Конечно, Константинопольский патриарх был сломлен морально и физически. Несчастный Митрофан умер от горя и стыда в 1443 г., а на вдовствующую кафедру был назначен Григорий Маммас (1443–1450), главный интриган против св. Марка Эфесского в Ферраро. Папа Евгений IV вскоре узнал о том, что греки отвергли унию, и прислал в Константинополь своих легатов. Как подсчитали, в период с августа 1444 г. по ноябрь 1445 г. в Константинополе прошло 15 богословских диспутов с участием латинян и византийских архиереев. Основными диспутантами от латинян был епископ Бартоломео Лапаччи, от греков – Георгий Схоларий, который резко изменил свою позицию под влиянием св. Марка Эфесского и стал убежденным антиуниатом. Но даже смерть св. Марка Эфесского летом 1445 г. не изменила позиции, стороны никак не могли прийти к общему мнению по догматическим расхождениям 871 . Как говорят, сам император Иоанн VIII Палеолог перед смертью отказался от унии, о чем сохранились свидетельства самого св. Марка Эфесского . В своем послании некоему монаху Феофану святитель писал: «Знай, что это лжеединение уже успело благодатью и силой Божьей разрушиться, а латинский догмат, вместо того, чтобы подтвердиться этим ложным Собором, о чем всегда они старались, еще более ниспровергнут и обличен, и заклеймен, как хульный и нечестивый. А те, которые его утвердили, не смеют даже рта раскрыть в его защиту. И император, понимая это, никакого своего слова не говорит. Он открыто кается в содеянном и перекладывает вину на тех, которые, договорившись, подписали определение» 872 . Хотя многие восточные архиереи желали созвать новый Вселенский Собор, ничего из этого не получилось. Денег на Собор не было, а дебатировать с легатами мало кому хотелось. Уния постепенно умирала, а с ней и последние надежды на спасение Византии. Приложение 15 «Попытки унии Восточной и Западной церквей» Кафолическая Церковь не могла оставаться «вселенской» на территории одной Италии или только Константинополя. И раскол христианского мира, конечно же, представлялся современникам очень болезненным явлением, требующим своего лечения. В этом отношении Византийские императоры и Римские епископы зачастую действовали солидарно. И этот процесс, крайне тонкий, изобилующий множеством привходящих обстоятельств, настолько сложен, что совершенно напрасно и неоправданно пытаться присвоить ему какую-то конкретную, раз и навсегда данную оценку. Тем более отрицательную.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Фаддей Гадди, даровитейший ученик Джиотто, родился в 1330 г. и был жив еще в 1352 г. Андрей Орканя, скончавшийся в 1369 г., шестидесяти лет от роду, подражал Джиотту. Фра Джиовани Анжелико да Фиезоле родился в 1387 г. и на 20 году сделался монахом доминиканским († 1455). Maccario (1417–1443 гг.) был великий мастер рисовать перспективно, естественно и изящно. Фра Филиппо Липпи подражал Maccario. Сандро Боттичелли (1446–1515 гг.) был наилучший ученик сего Липпи. Доменико Гирляндайо (1449–1498 гг.) подражал Джиотту. Фра Бартоломео (1469–1517 гг.) и Андрей Сарто (1487–1530 гг.). Картины их я видел и описал. 3, вторник и 4, среда. Оба эти дня проведены мною в Венеции без дела, потому что мне нужен был отдых. С пятого дня по десятый я пробыл в Триесте, а в десятый – был уже в славянском Ляйбахе, на пути в Вену. Ляйбахские славянки весьма белы и благообразны. Они достаточно понимали меня, когда я торговал и покупал у них древесные плоды. В Ляйбахе находится францисканский монастырь. Я ходил в церковь его и видел домик Пресвятой Богородицы, устроенный наподобие Лоретского в связи с главным алтарем. 11, середа. В полдень пары умчали меня по железной дороге в Вену. 1854 г. С 12 по 28 августа XI. Мое пребывание в Вене 12, четверток. А сегодня утром, в 6 часов, я уже покоился в гостинице сего города Römischer Kaiser; под вечер же виделся с протоиереем нашей посольской церкви Михаилом Раевским и беседовал с ним о средоточии законодательной власти для православных церквей. 13, пятница. В этой же гостинице жил наш посол Александр Михайлович Горчаков. Он, узнавши о моем приезде, пригласил меня к себе для собеседования, которое и передается здесь, памяти ради. Посол – Константинопольский патриарх в своем окружном послании к восточным архиереям и христианам выразил недоброе мнение о России. Чем объяснить нерасположенность к нам высшего греческого духовенства? Я – На то есть причины важные. Посол – Какие? Я – Политические и церковные. Посол – Объяснитесь. Я – В 1770 г. императрица Екатерина II, готовившая внука своего Константина на византийский престол и для того обучившая его греческому языку, подстрекнула морейских греков к общему восстанию, которое произошло тогда и на острове Крите.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Ссылаясь на правосл. и католич. богословов ( Феофилакта Болгарского , Платину (Бартоломео де Сакки), Роберта Беллармина ), И. подчеркнул, что папа не является главой Вселенской Церкви и католики несправедливо считают свою Церковь Вселенской. На слова Пекарского, что, не признавая власть папы, православные остаются без первоиерарха, И. ответил: правосл. Церковь считает своим главой Христа, наместников Христовых представляет в лице патриархов, митрополитов и епископов. Каждый патриарх в своей епархии может проводить Соборы, сноситься с другими патриархами и т. о. созвать Вселенский Собор. Решение всей Церкви, а не приговор одного папы или патриарха является церковным каноном. Пекарский считал изъяном Православия то, что во главе его стоят 4 высших предстоятеля, а низших столько, сколько есть митрополитов и епископов. Также правосл. патриархов (в частности, К-польского, к-рому до 1686 подчинялась Киевская митрополия) упрекали за то, что они живут среди турок-мусульман. И. ответил, что Церковь, преследуемая иноверцами, остается истинной. В завершение разговора Пражмовский выразил надежду, что когда-нибудь наступит «единение между нами, должны вы вместе с нами иметь единого наивысшего пастыря - папу, поскольку написано: будет едино стадо, и единый пастырь». На это И. сослался на Евангелие от Иоанна (Ин 10. 16), где говорится, что верховным пастырем Церкви является Христос, а в приведенной Пекарским фразе о едином стаде и едином пастыре подразумевается обращение в христианство евреев и язычников. Пекарский напомнил, что на Ферраро-Флорентийском Соборе Киевский митр. Исидор принял унию с Римом. На это И. ответил, что Исидор принял унию единолично, а Русская Церковь, «когда он возвратился в Россию, не приняла ни его самого, ни унии, и таким образом Церковь Русская осталась при той же вере, будучи под властью Константинопольского Патриарха». По словам И., Флорентийский Собор был сорван и единство не было достигнуто. Ряд острых моментов, отсутствующих в издании 1676 г., есть в тексте 1867-1868 гг., основанном на рукописном варианте диспута, к-рый был найден архим.

http://pravenc.ru/text/577962.html

Меренрхес (Меренра I; 2-я пол. XXIV в. до н. э.) – четвертый фараон VI династии Меровинги – первая королевская династия во Франкском гос-ве (к. V в. – 751) Местр Жозеф Мария де (1753–1821) – фр. публицист и религиозный философ, один из идеологов клерикально-монархического движения Мефодий – см. Кирилл и Мефодий Миллер Орест Федорович (1833–1889) – рус. литературовед, фольклорист Мильтон Джон (1608–1674) – англ. поэт, полит. деятель Минин Козьма Захарьевич (? – 1616) – один из руководителей 2-го земского ополчения 1611–1612 Михаил VIII (Греческий; 1224–1282) – Никейский император с 1259, с 1261 император Византии, основатель династии Палеологов Михаил Федорович (1596–1645) – рус. царь с 1613, первый из династии Романовых Моисей – ветхозаветный патриарх Мономаховичи – потомки Владимира Мономаха , правившие на Волыни, в Галиче, Смоленске, Владимире, Суздали Монтень Мишель де (1533–1592) – фр. философ-гуманист Мстислав Владимирович (? – 1036) – князь Тмутараканский и Черниговский, упоминаемый в «Слове о полку Игореве» Мстислав (? – 1180) – князь Смоленский и Новгородский Мур Томас (1779–1852) – англ. поэт-романтик Мурильо Бартоломе Эстебан (1618–1682) – исп. живописец Мухаммед (Магомет; ок. 570–632) – основатель ислама , в 630–631 глава первого мусульманского теократического гос. (в Аравии) Мухаммед II Ала-ад-дин (? – 1220) –хорезмшах, распространивший свою власть на Иран, Азерб., Харасан, Афганистан и др. терр., потерпел поражение в войне с Чингисханом (1220) Набонассар (Набоналасар) – основатель Нововалинского царства и халдейской династии, правил в 626–605 до н. э. Нафанаил (Варфоломей) – один из 12 апостолов Неандер Иоханн (1789–1850) – нем. теолог Нерон (37–68) – рим. император с 54 Нестор (XI – нач. XII в.) – монах Киево-Печерского монастыря, летописец, автор «Повести временных лет» Несторий (? – 451) – патриарх Константинопольский (428–431), знаменитый ересиарх, пересматривавший основной христианский догмат воплощения и возобновлявший тем самым ересь Павла Самосатского, осужден вселенским Ефесским собором в 431

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Андреевская церковь в Киеве с 10 ноября переходит в пользование Константинополя 09.11.2018 19:47 Версия для печати Фото: http://primetour.ua Киев, 9 ноября. Андреевская церковь в Киеве в субботу, 10 ноября, официально переходит в постоянное пользование Константинопольского патриархата в качестве украинского представительства. Об этом говорится в законе, опубликованном в пятницу на  сайте  Верховной рады, передает ТАСС . " Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования " , - говорится в тексте закона. Согласно документу, церковь передается в " безвозмездное постоянное пользование " Константинопольского патриархата для совершения богослужений, религиозных обрядов, церемоний и процессий. Использование Андреевской церкви Константинопольским патриархатом будет осуществляется с соблюдением законодательства Украины об охране культурного наследия. Андреевская церковь - памятник церковной архитектуры, построенный в стиле русского барокко. Была заложена по заказу императрицы Елизаветы Петровны. Построена в 1749-1754 годах по проекту архитектора Бартоломео Растрелли. Строительством руководил московский архитектор Иван Мичурин. По преданию, на месте храма некогда воздвиг крест апостол Андрей, предсказав появление крупного христианского города. Богослужения в нем проводились во время визитов царской семьи в Киев. В сентябре 1968 года церковь стала музеем. В 1992-2000 годах была закрыта на реставрацию.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ЛАНГТОН Стефан (ок. 1150 - 1228), англ. церковный деятель, кард. (с 1206), архиеп. Кентерберийский (с 1207), католич. богослов, экзегет. ЛАНФРАНК (ок. 1010 - 1089), нормандский и англ. церковный деятель, богослов; архиеп. Кентерберийский (с 1070) ЛАОДИКИЯ античный и визант. город в области Фригия (или Кария; юго-запад М. Азии); ныне городище в 10 км к северу от совр. г. Денизли (Турция); древняя митрополия Константинопольской Православной Церкви ЛАОДИКИЯ (Сирийская, Приморская) [ныне Латакия], город на побережье Сирии, древняя митрополия Антиохийской Православной Церкви ЛАС КАСАС Бартоломе де (1484 (по др. данным, 1474) - 1566), монах ордена доминиканцев, испан. гуманист, общественный деятель ЛАТЕРАНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ общее наименование документов, подписанных 11 февр. 1929 г. в Латеранском дворце в Риме от имени папы Римского Пия XI ЛАТЕРАНСКИЙ КОМПЛЕКС ансамбль церковных построек в Риме, принадлежит Ватикану и пользуется правом экстерриториальности в соответствии с Латеранскими соглашениями ЛАТЕРАНСКИЙ I СОБОР (18-27 марта или нач. апр. 1123), Собор Римско-католической Церкви, в католич. традиции признаётся IX вселенским Собором; созван папой Римским Каллистом II ЛАТЕРАНСКИЙ II СОБОР (2-8 или 12 апр. 1139), Собор Римско-католической Церкви, в католич. традиции признаётся X вселенским Собором; созван папой Римским Иннокентием II ЛАТЕРАНСКИЙ III СОБОР (март 1179), Собор Римско-католической Церкви, в католич. традиции признается XI вселенским Собором; созван папой Римским Александром III ЛАТЕРАНСКИЙ IV СОБОР (11-30 нояб. 1215), Собор Римско-католической Церкви, в католич. традиции признаётся XII вселенским Собором; созван папой Римским Иннокентием III ЛАТЕРАНСКИЙ V СОБОР (3 мая 1512 - 16 марта 1517), Собор Римско-католической Церкви, в католич. традиции признаётся XVIII вселенским Собором; созван папой Римским Юлием II ЛАТИМЕР Хью (ок. 1490-1492 - 1555), один из лидеров англ. Реформации, теолог и проповедник; еп. Вустерский (1535-1539)

http://pravenc.ru/rubrics/121236_158.htm...

Вернувшись в столицу империи, Иосиф поселился в Студийском монастыре (около 1402–1406), был назначен придворным проповедником (1403/04–1406), стал профессором (cathegetes) и главой патриаршей академии. Он предстает в Константинополе как «учитель научных дисциплин», «истолкователь богословия», «учитель священного богословия», «учитель великой церкви», «учитель учителей». Во время пребывания на Крите Вриенний вряд ли был экзархом патриаршего престола, его называли лишь «иерокатигором» («священным обличителем») и «учителем» (1400). В качестве топотирита (местоблюстителя) патриарха Иосиф Вриенний был направлен в 1406 г. 18 на Кипр ради объединения кипрской церкви с константинопольской и пребывал в 1406–1407 гг. в Асоматском монастыре, расположенном в гористой части острова. Его сопровождали в поездке игумен Космидийского монастыря Антоний и диакон великой церкви (св. Софии) Константин Тимофей. В 1416–1427 гг. Вриенний был монахом Харсианитского монастыря в Константинополе. Именно в то время (1421) он завещал свою библиотеку церкви св. Софии. Известно также, что Иосиф Вриенний был представителем Византии на Констанцском соборе, когда встретился с итальянскими гуманистами Поджо Браччолини, Бартоломео да Монтепульчано и Агапито Ченчи. Иосиф Вриенний постоянно был в курсе дел, происходивших в империи. Это «очевидец, достойный доверия» 19 . Ценным источником информации для Вриенния были не только личное знакомство с тем городом, где он проживал, беседы с его жителями и гостями, но и яркие впечатления от поездок, встреч с новыми людьми. Иосиф принимал участие в совещаниях высокопоставленных лиц. Так, император Мануил II Палеолог приглашал на совещания, наряду с патриархом, великим сакелларием и великим скевофилаксом, также Иосифа 20 . Накопившиеся впечатления Иосиф Вриенний обстоятельно обдумывал, а затем воплощал в устном или письменном слове. Его можно было часто видеть в православных церквах Кандии, а позже – в различных залах имперского Влахернского дворца (триклине, секрете, императорском китоне) и в апостольской церкви Константинополя.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vriennij...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАРТОЛОМЕЙ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ [греч. Βαρθολομαος] (кон. XIII - нач. XIV в.), монах-доминиканец, полемист. Род., вероятно, в Пере - лат. квартале визант. столицы. В 1305 г. переработал анонимный (видимо, также составленный доминиканцем в К-поле) трактат 1252 г. «Contra Graecos» (Pb. 140), в к-ром были сформулированы важнейшие доводы, широко используемые в полемике против «заблуждений греков», и к-рый послужил основой для составления последующих полемических трудов. При переработке трактата 1252 г. Б. К. использовал полемические сочинения доминиканцев нач. XIV в. Симона из К-поля, Филиппа из Перы и анонимный трактат 1305 г. Лит.: Loenertz R. Y. La Société des Fréres Pérégrinants. R., 1937. Vol. 1. P. 77; Dondaine A. Contra Graecos: Premiers écrits polémiques des Dominicains d " Orient//AFP. 1951. Vol. 21. P. 423-424; Delacrois-Besnier Cl. Les dominicains et la chrétienté grecque aux XIVe et XVe siècles. P., 1997. П. И. Жаворонков Рубрики: Ключевые слова: АГРИППА КАСТОР христ. писатель-полемист эпохи правления имп. Адриана, первым выступивший против гностического учения Василида АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (ок. 1200 (1193?) - 1280), св. католич. Церкви (пам. зап. 15 нояб.), учитель католич. Церкви, доминиканец, видный богослов-схоласт, философ АНДЖЕЛИКО Фра Джованни да Фьезоле (в миру Гвидо ди Пьетро; между 1387 и 1400-1455), итал. живописец и миниатюрист, приор доминиканского мон-ря Сан-Марко во Флоренции, св. католич. Церкви, (пам. 18 марта) АНДРЕЙ ХРИСОВЕРГ (кон. XIV - 1451), архиеп. Никосии, апостольский легат Кипра, Родоса и Эгейского м., сторонник церк. унии

http://pravenc.ru/text/77630.html

Возвращение блудного сына: картины и иконы Этот сын мой был мертв и ожил; пропадал и нашелся! 12 февраля, 2017 Этот сын мой был мертв и ожил; пропадал и нашелся! Перед Великим постом в Церкви вспоминают притчу Христа о блудном сыне. У одного человека было два сына. Младший из них сказал отцу: «Отец! дай мне следуемую мне часть имения». Отец исполнил его просьбу. По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю страну и там, живя распутно, растратил все свое имущество. Нажмите на изображение для просмотра галереи Геррит ван Хонтхорст. Блудный сын. 1622 Когда же он все прожил, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. Изгнание блудного сына. Бартоломео Мурильо. 1660 И он пошел, и пристал (т. е. присоединился) к одному из жителей той страны; а тот послал его на поля свои пасти свиней. Блудный сын кормит свиней. Бартоломео Мурильо. 1660  С голоду он рад был бы питаться рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему. Пьер Пюви де Шаванн. Блудный сын. 1872 Тогда пришедши в себя, он вспомнил об отце, раскаялся в поступке своем и подумал: «Сколько наемников (работников) у отца моего едят хлеб с избытком, а я умираю с голода! Встану, пойду к отцу моему, и скажу ему: «Отец! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». Блудный сын. Сальватор Роза Так он и сделал. Встал и пошел домой, к отцу своему. И когда он был еще далеко, отец увидел его и сжалился над ним. Отец сам побежал навстречу сыну, пал ему на шею, целовал его. Сын же начал говорить: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим»… Возвращение блудного сына. Пальма Джоване. 1595 Возвращение блудного сына. Франческо Гверчино. 1619 Возвращение блудного сына. Рембрандт. 1642 Возвращение блудного сына. Бартоломео Мурильо 1667-1670 Возвращение блудного сына. Помпео Батони. 1773 Возвращение блудного сына. Ян Стен Блудный сын. Джеймс Тиссо Возвращение блудного сына. Габриэль Метсю Возвращение блудного сына. Лиз Свиндл 2005

http://pravmir.ru/bludnyj-syn-kartiny-i-...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Каин и Авель были сыновьями первых людей на земле Адама и Евы. Старший Каин стал земледельцем, а Авель был скотоводом. «Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его» ( Быт. 4:3-5 ). «И сказал Каин Авелю, брату своему: пойдем в поле. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» ( Быт. 4:8 ). Подобно мотиву сотворению Адама и Евы и их грехопадения, убийство Каином Авеля часто ставится в ряд прообразовательных сюжетов. Самым популярным из них является поцелуй Иуды. Другой прообразовательный сюжет – это жертва Иисуса Христа и Его Распятие на Кресте. Описание На представленном полотне художник показывает тот самый момент, когда Каин заносит свою руку для смертельного удара. Фигуры двух братьев как бы переплетены друг с другом – правая нога Каина выставлена вперед, тело его как бы перекручено в неестественной позе, рядом с ним на земле лежит поверженный Авель. Пытаясь защититься от яростного нападения, он опираясь правой рукой о землю, левую руку вытягивает вперед , стараясь предупредить удар. Зловеще выражение лица Каина. Он смотрит на своего брата без тени жалости. Ни тени раскаяния, ни мольбы о пощаде не чувствуется во властном жесте его руки. Злоба и обида слишком сильны в нем. Справа показана часть каменного жертвенника, от которого восходят к небу яркое пламя и клубы дыма, а вдали занимается заря, окрашивая ночной небосвод ярко-желтыми всполохами восходящего солнца. Каин и Авель противопоставлены друг другу в отношении к тому, как создан мир. Авель покорно приемлет весь существующий порядок вещей. Каин, в противоположность ему восстает против него со всей страстностью, предавшись гневу. История Бартоломео Манфреди, хорошо известный в истории искусства, был непосредственным последователем новаторского стиля Караваджо с его резкой светотенью и выразительным натурализмом, и со способностью рассказывать о характерах персонажей выражением их лиц и языком тела. Рекомендуемая литература Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 47  чел. Всего просмотров 1.1 млн. Всего записей 1118 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/kain-ubivaet-avelya...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010