О, сколь доброе размышление, которое приводит к этому спасительному сомнению! Сколь блаженное сомнение, которое препятствует воле, зло зачинающей, и удерживает ноги, на зло идущие, и пресекает путь, к погибели ведущий! Ибо в таком недоумении состоит первая ступень к спасению. Познать себя и свое окаянство есть начало спасения: поскольку познание своей бедности приводит к исканию способа, как бы избавиться от беды. Так сделал блудный сын, удалившийся от отца своего и впавший в беду и голод, который, «придя в себя, сказал: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему» (Лк.15:17-18). Так грешный человек, размышляя о своей бедности и благости Небесного Отца, которою все служащие Ему наслаждаются, приходит в себя и говорит: «Сколь многие у Бога получают милость истинным покаянием. Я же ее лишаюсь своим небрежением. Встав, пойду и я к Богу, возвращусь с покаянием к Нему, от Которого удалился беззаконным нравом; повергну себя со смирением и со слезами перед Ним, от Которого отступил гордостью и сластолюбием; признаю пред Ним себя недостойным ни неба, ни земли я, который себя за нечто немалое почитал; объявлю Ему с сожалением грех мой, которым Его оскорблял. Встав, иду к Отцу моему, красотой Которого Ангелы и святые наслаждаются; иду к Отцу моему, от Которого самовольно и безумно отлучился; «пойду к Отцу моему и скажу Ему: «Отче! Я согрешил против неба и пред Тобою» (Лк.15:18). Так, или подобно тому размышляя, бедный грешник, если сердце свое и произволение на доброе изменит, как бы назад обращается; и, когда в произволении, добре начатом, стоит, и плоды обращения показывает, усматривая пороки и недостатки в совести своей, старается их молитвой и сокрушением сердца истребить, как бы идет к Богу, от Которого злой жизнью удалился. И чем усерднее исправляет себя, тем скорее идет, и как бы бежит к дому Отца Небесного. Так сделал упомянутый блудный сын «и, встав, пошел к отцу своему». Так обратившегося и приходящего грешника, когда видит Бог, Отец Небесный, — о, сколь благоприятно «смотрит» на него! Как мил бывает он святым и милосердным очам Его! С какою охотой его приближающегося встречает! Как любезно принимает его! Сколь горячим целованием любви Своей божественной «целует» его (Лк.15:20)! Повелевает «принести лучшую одежду и одеть его, и дать перстень на руку его и обувь на ноги» (Лк.15:22).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Подумай только о том стыде при сонме ангелов! Уже здесь, если кто-нибудь обличен в грехе против одного друга, как он опускает лицо! Как он отказывается предстать! Как он смущается друзей, соседей, родственников из-за стыда в том, в чем был обличен! Подумай же о том стыде, когда (будут) мириады ангелов и ряды пророков, хоры апостолов, неисчислимое множество мучеников, безграничный мир, и скажет судья: «Идите от Меня, проклятые… алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня; был странником, и не приняли Меня» ( «идите от мене проклятии... Взалкахся.., и не дасте ми ясти: возжадахся, и не напоисте мене: наг, и не одеясте мене: болен... и не посетисте мене») ( Мф.25:41–43 ). Чем вы, – говорит, – оправдываетесь? Я лишил вас повода у вас нет защиты. Если Я скажу: «алкал Я, и вы не дали Мне есть», то ты, может быть, скажешь, что у тебя не было хлеба. У тебя не было хлеба и воды? Но ужели у тебя не было и ног, чтобы навестить больных и в темнице? Или ты не мог даже стонать с удрученными? Ты ничего не причиняешь бедному? А разве не поражаешь его своим языком, потом не позволяя ему стонать против тебя?» Стонам его скоро внимает Господь: «поступающим надменно воздает с избытком» ( «и воздает излише творящим гордыню») ( Пс.30:24 ). Господь не так внимает праведным, как бедным, так как у бедного нет еще другого защитника. За бедность все мы отвергаем его: родители – своих детей, друзья – друзей, особенно брат – брата, соседи – соседей; бедный всюду отвержен и беспомощен, ниоткуда не имеет помощи, кроме Бога, милующего бедных. Поэтому им скоро внимает Господь, как и пророк в другом месте говорит: «Скоро Господь внемлет нищим и не пренебрегает узников Своих» ( Пс. 68:34 ). У тебя есть хлеб, или что-нибудь иное, чем утешается бедность? Дай бедному. Если у тебя нет, послужи ему словом, попечалься с ним, помолись за него, чтобы, если у тебя не нашел он покоя, нашел бы у другого. У кого нет что-либо дать, и он одаряет бедного хорошими словами, тот приобретает себе награду больше, чем кто дает. Кроме того, в другом месте говорится: велико благодеяние милостыни. Никакое другое доброе дело не в силах когда-нибудь (так) изгладить грехи. Обратимся же к нему, возлюбленные, чтобы получить вечные блага, во Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Сказано дальше, что он одевался в порфиру и виссон, значит, чисто по-царски, и каждый день пиршествовал блистательно. Казалось бы, и в этом нет особенной вины его; богатому человеку, у которого тысячи и, может быть, миллионы денег и огромные поместья, – отчего не рядится в шелк и бархат, да в нынешнее время это и не считается особенною роскошью, хотя виссон в то время был особенно дорог. Далее говорится, что он каждый день пировал блистательно, значит ел, да пил и веселился с друзьями и льстецами своими; но и в наше просвещенное время частые пиры, обеды дорогие – в большом употреблении, – и устраивающие их не думают, что они через то тяжко согрешают и попадут в ад, особенно, если не забывают бедных. Пойдем дальше – искать вины богатого весельчака. Что в Евангелии говорится? Был некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы приходя лизали струпья его. Вот где настоящая вина богача, делающая его виновным и в его роскошном одеванье и в его ежедневных богатых пирах: эта вина – жестокосердие и немилосердие к бедным, происшедшее в нем от страсти к роскоши и мотовству, к праздной и веселой жизни. У самых ворот его дома лежит бедный Лазарь в струпьях; такой бедняк, который одним видом и положением своим должен бы был возбуждать сострадание и милосердие, вызывать богача на помощь; но богач и видя, как бы не видит его и не оказывает ему ни малейшего сострадания: он занят своими пирами; псы сострадательнее его, они приходят и облизывают гной Лазаря. Лазарь желал напитаться крошками со стола богача, значит, от богатой трапезы ему ничего не давали. Вот за это-то жестокосердие и немилосердие богач и послан после смерти в ад; а Лазарь за свое злострадание, терпение безропотное, за свою честную бедность и лишения удостоен лона Авраамова, вечного успокоения и блаженства. Какой урок дает нам это изображение богатого и бедного, это описание их жизни и состояния на земле и их участи тотчас после смерти? Во-первых, тот урок, что богатство и бедность, здравие и болезни, веселие и скорби, – все здешнее скоро проходит и исчезает, но дела людей, их пороки и добродетели – не умирают, но переходят вместе с ними в вечность, и там или оправдают или осудят их перед Судиею всех помышлений и дел человеческих и – или введут их в рай или повергнут в бездны ада преисподнего, откуда выхода вовеки не будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Так как он прежде просвещения был врагом, а после просвещения стал другом общего всем нам Владыки, то все мы сорадуемся ему, почему это лобзание и называется миром, чтобы мы знали, что Бог прекратил вражду и приблизил нас к Себе. Будем же постоянно соблюдать, будем сохранять этот мир, будем продолжать это дружество, чтобы нам достигнуть и вечных обителей, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого и с Которым слава, честь и держава Отцу, со Святым и Животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. БЕСЕДА о том, что не безопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов. 1. Большую часть долга, который мы приняли на себя по надписанию Деяний Апостольских, мы уплатили вам в предшествовавшие дни; но так как еще остался от него небольшой остаток, то я решился уплатить вам и его сегодня. А тщательно ли вы храните сказанное и с великою ли ревностью соблюдаете, об этом знаете вы, получившие серебро и имеющие отдать в этом серебре отчет Господу в тот день, когда те, которым вверены таланты, будут призваны и станут давать отчет, — когда Христос, пришедши, потребует это серебро от торговцев с приращением. « Посему надлежало тебе », сказал Господь, « отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью » (Мф. 25:27). О, великое и неизреченное человеколюбие Владыки! Запрещая людям брать лихву, Он сам требует лихвы. Почему? Потому, что та лихва неодобрительна и достойна осуждения, а эта похвальна и достойна великого одобрения. То приращение, разумею денежное, причиняет вред и получающему и дающему, губит душу получающего, и увеличивает бедность дающего. Подлинно, что может быть жесточе того, когда кто–нибудь извлекает для себя выгоду из бедности ближнего и пользуется несчастьями братий; когда кто–нибудь, показывая вид человеколюбия, оказывает всякое бесчеловечие, и, по–видимому, простирая руку, ввергает в пропасть нуждающегося в помощи? Что делаешь ты, человек? Не для того пришел к твоим дверям бедный, чтобы ты увеличил его бедность, но чтобы ты избавил его от бедности, а ты делаешь то же, что делают примешивающие яд к лекарствам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Христос и богатый юноша      Скачать (MP3 файл. Продолжительность 8:18 мин. Размер 8 Mb ) Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! «Человек, не имеющий богатств, чувствует себя более спокойным», – сказал философ-стоик Сенека. Он был очень обеспеченным человеком; так, занимая должность консула-суффекта, обладал состоянием в размере 300 млн. сестерциев – это огромная сумма. Но все свое богатство Сенека, уходя на покой от общественных дел, передал Риму – своему отечеству. Известно, что учение Сенеки настолько сильно было приближено к христианству. Его, например, переписывал отец Иоанн (Крестьянкин); некоторые же отцы даже считали Сенеку тайным христианином и приписывают ему переписку с апостолом Палом, который также не одобрял особую любовь людей к деньгам: А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу, ибо корень всех зол есть сребролюбие (1 Тим. 6: 9–10). Сегодня слышанное нами евангельское чтение о том, что трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие (Лк. 18: 24), остро ранит наши сердца, с детства воспитанные в желании и якобы в необходимости стяжать и приумножать свое имущество, и задевает наш ум тем же вопросом, который мы также слышали сегодня: «Кто же может спастись?» (Лк. 18: 26), если человек живет в этой среде – в среде стяжателей и сребролюбцев. Выходит, что спастись может только человек бедный, нищий, давший обет нестяжательства? Если это так, то зачем создавать семью, рожать и воспитывать детей? Зачем стремиться к повышению, к расширению должностных обязанностей и полномочий? Неужели неугодно Господу Богу материальное благополучие и жизненный успех? Никто из святых отцов не ответит нам на этот вопрос, вопрос огромный, вопрос, который нельзя задавать Господу от лица всех людей – различных по своему духовному устроению, непохожих друг на друга в своих грехах и в своих добродетелях. У каждого человека свои критерии богатства и бедности, но надо знать нам, что «богат не тот, кто имеет многое, но тот, кто не нуждается во многом. И беден не тот, кто ничего не имеет, но тот, кто желает многого. Это должно считать мерой бедности и богатства» (святитель Иоанн Златоуст).

http://pravoslavie.ru/117946.html

221. Авва Макарий Великий однажды в Скиту, распуская собрание, сказал братиям: «Бегите, братия!» Один из старцев сказал ему: «Куда же мы побежим из этой пустыни?» Авва, положив перст на уста, сказал: «Сего бегите!» Потом вошел в келью свою, запер дверь и сидел. 222. Авва Макарий говорил: «Если ты, делая кому-либо выговор, приходишь в гнев, то удовлетворяешь своей страсти. Таким образом ты, не спасая других, губишь себя». 223. Некоторые спросили авву Макария: «Как нам должно молиться?» Старец отвечал им: «Не нужно многословить, а должно воздеть руки и говорить: «Господи, как Тебе угодно и как знаешь, помилуй!» Если же нападает искушение: «Господи, помоги!» Он знает, что нам полезно, и поступает с нами милосердно». 224. Авва Макарий говорил: «Если для тебя поношение – как похвала, бедность – как богатство, недостаток – как изобилие, ты не умрешь. Ибо не может быть, чтобы правоверующий и подвизающийся в благочестии впал в нечистоту страстей и демонское обольщение». 225. Брат пришел к авве Макарию Египетскому и говорит ему: «Авва, дай мне наставление, как спастись». Старец сказал ему: «Пойди на кладбище и ругай мертвых». Брат пошел, ругал их и бросал в них камни. Возвратясь, он сказал о том старцу. Старец спрашивал его: «Ничего они не говорили тебе?» «Ничего», – отвечал он. Старец еще сказал ему: «Завтра пойди опять на кладбище и хвали их». Брат пошел и хвалил мертвых, говоря: «Апостолы, святые, праведные!» Потом пришел к старцу и сказал: «Я восхвалил их». Старец спросил: «Ничего не отвечали они тебе?» Брат сказал: «Ничего». Старец говорит ему: «Видишь, сколько ты ни поносил их, они ничего не отвечали тебе, и сколько ни хвалил их, ничего не сказали тебе. Так и ты, если хочешь спастись – будь мертв; подобно мертвым, не думай ни об обидах от людей, ни о славе людской; и можешь спастись». 226. Авва Макарий, однажды проходя с братиями через Египет, услышал слово отрока, который говорил своей матери: «Матушка, один богач любит меня, а я ненавижу его, а такой-то бедный ненавидит меня, а я люблю его». Услышав это, авва Макарий удивился. Братия говорят ему: «Что значат эти слова, что ты, отец, удивился?» Старец отвечает им: «Истинно, Господь наш богат и любит нас и мы не хотим слушать Его; а враг наш диавол беден и ненавидит нас и мы любим скверны его!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

27. Тогда вщавъ петръ реч с, мы ставихомъ вс и вслдъ идохомъ: что убо бдетъ намъ; Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? Тогда, т. е. после того, как И. Христос высказал юноше, что требуется для большего совершенства и большей награды на небе, и после того, как юноша, услышав от И. Христа требование отречения от богатства и имущества для сего, удалился от Господа. Оставихом вся (оставили все). Все, что имели: и сети, и уды, и лодки, и бедные жилища свои, т. е. показали такое же самоотвержение, какое оказал бы богач, отказавшись от своего богатства. Что убо будет нам? т. е. какая награда, какое воздаяние будет нам за наше самоотвержение? Св. Златоуст замечает при этм, что не честолюбие заставило ап. Петра вопросить так Господа, а то, дабы и бедный, который мог подумать: если у меня нет имения, значит, я не могу быть совершенным, знал, что бедность его ни мало не вредит ему. Апостол предложил вопрос от лица всех. 28. же реч имъ: аминь глю вамъ, к вы по мн, въ сдетъ снъ на пртол славы свое, сдете и вы на двоюнадесте пртл, сдще бманадесте колнома Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых Награда за самоотвержение обещается не в настоящей жизни, как, быть может, мечтали, в своем общем заблуждении относительно царства Мессии, апостолы, но в будущей. В пакибытие. Пакибытием, т. е. вторым бытием, называется в Священном писании крещение, как новое духовное рождение, рождение свыше ( Ин. 3:3 ; Тит. 3:5 ). Но здесь, как видно из дальнейших слов, разумеется будущее, при втором пришествии Христовом для суда, преобразование мира, восстановление его в первоначальное, бывшее до грехопадения первых людей, состояние ( 2Пет. 3:10–13 ; Рим. 8:19 и дал. и др.). На престоле славы Своея, на престоле славном, великолепном (24:30; 26:64).Сядете и вы на двоюнадесяте престолу (на двенадцати престолах) судяще обеманадесяте коленома Израилевома (судить двенадцать колен Израилевых).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

2:9); а главное из всех благ — то, что ты делаешься подобным Богу, по силе человеческой. Так, беседуя о милостыне и человеколюбии, Христос прибавил: « да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных » (Мф. 5:45). Ты не можешь поднять солнце, ни дожди посылать, ни такой вселенной благотворить; воспользуйся имеющимися деньгами у тебя для благотворения, и ты подобен будешь поднимающему солнце, насколько возможно человеку сделаться подобным Богу. 8. Вникните тщательно в сказанное. « На неправедных », говорит Он, « и праведных ». Так и ты, когда творишь милостыню, не испытывай жизни бедного и не требуй от него отчета в его нравах. Милостынею потому и называется, чтобы мы подавали и недостойным. Милующий не исправного, а согрешившего милует; исправный достоин похвал и венцов, а грешник милости и снисхождения. Таким образом, мы и в этом будем подражать Богу, если будем подавать и порочным. Подумай, сколько живет во вселенной злословцев, преступников, волшебников, исполненных всякого зла; но и их Бог питает каждый день, научая нас простирать благотворительность на всех. А мы поступаем совершенно напротив. Мы отвращаемся не только от злых или дурных людей, но, когда подойдет к нам человек здоровый, подвергшийся бедности или по справедливости, или по свободе, или, может быть, и по лености — допущу и это, — то мы, осыпав его порицаниями, бесчестиями и бесчисленными шутками, отсылаем его с пустыми руками, понося здоровье, укоряя леность, требуя отчета. Неужели на это ты поставлен, человек, чтобы необдуманно обвинять и укорять нуждающихся? Бог повелел миловать и исправлять их бедность, а не требовать отчета и презирать. Или ты хочешь исправить их образ жизни, отвлечь от лености, и на дело подвигнуть ленивца? Ты наперед подай, и тогда укоряй, чтобы строгость не навлекла на тебя подозрения в жестокости, но чтобы тебе получить славу человека попечительного. Кто не подает, а только укоряет, от того бедный отвращается, того ненавидит, на того даже смотреть не хотел бы; и весьма справедливо, так как он думает, что укоризны происходят не от попечительности, а от нежелания подать, как действительно и бывает.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

3. Необходимо, братие, посмотреть и с другой стороны, почему Бог сказал, что «мне в зае м дает дающий нищему». Конечно, Он видел, что наше любостяжание доходит до крайности, как я сказал уже, и что не находится имеющего деньги и желающего давать без обеспечения (потому что заимодавец требует или заклад­ной, или залога, или поручителя, и под эти три вида обеспечения доверяет свои деньги, или получив поручительство, как я сказал сейчас, или под залога движимости); итак, так как знал Бог, что без этого никто не дает в долг, и что никто не руководится человеколюбием, но все ищут только прибыли; а между тем ни­щий лишен всего этого, не имея ни закладной (так как ничего не имеет), ни залога (так как сам наг) и не будучи в состоянии представить поручителя (так как не пользуется ничьим доверием, как неимущий), – когда увидел Бог, что в таком случае подвергается опасности и бедный – по неимению, и имеющий деньги – по своему бес­человечию, тогда Он стал между ними, в качестве поручителя за бед­няка и в качестве залога для заимодавца. Ты не веришь ему, говорит (Бог), из-за его бедности? Поверь Мне – по причине Моего преизбыточе­ства. Увидел бедного и умилостивился; увидел нищего, и не презрел, но самого Себя сделал заложником за ничего не имущего, и по Своей великой благости вступился за недостаточного. «Благотворящий бедному дает взаймы Господу». Не бойся, говорит, ты даешь в долг Мне. – Но какую я по­лучаю пользу, давая Тебе взаем? – Я воздаю тебе сторицею и (даю) жизнь вечную. Но чтобы со временем Ты отдал мне этот долг, я требую условия, желаю обеспечить себя договором. Укажи мне время воздаяния, назначь срок отдачи. Послушай же внимательно, когда и как отдаст тебе долг получивший его в лице нищих. Когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своея, станут овцы по правую сторону Его, и козлища по левую; тогда скажет Он тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» ( Мф.25:34 ). За что? «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» ( Мф.25:35–36 ). На это, угодившие в настоящем веке, взирая на свою не­мощь и достоинство должника, говорят: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» ( Мф.25:37–39 ), – Тебя, на Ко­торого очи всех уповают? Когда Тебя видели мы в такой нужде и когда сделали тебе это? «Так как вы сделали это», говорит «одному из сих братьев Моих меньших» ( Мф.25:40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

5:22). Также ревность и по­хоть бывают добром; последняя тогда, когда служить деторождению, а первая, когда направлена к соревнованию в добрых делах, как и Павел говорить: " Хорошо ревновать в добром всегда " (Гал. 4:18), и еще: " Ревнуйте о дарах больших " (1 Кор. 12:31); следовательно, то и другое полезно. А гордость никогда не бывает добром, но всегда бесполезна и вредна. И если чем можно гордиться, то скорее бедностью, нежели богатством. Почему? Потому что кто может жить малым, тот го­раздо лучше и выше того, кто не может. 5. Скажи мне: если бы какие-нибудь люди были приглашены в царственный город, и одни из них не требовали бы ни коней, ни рабов, ни шатров, ни гостиниц, ни одеяний, ни сосудов, но довольствовались бы только хлебом и водою из источников, а другие стали бы говорить: если не дадите нам колесниц и мягких постелей, то мы не можем прибыть; если у нас не будет множества провожатых, если не будет нам позволено часто отдыхать и находиться в дороге только малую часть дня, если не доставить нам коней и много другого необходимого для нас, то мы не можем (отправиться), - скажи: которые из них достойны нашего уважения, первые или последние? Очевидно, что те, которые ни в чем не имеют нужды. Так точно и здесь: одни для прохождения пути настоящей жизни требуют многого, а другие  - ничего; потому и превозноситься скорее следовало бы живущим в бедности, если только следовало бы. Но, скажешь, бедный часто подвер­гается презрению. Нет, - не он (достоин этого), а те, которые презирают его; как в самом деле я могу не презирать лю­дей, которые не хотят уважать : то, что должно (уважать)? Живописец смеётся над всеми теми, которые, будучи сами не­веждами, смеются над ним, и не обращает внимания на слова их, но довольствуется собственным своим свидетельством: почему же мы поставляем себя в зависимость от мнения других? Простительно ли это? Мы в том случае достойны презрения, когда не презираем презирающих нас за бедность и не считаем несчастными их самих. Не упоминаю о том, какие грехи происходят от богатства и катая блага от бедности; или лучше ска­зать, ни богатство, ни бедность не есть добро само по себе, но таковым бывает в зависимости от пользующихся.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010