Г. отразил попытки колен Израиля захватить город (Нав 13. 5) и сохранял независимость в течение неск. веков. Из Г. посылали работников для постройки храма Соломона в Иерусалим (3 Цар 5. 18), ремесленники предлагали свои услуги Тиру (Иез 27. 9). Процветание Г. не было нарушено последовательной сменой в регионе господства персов, греков, римлян и арабов-мусульман. Раскопки в Г. открыли ок. 21 уровня обживания, такие памятники, как храм Хатора кон. III тыс. до Р. Х., аморейский храм Решефа, отмеченный вертикальными обелисками, рим. театр, большой замок крестоносцев. Самая известная находка - Ахирама саркофаг с одной из древнейших надписей (XI в. до Р. Х.), сделанных ханаанским алфавитным письмом, являющимся связующим звеном в развитии финик. алфавита. Важными находками, проливающими свет на развитие языка и письменности Финикии в библейскую эпоху, стали т. н. силлабические надписи Г. (обнаружены в 1929-1932, 1982) на каменных и металлических предметах в археологически точно не датированных слоях (II тыс. до Р. Х.?). Были обнаружены от 60 до 100 знаков геометрического и стилизованного рисуночного характера (птица, рыба, змея), многие из к-рых внешне похожи как на древнейшее западносемит. письмо, так и на егип. иероглифику. Попытки дешифровки (М. Дюнан, Б. Хрозны, Э. Дорм, А. Йирку, Г. Зобельманн, Дж. Менденхолл) не были приняты в науке. Большинство дешифровок основывалось на предположении, что язык этих надписей - западносемит., в частности протохананейский. Путем сравнения частотности слоговых знаков библского письма с частотностью слогов в семит. текстах 2-й пол. II тыс. до Р. Х. А. М. Кондратову и И. М. Дьяконову , по-видимому, удалось отождествить 5-6 значений знаков. Можно предполагать, что библское письмо явилось предком западносемит. письма или одним из звеньев в развитии письма от пиктографии к линейному алфавиту. Лит.: Montet P. Byblos et l " Égypte. P., 1928-1929. 2 vol. Beyrouth, 1998r; Dunand M. Fouilles de Byblos. P., 1937-1973. 5 vol.; idem. Byblos: Son histoire, ses ruines, ses légendes. P., 19682; Dhorme E. Déchiffrement des inscriptions pseudo-hiéroglyphiques de Byblos//Syria. 1948. T. 25. P. 1-35; Sobelmann H. The Proto-Byblian Inscriptions: A Fresh Approach//JSS. 1961. Vol. 6. P. 226-245; Albright W. F. The 18th-Cent. Princes of Byblos and the Chronology of Middle Bronze//BASOR. 1964. Vol. 176. P. 38-46; Weinstein J. M. Egyptian Relations with Palestine in the Middle Kingdom//BASOR. 1975. Vol. 217. P. 1-16; Гельб И. Е. Опыт изучения письма. М., 1982. С. 153-154; Дьяконов И. М. Комментарий// Гельб И. Е. Опыт изучения письма. М., 1982. С. 302-304; Mendenhall G. E. The Syllabic Inscriptions from Byblos. Beirut, 1985; Colless B. E. The Byblos Syllabary and the Proto-alphabet//Abr-Nahrain. 1992. Vol. 30. P. 55-102.

http://pravenc.ru/text/161813.html

Хананеи в Египте. Роспись гробницы царевича Хнумхотепа II в Бени-Хасане. Египет. 1890 г. до Р. Х. Хананеи в Египте. Роспись гробницы царевича Хнумхотепа II в Бени-Хасане. Египет. 1890 г. до Р. Х. В пользу историчности повествования о патриархах обычно приводят такие аргументы, как древность имен патриархов, сходство их юридических норм, обычаев и обрядов с теми, к-рые известны из др. ближневост. документов нач. II тыс. до Р. Х. Имена патриархов типа Авраам, Исаак, Иаков, Лаван и Иосиф являются распространенными западносемит. личными именами и встречаются во мн. документах, начиная с текстов Мари (XVIII в. до Р. Х.) и до Ахирама саркофага (XIII-X вв. до Р. Х.) ( Albright W. F. From Stone Age to Christianity. 19572. P. 236 ff.; ср.: Westermann. Genesis 12-50. S. 84-85). Образ жизни кочевых скотоводов, к-рый вели патриархи, соответствует культурной среде нач. II тыс. до Р. Х. Этнологические исследования образа жизни номадов древности показали, что кочевники-скотоводы степи между пустыней и обрабатываемой землей находились в постоянном контакте с земледельческими поселениями, образуя сообщество, в к-ром земледельцы и скотоводы являлись взаимозависимыми частями одной племенной общности ( Westermann. Genesis 12-50. S. 76-81). Описанный в кн. Б. образ жизни патриархов имеет ряд общих черт со скотоводческим номадизмом, известным из текстов гос-ва Мари (XVIII в. до Р. Х.). Напр., определенное племя могло в одно время пасти скот, а затем заниматься земледелием. Патриархи изображаются прежде всего пастухами, но они имеют и крупный скот, к-рый используется в хозяйстве земледельческого типа (12. 16; 13. 5; 18. 7; 26. 14); Исаак даже сам занимался обработкой земли (26. 12 и след.). Различные юридические документы, найденные при раскопках в месопотамских городах Мари, Нузи и Алалахе , ввели новую информацию о достоверности нек-рых подробностей рассказов о патриархах. Социальные и правовые обычаи, описанные в кн. Б., могут быть сопоставлены с обычаями II и I тыс. до Р. Х. Практика усыновления домоправителем наследника, в т. ч. из рабов (ср. историю Елиезера - 15. 2-3), отражена в документах Нузи. В них же упоминается о выборе бесплодной женой мужу наложницы, к-рая должна родить наследника (16. 3). Право первородства, по законам Нузи, можно было продать (ср. историю Исава и Иакова - 25. 31-34), но только в кн. Б. членам одной семьи. Традиции усыновления проливают свет на отношения Иакова и Лавана, к-рый, по-видимому, не имел наследника по муж. линии, когда усыновил Иакова; присвоение Рахилью терафимов своего отца (31. 19) также находит объяснение в традиции того времени: зять, обладавший терафимом тестя, пользовался одинаковым правом с его сыновьями на наследство. В Нузи, как это описано и в Библии, умирающий патриарх благословлял свою семью (ср.: 27. 27-29; 49. 3-27).

http://pravenc.ru/text/153739.html

2:27. Отец-дерево, родитель-камень. В данном случае дерево – символ богини Ашеры, а мужское начало определяется выражением «ты родил меня». Таким образом, израильтяне совершенно осрамились и запутались в этом своем служении. Неизвестно, однако, относится ли этот текст к языческому культу в целом или исключительно к символам плодородия. 2:28. Сколько городов, столько и богов. Пантеоны различных древневосточных народов состояли из сотен, а иногда и тысяч богов. Иеремия утверждает, что иудеи в этом отношении не отличаются от своих языческих соседей. Кроме того, каждый город имел своего бога-покровителя, так что число богов увеличивалось с ростом числа городов. 2:32. Украшение. См. коммент. к Иез. 16:11,12 . 2:36. Посрамлена Египтом и Ассирией. Неясно, подразумевает ли Иеремия какие-то конкретные события, связанные с этими государствами, или это ссылка общего характера. Во всяком случае, в 732 г. до н. э. как Иудея, так и Израиль вступили в вассальные отношения с Ассирией. Однако Ассирия не защищала своих вассалов, а уничтожала их, что и случилось с Израилем в 721 г. до н. э. и с Иудеей в 701 г. до н. э. Египет же был не в состоянии защитить своих вассалов от Ассирии или других западно-азиатских царств. Следовательно, никакое царство не могло обеспечить безопасность, которую стремилась обрести Иудея. 2:37. Положив руки на голову. На Ближнем Востоке в древности этот жест был знаком скорби. Об этом свидетельствует изображение плакальщиц на финикийском саркофаге Ахирама, царя Библа XIII в. до н. э. В египетской «Сказке о двух братьях» этот жест также символизирует траур. 3:1. Закон о разводах. Многочисленные тексты из Месопотамии и Египта посвящены законам о разводе. Хотя эти законы в целом были в пользу мужчины, при определенных обстоятельствах женщины имели возможность получить развод. В данном контексте Иеремия опирается на тот аспект закона о разводе во Втор. 24:1–4 , где говорится, что муж не может снова вступить в брак со своей бывшей женой, если после развода она вышла замуж за другого человека. Таким образом, ответ на заданный Иеремией вопрос звучит отрицательно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

1:13. Вретище. Вретище делалось из козьей или верблюжьей шерсти и было грубой и неудобной одеждой. Во многих случаях вретище прикрывало лишь бедра. На саркофаге Ахирама изображены плачущие женщины, на которых, вероятно, надеты вретища, опоясывающие их по бедрам, поверх юбок. 1:14. Святой пост. В небиблейских источниках древнего Ближнего Востока о посте говорится мало. Обычно пост соблюдали в связи с трауром. В Ветхом Завете пост имеет религиозное значение и, как правило, сопровождает просьбу перед Богом. Принцип заключается в том, что важность просьбы требует от человека сосредоточения всех духовных сил, так что физические потребности отходят на второй план. В этом свете пост можно рассматривать как процесс, ведущий к очищению и смирению перед Богом ( Пс. 68:11 ). Призывая к покаянию, Иоиль тем самым призывает народ поститься, чтобы удалить любой грех или другие препятствия, которые привели к бедствиям, от которых они страдают. 1:14. Священное собрание. Священные собрания служили цели совместного поклонения Богу. Они чаще всего проходили во время ежегодных праздников, но могли созываться и в другое время по требованию обстоятельств. В данном контексте, вероятно, речь идет о собрании старейшин, где могли приниматься некоторые решения и совершаться определенные ритуалы. 2:1–27 Нашествие саранчи и покаяние 2:17. Между притвором и жертвенником. Доступ к месту между притвором и жертвенником был ограниченным. Только священник для особых надобностей мог пройти за жертвенником по направлению к храму. Но оно использовалось также для совершения публичных актов. Согласно Иез. 8:16 , в этом месте совершали поклонение солнцу двадцать пять мужей. Во 2Пар. 24это место, где до смерти забили Захарию, сына Иодая (см.: Мф. 23:35 ). 2:20. Враг с севера. Север нередко считался символом темных сил. Враги часто шли именно с севера, поскольку основные подступы к Иерусалиму были оттуда. 2:20. Восточное и западное моря. Восточное море – это Мертвое море, которое служило восточной границей на суше. Западной границей страны было Средиземное море.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

4:33. Говорил о животных. Как и в том, что касается растений, Соломон использовал свою способность рассказывать истории – притчи и басни о животных – с нравоучительной целью. Эзоп был далеко не первым писателем, использовавшим этот прием, ибо еще за тысячу лет до Соломона шумеры сочиняли басни о спорах животных. Самая известная из дошедших до нас аккадских басен – «Змея и орел». Нравоучительная литература Египта (напр., «Наставления Аменемопе») и Месопотамии (напр., арамейская «Книга премудрости Ахикара») также изобилует сравнениями и иносказаниями, построенными на образах животных и растений. 5:1–6:38 Постройка храма Дополнительную информацию о содержании гл. 5 см. в коммент. ко 2Пар. 2– 18 . 5:1. Отношения между Израилем и Тиром. Жители финикийского Тира, расположенного в 20 милях к югу от Сидона на острове в полумиле от берега, процветали благодаря своему контролю над морской торговлей по всему Средиземноморью. Их независимость подтверждается египетским отчетом о путешествии Ун-Амуна (ок. 1080 г. до н. э.), а об их влиянии свидетельствуют археологические находки на Кипре и в Карфагене на побережье Северной Африки. Тем не менее поглощенность торговлей и дефицит земли, пригодной для обработки, вынуждали их устанавливать отношения с соседними народами, которые были заинтересованы в товарах, доставляемых финикийскими судами, и могли расплачиваться за них зерном и другими природными богатствами. Объединение палестинского региона под властью Соломона делало его привлекательным торговым партнером для Хирама и надежным источником доходов для финикийских строителей и подрядчиков. 5:1. Хирам. Обычно царствование Хирама I Тирского (в финикийских источниках – Ахирам; в ассирийских – Hirummu) датируют 969–936 гг. до н. э., основываясь на хронологических вычислениях историка Иосифа Флавия (I в.). Он утверждает, что располагал обширными материалами по истории Тира, и представляет подробную информацию о правлении Хирама. Эта датировка почти не оставляет вероятности совпадения царствования Давида и Хирама и вызывает недоверие, связанное с методами вычислений, доступными Иосифу Флавию. Древние ближневосточные источники не предоставляют никаких сведений о Хираме I, но изобилуют упоминаниями о его жившем позднее тезке, Хираме II. Это имя хорошо известно по саркофагу Ахирама, царя близлежащего Библа, который датируют примерно тем же периодом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

28:15–17. Храмовая утварь. Археологи раскопали много предметов храмовой утвари по всему древнему Ближнему Востоку, в том числе были найдены разнообразные жаровни, лопатки и сосуды. Дополнительную информацию об этих предметах см. в коммент, ко 2Пар. 4 . 28:18. Колесница с золотыми херувимами. Это единственное место в Библии, где объясняется связь между херувимами и колесницей. В Иез. 1 и 10 описываемые создания отождествляются с херувимами, которые сопровождают подвижный престол Яхве, но он нигде не назван колесницей. Библейские описания, а также археологические находки (в том числе прекрасные изделия из слоновой кости из Нимруда в Месопотамии, Арслан-Таше в Сирии и Самарии в Израиле) позволяют полагать, что херувимы представляют собой мозаичные (мифические) создания (они сочетают в себе черты различных существ, наподобие египетских сфинксов), часто с телами четвероногих животных с крыльями. Эти херувимы появляются в древнем искусстве довольно регулярно, часто в качестве обрамлений царских или божественных тронов, например, на подножии трона, изображенного на саркофаге Ахирама. 29:1–9 Приношения в храм 29:2. Оникс. Иногда переводится как «сердолик» или «лазурит»; какой именно камень имеется в виду, неясно. 29:2. Камни вставные. В других переводах – «бирюза» или «антимонит»; некоторые авторы полагают, что речь вообще идет об известковом растворе, которым скрепляли вставные камни в виде мозаики (см. ниже). 29:2. Разноцветные камни. Они указывают на мозаику из разных камней. Мозаики были очень популярны в классическом мире. Камни были натуральные, разных оттенков и привозились из разных мест. Самые древние мозаичные полы выстилались из разноцветных галек в виде орнаментов. Лишь позднее камни стали разрезать на кубики для мощения полов и создания мозаичных картин. Самые древние из сохранившихся образцов мозаики на Ближнем Востоке относятся к VIII в. до н. э. (Гордион в Малой Азии), хотя искусство мозаики известно уже с 3-го тыс. до н. э. («Царский штандарт» из Ура). 29:2.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Если посмотреть на изображение реконструкции Иерусалима времен Соломона, то видно, что храм абсолютно доминирует над всем городом. Даже если он в чем-то повторяет черты или украшен аналогично храмам Сиро-Палестинского региона, его расположение совершенно уникально. Посмотрите, например, на 3-d модель: храм и дворец так называемый 04-42  – 04-44 ??Бейтхейлани?? и далее неразборчиво до 04-44  – это Сирия, IX  – VIII век до Рождества Христова. Мы видим дворец, вход в него с широкой стороны, а храм, очень похожий по своей структуре на храм Соломона, играет роль  – если перевести на наш современный язык  – домового храма или храма-часовни при дворце. Хотя структура очень похожа: есть Давир, колонна около входа. Очень важно, как и что было представлено в этом храме. По аналогии с храмами из Ханаана мы видим, что Святое Святых было приподнято над полом, отсюда разница в высоте храма, которая упомянута и в Священном Писании Храм был украшен орнаментальными решетками, пальметками. Интересно, что, несмотря на категорический запрет изображать идолов, в храме присутствует изображение херувимов. То есть они не противоречили идее поклонения Единому Богу. Этот вопрос о херувимах надо рассмотреть отдельно. Во-первых, каким образом, мы можем предполагать, были изображены херувимы в ветхозаветном храме. Как правило, когда мы говорим о херувимах, все вспоминают ренессансные изображения пухленьких детей, скорее напоминающих римских языческих божков любви, как на фресках из Помпеи, или что-то еще в это роде. Надо сказать, что ангельские существа керубы на Ближнем Востоке воспринимались совершенно иначе. Как правило, их изображали либо в виде львов с человеческой головой, либо полулюдей-полубыков. Интересны ассирийские изображения, копии которых мы можем увидеть в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Интересно, что смысл употребления существ, которые должны были выглядеть каким-то образом подобно финикийским или египетским изображениям, иногда даже похожи на сфинксов, по всей видимости, был следующим: часто находят царские троны, подножие которых представляют собой каких-то херувимоподобные существа. Посмотрите на изображение саркофага царя Библа Ахирама, который ему воздвиг сын. На стенке саркофага изображен Ахирам, восседающий на троне: он сидит на подобии каких-то таких существ.

http://academy.foma.ru/tag/biblejskaya-a...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «эпиграфики» найдены статьи: АХИРАМА САРКОФАГ памятник финикийск. иск-ва и эпиграфики библ. периода БОРИСОВЫ КАМНИ памятники древнерус. лапидарной эпиграфики и иконографии КЛЕРМОН-ГАННО Шарль Симон (1846-1923), франц. археолог, ориенталист, специалист по древней палестинской эпиграфике, дипломат КОЛДЕР сэр Уильям Мойр ( 2.07.1881 - 17.08.1960), археолог, специалист по греч. раннехрист. эпиграфике МАНГО Манго (Мэнго) Кирилл (Сирил) Александрович (род. 14.04.1928), брит. византинист, филолог, исследователь истории визант. лит-ры, архитектуры, искусства, эпиграфики и археологии, издатель исторических источников по разным аспектам визант. культуры Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/эпиграфики.html

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Гевал Гевал 1) гора в Ханаане, отделенная долиной от горы ⇒ Гаризим ( Втор 27:12,13 ). Недалеко от этих гор находились город Сихем и дубрава Море ( Быт 12:6 ). Г. (вые. 938 м) – голая, лишенная растительности скала. После перехода израильтянами реки Иордан Иисус Навин соорудил жертвенник из «цельных ».т.е. неотесанных камней и принес на нем жертвы всесожжения и жертвы мирные, а на больших, побеленных известью камнях написал «список с закона Моисеева», полученного израильтянами на горе Синай. Затем шесть израильских колен провозгласили с горы Гаризим благословение Израилю, а другие шесть колен с горы Гевал – проклятие ( Нав 8:30–35 ). Это было совершено во исполнение указаний Моисея ( Втор. 27 ). 2) (возможно, «горная страна»), финикийский город (в совр. литературе – Библ), располож. на побережье Средиземного моря между Бейрутом и Триполи ( Иез 27:9 ). Результаты раскопок свидетельствуют о том, что оживленная торговля с Египтом велась здесь уже во времена Древнего царства. Египтяне вывозили из Г. корабельный лес и медь, а ввозили папирус, который здесь перерабатывался. Отсюда произошло греч. название города – Библос («книга»). Среди док-тов архиваЭль-Амарнского найдено более 50 табличек, написанных Риб-Адди, царем Г. Известный исторический факт – плавание в Библ египтянина Унамона (незадолго до 1100 Г. до Р.Х.). Прим. 1000-м г. до Р.Х. датируется найденный в Г. саркофаг царя Ахирама с надписью из финикийских букв (⇒ Алфавит ). В Библии Г. упоминается в одном ряду с Тиром ( Иез 27:9 ). 3) гористая местность на вост. берегу Иордана, жители которой вошли в союз, направленный против Израиля ( Пс 82:8 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Вениамин праотец, прав. - житие Вениамин (ивр. Биньямин) — младший сын библейского патриарха Иакова и его любимой жены — Рахили. Родился по дороге в Вифлеем. Рахиль после родов захворала и скончалась. Перед смертью она нарекла сыну имя — Бенони, что значит «сын скорби». Однако, Иаков, находя в нём после смерти Рахили главное себе утешение, дал ему другое имя — Вениамин, что значит «сын моей десницы». Вениамин был единственный родной брат по матери Иосифу, который любил его больше всех своих братьев. По своему характеру Вениамин, однако, резко отличался от Иосифа, и Иаков в своём предсмертном благословлении характеризовал его как «хищного волка, который утром будет есть добычу, и вечером будет делить добычу». Последующая история колена Вениаминова вполне оправдывает эту характеристику. (Быт.49:27). Тотемный символ колена Вениамина — волк Книга Бытия называет следующих «сынов Вениамина»: Бела и Бехер и Ашбел; [сыны Белы были:] Гера и Нааман, Эхи и Рош, Муппим и Хуппим и Ард. Книга Паралипоменон также называет сыновей и внуков Вениамина: Бела, Бехер и Иедиаил, трое. Сыновья Белы: Ецбон, Уззий, Уззиил, Иеримоф и Ири Четвертая Книга Моисеева — Числа дополняет информацию из других книг Сыны Вениамина по поколениям их: от Белы поколение Белино, от Ашбела поколение Ашбелово, от Ахирама поколение Ахирамово, от Шефуфама поколение Шефуфамово, от Хуфама поколение Хуфамово; и были сыны Белы: Ард и Нааман; [от Арда] поколение Ардово, от Наамана поколение Нааманово; вот сыны Вениамина по поколениям их; а исчислено их сорок пять тысяч шестьсот. Заняв небольшую, но центральную площадь в Ханаане (к северу от Иерусалима между уделами Иуды и Ефрема), это колено отличалось чрезвычайно воинственным и мужественным духом. Их пращники вошли в пословицу. Воинственность развила в них крайнее самомнение, которое однажды привело их к ожесточённой борьбе со всеми остальными коленами, едва не окончившейся полным истреблением колена и жителей города Гивы Вениаминовой, восстановленного лишь через похищение девиц оставшимися немногими членами его (Суд.19).

http://pravicon.com/info-1967

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010