Прор. Давид. Миниатюра из Псалтири. 1088 г. (Ath. Vatop. 761. Fol. 11) Прор. Давид. Миниатюра из Псалтири. 1088 г. (Ath. Vatop. 761. Fol. 11) Далее Д. заступается за жителей Кеиля (город колена Иуды к востоку от Гефа) и спасает их от набегов филистимлян (1 Цар 23. 1-5). Узнав, что Саул собирается идти на него войной, Д. с отрядом, к-рый насчитывает теперь ок. 600 чел. (1 Цар 23. 13), скрывается в пустыне Зиф (юго-восточнее Кеиля), где его вновь навещает и «укрепляет упованием на Бога» Ионафан (1 Цар 23. 16-18). После того как зифеи открыли Саулу место укрытия Д., он со своими людьми отходит еще южнее, в пустыню Маон. Саул и здесь пытается настичь его, но, получив известие о нападении филистимлян, отказывается от преследования, а Д. перемещается к Мёртвому м., на юго-восток, в укрытие Ен-Геди (1 Цар 23. 19 - 24. 1). «Возвратившись от филистимлян», Саул с 3 тыс. лучших воинов отправляется в Ен-Геди на поиски Д., но сам неожиданно попадает в руки последнего (Саул зашел «для нужды» в пещеру, где прятался Д.), но Д. отказался воспользоваться преимуществом ситуации и наложить руку на помазанника Господня. Саул в порыве временного раскаяния признает правоту Д. и даже выражает уверенность в том, что Д. будет царем над Израилем. Отказавшись от преследования, Саул возвращается домой (1 Цар 24. 2-23). За кратким сообщением о смерти и погребении Самуила (1 Цар 25. 1) следует рассказ о Навале - богатом жителе Маона, отказавшемся накормить Д. и его людей, и о его жене Авигее, смягчившей гнев Д. и предотвратившей его месть. Из эпизода с Навалом видно, что Д. со своим отрядом нек-рое время удерживает контроль над территориями Иудейской пустыни, обеспечивая свободный выпас скота, принадлежавшего местной знати (1 Цар 25. 15-16). Он также укрепил свои позиции благодаря брачным узам с представительницами богатых семей: после смерти Навала Д. берет в жены Авигею и Ахиноаму из Изрееля (1 Цар 25. 43). Прор. Давид и Голиаф. Миниатюра. 1059 г. Фрагмент (Vat. gr. 752. Fol. 448v) Прор. Давид и Голиаф. Миниатюра. 1059 г. Фрагмент (Vat. gr. 752. Fol. 448v)

http://pravenc.ru/text/168470.html

И недоумевал Саул, думая: нет ли на ком греха ныне? «Ибо, — жив Господь, спасший Израиля, — рассуждал он, — и если окажется грех и на Ионафане, сыне моем, то и он умрет непременно». Решено было обратиться к жребию, чтобы узнать виновного. Жребий пал на Ионафана. «Расскажи мне, что сделал ты?» — спросил Саул у своего сына. «Я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду; и вот, я должен умереть», — отвечал мужественный и благородный Ионафан, и Саул подтвердил, что сегодня же сын его должен умереть. «Но народ сказал Саулу: Ионафану ли умереть, который доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого! Жив Господь, и волос не упадет с головы его на землю, ибо с Богом он действовал ныне. И освободил народ Ионафана, и не умер он». Победа над филистимлянами утвердила царствование Саула над Израилем. С одинаковым успехом отразил он нападения моавитян, аммонитян и других окрестных народов. В мирное же время вел скромный образ жизни, и дом его составляли только члены семейства: Ахиноамь, жена его, трое сыновей и две дочери. Сын дяди его Нира — Авенир был начальником войска. Однажды Самуил, вдохновленный свыше, пришел известить, что Саул должен идти и поразить Амалика. «Не бери себе ничего у них, — запретил Самуил, — но уничтожь и предай заклятию все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла». «И собрал Саул народ. И поразил Саул Амалика, и Агага, царя Амаликова, захватил живого, а народ весь истребил мечом. Но Саул и народ пощадили Агага и лучших из овец и волов и откормленных ягнят, и все хорошее, и не хотели истребить. И известили Самуила, что Саул ходил на Кармил и там поставил себе памятник, (но оттуда возвратил колесницу) и сошел в Галгал». Узнав об этом, опечалился и вознегодовал Самуил, пришел снова к Саулу и, услышав блеяние овец и мычание волов, понял, что это добыча, захваченная у врага и уцелевшая вопреки его запрещению. — Да, привели их от Амалика, — подтвердил Саул, — «так как народ пощадил лучших из овец и волов для жертвоприношения Господу Богу твоему; прочее же мы истребили».

http://pravoslavie.ru/2863.html

«И услышал Давид, что Навал умер, и сказал: благословен Господь, воздавший за посрамление, нанесенное мне Навалом, и сохранивший раба Своего от зла». ( 1Цар. 25:39 ) После этого Авигея села на осла, взяла служанок своих и пошла с послами Давида и сделалась его женою. «И Ахиноаму из Изрееля взял Давид, и обе они были его женами. Саул же отдал дочь свою Мелхолу, жену Давидову, Фалтию, сыну Лаиша, что из Галлима». ( 1Цар. 25:43–44 ) Так Давид утешался с женами, спасаясь от Саула, бегая по пустыням Иудейским. После женитьбы Давида на вдове богатого земледельца улучшается его материальное положение. Теперь это уже воин, который располагает своими стадами и чем больше укрепляется Давид, тем больше его преследует Саул. В конце концов, Давид просит защиты у Филистимского царя Анхуса, который с радостью принимает его, довольный тем, что Израиль лишается такого вождя и Давид становится его вассалом. Анхус дает ему даже во владение отдельный город Секелаг, откуда Давид делает постоянные набеги на бедуинские племена. По тем временам это значило – оставить наследие Яхве и служить богам чужим. Но Давид в Секелаге оставался верным Богу отцов, при нем неотлучно находился пророк Яхве и Авиафар с Ефодом, через который Давид постоянно вопрошал Бога. Между тем, наступало последнее решающее время жизни Саула на земле, он решался к последним битвам с Филистимлянами. Изучая Священную историю Ветхого Завета, мы останавливались на событиях периода неразделенного еврейского царства. Саул, к сожалению, не смог оправдать того, что было возложено на него Господом. Он все более и более в процессе своей деятельности жертвовал религиозными интересами израильского народа в угоду политическим интересам и через то, по слову священного историка, Дух Господень отступал от Саула и овладевал им дух нечистый. Вершиной падения Саула стала его бесславная кончина. После того как ему было предсказано, что он умрет, отряды Саула в решающей битве были смяты, обратились в бегство. Погибли все три сына царя и сам Саул был изранен стрелами, однако, не умер, но не желая попасть в плен, бросился грудью на собственный меч и покончил жизнь самоубийством.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Она не стала его тревожить, а утром, когда он встал, она ему сказала, что ночью смерть была от него на волоске. После таких слов, судя по описанию в Библии, его разбил паралич. Видимо, психологически он пережил свою смерть, и «замерло сердце в нем, и стал он как камень». А через десять дней поразил Господь Навала и он умер. «И услышал Давид, что Навал умер, и сказал: благословен Господь, воздавший за посрамление, нанесенное мне Навалом, и сохранивший раба Своего от зла». (1 Цар. 25,39) После этого Авигея села на осла, взяла служанок своих и пошла с послами Давида и сделалась его женою. «И Ахиноаму из Изрееля взял Давид, и обе они были его женами. Саул же отдал дочь свою Мелхолу, жену Давидову, Фалтию, сыну Лаиша, что из Галлима». (1 Цар.25, 43-44) Так Давид утешался с женами, спасаясь от Саула, бегая по пустыням Иудейским. После женитьбы Давида на вдове богатого земледельца улучшается его материальное положение. Теперь это уже воин, который располагает своими стадами и чем больше укрепляется Давид, тем больше его преследует Саул. В конце концов, Давид просит защиты у Филистимского царя Анхуса, который с радостью принимает его, довольный тем, что Израиль лишается такого вождя и Давид становится его вассалом. Анхус дает ему даже во владение отдельный город Секелаг, откуда Давид делает постоянные набеги на бедуинские племена. По тем временам это значило — оставить наследие Яхве и служить богам чужим. Но Давид в Секелаге оставался верным Богу отцов, при нем неотлучно находился пророк Яхве и Авиафар с Ефодом, через который Давид постоянно вопрошал Бога. Между тем, наступало последнее решающее время жизни Саула на земле, он решался к последним битвам с Филистимлянами. Изучая Священную историю Ветхого Завета, мы останавливались на событиях периода неразделенного еврейского царства. Саул, к сожалению, не смог оправдать того, что было возложено на него Господом. Он все более и более в процессе своей деятельности жертвовал религиозными интересами израильского народа в угоду политическим интересам и через то, по слову священного историка, Дух Господень отступал от Саула и овладевал им дух нечистый. Вершиной падения Саула стала его бесславная кончина.

http://sedmitza.ru/lib/text/432129/

«И встал Давид, и отправился сам и шестьсот мужей, бывших с ним, опять к Анхусу, царю Гефскому. И жил он в Гефе, сам и люди его, каждый с семейством своим, Давид и обе жены его — Авигея Кармилитянка и Ахиноама Изреелитянка. И донесли Саулу, что он убежал в Геф, и не стал он более искать его». Из Гефа, из города Секелага, который дал Давиду Анхус, он делал постоянные набеги на иноплеменников для пропитания себя и бывших с ним и не открывал Анхусу, что он наносит поражения не иудеям, так что Анхус, предполагая, что он, перейдя к нему, действует против своих, «доверился Давиду, говоря: он опротивел народу своему Израилю и будет слугою моим вовек». (1 Цар. 26, 1—2, 5, 9—11, 16, 15, 17, 21—22, 25; 27, 1—4, 12) В это время снова восстали филистимляне, собрались и «стали станом в Сонаме; собрал и Саул весь народ Израильский, и стали станом на Гелвуе». «И увидел Саул стан Филистимский и испугался». В этот раз, как бы по предчувствию, «крепко дрогнуло сердце его. И вопросил Саул Господа; но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез пророков». В крайней тревоге прибег Саул к гаданию, которое в прежние времена, когда он был еще в послушании у Самуила, сам строго преследовал, «и сказал теперь слугам своим: сыщите мне женщину волшебницу, и я пойду к ней и спрошу ее. И отвечали ему слуги его: здесь в Аэндоре есть женщина волшебница». Ночью, переодевшись, Саул и два человека с ним пришли к этой женщине. Она не узнала царя и сначала отказалась исполнить его просьбу поворожить ему, так как боялась обычного преследования за гадание. Когда же Саул успокоил ее, дав клятву, что не будет ей никакой беды за это дело, то она спросила его: «Кого же вывесть тебе?» И отвечал Саул: «Самуила выведи мне». «И увидела женщина Самуила и громко вскрикнула: и обратилась женщина к Саулу, говоря: зачем ты обманул меня? Ты — Саул. И сказал ей царь: не бойся; скажи что ты видишь? И отвечала женщина: вижу как бы бога, выходящего из земли. Какой он видом? — спросил Саул. Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицем на землю и поклонился. И сказал Самуил Саулу: для чего ты тревожишь меня, чтобы я вышел? И отвечал Саул: тяжело мне очень; Филистимляне воюют против меня, а Бог отступил от меня и более не отвечает мне ни чрез пророков, ни во сне, ни в видении; потому я вызвал тебя, чтобы ты научил меня, что мне делать.

http://pravoslavie.ru/2865.html

25:40–44 Авигея... Ахиноаму... Мелхолу. Давид имеет теперь трех жен: Мелхолу, дочь Саула, которая прежде, в его отсутствие, была отдана другому; Ахиноаму (носящую то же имя, что и жена Саула, 14,50), и Авигею, бывшую до того женой Навала. Глава 26 26 Пришли Зифеи... к Саулу. См. ком. к 23,19. 26 Ахимелеху. Ахимелех Хеттеянин, нигде более в тексте Библии не упоминаемый, не сопровождает Давида в его тайном набеге на стан Саула, и в этой связи обращение к нему Давида вызывает определенное недоумение. Возможно, повествователь включает эту деталь в качестве напоминания об убийстве Саулом другого Ахимелеха в гл. 22, подчеркивая тем самым милосердие Давида по отношению к своему противнику. Хеттеянину. Впервые в Библии о хеттеянах (хеттах) упоминается в Быт. 10,15 . Однако нет уверенности, что при всех упоминаниях о хеттеянах речь каждый раз идет об одном и том же народе. 26 ибо кто, подняв руку на помазанника Господня, останется ненаказанным? См. 24,7 и ком. 26 пусть поразит его Господь. Слова Давида свидетельствуют о его убежденности в неотвратимости Божиего возмездия, еще более окрепшей после того, как Господь покарал Навала (гл. 25). 26 ибо сон от Господа напал на них. Это обстоятельство является еще одним указанием на то, что Давид выжил в борьбе с Саулом и в конечном итоге достиг успеха потому, что весь его жизненный путь находился под непрестанным наблюдением Господа и был направлен Им (см. 30,2.19). 26 ступай, служи богам чужим. В данном случае Давид говорит не о своих богословских убеждениях, а о позиции предполагаемых оппонентов. 26 одну блоху. См. ком. к 24,15. за куропаткою по горам. Сравнение Давида с куропаткой станет понятней, если принять во внимание, что в древнееврейском языке это слово имело значение «кликунья», напоминая о том, как Давид взывал к народу с вершины горы (ст. 13,14). 26 согрешил я; возвратись. Реакция Давида на признание Саулом своей вины и его приглашение вернуться указывает на то, что он испытывал серьезные сомнения относительно искренности царя (ст. 22). Ср. ответ Самуила на подобное приглашение Саула (15,24–26).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

259 В 2 Ц. VI, 16, 20–23 рассказано, как Мелхола, дочь Саула (возвращенная Давиду от Фалтия), укоряла Давида в неприличии его поведения, не уразумев великой радости царя мужа своего. Она была наказана бездетностью. 261 Milman: History of the Christisnity, Book III; «Christianity at Jerusalem» (Vol. Second of the edition of 1884; p. 364 sq.). Известно, как попытки и богоотступника Юлиана (362) восстановить храм остались безуспешны. См. у Аммиана Марцеллина XXIII, 1 и сравни слово на Иулиана богоотступника великого Григория Богослова (Второе обличение; в слав. изд. 1843 года, часть I лист 100 на обороте). 263 Мы сделаем свод мессианских псалмов при обзоре псалтыря. Здесь мы только укажем, что в Дeяh. II, 31; XIII, 35 сказано, что «Давид, провидя, сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его во аде и плоть Его не видела тления». Человек «обожен», как выражается Григорий Богослов воскресением Христовым (Слово на Пасху второе ч. II, лист 219 внизу 1843 слав.) 264 Псалом славословия в XVI главе 1 Паралипом. Он представляет соединение псалмов 104 и 95, а именно 1Nap. XVI, 8–11 и 18–22 суть стихи 1–15 псалма 104-го; а I Nap. XVI, 24–33 суть стихи 1–13 псалма 95-го. Кроме того 1 Парал. XVI, 34 повторяет псал.: 106, 1; ст. 35 повторяет пс. 105, 49; и стих 36 Пар. повторяет пс.: 105, 48. 266 Мелхола, которую мы знаем, потом Ахиноама, Авигея, царевна Мааха Аггифа, Авитала, Эгла (2 Ц. III, 1–5), и вероятно другие кроме Вирсавии (см. ниже). 270 В 1Nap. XXIV, 3 начертано имя Ахимелеха, отца Авиафара, но это или ошибка, или Авиафар признается первосвященником лишь как представитель отца своего, первосвященника, убитого еще Саулом 1 Ц. XXII, 16 –20. 272 С Садока первосвященство продолжает передаваться преемственно в род старшего сына Ааронова до времен Антиоха Епифана, ибо по 1 Маккав. II, 1 род Маккавеев или Асмонеев происходит от потомка Елеазара Иего-иарива, как то видно из списков 1Nap. XXIV, 7 . По всей вероятности первосвященники и позже избирались из этого рода. Заметим кстати, что и Ездра был из рода Елеазара: 1 Ездры VII, 1–5.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

4. Если душа пришла к Нему в раннем возрасте и, как кажется, не знает иных уз, но от начала посвятила Христу девственный цвет веры своей и, совсем юной обрученная с Ним первыми таинствами благочестия, приняла святое служение, — это душа израильская, древнего происхождения, 2348 из рода патриархов, которая сохранила неповрежденным течение веры, и как невеста будет в большом почете у Девственного Слова, словно та, которая сохранила праведность, и встретит ее [мудрость], как мать, и примет, как супруга, взятая девой (Сирах. 15. 1–2). 2349 5. Другая также найдена среди племен, и обе они супруги Единого Слова, что есть великое таинство (Еф. 5. 32). Это тебе показывает книга Царств. Сам Давид имел двух жен, Ахиноаму Изреилитянку и Авигею, 2350 которую он нашел себе позднее; первая была чересчур суровой, а вторая была полна милосердия и благодати: это была душа гостеприимная и свободная, с открытым лицом взирающая на Отца и созерцающая Его славу, восприявшая эту божественную росу Отчей благодати, 2351 как истолковывается ее имя. А что есть роса Отчая, как не Слово Божие, которое наполняет сердца всех влагой веры и правды? 6. Поэтому хорошо говорит этой душе истинный Давид, ибо так сказано Авигее: Благословен Господь Бог Израилев, Который послал тебя ныне навстречу Мне и благословен нрав твой (1 Цар. 25. 32–33). И вновь говорит ей: Иди с миром в дом твой; вот, Я услышал голос твой и почтил лице твое (1 Цар. 25. 35). Также и в Песни песней есть эти слова жениха к невесте: Покажи мне лице твое, дай мне услышать голос твой (Песн. 2. 14). 7. И тогда она была отпущена, потому что имела другого мужа 2352 которого звали по–еврейски Навал, в переводе это значит «неразумие», 2353 «грубый, 2354 негостеприимный, недобрый, неблагодарный, не умевший исполнять обязанности». 2355 Но после того как умер ее муж, освобожденную от закона мужнина, 2356 ее взял себе в жены (1 Цар. 25. 40) пророк Давид. 8. Но в этом месте оплакивается не она, а та Ахиноама, 2357 которая была жестока к брату, и потому брат стал ей обузой.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Подобно Авессалому, красивый и испорченный, он родился в то время, когда Давид был уже царем в Хевроне; но так как имя его матери Аггифа означает «танцовщица», то отсюда можно заключать, что она по сану, стояла ниже Маахи Гессурской и Ахиноамы Изреельской. Но Адония, как и его старшие братья, был избалован излишнею снисходительностью своего отца, который даже избегал случая нанести ему неприятность простым вопросом: «зачем ты сделал так?» Первым его шагом было, в подражание Авессалому, запастись колесницами, всадниками и 50 скороходами. Затем ему нужно было приобрести двух приверженцев, занимавших высокие должности в церкви и государстве, именно Иоава, главнокомандующего войском, и Авиафара, первосвященника. Странно сказать, что ему удалось склонить на свою сторону обоих этих высоких сановников. Или они не знали о назначении Соломона преемником Давиду, или они предпочитали красоту и силу молодого тридцатипятилетнего принца (имевшего некоторые права на первородство) тому, который едва выступил из уединения детской и был еще мальчиком. Они могли также думать, что их участие в этом заговоре обеспечит за ним успех, особенно в виду той старческой немощи, в которую все более впадал Давид. В этих побуждениях могли играть роль и честолюбивая зависть. Иоав едва ли не замечал, что Ванея уже вытеснял его из доверия царя, а Авиафар, единственный из первосвященнического рода, избитого ради Давида, верный спутник Давида во время его страннической жизни и царствования в Хевроне, едва ли мог спокойно смотреть на возраставшее влияние Садока. Быть может также Адония обещал им обоим прощение всех прежних преступлений в награду за эту преданность. Нужно иметь в виду, что оба они, и особенно Иоав, имели много оснований опасаться начала нового царствования и поэтому старались связать нового царя самыми тесными обязательствами. Подкрепленный содействием двух таких последователей, Адония сбросил маску и, опять подражая Авессалому, пригласил всех князей, кроме Соломона, и всех слуг царских на большой пир.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

В исчислении и поименовании детей Давида Иосиф очень своеобразен и не дает также никаких критериев для обсуждения законности и приемлемости этого своеобразия, тем более, что – как известно – и сама Библия в данном случае не устанавливает чего-либо неизменного – общего. Мы имеем несколько мест, приводящих число и имена сынов Давида, которые, очень небезлюбопытны в одной параллели между собою и с датой Иосифа. Дети Давида, родившиеся в Хевроне: 2Цар.3:2–5 ρχ.VII, 3, 3 Амнон (от Ахиноамы) Амнон (от Ахиноамы) Амнон (от Ахины) Далуия (от Авигеи) Далуия (от Авигеи) Даниил (от Авигеи) Авессалом (от Маахи) Авессалом (от Маахи) Авессалом(от Маханы) Адония (от Аггифы) Адония (от Аггифы) Адония (от Аггиты) Сафатия (от Авиталы) Сафатия (от Авиталы) Герфеса Иефераам (от Эглы) Ифреам (от Аглаи) ib. ст. 16 по LXX ibidem, по LXX ρχ. VII, 3, 3 Самаа (от Вир- Совав (са- Нафан (ви Соломон Соломон Соломон Соломон (и Ивехар Иеваар Ивехар Иеваар Соломон Елисуа Елисама Елисама Елфалет Елифалет Елифалеф Елисама Елиада Иннафив Елифалет Елисама Елисуе Елисама Елисама Елифале Елидае Елидае Елиада Фамарь (дочь) Елифалеф Елифелет Елифалат Фамарь (дочь) Фамарь (дочь) Из приведенной таблицы наглядно видна прежде всего крайняя неодноименность 339 и даже неравночисленность семьи Давида по различным датам. Затем, принимая во внимание, что в ( 1Пар.3:9 ) писатель, приведя имена сначала Хевронских – 6, а затем остальных 13 детей Давида, заключает все следующим образом: «вот все сыновья Давида, кроме сыновей от наложниц»; – мы должны констатировать, что все упомянутые дети Давида были «законны», и что кроме них были у него еще и «незаконные» дети (отсюда следует также, что законных жен у Давида было несколько (срв. 2Цар.5:18 ) ибо все из Хевронских 6 детей его родились ему от 6 разных матерей, и сама Библия, называя этих детей законными, не включает, очевидно, их матерей в число Давидовых наложниц. Что касается Иосифа, то – при крайней своеобразности – он, вероятно, и менее достоверен, чем Библия. Его Иерусалимская Давидова семья представляет из себя какую-то выборку из общего числа детей Давидовых, коих, набрав числом 11, он 9 называет законными и 2 приписывает наложницам.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

   001   002     003    004    005