Двое молодых пастухов, сидевших у костра в пещере, среди спавшего стада коз и овец, встали, тоже низко поклонились, подбросили хвороста в огонь, постлали овечьи меха, пожелали гостям доброй ночи и вышли со стадом. Иссахар и Нааман сели у огня. «Люди рождаются на страданье, как искры пламени, чтоб устремляться вверх», – вспомнил Иссахар слова Ахирама, глядя на искры в дыму, и подумал: «Завтра Элиав узнает все и простит, полюбит меня!» Лег и, только что закрыл глаза, начал спускаться по темным, подземным ходам в Нут-Амоново святилище бога Овна; шел-шел и все не мог дойти – заблудился. Красной точкой вдали замигал огонек. Он пошел на него. Точка росла, росла и выросла в красное, на черном небе, солнце. Кто-то стоял под ним, в белой одежде, с тихим лицом, как у бога, чье имя: «Тихое Сердце». Тихий голос сказал: «Ты, Отец, в сердце моем, и никто Тебя не знает, – знаю только я, Твой сын!» – «Проклят обманщик, сказавший: я – Сын!» – закричал Иссахар и, выхватив нож из-за пояса, хотел ударить. Но увидел красную, по белой одежде льющуюся кровь. «Воззрят на Того, Кого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают о сыне», – вспомнил пророчество, выронил нож и упал к ногам Пронзенного, с воплем: «Кто ты?» – Ахирам, дядюшка твой, а ты думал кто? Да ну же, проснись, сынок! – услышал он голос Ахирама и проснулся. – Что с тобой, Рыженький? Сон дурной приснился, что ли? – говорил старик, ласково гладя его по голове. – А вот и пропуск! Вынул из-за пазухи и подал ему глиняную дощечку: рядом с царскою печатью, солнечным кругом Атона, стояло наверху число месяца, а внизу – подпись: «Тутанкатон». Иссахар взял дощечку и смотрел на нее, все еще дрожа так, что зуб на зуб не попадал. – Камешек давай! – сказал Ахирам, взглянув на него подозрительно: как бы не отказался от платы. Иссахар вынул из мошны и подал ему камень. – Да что ты как испугался? Аль раздумал? Не пойдешь? – спросил старик. – Нет, пойду, – ответил Иссахар. VI – Бедная царица! Когда болит у бога живот, делать ему припарки, ставить промывательные и все-таки верить, что царь – бог, не так-то легко! – смеялся старый вельможа Айя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=189...

Главной причиной того, что отечественные исследования 1960–1970-х гг. явились надежным фундаментом для современной библейской археологии, стало то обстоятельство, что эти годы были для отечественного востоковедения временем восстановления интереса к общим проблемам древнего мира, а также возобновления раскопок советских археологов в ряде «библейских» стран: в Египте, Сирии, Ираке (см.: Мунчаев Р., Мерперт Н. Раннеземледельческие поселения Северной Месопотамии: Исследования советской экспедиции в Ираке (1969–1976). М., 1981; см. также: Мунчаев Р., Мерперт Н. Новые открытия и проблемы археологии Верхней Месопотамии (По материалам исследований экспедиции Российской АН в Сирии)//ВДИ. 1993, 4. С. 127–136). Сейчас вполне можно очертить круг этих проблем: история и религия доизраильских государств Ближнего Востока (см.: Дьяконов И. Люди города Ура. М., 1990; см. также: Шифман И. Культура древнего Угарита (XIV-XIII вв. до н. э.). М., 1987; Древняя Эбла (Раскопки в Сирии): [Сб. ст.]/Под общ. ред. И. Дьяконова. М., 1985) и культур, им современных (см.: Гельцер М. Надпись Бен-Адада I, царя Дамаска, и международные отношения в Передней Азии в начале IX в. до н. э.//ЭВ. 1958. [Т.] 12. С. 16–22; см. также: Винников И. Эпитафия Ахирама Библского в новом освещении//ВДИ. 1952, 4. С. 141–152), а также влияние их на общество ветхозаветного Израиля. Особый интерес в этом плане вызывала Древняя Финикия, – давшая Израилю как «хорошее» (письменность), так и «плохое» (языческие культы) (см.: Шифман И. Древняя Финикия – мифология и история//Финикийская мифология/Под общ. ред. Ю. Довженко. СПб., 1999. С. 185–327; см. также: Гельцер М. Новые исследования по истории Финикии//ВДИ. 1955, 4. С. 95–103). Некоторые из авторов исследований подобного рода, развивая традиции Б. Тураева , систематизировали совершенно исключительный материал, дающий нам возможность не только лучше понять религию и культуру финикийцев и всех ханаанеев, но и в очередной раз убедиться в правильности и историчности ее оценки ветхозаветными авторами (см.: Циркин Ю. Финикийская культура в Испании. М., 1976; см. также: Циркин Ю. Карфаген и его культура. М., 1986). Интересны и важны исследования об устроении частной (см.: Богословская И. Одежда оседлых народов Ханаана по древнеегипетским изображениям XVI-XII вв. до н. э. (Опыт исторической этнографии)//ВДИ. 1980, 3. С. 117–141), общественной (см.: Ольман Л. (Арье). Влияние культурного суперстрата на жизнь евреев Палестины II в. до н. э. – III в. н. э. (на примере системы мер длины)//Проблемы социального и гуманитарного знания: Сб. науч. работ/Отв. ред. Н. Вахтин. СПб., 1999. Вып. 1. С. 293–304; см. также: Антонова Е. К проблеме функций печатей ранних земледельцев Востока//СА. 1984, 4. С. 26–34) и религиозной жизни библейских обществ (см.: Баскакова Т. Модели религиозного развития древних ближневосточных обществ//ВДИ. 1999, 2. С. 3–31).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Хирам Хирам [кр. ф-ма от Ахирама, «(мой) брат возвышен» ]: 1) царь Тира (⇒ финикийцы), которого называют Хирамом I (в отличие от другого тир. царя Хирама, правившего во времена Кира). В Библии Х. упоминается как друг Давида и его сына Соломона. Еще до рождения Соломона (см. 2Цар. 7 ) Х. поставлял Давиду древесный материал, посылал своих плотников и каменщиков для строительства дворца в Иерусалиме ( 2Цар. 5:11 ). Х. оказывал Соломону помощь в сооружении храма ( 3Цар. 5 ) и, согл. 3Цар. 9:10 , был еще жив через 24 года после вступления Соломона на престол (сооружение храма началось на 4-м году царствования Соломона). Это противоречит данным Иосифа Флавия, который говорит лишь о 34 годах царствования Х., восшедшего, по его словам, на престол 19-летним, что опять же исключает продолжительное совместное правление с его отцом Авиваалом (Абибалом). Вероятно, даты, которые Иосиф Флавий заимствовал у Дия и Менандра, оказались неточными. Х., согл. их данным, царствовал в 979–945 гг. или (согл. У.Ф.Олбрайту) – в 969–936 гг. до Р.Х. Он ежегодно поставлял Соломону для строительства храма кедр и кипарис в обмен на 20 тыс. коров пшеницы и 20 тыс. коров (780 гектолитров) оливкового масла ( 3Цар. 5:8 ; 2Пар. 2:1 ), кроме того, Соломон получил от Х. золото, общий вес которого составил сто двадцать талантов (ок. 4000–4400 кг). По окончании строит. работ Соломон в благодарность за услуги предложил Х. 20 городов в Галилее. Но тирский царь, осмотрев их, отказался от подарка. Отсюда название этой земли – Кавул; значение этого названия не установлено ( 3Цар. 9:10–14 ). Х. помог Соломону и при оснащении морской экспедиции в Офир ( 3Цар. 9:26–28 ; 2Пар. 8:17 ). Полагают, что впоследствии Соломон выплатил Х. долги и выкупил города, которые были отданы в залог, на что, видимо, указывает 2Пар. 8:2 . Х. расширил пределы Тира и украсил его постройками. Выступив в союзе с Израилем, он, не забывая о собств. интересах, помог Давиду и Соломону во многих их начинаниях; 2) сын некой вдовы из колена Неффалима. Отец Х. был родом из Тира ( 3Цар. 7:13 ); в 2Пар. 2:13 его матерью названа «женщина из дочерей Дановых». Возможно, она была родом из Дана, города, находившегося недалеко от удела колена Неффалима, и в первом браке была замужем за израильтянином из колена Неффалима, а во втором – за неким тирянином. Х. был сыном от второго брака и проживал в Тире; он, как и его отец, выполнял работы по меди при отделке храма Соломона ( 3Цар. 7:13–17 ; 2Пар. 4:11–16 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

12–13 Потомки Симеона по именам их родоначальников: род Немуэля, род Ямина, род Яхина, род Зераха и род Шауля. 14Это роды Симеонова колена – двадцать две тысячи двести человек. 15–17Потомки Гада: род Цифьона, род Хагги, род Шуни, род Озни, род Эри, род Ароди и род Арели. 18Это роды Гадова колена, и по подсчету мужчин в них было сорок тысяч пятьсот. 19У Иуды были сыновья Эр и Онан, но они умерли в Ханаане. 20Потомки Иуды, сохранившиеся в его колене: род Шелы, род Пареца и род Зараха. 21 Потомки Пареца: род Хецрона и род Хамуля. 22Это роды Иудина колена, и по подсчету мужчин в них было семьдесят шесть тысяч пятьсот. 23–24 Потомки Иссахара по именам их родоначальников: род Толы, род Пувы, род Яшува, род Шимрона. 25Это роды Иссахарова колена, и по подсчету мужчин в них было шестьдесят четыре тысячи триста. 26Потомки Завулона по именам их родоначальников: род Середа, род Элона, род Яхлеэля. 27Это роды Завулонова колена, и по подсчету мужчин в них было шестьдесят тысяч пятьсот. 28Потомки Иосифа в перепись вошли по их родам, произошедшим от Манассии и Ефрема. 29Потомки Манассии по именам их родоначальников: род Махира (Махир был отцом Гилада) и род Гилада. 30–32 Потомки Гилада: род Иэзера, род Хелека, род Асриэля, род Шехема, род Шемиды и род Хефера. 33(У сына Хефера Целофхада сыновей не было, только дочери. Имена дочерей Целофхада известны: Махла, Ноа, Хогла, Милка и Тирца.) 34Это были роды Манассии, и по подсчету мужчин в них было пятьдесят две тысячи семьсот. 35И вот потомки Ефрема по именам их родоначальников: род Шутэлаха, род Бехера и род Тахана. 36От сына же Шутэлаха Эрана произошел отдельный род. 37Это роды Ефремова колена, и по подсчету мужчин в них было тридцать две тысячи пятьсот. Всё это были потомки Иосифа по родам их. 38Потомки Вениамина по именам их родоначальников: род Белы, род Ашбела, род Ахирама, 39род Шефуфама и род Хуфама. 40Потомки Бела от его сыновей Арда и Наамана – роды, носящие их имена. 41Это роды Вениаминова колена, и по подсчету мужчин в них было сорок пять тысяч шестьсот.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

По всей видимости, в Святом Святых ветхозаветного храма была выражена следующая идея: Невидимый Бог восседает на Престоле, троне, между этими самыми херувимами славы. То есть, собственно, царем Израиля является Господь, а Святая Святых, в таком случае, видимо, Его подножием. Как мы видим на изображении царя Ахирама, у трона есть какое-то подножие, и им является Ковчег Завета, собственно, его крышка, капорет, которая в Священном Писании еще названа как очистилище. В Судный день на крышку должна была кропиться кровь жертвенных животных. Это означало, что Господь принимает жертву умилостивления как некое ходатайство от народа в знак грядущей Жертвы. Здесь очевиден символизм и указание на Новый Завет. Некоторое представление о том, как был устроен храм Соломона, дает святилище в 08-49 ?? Таэльдане?? Мы знаем, что при Ровоаме, сыне Соломона, Иеровоам, вождь раскола северных племен, воздвиг два святилища в Вифилии и  09-03 ?? Дани?? Если в Вифилии ничего не сохранилось, то высота в Дани сохранилась неплохо: посмотрите на изображение общего вида высоты 09-12 СЛОВО НЕРАЗБОРЧИВО Изображение жертвенника, рядом с ним фигурка человека: это я сам фотографировал. Мы можем составить представление, что примерно такого размера и был жертвенник перед Иерусалимским храмом. А рядом находилось святилище  – помещение размером где-то 60 на 45 метров. Вокруг него двор. Во дворе было найдено место, где священники закапывали пепел. Были найдены специальные лопатки для угля. Мы можем предположить, что утварь примерно та же самая, что в храме Соломона. Интересно, что в святилище этого храма примерно такая же кладка, какая была при Соломоне. То есть примерно спустя сто лет после Соломона аналогично, с учетом финикийской архитектуры воздвигается такое святилище. Как вы знаете, храм Соломона был разрушен вместе с Иерусалимом при нашествии Навуходоносора, Ковчег Завета похищен, поэтому во времена Господа Иисуса Христа существовал уже иной храм, который называют Вторым храмом. Как считается или считалось, единственным предметом, сохранившимся до наших дней от храма Соломона, является гранатовое яблоко, вырезанное из слоновой кости.

http://academy.foma.ru/tag/biblejskaya-a...

50 . Бузескул В. Открытия XIX и начала XX в. в области истории древнего мира: В 2 ч. Пб., 1923–1924. 51 . Варшавский А. Рукописи Мертвого моря. М., 1960. 52 . Василиадис Н. Библия и археология. М., 2004. 53 . Введенский Д. Авраам и Сарра в стране фараонов. Сергиев Посад, 1914. 54 . Введенский Д. Блуждающая гипотеза (к вопросу о «пан-вавилонизме»). Сергиев Посад, 1911. 55 . Введенский Д. Патриарх Иосиф и Египет (опыт соглашения данных Библии и египтологии). Сергиев Посад, 1914. 56 . Вейнберг И. Рождение истории: Историческая мысль на Ближнем Востоке середины I тысячелетия до н. э. М., 1993. 57 . Винников И. Эпитафия Ахирама Библского в новом освещении//ВДИ. 1952, 4. С. 141–152. 58 . Волков А. Иудаизм и христианство: история размежевания//ААС. М., 1999, 3. С. 55–63. 59 . Воронцов Е. , свящ. Лекции по библейской археологии за 1909/10 уч. г. Сергиев Посад, 1910. 60 . Всемирная история: В 13 т./Гл. ред. Е. Жуков. М., 1955–1983. 61 . Всемирная история: В 24 т./А. Бадак, И. Войнич, Н. Волчек и др. Минск, 1996–1997. Т. 1: Каменный век; Т. 2: Бронзовый век. 62 . Вулли Л. Ур халдеев. М., 1961. 63 . Геллей Г. Библейский справочник. Репр. СПб.; Лаге, 1996. 64 . Гельцер М. Значение раскопок в Библе для истории Древнего Востока (Обзор археологических материалов и письменных источников)//ВДИ. 1962, 2. С. 149–159. 65 . Гельцер М. Надпись Бен-Адада I, царя Дамаска, и международные отношения в Передней Азии в начале IX в. до н. э.//ЭВ. 1958. [Т.] 12. С. 16–22. 66 . Гельцер М. Новые исследования по истории Финикии//ВДИ. 1955, 4. С. 95–103. 67 . Гельцер М. Новые тексты из древнего Алалаха и их значение для социально-экономической истории Древнего Востока//ВДИ. 1956, 1. С. 14–27. 68 . Генинг В. Объект и предмет науки в археологии. Киев, 1983. 69 . Генинг В. Структура археологического познания: Проблемы социально-исторического исследования. Киев, 1989. 70 . Гладкий В. Древний мир: Энциклопедический словарь: В 2 т. Донецк, 1997. Т. 1: [А – О]; Т. 2: [П – Я]. 71 . Глубоковский Н. Хронология Ветхого и Нового Завета//ТКДА. 1910, 6, отд. 4. С. 239–270; 7–8, отд. 3. С. 375–408; 1911, 3, отд. 5. С. 365–394; 6, отд. 3. С. 200–228; 7–8, отд. 3. С. 357–377.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

38 Сыны Вениамина по поколениям их: от Белы поколение Белино, от Ашбела поколение Ашбелово, от Ахирама поколение Ахирамово, 38 Сии сонми Манассиины по согляданию их пятьдесят и две тысящы и седмь сот. 39 от Шефуфама поколение Шефуфамово, от Хуфама поколение Хуфамово; 39 И сии сынове Ефремли: Суфалу сонм Суфалин, Танаху сонм Танахин. 40 и были сыны Белы: Ард и Нааман; [от Арда] поколение Ардово, от Наамана поколение Нааманово; 40 Сии сынове Суфаловы: Едену сонм Еденин. 41 вот сыны Вениамина по поколениям их; а исчислено их сорок пять тысяч шестьсот. 41 Сии сонми Ефремли по согляданию их тридесять две тысящы и пять сот. Сии сонми сынов Иосифовых по сонмом их. 42 Вот сыны Дановы по поколениям их: от Шухама поколение Шухамово; вот семейства Дановы по поколениям их. 42 Сынове Вениамини по сонмом их: Валу сонм Валин, Асивиру сонм Асивиров, Иахирану сонм Иахиранин, Софану сонм Софанин. 43 И всех поколений Шухама, по исчислению их: шестьдесят четыре тысячи четыреста. 43 И быша сынове Валу Адерь и Ноеман: 44 Сыны Асировы по поколениям их: от Имны поколение Имнино, от Ишвы поколение Ишвино, от Верии поколение Вериино; 44 Адеру сонм Адерин, и Ноеману сонм Ноеманин. 45 от сынов Верии, от Хевера поколение Хеверово, от Малхиила поколение Малхиилово; 45 Сии сынове Вениамини по сонмом их по согляданию их четыредесять и пять тысящ и шесть сот. 46 имя дочери Асировой Сара; 46 И сынове Дановы по сонмом их: Самею сонм Самеин: сии сонми Дановы по сонмом их. 47 вот поколения сынов Асировых, по исчислению их: пятьдесят три тысячи четыреста. 47 Вси сонми Самеини по согляданию их шестьдесят четыри тысящы и четыреста. 48 Сыны Неффалима по поколениям их: от Иахцеила поколение Иахцеилово, от Гуния поколение Гуниево, 48 Сынове Неффалимли по сонмом их: Асиилу сонм Асиилев, Гоину сонм Гоинин, 49 от Иецера поколение Иецерово, от Шиллема поколение Шиллемово; 49 Иесрию сонм Иесриев, Селлиму сонм Селлимов. 50 вот поколения Неффалимовы по поколениям их; исчислено же их сорок пять тысяч четыреста. 50 Сии сонми Неффалимли по согляданию их четыредесять пять тысящ и четыреста.

http://drevo-info.ru/articles/8498.html

Иисус Христос и 12 апостолов. Рельеф саркофага. VI–VII вв. (ц. Сен-Гийом-ле-Дезер. Франция) Иисус Христос и 12 апостолов. Рельеф саркофага. VI–VII вв. (ц. Сен-Гийом-ле-Дезер. Франция) В НЗ слово πστολος в ряде случаев все еще сохраняет общее значение - «посланный кем-либо с определенной целью» (напр., Ин 13. 16: «Раб не больше Господина своего, и посланник (πστολος) не больше пославшего его», ср.: Мф 10. 40). А. могут называться уполномоченные христ. общин (напр., Тит и др. христиане в 2 Кор 8. 23 названы «посланниками церквей» (πστολοι κκλησιν)), сопровождающие в Иерусалим пожертвования, собранные общинами Греции. В этом же смысле ап. Павел называет апостолом Епафродита как апостола филиппийцев (Флп 2. 25; μν δ πστολος). Однако основным становится новое значение, к-рое выражено в словах ап. Петра перед избранием ап. Матфия : «Один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его» (Деян 1. 21-22). А. в НЗ в большинстве случаев называются 12 наиболее близких учеников Господа и ап. Павел . В отдельных случаях это наименование прилагается и к др. лицам: к Варнаве наряду с Павлом (Деян 14. 4, 14), к Андронику и Иунии (Рим 16. 7). Ап. Павел говорит об «Иакове и всех апостолах», явно отличая их от Двенадцати (1 Кор 15. 5, 7). Вплоть до кон. II в. по Р. Х. странствующие проповедники Евангелия все еще назывались А. О них говорится в 11-й гл. «Учения двенадцати апостолов» - «Дидахе» . Служение в Церкви по распространению евангельской веры среди непросвещенных народов подобно тому, как это делали А. Христа, и сегодня называется равноапостольным . Так, Церковь почитает равноапостольными Марию Магдалину , имп. Константина I Великого , Нину , просветительницу Грузии, вел. кн. Владимира , свт. Николая (Касаткина) , архиеп. Японского. Встречается и иная форма этого именования, напр. свт. Стефан Пермский - «апостол зырян». Служение А.

http://pravenc.ru/text/Апостолы.html

Ипполиту Римскому, либо сщмч. Дорофею , еп. Тирскому († ок. 362), исследователями отвергается, т. к. туда включены имена людей, существование к-рых ставится под сомнение, напр. Кифа (имя, данное Петру,- Гал 2. 9), Кесарь («из Кесарева дома», т. е. уверовавшие во Христа от царского дома,- Флп 4. 22) (Собор св. 70 апостолов. С. 20; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 6-11), однако это не исключает того, что в них присутствуют имена современников Иисуса Христа, действительно избранных Им в числе 70 учеников. Даяние закона. Рельеф саркофага. V в. (Нац. музей. Равенна) Даяние закона. Рельеф саркофага. V в. (Нац. музей. Равенна) Апостольское служение ап. Павла Савл был призван Христом после Вознесения Господа. Но несмотря на исключительность обстоятельств, при к-рых он стал благовестником, именование его апостолом вполне согласуется с общими принципами апостольства и, более того, позволяет уточнить саму природу этого служения. Как и Двенадцать, Павел был призван Самим Господом. И к нему в полной мере относятся слова Христа: «Не вы Меня избрали, а Я вас» (Ин 15. 16). Хотя Савл был призван через неск. лет после Воскресения (Деян 9; 22; 26), принципиально важно, что это произошло «не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом» (Гал 1. 1). По дороге в Дамаск совершилось то, к чему он был предназначен еще «от утробы матери» (Гал 1. 15). Но поскольку чудесное призвание Павла было сокрыто от мира, ему приходилось настойчиво говорить о своем апостольстве и убеждать всех, что он в полной мере соответствует его критериям. «Не Апостол ли я… Не видел ли я Иисуса Христа Господа нашего?» (1 Кор 9. 1), «у меня ни в чем нет недостатка против высших апостолов» (2 Кор 11. 5). Ап. Павел обращается к авторитету Самого Христа, когда ему необходимо подтвердить законность своего служения, поскольку источником его, как и для Двенадцати, является Сам Господь. Двенадцать до выхода на проповедь длительное время обучались и готовились к служению, пребывая в постоянном общении с Господом. Приготовление Павла к благовествованию было также продолжительным. От видения на пути в Дамаск до начала его первого миссионерского путешествия прошло неск. лет, в течение к-рых «Савл более и более укреплялся» (Деян 9. 22). Свящ. Писание впервые называет его «апостолом» только в Деян 14. 4. Этому предшествовала проповедь в Дамаске и Аравии, служение Антиохийской Церкви и прямое указание Св. Духа на его избранничество (Деян 13. 2). Апостолы, проповедующие народу. Миниатюра Хлудовской Псалтири. IX в. (ГИМ)

http://pravenc.ru/text/Апостолы.html

О значении К. свидетельствуют слова, к-рыми свт. Кирилл Иерусалимский опровергает мнение докетов, учивших, что страдание Христа на К. было призрачным (мнимым): «...если распятие на Кресте мнимость, а от Креста спасение, то и спасение мнимость. Если Крест мнимость, то мнимость и Воскресение. «А если Христос не воскрес, то мы еще во грехах наших» (1 Кор 15. 17). Если мнимость Крест, то мнимость и Вознесение; а если Вознесение мнимость, то, без сомнения, мнимость и Второе пришествие, и наконец ничего не будет твердого. Да будет тебе Крест первым незыблемым основанием, и на нем созидай все прочее учение веры» (Ibid. 13. 37-38). Иисус Христос с апостолами Петром и Павлом. Рельеф саркофага со сценами Страстей. Кон. IV в. (Музеи Ватикана) Иисус Христос с апостолами Петром и Павлом. Рельеф саркофага со сценами Страстей. Кон. IV в. (Музеи Ватикана) Отцы Церкви сщмч. Ириней Лионский, свт. Григорий Богослов , свт. Иоанн Златоуст и др. проводили параллель между древом познания добра и зла, принесшим человечеству смерть, и древом К., принесшим жизнь: «Через древо поразил диавол Адама; через Крест преодолел диавола Христос; то древо низвергло в ад, это же древо и отшедших извлекло оттуда» ( Ioan. Chrysost. De coemet. et de cruc. 2). Крест Христов отверз заключенный рай и ввел в него благоразумного разбойника (ср.: Лк 23. 42-43), к-рый уверовал в Господа Иисуса Христа на К. (см.: Ioan. Chrysost. De cruce et latrone. I 2). Господь не вознес К. на небо, и при Втором пришествии Он явится в преднесении К. На Страшный Суд Христос принесет с Собой Свой К. и Свои раны как свидетельства того, что Он действительно Тот, Кто был распят. Почитание К. в правосл. традиции имеет многовековую богословскую основу. В Посланиях ап. Павла многократно упоминается К. Проповедь о распятом Спасителе ап. Павел называет «словом о кресте», к-рое «для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,- сила Божия» (1 Кор 1. 18). Ап. Павел говорит о соблазне К. (Гал 5. 1), о гонении за Крест Христов (Гал 6. 12), о врагах Креста Христова (Флп 3. 18). О себе апостол пишет: «...я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал 6. 14). Иисус Христос, «вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евр 12. 2). Христос примирил человека с Богом посредством К., «убив вражду на нем» (Еф 2. 16; ср.: Кол 1. 20). Бог истребил и пригвоздил ко К. рукописание грехов человеческих (Кол 2. 14). Все творение, земное и небесное, примирилось с Богом через Христа, «Кровию креста Его» (Кол 1. 20). Во всех этих высказываниях «крест» является синонимом распятия - крестной смерти Спасителя.

http://pravenc.ru/text/2459015.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010