Изданы Евангелие от Луки и Апостольские Деяния на лезгинском языке Баку, 1 июля 2004 г. Вышло из печати Евангелие от Луки и Деяния Святых Апостолов на лезгинском языке, подготовленное и изданное московским Институтом перевода Библии (ИПБ), сообщает пресс-служба Бакинско-Прикаспийской епархии . Лезгинский язык принадлежит к иберийско-кавказской языковой семье, лезгинов насчитывается около 466 000 человек, они компактно проживают на юго-востоке Дагестана и сопредельной части Азербайджана, их также можно встретить в нескольких селениях Кыргызстана. Письменность у современных лезгин существует с середины XIX века, первоначально на базе арабской графики, затем, с 20-х гг. XX столетия – на основе латиницы, которая, в свою очередь, с 1938 г. была заменена на кириллическую графику. Предками современных лезгин были многочисленные племена, жившие на востоке Кавказа, в государстве Кавказская Албания, близкие друг к другу как по языку, так и по культуре и являвшиеся, вместе с грузинским и армянским народами, последователями христианства. У них был свой перевод Библии и, соответственно, своя письменность – предмет особого интереса сегодняшних исследователей-кавказоведов. До VII в. Кавказская Албания сумела сохранить свою целостность несмотря на частые захватнические нашествия. К VII в. относится завоевание Кавказской Албании арабами и распространение среди лезгиноязычных народов ислама. Первым изданием ИПБ на лезгинском языке была небольшая книжка отрывков из Евангелия от Матфея, вышедшая в свет в 1990 г. В 1996 г. было издано Евангелие от Марка. С начала 90-х гг. велась работа в Дагестане, а потом и в Азербайджане по переводу на лезгинский язык книг Нового Завета - Евангелия от Луки и Деяний Святых Апостолов, завершившаяся в этом году. Над переводом работал сильный творческий коллектив: скончавшийся в октябре 2003 г. писатель и ученый Букар Талибов, известный лезгинский поэт Арбен Кардаш, писатель Магомед Ведихов, известная лезгинская поэтесса и писательница Седагет Керимова, богословские редакторы, д.ф.н., проф., М.Е. Алексеев, к.ф.н. Е. Калинина.

http://pravoslavie.ru/10341.html

Патриаршее приветствие участникам международной конференции «Гейдар Алиев и религиозная политика в Азербайджане: реалии и перспективы» 4 апреля 2007 г. 16:55 3-4 апреля в Баку состоялась международная конференция «Гейдар Алиев и религиозная политика в Азербайджане: реалии и перспективы». В конференции, работой которой руководил председатель Государственного комитета Азербайджана по работе с религиозными организациями Гидаят Оруджев, приняли участие религиозные деятели и ученые из разных стран, представители органов власти Азербайджана. Перед началом конференции ее участники посетили место упокоения Гейдара Алиева. Среди участников конференции были епископ Бакинский и Прикаспийский Александр , огласивший приветственное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, и протоиерей Всеволод Чаплин , заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Организаторам, участникам и гостям Международной конференции «Гейдар Алиев и религиозная политика в Азербайджане: реальности и перспектива» Сердечно приветствую участников и гостей конференции, посвященной взаимоотношениям между религиозными общинами и государством, которые сложились в Азербайджанской Республике за годы ее независимости. Азербайджан — страна с многовековыми духовными традициями и древней культурой. Сегодня она является одним из вдохновляющих образцов религиозного мира и стабильности. Основы этого положения во многом заложены взвешенной и мудрой политикой, которую проводил Президент Азербайджана Гейдар Алиевич Алиев. В Азербайджанской Республике сложилась по-своему уникальная модель государственно-религиозных отношений, основанная на взаимоуважительном диалоге и конструктивном соработничестве светской власти и традиционных  религиозных общин. Полагаю, что опыт, накопленный Азербайджаном в этой области, нуждается в пристальном изучении и анализе. В повестке дня настоящей конференции — широкий круг актуальных вопросов. Среди них — проблемы псевдорелигиозного экстремизма, агрессивного фундаментализма и нетерпимости. Очевидно, что от их скорейшего разрешения напрямую зависит современное благополучие и достойное будущее многих народов, всего человечества.

http://patriarchia.ru/db/text/224513.htm...

3. Выразить благодарность Преосвященному архиепископу Феофану за многие труды по укреплению церковной жизни в регионе Северного Кавказа, включая строительство новых и восстановление порушенных храмов и обителей, организацию религиозного просвещения и образования, осуществление диалога с мусульманскими общинами, направленного на утверждение мира и согласия в многонациональном обществе.   ЖУРНАЛ 13 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О положении церковных дел на Северном Кавказе. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Образовать Пятигорскую и Черкесскую епархию, включив в ее состав приходы Минераловодского, Предгорного и Кировского районов Ставропольского края, а также республик Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. 2. Образовать Владикавказскую и Махачкалинскую епархию, включив в ее состав приходы республик Северной Осетии Алании, Дагестана, Ингушетии и Чечни. 3. Преосвященным Ставропольским и Владикавказским впредь иметь титул Ставропольский и Невинномысский. 4. Преосвященному Александру, епископу Бакинскому и Прикаспийскому, иметь титул Бакинский и Азербайджанский. 5. Выразить благодарность Преосвященному епископу Александру за пастырское окормление приходов в Дагестане, поддержание православно-мусульманского сотрудничества и добрых отношений между представителями двух традиционных религий. 6. Преосвященным Владикавказским и Махачкалинским быть Преосвященному Зосиме, архиепископу Элистинскому и Калмыцкому. 7. Епископом Пятигорским и Черкесским быть Преосвященному Феофилакту, епископу Смоленскому и Вяземскому. 8. Преосвященным Ставропольским и Невинномысским быть Преосвященному Кириллу, епископу Павлово-Посадскому, викарию Московской епархии, с сохранением за ним должности председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. 9. Епископом Элистинским и Калмыцким быть архимандриту Зиновию (Корзинкину), клирику Курской епархии. Место наречения и архиерейской хиротонии архимандрита Зиновия (Корзинкина) оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, о чем и послать соответствующий Указ.

http://patriarchia.ru/db/text/1434630.ht...

Помоги Вам Господи! Не понаслышке знаком с нравами народов Дагестана, поскольку живу рядом — в Азербайджане, а Дагестан в свое время был частью Бакинско-Прикаспийской епархии, и бывал в ваших краях не раз. Вопрос, действительно, серьезный, и как я понимаю, намерения Вашей мамы и мамы “жениха” вполне серьезны, раз они уже договорились о браке. Можно попытаться расстроить договоренность и браке, но каковы будут последствия для Вас и Вашей семьи, сказать сложно. Думаю, Вам стоит поговорить со священником лично. Батюшки в Дагестане вполне знакомы с местными особенностями и смогут дать какой-либо дельный совет. То, что за выходить замуж за иноверца нельзя, вы знаете и сами. Тем более в той ситуации, в которой находитесь вы, когда вашим мужем может стать не некий номинальный, либеральный иноверец, а по-кавказски безоговорочный семейный лидер, чьи атаки на вашу веру будут поддерживаться всем окружающим сообществом и вообще всем укладом жизни в вашем регионе. А посоветовать вам я ничего не берусь, так как ваша ситуация слишком сложна и запутана, чтобы давать в связи с ней советы со стороны. Слушайте голос Бога в своей душе, непрестанно молитесь Ему, найдите толковых единомышленников и советчиков в своем окружении. Ваше положение сродни положению первых христиан. Примите мое самое искреннее уважение. Кажется, Господь призывает Вас к исповедничеству. Дай Бог, чтобы Вы оказались достойны Его призыва! Поскольку Вам нужна особая помощь Божия, то нужно искать ее в таинствах и молитве вкупе с посильным исполнением прочих заповедей. Внимательно, с сокрушением сердца читайте обычное утреннее и вечернее правило. Как можно чаще ходите в храм, исповедуйтесь и причащайтесь. Читайте Евангелие. Старайтесь терпеть обиды и не отвечать на них, молитесь за обидчиков, чтобы они покаялись и Господь принял их покаяние. По возможности, старайтесь читать и акафист Божией Матери, чтобы Она помогла Вам сохранить веру и чистоту. О том, что и Вы должны всеми силами хранить чистоту и избегать всего, что может этому повредить, даже не буду упоминать, как о вещи самоочевидной.

http://azbyka.ru/vopros/mozhno-li-vyhodi...

В Баку прошел международный форум, посвященный диалогу языков и культур Баку, 11 ноября 2010 г. 10 ноября 2010 года в столице Азербайджана прошел VI Международный форум «Диалог языков и культур СНГ и ШОС в XXI веке», посвященный 20-летию СНГ. Форум организован Московским государственным лингвистическим университетом совместно с Бакинским славянским университетом, сообщает служба коммуникаций ОВЦС . В работе форума приняли участие представители государственных органов стран СНГ, ректоры высших учебных заведений, ученые, представители традиционных религиозных общин, многочисленные студенты. В церемонии открытия мероприятия участвовал епископ Бакинский и Прикаспийский Александр, председатель Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата представлял секретарь по делам дальнего зарубежья священник Сергий Звонарёв. Протоиерей Всеволод Чаплин посвятил свое выступление межрелигиозному диалогу на пространстве СНГ. Представитель Отдела внешних церковных связей огласил приветствие председателя ОВЦС МП митрополита Волоколамского Илариона участникам и гостям форума. С приветствиями и выступлениями к аудитории также обратились депутат Госдумы России, академик РАН М.Ч.Залиханов, директор Департамента образовательных программ РОСНАНО Е.Н.Соболева, представитель секретариата Совета Межпарламентской ассамблеи СНГ К.А.Пшенко, ректор Московского государственного лингвистического университета И.И.Халеева, ректор Бакинского славянского университета К.М.Абдуллаев. Ректорами лингвистических вузов СНГ были подписаны соглашения о сотрудничестве. После окончания пленума прошли сессионные заседания, одно из которых было посвящено теме: «Духовное образование: диалог светских и религиозных учебных заведений государств-участников СНГ и ШОС». Священник Сергий Звонарёв в своем выступлении рассказал собравшимся о взаимоотношениях духовных учебных заведений Русской Православной Церкви со светскими вузами стран СНГ. По словам священника, сегодня такое взаимодействие осуществляется в форме совместных конференций, семинаров и круглых столов, регулярных лекций преподавателей и профессоров светских вузов в стенах духовных школ, и наоборот, совместных научных программ и проектов. Священник Сергий Звонарёв рассказал о соработничестве Московской духовной академии и Московского государственного университета, особенно в связи с праздновавшимся в октябре текущего года 325-летием Академии. Священник поделился с собравшимися опытом взаимодействия Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия с ведущими вузами России и дальнего зарубежья. В их числе – Московский государственный лингвистический университет, с которым у аспирантуры подписано соглашение о сотрудничестве. 11 ноября 2010 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/42721.html

— Думается, что епархиальные отделы по взаимодействию Церкви и общества должны участвовать в обсуждении законотворческой деятельности на региональном уровне, отслеживать появляющиеся законопроекты, выяснять, насколько они соответствуют христианской нравственности и, когда возникает несоответствие, начинать дискуссию с властью и общественностью. На мой взгляд, епархиальные отделы должны выстраивать весь спектр отношений со светскими и общественными объединениями, будь то политические партии, профсоюзы, общественные организации, объединения предпринимателей и так далее. Очень важно консолидировать православную общественность. Сейчас во многих регионах стран нашего канонического пространства есть немало православных общественных объединений. Определением Священного Синода на его недавнем заседании принято решение о создании Совета православных общественных объединений . Нечто подобное вполне может действовать и на епархиальном уровне. Существующие православные общественные объединения, на мой взгляд, нуждаются в консолидации, координации действий. К сожалению, часто они конкурируют друг с другом и между ними существуют противоречия. Вместо этого необходимо добиваться взаимодействия, координации, планирования задач и самой деятельности с епархиальными структурами, участия в общецерковных программах, мероприятиях и инициативах. — Одной из форм связи Церкви и общества можно назвать современные средства телерадиокоммуникации. Вы, как известно, являетесь ведущим радиопрограммы «Час доверия» на радио Русской службы новостей. С какими вопросами чаще всего Вам приходится сталкиваться во время выхода передачи в эфир? Исходя из вопросов, задаваемых Вам, как Вы можете оценить современное состояние общества? Что большего всего волнует в настоящее время людей? — Если говорить о программе «Время доверия» (теперь она так называется, потому что идет гораздо больше часа, с 00:00 до 6 утра, и ее можно слушать посредством интернета на сайте www.rusnovosti.ru ), то она посвящена жизни людей в самых разные ее аспектах: жизнь семьи, отношения между супругами, между поколениями, экономическо-социальные трудности, которые переживают люди, проблема одиночества, проблема конфликтности, межнациональные отношения, борьба с разного рода пороками, обсуждение общефилософских тем.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1210892...

— Ваше Высокопреподобие, почти год назад решением Священного Синода Вы были назначены председателем новообразованного Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. Для многих верующих не вполне ясны цели и задачи, возглавляемого Вами Отдела. Расскажите, в чем состоит его основная задача, каковы его функции. — Две основные функции Отдела — это поддержание контактов с органами законодательной власти и с общественными организациями, как православными, так и светскими. Если говорить о первой задаче, то приходится достаточно много работать в области анализа законопроектов, которые проходят через Государственную Думу, через парламенты других стран СНГ, реагировать как на положительные, так и на негативные элементы данных проектов. Многие из них затрагивают практические интересы религиозных общин. Сейчас, например, в России разрабатывается закон о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения. Еще одна важная область — разрешение вопросов общественной нравственности. Известно, например, что сегодня ведется много дискуссий относительно того, где пролегают границы вмешательства государства в жизнь семьи. Эта тема, в том числе, связана с ювенальной юстицией. Если говорить о взаимоотношениях с общественными организациями, то их мир достаточно разнообразен: это и политические партии, и профсоюзы, и ассоциации предпринимателей, и разного рода объединения людей по признаку интересов. Многие из них сейчас хотели бы слышать слово Церкви по вопросам, связанным с их сферой работы. Поэтому диалог между Церковью и упомянутыми организациями сегодня достаточно интенсивен. Каждый день приходит на имя Святейшего Патриарха и на мое имя множество писем с разного рода инициативами, которым необходимо давать оценку, и предлагать там, где это уместно, пути для совместных действий. — С какими трудностями Вам чаще всего приходится сталкиваться во время осуществления взаимоотношений Церкви и общества? Произошли ли изменения в отношениях между Церковью и обществом по сравнению с тем, когда Вы возглавляли одноименный секретариат Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата?

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1210892...

Особенно любопытен был разговор с Зиновьевым. Это человек с черными, как смоль, вьющимися волосами, напоминающий своим голосом и общей живостью Хилара Беллока. «В Ирландии идет гражданская война», — сказал он. «По существу, да», — ответил я. «Кого из них вы считаете представителями пролетариата — шинфейнеров или ульстерцев?» — спросил Зиновьев. Он долго бился, пытаясь выразить положение в Ирландии в формулах классовой борьбы. Эта головоломка так и осталась нерешенной; затем мы перешли к Азии. Досадуя на то, что западный пролетариат все еще не переходит к решительным действиям, Зиновьев в сопровождении Бела Куна, нашего Тома Квелча я ряда других ведущих коммунистов поехал в Баку поднимать пролетариат Азии. Они отправились воодушевлять классово сознательных пролетариев Персии и Туркестана. В юртах прикаспийских степей они искали фабричных рабочих и обитателей городских трущоб. В Баку был созван съезд — ошеломляющий калейдоскоп людей с белой, черной, желтой и коричневой кожей, азиатских одежд и необыкновенного оружия. Это многолюдное сборище поклялось в неугасимой ненависти к капитализму и британскому империализму. Потом состоялось грандиозное шествие по улицам Баку, в котором, как я, к сожалению, должен отметить, фигурировали и британские пушки, неосторожно брошенные поспешно бежавшими «строителями Британской империи». Были вырыты и вновь торжественно похоронены останки 13 человек, расстрелянных без суда этими самыми «строителями Британской империи», и сожжены чучела г.Ллойд Джорджа, г.Мильерана и президента Вильсона. Я не только видел в Петроградском Совете кинофильм в пяти частях об этом замечательном фестивале, но благодаря любезности Зорина даже привез его с собой. Этот фильм следует демонстрировать с осторожностью и только совершеннолетним. Там есть места, от которых г.Гройана из «Морнинг пост» и г.Редьярда Киплинга начнут преследовать кошмары, если только они вообще не лишатся сна, просмотрев его: Я приложил все усилия, чтобы выяснить у Зиновьева и Зорина, чего, по их мнению, они добивались на бакинском съезде.

http://azbyka.ru/fiction/rossija-vo-mgle...

Аркадий (Остальский) 15.09.1926 хирот. во еп. Лубенского, вик. Полтавской епархии, епархией не управ., был в ссылке; в 1937 г. назначен на Бежецкую кафедру, но назначения не принял; расстрелян 29.12.1937. Арсений (Денисов) 19.09.1927 хирот. во еп. Марийского, вик. Нижегородской епархии; в 1928–1929 гг. еп. Ефремовский, вик. Тульской епархии; с марта 1931 г. еп. Каширский, вик. Московской епархии; с дек. 1931 епархией не управ. Арсений (Жадановский) с 8.06.1914 еп. Серпуховской, вик. Московской епархии; с 1931 г. под арестом и в ссылке; расстрелян 27.09.1937. Арсений (Епифанов) 5.10.1989 хирот. во еп. Ладожского, вик. Ленинградской епархии; с 20.07.1990 еп. Истринский, вик. Московской епархии; с 25.02.1997 в сане архиепископа. Арсений (Крылов) 26.08.1945 хирот. во еп. Калининского и Великолуцкого; с 17.03.1950 еп. Уфимский и Башкирский (с 31.07.1952 Уфимский и Стерлитамакский); с 17.11.1953 еп. Черниговский и Нежинский; с 29.07.1954 на покое; с 11.11.1954 еп. Костромской и Галичский; с 17.09.1956 на покое; † 26.05.1962. Арсений (Смоленец) с 7.09.1917 еп. Приазовский и Таганрогский, вик. Екатеринославской епархии; с 1918 г. управ. Ростовской епархией; 1920–1922 еп. Ростовский (на Дону); с 6.06.1925 управ. Минской епархией; с 1.11.1927 архиеп. Ставропольский; с 25.11.1927 архиеп. Сталинградский; с 25.06.1930 архиеп. Крымский; с 27.07.1932 на покое; с 17.09.1935 назначен архиеп. Семипалатинским, но назначения не принял по болезни; † 19.12.1937. Арсений (Соколовский) 27.08.1924 хирот. во еп. Прикаспийского и Бакинского; управ. епархией до 1928 г.; с 30.12.1931 еп. Оренбургский; с 8.10.1936 епархией не управ.; с 22.05.1937 на покое; дальнейших сведений нет. Арсений (Стадницкий) с 29.11.1917 митр. Новгородский и Старорусский; 1922–1923 в ссылке; с 11.08.1933 митр. Ташкентский; † в янв. 1937 г. Арсений (Чеговец) в 1918 г. хирот. во еп. Канадского; управ. епархией до 1920 г.; † до 1925 г. Артемий (Ильинский) 30.07.1917 хирот. во еп. Лужского, вик. Петроградской епархии; с 1922 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Сумской, вик. Харьковской епархии; † 20.06.1918. Митрофан (Афонский) с 20.03.1914 еп. Подольский и Брацлавский; † 1920. Митрофан (Гринев) 27.06.1921 хирот. во еп. Аксайского; 1923–1927 в Соловецком лагере; с 16.09.1927 еп. Алатырский, вик. Ульяновской епархии; с 29.10.1930 еп. Ульяновский; с 16.07.1933 на покое; с 12.11.1935 еп. Арзамасский (правящий); с 1937 г. в заключении. Митрофан (Гутовский) 5.07.1953 хирот. во еп. Бобруйского, вик. Минской епархии; с 28.11.1955 еп. Орловский и Брянский; с 31.05.1956 еп. Куйбышевский и Сызранский; † 12.09.1959. Митрофан (Загорский) с 1917 г. еп. Муромский, вик. Владимирской епархии; с янв. 1919 г. еп. Михайловский, вик. Рязанской епархии; † февр. 1919 г. Митрофан (Краснопольский) с 1918 г. архиеп. Астраханский; расстрелян 21.06.1919. Митрофан (Огиенко) в 1924 г. упом. как еп. Прикаспийский и Бакинский. Митрофан (Поликарпов) 7.01.1924 хирот. во еп. Бугумильского, вик. Казанской епархии; с 1927 г. еп. Бутурлинский, вик. Воронежской епархии, † 9.12.1934. Митрофан (Русинов) в окт. 1924 г. хирот. во еп. Болховского, вик. Орловской епархии; с 1925 г. в «григорианском» расколе; в 1932 г. принес покаяние; с 1933 г. еп. Старооскольский; с 27.07.1935 еп. Полтавский; с марта 1937 еп. Одесский; † 1939. Митрофан (Симашкевич) с 1915 г. архиеп. Донской и Новочеркасский; с 1922 г. в сане митрополита; с 1926 г. в «григорианском» расколе; † после 1928 г. Михаил (Богданов) с 11.07.1914 еп. Самарский и Ставропольский; с 1918 г. в эмиграции; с 1919 г. еп. Владивостокский; † 1925. Михаил (Воскресенский) 4.12.1953 хирот. во еп. Чкаловского и Бузулукского (с 7.12.1957 еп. Оренбургский и Бузулукский); с 23.11.1960 еп. Казанский и Марийский; с 25.02.1963 в сане архиепископа; с 7.10.1967 архиеп. Уфимский и Стерлитамакский; с 23.10.1967 архиеп. Казанский и Марийский; с 25.07.1975 на покое; † 21.10.1976. Михаил (Ермаков) с 1915 г. архиеп. Гродненский и Брестский; с 1921 г. управ. Киевской епархией; с 1924 г. митр. Киевский и экзарх Украины; 1925–1927 в заключении; † 30.03.1929.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010