Советы Филарета, которые он при случае предлагал Кириллу, – не идти против собора епископов и не слушаться противников окружного послания, – оставались напрасны; и сам Филарет по необходимости должен был исполнять требования крамольников и составлять для Кирилла разного рода бумаги. Совр. движен., в раск., Москва, 1865 г. стр. 11. 140 Совр. Летоп. раск. вып. 1870 г., стр. 81 в прилож. – В другом старообрядческом документе говорится, что «в заседании 24 февр. в доме Федора Винокурова, в присутствии Г-на митрополита, освященный собор был обруган и опозорен крамольниками». И еще: «в дом Петра Ефимова, по благословению митрополита, ворвались в комнату оные же крамольники, подняли шум и крик, и даже называли епископов еретиками и другими хульными названиями». Рукоп. 8. 144 Там же, стр. 82; а самую грамоту на вручение Афанасию управления российскою церковью см. в Чтен. Имп. Общ. ист. и древн. 1865 г. кн. 3, смесь, стр. 265. 148 Русск. Вестн. 1863 г. май, стр. 393; Чтен. Имп. Общ. ист. и древн. 1865 г. кн. 3. смесь, стр. 274. 149 Русск. Вестн. 1863 г. ноябр. стр. 470; – Сергия Кирилл посвятил во епископа, наименовав его тульским, незадолго до отъезда своего из Москвы, именно 2 марта, и посвятил, не смотря на то, что когда-то сам издал объявление, чтобы этого Сергия за разные противозаконные поступки в высшей чин отнюдь никто не производил. Совр. Летоп. раск. вып. 1870 г. стр. 84 в прилож.; Чтен. Имп. Общ. ист. и древн. 1865 г. кн. 3, смесь, стр. 368–373. 154 Вот имена их: Антоний влад., Афанасий саратовский, Онуфрий, который впрочем скоро выскоблил свою подпись, Иов кавказский, Пафнутии казанский, Варлаам балтовский, Иустин тульчинский, в лице Константина оренбургского иеродиакон Викентий, Савватий тобольский – Русск. Вестн. 1863 г. июль, стр. 431. 155 Выходит таким образом, что если имя Иисус защищать от нападений беспоповцев, то оно будет истинное, если же смотреть на него с точки зрения поповцев, то – ложное; несообразность очевидна сама собою. 161 Чтен. Имп. Общ. ист. и древн.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorich...

«В начале, второго часа, передает этот очевидец, диакон Ипполит с депутатами подвезли повозку под келлию инока Иоиля, в намерении схватить его, связать, положить в повозку с некоторыми, вещами, вывести из монастыря за три версты и бросить там. Иоиль успел бежать в лес и скрыться. Бросились за иноком Павлом, и поймали его в коридоре. Схватили также инока схимника Мефодия, потащив его из коридора, порвали на нем шубу. Павел закричал: «караул»! – На этот крик сбежалось много народу, воскипела новая страшная буря. Петр Щербинин ударил в набат, народ смешался: шум, крик и слезы. В то время Мефодий и казначей закричали: «господа остановитесь! Довольно вы показали безчеловечия, остановитесь Бога ради»! Епископ и диакон стояли на крыльце, казначей пал к ногам епископа, омывал слезами ноги его и просил, лежа в ногах: «Владыко святый, смягчите ваше сердце, будьте милосерды и успокойте волнующий народ»! Игуменья, инокиня Анна, тут же стояла, плакала и просила епископа о милосердии. Мефодий, видя не утихающий шум, просил казначея принять свои меры к отражению. Шестьдесят человек ожидали казначейского повеления, и все были готовы к защите монастыря. Одно слово – и началась бы свалка, но казначей удерживал своих и отсылал прочь... Тревога продолжалась весь день, а к вечеру от такового ужасного события на монастырь наведен был такой панический страх, что многие монастырские убежали в лес, другие старики заболели, и даже епископ и диакон выехали в эту ночь из монастыря в Балту». (Чтен. Имп. Общ. и древн. 1865 г. кн. 3, смесь, стр. 326–328). Может быть это есть преувеличение, но во всяком случае не вымысел. 181 Инокиня белокриницкого женского монастыря, у которой останавливался Крючков во время своих поездок в Белую Криницу. 187 Эта мысль отчасти высказана была еще раньше Аркадием славским в его письме; в «духовный совет» – от 10 окт. 1864 г. – Совр. движен. в раск., Москва, 1865 г. стр. 68–69. 190 В числе последних мы не встречаем известных окружников-епископов: Онуфрия и Пафнутия коломенского, но это потому, что они в то время, как увидим после, принадлежали уже церкви православной.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorich...

Течения же того труд не бессловесен беяше, ведяще бо премудрый, яко плодов ради духа подобает проходити болезни добродетелей, темже в нас не обретающимся излишно прочее всяко тела злострадание, якоже в винограднем (л. 43) делании всяко прилежание и труд плодов ради надежды предлагается, плодовом же не возделавшимся всуе всех делание показуется, сице аще не поспешством Божиим 92 плоды духа любве и милости и прочих изчтеных от апостола в себе видим не полезен прочее труд пощения же и бдения и прочих в телеси совершаемых показуется. Тем же яко премудр зодчий на камени утвердив дом душевный веры и яко основание некое добродетелем полагает страх Божий, и от того начен в чистоту сердечную слезами покаяния 93 исполняется первее премудрости, понеже и начало сея страх есть, по реченному, таже разума, посем вкупе совета, с ним же совещает себе полезная, тщатися искати царства Божия и правды Его и не стает убо о том же присно обращаяся, но яко присно движен сый о Бозе шествует в предняя и выше лежащих тощне касается от деятельного бо любомудрия на естественное твари видение от сего же на тайное слова богословие. Таже различных благодати действ достизает, овогда убо якоже царскою некоею вечерию веселяся в радостию радуяся несказанною и неизреченною, иногда же сетование и плач и рыдание толико имяше за искренних спасение от божественныя любве духа разгараем яко всего Адама плач восприемля, паки же иногда (л.43 об) яко бесплотен некий ангел о толицей телесе легкости же и тонкости удобряем, яко ни телом тому мнети обложиму быти, есть же убо иногда к толицей любви неизреченней и сладости огнем духа ражжену тому быти, яко аще бы мощно отнюдь всякого человека надрами своими объяти различия злому от благого никакоже творяше. Сице бо многообразне благодать в того души действующи и упремудряющи того яже ни единому языку земну изрещи мощно есть. По сих же и в мирное ума возвышается устроение прозрителен ум и предзрителнейши сотворь, прозрителен убо в вещех божественных и во откровении таин Божиих, предвидителен же в вещех человеческих, от далеча грядущих и хотящих быти, восходит же на гору добродетелей и в мрак заходит богословия на колеснице огненней носим четверицею добродетелей, якоже аще кто другий колесничник 94 огнен, живый в телеси еще, в воздух мысленый вземлется небесная обтекает, в немже един и тойжде дух действуяй есть, иже тако того премудростию и благодатию душу украсив и разуму божественных и человеческих вещей научив и всячески того облагодатив и просветив и такова того совершив и управив, якову подобаше быти великого света светильнику и поборнику и служителю: на начальственное (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Странно, но не настолько, чтобы мы совершенно не могли вместить такой быстродвижности в уме своем; непонятно, но не настолько, чтобы быстродвижность такая стояла в прямом противоречии нашему уму. Человек, умаленный, по Слову Божию, пред Ангелами ( Пс. 8:6 ), в себе самом носит возможность ангельской быстродвижности. В самом деле, разве, скажите, не быстро движен дух наш, разве не быстролетна мысль наша? Для мысли, для духа нашего также, ведь нет никаких преград и препятствий. В мгновение ока мыслию можем мы перенестись через самые громадные расстояния, в мгновение ока духом можем побывать в различных местах. А это все более и более усиливающееся теперь, стремление покорить, победить пространство, прорезать его всевозможными, самыми скороходными машинами, эта все более и более возрастающая жажда оторваться от земли и на вновь изобретенных воздушных кораблях, как на крыльях, унестись туда... высоко-высоко, где небо голубое, – о чем все это говорит, как не о том, что человек воистину «малым чим умален от Ангелов», что его дух быстродвижен, его мысль быстролетна, что по духу, по мысли, человек – Ангел и так же не связан пространством. Увы, грех , живущий в нас, и на это стремление человека к ангельской быстролетности налагает свою тяжелую печать! Ангельскую быстролетностъ нашей мысли грех отравляет своим смертоносным и губительным ядом: человек с быстротой молнии пробегает целые пространства, переплывает моря с тем, чтобы как можно скорее нести с собою пагубу и гибель; человек, как птица, взвивается ввысь и с этой высоты бросает вниз ужасные разрушительные снаряды. О, братья дорогие, будем молиться, чтобы заложенная в нашем духе, в нашей мысли ангельская быстролетностъ все глубже и глубже прорезывала бы и рассекала окружающее нас пространство греха, станем работать над собою, чтобы наш дух, быстродвижный, как Ангел, воспарял к Богу, уносился бы чаще к горнему, ангельскому миру! Как духи бесплотные Ангелы, видели мы, не знают пространства. Не ведают они и времени нашего. На Небе нет ни нашего вчера, ни сегодня, ни завтра, или, лучше, там есть только сегодня, днесь, приснобытие; не знают Ангелы ни наших дней, ни ночей, ни минут, ни часов; нет в их царстве ни зимы, ни весны, ни лета, ни осени, или, лучше, есть там только одна весна, светлая, радостная; среди Ангелов – всегдашняя Пасха, непрестанный праздник, веселие вечное, Ангелы, по слову Спасителя, умереть уже не могут ( Лк. 20:86 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Но, положим, от внешнего холода можно защититься, как защититься от того, который в здешних продувных домах? Боюсь этого потому, что это имеет большое влиянье на мои занятия. Вообще в этом году я весьма поздно распорядился со всеми моими делами, и причиною этому лень, одолевшая мною в Малороссии. Нечувствительно я выучился откладывать до завтрашнего дня, чего у меня прежде никогда не было. Это самая скверная и губительная привычка. Замечанье это для сестер, которые, пока молоды, еще не могут чувствовать всю ее гадость. Особенно не нужно отлагать исправленья себя в чем-либо уже замеченном, но нужно начинать его с сегодняшнего дня, а не с завтрашнего. Человек нечувствительно с летами набирает столько гадостей, что сам не ловит себя заблаговременно на всех мелочах. Можно сделаться нечувствительно из доброго несносным для всех. Уведомьте меня, говорили ли вы Юркевичу за лес, который возле Черныша , пришло ли разрешенье продавать его? Хорошо бы воспользоваться перевозкой в то время, когда дороги еще хороши. Прощайте. Прилагаю при сем два письмеца — к Андрею Андреевичу и Дмитрию Анд . Передайте поклон мой отцу Антону , Ивану Григор Крикуневичу и Немченко . Обнимаю вас всех. Гоголь А. В., октябрь — ноябрь 1850 198. А. В. ГОГОЛЬ. Я не сержусь на тебя и даже не удивляюсь твоему отъезду потому что ты еще ни одного разу меня не послушалась. Я вовсе не забочусь о том, чтобы мои советы исполня , уверенный, что бог всё строит к лучшему. Так и теперь могут тебе представиться многие обязанности, важнейшие тех, которые были бы дома. Но я только прошу тебя, ради бога, обрати сама внимание на самую себя. В твоем характере, незаметно от тебя самой, вырастает строптивый дух своеволья и непокорства. Покорись хоть себе, если не хочешь никому покориться. Говорю тебе, что, если не приобретешь той милой кротости, того радушного желанья всем служить, всем угождать, думать о других, позабывши себя, которые одни только придают неизъяснимую прелесть всем движен женщины и на лицо кладут постоянную ясность, — ты никому не понравишься и не исполнишь тем обязанностей, о которых помышляешь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

75 Эту сторону еще раньше счел нужным особливо подчеркнуть и Зарудный в речи на Демокр. Совещании: «за полтора месяца, пока я был членом Вр. Пр., я не знаю делало ли Вр. Пр. в этом отношении что-нибудь. Когда я осведомлялся об этом, я не получал ответа». 76 Ген. Ниссель отставку Верховского объясняет только чувством «зависти» со стороны Керенского, не терпевшего около себя людей активных и независимых. Мемуарист ссылается на посла Нуланса, которому сам Керенский будто бы сказал, что причина отставки военного министра заключалась в «прокорниловских» декларациях, которые Верховский сделал в комиссий Предпарламента, предлагая установить диктатуру под его водительством. 77 Бурцев «страстно» и настойчиво призывал к примирению Правительства с «ген. Корниловым и армией». Это был глас вопиющего в пустыне. 20-го октября «Общее Дело» ставит вопрос уже по другому: возрождение России возможно только тогда, когда «во главе Росс и мы не будем больше иметь нынешнего Временного Правительства, когда уйдут Керенские и Некрасовы и вместо них придут ко власти Корниловы и Каледины». «Большевизм – доказывал Бурцев – самая страшная язва современной русской жизни». 78 В «Россия на переломе» Милюков почему-то изменил свою точку зрения и говорит уже о «сепаратном мире», яко бы предложенном Верховским. 79 Тогда еще будущие левые с.-р. не отделились окончательно от партии и, главенствуя в петербургской группе, приняли участие в работе явно повстанческого органа. 80 Ген. Врангель, знавший Полковникова (донского казака) на ролях начальника штаба Уссурийской конной дивизии на Румынском фронте, отзывается о нем, как о «способном, толковом и дельном работнике». В качестве командующего Амурским полком Полковников принимал участие в Крымовском движен и и на Петербург. Врангель намекает, правда, с чужих слов, на несколько двусмысленное поведение Полковникова в этом деле. По-видимому Полковников был кандидатом Верховского и следовал по стопам своего шефа, когда уже 8-го сентября в солдатской секции Петр. Совета говорил о «печальных днях корниловской авантюры». По словам газет того времени Полковников отказался выполнять директивы Корнилова о наступлении на Петербург и командировал делегатов для переговоров с министром.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Ведь тогда Он двигался, хотя и не покидая Своей недвижимости. А возможно это для Него потому, что Он выше времени и все времена в Себе вмещает». Но, с другой стороны, правильно, что всякое изменение и движение, как и всякое разъединение должны быть отнесены на долю тварного и конечного, в коем Бесконечное не вместимо. тварное и движется, движется самым действительным образом, сразу и вместе не вмещая даже вместимой им доли Бесконечного, почему смело мы можем сказать, что Бог не недвижен, а не движен или, что Он и движется и стоит, движением Своим создавая движение тварное. Бог, как говорит стойкое и стояние подвижное», ибо, научает нас св. Августин, Он»простая многосложность и многосложная простота». А отсюда ясно, что движение тварное не может быть иным, чем движение Божье, хотя оно от Божьего и отлично. Тварное движение, не может направиться в сторону от Бога, ибо вне Бога и рядом с Ним ничего нет. Оно не может уклониться от Божьего или направиться против Бога ибо уклоняться ему некуда, а Бог от Себя Самого не уклоняется и против Себя не движется. Но тварное движение, как тварное, не может вместить полноты Божьего и слиться воедино со стоянием, т. е. не может стать оно движением стойким и стоянием подвижным, или самим Богом. Как постичь зло, нами ощущаемое и всё-таки быть не могущее, ибо нет иного Бога, а единый Бог всеблаг. Со времен грехопадения путь нашего Богопознания лежит чрез познание зла и, только препобедив мыслью и делом зло, приблизимся мы к познанию и жизни в Боге непознаваемом. Где же искать зло, как не там, где оно зародилось? А зародилось и зарождается оно в недрах бытия, т. е. в тварной душе моей. Ибо моя душа, как и твоя, не только моя, а вместе с тем и наша общая и душа всего человечества и всего мира. Она, будучи моим центром, вмещает в себе центры бесчисленного множества сфер и сама совпадает с бесчисленным множеством центров иных сфер во всеедином умопостигаемом центре всяческого. Во зле или грехе, ибо в душе моей зло всегда грех, замечаем мы как бы две стороны: зло–вину и зло–страдание.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=761...

Второй важной темой вводной части был вопрос о статусе НРД по отношению к Католической Церкви. Отмечалось, что определение НРД «как отличных от Церквей и церковных общин, а также от законных движений в лоне Церкви, является спорным вопросом». 91 Чтобы его разрешить, предлагается в первом приближении отличать секты, имеющие «христианское происхождение, от сект, происходящих из других религий или каких-либо философских течений». Что же касается признаков, по которым можно «отличить группы христианского происхождения от Церквей, церковных общин и законных движений в лоне Церкви», то в этом крайне важном вопросе требуется осмотрительность («деликатность»), так как «определенные признаки сектантских подходов, т. е. нетерпимость или открыто агрессивный прозелитизм, не обязательно ведут к появлению секты и в любом случае не являются достаточными характеристиками, позволяющими определить секту. Подобные подходы можно встретить и среди верующих-христиан в границах Церквей и церковных общин». НРД христианского происхождения, «имеющие сектантский менталитет, могут эволюционировать через углубление своей христианской формации и контакты с братьями по вере. Таким способом они могут постепенно усиливать в себе и подходы, характерные для церковного духа». Поэтому признаки «различия между сектами христианского происхождения, с одной стороны, и Церквами и общинами, с другой», рекомендуется искать в вероучительной плоскости, а именно: их «зачастую можно найти в источниках учения этих групп. Так, например, к сектам можно отнести те группы, которые кроме Библии имеют также иные «книги откровения» или «пророческие послания», а также те группы, которые исключают из Библии отдельные протоканонические книги или же радикально меняют их содержание». 92 Влияние идеологии западного антикультового движения на католическое представление о природе сектантства в 1980–1990-е гг. На содержание католического документа большое влияние оказали исследования сектантства в рамках протестантского противокультового движения, находившегося под сильным влиянием идей антикультового движен, 93 и западные мировоззренческие стандарты, в частности представление о правах человека. Когда этот документ обращается к проблеме признаков сект, то прямо заявляется о том, что за основу ее решения взято исследование протестантского богослова Дэйва Бриза (Dave Breese) «Знай признаки культов». 94 Поэтому текст этого документа не удалось выдержать в католических богословских понятиях, и в нем встречаются характерные для противокультового и антикультового движения специфические понятия и оценки.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/vved...

Полтавская губерния Феодосий Исидорович Дубовик . Родился в 1869 году. Крестьянин. 10 лет был на военной службе, где и научился грамоте. Обрабатывал свой надел величиной в одну десятину. При начале русско-японской войны был призван из запаса в действующую армию. Пробыл в ней два года. Внепартийный. Максим Федорович Дьяченко . Родился в 1871 году. Крестьянин. Пробыл на военной службе 5 лет, был произведен в чин старшего унтер-офицера и научился грамоте. Был около пяти лет десятником при горных работах в Манчжурии. Вернувшись домой, стал заниматься хлебопашеством. Не имея собственной земли, ведет хозяйство на арендованной, или же нанимается в качеств сельскохозяйств. работника. Николай Васильевич Жигиль . Крестьянин Харьковск. губер. 38 лет. Пройдя 2-х классное министерск. училище, изучил столярное мастерство. Кончил курсы графических искусств в г. Николаеве. Работал на заводах. Последнее время служил в крюковских мастерских Харьково-Николаевск. ж. д. Сознательный рабочий. Обнаруживал всегда очень большой интер. к освободительному движению. Выборщик от рабочих Полтавской губ. Внепартийный, по убеждениям близок к фракции меньшевик. социал-демократ. партии. Входит в трудовую группу. Яков Кондратьевич Имшенецкий , сын свящ. Родился в 1858 году. Окончил семинар., выд. экз. на атт. зр. Был в Моск., Киевском и Одесском унив.. который и кончил. Был статистиком, податным инспектором и начальником отделения казенной палаты. Сотрудничал во многих прогрессивных, органах провинциальной печати. Главным образом писал по экономическим вопросам. Член и ревностный деятель полтавск. сел-хоз. общества, член комитета полт. обществ. библиотеки. Знаток экономического и аграрного вопросов. Видный член партии нар. своб. В 1881 г. был исключен из Московск. унив. во время студенческих волнений Григорий Борисович Иоллос, родился в 1859 г. в купеческой семье, в Кременчуге. Окончил гимназию, был в Киевском, Гейдельбергском и Страсбургском унив. Доктор прав Гейдельбергск. унив., при Московском унив. защитил диссертацию на магистра политич. экон. Работал во многих современных изданиях («Русск. Богат.», «Вестн. Евр.», «Русск. Вед.» и др.). Написал ряд статей по вопросам политическ. движен. и финансов, в русских и иностр. издан. Был редакт. экономич. отд. «Юридич. Вестн.», состоит редакт. «Русских Ведом.». Принадлежит к партии нар. св.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/gosuda...

   001   002