Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АХИРАМА САРКОФАГ Один из важнейших памятников финик. искусства и эпиграфики библейского периода. Найден в Библе (совр. Джубайль, Ливан) в 1923 г., в наст. время хранится в Национальном музее в Бейруте. По верхнему краю торца саркофага и по нижнему краю продольной стороны крышки выбита одна из древнейших надписей на древнебиблском диалекте финик. языка, выполненная финик. алфавитным письмом: «Саркофаг, который Иттобаал, сын Ахирама, царя Библа, сделал для Ахирама, своего отца, когда поместил его в «дом вечности». Если царь среди царей, или правитель среди правителей, или военачальник вступит в Библ и откроет этот саркофаг, да будет скипетр правления его сокрушен, да будет трон его правления низвергнут, и да уйдет мир из Библа, и да будет изглажена надпись его в Библе». На рельефные изображения ритуальных сцен, к-рыми украшены стенки А. с., оказало заметное влияние искусство Египта. Подножия в виде львов восходят к хеттским прототипам. Саркофаг Ахирама (Национальный музей. Бейрут). Фрагмент Саркофаг Ахирама (Национальный музей. Бейрут). Фрагмент На основании эпиграфических и лингвистических признаков большинство исследователей датируют эту надпись ок. 1000 г. до Р. Х. Очевидно, что она сделана раньше точно датированных надписей царей г. Библа Абибаала (ок. 930 г. до Р. Х.) и Элибаала (ок. 920 г. до Р. Х.). Нек-рые археологические данные (найденные в гробнице обломки сосуда Рамсеса II (1304-1237 гг. до Р. Х.), микенская и кипрская керамика) и лингвистические особенности памятника дают основание отдельным исследователям отстаивать более раннюю датировку - XIII или XII в. до Р. Х. (Г. Гарбини). Отмечая явное несоответствие расположения надписи художественному замыслу А. с., E. Липиньский предполагает, что надпись была сделана в X в. до Р. Х. на саркофаге, изготовленном значительно раньше. Согласно предположению М. Мартена, к моменту создания алфавитной надписи на саркофаге уже имелась надпись библским псевдоиероглифическим письмом, использовавшимся в сер. II тыс. до Р. Х.

http://pravenc.ru/text/77194.html

Г. отразил попытки колен Израиля захватить город (Нав 13. 5) и сохранял независимость в течение неск. веков. Из Г. посылали работников для постройки храма Соломона в Иерусалим (3 Цар 5. 18), ремесленники предлагали свои услуги Тиру (Иез 27. 9). Процветание Г. не было нарушено последовательной сменой в регионе господства персов, греков, римлян и арабов-мусульман. Раскопки в Г. открыли ок. 21 уровня обживания, такие памятники, как храм Хатора кон. III тыс. до Р. Х., аморейский храм Решефа, отмеченный вертикальными обелисками, рим. театр, большой замок крестоносцев. Самая известная находка - Ахирама саркофаг с одной из древнейших надписей (XI в. до Р. Х.), сделанных ханаанским алфавитным письмом, являющимся связующим звеном в развитии финик. алфавита. Важными находками, проливающими свет на развитие языка и письменности Финикии в библейскую эпоху, стали т. н. силлабические надписи Г. (обнаружены в 1929-1932, 1982) на каменных и металлических предметах в археологически точно не датированных слоях (II тыс. до Р. Х.?). Были обнаружены от 60 до 100 знаков геометрического и стилизованного рисуночного характера (птица, рыба, змея), многие из к-рых внешне похожи как на древнейшее западносемит. письмо, так и на егип. иероглифику. Попытки дешифровки (М. Дюнан, Б. Хрозны, Э. Дорм, А. Йирку, Г. Зобельманн, Дж. Менденхолл) не были приняты в науке. Большинство дешифровок основывалось на предположении, что язык этих надписей - западносемит., в частности протохананейский. Путем сравнения частотности слоговых знаков библского письма с частотностью слогов в семит. текстах 2-й пол. II тыс. до Р. Х. А. М. Кондратову и И. М. Дьяконову , по-видимому, удалось отождествить 5-6 значений знаков. Можно предполагать, что библское письмо явилось предком западносемит. письма или одним из звеньев в развитии письма от пиктографии к линейному алфавиту. Лит.: Montet P. Byblos et l " Égypte. P., 1928-1929. 2 vol. Beyrouth, 1998r; Dunand M. Fouilles de Byblos. P., 1937-1973. 5 vol.; idem. Byblos: Son histoire, ses ruines, ses légendes. P., 19682; Dhorme E. Déchiffrement des inscriptions pseudo-hiéroglyphiques de Byblos//Syria. 1948. T. 25. P. 1-35; Sobelmann H. The Proto-Byblian Inscriptions: A Fresh Approach//JSS. 1961. Vol. 6. P. 226-245; Albright W. F. The 18th-Cent. Princes of Byblos and the Chronology of Middle Bronze//BASOR. 1964. Vol. 176. P. 38-46; Weinstein J. M. Egyptian Relations with Palestine in the Middle Kingdom//BASOR. 1975. Vol. 217. P. 1-16; Гельб И. Е. Опыт изучения письма. М., 1982. С. 153-154; Дьяконов И. М. Комментарий// Гельб И. Е. Опыт изучения письма. М., 1982. С. 302-304; Mendenhall G. E. The Syllabic Inscriptions from Byblos. Beirut, 1985; Colless B. E. The Byblos Syllabary and the Proto-alphabet//Abr-Nahrain. 1992. Vol. 30. P. 55-102.

http://pravenc.ru/text/161813.html

Иерихон. Каменная башня. VIII–VII тыс. до Р. Х. Поворотным пунктом в развитии А. б. перед первой мировой войной считаются работы экспедиции Гарвардского ун-та под рук. Дж. Рейснера (совместно с К. С. Фишером) в Самарии (1908, 1910-1911). Д. Макензи, возглавивший раскопки в Бет-Шемеше (см. Вефсамис ) (Телль-эр-Румейлех, 1911-1912), выявил большое количество фрагментов эгейской («филистимской») керамики. Были обнаружены места неск. библейских городов: в 1913 г. Ватцингер и Зеллин открыли Сихем (Телль-Балата) вместе с самарийским храмом на горе Гаризим (работы продолжались до 1934). В кон. XIX в. произошло расширение зоны археологических поисков на территориях, связанных с новозаветной историей. Если в сер.- 2-й пол. XIX в. следы первых христиан искали почти исключительно в Риме, то к концу столетия их обнаружили в М. Азии, в Греции, на Балканах и в Египте. У. Рамсей сделал в М. Азии важнейшие открытия, подтвердив историко-географическую достоверность Евангелия от Луки; его работы повлияли на развитие и популяризацию христ. археологии. Не менее значительным было возникновение папирологии. На рубеже 80-90-х гг. XIX в. в результате раскопок Питри нашел тексты на папирусах в Файюме, в 1895 г. Б. Гренфелл и А. Хант обнаружили первые раннехрист. тексты в Оксиринхе под Каиром. Эти тексты дали необходимые для лингвистических и исторических интерпретаций сведения, позволили изучить общегреч. диалект. Не менее важны были находки арам. папирусов V в. на о-ве Элефантина . Межвоенные годы (Особенно 1920-1935) называют «золотым веком» ближневост. археологии. После первой мировой войны были открыты для археологических работ земли бывш. Турецкой империи, на управление к-рыми получили мандаты Англия и Франция. На Ближ. Востоке находили все большее применение методы раскопок, разрабатываемые доисторической и классической археологиями. Особое значение имели возросший интерес к археологии, а также продолжение богословской полемики между «модернистами» и «традиционалистами». С 20-х гг. XX в. открытия следовали одно за другим: Эль-Амарна (где начал работы Дж. Пендлбери) и Библ (библ. Гевал), порт древней Финикии, где П. Монте открыл гробницу с саркофагом царя Ахирама (см. Ахирама саркофаг ), Бет-Шеан в Десятиградии , где К. С. Фишер, А. Роу и Г. Фицджералд вскрыли слои до III тыс. до Р. Х.; Ч. Л. Вулли (до 1914 руководил работами в Кархемише) возглавил экспедицию Британского музея (до 1934) на руинах Ура , города Авраама (Ур, или Телль-эль-Мукайяр); 1925 г.- открытие «архива» в Нузи , содержащего сведения об эпохе ветхозаветных патриархов (Йорган-Тепе, сев. Багдада, у гор Юж. Курдистана).

http://pravenc.ru/text/Археология ...

Но главным достижением финикийской цивилизации стало, конечно же, изобретение алфавитного консонантного письма. О создании алфавита Активная торговля финикийцев с Месопотамией и Египтом вынуждала финикийских купцов в равной степени владеть как иероглифическим, так и клинописным письмом своих соседей. Но обе системы письменности были чрезвычайно громоздки и сложны в использовании. Назрела объективная необходимость в упрощении системы письменной коммуникации между людьми. Учёные до сих пор спорят об источниках, вдохновивших финикийцев на создание буквенного письма, в основе которого простой принцип: один звук – одна буква. Сегодня существует немало версий относительно происхождения семитского алфавита: египетская, крито-микенская, угаритская и др., но наибольшее распространение получила так называемая «египетская» теория. Финикийцы могли заимствовать у египтян саму идею консонантного письма, поскольку у египтян не существовало специальных знаков для обозначения гласных. Кроме того, по мнению ряда известных египтологов (А. Гардинера, К. Зете, В.В. Струве), многие знаки финикийского буквенного алфавита даже по своему внешнему виду весьма напоминают египетские полускорописные знаки. По всей видимости, от египтян финикийцы заимствовали и акрофонический принцип, в соответствии с которым слово, начинающееся определённым согласным, давало название и всей букве (ср.: ’alp – «бык» дало название букве ’ «алеф», bat – «дом» – b «бейт»). От угаритской же письменности финикийцы, вероятно, переняли порядок буквенных знаков. Итак, на смену сотням сложных знаков приходят простые по внешней форме и однозначные по смыслу знаки количеством в два-три десятка. Данный принцип, сократив до минимума количество запоминаемых знаков, сделал грамотность более доступной. Одним из самых древних из дошедших до нас текстов, написанных семитским буквенным письмом, является надпись на саркофаге царя города Библа Ахирама (см. рис. 42). Рис. 42. Саркофаг царя города Библа Ахирама с надписью – древнейший текст, написанный семитским буквенным письмом

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Если посмотреть на изображение реконструкции Иерусалима времен Соломона, то видно, что храм абсолютно доминирует над всем городом. Даже если он в чем-то повторяет черты или украшен аналогично храмам Сиро-Палестинского региона, его расположение совершенно уникально. Посмотрите, например, на 3-d модель: храм и дворец так называемый 04-42  – 04-44 ??Бейтхейлани?? и далее неразборчиво до 04-44  – это Сирия, IX  – VIII век до Рождества Христова. Мы видим дворец, вход в него с широкой стороны, а храм, очень похожий по своей структуре на храм Соломона, играет роль  – если перевести на наш современный язык  – домового храма или храма-часовни при дворце. Хотя структура очень похожа: есть Давир, колонна около входа. Очень важно, как и что было представлено в этом храме. По аналогии с храмами из Ханаана мы видим, что Святое Святых было приподнято над полом, отсюда разница в высоте храма, которая упомянута и в Священном Писании Храм был украшен орнаментальными решетками, пальметками. Интересно, что, несмотря на категорический запрет изображать идолов, в храме присутствует изображение херувимов. То есть они не противоречили идее поклонения Единому Богу. Этот вопрос о херувимах надо рассмотреть отдельно. Во-первых, каким образом, мы можем предполагать, были изображены херувимы в ветхозаветном храме. Как правило, когда мы говорим о херувимах, все вспоминают ренессансные изображения пухленьких детей, скорее напоминающих римских языческих божков любви, как на фресках из Помпеи, или что-то еще в это роде. Надо сказать, что ангельские существа керубы на Ближнем Востоке воспринимались совершенно иначе. Как правило, их изображали либо в виде львов с человеческой головой, либо полулюдей-полубыков. Интересны ассирийские изображения, копии которых мы можем увидеть в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Интересно, что смысл употребления существ, которые должны были выглядеть каким-то образом подобно финикийским или египетским изображениям, иногда даже похожи на сфинксов, по всей видимости, был следующим: часто находят царские троны, подножие которых представляют собой каких-то херувимоподобные существа. Посмотрите на изображение саркофага царя Библа Ахирама, который ему воздвиг сын. На стенке саркофага изображен Ахирам, восседающий на троне: он сидит на подобии каких-то таких существ.

http://academy.foma.ru/tag/biblejskaya-a...

13:8,9. Лепешки. Притворная болезнь Амнона, а также использование особой сковороды (упоминаемой в поздней еврейской литературе) для выпекания лепешек из теста указывает на то, что речь идет не просто о хлебе, а о легкоусвояемой пище, приготовленной со всеми предосторожностями против возможного отравления. 13:12,13. Мольба Фамари. В мольбе Фамари различимы четыре элемента. Во-первых, подобные поступки были не в обычае у израильтян. Случалось, что невест брали силой (см. насилие Сихема над Диной в Быт. 34или похищение танцующих девиц из Силома в Суд. 21:19,23 ), но подобные действия считались неприемлемыми, несвойственными израильтянам. Фамарь называет насилие «безумием» – словом, которое должно привести Амнона в чувство. Второй и третий элементы ее мольбы касаются чести – ее собственной и Амнона, соответственно. Она понимает, что в отсутствие свидетелей Амнону не грозит обвинение, и потому взывает к его рассудительности, замечая, что в противном случае его причислят к «безумным». И, наконец, Фамарь заявляет о своей готовности войти в дом Амнона в качестве его жены (ст. 13). 13:18,19. Одежда Фамари. Богатое вышитое платье (слово, встречающееся только в рассказе об Иосифе; Быт. 37:3 ) Фамари указывало на ее девичество и принадлежность к дому Давида. Разорвав одежду, Фамарь продемонстрировала, что она обесчещена. Она лишилась права носить это платье, а ее перспективы на будущее резко изменились. 13:19. Посыпала пеплом голову. Разрывание одежд, ношение вретища и посыпание головы пеплом – знаки скорби ( Есф. 4:3 ; Иер. 6:26 ). Изображения плакальщиц, положивших руки на голову, встречаются на финикийском саркофаге Ахирама, царя Библа (XIII в. до н. э.). В египетской «Повести о двух братьях» этот жест также является выражением скорби. 13:20. Судьба Фамари. Лишившись девственности, Фамарь утратила для своего дома всякую ценность, так как выдать ее замуж было практически невозможно. Это ясно из замечания, что Фамарь ушла из дома Давида и стала жить у Авессалома. Ее ожидало жалкое, неполноценное существование. В текстах из эль-Амарны незамужняя женщина уподобляется невспаханному полю. 13:23–39 Убийство Амнона и бегство Авессалома

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

1:13. Вретище. Вретище делалось из козьей или верблюжьей шерсти и было грубой и неудобной одеждой. Во многих случаях вретище прикрывало лишь бедра. На саркофаге Ахирама изображены плачущие женщины, на которых, вероятно, надеты вретища, опоясывающие их по бедрам, поверх юбок. 1:14. Святой пост. В небиблейских источниках древнего Ближнего Востока о посте говорится мало. Обычно пост соблюдали в связи с трауром. В Ветхом Завете пост имеет религиозное значение и, как правило, сопровождает просьбу перед Богом. Принцип заключается в том, что важность просьбы требует от человека сосредоточения всех духовных сил, так что физические потребности отходят на второй план. В этом свете пост можно рассматривать как процесс, ведущий к очищению и смирению перед Богом ( Пс. 68:11 ). Призывая к покаянию, Иоиль тем самым призывает народ поститься, чтобы удалить любой грех или другие препятствия, которые привели к бедствиям, от которых они страдают. 1:14. Священное собрание. Священные собрания служили цели совместного поклонения Богу. Они чаще всего проходили во время ежегодных праздников, но могли созываться и в другое время по требованию обстоятельств. В данном контексте, вероятно, речь идет о собрании старейшин, где могли приниматься некоторые решения и совершаться определенные ритуалы. 2:1–27 Нашествие саранчи и покаяние 2:17. Между притвором и жертвенником. Доступ к месту между притвором и жертвенником был ограниченным. Только священник для особых надобностей мог пройти за жертвенником по направлению к храму. Но оно использовалось также для совершения публичных актов. Согласно Иез. 8:16 , в этом месте совершали поклонение солнцу двадцать пять мужей. Во 2Пар. 24это место, где до смерти забили Захарию, сына Иодая (см.: Мф. 23:35 ). 2:20. Враг с севера. Север нередко считался символом темных сил. Враги часто шли именно с севера, поскольку основные подступы к Иерусалиму были оттуда. 2:20. Восточное и западное моря. Восточное море – это Мертвое море, которое служило восточной границей на суше. Западной границей страны было Средиземное море.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

20:26. Афек. Идентификацию места этого сражения затрудняет то обстоятельство, что в Древнем Израиле существовало несколько городов под названием Афек (возможно, не менее пяти). Тот, который чаще всего называют местом этого сражения, расположен к востоку от моря Галилейского на пути из Дамаска в Израиль. Однако и этот вариант вызывает сомнения, поскольку трудно представить, что арамеи избрали место, настолько удаленное от Самарии, а израильтяне отошли так далеко от дома, чтобы сразиться с ними. Наиболее разумно предположить, что сражение произошло где-то в окрестностях Изреельской долины, а использование Афека в качестве сборного пункта филистимлян в битве при Гелвуе повышает такую вероятность (ср. коммент. к 1 Цар. 28и 29:1). 20:30. Бегство в Афек. Ввиду того что Афек не идентифицирован, прокомментировать археологические данные о его укреплениях не представляется возможным. Обрушение стен не объясняется здесь ни осадой и штурмом, ни божественным вмешательством. Одним из основных методов разрушения стен был подкоп. Высказывают даже такое предположение, что основным назначением крепостных рвов (прорытых до подстилающей породы) и земляных насыпей было предотвращение подкопов, угрожавших разрушением стен. Если фундамент удалось ослабить, стена могла рухнуть. 20:31. Вретища и веревки. Вретище – это хорошо известный знак траура. На саркофаге Ахирама изображены плакальщицы во вретищах, обернутых вокруг бедер поверх юбок. Веревки, по-видимому, символизируют, что эти люди считают себя пленниками. На ассирийских и египетских рельефах изображены пленники из Сирии в узах, повязанных вокруг шеи. 20:33. Посадил его на колесницу. Вассал должен был бежать рядом с колесницей (о чем говорится в надписи арамейского царя Бир-Ракиба), тогда как равного по положению следовало посадить в колесницу. Называя Венадада братом и сажая его в свою колесницу, Ахав проявляет готовность возобновить их прежние отношения. Вероятно, ранее Ахав считался вассалом Венадада, в каковом случае между ними был заключен договор о сюзеренитете. Это обязывало Ахава платить дань и признавать над собой власть Сирии. В новых «братских» отношениях им предстояло заключить паритетный договор, не требующий уплаты дани. Такой договор должен был поставить их в равные условия, обеспечивая взаимную военную помощь, открытие торговых путей и равные возможности для купцов. Мягкость характера Ахава проявляется в том, что он довольствуется равным статусом и не пытается воспользоваться своим преимуществом, чтобы превратить Венадада в вассала.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

21:19. Псы, лижущие кровь. В те времена псы бродили по улицам и питались отбросами. Подобное обращение с чьим-либо телом (тем более с царским) означало бесславную смерть и даже невозможность погребения. Согласно всеобщему убеждению, это угрожало благополучию загробного существования (дополнительную информацию см. в коммент. к 3Цар. 16:4 ). Израильтяне верили, что тело («плоть») и душа, в сущности, неразделимы. Человек – это и душа, и плоть. По этой причине с мертвым телом обращались очень бережно, считая его продолжением человеческого существования. Ассирийские анналы 1-го тыс. до н. э. красноречиво свидетельствуют, насколько остро стояла эта проблема. Так, Ашшурбанипал наказывал своих противников, проволакивая их мертвые тела по улицам. Относящееся к этому периоду ассирийское проклятие гласит: «Пусть собаки разорвут твое непогребенное тело на части». 21:27. Реакция Ахава. Вретище и пост считались основными элементами покаяния и траура в Древнем Израиле. О соблюдении поста на древнем Ближнем Востоке известно очень мало. Обычно пост соблюдали во время траура. В Ветхом Завете пост почти всегда сопровождает обращение к Богу с прошением. Идея поста заключается в том, что человек, осознавая важность обращения к Богу, настолько заботится о своем духовном состоянии, что физические потребности отступают на второй план. В этом смысле пост означает очищение и смирение перед Богом ( Пс. 68:11 ). Вретище, сделанное из козьей или верблюжьей шерсти, было грубым и колючим. Во многих случаях вретищем покрывали только чресла. На саркофаге Ахирама изображены плакальщицы во вретищах, обернутых вокруг бедер поверх юбок. 22:1–40 Битва при Рамофе Галаадском 22:1. Хронология: битва при Каркаре. Со времени заключения договора между Ахавом и Венададом в конце гл. 20 прошло три года. По общему мнению, причиной прочности их союза была угроза со стороны ассирийского царя Салманасара III, который прокладывал свой путь на Запад. В 853 г. до н. э. он напал на Южный Арам, где в битве при Кар-каре его встретила коалиция из двенадцати западных государств. Салманасар упоминает Ахава Израильского и Адраазара Дамасского как двух наиболее влиятельных членов коалиции, возглавляемой Йарулени Хаматским. Каркар расположен на Оронте в 150 милях к северу от Дамаска, но всего в 25 милях от Хамата. Несмотря на заявления Салманасара о своей победе, изучение дальнейшей истории показывает, что западная коалиция преуспела в достижении своей основной цели. Только через двенадцать лет, после того как конфедерация распалась, Салманасар проявил некоторые признаки власти в этом регионе. По всей вероятности, именно успех в борьбе с Салманасаром подтолкнул Ахава к военным действиям против арамеев и к попытке вернуть Рамоф Галаадский.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

28:15–17. Храмовая утварь. Археологи раскопали много предметов храмовой утвари по всему древнему Ближнему Востоку, в том числе были найдены разнообразные жаровни, лопатки и сосуды. Дополнительную информацию об этих предметах см. в коммент, ко 2Пар. 4 . 28:18. Колесница с золотыми херувимами. Это единственное место в Библии, где объясняется связь между херувимами и колесницей. В Иез. 1 и 10 описываемые создания отождествляются с херувимами, которые сопровождают подвижный престол Яхве, но он нигде не назван колесницей. Библейские описания, а также археологические находки (в том числе прекрасные изделия из слоновой кости из Нимруда в Месопотамии, Арслан-Таше в Сирии и Самарии в Израиле) позволяют полагать, что херувимы представляют собой мозаичные (мифические) создания (они сочетают в себе черты различных существ, наподобие египетских сфинксов), часто с телами четвероногих животных с крыльями. Эти херувимы появляются в древнем искусстве довольно регулярно, часто в качестве обрамлений царских или божественных тронов, например, на подножии трона, изображенного на саркофаге Ахирама. 29:1–9 Приношения в храм 29:2. Оникс. Иногда переводится как «сердолик» или «лазурит»; какой именно камень имеется в виду, неясно. 29:2. Камни вставные. В других переводах – «бирюза» или «антимонит»; некоторые авторы полагают, что речь вообще идет об известковом растворе, которым скрепляли вставные камни в виде мозаики (см. ниже). 29:2. Разноцветные камни. Они указывают на мозаику из разных камней. Мозаики были очень популярны в классическом мире. Камни были натуральные, разных оттенков и привозились из разных мест. Самые древние мозаичные полы выстилались из разноцветных галек в виде орнаментов. Лишь позднее камни стали разрезать на кубики для мощения полов и создания мозаичных картин. Самые древние из сохранившихся образцов мозаики на Ближнем Востоке относятся к VIII в. до н. э. (Гордион в Малой Азии), хотя искусство мозаики известно уже с 3-го тыс. до н. э. («Царский штандарт» из Ура). 29:2.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

  001     002    003