В школе Н. проявил выдающиеся способности, однако, лишившись в возрасте 16 лет родителей, был вынужден переселиться в мон-рь Кефар-Мари, располагавшийся, по всей видимости, на визант. территории и граничивший с обл. Бет-Забдай (совр. Юго-Вост. Турция). Настоятелем обители был дядя Н. по отцу Эммануил. Последний окончил школу в Эдессе (сир. Урхай; ныне Шанлыурфа, Турция), к-рая являлась крупнейшим центром сир. образованности в Византии (о деятельности Н. в контексте истории сир. богословских школ см.: V öö bus. 1965. P. 57-121), и основал собственную при Кефар-Мари. Впосл. Эммануил выполнял обязанности периодевта всей близлежащей церковной области (сир.   от греч. χρα), после чего ему было поручено управление епархией Амиды (ныне Диярбакыр, Турция). Увидев, что уровень знаний Н. превосходит знания других преподавателей школы, Эммануил убедил племянника учить насельников мон-ря чтению рукописей. Н. преподавал в Кефар-Мари одну зиму, по всей видимости в кон. 20-х - нач. 30-х гг. V в., после чего, несмотря на желание дяди оставить его в своей школе в качестве преподавателя начал обучение в Эдессе, продолжавшееся 10 лет. По истечении этого времени Н. поддался уговорам дяди, который угрожал ему отлучением в случае ослушания, и вернулся в мон-рь, где вокруг него собралось 300 учеников. Даже если Бар-Хадбшабба Арбайя приводит преувеличенные данные, очевидно, что Н. пользовался большим авторитетом в мон-ре. Тем не менее, согласно «Истории...», высокий уровень Эдесской школы заставил Н. покинуть Кефар-Мари и провести в Эдессе еще 10 лет ( Barhadb. Hist. eccl. P. 596-597). В это время Эдесская школа оказалась вовлечена в споры, предметом к-рых была христология Антиохийской школы. Противостояние особенно усилилось после осуждения Нестория , архиеп. К-польского, и его учения (см. ст. Несторианство ) на Вселенском III Соборе в Эфесе (431). Еп. Эдессы Раввула († 435/6), являвшийся первоначально сторонником антиохийской христологии, после возвращения из Эфеса занял сторону свт. Кирилла , архиеп.

http://pravenc.ru/text/2564704.html

Эпизод последних лет жизни К., характеризующий его как пастыря, сохранен в Apophthegmata Patrum (Apophthegmata//PG. 65. Col. 160). Важное значение в наст. время придается ориентальным источникам, введенным в научный оборот в кон. XIX-XX в. Неск. памятников представляют особый интерес ввиду содержащихся в них дополнительных сведений о ранних годах жизни К. ( É vieux. 1991. P. 11-12). К ним относятся «Хроника» копт. епископа и историка 2-й пол. VII в. Иоанна , еп. Никиуского ( Ioan. Nic. Chron.; CPG, N 7967), к-рая сохранилась только в эфиоп. переводе 1601 г., выполненном с араб. перевода, в наст. время утраченного; «История Александрийских патриархов» (на араб. языке) (Hist. Patr. Alex. 11-12//PO. T. 1. Fasc. 4. P. 427-443); копто-араб. Синаксарь (XIII-XIV вв.) (SynAlex (Forget)//CSCO. Vol. 78 (Arab. T. 12). P. 72; Vol. 90 (Arab. T. 13). P. 199-201; SynAlex//PO. T. 1. Fasc. 3. P. 72; T. 17. Fasc. 3. P. 617-621). Сохранившаяся в сир. переводе апология Нестория «Книга Гераклида», написанная им в последние годы жизни, содержит историю несторианского спора. Бар-Хадбшабба Арбайя в «Церковной истории» дает подробное жизнеописание «блаженного» Нестория и c соответствующей интерпретацией излагает события, касающиеся его спора с К. ( Barhadb. Hist. eccl. 20-30//PO. T. 9. Fasc. 5. P. 517-587). Ранние годы (до 412) Согласно Иоанну Никиускому ( Ioan. Nic. Chron. 79. 11-12), К. род. в г. Махале, или Дидусья,- вероятно, Феодосий, место к-рого определяют на сев. окраине совр. г. Эль-Махалла-эль-Кубра ( Munier. 1947), в центре дельты Нила, в 120 км на восток от Александрии. Дата рождения К. в точности неизвестна; полагают, что он род. между 375 и 380 гг. ( Évieux. 1991. P. 11), иногда уточняется - ок. 375 г. (Ibid. P. 15. Not. 6) или ок. 378 г. ( Abel. 1947. P. 230. Not. 62; Russell. 2000. P. 4). Прп. Исидор Пелусиот и Феодорит Кирский называют К. племянником архиеп. Феофила Александрийского ( Isid. Pel. Ep. I 310//PG. 78. Col. 361; Theodoret. Hist. eccl. V 35); Сократ Схоластик, Иоанн Никиуский и «История Александрийских патриархов» - сыном его сестры ( Socr.

http://pravenc.ru/text/1840255.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАР-ХАДБШАББА АРБАЙЯ [Бархадбешабба] Арбайя [или из Бет-Арбайе; сир .    , букв.- чадо воскресное] (VI в.), сир. церковный историк, свящ. (а затем, вероятно, еп. Халвана) и бадока (   - исследователь Писаний) в Нисибинской школе. Его часто отождествляют с Бар-Хадбшаббой Халванским . Б.-Х. А.- автор «Истории святых отцов, за веру гонимых», сохранившейся в единственной рукописи IX-X вв. (Brit. Mus. Or. (Rich) 6714) и охватывающей период от времени арианской смуты до времени мар Аврахама († 569). Принято считать, что источниками, к-рыми пользовался Б.-Х. А. при составлении «Истории», были церковные истории Сократа и Феодорита, «Книга Ираклида» Нестория, а также нек-рые др. сочинения. В 32 главах «Истории» повествуется об Арии, о Никейском Соборе, об Евстафии Антиохийском, о свт. Афанасии, о Георгии Македонянине, об Евдоксии, о св. Григории Чудотворце, об Аэтии и об Евномии, о свт. Василии Великом, о Флавиане Антиохийском, о Диодоре Тарсийском, о свт. Иоанне Златоусте, о Феодоре Мопсуестийском и о «блаженном» Мар Нестории. Порицаются свт. Кирилл Александрийский и решения Эфесского Собора, восхваляются Нарсай и Аврахам. Этому изложению предпослан каталог ересей, родственный т. н. «каталогу Маруты Майферкатского ». Ист.: Histoire de Barhadbeshabba ‘Arabaia. Part. 1/Ed. par F. Nau//PO. P., 1932. T. 23. Fasc. 2 [cap. 1-18]; Idem. Part. 2//PO. P., 1913. T. 9. Fasc. 5 [cap. 19-32]. Лит.: Abramowski L. Untersuchungen zum Liber Heraclidis des Nestorius. Louvain, 1963. S. 33-73; Baumstark. Geschichte. S. 136; Ortiz de Urbina. PS. P. 132; Reinink G. J. Edessa Grew Dim and Nisibis Shone Forth: the School of Nisibis at the Transition of the 6th-7th Cent.//Centres of Learning: Learning and Location in Pre-modern Europe and the Near East/Ed. J. H. W. Drijvers and A. A. MacDonald. Leiden; N. Y.; Köln, 1995. P. 77-89. А. В. Муравьёв Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77636.html

Писания. По свидетельству Бар-Хадбшаббы Арбайя, против манихеев Д. написал только 3 книги, а кроме них еще неск. книг против халдеев и самого Манеса ( Barhadb. Hist. eccl. 17), впрочем, как указывает свящ. Н. Фетисов, здесь возможно смешение имен: в III в. против халдеев и Манеса боролся др. Диодор — пресвитер, живший в Персии ( Фетисов. 1915. С. 367). Блж. Феодорит упоминает трактаты Д. «против Фотина, Малхиона, Савеллия и Маркелла Анкирского» ( Theodoret. Haer. fab. II 11). В «Лексиконе Суды» перечисляются следующие названия сочинений Д.: «Περ τον, ες Θες ν Τρδ» (О том, что один Бог в Троице); «Κατ Μελχσεδεκτων» (Против мелхиседекиан); «Κατ ονδαων» (Против иудеев) (Авдишо бар Бриха указывает, что Д. составил против иудеев 2 книги); «Περ νεκρϖν ναστσεως» (О воскресении мертвых); «Περ ψνχς κατ δαφρων περ αντης αρσεων» (О душе, против различных еретических мнений о ней); «Πρς Γρατανν κεφλαα» (К Грациану, главы); «Περ προας» (О промысле); «Κατ Πλτωνος περ Θεου κα Θεων» (Против Платона, о Боге и богах); «Περ φσεως κα λης, ν ω, τ τ δκανστ» (О природе и материи, в каковом сочинении трактуется о том, что справедливо); «Περ Θεου κα λης λληνκς πεπλασμης» (О Боге и выдуманной материи греков); «τ α ορατοι φσεις οκ κ των στιχεων, λλ κ μηδενς μετ των στοιχεων δημιουργθησαν» (О том, что невидимые природы созданы не из элементов, но из ничего вместе с элементами); «Πρς Εφρνιον φιλσοφον κατ πευσιν κα πκρισιν» (К Евфронию философу, в вопросах и ответах); «Περι του πως ε μν δημιυργς, οκ εκ δ τδημιοργματα» (О том, каким образом Создатель пребывает всегда, но созданное не всегда); «Πως τ Θλειν κα τ μ θλειν π θεου δου ντος» (Каким образом в вечном Боге существуют желание и нежелание); «Κατ Πορφυρου περ ζων κα θυσιων » (Против Порфирия, о животных и жертвах). Наконец, свт. Фотий (Phot. Bibl. 102) на основании рецензии Геласия Кесарийского обращает внвмание на работу Д. «О Святом Духе», «в которой он показывает, что уже заражен болезнью несторианской ереси».

http://pravenc.ru/text/178279.html

167 Василий Великий (†379) 168 и Цезарий 169 жалуются на то, что даже в святые дни Великого поста их паства проводит ночи в удовольствиях, а не в бдении. А Барадбеш-абба Арбайя, сообщает, что патриарх Несторий (428–431) должен был принимать меры против константинопольских монахов, устраивавших кутежи в тавернах. 170 Византийский историк V в. Созомен обстоятельно повествует о волнениях в том же Константинополе, возникших из-за того, что какой-то диакон в церкви изнасиловал женщину. 171 Даже когда положение вещей было и не столь безобразным, вряд ли оно было правильным. 172 Златоуст в Константинополе (398–404) осуждает своих прихожан за то, что они бродят туда-сюда во время церковной службы, 173 игнорируют проповедника, 174 напирают и толкаются во время проповеди , 175 если только не надоедают ему или прямо доводят его до белого каления; 176 обвиняет их в праздной болтовне, особенно во время чтения Писания, 177 в том, что они уходят до окончания службы 178 и вообще шумят и ведут себя как на базаре или у цирюльника, или еще хуже – как в таверне или блудилищном доме. 179 Женщины отвлекали внимание, между прочим, пышными нарядами, косметикой и драгоценностями. 180 Молодые люди, которых Златоуст называет «мерзость, а не молодежь», проводили время в церкви смеясь, шутя и болтая. 181 Большая толпа на Пасхальном бдении – это какое-то сборище, а не община, говорит он. Люди приходят в храм, как ходят в баню или на форум, без благоговения или духовной пользы. «Было бы лучше оставаться дома», – делает вывод раздраженный Златоуст. 182 То, как вели себя мужчины и женщины в церкви, согласно Златоусту, только усугубляло общее позорное состояние приходов Константинополя. Предстоятель приветствует тех, кто находится в храме с «миром», но действительность, по большей части, такова, что похоже на «всеобщую войну повсюду». Точно так же Августин в Северной Африке сетует, что в церкви люди входят и выходят, когда хотят, болтают и назначают свидания своим подружкам, 183 прямо как он сам делал это, замечает Августин, до того, как обратился к вере.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АХУДЭММЕХ [Сир.  ], еп. Тагритский (VI в.). Род. в Баладе (обл. Бет-Арбайя). Первоначально был клириком несторианской Церкви Востока , но после встречи с Иаковом Барадеем (Бурдеаной) сделался приверженцем монофизитства, был рукоположен во епископа г. Тагрит и стал главой монофизитов на территории сасанидского Ирана («мафрианом Востока»). За миссионерскую деятельность среди арабов Месопотамии А. именуют «апостолом арабов». Бар Эбрей сообщает, что А. получил иерейское рукоположение от самого Бурдеаны, в 559 г. Крстапор (Христофор) Армянин совершил его архиерейскую хиротонию в Бет-Арбайе, где А. просветил арабов; по сообщению Михаила Сирийца , А. построил близ Тагрита 2 мон-ря, Айнкена и Гатана, а также монофизитский храм св. Сергия близ Балада. Благодаря его проповеди в христианство обратились ряд магов и даже сын Хосрова I Ануширвана, к-рого А. крестил с именем Геворгис (Георгий); это вызвало гнев шаханшаха, велевшего отрубить А. голову (согласно др. версии, приведенной в житии, А. скончался от голода и болезней в темнице). Мощи его, по сообщению того же Михаила, были положены в церкви Махозе (букв.- городá, по-сирийски - название столицы Сасанидов Селевкии-Ктесифона ). Авдишо бар Бриха упоминает сочинения А. против философов, магов, «различные определения», труды по риторике, о смысле богословского термина «Лицо» (букв.- о составе Лица), о свободе выбора, о человеке как микрокосме и др. Из них сохранились лишь 2 небольших сочинения: «О душе и единстве души и тела» и неопубл. философский трактат (Cod. Brit. Mus. Add. 14 658). Ист.: Chronique de Michel le Syrien, patriarche jacobite d " Antioche/Éd. J. Chabot. P., 1899-1924. T. 2. P. 313; 20; Assemani. BO. T. 3/1. P. 192; Histoire d " Ahoudemmeh et de Marouta/Éd. F. Nau. P., 1905. (PO; 3/1). Лит.: Labourt J. Le Christianisme dans l " empire Perse sous la dynastie Sassanide (224-632). P., 1904. P. 198 sq. А. В. Муравьёв Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77226.html

   001   002