша-фарисей сознает себя слишком святым, чтобы благоговеть пред святынею. И как лжеправедность фарисеев основывается только на внешности и покрывает только поверхность их души, не составляя внутреннего и живого родника нравственной их жизни, то святыня для них в сущности есть только внешний и бездушный фетиш, нужный им только для удовлетворения их эгоизма – тщеславия и корыстолюбия. Закон для них есть заступ для копания земли, средство для гешефта, – подобно окрашенным гробам, кои снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты, они по наружности кажутся людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония (23:27–28). Вопреки сему Господь заповедует Своим ученикам благоговеть пред святым святых Правды Божией и не усиливаться распространять ее таким образом и такими средствами, кои могут вызывать глумление и кощунство над святынею Христианскою. В соответствие предыдущим, отрицательно и в противоположении фарисеизму выраженным, добродетелям нестяжательности, смирения и благоговения: не собирайте, не судите, не дайте – теперь следует раскрытие добродетелей в положительном виде: просте, поступайте, входте, берегитесь. —28— Для осуществления Правды Божией нужно: а) усердно молиться и просить Отца Небесного о беспрепятственном осуществлении Царства Божия и о всем потребном для сего, с полною верою и надеждою получить просимое от Небесного Отца (ст. 7–11; cp. 1:19–34); – б) не только надеяться на Отца Небесного и Его помощь, но и самим, осуществляя Его любовь в себе и подражая Ему, любить всех как самих себя и соответственно этой любви относиться к ним, а не осуждать их за каждый сучец (ст. 12; ср. 7:1–5); – в) самоотверженно и неослабно бороться с мipoм, который весь во зле лежит, и с злою стороною собственного существа, с похотью плоти и гордостью житейскою (ср. 6:24; 1Ин.2:15–17; 5:19 ); г) остерегаться фарисеизма (ст. 15–23), который под видом лжепророков, лжеучителей и лжепастырей – волков хищных в овечьих одеждах, – проникнет и в христианство, как проник он в иудейство, как проникает всюду, где есть искренние стремления людей к правде и идеалу (cp.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Знаменательны приведённые Вами слова Спасителя: „еже твориши, сотвори скоро“. Такой же обширный смысл имеет и молчание Христово пред судиями беззаконными, судившими для того, чтоб непременно обвинить, чтоб найти какой-нибудь предлог обвинения праведного для исполнения злобного замысла, давно замышляемого в сердце преступном, злобном и лукавом. Посреди этого Божественного молчания возгремели в наставление наше слова Спасителя к Пилату, слова тихие по наружности, но страшные, как гром и молния, по смыслу: „Не имаши власти ни единые на Мне, аще не быти дано свыше“. Какое глубокое и обширное наставление для страдающих о Христе, на- —212— учающее их смотреть на своих Пилатов, как бы на бездушное орудие Промысла Божия, подающего возлюбленному Своему чашу Христову, залог блаженства вечного со Христом. Здесь, на земле, совершается уже отделение пшеницы от плевелов, производится Божий суд над ними. Последователь Христов страждет в великодушном молчании, познавая крестом Христа, а Пилат с холодностью вопрошает о Истине, не думая и не желая знать о Ней, потому что не хочет даже выслушать, дождаться ответа. Между тем Сама Истина – Христос ему предстоит в смирении и высоким молчанием сказует о Себе. „Удивися разум мой от Тебе“, молитвенно взывал к Богу святой Давид; удивится Евангелию и его глубокому учению, учению Божественному Христианин, читающий его с верой и чистотой совести, при озарении Свыше. Живые жизнью, заимствованной от ветхого Адама по закону чадородия, находятся в состоянии падения; это состояние своё доказывают непрестанным самообольщением, почитая землю, место своего изгнания – местом наслаждений бесконечных. Новый Адам – Христос Крестом спасает падших: умерщвляется жизнь падения отъятием наслаждений; а из недр этой смерти возникает жизнь о Христе, находящая наслаждение в лишениях. Отсюда преселяется человек мыслями, желаниями, надеждами на Небо и ожидает с извещённой верой обетования Свыше, обновления Духом Святым. Нам должно странствовать со Христом, страдать с Ним, претерпевать распятие, вкусить смерть, быть погребёнными, воскреснуть и вознестись.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Описываемый период последних времен, по-видимому, изображается в апокалипсическом видении снятия Агнцем четвертой печати. Когда Он (Агнец) снял четвертую печать, я слышал голос четвёртого животного, говорящей: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертою частью земли, умерщвлять мечом и голодом, и мором, и зверями земными ( Апок.6:7, 8 ). В существенном второй период последних времен сходен с первым периодом их; между ними нельзя уловить резкой грани; второй составляет непосредственное продолжение первого. Там, в первом периоде, лжехристы прельстят многих: и здесь, во втором периоде, лжепророки прельстят многих; те и другие явятся в большем множестве в обоих периодах; в первом периоде нечестие: и во втором умножение беззакония; там оскудение любви, вражда, кровопролитие: и здесь человеконенавидение и междоусобицы; там страшные бедствия от стихий и друг от друга: и здесь страдания и мучения. Различие между этими двумя периодами в том, что —25— грехи и бедствия, усилившись в первый период, не найдя себе достаточного отпора и потому как бы предоставленные своему естественному течению и росту, во втором периоде еще более возрастут, умножатся и еще шире распространятся, подобно тому, как пламя пожара, если его не тушат, или бессильны потушить, с каждой минутой распространяется дальше и дальше и становится все более и более яростным, страшным и всепожирающим. Так, напр., между тем, как в первом периоде будут международные войны, во втором периоде вражда между людьми и жажда крови дойдут до такой ужасной степени, что будут убивать брат брата, дети родителей, и родители детей. То страшный голод, то религиозное разномыслие, то ненависть к религии и вражда против Бога, то скотская чувственность, то страшная гордость и самоволие, то сумасбродные теории, то одичание нравов, то безнравственность, то эгоизм и другие страсти, то привычка к кровопролитию и кровожадная опьянелость, то совершенное бесчувствие, то бездушная, или же мстительная жестокость, то племенное вырождение вследствие безнравственности предков и отсюда извращение естественных инстинктов в потомках – вот причины, почему многие сделаются тогда кровожаднее тигров, так что родители будут убивать детей, дети – родителей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ст. 4. Внидосте в Вефиль, и беззаконновасте, и в Галгалех умножисте 262 еже нечествовати. За наказаниями немедленно ставит прегрешения и целесообразно рядом с извещениями о несчастиях предлагает ясное указание нечестивых деяний, чтобы кто не упрекнул и не стал бы обвинять Бога в том, что он назначил Израильтянам наказание более жестокое, чем подобало. Вот, говорит, придет на вас то-то и то-то. А за что придет на них, о сем восклицает: вни- —457— досте в Вефиль, и беззаконновасте. Здесь воздвиг золотую телицу богоненавистный Иеровоам. Там вы будете изобличены в ужасных и гнусных беззакониях. Именно: Я узаконил чрез Моисея: не делай себе богов златых и богов сребряных ( Исх.20:23 ) и Господу твоему поклонишися, и тому единому послужиши ( Втор.6:13 ): а вы, насмехаясь над законом Моим, поклонились, говорит, делам рук своих и, видя золотую телицу и бездушное вещество, равнодушно сносили, когда изобретатель заблуждения говорил: се бози твои, Израилю, иже изведоша тя из земли Египетския ( 3Цар.12:28 ). Но самое большее нечестие учинил в Галгалах. Это – город за рекою Иорданом, имевший ужасную склонность к отступлению. О нем-то Бог всяческих сказал: вся злобы их в Галгалех, яко тамо их возненавидех за злобы начинаний их ( Ос.9:15 ), как говорит и приточник: пред очима суть Божиима путие мужа, вся же течения его назирает ( Притч.5:21 ), и старающихся идти прямо принимает, а сходящего с прямой дороги и стремящегося идти куда не следует отвергает. Ст. 4–5. И принесосте заутра требы вашя, в треденство десятины вашя. И прочтоша извне закон, и призваша исповедание: возвестите, яко сия возлюбиша сынове Израилевы, глаголет Господь. 263 По истине страшно и нечестиво, даже до крайней степени, иметь дерзость подделывать (т. е. не воздавать) славу Бога и обращать на чествование идолов то, что приличествует только Ему единому, —458— потому что навыкшие так поступать, низвергают, насколько это относится к ним самим, божественное и вышнее естество с приличествующих ему только одному престолов, низводят с священных седалищ и как бы помещают на них нечистых демонов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Этим и оканчивается настоящее таинственное зрелище; ибо третье горе от трубного гласа седьмого Ангела относится к составу совершенно нового зрелища, подобно как снятие седьмой печати отделено от зрелища суда Божия над иудеями. – Так и в действительности бывает, что конец одного времени и начало другого, последующего, входят одно в другое, подобно как, по замечанию на этот самый предмет 3 книги Ездры, Иаков, рождаясь за Исавом, запинал этого последнего. ( Ездр.6:7–10 ). Общий смысл настоящего видения определяется решением того, какое, с одной стороны, спасительное состояние Церкви или какие подвиги веры изображаются здесь, и какие, с другой стороны, враги Церкви представляются здесь под казнями. – Раскрытие этого не трудно: ибо и враги Церкви ясно обозначены, и подвиги веры указаны с точностью. Оставшиеся из числа наказуемых представлены, как мы сейчас видели, «нераскаявшимися в поклонении бесам, обожании бездушных идолов золотых, серебряных, медных, каменных и деревянных, и сверх того в убийствах, чародеянии, блудодеянии и воровстве» (9:20–21). Поклонение идолам нельзя разуметь здесь в таком (не собственном) смысле, в каком разумеется идолослужение, напр. в следующих словах Ап. Павла: лихоимание, еже есть идолослужение ( Кол.3:5 ). Ибо на такое идолослужение наказуемых, которое состоит в страстях и похотях, указано прямо в том же месте Апокалипсиса: не покаяшася от блуда, от татьбы и проч. Итак, поклонение бесам, поклонение идолам, упоминаемое здесь, справедливо разуметь в собственном смысле; – тем более, что Тайнозритель с особенной выразительностью и обстоятельностью говорит об этом идолопоклонстве наказуемых, исчисляя разные виды идолов по роду их вещества и что, напр. деревянные идолы совсем неудобно применить к какой-либо особой страсти. – Если же теперь, оставшиеся из числа наказуемых были собственно идолопоклонники, и притом не приве­денные наказаниями к раскаянию в идолопоклонстве и других своих пороках: то ясно, что наказуемые вообще были —222— беззаконные идолопоклонники и что наказания и направлялись именно к возбуждению в них раскаяния, и, следовательно, к обращению их в истинную веру.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004