В 3-х, справку по делу о Байбузской иконе Божией Матери: св. Синодом между прочим предписано было преосвященному митрополиту Киевскому указом от 7 февраля сего 1836 г., из книги «Киевский месяцеслов» те листы, на коих об иконе что-либо напечатано, изъять и затем, может ли означенная книга, но сделании правильного дополнения вместо изъятых листов, быть выпущена в свет, препроводить ее в московский Комитет для цензуры духовных книг, на дальнейшее рассмотрение; изъятые же листы, по числу напечатанных экземпляров книги, представить в св. Синод. И по рассмотрении замечаний, сделанным оным цензурным Комитетом, приказали: согласно с заключением синодального члена, преосв. Филарета, архиеп. Ярославского, напечатанную в Киево-Печерской Лавре в 1832 г., книгу, под заглавием: «Киевский месяцеслов» и пр. разрешить выпустить в свет в настоящем виде: с тем, однакож, чтобы те листы на коих об иконе Байбузской Божией Матери что-либо напечатано, непременно были перепечатаны ныне же так, как о том предписано преосв. митрополиту киевскому указом от 7 февраля сего 1886 г., и чтобы впредь, при будущем издании, оная книга была снова препровождена в цензурный Комитет для исправления, и прежде напечатания представлена еще на рассмотрение в св. Синод. Забракованные листы, должны быть, перепечатаны. Но нового издания «Месяцеслова» преосв. Евгений не успел уже сделать. За него сделали не одно, а три издания другие в 1845 г., 1854 и 1875 г. г. 754 . Воспользовались ли они замечаниями Филарета, того нам не удалось проверить. Бывший цензор «Месяцеслова», Филарет Гумилевский , во время Синодская указа о выпуске его, состоявший уже ректором Московской академии, надо полагать, оскорбился, что его «подробные» замечания не достигли желанной цели. (В своем «Обзоре русской духовной литературы» он отзывается о месяцеслове, как таком труде, который «не показывает в сочинителе точного знакомства с историею и хронологиею церкви»). Предугадывая, а, может быть, и зная чувства Филарета, вызванные неприятным для него финалом странствования месяцеслова, другой Филарет (Дроздов) , м.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

14 – окт. 16» (л. 3–19 об. in fol.). Большая часть (л. 3–18) замечаний посвящена самому Месяцеслову (святцам). При этом цензора, делает поправки и замечания по числам каждого месяца. Относятся они всего более к хронологическим датам касательно жизни святых вселенской православной церкви и всего менее святых местной русской церкви. О последних начинаются замечания только уже с мая. Всех замечаний, сделанных главным образом по сравнению с Четьи-Минеями и Прологами, Кульчинским, Патериком Печерским и Синодальным месяцесловом 1818 г., 15-ть (под. 1, 14. 20 и 24 ч. ч. мая, 9, 16, 26, 28 и 29 июня, 5, 10 и 11 июля, 14 авг. 7 и 24 сент.) 751 . В общем все 15 замечаний не особенно существенны и, что главное, не представляют никаких ученых гарантий своей основательности, так как цензора, не счела, нужныма, доказать научную компетенции своих источников, из коих в первом – Четьи-Минеях, по словам самого пр. Евгения, «много анахронизмом», неуместностей и... даже нелепостей 752 . Не говоря о других многочисленных замечаниях, сделанных относительно святых всей православной церкви, приведем в извлечении синодский указ от 5 окт. 1836 г., служивший ответом на донесение московского цензурного Комитета и хранящиеся при том же деле (л. 20–21): «Слушали»: во 1-х, «замечания и мнения» московского цензурного Комитета, во 2-х, предложение синодального члена, преосв. Филарета, архиепископа ярославского 753 , что он преосвященный рассматривал по поручению св. Синода замечания и мнение цензурного Комитета на книгу: Киевский Месяцеслов, и нашел, что замеченные Комитетом недостатки в сей книге относятся большею частию к хронологическим ошибкам и не столь важны, чтобы отпечатанную книгу необходимо следовало от выпуска в свет удержать, и что он, преосвященный, полагал бы означенную книгу: Киевский Месяцеслов, за изъятием из нее тех токмо листов, где напечатано о Байбузской иконе Божией Матери, пропустить, как есть, с тем, однакож, чтобы при будущем издании, книга сия исправлена была противу сделанных на нее цензурным Комитетом замечаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

С. Снессорева Алфавитный список 152 чудотворных икон пресвятой богородицы, с указанием года явления или перенесения в Россию и дней празднования их + Абалацкая – Знамение, 1636 г., 20 июля Абалацкая, 1636 г., 27 ноября Абульская, 11 июня + Адриановская, 15 августа + Акафистная-Зографская, 10 октября Акафистная-Хилендарская, 12 января Аксайская Албазинская – Знамение, 27 ноября Александрийская, 1 сентября + Антиохийская, 28 мая + Аравийская, или Арапетская, 6 сентября Арматийская, 17 августа Ахренские Шахматицы + Ахтырская, 1739 г., 2 июля + Ацкурская, 15 августа Байбузская, 1852 г., 26 декабря + Балыкинская, 30 июня + Бардовская, или Блаженное Чрево, 1392 г., 26 дек. + Барская, 1 октября Беловежская Белоцерковская + Белыничская, 1876 г., 12 апреля Беседная, 14 августа + Благовещение – в Киеве: Прядущая, 25 марта Благовещение – Московская, 1731 г., 25 марта + Благодатное Небо, в неделю Всех святых 153 Благоуханный цвет, 15 ноября Блаженно чрево, носившее Тя + Боголюбская (Боголюбивая), 1157 г., 18 июня Боголюбская – в Козлове, 18 июня + Боголюбская – в Москве, 18 июня Боголюбская – в Угличе, 18 июня Боголюбская – в Усмани, 18 июня Боголюбская-Зимаровская, 1771 года, 25 марта Божия Матерь избиенных младенцев от Ирода, 29 декабря + Борколабовская, 11 июля Борская Взыскание погибших, XVIII в., 5 февраля Браиловская, 1 октября +Братская-Киевская, 10 мая Братская-Киевская, 1654 года, 6 сентября + В скорбях и печалях утешение, 19 ноября Васильковская при храме Святая Вода, 24 октября + Ватопедская, Отрада, или Утешение, 807 г., 21 января + Введение во храм Пресвятой Богородицы в Серпухове, 21 ноября + Венская, что в Уграх, 15 февраля + Взыграние, 1793 г., 7 ноября + Взыскание погибших, 1835 г., 5 февраля + Византийская, 732 г., 7 апреля и 1 мая Виленская, 1341 г., 14 апреля + Виленская-Остробрамская, 26 декабря + Вифлеемская, 15 августа + Владимиро-Волыиская Мстиславова + Владимирская, 1155 г., 21 мая Владимирская, 1480 г., 23 июня Владимирская – в Астрахани, 23 июня Владимирская – в Поречской Ордынской пустыни, 23 июня

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

хранящихся в наших монастырях, с восполнением его сведениями и об Ее прочих общецерковно и местно чтимых свв. иконах 101 Абалацкая Знамение 27 нбр. 1514, 1547. Абульская 102 11 июн. Адриановская Успение 15 авг. 1561. Азовская. Азуровская или Миасинская 1 снт. 339. Акафистная Зографская. – См. Зографская. Акафистная Хиландарская 103 12 янв. Аксайская 104 . Албазинская Знамение 105 9 мрт. Александрийская 106 1 снт. Андроникова Греческая 22 окт. 1546. Антиохийская 107 28 мая. Араб – Панагия или Меланхрини (т. е. Черная, в предместье Константинополя, называемом Пера, в церкви Введения). Аравийская или Арапетская 108 6 снт. Арзамасская Казанская 8 июл. 1503. Арматийская или Амартийская 109 17 авг. Ахиротипная , т. е. Нерукотворенная, Печерская 110 3 мая. Ахренская Шахматица или Яхромекая 14 окт. 1427. Ахтырская 2 июл. 244, 1450, 1555. Ацкурская 15 авг. 1451. Байбузская (получившая наименование по месту своего пребывания в с. Байбуз, Чигиринского y., Киевской губ.) 23 дек. Балыкинская 30 июн. 1480, 1516. Барбарская. Барградская (в Бар-Граде, в Италии). Барловская или Блаженное чрево 111 26 дек. Барская 1 окт. 1520. Бахчисарайская , Крымская, Мариупольская Панагия 15 авг. 1538. Бежевская 112 11 апр. Белеградская (в Царьграде, близ Силиврийских врат, в церкви Пр. Богородицы). Белзская , ныне Ченстоховская, 6 мрт. 1556. Белобережская Троеручица 28 июн. 1515. Беловежская (в с. Хвастовцах, Борзенского y., Черниговской г.) на Вознесение. Белгородская Смоленская 28 июл. 283. Белоцерковская (в Белоцерковской церкви, Сенницкого y., Могилевской губ.). Белыничская 12 апр. 1480. Бердичевская 113 . Беседная 14 авг. 1508. Благовещение 114 25 мрт. 126–127. Благовещение Устюжская. – См. Устюжская. Благодатное Небо 115 6 мрт. Благоуханный Цвет 116 15 нбр. Блаженное чрево . – См. Барловская. Боголюбская 18 июн. 228. Боголюбская в Козлове 117 29 окт. 1543. Бодянская (в Сербии). Борколабовская 11 июл. 1480. Боровская . – См. Цесарская. Борская Взыскание погиб. 5 фвр. 1519, 1528. Борунская . 1477.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Святые чудотворные иконы пресвятой богородицы и дни, когда в честь этих икон совершается торжество Цифра после названия иконы обозначает время ее явления или перенесения в Россию. Даты указаны по новому стилю ЯНВАРЬ 2 — Новгород-Северская (1301) 2 — Новодворская (1320) 2 — Спасительница утопающих (Леньковская) 5 — Чудесная помощь Богоматери святому Нифонту, епископу кипрскому 8 — Милостивая-Киккская 8 — Максимовская 8 — Барловская 8 — Помогательница женам чады рождати 8 — Помощь в родах 8 — Блаженное чрево (1392) 8 — Байбузская (1852) 8 — Собор Пресвятыя Богородицы 8 — Виленская-Остробрамская 8 — Трех Радостей 8 — Избиенных младенцев от Ирода 13 — Неувядаемый цвет 13 — Явление Богоматери святому Василию Великому 14 — Явление Богоматери преподобному Серафиму Саровскому 23 — Чудесное исцеление Богородицей Симона расслабленного 24 — Египетская (1060) 24 — Елецкая (1060) 25 — Млекопитательница (13 век) 25 — Акафистная-Хилендарская 25 — Попская, еще называемая Иерейская ФЕВРАЛЬ 3 — Закланная 3 — Одигитрия Ксенофская (730) 3 — Одигитрия-Афонская 3 — Отрада и Утешение (Ватопедская) (395) 7 — Утоли моя печали (1640) 10 — Тотемская-Суморинская 18 — Елецкая-Черниговская (1060) 18 — Сицилийская (1092) 18 — Взыскание погибших 18 — Борская Взыскание погибших 23 — Огневидная 25 — Иверская (999, 1648) 25 — Иверская в Моздоке 25 — Иверская в Нижнем Новгороде 25 — Иверская в Софрониевой пустыни 25 — Иверская в Смоленске 26 — Долинская 28 — Далматская (1644) 28 — Венская, что в Уграх 30 — Тихвинская в Ильинском скиту на Афоне МАРТ 5 — Козелыданская (1881) 7 — Сокольская (1172) 10 — Межетская (1492) 13 — Девпетерувская (1392) 13 — Девпетерувская в Тамбове 15 — Мглинская (1662) 15 — Державная (1917) 16 — Волоколамская (1677) 16 — Гидлянская (1082) 18 — Воспитание 19 — Ченстоховская 19 — Ченстоховская в Сыроватке 19 — Шестоковская (18 век) 19 — Благодатное Небо 20 — Споручница грешных 20 — Споручница грешных в Кяхте

http://pravicon.com/text-34

Амартийская,– в Константинополе, в Амартийской обители. Празднование 17 Августа, в память избавления от иконоборцев. Андроникова, в 14 веке перенесена из Византии в Навплию (в Морее), с 1823г в России, с 1839г в Зимнем дворце, с 1868г. в Троицком соборе на Петербуржской стороне, в 1885г в Казанской женской обители близ Вышнего Волочка, Тверской епархии (Русский Паломник 1889г. 317). Празднование 22 Октября и 8 Июля; кроме того в Казанской обители празднование и 1 Мая, с крестным ходом, в память перенесения иконы. (Кормчая 1896, Антиохийская-Никейская, явилась 304г., 23 Марта; известна была уже на 1 Вселенском Соборе. Празднование 28 Мая. Араб-панагия, т. е. чёрная, см. Меланхрини Аравийская или Арапетская, 6 Сентября 322г. Ахтырская, 1739г. Июля 2, в Ахтырке Харьковской епархии (была с Петром Великим в Полтавском походе. Русский Паломник 1887, стр. 638); в селе Есмане, Глуховского уезда; в Москве, в церкви святого Николая Явленного, на Арбатской улице; в Харькове, в Архангельской церкви. (Воскресный День, 1895, Ацкурская, 15 Августа, близ Кутаиса, в Гаенатском монастыре (принесена святым Апостолом Андреем Первозванным. Полный Месяцеслов архимандрита Сергия, с 214) Байбузская, с 1832г в Киево-Печерской лавре (из с. Байбузы, Черкасского уезда). Празднование 26 Декабря. Балыкинская, 1711, Июня 30, в селе Балыкино, Стародубского уезда, с церковью святого Николая. Копия в Стародубе; в местечке Новых Боровичах, Городнинского уезда, в домовой церкви; в Орле, в женском монастыре, где прославилась в 1858г.; в Москве, в церкви святого Николая в Плотниках. Празднование в 10 пятницу по Пасхе. Балыклей (от турецкого слова Балыклы, так называется Живоносный Источник Богоматери, что близ Константинополя), копия с Константинопольской иконы, сделанная в 1869г, в часовне на дороге из Соловецкого монастыря в Муксальму. Барградская,– в Бар-граде, в Италии. Барловская (или Блаженное чрево), явилась 1392, Декабрь 26, в Москве, в Благовещенском соборе Барская, в заштатном городе Баре, Подольской епархии могилёвского уезда (Русский Паломник 1887, с 587)

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

В свою очередь, икона также включена в определенный контекст, т.е. в литургию, в храмовое пространство. Вне этой среды икона не вполне понятна. О том, как икона существует внутри храмово-литургического пространства, следующая глава. Икона в литургическом пространстве И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель – храм Его, и Агнец. Откр.21:1-2, 22 Литургия по-гречески значит «общее дело». Икона рождается из литургии, она литургична по сути и вне контекста литургии не понятна. Икона отражает соборное сознание (личное откровение, равно как и талант иконописца, не исключается, а включается в это сознание), она является не произведением единичного автора, но произведением Церкви, которое исполнено конкретным художником. Вот почему иконописцы никогда не подписывали своих произведений (сведения об авторстве обычно черпают из косвенных источников), тем не менее иконописцы всегда высоко чтились Церковью. Икона – произведение более молитвенное, нежели художественное. Она создается молитвой и ради молитвы. Ее естественная среда – храм и богослужение. Икона в музее – это нонсенс, здесь она не живет, а только существует как засушенный цветок в гербарии или как бабочка на булавке в коробке коллекционера. Вырванная искусственно из своей среды икона безгласна. О. Павел Флоренский назвал православное богослужение синтезом искусств; здесь все – архитектура, живопись, пение, проповедь, театральность действа, – работает на создание единого образа иного мира, преображенного, в котором царствует Бог. Храм – это образ Горнего Иерусалима и своего рода модель мира. Основой литургии является Слово Божье. В православном богослужении мы видим как бы различные «ипостаси» Слова: Слово звучащее (чтение Евангелия и Апостола, молитвы, проповеди, пение), Слово зримо явленное (фрески, мозаики, иконы), наконец, Слово, Бог Живой, присутствующий среди народа, собранного во имя Его, и через Причастие соделываемого Его Телом, Телом Христовым.

http://azbyka.ru/bogoslovie-ikony

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Спас Нерукотворный. Икона XII в., Новгород. Собр. ГТГ Икона (греч. εικων - образ, изображение) - изображение Христа , Богородицы , святых или событий из Священной истории. Икона является неотъемлемой частью православной традиции, без нее трудно представить православный храм и богослужение , дом православного человека и его жизнь. Рождается человек или умирает, отправляется в дальний путь или начинает какое-либо дело - его жизнь сопровождает священный образ, икона. Образ появился в христианском искусстве изначально, но формирование иконы шло вместе со становлением литургии и догматики. Не случайно догмат иконопочитания был принят на Седьмом Вселенском соборе (в 787 г.), венчавшем великую эпоху Вселенских соборов , и утвержден в 843 г. победой иконопочитания. И с тех пор отмечается праздник Торжества Православия , потому что икона стала утверждением самого принципа ортодоксии. Православная Церковь видит в иконе не только один из видов церковного искусства , пусть даже основной, но зримое выражение православной веры. Слово «икона» — значит образ, изображение, портрет. И это относится прежде всего к образу Иисуса Христа: это первая икона, единственный образ Бога. Апостол Павел Христа, Слово Божие, называет иконой Бога Отца: «Он есть образ Бога невидимого» (Кол. 1,15). Бог Слово в таинственном акте Боговоплощения соединяется с человеческой плотью, Невидимый и Неприступный становится Видимым и Доступным для человека. Всемогущий Творец Неба и земли, Бог Авраама, Исаака и Иакова, говоривший с Моисеем на Синае, призывавший пророков, Божественный Логос - явился на землю как Богочеловек Иисус Христос. «Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца», - свидетельствует Иоанн Богослов ( Ин. 1,14 ). Недоступная для человеческого разума тайна Боговоплощения составляет важную истину христианского откровения, ее невозможно постичь логически, рационально. Принцип православного богословия состоит не в доказательстве Истины, а в свидетельстве о Ней. Икона — один из богословских языков, посредством которого Церковь несет Благую весть в мир, свидетельствует об истине, являет Христа и Его Церковь торжествующую — преображенное, обоженное человечество.

http://drevo-info.ru/articles/247.html

  В свою очередь, икона также включена в определенный контекст, т. е. в литургию, в храмовое пространство. Вне этой среды икона не вполне понятна. О том, как икона существует внутри храмово-литургического пространства, следующая глава.   Икона в Литургическом Пространстве. И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель — храм Его, и Агнец. Откр. 21.1-2, 22 Л итургия по-гречески значит «общее дело». Икона рождается из литургии, она литургична по сути и вне контекста литургии не понятна. Икона отражает соборное сознание (личное откровение, равно как и талант иконописца, не исключается, а включается в это сознание), она является не произведением единичного автора, но произведением Церкви, которое исполнено конкретным художником. Вот почему иконописцы никогда не подписывали своих произведений (сведения об авторстве обычно черпают из косвенных источников), тем не менее иконописцы всегда высоко чтились Церковью. Икона — произведение более молитвенное, нежели художественное. Она создается молитвой и ради молитвы. Ее естественная среда — храм и богослужение. Икона в музее — это нонсенс, здесь она не живет, а только существует как засушенный цветок в гербарии или как бабочка на булавке в коробке коллекционера. Вырванная искусственно из своей среды икона безгласна. О. Павел Флоренский назвал православное богослужение синтезом искусств; здесь все — архитектура, живопись, пение, проповедь, театральность действа, — работает на создание единого образа иного мира, преображенного, в котором царствует Бог. Храм — это образ Горнего Иерусалима и своего рода модель мира. Основой литургии является Слово Божье. В православном богослужении мы видим как бы различные «ипостаси» Слова: Слово звучащее (чтение Евангелия и Апостола, молитвы, проповеди, пение), Слово зримо явленное (фрески, мозаики, иконы), наконец, Слово, Бог Живой, присутствующий среди народа, собранного во имя Его, и через Причастие соделываемого Его Телом, Телом Христовым.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Митрополит Сурожский Антоний (Блум): Мысли об иконе и творчестве 6 мин., 01.01.2008 " О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, - ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам... " (I Иоан. 1:1-2) В фильме " Бриллиантовая рука " герой Миронова просыпается в холодном поту после кошмарного сна. Мы видим его глупо-испуганное лицо, нелепую сеточку на голове... Эпизод, безусловно, комический. Потом камера выхватывает висящую в красном углу икону с лампадкой. По замыслу создателей фильма это, видимо, должно было усилить сатирический и комический эффект. Еще бы: раз Бога нет, то и икона служит характеристикой неразвитого человека. Этакий талисман суеверности: ведь вера и суеверие тогда воспринимались как " близнецы-братья " (хотя против этого бунтует даже само словообразование: суеверие, т.е. суетная вера). Тем не менее, в массовом сознании икона была именно таким атрибутом отсталости и серости, свойственным бабушкам из прошлого. А потому в глазах авторов и зрителей этой замечательной комедии, икона в доме незадачливого контрабандиста - это комично. Подобное отношение к иконам и иконописи осталось в прошлом. Теперь икона воспринимается, прежде всего, как памятник национальной культуры. Об иконах говорят, пишут книги, устраивают выставки... Однако в каком-то смысле этот подход мало чем отличается от прежнего. Ведь если задуматься: зачем создаются иконы? В отличие от картин, иконы не пишутся для музея или выставки. Для христианина икона - это способ молитвенного общения с Богом. Икона наполнена жизнью, она не мертвый памятник делам давно минувших дней, не " преданье старины глубокой " . Поэтому нашими собеседниками будут именно те специалисты - ученые, искусствоведы, иконописцы - для которых икона (греч. eikona - образ) и есть прежде всего образ. Живой образ Бога и Царствия Небесного.

http://foma.ru/mitropolit-surozhskij-ant...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010