1. Беззаконник, противозаконник, грешник, нечестивец – все обще называются грешниками, но каждый из них имеет; свое отличие. Беззаконник есть тот, кто не имеет закона (знать не хочет законов); противозаконник есть тот, кто делает что-либо не по законам, коим подлежит; грешник есть тот, кто, делает добро не добре, или неправильно; нечестивец есть безбожник или многобожник, который неправо умствует о Боге. Писание Божественное нечестивым называет еще и блудника, лихоимца, сребролюбца, славолюбца и всех тех, которые, порабощаясь подобным страстям, знают, что Бог, создавший очи, видит все, а живут все же с такою небогобоязненностию, как бы Бог не видел их. Если б имели они страх Божий и благоговеинство пред Богом, Который везде есть, все видит, то не посмели бы презирать Его, греша пред Ним так, как бы Он не видел, как они грешат. Когда же они любят славу человеческую паче славы Божией и делают всякое зло, думая, что не видит их недремлющее око Божие, то скажи мне, какой у них страх Божий и какое благоговеинство пред Богом, Которого трепещут и самые бездушные твари? – И святой Пророк Давид, сказав: погубиши вся глаголющия лжу, и прочее, прибавляет: по множеству нечестия (греч. нечестий) их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи ( Пс.5:7, 11 ), – показывая, что под нечестиями он разумеет грехи их, которые делали их преступниками заповедей Божиих, а не заблуждения их в веровании о Боге. Он же опять говорит относительно прелюбодеяния с Вирсавиею и убийства Урии: беззаконие мое познах и греха моего не покрых, рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви, и Ты оставил еси нечестие сердца моего ( Пс.31:5 ). Видишь, как сердце Давидово, по его же сознанию, нечествовало пред Богом, когда он творил беззаконие? – Так нечествует и всякий христианин, когда грешит без страха Божия, бывая чрез то в поношение Христу. Посему некто из богоносных отцов и говорит: «Что пользы благочествовать верою и нечествовать жизнию?» То есть что пользы веровать право, а жить беззаконно? – Положим, что какой-либо христианин есть изменник, скупец, обидчик, но верует право, – что пользы ему от веры, если он не делает ни одного из дел, приличных христианину, и ни одной не имеет добродетели из тех, которыми обнаруживается благочестие, но самых еллинов превосходит в нечестии, судя по грехам, какие он делает? Особенно, когда еще худым примером своим причиняет он вред тем, с которыми сообщается, и бывает причиною похуления имени Божия и укорения веры Христовой из-за худых дел его? Если, как говорит святой Иоанн Богослов, сего ради явися Сын Божий, да разрушит дела диаволя ( 1Ин.3:8 ), то этот, – верованием принявший явльшегося Сына Божия, а делами своими показывающий, что он связан делами диаволими, которые разрушил, явльшийся Сын Божий, – не хуже ли он самых неверных, и не нечестивее ли самых безбожников?

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

И егда снедох ю, горька бяше во чреве моем. Сладка книга в начале по причине веселого, прискорбна же к концу по причине язв, как и грех сладок при вкушении, горек же при сварении и воздаянии, как сказано было. Будучи же сострадательными, святые с радующимися радуются и с плачущими плачут, как говорит Божественный Апостол.  10:11. «И рече ми: подобает ти паки пророчествовати в людех и во племенех и во языцех и в царех мнозех». Сим показывается или то, что не скоро после видения Божественного Апокалипсиса примет исполнение виденное, но надлежит еще Блаженному через Евангелие свое, и через сие откровение даже до конца пророчествовать читающим о будущем; или что он не вкусит смерти, при конце же придет, препятствуя принятию антихристова обольщения.  11:1–2. «И дана ми бысть трость подобна жезлу, глаголя: востани и измери церковь Божию и олтарь, и кланяющияся в ней: а двор сущий внутрь церкве изнеси внеуду, ниже измери его, зане дан бысть языком: и град святый поперут четыредесять и два месяцы». Тростью сей показывается, что все, являющееся на небе, есть духовно, хотя бы у нас оно было и бездушно, как например, и алтарь и престол и другое, поскольку данная ему трость сказала: востани и измери церковь Божию, чем показывается, что Ангельским разумением измеряется храм Божий. Если же кто скажет, что ангелом и дана была ему трость, а от него услышал он: востани и измери церковь Божию, – тому скажем, что трость показывает меру знания, соответственную приемлющему, которой удостоятся ведомые у Бога и Божиих ангелов за добрые дела. Ибо весть Господь сущия своя, говорит Божественное Слово ( 2Тим. 2:19 ) Нужно же знать, что некоторые под церковью Божией разумели Ветхий Завет , а под внешним двором – новый, неизмеряемый по множеству спасаемых в нем, а под сорока двумя месяцами – краткость времени до второго пришествия Христова, в которую будут содержать таинства Нового Завета. Мы же думаем, что храмом Бога живого называется Церковь , в которой приносим Богу разумные жертвы, а внешним двором – общество неверующих и синагога – Иудейская, как недостойные измерения Ангельского за нечестие их. Позна Господь сущия своя, как сказано, беззаконных же, как говорится, не знает Ведущий все. А что святый город будет ли то новый Иерусалим, или вселенская Церковь , будет сорок два месяца попираема язычниками, сие, думаю, означает то, что в пришествие антихриста три с половиной года будут попираемы и преследуемы верные и честные. Глава 30-я. О Енохе и Илии

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

Всех Животе, Свете и Утешение,/Надеждо и Наслаждение, Всесвятый Душе,/Бога Тя знающих, Отцу и Сыну Сопрестольна,/даров Твоих сподоби/и грехов отпущение даруй им. Песнь 7 Ирмос: Согласная возшуме органская песнь/почитати златосотворенный бездушный истукан;/Утешителева же светоносная благодать почествует,/еже вопити:/Троице Единая, Равносильная, Безначальная, благословена еси. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Всякия злобы и худости нравов свободив мя, Спасе,/даровании всесвятыми Божественнаго Параклита обогати мя, поюща:/отцев Боже, благословен еси. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Всякаго железа и камене жесточайшее сердце мое умягчи, Спасе,/да истинным умилением возопию, спасаемь:/отцев Боже, благословен еси. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Со Отцем Безначальным Сына и Духа Соприсносущна,/во Едином Существе, и Триех Лицах, богословствующе, поем:/отцев Боже, благословен еси. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Лукавым обычаем греховным рабски побеждаемь,/Тебе, всех Владыце, припадая, молюся:/скверныя сея работы избави мя. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Крепкою силою Твоею/грехом изнемогшую душу мою утвердити благоволи,/да воззову, спасаемь:/отцев Боже, благословен еси. Слава: Разумом Божественным и теплым покаянием, Богоблагодатная,/ум мой и душу, люте грехом помраченную,/просветити изволи, да пою Ти со Архангелом:/радуйся, Владычице. И ныне: Плоти моея беззаконная и пристрастная движения, Богородительнице,/умертвивши конечне,/благодать Параклитову в души моей насади,/да святолепне Тя, Пресвятую, прославляю всегда. Песнь 8 Ирмос: Разрешает узы и орошает пламень/трисветлый Богоначалия образ, поют отроцы,/благословит же единаго Спаса и Вседетеля,/яко Благодетеля,/сотворенная всяческая тварь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Губительнаго разжжения беззаконных помыслов разреши мя, Иисусе мой,/да чистым сердцем славлю Тя.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-bozhe...

Апостол Петр свидетельствует о распятии Господа, и в этих словах его, обращенных к язычникам, слышится боль, скорбь и ужас от того, к чему может привести человеческий грех. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Демонами делаются… души, живущие во грехах, не потому, чтобы переменилось их существо, но потому, что воля их подражает злобе демонов». Вот многие спрашивают, почему милосердный и добрый Бог попускает твориться беззакониям в мире, властвовать злу и жестокости, почему Вседержитель не остановит насилие? Бог не сотворил зла и ненависти. Они вошли в мир людей через человеческое волеизъявление, а не от Творца. Это не Бог, а сами люди творят зло. Не Бог, а люди грабят, убивают, проявляют жестокость и насилие. Зло — это страшная сила, которая, при закоснении человека в грехе, как моль, пожирает душу. Если нет покаяния, нет даже желания попросить прощения у Бога за совершенные злодеяния, душа становится духовно опустошенной, в ней накапливается отрицательная энергия, которая выплескивается в недобрые помышления и злые поступки. Сами себя лишая Божественного общения, мы впускаем в свою душу врагов рода человеческого, всякого рода бесов, которые тут же начинают работу по окончательному отлучению от Бога, к уничтожению. Но вы опять можете задать вопрос: почему так происходит? Для Бога нет ничего невозможного, все мы это знаем, об этом не раз уже говорили. Конечно, Господь мог бы сделать так, чтобы всё в этом мире было беспрекословно послушно ему, чтобы по воле Божией все люди, без исключения, стали добрыми и хорошими. Но, подумайте, что бы из этого получилось? Не по любви, а как бы под воздействием свыше, не с теплотой сердечной, а механически, как заведенные машины, роботы, люди бы подчинялись своему Творцу. Разве Богу нужна такая бездушная любовь? Да и любовь ли это вообще?! Нет, Создатель действительно и по-настоящему любит нас и желает, чтобы мы сами искренне любили, слушались, почитали и поклонялись Ему! Для того-то Бог и предоставил людям свободную волю, право выбора, чтобы мы сами могли определять, что для нас ближе — добро или зло. Святитель Григорий Богослов пишет: «Зло не имеет ни особой сущности, ни царства. Оно — не безначально, не самобытно, не сотворено Богом. Оно есть наше дело и дело лукавого, и произошло в нас от нашего нерадения, а не от Творца».

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

И нас самих Он освободил из духовного Египта, то есть, от тьмы и демонского владычества, от обрабатывания глины и кирпича, очевидно, от плотских страстей; перевел и через море – через здешние развлечения, избавил от опасных волн – неразлучных с ними опасностей и начертал в душе божественные законы. Поставил нам и священнодействующего в лице Началовождя нашего спасения. Выслал как бы и Мариам, очевидно Церковь , которая восторжествовала над за- —139— мыслом врагов, воздавая великую славу Спасителю Богу; ибо в церкви всегда слышатся песни и благодарения и хвалы, и славословия Богу за Его благодеяния. Потому и нам самим должно опасаться того, чтобы мы не впали в иудейские преступления и не сочли обременительным для себя угодное Богу; ибо блаженный Иоанн говорит: заповеди его тяжки не суть ( 1Ин.5:3 ), и Сам Христос говорит: иго мое благо и бремя мое легко есть ( Мф.11:30 ). Будем же оказывать Богу благопослушание, потому что Он ничего тяжкого не требует. Мих. 6:5 . Людие мои, помяните убо, что совеща на вы Валак царь Моавитский, и что ему отвеща Валаам сын Веоров, от Схиний 500 до Галгал, яко да познается правда Господня. Опять порицает их за то, что они беззаконно восстали против Его власти, хотя не могли указать ничего такого, чем справедливо огорченные они могли бы решиться на отступление (от Бога). Ведь Я, говорит, удостоил их такой нежности и любви, что отнюдь не переносил даже и слов хулителей их. Так, проклятый Валак, тиран Моавитский, подкупил Валаама волхва и птицегадателя и побуждал его проклясть Израиля; но Бог всяческих сотворил нечто необычайное и сверхъестественное, язык лжепророка обращая на благо- —140— словение. Поставив это в вину Валааму и упрекнув за это птицегадателя, Валак немедленно увел его на другие холмы. Потом, приказав построить жертвенник и принести на них в жертву быков, он думал, что быть может не на всяком месте Бог имеет силу. Но он повсюду должен быть повторять благословение, хотя переходил с места на место, от так называемых Схиний 501 (местность на земле Моавитской) до горы Галгал (Чис. гл. 22, 23, 24). Итак, вспомни, что замышлял Валак и что отвечал Валаам. Ведь Я прекратил самые проклятия против вас и нисколько не допустил птицегадателю оскорбить вас и словами; а вы, забыв об этом, Мне подобающую славу воздавали бездушным вещам, взывая к золотым телицам и говоря: сии бози твои, Исраилю, иже изведоша тя из земли Египетския ( Исх.32:4 ). Итак, если Бог по любви Своей наделяет нас благами, как бы напояет нас ими с величайшей щедростью, прогоняет врагов и разрушает их злоумышления против нас; то что же должны сделать мы сами, решившись иметь правое настроение души? – Без сомнения то, чрез что и мы сами можем оказаться боголюбезными, то есть повиноваться Его хотениям, в точности исполнять угодное Ему, быть близкими к Нему как бы присутствием своих помыслов и говорить вместе с Псалмопевцем: прильпе душа моя по тебе ( Пс.62:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После этого с клятвой обещал дать ей то, что она попросит. Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей» . О горькое празднество и пир, полный убийства! Такую почесть ты для себя сохранил, такую радость ты принес своим родственникам! Такое себе приготовил пиршество! Так смешал трапезу для гостей с потоками крови! Так ты почтил тысяченачальников и приветствовал друзей? И не устыдился ты Давида, облеченного Нафаном , устранившего грех покаянием, а не безумием! Не усрамился Саула , который великим Самуилом был обличен перед всем израильским собранием! Устыдись же пророка, ничего большего не совершившего! Ты забыл себя, несчастный, превысил беззаконие Ахава против Навуфея, который, уступив пристрастию к бездушной земле и винограднику, был обличен пророком. Ты же, из-за блудодеяния женщины и вожделения супружеского ложа брата, совершил то, что хуже всех зол – убийство пророка и Крестителя, да еще в день торжественного празднования твоего рождения. О, если бы ты не родился, если бы не появился на этот земной свет! О если бы погибло то семя, с которого ты произрос, и утроба, с которой ты произошел! Ибо, скажи, за что ты убил пророка, возвестившего тебе истинное и обличившего тебя в том, чего не должно было делать? Тебе следовало бы память, поглощенную злом, отвратить от беззакония, и ум, исправленный дерзновением обличений, облечь мудрым помыслом Всемогущего, но, впав в сети супротивного и приложив зло к злу, ты отверг не то, что следовало отвергнуть, и, не перенеся обличений, впал в столь тяжкое состояние. Все это говорит о твоей явной необузданности.

http://bogoslov.ru/article/4763356

Кроме метафор и метонимий из тропов нередко встречаются в Псалтири гиперболы (преувеличения предметов сверх естественных границ); таковы, напр., следующие выражения: «Беззакония превзыдоша главу мою» ( Пс. 37:5 ). «Одержаша мя злая, им же несть числа»… «Беззакония моя умножишася паче влас главы моея» ( Пс. 39:13 ). «Бог сокрушит главы врагов своих, верх влас преходящих в прегрешениях своих» ( Пс. 67:22 ). «Умножишася паче влас главы моея ненавидящии меня туне» ( Пс. 68:5 ). «Падет от страны твоея тысяща и тма одесную тебе» ( Пс. 90:7 ) и проч. Фигуры. Нам остается рассмотреть еще обороты речи, известные под именем фигур, каковы суть: 1) обращение; 2) повторение; 3) противоположение; 4) вопрошение и восклицание. Фигуральные обороты речи, отступающие от обыкновенного ее логического течения под влиянием сильно возбужденного чувства и воображения писателя, являются могущественным средством оживления речи. Так, посредством первой указанной нами фигуры, обращаясь к отвлеченному, бездушному предмету, как к одушевленному, – к отсутствующему, как к присутствующему, писатель неодушевленным и отдаленным предметам придает образы и лица, которые восстают пред нашими глазами, как живые; таковы, напр., обращения псалмопевца: «Воскликните Богови вся земля, воспойте и радуйтеся и пойте» ( Пс. 97:4 , Пс. 99:1 ). «Востани, славо моя, востани, псалтирю и гусли: востану рано» ( Пс. 107:3 ). «Похвали, Иерусалиме, Господа, хвали Бога твоего, Сионе» ( Пс. 147:1 ). «Хвалите Господа солнце и луна, хвалите его вся звезды и свет. Хвалите его небеса небес и вода, яже превыше небес» ( Пс. 148:3–4 ). «Хвалите Господа от земли, змиеве и вся бездны: огнь, град, снег, голот, дух бурен, творящая слово его: горы и вси холми, древа плодоносна и вси кедри: зверие и вси скоти, гади и птицы пернаты»… ( Пс. 148:7–10 ). В фигуре повторения, желая остановить внимание читателя на каком-либо одном предмете, писатель повторяет известное слово. Прекрасный образец применения такого оборота речи представляет, напр., 28-й псалом, который начинается так: «Принесите Господеви сынове Божии, принесите Господеви сыны овни: принесите Господеви славу и честь» ( Пс. 28:1 ), и далее: «Глас Господень на водах: Бог славы возгрем, Господь на водах многих. Глас Господень в крепости; глас Господень в великолепии»… и т.п. ( Пс. 28:3–11 ). Очень удачно фигура повторения применяется и в 73 псалме: «Ты утвердил еси силою твоею море: ты стерл еси главы змиев в воде: ты сокрушил еси главу змиеву… Ты расторгл еси источники и потоки: ты изсушил еси реки ифамские. Твой есть день и твоя есть нощь: ты совершил еси зарю и солнце. Ты сотворил еси вся пределы земли: жатву и весну ты создал еси» ( Пс.73:13–17 ). См. также Пс. 56:8–9 , Пс. 66:4–6 , Пс. 116:14–16 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Описываемый период последних времен, по-видимому, изображается в апокалипсическом видении снятия Агнцем четвертой печати. Когда Он (Агнец) снял четвертую печать, я слышал голос четвёртого животного, говорящей: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертою частью земли, умерщвлять мечом и голодом, и мором, и зверями земными ( Апок.6:7, 8 ). В существенном второй период последних времен сходен с первым периодом их; между ними нельзя уловить резкой грани; второй составляет непосредственное продолжение первого. Там, в первом периоде, лжехристы прельстят многих: и здесь, во втором периоде, лжепророки прельстят многих; те и другие явятся в большем множестве в обоих периодах; в первом периоде нечестие: и во втором умножение беззакония; там оскудение любви, вражда, кровопролитие: и здесь человеконенавидение и междоусобицы; там страшные бедствия от стихий и друг от друга: и здесь страдания и мучения. Различие между этими двумя периодами в том, что —25— грехи и бедствия, усилившись в первый период, не найдя себе достаточного отпора и потому как бы предоставленные своему естественному течению и росту, во втором периоде еще более возрастут, умножатся и еще шире распространятся, подобно тому, как пламя пожара, если его не тушат, или бессильны потушить, с каждой минутой распространяется дальше и дальше и становится все более и более яростным, страшным и всепожирающим. Так, напр., между тем, как в первом периоде будут международные войны, во втором периоде вражда между людьми и жажда крови дойдут до такой ужасной степени, что будут убивать брат брата, дети родителей, и родители детей. То страшный голод, то религиозное разномыслие, то ненависть к религии и вражда против Бога, то скотская чувственность, то страшная гордость и самоволие, то сумасбродные теории, то одичание нравов, то безнравственность, то эгоизм и другие страсти, то привычка к кровопролитию и кровожадная опьянелость, то совершенное бесчувствие, то бездушная, или же мстительная жестокость, то племенное вырождение вследствие безнравственности предков и отсюда извращение естественных инстинктов в потомках – вот причины, почему многие сделаются тогда кровожаднее тигров, так что родители будут убивать детей, дети – родителей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

§3. К люблению Бога возбуждает нас как самое Божие всесовершеннейшее существо ( Откр. 4:11 ), так и бесконечная Его любовь, оказуемая к нам промыслом ( Пс. 17:2 ), искуплением ( Пс. 5:7 ), избавлением от бед ( Пс. 123:2 ) и другими благодеяниями ( Втор. 32:6 ). §4. Противополагается любви ненависть, или вражда на Бога. И хотя подлинно в Боге нет ничего такого, за что бы Его ненавидеть можно было, однако нечестивые не Бога, яко Бога, но то, что в Боге своим страстям наипаче видят противным, не любят, а именно то, что Он Законодавец и Судия праведнейший, а потому и грехов строжайший Наказатель. Сие наиболее ненавидят беззаконники! Еще ненависть бывает к Богу, когда, самолюбием и миролюбием будучи до безмерности пленены, и не помышляют вовсе о том, чтоб любить Бога ( Мф. 6:24 ); или когда кто и любит Бога, да точию ради себя и своего добра, например, что Его промыслом благополучен, а не объемлется любовию к Богу ради Самого Бога. §5. Препятствие люблению Бога наипаче чинят сладострастие, честолюбие и сребролюбие, которыми человек опутавшись едва что о Боге и Его к себе благодеяниях и помышляет. Глава 4. О хвале Божией §1. Кто истинно любит Бога, тот всеусердно желает с Ним соединиться и неразлучно быть. А поскольку соединиться с Богом и пребывать с Ним иначе не можно, как токмо чтобы Бог был у нас всегда во уме, в сердце и во устах, то любящий Бога с усердным желанием тщится Его познавать, и умом своим о Нем и делах Его с радостию сердечною беспрестанно размышлять, и устами о том везде исповедывать. А сие называется хвалением имени Божия. §2. Хвала вообще есть воспоминание совершенств чьих-либо. Оная бывает совершаема или внутрь, в уме размышлением, или изъявлением и вне, как то словом, писанием и другим каким-нибудь ко взору или к уму показанием добра чьего-либо. И сим напоследи помянутым образом производимая хвала приписуется в Св. Писании и самым бездушным и неразумным тварям, которые показанием доброт своих взору или и слуху, буде в знаке каком-либо те доброты их состоят, дают знать чрез то разуму нашему о несравненно лучших добротах Создателя оных ( Пс. 18:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Вместо духа, сперва даны были нам символы и исповедания веры, которые первоначально вынуждены были необходимостью, но впоследствии превратились в каменные скрижали закона. От них и искусственного толкования их наводнилось общество наше фарисейством, грозившим подавить свободное дыхание жизни. После того пришел пиетизм, частию в различных сектах, которые составляли бремя для нашего общества, как не оказавшие никакого пособия для него и не имевшие никакого успеха для себя. Затем настал период рационализма, и многие подняли головы свои, как бы чуя, что теперь наступило время искупления их. За несколько времени пред сим люди мечтали о какой-то счастливой и простой Вере, в второй они открытым взором, а не в прообразованиях и образах, увидят Бога. Но и это новое здание не только не успело доставить ожиданной пользы лучшего духовного пристанища, но скоро начало колебаться и разрушилось. Большинство народа приняло только отрицательную сторону рационализма – право объявлять себя свободным от всякой Веры, опирающейся на авторитет, не принимая вместе с тем, конечно, не естественной, обязанности на себя – составлять какую-нибудь Веру для себя. На стенах появились в пустых формах новые идолы, подобно древним. Религиозность исчезла приметно. Храмы опустели. Молитвы и гимны сделались бездушными. Поучения потеряли свою важность. Могущественное учение реформаторов уступило место цепи робких верований... Действительно, Вера дана нам Богом; но в одно время явился недостаток разума верующего, а в другое – разум неверующий, и вот оба они коснулись картины и повредили ее до того, что истинный вид ее совершенно изгладился, и она снова должна быть создана Богом». Не прав ли, посему, был Лютер, первый зачинщик реформации, когда желал, чтобы уволили его от проповеднического служения? 79 И он, и Цвинглий, и Кальвин, и Генрих VIII, и прочие подобные им преобразователи латинского запада шестнадцатого века не были ль слепыми вождями слепых, расслабленными врачами расслабленных, самообольщенными наставниками невежд, противниками божественного домостроительства, врагами олтаря, возмутителями против жертвы Христовой, в отношении к Вере – изменниками, в отношении к благочестию – святотатцами, рабами непокорными, сынами беззаконными, братьями неприязненными, презрителями иерархии, дерзнувшими устроять другой олтарь, составлять другую молитву из слов непозволительных, осквернять истинную жертву Господню жертвоприношениями ложными, и не хотевшими даже знать, что действующий вопреки Божию чиноположению наказывается за безрассудное дерзновение по усмотрению божественному? 80 Прав был Лютер и в том случае, когда писал к саксонскому курфирсту Фридриху, что «все, что дотоле сделал он, служит для него позором, что то было таким делом, в котором не мог он дать отчета ни пред Богом, ни пред людьми, и что оно наводит мрачную тень на самое Евангелие» 81 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

  001     002    003