Глава 2 2 Давид вопросил Господа. Будучи полностью уверенным в том, что Бог избрал его преемником Саула на израильском престоле, Давид, тем не менее, не проявляет излишней самоуверенности и не торопит события, а напротив, как это он делал ранее (напр., 1Цар. 23,2.4.9–12; 30,7.8 ), просит совета у Господа. в Хеврон. Древний город в гористой части Иудеи (ок. 900 м над уровнем моря) в тридцати километрах к юго-западу от Иерусалима. В силу своего стратегически выгодного местоположения, а также ряда других причин он более всех других городов Иудеи подходил в качестве места помазания Давида на царство. Ко времени прихода евреев из Египта в землю обетованную Хеврон являлся царской столицей хананеев ( Нав. 10,3 ), однако еще с эпохи патриархов этот город был связан с историей народа Божиего (см. Быт. 13,18; 23,2.19; 35,27 ). 2 Ахиноама... Авигея. См. ком. к 1Цар. 25,40–44 . Изреелитянка. Под Изреелем, откуда была родом Ахиноама, следует понимать упоминаемое в Нав. 15,56 поселение, располагавшееся южнее Хеврона, а не более известный одноименный город на севере Израиля. Кармилитянка. См. ком. к 1Цар. 15,12; 23,14; 25,2 . 2 помазали там Давида на царство. См. 1Цар. 2,10 и ком. Уже будучи помазанным Самуилом в знак Божиего избрания ( 1Цар. 16,3.12.13 ), Давид теперь получает второе помазание, на этот раз в качестве царя иудейского. Третье помазание (5,3) сделает его царем и над Израилем. Триумф Давида. 2 благословенны вы у Господа. Восхваляя жителей Иависа Галаадского за милость, оказанную ими Саулу, Давид, во-первых, доказывает, что он не держит зла против покойного предшественника, и, во-вторых, подготавливает почву для того, чтобы обратиться к Галааду с предложением подчиниться его власти. 2 взял Иевосфея. См. ком. к 1Цар. 31,2 . Из последующего повествования становится ясно, что последний оставшийся в живых сын Саула был всего лишь марионеткой в руках Авенира. привел его в Маханаим. Местоположение Маханаима окончательно не установлено: известно, что этот город располагался на реке Иавок.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Навал грубо ответил: кто такой Давид? много теперь шляется рабов, убежавших от своих господ; разве я обязан отдавать всякому неизвестному встречному вино, хлеб и мясо, приготовленное для моих людей, стригущих овец? Услыхав этот ответ, Давид приказал своим товарищам вооружиться: 400 человек пошло с Давидом на Навала, а 200 осталось сторожить лагерь. Между тем Авигаиль услыхала от одного из своих рабов о происшедшей ссоре между Навалом и посланными Давида. Раб сказал ей, что Давид и его товарищи были с ним всегда дружелюбны, н ночью и днем за ними было безопасно, как за стеной. Тогда Авигаиль решила предупредить опасность: приказала доверенным рабам нагрузить ослов вином, хлебом, заколотыми овцами, зерном, плодами маслины и отправилась навстречу к Давиду. Встреча произошла в горах Давид гневно заявил ей, что так как Навал заплатил ему злом за добро, то еще до рассвета в его доме не останется в живых ни одного мужчины. Авигаиль тогда пала перед разбойником ниц и сказала: на мне вина, господин мой! Позволь сказать рабе твоей и подари внимание её словам! Пусть не огорчается господин мой от этого недостойного человека, Навала, ибо как он зовётся, таков он и есть: глупец он (nabhal) и полон неразумия; а я, рабыня твоя, не видала посланцев господина моего. Итак, пусть все враги твои будут подобны Навалу и всякий, кто захочет оскорбить господина моего. Теперь отдай эти подарка, которые рабыня твоя привезла господину своему, людям в свите твоей. Если Ягве пошлёт милость господину моему, то вспомни о рабе своей! Давид принял подарки и похвалил Авигаиль за разумное поведение. Когда Авигаиль вернулась домой, то застала там попойку, и сам Навал лежал мертвецки пьяный. На другой день жена рассказала ему обо всем; на Навала это так подействовало, что он десять дней был, как камень, а на десятый день Ягве поразил его смертью . Услыхав об этом, Давид послал людей привести Авигаиль, чтобы взять ее себе в жёны. Авигаиль немедленно повиновалась. Это, заботливо прибавляет легенда, была третья жена Давида: первая была Михаль, дочь Саула, которую Саул после бегства Давида отдал другому, вторая была Ахиноам, из Иезрееля; Авигаиль стала женою Давида одновременно с Ахиноам ( 1Сам.25:43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tsar-d...

1073 Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших… Пусть, как вода, течет суд, и правда – как сильный поток! 1074 Вы приняли скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали, чтобы поклоняться им: и Я переселю вас далее Вавилона. 1075 начал народ блудодействовать с дочерями Моава, и приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ [жертвы их] и кланялся богам их. 1079 И жил Давид у Анхуса в Гефе, сам и люди его, каждый с семейством своим, Давид и обе жены его – Ахиноама Изреелитянка и Авигея, бывшая жена Навала, Кармилитянка. 1080 И он вышел и сразился с Филистимлянами, и разрушил стены Гефа и стены Иавнеи и стены Азота; и построил города в области Азотской и у Филистимлян. 1081 когда саранча окончила есть траву на земле,я сказал: Господи Боже! пощади; как устоит Иаков? он очень мал. И пожалел Господь о том; «не будет сего», сказал Господь. 1082 вот, Господь Бог произвел для суда огонь, – и он пожрал великую пучину, пожрал и часть земли. И сказал я: Господи Боже! останови; как устоит Иаков? он очень мал. И пожалел Господь о том; «и этого не будет», сказал Господь Бог. 1083 И высоты, которые пред Иерусалимом, направо от Масличной горы, которые устроил Соломон, царь Израилев, Астарте, мерзости Сидонской, и Хамосу, мерзости Моавитской, и Милхому, мерзости Аммонитской, осквернил царь; 1084 И опустошены будут жертвенные высоты Исааковы, и разрушены будут святилища Израилевы, и восстану с мечом против дома Иеровоамова. 1085 И составил против него заговор Селлум, сын Иависа, и поразил его пред народом и убил его, и воцарился вместо него. 1086 За это, вот что говорит Господь: жена твоя будет обесчещена в городе, сыновья и дочери твои падут от меча, земля твоя будет разделена межевою вервью, а ты умрешь в земле нечистой, и Израиль непременно выведен будет из земли своей. 1087 что ты видишь, Амос? Я ответил: корзину со спелыми плодами. Тогда Господь сказал мне: приспел конец народу Моему, Израилю: не буду более прощать ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

11:26,27. Время плача. Обычно траур продолжался семь дней ( Быт. 50:10 ). Более продолжительного оплакивания удостаивались только исключительные личности (тридцать дней; Моисей, Втор. 34:8 ; Аарон, Чис. 20:29 ). Оплакивание мужа вдовой продолжалось столько же времени, сколько требовало очищение от прочих видов нечистоты, и только после этого ей разрешалось вступать в повторный брак (см.: Лев. 12:2; 15:19 ). 12:1–13 Упрек Нафана 12:2–4. Назначение притчи. Притча Нафана об овечке дает юридическое основание для обвинения Давида в прелюбодеянии с Вирсавией. Царь как главный защитник прав своего народа (см.: 15:4; 3Цар. 3:4–28 ) должен вынести решение и продемонстрировать свою мудрость. Давид действительно осуждает поступок «богатого человека», но у него не хватает прозорливости, чтобы понять, что он осуждает самого себя. 12:2–12. Характер обвинения. Дело, представленное Нафаном на суд Давида, казалось бы, не имеет никакого отношения к преступлениям Давида, ибо в нем не идет речь ни о прелюбодеянии, ни об убийстве. Но этот случай показывает, что прелюбодеяние и убийство – всего лишь следствие более серьезного преступления: злоупотребления властью. Фактически, Давид обвиняется Богом, говорящим через пророка, не в посягательстве на чужую жену, а в том, что царь убежден, будто ему все дозволено, и не довольствуется тем, что ему дал Бог. Это дает понять, что царь не выше закона, и ему придется отвечать за свои поступки – если не перед земными властями, то перед Богом. 12:5,6. Достоин смерти/должен заплатить вчетверо. Возмущенный Давид хотел бы приговорить бессердечного богача к смерти, но закон высказывается по этому вопросу со всей определенностью. Возмещение ущерба в четырехкратном размере согласуется с предписанием закона о краже овцы в Исх. 22 (кодекс Хаммурапи предусматривает штраф, в десять раз превышающий стоимость украденного животного). 12:8. Дом и жены господина. Поскольку царские браки свидетельствовали о могуществе монарха и представляли политические и экономические альянсы, заключенные в интересах государства, гарем предшествующего царя нередко доставался в наследство его преемнику. Таким образом обеспечивалась непрерывность действия договоров. После смерти Иевосфея ( 2Цар. 4:5–7 ) и восшествия Давида на престол следовало ожидать, что царь позаботится о семье Саула, в том числе о его гареме. Не исключена вероятность, что Ахиноама, о чьем браке с Давидом вскользь упоминается в 1Цар. 25:43 , была прежде женой Саула (Ахиноамь, 1Цар. 14:50 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

1 Голиаф из Гефа, единоборец стана Филистимского, оскорбляет израилитян и хулит Бога Израилева; 12 Давид, навещавший братьев, слышит насмешки Голиафа; 28 он убеждает Саула позволить ему выйти против Голиафа; 41 Давид убивает Голиафа камнем из пращи и отрубает ему голову; 52 Израиль прогоняет Филистимлян. 1 Давид и Ионафан; 5 Зависть Саула; попытки убить Давида; 17 Мелхола, дочь Саула, отдана Давиду в жены. 1 Ионафан говорит доброе о Давиде и вынуждает у Саула клятву, что он не умертвит его; 8 но Саул снова пытается погубить Давида, а Мелхола помогает ему скрыться; 18 Давид спасся в Раме у Самуила и его сонма пророков; даже Саул «во пророках». 1 Давид и Ионафан заключили завет дружбы для себя и потомства своего навеки; 17 Саул упрекает Ионафана за его любовь к Давиду; 35 Ионафан извещает Давида об опасности для его жизни. 1 Священник Ахимелех помогает Давиду и его людям, отдав им хлебы предложения, а также меч Голиафа; 10 Давид бежит к царю Гефскому; спасается, притворившись безумным. 1 В пещере Адолламской 400 мужей Давидовых с другими беженцами присоединились к нему; 3 Давид укрывает своих родителей у царя Моавитского и уходит в землю Иудину; 6 Доик Идумеянин доносит Саулу о помощи священника Ахимелеха, оказанной Давиду, и по приказу Саула поражает Ахимелеха, весь его дом и Номву, город священников; 20 спасся один только Авиафар, сын Ахимелеха, убежавший к Давиду под его защиту. 1 Давид освобождает жителей Кеиля от Филистимлян, но Авиафар предостерегает его, что они предадут его Саулу; 15 Давид скрывается в пустыне Зиф, но Зифеи тоже донесли об этом Саулу; 24 Саул погнался за Давидом, который еле скрылся от него. 1 Давид сберегает жизнь Саула в пещере в пустыне Ен-Гадди, 8 и этим доказывает Саулу свою верность ему; 16 Саул смягчается и возвращается домой. 1 Навал отказывается дать Давиду и его людям хлеба и поносит его; 14 Авигея, жена Навала, привозит дары свои Давиду и отвращает его гнев; 36 после скоропостижной смерти Навала Авигея становится женою Давида; 43 он берет себе в жену также Ахиноаму, но теряет Мелхолу.

http://azbyka.ru/kratkoe-soderzhanie-bib...

25:39–44. Царские браки как политические союзы. В дипломатических текстах из многих регионов древнего Ближнего Востока сохранились брачные контракты, которые играли роль политических союзов между государствами. Зимри-Лим, царь Мари (XVIII в. до н. э.), отдал своих дочерей в гаремы правителей соседних царств, а сам взял в жены несколько иноземных принцесс, чтобы увеличить могущество и обеспечить благополучие своего царства. Что касается Давида, то еще до воцарения в Израиле он заключил ряд браков, которые упрочили его политическое и экономическое положение. Так, женитьба на дочери Саула, Мелхоле, позволила Давиду войти в царскую семью. Брак с Авигеей обеспечил связи с регионом вокруг Хеврона, а брак с Ахиноамой из Изрееля позволил распространить влияние Давида на Мегиддон и Беф-Сан. Обширные родственные связи гарантировали Давиду поддержку советов старейшин по всей стране. 26:1–25 Давид получает еще одну возможность убить Саула 26:1. Место действия. См. коммент. к 23:14 и 23:19. 26:8–11. Помазанник Господень. См. коммент. к 24:6. 26:11. Копье и сосуд с водою. Обычно копья использовали пехотинцы в передних рядах, поэтому маловероятно, что у царя было копье такого рода. То обстоятельство, что Саул почти всегда имел под рукой копье (см., напр.: 18:10; 19:9; 2Цар. 1:6 ), возможно, означает, что это был царский жезл или некое парадное копье. Вероятно, это было то же самое оружие, которым он уже пытался убить Давида ранее. Сосуд, очевидно, принадлежал к характерному для этого периода типу небольших круглых плоских кувшинов с двумя ручками у горлышка, которые носили на ремешке. Взяв оружие и воду, Давид показал, что жизнь Саула была в его руках. 26:19. Служение чужим богам. Находясь на чужой земле, изгнанники лишались возможности поклоняться своему богу в родовых святилищах. Им приходилось приспосабливаться к обычаям народов, среди которых они были вынуждены жить, и почитать чужих богов. Чувства оторванного от родной земли изгнанника хорошо выражены в египетской «Истории Синухета» (XX в. до н. э.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

43 Хебронны уллары: орах, Таппуах, Рекем м Шема. 44 Шемадан Рахам, Рахамнан Йороам Шеманы жаасы Рекемнен Шаммай 45 Шаммайдан Маон, Маоннан Бейт-Сур 46 Калебти тоалы Эфа оан Харан, Моса м Газезди берди. Харанны улыны аты да Газез еди. 47 Яадайды уллары: Регем, Йотам, Гешан, Пелет, Эфа м Шааф. 48 Калебти Мааха атлы баса тоалы оан Шебер менен Тирхананы берди. 49 Мааха Мадманнаны кеси Шаафты м Махбена менен Гибаны кеси да Калебти Ахса деген бир ызы болды. 50 Буларды ммеси Калебти урпалары еди. Калебти аялы Эфратадан туыш улы Хурды уллары: Кирят-Яримни тийкарын салан Шобал, 51 Бейтлеемни тийкарын салан Салма, Бейт-Гадерди тийкарын салан Хареф. 52 Кирят-Яримни тийкарын салан Шобалдан арое халы, Менухотта жасайтуын халыты ярымы м 53 Кирят-Яримде мкан басан итер, пут, шумат, мишра тийрелери пайда болды. Бул тийрелерден Сора менен Эштаол турынлары келип шыты. 54 Салмадан тараан урпалар: Бейтлеем, Нетофа, Атрот-Бейт-Йоаб, Манахатты ярымы м Сора турынлары, 55 Ябесте жасайтуын хаткерлерди тират, шимеат м сухат тийрелери. Булар Рекаб урпаларыны бабасы Хамматты нсилинен келип шыан кен халы болады.   3   уллары   1 Хебронда уллары мыналар: туышы изреелли Ахиноамнан Амнон, екиншиси кармелли Абигайылдан Даниел, 2 шиншиси Гешур патшасы Талмайды ызы Маахадан Абшалом, тртиншиси Хаггиттен Адония, 3 бесиншиси Абиталдан Шефатия, алтыншысы аялы Эгладан Итреам. 4 бул алты улы Хебронда Хебронда жети жыл алты ай, соынан Ерусалимде отыз ш жыл патшалы ылды. 5 Ерусалимде уллары: Шимеа, Шобаб, Натан м Сулайман. Бул Аммиелди ызы Бат-Шуадан 6 Олардан баса Ибхар, Элишама, Элифелет, 7 Нога, Нефег, Яфиа, 8 Элишама, Эляда м Элифелет деген тоыз улы болды. 9 Буларды барлыы аялларынан уллары еди. Оны тоалларынан уллары да болды. Тамара деген ызы да бар еди.   Сулайман патшаны урпаы   10 Рехабам Сулайманны улы еди. Рехабамнан Абия, Абиядан Аса, Асадан Еошафат, 11 Еошафаттан Йорам , Йорамнан Ахазия, Ахазиядан Йоаш, 12 Йоаштан Амасия, Амасиядан Азария, Азариядан Йотам, 13 Йотамнан Ахаз, Ахаздан Хизкия, Хизкиядан Менашше, 14 Менашшеден Амон, Амоннан Йосия 15 Йосияны уллары: туыш улы Юханан, екиншиси Еояким, шиншиси Седекия, тртиншиси Шаллум.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

9:20–28. См. коммент. ко 2Пар. 8 . 10:14–29 Богатство и величие Соломона Информацию о содержании этого раздела см. в коммент. ко 2Пар. 9:13–28 . 11:1–13 Сошествие Соломона с истинного пути под влиянием жен 11:1–3. Брачные союзы. Брак был инструментом дипломатии на всем древнем Ближнем Востоке. Например, Зимри-Лим, царь Мари (XVIII в. до н. э.), использовал своих дочерей, чтобы установить связи и заключить союзы с соседними царствами. Фараон Тутмос IV (1425–1412 гг. до н. э.) взял в жены дочь царя Митанни, чтобы продемонстрировать дружественные намерения и покончить с войнами, которые вел Египет с этим царством на Среднем Евфрате. Таким образом, жены древних правителей обычно представляли политические союзы. Города, племена или народы, желавшие вступить в союз с каким-нибудь могущественным правителем или попасть под его покровительство, скрепляли договор, отдавая сюзерену или его сыну в жены девицу из наиболее влиятельного семейства. Это было проявлением преданности со стороны вассалов, у которых отныне появлялась личная заинтересованность в сохранении правящей династии. Что касается Давида, то еще до воцарения в Израиле он заключил ряд браков, которые упрочили его политическое и экономическое положение. Так, женитьба на дочери Саула, Мелхоле, позволила Давиду войти в царскую семью. Брак с Авигеей обеспечил связи с регионом вокруг Хеврона, а брак с Ахиноамой из Изрееля позволил распространить влияние Давида на Мегиддон и Беф-Сан. Обширные родственные связи гарантировали Давиду поддержку советов старейшин по всей стране. Огромное количество жен и наложниц отражало богатство и могущество Соломона по отношению к местной знати и к соседним народам. Автор не осуждает Соломона за многоженство: это было неотъемлемым элементом политической деятельности царя. Осуждению подлежит то, что Соломон позволил женам сбить его с истинного пути и уклониться от Господа. 11:2. Запрет на смешанные браки. Главным предметом беспокойства библейских авторов был синкретизм. Для того чтобы Израиль хранил верность Яхве, его следовало оградить от чужеземных влияний. Согласно этому воззрению, смешанные браки и воспитание детей матерями, которые не были израильтянками, могли только ослабить преданность завету (см. коммент. к Втор. 7:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

В Библии вопрос о том, в каком именно из городов Иудеи ему следует обосноваться, определяет не Давид, а сам Бог — Давид лишь покорно спрашивает Его об этом через “урим” и “туммим”: “И было после этого вопросил Давид Господа, сказав: подняться ли мне в один из городов Иудейских? И сказал ему Господь: поднимись. И сказал Давид: куда подняться мне? И сказал Он: в Хеврон…” ( 2Цар. 2:1 ). На самом деле, как видно из самого библейского текста, Давид в данном случае обращался к Богу лишь с вопросом о том, насколько верен тот выбор, который он хочет сделать. И дело не только в том, что Хеврон был в то время одним из самых больших и укрепленных городов Иудеи и фактически являлся ее столицей. Напомним, что именно в Хевроне, согласно преданию, находятся могилы Адама и Евы, и именно здесь располагается усыпальница праотцев и праматерей еврейского народа — Авраама и Сарры (Сары), Исаака и Ревекки (Ривки), Иакова и Лии. И сегодня эта гробница считается второй по значимости еврейской святыней, а тогда она вообще была главной. Гробница праотцев в Хевроне напоминала двенадцати коленам Израиля о том, что все они произошли от общего корня, и поистине трудно было придумать лучшее место для объединения нации вокруг нового царя. Все книги Библии умалчивают, как Давид вошел в Хеврон и при каких обстоятельствах был помазан старейшинами на царство именно над коленом Иуды. “Вторая книга Самуила” говорит об этом предельно кратко: “И поднялся туда (в Хеврон. — П. Л.) Давид и обе жены его — Ахиноам-Изреэльтянка и Авигаил, бывшая жена Навала-Кармелитянина. И людей, что были с ним, привел Давид, каждого с семейством его, и поселились они в городах Хевронских. И пришли мужи Иудины и помазали там Давида на царство над домом Иудиным” ( 2Цар. 2:2-4 ). Д. Малкин предполагает, что Давид отнюдь не сразу вошел в Хеврон вместе с армией, а сначала направил послов к главам этого города, позвав их собрать совет старейшин колена, а затем явился на это собрание и, сославшись на авторитет помазавшего его Самуила, предложил объявить себя царем колена Иуды. Лишь после того, как совет принял его предложение, Давид привел в Хеврон и окрестные городки и деревни “людей, что были с ним”, а затем уже в Хевроне был проведен торжественный обряд его помазания в цари — пока не всего Израиля, а только его родного колена Иуды .

http://azbyka.ru/fiction/tsar-david/?ful...

Во время своих скитаний при Сауле он имел уже двух жен: Ахиноаму изреелитянку и Авигею кармилитянку. Последнюю он взял, кроме указанной в своем месте причины, может быть и потому, что был косвенной причиной ее вдовства. Когда же Давид сделался царем в Хевроне, у него оказалось еще 4 жены: Мааха, дочь царя Гессурского 195 , взятая, вероятно, и по политическим соображениям, так как Давид в то время нуждался в союзниках, затем Аггифа, Авитала и Эгла, неизвестного происхождения 196 . Сюда же он вытребовал себе, как мы видели, и Мелхолу 197 . Наконец, уже в Иерусалиме, когда, сказано, – «уразумел Давид, что утвердил его Господь царем над Израилем и что возвысил царство его ради народа своего, Израиля, тогда взял Давид еще жен и наложниц в Иерусалиме и родил еще сыновей и дочерей» 198 . Писатель кн. Царств указывает побуждение к многоженству, согласно с господствовавшим тогда воззрением, в необходимости пышной и роскошной жизни для царя могущественного царства, потому что и ныне для восточного человека величайший блеск жизни заключается в многочисленности жен и в громадном количестве прижитых с ними детей. Неизвестно, какой образ жизни вели жены еврейского царя. Многоженство уничтожает настоящие супружеские отношения в самом корне, потому что, хотя юридически, обыкновенно, и различаются жены от наложниц, но, по существу, коль скоро у человека более одной жены и, притом, еще открытые наложницы, у него нет ни одной жены,, в собственном смысле, а одни, так сказать, наложницы. Отсюда недоверие к их целомудрию, которого у них и быть не может, разве вынужденное внешними препятствиями. Хотя жены обыкновенных евреев и не вели затворническую жизнь, напротив, пользовались значительной свободой 199 , однако при дворе должно было явиться в первый раз и затворничество, потому что женщины царя не должны были жить так, как обыкновенные женщины 200 . Если под " евнухами» ( 1Пар. 28:1 ) разуметь евнухов, в собственном смысле 201 , то возникновение затворничества еще при Давиде – вне всякого сомнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

   001    002   003     004    005