Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАЖОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ Религ. неоязыческое движение в России (на Урале), соединяющее в себе элементы учения Рерихов, зороастризма, оккультизма, язычества и опирающееся на сказы П. П. Бажова , прочитанные как религ. тексты. Согласно учению Б. д., высшим разумом Вселенной является Логос, а космическим отцом Земли - Люцифер, к-рый со временем решил уничтожить Землю, но Логос дал Земле новых отца и мать - Великого Руководителя и Матерь Мира. С ними и их помощниками, Светлыми Демиургами, ведет непрестанную борьбу Люцифер. Планируя взорвать Землю, Люцифер в нач. XIX в. создал машину для сбора отрицательной психической энергии, в 1917 г. подготовил революцию в России. Помощниками Матери Мира являются описанная Бажовым Хозяйка Урала (Хозяйка Медной Горы), управляющая Уралом вместе с Великим Полозом, Бабкой Синюшкой и др. (персонажи сказов Бажова), а также Зороастр, управляющий Алтаем-Гималаями. По представлениям бажовцев, в 1928 г. произошло второе (духовное) пришествие Христа, целью к-рого было создание человека эпохи Водолея (людей 6-й расы) с развитыми интеллектом, сердцем и волей. Основой нового человечества являются россияне, сформировавшиеся как новый народ к 1940 г. из 3 главных этносов - русских (доброта), татар (воля), евреев (интеллект). Согласно эсхатологическим предсказаниям бажовцев, период с нояб. 1995 по май 1996 г. должен был стать временем третьей мировой войны («малого Страшного Суда»), в результате к-рой Сибирь станет местом расселения людей 6-й расы, столица России переместится в Царьград, к-рый, как и Иерусалим, окажется в российских пределах, Москва и Петербург должны погибнуть. Предполагалось, что в 1999 г. должен был состояться «окончательный Страшный Суд» - пришествие Христа в физическом теле и воскресение мертвых, после чего духовными центрами России станут Дивеево (во главе - прп. Серафим Саровский) и Аркаим (во главе - Зороастр), воскреснет таинственный темнокожий народ - уральская чудь, по преданию проживавший на Уральских землях и обладавший тайным знанием.

http://pravenc.ru/text/77354.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла П. П. Бажов. Фотография. 1950 г. (ГИМ) Павел Петрович (15.01. 1879, Сысертский завод Екатеринбургского у. Пермской губ.- 3.12. 1950, Москва), писатель. Род. в рабочей семье. Окончил Екатеринбургское ДУ (1893) и Пермскую ДС (1899). Работал учителем в деревенской школе, затем преподавал рус. язык в Екатеринбургском ДУ (1899-1908), жен. епархиальном уч-ще (1908-1914), Камышловском ДУ (1914-1917). В 1918 г. вступил в РКП(б). В 1918-1921 гг. воевал в рядах Красной Армии. С 1923 г. работал в отделе писем «Уральской областной крестьянской газеты», с 1930 г.- в Свердловском книжном изд-ве. В 1946-1950 гг. являлся депутатом Верховного Совета СССР. Похоронен в Екатеринбурге. Б.- автор кн. очерков «Уральские были» (1924), посвященной уральской жизни кон. XIX в., 5 др. очерковых книг, гл. обр. по истории революции и гражданской войны на Урале и в Сибири, автобиографической повести «Зеленая кобылка» (1945), мемуаров «Дальнее-близкое» (1949). Б. также написал сб. «Сказы о немцах» (1944) и цикл сказов о В. И. Ленине (1946), отражающий мифологизированный образ вождя в советском общественном сознании 30-40-х гг. XX в. Лучшим произведением Б. является сб. сказов об Урале «Малахитовая шкатулка» (1-е изд.: Свердловск, 1939; впосл. сб. дополнялся), за к-рый писатель получил Сталинскую премию (1943). В сказах Б. об Урале («Малахитовая шкатулка» и др.) реалии жизни XVIII-XIX вв. переплетены с фольклорными и фантастическими образами и сюжетами. В сказах ярко выражена нравственная позиция автора, заключающаяся в защите личного достоинства, апологии добра, осуждении корыстолюбия. В кон. XX в. произведения Б. стали идеологической основой религ. неоязыческого движения (см. Бажовское движение ). Соч.: Публицистика. Письма. Дневники. Свердловск, 1955; Сочинения. М., 1986. 3 т. Лит.: Кузнецова Н. В. П. П. Бажов (1879-1950): Биобиблиогр. указ. Свердловск, 1960; Павел Бажов: Восп. о писателе. М., 1961; Бажова-Гайдар А. П. Глазами дочери. М., 1978; Мастер, мудрец, сказочник: Восп. о П. Бажове. М., 1978; Пермяк Е. А. Долговекий мастер: О жизни и творчестве П. Бажова. М., 19782; Батин М. А. Павел Бажов. Свердловск, 1983. Прот. Пётр Мангилёв Рубрики: Ключевые слова: АКСАКОВ Константин Сергеевич (1817-1860), писатель, лит. критик, публицист и историк, один из главных теоретиков славянофильства АКСАКОВ Николай Петрович (1848-1909), богослов, философ. историк, публицист, автор худож. произв., лит. критик

http://pravenc.ru/text/77352.html

Публично бажовцы балансируют на грани фольклора и культурных инициатив, но все чаще и смелее начинают говорить о своих реальных религиозных представлениях 578 . Судя по косвенным данным, Соболев считает себя воплощением Конфуция 579 . Характеристика Как религиозное движение бажовство возникло в начале 1990-х годов, отпочковавшись от движения Рерихов. Организационное оформление завершилось к 1992 году 580 . Движение имеет поддержку со стороны государственных органов власти Челябинска, фонда культуры, государственных и коммерческих предприятий. Бажовцы содержат свое учебное заведение – Бажовскую академию сокровенных знаний, издают собственную газету «Атлантида», активно занимаются книготорговлей, имеют выходы на местные средства массовой информации, включая радио и телевидение. Бажовская академия сокровенных знаний имеет два направления. Одно – публичное – организация фольклорных фестивалей, конференций и симпозиумов, посвященных культуре и общественным проблемам. Поскольку членами Бажовской академии являются руководители Челябинского фонда культуры, эта публичная деятельность осуществляется с большим размахом 581 . Они тесно сотрудничают с челябинским отделением «Демократический выбор России» и все свои ключевые материалы печатают в ее партийной газете «Акция». Организация имеет свой гимн: «Не в сказке – наяву придет горы Хозяйка...» Движение основало Уральский евразийский клуб, в котором вырабатываются « концептуальные идеи развития уральского региона». В работе этого клуба наряду с астрологами, уфологами и экстрасенсами принимают участие крупные чиновники челябинской администрации 582 . Другая сторона – собственно религиозная; она не афишируется, осуществляется полуконспиративно 583 . Важнейшей частью религиозной жизни бажовцев является проведение ежегодных, начиная с 1993 г., Бажовских фестивалей. Внешне они выглядят как обыкновенные фольклорные выступления мастеров искусств, самодеятельных коллективов, как демонстрации работ народных умельцев – кузнецов, вышивальщиц и пр. Но Бажовский фестиваль несет и главную нагрузку – мистическую. Проводится он в течение недели на озере Чебаркуль под Челябинском во время дней летнего солнцестояния (отчего-то и сатанисты эти дни тоже празднуют). Для бажовцев Фестиваль является прообразом «тысячелетнего царства», которое началось в послевоенный период и пришлось на молодость активистов бажовского движения. Поэтому помимо фольклорных действий, за которыми явно проступают языческие ритуалы (скакания через костры, купания в ночь Ивана Купалы, сжигание чучела, установка по лагерю деревянных идолов – персонажей бажовских сказов) и пропаганда неоязыческих ценностей, фестиваль ставит перед собой задачу возрождения «духа тысячелетнего царства». Летом 1995 года Бажовский фестиваль собрал 6000 участников. Фестиваль был организован с размахом при помощи Бажовской академии сокровенных знаний, Российского фонда культуры, администрации Челябинской области, министерств культуры Казахстана, Узбекистана, Башкортостана 584 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novye-re...

«1. Религии, имеющие многовековую историю, но представляющие инокультурную религиозную традицию, не имеющую исторических, этноконфессиональных корней на территории России или бывшего Советского Союза, привнесенные в последнее десятилетие из-за рубежа, находящиеся в формальном подчинении зарубежным религиозным центрам и координируемые ими. К данной группе могут быть отнесены, например, многочисленные протестантские группы и движения американского, южнокорейского или иного происхождения, некоторые течения ислама, буддизма и т.п.; 2. Так называемые религии «Нового века» - НРД, возникшие в последние 100-150 лет и по основам вероучения не соотносимые ни с одной из известных мировых религий. Зачастую они провозглашают собственную культурно-религиозную автономность, имеют эклектичную доктрину, претендуют на надконфессиональность. Нередко такие движения, возглавляемые харизматическим лидером, выдвигают альтернативные программы развития человека и общества. К такого рода движениям, привнесенным в Россию в последние десятилетия и подчиняющимся зарубежным религиозным центрам, могут быть отнесены, например, Сайентология, Церковь объединения (Муна), Международное общество сознания Кришны, вера Бахай и некоторые другие; 3. НРД отечественного происхождения, возникшие или структурно оформившиеся в последнее десятилетие и по характеру близкие к религиям «Нового века». Наиболее крупными из них на сегодняшний являются Церковь Последнего Завета (виссарионовцы), Белое братство - Юсмалос, Бажовское движение, движение «Анастасия», последователи П.К. Иванова (ивановцы) и др.»(16). Религиозные организации, относящиеся к первой группе сект и новообразований, часто именуют «историческими» или «классическими» сектами или новыми религиозными движениями. Среди второй и третьей групп сект и новообразований отдельно следует выделить целый ряд религиозных организаций в отношении характера деятельности которых постепенно входят в научный обиход термины «тоталитарная секта» и «деструктивный культ» (например, АУМ Сенрике, различные сатанинские культы и секты).

http://ruskline.ru/analitika/2016/08/31/...

Конец света в 1997 году: предсказание " православных " рериховцев Уже несколько лет мне приходится постоянно разъяснять: рериховское учение - это учение религиозно-сектантское и движение рериховцев есть именно секта. Как всегда в таких случаях в ответ сыпались обвинения в нетерпимости и намеки на " возвращение " во времена инквизиции. Когда мы предупреждали об опасности " Белого Братства " - мы слышали то же самое. Когда мы выступали против деятельности " Аум Синрике " - слышали те же слова. Мы говорили, что люди, извращающие Евангелие, не остановятся перед насилием над историей и над человеческими жизнями. А в ответ слышали: " Но это же так интересно - дать новое прочтение " старого " Евангелия! " Мы говорили, что люди, практикующие оккультизм, рискуют своими душами. Нам возражали: " Что плохого в " расширении сознания " ? Мы просто сбрасываем оковы христианских догм! " Недавно три десятка американцев из секты " Небесные врата " , сбросив эти " оковы " , улетели на " райские планеты " в дыму самосожжения... А вот еще один, увы, российский, пример того, что происходит с умами людей, " переросших " Евангелие и пожелавших выйти на " контакт " с " Космической Иерархией " . И произошел он с людьми, которые, к сожалению, не прочь выдать себя за православных. Речь идет о рериховцах. В предыдущих статьях речь шла об оккультных симпатиях и непродуманных действиях православных в целом людей. Теперь же разговор пойдет о сознательных оккультистах, притворяющихся православными. От них постоянно слышишь: " Мы, православные рериховцы... " Они настойчиво повторяют, что Православие должно принять Агни Йогу: " Ответственно заявляем, что настала пора Божьей воле взять за основу учение " Живой Этики " , то бишь Агни Йогу " . Один из таких людей возглавляет Уральскую Рериховскую академию. О себе эта " академия " пишет так: " Уральская Рериховская академия общественная организация, созданная в 1987 г. За 10 лет деятельности создан творческий коллектив сотрудников, который в течение шести лет проводил Всесоюзные Рериховские встречи. Это престижные философские семинары, объединяющие ученых со всех уголков страны. В течение последних лет Академией проведено три Международных Бажовских фестиваля. Академией издается журнал " Беловодье " , газета " Атлантида " " . Учредителем только что упомянутой газеты, которую я сейчас буду обильно цитировать, является Уральский духовно-этический центр Рериха, располагающийся в Челябинске. Президент академии В. Соболев в этом номере газеты делится своими пророчествами о предстоящих событиях. Они интересны мне потому, что рериховец, естественно, называет себя православным и вовсю использует дорогие для христианина имена. " Воскресение Серафима Саровского, расцвет Православия в России и Откровение Иоанна запланированы на 1997-98-99 годы " .

http://predanie.ru/book/71840-okkultizm-...

На Урале существует несметное количество сект, и, что характерно, Урал не только адаптирует приезжие секты, но и активно генерирует свои собственные, которые мы называем аутентичными. Аутентичные пермские секты — это и «Ведиум», и секта Белодеда, и «Всемирный духовный центр города Перми», и «Чаша Грааля», и «Экологос», и ряд других менее заметных. Во всех других уральских городах мы также зафиксировали появление аутентичных сект. В Екатеринбурге влияние и авторитет новых религиозных движений и сект не слабее, чем в Перми. Достаточно упомянуть следующий факт политической жизни. На выборах губернатора во время противостояния Страхова и Росселя (1995 г.) муниты и сайентологи, привлеченные командой Страхова, агитировали за его избрание. Но наиболее яркое и выразительное проявление нынешнего духовного состояния Урала возникло в Челябинске. Это Бажовское движение». О нем необходимо рассказать более подробно. Религиозное учение бажовцев синтезирует учение Рерихов, русское язычество, зороастризм, оккультизм и паранаучные идеологемы. Движение имеет поддержку со стороны государственных органов власти, фонда культуры, государственных и коммерческих предприятий. Бажовцы содержат собственное учебное заведение — Бажовскую академию сокровенных знаний, издают собственную газету «Атлантида», активно занимаются книготорговлей, имеют выход на местные СМИ, включая радио и ТВ. Руководители этого движения тесно сотрудничают с челябинским отделением партии «Демократический выбор России» и все свои ключевые материалы печатают в ее партийной газете «Акция». Движение основало Уральский евразийский клуб (аналог Римского клуба), в котором вырабатываются «концептуальные идеи развития уральского региона». В работе Уральского клуба наряду с астрологами, уфологами, экстрасенсами и проч. принимают участие крупные чиновники челябинской администрации, в том числе председатель областной Думы Скворцов. Как религиозное движение бажовство возникло в начале 90-х годов, отпочковавшись от движения Рерихов. Отчасти оно представляет собой попытку русифицировать рерихианство. Организационное оформление завершилось к 1992 году. Бажовское верование является мессианским, эсхатологическим религиозным учением, образцом религиозных представлений постсоветской технической интеллигенции и чиновничества. Все это пропущено через творческую религиозную активность Владимира Соболева, основателя бажовской веры и ее пророка.

http://religare.ru/2_7152.html

Среди них мы особо хотели отметить псевдопатриотическое движение «К Богодержавию» генерала Петрова, изуверское по своим целям и задачам, а также секты «Радастея», «Троянова тропа», «Культ Ура», бажовское движение и т. д. Мы, специалисты в областях богословия, религиоведения, образования и культуры, со всей ответственностью свидетельствуем, что любые апелляции к так называемому древнему ведическому знанию, якобы существовавшему на Руси задолго до христианства, несостоятельны ни с исторической, ни с богословской, ни с культурологической точек зрения. Мы подчеркиваем, что русская культура, русская государственность и жизнь нашего народа немыслимы без Православия. По нашему глубокому убеждению, второго неоязыческого эксперимента над собой ни наша страна, ни наш народ уже не выдержат. 27. Особо мы хотим подчеркнуть антихристианскую, оккультную, антропософскую основу «Вальдорфской педагогики». Мы выражаем свое крайнее недоумение тем, что эта расистская система, враждебная учению Христа, которая в странах Европы поддерживается только частными лицами и общественными инициативами, встретила в России государственную поддержку. Нам представляются незаконными и некорректными действия Министерства культуры России, учредившего Государственную академию эвритмического искусства, равно как и действия Министерства образования России, директивно поддерживающего антропософию и вводящего в государственных школах преподавание по системе вальдорфской педагогики. 28. Мы констатируем, что вопросы религиозной политики в России носят принципиально иной характер, чем на Западе. Это связано с тем, что в России вся земля, большинство публичных зданий, конференц-залов, кинотеатров, школ, библиотек и т. п. являются в той или иной степени государственными. Поскольку именно в такого рода публичных местах находятся по большей части организационные и проповеднические центры тоталитарных сект, создалась ситуация, при которой деятельность этих сект поддерживается государством. Мы считаем, что никакое светское государство не должно оказывать своей поддержки тоталитарным сектам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Женская рука создателя " религии " чувствуется и в символике — шестиконечная звезда с красной розой, — и в обрядах. Обряды привлекают " красивостью " . Самый поэтичный из них — " Предание Святому Огню плоти ушедшего Духа " , то есть отпевание. Согласно требованиям учения, труп необходимо сжигать, дабы " предохранить планету от возникновения всякого рода болезнетворных вирусов, бактерий и микробов " . " Плоть ушедшего Духа " сжигается на костре из ароматных трав и красных роз. Община молодая и пока на нее пришелся только один умерший. По признанию богемцев, сжечь его в соответствии с этим красивым обрядом не удалось. Крематория в Балакове нет, а температура горения красных роз слишком низка. В 1994–1996 годах богемцы пытались организовать общинную жизнь в Балаково. Для этого они арендовали здание детского сада, пытались взять под контроль одну из школ города. Балаковская администрация относилась к ним враждебно, пыталась пресечь их деятельность фискальными и административными мерами. Весной 1996 года большая часть общины и ее лидер переехали в Черемшаны под Хвалынском, где они арендуют часть санатория, " расплачиваясь не деньгами, а трудом " . Этот санаторий расположен в зданиях бывшего комплекса старообрядческих Черемшанских монастырей, до революции одного из основных центров старообрядчества. В настоящее время саратовская община белокриницких старообрядцев поставила вопрос о возвращении им Черемшан, так что богемцев, возможно, ждут новые неприятности. Хвалынская администрация отнеслась к богемцам благожелательно, и они планируют со временем построить в Черемшанах " Центр Богемы " . Община (ок. 250 человек) живет замкнуто, чужих не пускают. Богемцы ведут активную миссионерскую деятельность на территории Саратовской области. В 1997 году постоянно функционировали миссионерские пункты в Саратове, Аткарске, Ершове, Красноармейске; сохранилась маленькая община в Балакове. К русским аутентичным религиозным группам, выросшим из рериховского движения, можно отнести и Бажовское движение, о котором шла речь в одной из предыдущих лекций.

http://religare.ru/2_7172.html

серебр – Сборн. для ист. старообр. Попова, вып. V, стр. 209. 132 Последний стоит того, чтобы сказать о нем несколько слов. Он был сын климоуцкого священника 3ахарии. Поступив в белокриницкий монастырь еще мальчиком, он уже в то время удивлял монахов своим искусством в пении и знанием церковной службы. Замечательные природные дарования и редкая любознательность помогли ему не заглохнуть даже в той мертвящей среде раскольнического монастыря, куда с юных лет забросила его судьба. Он хорошо изучил немецкий язык, умел читать по-гречески и по-еврейски; и всего этого он достиг собственными усилиями без всяких посторонних руководителей. Благодаря знакомству с профессорами и студентами черновицкой академии и с нашим посольским священником в Вене, он имел возможность читать хорошие журналы и книги, и обогащать себя сведениями. Все почти небогатые средства свои он употреблял на покупку необходимых книг, из которых составил себе небольшую библиотеку. Как человек умный и довольно образованный, он, особенно с тех пор, как Онуфрий оставил Белую Криницу, сделался правою рукою и головою Кирилла во всех затруднительных случаях, в какие когда-либо ставился этот владыка; ездил с ним в одной карете, давал его мужиковатой особе сколько-нибудь приличный вид, и снабжал его в каждом нужном случае советами. На него же возложено было дело сношений с местными гражданскими властями и все письменные занятия по делам митрополии. Познакомившись с Окружным посланием, он с полным сочувствием отнесся к нему, всегда был на стороне его, и к тому же старался расположить и Кирилла, хотя и безуспешно. Совр. движен. в раск., Москва, 1865 г. стр. 10–11. 133 Последний ставился прямо в видах противодействия замысла Софрония, но не успел оправдать возлагаемых на него русскими епископами надежд. 4 мая 1864 г. он попался в руки правительства и посажен в заключение. Сборн. для Ист. старообр. Попова, вып. V, стр. 210; Русск. Вестн. 1860 г. янв., стр. 229. 135 Филарета, который мог бы расположить Кирилла в пользу окружников, «московские крамольники» постарались разлучить с Кириллом и держали его «в неволе», а Кирилла подчинили своему влиянию, так что он делал то, что им хотелось.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorich...

«Богосл. Вестн.» 1916, январь, стр. 48 В. А. «Понятие о Церкви в противоиудейской полемике первых двух веков» «Богосл. Вестн.» 1912, май, стр. 1., июнь, стр. 241 «Вопрос о Церкви в догматической полемике с донатизмом оптат Милевийский» «Богосл. Вестн.» 1912, сентябрь, стр. 247 «Вопрос о Церкви в полемике блаж. Августина против донатистов» «Богосл. Вестн.» 1912, октябрь, стр. 297 «Воплощение и смирение» «Моск. Церк. Вед.» 1913, 51–52 «Моск. Церк. Вед.» 1914, 51–52 «Пасха Нетления» «Моск. Церк. Вед.» 1915, 12–13 «Вифлеем и Голгофа» «Отдых Христ.» 1916, 12 «Грех против Церкви». (Думы об интеллигенции) Петроград, 1916 «Постное и пост» «Чтен. в общ-ве любит. дух. просвещен.» 1914 год Литература «Церк. Вед.» 1913, 50, стр. 561 1935, 23–24, стр. 4 «Прав. Собес.» 1915, сентябрь, стр. 105 «Изв. Каз. Еп.» 1913, 27–28; стр. 839. 1913, 30, стр. 919 1963, 3, стр. 50 «Вестн. Св. Син.» 1923, 4, стр. 23–24 «Вестн. русс. студ. христ. движен.» Париж, 1930, 11 «Именн. список ректор. и инспектор. Дух. Акад. и семинар. на 1917 год» стр. 20 Елевферий митр. «Неделя в Патриархии» Париж, 1933, стр. 123–124 Тодорович Т.П. «К сорокалетию пастырства» т. 1, стр. 367–368 Архимандрит Иоанн (Снычев). «Церковные расколы» стр. 96–97; 193–194; 315–316; 380–381 Заметки и дополнения Е.М. ФПС III 107, стр. 9 т. XIX, стб. 184 Nach M. Pol’skij, Novye mueniki I, 125–134, war er seit seiner Bischofsweihe (1920) kaum zwei Jahre in Freiheit. Bevor er am 07/20.12.1923 auf die Solovki-Inseln (Kemskij Lager) verurteilt wurde, war er schon ein Jahr in Verbannung in Archangelsk. Mit dem Patriarchen in Moskau hat er nicht länger als ein halbes Jahr Zusammenarbeiten können. 1929 sollte er nach Alma-Ata verbannt werden. Er starb aber in einem Durchgangslager in Petersburg an Flecktyphus. Literatur M. Pol’skij Novye mueniki I, 125–134, 167, 179; II, 28 Prav. Rus’ 1980, 110–120 Regel’son 339, 344, 345, 347, 394, 397, 452, 460, 531 Vest. russ. chr. dv. 134 (1981) 227–234 Joh. Chrysostomus Kirchengeschichte I, passim; II, 25, 27, 146

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002