Поэтому и богатые и бедные одинаково пользуются этим врачеством. Там, где нужно платить деньги, богатый получает пользу, а бедный часто уходит, не получив пользы, потому что доходов его недостаточно для приобретения лекарства. А здесь, так как не нужно тратить серебра, но должно показать веру и желание, то кто принес их с усердием, тот больше всего и получаешь пользу, потому что они (вера и желание) — плата за вра­чество. И богатый, и бедный одинаково участвуют в пользе, или — лучше — не одинаково участвуют в пользе, но часто бедный уходит, получив большую. Почему? Потому, что богатый, за­нятый многими заботами, надменный гордостью, происходящею от богатства, преданный лености и беспечности, не с великою рев­ностью и не с великим усердием принимает врачество слушания Писаний; а бедный, свободный от роскоши, невоздержания и беспечности, употребляя все время на рукоделия и праведные труды, и от этого приобретая в душе великое любомудрие, бы­вает более внимательным и твердым и с большим усер­дием внимает сказанному, и потому, как принесши большую плату, он уходит, получив большую пользу.    2. Это сказал я не в осуждение богатым вообще, и не в похвалу бедным вообще, потому что и ни богатство — не зло, но зло — худое употребление богатства; ни бедность — не добро, но доброе пользование бедностью — добро. Богач, живший при Лазаре, на­казан не за то, что был богат, но за то, что был жесток и бесчеловечен. Бедный, почивающей в недрах Авраама, удо­стоился похвалы не за то, что был беден, но за то, что с бла­годарением переносил бедность. Из предметов (внимательно выслушайте эти слова, потому что они могут сообщить вам до­статочное любомудрие, изгнать всякий развратный помысл, и вну­шить правильное суждение о вещах), из предметов одни хо­роши по своему свойству, другие напротив, а иные ни хороши, ни худы, но занимают среднее место. Благочестие хорошо по своему свойству, нечестие худо; добродетель хороша, порок худ; а богатство и бедность сами по себе ни то, ни другое, но по воле пользующихся ими становятся или тем, или другим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3313...

Богачу, упрекающему нищих в праздности, он отвечает: " А ты разве не проводишь время в праздности и забавах? Или часто не предаешься ли такой деятельности, которая хуже всякого бездействия, занимаясь грабительством, насилием, любостяжанием? " Бедный под влиянием нужды и недостатка в необходимом совершает преступления. Но, отвечает Златоуст, " никто из бедных, никто не делает столько злодеяний от бедности, сколько совершают их богатые из желания большего богатства и из опасения, как бы не потерять уже хранящегося у них " Бедные притворяются, чтобы выпросить для себя подачку, говорили другие. Да, отвечает Златоуст, бедный притворяется, но если и так, то " притворяется по бедности и по необходимости, по причине твоего жестокосердия и бесчеловечия, требующего такого притворства и иначе не приклоняющегося на милость. Кто в самом деле так несчастлив и жалок, чтобы без всякой нужды, для куска хлеба, принимать столь безобразный вид, терзать себя, терпеть такую муку? Итак, притворство его возвещает всем о твоем бесчеловечии " Сравнивая нищего, живущего милостыней, с жадным и бессердечным богачом, Златоуст отдает все преимущества первому, находя его способ снискивания пропитания более почетным. Бедный берет на свои нужды у того, кто гораздо достаточнее его, а богатый требует от бедного. " Бедный получает от дающих добровольно и расположенных к тому, богатые же - от нежелающих и противящихся " . Бедный просит, будучи одет в рубище, богатый, одеваясь в шелковые одежды, держит у себя престарелых бедных, чтобы овладеть их имуществом в ущерб законным наследникам. Прося милостыню, нищие всякий раз говорят много поучительного, обращаясь к богатому со словами " любомудрия, назидания, совета " . " А каковы речи богатых? Свойственные свиньям, собакам, волкам и другим животным " Богатство имеет обаяние. Почет, блеск, роскошь, окружающие большие состояния, ослепляют бедного и влекут его к себе с неудержимой силой. Невозможность же достигнуть желаемого превращается в жгучую зависть, разъедающую, как ржавчина, душу человеческую.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/412/...

И тогда Я нуждался для тебя, и теперь для тебя же нуждаюсь, чтобы ты, тронувшись тем или другим, захотел оказать какое-либо милосердие; для тебя Я постился и опять для тебя же терплю голод, жаждал, вися на Кресте, жажду и в лице нищих, только бы тем или другим привлечь тебя к Себе и для твоего же спасения сделать тебя человеколюбивым» 1476 . Очень часто Златоуст защищает бедных даже против обвинений, которые были не совсем неосновательны. Богачу, упрекающему нищих в праздности, он отвечает: «А ты разве не проводишь время в праздности и забавах? Или часто не предаешься ли такой деятельности, которая хуже всякого бездействия, занимаясь грабительством, насилием, любостяжанием?» 1477 Бедный под влиянием нужды и недостатка в необходимом совершает преступления. Но, отвечает Златоуст, «никто из бедных, никто не делает столько злодеяний от бедности, сколько совершают их богатые из желания большего богатства и из опасения, как бы не потерять уже хранящегося у них» 1478 . Бедные притворяются, чтобы выпросить для себя подачку, говорили другие. Да, отвечает Златоуст, бедный притворяется, но если и так, то «притворяется по бедности и по необходимости, по причине твоего жестокосердия и бесчеловечия, требующего такого притворства и иначе не приклоняющегося на милость. Кто в самом деле так несчастлив и жалок, чтобы без всякой нужды, для куска хлеба, принимать столь безобразный вид, терзать себя, терпеть такую муку? Итак, притворство его возвещает всем о твоем бесчеловечии» 1479 . Сравнивая нищего, живущего милостыней, с жадным и бессердечным богачом, Златоуст отдает все преимущества первому, находя его способ снискания пропитания более почетным. Бедный берет на свои нужды у того, кто гораздо достаточнее его, а богатый требует от бедного. «Бедный получает от дающих добровольно и расположенных к тому, богатые же – от нежелающих и противящихся». Бедный просит, будучи одет в рубище, богатый, одеваясь в шелковые одежды, держит у себя престарелых бедных, чтобы овладеть их имуществом в ущерб законным наследникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

«Если мы говорим человеку: «ты не бедный», а он — бедный, это очень тяжелая ситуация», — сказала Ольга Голодец 16 декабря. ПРАВМИР. Вице-премьер российского правительства Ольга Голодец уверена, что реальный уровень бедности в России серьезнее, чем статистический, в том числе, из-за обширного «теневого сектора». Об этом она сказала на семинаре-совещании для заместителей губернаторов в правительстве. «У нас сильно расходится оценка бедных — статистическая и оценка по самоощущению людей. И если по статистической оценке идет рост бедности и составляет 15%, что уже очень плохо для нас, то самоощущение людей — оно гораздо хуже. И мне кажется, оно базируется на том, что реальные доходы и реальные зарплаты из-за «серого сектора» у нас отличаются от тех доходов и той зарплаты, которые мы принимаем в качестве средней и от которой мы считаем пособия, помощь и так далее», — отметила  вице-премьер (цитата по «Интерфаксу»). По ее словам, это необходимо учитывать в социальной политике регионов. «Вы должны принимать этот субъективный фактор в расчет…Если мы говорим человеку: «ты не бедный», а он — бедный, это очень тяжелая ситуация», — добавила вице-премьер. Она также заявила, что прожиточный минимум в России и в регионах не позволяет эффективно бороться с бедностью. «Прожиточный минимум — это такой минимум, на который выживать сложно. Сегодня это расчетный показатель и мы должны понимать, как нам дальше двигаться», — сказала Ольга Голодец. Ранее, напомним, вице-премьер сообщала , что сегодня почти пять миллионов россиян получают минимальную зарплату, из них 1,8 млн человек — это бюджетники. «Бедность поразила людей работающих. Это особая ситуация. Этот тренд стал серьезным», — говорила чиновница. По данным Счетной палаты, к 2019 году около 20,5 миллиона россиян будут получать доход ниже официального прожиточного минимума (фактически они будут находиться за чертой бедности). Это на 1,4 миллиона человек больше, чем в 2015 году. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/vitse-premer-rf-realny...

Богатство может быть благословенным даром Бога. И бедность тоже. Богатство может быть проклятьем для человека. И бедность тоже. Бедность делается проклятой, когда она пролетаризируется. Богатство бывает проклятым, когда оно пролетаризирует бедного человека. Пролетаризация бедности есть отнятие благословения у души, пребывающей в бедности, отнятие у нее путей духовных для стяжания и удержания у себя этого благословения. Пролетаризация бедности есть также отъединение, выключение бедного, в силу его бедности. Пролетаризация эта есть внедрение антихристова духа в бедных людей, и началась она, конечно, не с Карла Маркса и не с вождей раннего социализма. Ее появление есть проявление вообще греха в мире: как в мире богатых, так и в мире бедных. Не только бедный человек своим неправильным отношением к бедности пролетаризирует бедность, но и богатый - своим неправильным отношением к своему богатству и к бедности других - также пролетаризирует бедность и собирает камни на свою голову. Путь современного христианского сознания должен быть определенным идеологическим и - более того - пневматологическим, духоносным действием против пролетаризации бедности, как со стороны самих бедных, так и со стороны богатых. Это действие должно быть священной борьбой за величайшую ценность мира, душу человеческую, и вестись только через живую человеческую личность, чрез единение таких живых во Христе личностей человеческих и утверждение на собственном примере исповедуемых основ жизни. В мире не два лагеря - капиталистов и пролетариев,- как то хочет представить внешнее сознание. В мире три лагеря: 1) безбожные бедняки, 2) безбожные богачи и 3) бедные и богатые (материально) христиане. Такова этическая карта мира. Христиане не делятся на " бедных " и " богатых " , ибо бедные осознают преимущества своей бедности богатые - стеснительность своего богатства и, во всяком случае, его непрочность и оттого - незначительность. И все остаются на своем пути, несут свое служение... Для этих третьих только и может быть, в собственном смысле, " социальная проблема " . Для первых она не существует и не может существовать, ибо там действует принцип борьбы и решительной непримиримости, т.е. либо войны, либо чисто дипломатического, не имеющего никакой реальной силы, мира. Третья группа, конечно, наименьшая в мире, ибо небесно-почетная принадлежность к ней есть выражение не словесной и даже - считаем нужным подчеркнуть - не идеологической, но духовно-реальной, конкретной христианской веры. Только из этой подлинной реальности духа может вырастать идеология общественной христианской жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/261/...

Что значит эта «скука», переходящая в «тоску» и в безысходное томление? Мной овладевает безрадостность, мертвое безразличие ко всему, душевная подавленность, духовное бессилие. Мне все не мило, я ничего и никого не люблю. Словно иссякла во мне сила любви, дар видения, способность радования. Мир ли оскудел со всем своим богатством, во всех своих тайнах и глубинах, со всей своей красотой? Нет, это я оскудел: не говорит моя любознательность, не поет мое сердце, не мечтают мои желания. Это означает, что счастье наше - в любви, и что тоска - от ее угасания. Почему же она угасла во мне? Не потому ли, что я плохо и безмерно любил недостойное? Значит необходимо искусство любви, верный выбор предмета, любовь из главного (она не иссякает!), любовь по главному (она разгорается все сильнее!), любовь к главному (она не разочаровывает!). И если сейчас нет во мне всего этого, то я терпеливо пережду мою тоску и попытаюсь пробудить мою любовь состраданием и добротой. Чему учит меня моя бедность? Это школа - суровая, школа унижений: всем кажется, будто бедный - «хуже» других, «недостойнее» других и именно потому осужден жить без «радостей». И вот, человек не должен желать богатства, пока не победит этих унижений, т.е. пока не убедится в их мнимости. Чтобы убедиться, что он не «хуже» других, бедный человек должен найти настоящий критерий добра и зла, и утвердить свое сердце и свою волю в добре; этим он победит первое искушение бедности. Чтобы убедиться, что бедность и богатство не определяют ценности человека, бедный должен утвердить в себе чувство собственного духовного достоинства и тем победить второе искушение бедности. Затем он должен убедиться в том, что богатство не обеспечивает человеку ни любви, ни счастья, ни радости. Истинные источники радости доступны и бедному, и к этим источникам радости он должен найти верный путь, побеждая этим третье искушение бедности. И тогда его сердце станет неспособным к зависти, из которой родится всяческая злоба, пошлость и революционность; тогда он утвердится в доброте сердца и в свободе духа, и победит четвертое искушение бедности. Этим он духовно созреет к богатству и всякое имущество станет для него орудием свободы, доброты, любви и духа. Вот для чего нашему поколению послана нищета... Господи! Благодарю тебя за эту дивную школу бедности! Она научила меня духовной свободе от земных «благ»...

http://sedmitza.ru/lib/text/432239/

   Когда ты увидишь в церкви бедного, стоящего вместе с богатым, простолюдина с начальником, незнатного с знатным, вне церкви трепетавшего пред вельможами стоящим внутри церкви без страха пред вельможами, то разумей, что значит: тогда «пастися будут вкупе волк со агнцем» (Ис. XI:6). Волком Писание называет богатого, а агнцем бедного. Откуда же видно, что богатый с бедным будет вместе, как волк с агнцем? Слушай внимательно. Часто богатый и бедный стоят в церкви; наступает час принятия божественных тайн; богатый удаляется, как не посвященный, а бедный вступает в небесную обитель, и богатый не изъявляет негодования, так как знает, что он чужд божественных тайн. Но, — о, божественная благодать! — не только равночестность существует в церкви по благодати Божией, но и часто бедный имеет пред богатым первенство в благочестии, когда они стоят в церкви; богатство не приносит никакой пользы имеющему его без благочестия, и бедность нисколько не вредит верующему, с дерзновением приступающему к святому жертвеннику. Это я говорю, возлюбленные, об оглашенных, а не вообще о богатых. Обрати внимание, возлюбленный, как иногда господин удаляется из церкви, а верующий раб приступает к таинствам; госпожа уходит, а раба остается, — ибо «лица Бог человеча не приемлет» (Гал. II:6). Итак, в церкви нет раба и свободного; но рабом Писание признает того, кто предан греху, — ибо «творяй грех, — говорит оно, — раб есть греха» (Иоан. VIII:34), — и того признает свободным, кто освобожден божественною благодатию.    К этой трапезе и царь и бедняк приступают с одинаковым дерзновением, с одинаковою честью, а иногда бедняк даже с большею честью. Почему? Потому, что царь, связанный бесчисленными делами, со всех сторон обуревается, как корабль, и делается причастным множеству грехов; а бедный, заботясь только о необходимой пище, провождая необремененную делами и безмятежную жизнь, оставаясь спокойным, как бы сидя в пристани, приступает к этой трапезе с великою безопасностью. Опять, на мирских праздниках бедняку бывает грустно, а богатому весело, не только по причине трапезы, но и по причине одежды, так как, что они претерпевают по отношению к трапезе, то же переносят и по отношению к одежде: когда бедный видит человека зажиточного, одетого в драгоценную одежду, то сокрушается и жалуется всем на свое злополучие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3378...

Жажду, которая, повторяю, берет начало в величайшей приверженности к конкретной, проживаемой, горячо любимой жизни, а вовсе не к созерцанию того, что творится вокруг. Строго говоря, именно бедность жизни, обусловливая великую приверженность к ней, обусловливает в то же время и жажду бессмертия; бедность жизни вкупе с праздностью. Поскольку бедная жизнь, полная трудов, усердие к работе в бедности производят санчопансизм. Санчо Панса — бедный крестьянин, бедный труженик, поглощенный работой в поле, а Дон Кихот — бедный идальго, живущий в праздности. Что может быть замечательнее начала «Дон Кихота», где, дабы прояснить для нас безумие своего героя и то, как «мозги его высохли от чрезмерного чтения», Сервантес прежде всего рассказывает нам, что ел идальго и как он жил. «Олья, в которой было куда больше говядины, чем баранины; на ужин почти всегда винегрет; по субботам яичница с салом, по пятницам чечевица и по воскресеньям в виде добавочного блюда голубь, — на все это уходило три четверти его доходов. Остальное тратилось на кафтан из доброго сукна, на бархатные штаны и туфли для праздничных дней, — в другие же дни недели он рядился в костюм из домашнего сукна, что ни на есть тонкого». 5 Яичница с салом по субботам объясняет, почему бедный идальго был так привержен к жизни. Он был «страстным охотником и любил рано вставать», но «все свои досуги (а досуги его продолжались почти круглый год) посвящал чтению рыцарских романов и предавался этому занятию с такой страстностью и наслаждением, что почти совсем забросил и охоту, и управление хозяйством. Любознательность и сумасбродство его дошли до того, что он продал немало десятин пахотной земли, чтобы накупить себе для чтения рыцарских книг…». К яичнице с салом по субботам, к бедности Хитроумного идальго добавляется его праздность, ибо «досуги его продолжались почти круглый год». И такова была его бедность, что, дабы иметь возможность читать книги, чем заполнял он свой досуг, идальго оказался вынужден продать немало десятин пахотной земли. В праздном и бедном кабальеро взыграла великая приверженность к жизни, а поскольку в бедном ламанчском селении текла она тяжело и однообразно, проникся он жаждой жизни более просторной, жизни длящейся, где прославится и увековечится его имя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=828...

Закрыть itemscope itemtype="" > Бедный работающий – нонсенс! Министерство экономического развития подготовило проект о внесении изменений в порядок статистического измерения уровня бедности в России 05.11.2019 1390 Министерство экономического развития подготовило проект о внесении изменений в порядок статистического измерения уровня бедности в России, сообщает РИА Новости со ссылкой на РБК. Согласно документу, с 2020 года Росстат ежегодно начнет верифицировать показатели об уровне бедности данными о доходах населения. Такой информацией с ведомством будут делиться Федеральная налоговая служба (ФНС) и Пенсионный фонд России (ПФР). Оценка уровня бедности будет происходить после интеграции показателей Росстата с информацией ФНС и ПФР. Верифицированные данные по стране и каждому отдельному региону планируется публиковать 29 декабря. Еще одно нововведение касается изучения и анализа информации об условиях жизни, финансовом положении и трудовой деятельности семей с детьми и пенсионеров. Ожидается, что Росстат приступит к этой работе также с 2020 года с охватом в 25 тысяч домохозяйств. Основной целью нововведения станет повышение качества статистики бедности в России, что поможет усилить адресность социальной помощи от государства. О проекте Минэкономразвития и о том, как бороться с бедностью, рассуждает в телефонном интервью «Русской народной линии» ректор Уральского института бизнеса имени И.А.Ильина, доктор экономических наук, профессор протоиерей Александр Миняйло: Статистика не должна подчиняться Министерству экономического развития. Полагаю, что в экономическом блоке Правительства планируют изучить бедность не только с точки зрения доходов, но и расходов граждан. Что такое бедность? Семья тратит более 50% денежных средств на пропитание и не может позволить себе удовлетворить культурные и духовные потребности. Ныне остро стоит проблема закредитованности. Люди платят за ипотеку и различные кредиты более 50% своих доходов, что сокращает материальные возможности семьи. Как бороться с бедностью? Надо развивать экономику и создавать рабочие места. В стране образовалась пропасть между бедными и богатыми. В то время как в России средняя пенсия составляет 13 тысяч рублей, заместитель председателя Правительства по вопросам социальной политики Татьяна Голикова получает миллион рублей в месяц. Такой разрыв недопустим!

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/05/be...

Тяжела бедность. Бедняк – это тощее растение на сухой песчаной почве, с трудом питающей и поддерживающей его. Он выбивается из сил, чтобы достать себе хлеба, одежды, заплатить за квартиру, за лечение и лекарства, дать какое-нибудь воспитание детям, обеспечить себя на старость. Жалкую участь бедняка в сравнении с богачом так изображает сын Сирахов: «богатый делает несправедливости, и он же сердится. Бедный терпит несправедливость, и он же должен умолять о прощении» ( Сир.13:4 ). «Когда колеблется богатый, друзья поддерживают его; но когда падает бедный, друзья отвергают его. Когда нуждается богатый, у него много помощников; когда говорит несмысленные речи, его оправдывают. Подвергся несчастью бедняк, и бранят его; если он говорит разумно, на него не обращают внимания. Богатый говорит, и все молчат и превозносят его речи до облаков. Говорит бедный, и они спрашивают, кто это такой? И если он спотыкается, его совсем повергают» ( Сир.13:25–29 ). Так, бедняк поистине жалок, если он думает, что благополучие заключается в одном богатстве, т.е. в том, чего он не имеет. Едва ли возможно, чтобы он при таком образе мыслей не был озлоблен, не посматривал косо и сердито на всех и не роптал на самого Бога. Бедность ведет его ко греху и таким образом к одному злу прибавляется для него еще другое, более тяжкое и по своим следствиям более пагубное. И на этом свете ему не хорошо жить, да и в будущем веке не ждать ему добра. Между тем ужели нет средства, при помощи которого не так тяжело было бы переносить бедность, и она была бы не так страшна как в настоящей, так преимущественно в отношении к жизни будущей? – Христианину грешно было бы думать, будто нет такого средства. Оно есть, и притом самое верное. Оно заключается в благочестии. Пусть каждый бедняк обратится всем сердцем к Господу: он найдет в Нем такое сокровище, обладая которым, он не будет жалеть, что не имеет земных сокровищ. Пусть он ищет утешения и опоры в слове Божием и в благодати Св. Духа, и он непременно найдет, чего ищет.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010