Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАКИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Карталинской и Кахетинской (1905-1919), Ставропольской и Владикавказской (1994-1998) епархий. 1. Б. в. Карталинской и Кахетинской епархии было учреждено 19 мая 1905 г. в составе Грузинского Экзархата РПЦ для управления правосл. приходами на территории Бакинской и Елизаветпольской губерний (совр. Азербайджан). Создание Б. в. было вызвано активным притоком рабочей силы из России на бурно развивавшиеся промышленные и нефтедобывающие предприятия Баку (к 1913 в Баку жили ок. 77 тыс. православных - столько же, сколько и мусульман). К нач. XX в. на территории Азербайджана существовали правосл. храмы: в Баку - 5, в Елизаветполе (совр. Гянджа) - 2, в Шемахе - 1. Однако укреплению Православия в регионе противодействовали различные политические течения левого толка - в нач. XX в. Баку, превратившийся в промышленный центр, стал одним из очагов революционного движения в Российской империи. 19 мая 1905 г. на Б. в. был назначен Никандр (Феноменов) , однако хиротония его во епископа Бакинского не состоялась, поскольку 2 июня того же года он был переведен на Кинешемское вик-ство Костромской епархии. В годы первой рус. революции епископы на Б. в. не назначались. 9 мая 1907 г. во епископа Бакинского был хиротонисан Григорий (Вахнин), управлявший вик-ством до 31 дек. 1910 г. 13 февр. 1911 г. состоялась хиротония нового Бакинского архиерея - еп. Пимена (Пегова) . 13 дек. 1912 г. еп. Пимен был переведен на Ереванскую кафедру, Б. в. (до нояб. 1917) управлял еп. Григорий (Яцковский) . После провозглашения Грузинской Церковью автокефалии Б. в. в 1919 г. было преобразовано в Прикаспийскую и Бакинскую епархию в составе РПЦ (см. Бакинская и Прикаспийская епархия ), территория к-рой в 1934 г. вошла в состав Ставропольской епархии. 2. Титулярное Б. в. Ставропольской епархии было учреждено в 1994 г. 26 февр. 1994 г. архиеп. Бакинским, ректором Ставропольской ДС назначен Валентин (Мищук) , 18 июля следующего года уволенный на покой. В 1995-1998 гг. Б. в. не замещалось. 28 дек. 1998 г. была учреждена Бакинская и Прикаспийская епархия. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 2, 6; Колесников Л. Ф. Государственная политика в отношении религии и верующих в Азербайджанской Республике//Независимый Азербайджан: Новые ориентиры. М., 2000. С. 203, 208-209. (Сб. РИСИ; Т. 1). Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77394.html

Журнал 88 заседания Священного Синода от 6 октября 2005 года 7 октября 2005 г. 11:38 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о состоявшемся визите Его Святейшества в Азербайджанскую республику. СПРАВКА: 14-15  сентября 2005 года по приглашению Президента Азербайджанской республики Ильхама Алиева и Председателя Духовного Управления мусульман Кавказа шейха-уль-ислама Аллахшукюр Паша-заде состоялся  визит Святейшего Патриарха и всея Руси Алексия II в Азербайджан. Святейшего Патриарха в поездке сопровождал  Управляющий делами Московской Патриархии, митрополит Калужский и Боровский Климент . В аэропорту Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали Премьер-министр Азербайджана А. Раси-заде, глава Администрации Президента Азербайджана Р. Мехтиев, исполняющий обязанности Посла Российской Федерации в Азербайджане П.А. Бурдыкин, епископ Бакинский и Прикаспийский Александр и клирики епархии, Председатель Духовного Управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислам Аллахшукюр Паша-заде, представители общественности. В тот же день Святейший Патриарх Алексий в сопровождении государственного руководства республики возложил венок к мемориалу на месте погребения общенационального лидера Азербайджана Гейдара Алиева, после чего состоялась встреча Предстоятеля Русской Православной Церкви с Президентом страны Ильхамом Алиевым. В тот же день Святейший Патриарх посетил Фонд  Гейдара Алиева. Вечером президент страны И.Алиев устроил торжественный прием по случаю визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Азербайджанскую  республику. 15 сентября состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с представителями Русской общины в Азербайджане. В первой половине дня  Его Святейшество посетил кафедральный собор в честь Святых Жен Мироносиц и совершил молебен перед ковчегом с частицами честных мощей святого апостола Варфоломея. По окончании молебна Святейшего Патриарха Алексия  приветствовал епископ Бакинский и Прикаспийский Александр.  Его Святейшество обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом.

http://patriarchia.ru/db/text/52028.html

Наконец, 28 декабря 1998 года была восстановлена Бакинско-Прикаспийская епархия Русской Православной Церкви (официальный сайт: http://baku.eparhia.ru/ , e-mail: baku@eparhia.ru), которой ныне управляет епископ Александр (Ищеин). На территории Азербайджана в состав епархии входят пять храмов. После развала СССР и Карабахской войны произошел отток русскоязычного населения из страны, в результате чего доля православных сократилась с 5 % до 2,5 %. Но помимо духовного окормления оставшихся русскоязычных жителей, Бакинско-Прикаспийская епархия трудится и для наследия основанной некогда апостолом Варфоломеем Албанской Церкви. Народы, проживающие в регионе, сохранили память о своем многовековом христианском прошлом . Нередки случаи, когда этнические мусульмане, принимая христианскую веру, становятся благочестивыми и ревностными чадами Церкви. Кроме того, из древнего албанского племенного союза осталась одна народность, которая сохранила верность христианству. Это потомки утиев – удины, проживающие ныне в селении Нидж (Габалинский район) и в Огузском районе Азербайджана, а также в селении Октамбери в Грузии. Те удины, которые проживают на территории Грузии, окормляются Грузинской Православной Церковью. Та же часть удин (а их около восьми тысяч человек), которая проживает в Азербайджане, только в последние годы получила возможность открыто говорить о своем этническом происхождении и религиозных убеждениях. Эти люди считают себя христианами, хотя не имеют пока ни пастырей, ни богослужения, ни религиозной литературы на родном языке. В советский период удинов пыталась привлечь к себе Армянская Церковь, но это не находило отклика у большинства народа. В 2003 году албанско-удинская христианская община, возглавляемая Робертом Мобили, прошла государственную регистрацию. Это стало возможным после восстановления древнего Кишского храма в Шеки (по некоторым данным, фундамент его был заложен еще апостолом Елисеем). В 2006 году завершилась реставрация второго удинского храма – церкви в селении Нидж Габалинского района.

http://pravoslavie.ru/2855.html

СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного Архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила о благословении на открытие Благовещенского Ионо-Яшезерского мужского монастыря в п/о Шокша Вепсской национальной волости Республики Карелия и о назначении настоятеля обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Благовещенского Ионо-Яшезерского мужского монастыря в п/о Шокша Вепсской национальной волости Республики Карелия для возрождения в нем монашеской жизни. 2. Утвердить иеромонаха Досифея (Ларионова) настоятелем Ионо-Яшезерского мужского монастыря п/о Шокша Вепсской национальной волости Республики Карелия. СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного Епископа Хабаровского и Приамурского Марка о преобразовании прихода святых первоверховных апостолов Петра и Павла с. Петропавловка Хабаровского края в женский монастырь и о назначении монахини Антонии (Кочубей) настоятельницей обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить преобразование прихода святых первоверховных апостолов Петра и Павла с. Петропавловка Хабаровскогого края в женский монастырь. 2. Утвердить монахиню Антонию (Кочубей) настоятельницей женского монастыря святых первоверховных апостолов Петра и Павла с. Петропавловка Хабаровского края с возложением наперсного креста по должности. ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О целесообразности передачи в зону ответственности Ставропольской епархии православных приходов на территории Чеченской Республики, находящихся в настоящее время в ведении Бакинской и Прикаспийской епархии. ПОСТАНОВИЛИ: Для пользы церковной православные приходы, находящиеся на территории Чеченской Республики, передать в ведение Ставропольской епархии, исключив их из состава Бакинской и Прикаспийской епархии. ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О замещении вновь образованной Липецкой и Елецкой епархии. ПОСТАНОВИЛИ: Епископом Липецким и Елецким быть Преосвященному Никону, епископу Задонскому, викарию Воронежской епархии. СЛУШАЛИ: Доклад Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, о проведении в Москве в ноябре 2004 года 1 Фестиваля православных средств массовой информации в связи с 60-летием Журнала Московской Патриархии и 15-летием газеты «Церковный вестник».

http://patriarchia.ru/db/text/4891810.ht...

2. Утвердить монахиню Антонию (Кочубей) настоятельницей женского монастыря святых первоверховных апостолов Петра и Павла с. Петропавловка Хабаровского края с возложением наперсного креста по должности ЖУРНАЛ ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О целесообразности передачи в зону ответственности Ставропольской епархии православных приходов на территории Чеченской Республики находящихся в настоящее время в ведении Бакинской и Прикаспийской епархии. ПОСТАНОВИЛИ: Для пользы церковной православные приходы, находящиеся на территории Чеченской Республики передать в ведение Ставропольской епархии, исключив их из состава Бакинской и Прикаспийской епархии. ЖУРНАЛ 80 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О замещении вновь образованной Липецкой и Елецкой епархии. ПОСТАНОВИЛИ: ЕПИСКОПОМ Липецким и Елецким быть Преосвященному Никону, епископу Задонскому, викарию Воронежской епархии. ЖУРНАЛ 81 СЛУШАЛИ: Доклад Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, о проведении в Москве в ноябре 2004 года I Фестиваля православных средств массовой информации в связи с 60-летием Журнала Московской Патриархии и 15-летием газеты «Церковный вестник». ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить проведение в ноябре 2004 года I Фестиваля православных средств массовой информации в связи с 60-летием Журнала Московской Патриархии и 15-летием газеты «Церковный вестник». Поручить Издательскому совету Русской Православной Церкви в сотрудничестве с другими Синодальными учреждениями сформировать Оргкомитет фестиваля и обеспечить его проведение. 2. Призвать церковные средства массовой информации, действующие в различных епархиях Русской Православной Церкви, принять участие в фестивале. 3. Обратиться к Предстоятелям Поместных Православных Церквей с предложением направить на фестиваль делегатов от средств массовой информации этих Церквей. 4. Считать целесообразным приглашение к участию а мероприятиях фестиваля руководства и сотрудников светских средств массовой информации, приглашением которых озаботиться Издательскому Совету в сотрудничестве с Отделом внешних церковных связей.

http://sedmitza.ru/lib/text/429526/

Мнения членов Собора разделились: кто-то считал необходимым утвердить доклад о создании митрополичьего округа и Бакинской епархии, кто-то присоединялся к точке зрения митрополита Арсения (Стадницкого) . Предлагались и промежуточные варианты. Так, епископ Тамбовский Зиновий (Дроздов) полагал, что нужно прежде выяснить, как относиться к грузинам: «Кто они – братья или раскольники, находятся они с нами в единении или вражде? И только решив этот вопрос, мы можем решить другой вопрос относительно устройства Православной Церкви в Закавказье и на Кавказе вообще [...] Я думаю, что хорошо устроить округ, но тогда, когда будет выяснено положение Закаспийской области» 349 . В результате дискуссий Собор все же одобрил предложение митрополита Арсения и передал вопрос о митрополичьем округе и Бакинской епархии на рассмотрение ВЦУ. Впоследствии жизнь показала правоту реалистической и прагматической позиции митрополита Кирилла, а ВЦУ в 1919 году учредило вместо Тифлисской и Бакинской епархии (Кавказского экзархата) епархию Прикаспийскую и Бакинскую. В этот же день 7 (20) сентября 1918 года Собор Православной Российской Церкви завершил свою работу. Это заседание стало кульминацией не только третьей сессии, но и всего Поместного Собора 1917–1918 годов. На этом заседании были рассмотрены важные документы и проекты соборных решений и был зачитан секретарем Собора В. П. Шеиным (расстрелянным 12 августа 1922 года по «делу митрополита Петроградского Вениамина») доклад Комиссии по гонениям. В докладе были поименно перечислены 4 архиерея, 2 архимандрита, 8 протоиереев, 20 священников, 8 монахов и 7 мирян, убиенных за веру. Имена еще семи священников и 18 мирян остались неизвестны 350 . Собор, не успев рассмотреть многие вопросы, передал их на обсуждение в ВЦУ, собираясь вновь съехаться весной 1921 года. Митрополит Кирилл после окончания Собора продолжал служить в Москве, поминая за богослужением убиенных митрополита Владимира (Богоявленского) , архиепископов Андроника (Никольского) , Гермогена (Долганова), Макария (Гневушева) и прочих иерархов, ежемесячно в 1918–1919 годах пополнявших сонм новомучеников Российских.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Епископ Бакинский Александр обсудил с руководством Дагестана вопросы развития церковной инфраструктуры в республике 21 июня 2010 г. 14:33 С 16 по 19 июня 2010 г. епископ Бакинский и Прикаспийский Александр совершил архипастырскую поездку в Республику Дагестан, сообщает сайт Бакинской епархии . 16 июня владыка Александр принял участие в праздновании 80-летия почетного председателя Государственного совета Республики Дагестан М.М. Магомедова. На торжественное собрание, которое прошло в Русском театре в Махачкале, прибыли руководители республик Северного Кавказа, а также правительственная делегация Азербайджана. 17 июня иерарх встретился с президентом республики М.М. Магомедовым. Стороны обсудили общественно-религиозную ситуацию в регионе. По словам владыки Александра, собеседники сошлись во мнении, что «в Дагестане нет конфликтов на религиозной почве» и что «толерантность в республике поддерживается на необходимом уровне». В тот же день состоялась встреча епископа Александра с первым заместителем председателя Народного собрания республики Н.Ю. Алчиевым. 18 июня правящий архиерей Бакинско-Прикаспийской епархии встретился с главой министерства по национальной политике, информации и внешним связям Республики Дагестан Б.А. Бекмурзаевым. В ходе беседы епископ Александр выступил с предложением о строительства в республике еще одного, 16-го по счету, православного храма. «Нам бы хотелось развить церковную инфраструктуру в Дагестане, в частности, построить здание епархиального управления и новую церковь», — сообщил корреспонденту портала «Интерфакс-Религия»  епископ Александр. По словам владыки, министр «очень позитивно» воспринял это предложение. В настоящее время в Махачкале есть только один православный храм — кафедральный собор Успения Богородицы, расположенный недалеко от центра города. Новую церковь владыка хотел бы возвести в южной, наиболее интенсивно растущей, части дагестанской столицы. Всего в республике, по информации правящего архиерея, проживает сегодня около 140-150 тыс. православных верующих. В тот же день владыка Александр посетил город Кизляр, где открыл фотовыставку, посвященную церковной жизни Дагестана. 19 июня епископ Александр отбыл в г. Баку. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1184627.ht...

Архив Пн Отошел ко Господу архиепископ Бакинский и Азербайджанский Александр 10 июня 2021 г. 21:48 10 июня 2021 года, в праздник Вознесения Господня, на 69-м году жизни, после тяжелой и продолжительной болезни отошел ко Господу архиепископ Бакинский и Азербайджанский Александр . Архиепископ Александр (в миру — Александр Геннадьевич Ищеин) родился 13 июня 1952 г. в Ярославле в семье рабочего. По окончании в 1969 г. средней школы поступил в Ленинградский химико-фармацевтический институт. Служил в рядах Вооруженных сил. В 1975 г. пострижен в монашество и рукоположен в сан иеродиакона, 19 декабря 1975 г. — в сан иеромонаха и направлен на служение в Ставропольскую епархию . Заочно окончил Московскую духовную семинарию . В течение четырех лет был настоятелем Успенского храма г. Моздока, благочинным православных церквей Северной Осетии. Содействовал возвращению Церкви и восстановлению Вознесенского собора в г. Алагире, церкви во Владикавказе, Никольского собора и храма Нерукотворного Образа Спасителя в станице Павлодольской. В 1988 г. возведен в сан архимандрита. В том же году в составе официальной делегации духовенства Ставропольской епархии во главе с архиепископом Ставропольским и Бакинским Антонием (Завгородним) посетил г. Баку и принял участие в торжествах, посвященных 1000-летию Крещения Руси. С 1992 г. нес пастырское послушание на православных приходах Азербайджана. В разное время был настоятелем храмов блгв. вел. кн. Александра Невского г. Гянджи, храма святых Жен-мироносиц г. Баку, храма Архангела Михаила г. Баку. С 1995 г. — настоятель кафедрального собора Рождества Богородицы г. Баку, благочинный православных церквей Азербайджана. Решением Священного Синода от 28 декабря 1998 г. избран епископом Бакинским и Прикаспийским. Наречен 13 января, хиротонисан 14 января 1999 г. Богослужения в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы совершили Святейший Патриарх Алексий II , митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Волоколамский и Юрьевский Питирим, архиепископы Солнечногорский Сергий, Валентин (Мищук), Истринский Арсений, епископы Бронницкий Тихон, Орехово-Зуевский Алексий, Красногорский Савва.

http://patriarchia.ru/db/text/5819043.ht...

В советское время все православные храмы были закрыты и по большей части разрушены, многие священнослужители были репрессированы. Епархия была упразднена, последним бакинским архиереем стал епископ Митрофан (Поликарпов) , который умер в Баку в 1934 году. В Баку сохранилось всего три храма, два из которых вновь были переданы Церкви и были открыты в 1944 и 1946 годах. Современное состояние [ править править код ] В 1998 году была восстановлена Бакинско-Прикаспийская епархия Русской православной церкви. 22 марта 2011 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви Бакинско-Прикаспийская епархия переименована в Бакинско-Азербайджанскую. На 2020 год в стране действует 7 христианских православных храмов. Из них 6 относятся к РПЦ: 3 находятся в Баку, 1 в Гяндже, 1 в Хачмасе и 1 в Сумгаите. Ещё один храм относится к юрисдикции Грузинской Православной Церкви — церковь святого Георгия в селе Гах-Ингилой Кахского района, где компактно проживают грузины-ингилойцы (около 7500 человек). Албано-удинская христианская община [ править править код ] В Азербайджане в селении Нидж (Габалинский район) и в Огузском районе проживают удины, потомки кавказских албанов. Многие удины крещены в храмах Бакинской епархии Русской Православной Церкви. Албанский храм в селении Нидж В 2001 году, во время визита в Азербайджан Патриарха Алексия II, с ним встретились представители удинской общины, которые высказали желание своего народа войти в состав Православной Церкви. 28 мая 2003 года в Азербайджане была создана албано-удинская христианская община, председателем которой стал Роберт Мобили. В 2003 году были завершены ремонтно-восстановительные работы в самом древнем албанском храме, который находится в селении Киш (храм на этом месте был основан ещё учеником апостола Фаддея, святым Елисеем). В 2006 году завершилась реставрация другого албанского храма — церкви в селении Нидж Габалинского района, где компактно проживают удины. Также ведутся работы по реставрации албанской базилики V века в селе Гум Гахского района и базилики в селе Гюмрюк.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Азер...

Патриаршее слово после молебна в кафедральном соборе святых Жен-мироносиц города Баку 7 листопада 2009 р. 11:00 6 ноября Святейший Патриарх Кирилл посетил кафедральный собор святых Жен-мироносиц города Баку. Перед ковчегом с частицей мощей святого апостола Варфоломея Предстоятель Русской Церкви совершил молебен небесному покровителю города . После молебна Святейший Патриарх обратился ко всем присутствующим с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства! Дорогой о Господе владыка Александр ! Я хотел бы сердечно приветствовать всех вас, а также духовенство Бакинско-Прикаспийской епархии и верующий народ. Испытываю чувство радости от встречи с вами. Вижу ваши лица, радуюсь тому, что вера православная сохраняется в нашей православной общине здесь, в Азербайджане, что от силы к силе возрастает эта епархия и, несмотря на свою относительную малочисленность, являет добрый пример веры Христовой, добрый пример разумного построения отношений с приверженцами другой религии, участвуя во всех добрых делах, которые совершаются в современном Азербайджане. Действительно, на этом месте пострадал апостол Варфоломей, один из двенадцати учеников Христовых. На его крови основана Церковь этого града, и христианская община восходит здесь к глубочайшей древности. Мы свидетельствуем о том, что преемственно, на протяжении двух тысяч лет, сохранялась здесь православная вера. И сегодня чада Бакинской и Прикаспийской епархии несут ближним свое свидетельство о православной вере. Я радуюсь тому, что вижу. Вспоминаю, как восемь лет назад мы освящали этот храм, который, как вы сказали, владыка, не был еще в полной мере готов к освящению. Сегодня мы видим плоды Ваших, вместе с Вашими священниками и приходскими активистами, трудов, видим, как преобразовалось это место. Но самое главное, что здесь сохраняется вера. Новая эпоха ставит перед всеми нами много проблем. Для того чтобы быть сегодня православным, мало только ходить в церковь. Конечно, в первую очередь надо ходить в церковь, потому что мы здесь встречаемся с Богом. Здесь мы не только разумом, но и сердцем воспринимаем Божие присутствие в нашей жизни. Здесь мы получаем реальный опыт веры, потому что молимся Господу и слышим Его ответ. Мы слышим ответ, потому и молимся Богу. Если бы не было этого ответа, то никто бы не приходил в храмы, потому что к пустому колодцу люди не приходят за водой — приходят только туда, где можно почерпнуть и напиться. И в храмах Божиих, этих духовных кладезях, где пребывает Божественная благодать, мы питаемся этой благодатью, реально чувствуем Божие присутствие.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209848...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010