Ржепик Елисавета Петровна Вдова священномученика Мирона Ивановича Ржепика 413 . Владыка Афанасий познакомился с семьей Ржепиков, вероятно, во время обучения в Московской духовной академии, в которую Мирон Иванович поступил на два года раньше. Они вместе преподавали в Полтавской духовной семинарии. После кончины о. Мирона святитель Афанасий переписывался с Елизаветой Петровной и ее сыном Сергеем. 1. Не позднее 1 ноября 1955 г. Благословите, Владыко Святый! Сердечно благодарим Вас за весточку, так долго нами жданную, которую на днях нам передали. Спаси Вас Господи! Мы очень беспокоились и горевали, что нет от Вас вестей. Тщетно ждали и 18 июля и 18 сентября. Вспомнилось 18-е число прошлого года, когда так нежданно-негаданно порадованы были Вашим письмом после долгого перерыва письменного сообщения между нами. Я так радовалась тогда Вашему письму, что насмешила Сережу, который сказал: «Вот уж верно говорится, что малый, что старый, все равно». Но что это было за письмо?! Как было ему не радоваться! Долго об этом писать, могу только, Святый Владыко, просить Ваших святых молитв за него, бедного, да не погибнет душа его... Ох тяжело! Какая-то Лидия Васильевна, что ли, встречаясь по работе в банке с Сережей, сказала ему, что у нее есть Ваша фотокарточка, которую она хотела ему дать. Да вот до сих пор мучает нас, не дает нам фотокарточку Вашу. (...) Простите меня ради Бога. Сережа просит Ваших святых молитв и благословения и шлет Вам сердечный привет. Помолитесь и за меня, грешную Елисавету. Раба Божия, которая передала мне Ваше письмо, сказала мне, что она едет к Вам и чтобы я не писала Вам по почте, а она зайдет и возьмет письмо мое. И вот сколько времени прошло, а ее все нет. Может быть, она уже уехала к Вам и не зашла ко мне. Буду ждать, пока хватит терпения. Неужели нельзя послать Вам письмо по почте? Д. 10. Л. 18–20. Подлинник. Автограф. 2. 12 сентября 1956 г. Дорогой, родной наш о Господе Владыко! Благословите и примите сердечную нашу благодарность за дорогое для нас Ваше письмецо, начинающееся воспоминанием чуда с св[ятым] Апостолом.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Как будто до Афанасьева не было известно, что они родственники. Кстати, он не лингвист. Если уж пользуетесь Википедией, читайте внимательнее. 50. Ответ на 48, Русский Сталинист: Иловайский, Рыбаков, Мавродин, Сахаров- фрики? Не ловите на слове, я сказал " остались " , то есть сейчас. Упомянутые Вами люди повыше рангом. Мавродин слабоват, Иловайский тем более - скорее публицист. Сахарова вполне характеризует его благосклонное в последние годы внимание к " историческому " творчеству Задорнова. Самый сильный здесь Рыбаков, но (скажем мягко) его фантазия часто оказывается чересчур буйной. Взять его книги о язычестве (настольные для наших неопаганистов), где дохристианские славянские верования по большей части высосаны из пальца. Вообще идей у него было немало, но с доказательствами худо (отождествление славян с оседлыми скифами Геродота; очередной кандидат в авторы " Слова о полку Игореве " ; еретики-стригольники как " русские гуманисты " и т. д.). 49. а только псковский краевед Бедный,бедный Псков!Никогда,слышите,никогда Русичи не приглашали Викингов,Вы,наверное фильмов насмотрелись.Пригласили Варягов.Русское слово.Так же имеется клише из Варяг в Греки!Варяги русские мореплаватели из Померании-Поморья.Пруссия тоже славянская земля.Получилось очень удивительно,что ГДР была территорией русского онемеченного населения.Все топонимы русского происхождения.Последние попытки освободится от немцев прекратились на территории Померании при Иване Грозном.Есть исконно русская земля Аркона.В русских сказках называлась остров Буян.Знаю заговорную молитву где упоминается остров Буян.В русских летописях нет упоминания о мифических Викингах.Есть Варяги и они русские ребята.Вам не нравится имя Синеус.Синий ус звучит как то не по русски?На московском диалекте,чем мы сейчас размовляемся это тяжело усвоить.Но тогда не было особой разницы в языках,в чём убедительно доказал известный русский лингвист Афанасьев.Известен был тем,что сказки,мифы,предания методом сравнения выявил,что родственными(родственниками) были русские,германские и литовские племена.Александр Николаевич Афанасьев (11 июля 1826 — 23 сентября октября] 1871) — русский собиратель фольклора, исследователь духовной культуры славянских народов, историк и литературовед. Надворный советник (1859).Его книгу приобрёл в далёком 1980 году.Содержание поразило многих кому давал читать.Мои друзья истрепали эту книгу,там много открытий об исторических корнях Руси-России.И освежил в памяти славянское мировоззрение.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/06/08/za...

Е.В. Апушкина Владыка Афанасий оставил краткую рукопись – «Даты и этапы моей жизни». Сухой, но потрясающий перечень событий страдальческой жизни этого мягкого сердцем, но твердого духом и верного до смерти христианина говорит сам за себя. Но хотелось бы собрать и на нитку этого перечня нанизать то немногое, что сохранилось в памяти близких покойного Владыки и в его письмах. Господи, благослови! Родитель Владыки Григорий Сахаров, суздальский уроженец, был человеком интеллигентным, как и вся его родня (Астровы, Челищевы в Москве, Соловьевы во Владимире), чиновником. 1 Он женился на склоне лет на простой крестьянке Матроне Андреевне из деревни Орехово Тульской губернии. Супруги Сахаровы, живя в любви и согласии, оба отличались благочестием и преданностью св. Церкви, а вместе с тем и особой добротой и отзывчивостью к людям. Уже на склоне лет Владыка писал одной молоденькой духовной своей дочери (27.01.1959 г.) 2 : «...когда христианские родители, исполняя завет Христа, помогают чужим, отнимая нечто у детей, все это отнятое сугубо возвратится детям. Утверждаю это, ибо знаю по собственному опыту. Я не помню своего отца, но все знавшие его, с кем мне приходилось встречаться, всегда отзывались о нем как о человеке очень добром, отзывчивом, готовом всякому помочь и добрым советом, и личной услугой, и материально. Запасных средств у него никогда не было. Когда родился я, мама говорила ему, что теперь надо быть поэкономнее. Но отец отвечал: «Теперь я помогаю людям, а когда у Сережи будет нужда, найдутся люди, которые ему помогут». И это точно сбылось. Мне приходилось бывать в очень тяжелых условиях, и всегда находились добрые люди, которые заботились обо мне, устраивали меня, помогали мне. Верю, что это только за добрые дела моего отца. Верю, будьте уверены и Вы, что добрые дела Вашей мамы принесут и для Вас многий плод...». Нельзя не сказать, что Владыка Афанасий унаследовал такую же отзывчивость. Вступление его на святительскую кафедру пришлось на тяжелые годы, когда русским людям материально жилось очень нелегко, но и в эти трудные времена у него всегда «застолье» – члены причта и другие близкие люди. Он куска не съедал один. Бывало, мать, жалея его, принесет ему в комнату яблочко или какой другой лакомый кусочек, желая подкормить сына, а он вынесет все к столу, где и раздаст всем поровну, хоть по крошечке.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Как мы можем заключить, данный литургический труд схиархим. Иоанна (Маслова), проанализированный нами, являет собою достойный образец учебно-литургической литературы. Несомненным достоинством автора является не раз отмечавшаяся нами систематичность изложения материала, которая в большой степени способствует усвоению материала. Кроме этого, важно отличительной чертой данного пособия является подробность и детализированность изложения предмета, особенно важная в таком предмете, как литургика, ведь, по справедливому замечанию другого выдающегося русского литургиста ХХ в., святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского: «Как в стройном стильном здании все до мелочей на своем месте, как в хорошем музыкальном произведении все звуки сочетаются в одну стройную гармонию, как на прекрасной картине и линии, и краски, и тени расположены так, что все вместе только восхищают зрителя, так и в нашем величественном, дивном, прекрасном богослужении» . Эта знаменитая метафора святителя Афанасия является весьма точной, и четкое осознание ее, имеет огромное значение не только для совершения богослужения на практике, но и для преподавания литургики в духовных учебных заведениях. И именно потому такое значение имеет не только систематизм, но и детальность изложения, ведь, в случае упущения кажущейся малозначительной детали может стать намного ниже степень понимания слушателем лекционного курса по предмету. В этом смысле конспект схиархим. Иоанна являет собою замечательный пример пособия, соответствующего этим требованиям к учебному конспекту. Также среди достоинств анализируемого труда следует отметить ясность изложения, которая часто страдает при попытке автора быть максимально детальным в своем изложении. Материал дается в данном конспекте в весьма доступной форме, которая позволяет, при наличии у студента и интересующегося православным богослужением должного старания, легко постигать содержание предмета. Этому, в свою очередь, способствует множество примечаний и сносок, имевшихся и в первом издании, но пополнившихся новыми важными сведениями во втором издании конспекта. Учащийся может ознакомиться непосредственно с теми материалами, на которые ссылается автор пособия, но даже не имея такой возможности студент может вполне довольствоваться тем объемом материала, который предложен в самих сносках и примечаниях, не оставаясь при этом в неведении относительно каких-либо важных для его курса моментов литургической теории и практики.

http://bogoslov.ru/article/5834094

Желаю Вам в наступившем новолетии здоровья и всех милостей Божиих. Спасибо Вам за листки с исправлением Вашей работы о молитве за умерших. Я люблю эту работу за ее глубину богословской мысли, берегу как священную память о Вас. Листки, конечно, приложил к этой работе. Я часто вспоминаю Вас и нашу недавнюю поездку во Владимир на могилы наших близких. Мои личные дела еще далеки до завершения. Нужно делать обмен комнат на одну квартиру, а это не так-то быстро делается; кроме того. Вере 809 еще нельзя бросить службу. По-видимому, это все затянется до лета. Помолитесь, дорогой Владыка, о нас. Уповаем на помощь Божию. Искренне любящий Вас Ваш покорный слуга профессор Н. Успенский . Ленинград, Театральная площ[адь], 16–18. Д. 38. С. 31–31 об. Подлинник. Машинопись. 25. 14 апреля 1959 г. Преп. Марии Египетской Дорогой мой и глубокоуважаемый Владыка! Я получил Ваше заказное письмо от 31 марта. Сердечно благодарю Вас за память, внимание и молитвы. Не знаю, с чего начать Вам свой ответ. Давно, давно мы не встречались и не обменивались письмами. Позвольте мне начать со своих личных дел. Осмеливаюсь начать говорить о них, потому что Вы, видимо, сами болеете за меня и спрашиваете об этих делах. Я Вам писал, что передо мною стояла сложная проблема обмена жилплощадью. Без решения этой проблемы трудно было бы устраивать свои личные дела. А ведь обмен дело сложное. Всякий участник обмена хочет получить что-то лучшее, чем он имеет. Вопрос с обменом у нас затянулся до половины марта, так что только в половине марта я переехал на новую квартиру. В результате обмена я получил комнату в одной квартире с Верой. Теперь можно было бы приступить к браку, но наступил великий пост, и я не хочу в эти святые дни регистрироваться. После Пасхи регистрируемся и будем венчаться. Да к тому же Вера еще работает и ей некогда отдавать время мне. С 1 мая она увольняется, и в мае мы сможем завершить наши брачные дела. Она сердечная женщина, не кокетка и не капризница, а главное, сама верующая и понимает в этом отношении меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Подлинник. Автограф. 22. 12 июня 1958 г. Ваше Преосвященство. Глубокоуважаемый и дорогой Владыка, с грустью я прочитал Ваше сообщение о безвременной кончине нашей Б[огослужебно-К[алендарной] Комиссии. Вполне согласен с Вами, что худо ли, хорошо ли, но Комиссия что-то делала, а что будет теперь? Что касается Ваших терзаний, будто в Вас причина роспуска, то это не так. Завистники у нас были, и «пакостник плоти, ангел сатанин» пакости деет всякому, подвизающемуся о Господе. Такова природа человеческая и таков сам пакостник плоти. Комиссию могли распустить и без Вас, ибо шептунов и наветников много. Видно, такова воля Божия. Ведь сколько случаев мы знаем в истории, когда благие установления разрушались по наветам, зависти или недружелюбию человеческому. Мы только составили одно из чередных звеньев в истории борьбы добра и зла. Увидимся мы еще раз или нет – Бог знает. Во всяком случае, дорогой Владыка, я каждый день молюсь о Вас, и при первой возможности встретиться с Вами и повидать Вас я не премину этим воспользоваться. Я полагаю, что наша дружба, основанная на едином основании любви к церковному уставу, никогда не прекратится. И я счастлив буду, если я смогу быть Вам полезным в части научного решения того или иного литургического вопроса. Еще раз сердечно Вас за все благодарю, прошу Вашего святительского благословения. Всегда готовый быть Вам полезным, любящий Вас проф. Н. Успенский . 12 июня 1958 г. P.S. Простите за запоздалый ответ. Ваше письмо пришло, действительно, когда я был в Березовщине. Оттуда я приехал к 10 июня, на годовую память моей жены. Не оставляйте и ее в Ваших молитвах. Д. 34. Л. 11–12 об. Подлинник. Автограф. 23. Не позднее 29 сентября 1958 г. Ваше Преосвященство, Глубокоуважаемый и дорогой Владыка, спасибо Вам за Ваше теплое письмо, которое я получил ко дню памяти Натальи Ивановны. Извините, что поздно отвечаю Вам на него. В те дни я ожидал вызова в Москву для поездки в Мюнхен (Западная Германия) на Международный конгресс византологов, откуда получил приглашение еще в мае.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

1-й лик: Милостиве, помилуй, помилуй, помилуй нас, Господи. Яко приниче с высоты святыя Своея, Господь с небесе на землю призре, услышати воздыхание окованных, разрешити сыны умерщвленных. 2-й лик: Милостиве, помилуй, помилуй, помилуй нас Господи. Возвестити в Сионе имя Господне, и хвалу Его в Иерусалиме. Внегда собратися людем вкупе, и царем еже работати Господеви. 1-й лик: Милостиве, помилуй, помилуй, помилуй нас, Господи. Отвеща Ему на пути крепости Его; умаление дней моих возвести ми. Не возведи мене во преполовение дней моих; в роде родов лета Твоя. 2-й лик: Милостиве, помилуй, помилуй, помилуй нас, Господи. В началех Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса. Та погибнут, Ты же пребываеши; и вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я и изменятся. 1-й лик: Милостиве, помилуй, помилуй, помилуй нас, Господи. Ты же Тойже еси, и лета Твоя не оскудеют. Сынове раб Твоих вселятся, и семя их вовек исправится. 2-й лик: Милостиве, помилуй, помилуй, помилуй нас, Господи. 1-й лик: Слава: Яко щедрый, Господи, умилосердися на люди Твоя, яко Долготерпелив, примирися и помилуй нас. 2-й лик: И ныне, Богородичен: Пресвятая Владычице Всепетая, Благословенная, яко благолюбивая, утеши и помилуй нас. Диакон возглашает: Ко Пресвятей Госпоже Владычице нашей Деве Богородице, преклонше колена, помолимся. Певцы: Пресвятая Богородице, спаси нас. Всем преклоншим колена предстоятель чтет молитву: О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, высши еси всех Ангел и Архангел и всея твари честнейши, Помощница еси обидимых, ненадеющихся Надеяние, убогих Заступница, печальных Утешение, алчущих Кормительница! Нагих Одеяние, больных Исцеление, грешных Спасение, христиан всех Поможение и Заступление. О всемилостивая Госпоже, Дево Богородице Владычице, милостию Твоею спаси и помилуй рабов Твоих, святейших патриархов православных, великаго господина и отца нашего Святейшего Патриарха Алексия, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, и весь священнический и иноческий чин, и всех православных христиан ризою Твоею честною защити и умоли, Госпоже, из Тебе без семени воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше на невидимыя и видимыя враги наша. О всемилостивая Госпоже Владычице Богородице, воздвигни нас из глубины греховныя и избави нас от глада и губительства, от земли трясения и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных, и междоусобныя брани, от внезапныя смерти, от нападения вражия, от тлетворных ветров, от смертоносныя язвы и от всякого зла. Подаждь, Господи, мир и здравие рабам Твоим всем православным христианам и просвети им ум и очи сердечныя, еже ко спасению; и сподоби нас, грешных рабов Твоих, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего, яко держава Его благословенна и препрославлена, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

1-й лик: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Спаса Христа молите, Российские чудотворцы, избавитися нам от бед и скорбей, земли же нашей от варварскаго нахождения вашим теплым предстательством. 2-й лик: И ныне и присно и во веки веков. Аминь. В скорби нас и в бедах сущих посещения Божественнаго и промышления от Тебе сподоби, о Богомати Владычице. Катавасия по каждой песни: Молите Бога о нас, вси святии земли Русской, яко мы усердно к вам прибегаем, к скорым помощникам и молитвенникам о душах наших. Песнь 3 Ирмос: Небеснаго круга... 1-й лик: Вси святии земли Русской, молите Бога о нас. Заступницы и покровители земли нашей вы есте, Божии угодницы, направите нас ко пристанищу спасения, вы бо есте верным ограждение. 2-й лик: Вси святии земли Русской, молите Бога о нас. Молим вас, блаженнии: душевное смущение и печали бурю разорити и тишину нам подати начальника тишины Христа умолите. 1-й лик: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Святым древним подражавшии и от Бога благодатию обогатившиеся, помогайте нам, чадам вашим, присно восхваляющим вас, яко Божиих угодников. 2-й лик: И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Лютыми недугами и страстьми греховными обуреваемым и варварскими нападениями истязуемым и в ров погибели впадающим, Ты нам помози, Богородице Дево. Катавасия: Молите Бога о нас, вси святии земли Русской, яко мы усердно к вам прибегаем, скорым помощникам и молитвенникам о душах наших. Ектения сугубая: Помилуй нас, Боже... Еще молимся о великом господине... Еще молимся о стране нашей... Еще молимся за всю братию... Возглас: Яко милостив... По возгласе 1-й лик поет: Седален, глас 2. Моление теплое принесите, прехвальнии, к милости источнику Господу, о Святой Руси молящеся, Богородицу Владычицу вкупе с собою подвигните на молитву и от бед избавите нас, всем вскоре предстательствующии. Песнь 4 Ирмос: Услышах, Господи... 1-й лик: Вси святии земли Русской, молите Бога о нас. Страстей наших смущение и многих бед бурю предстательством вашим ко Господу утолити потщитеся, святии.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

2-й лик: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Не уповай, душе моя, на телесное здравие и на скоромимоходящую красоту; видиши бо, яко сильнии и младии умирают, но возопий: помилуй мя, Христе Боже, недостойнаго. 1-й лик: Слава: Воспомяни, душе моя, вечное житие, Царство Небесное, уготованное святым, и тьму кромешную и гнев Божий злым, и возопий: помилуй мя, Христе Боже, недостойнаго. 2-й лик: И ныне: Припади, душе моя, к Божией Матере, и помолися Той, есть бо скорая Помощница кающимся, умолит Сына Христа Бога и помилует мя, недостойнаго. Катавасия: Избави от бед и скорбей рабов Твоих, Владыко Всемилостиве, яко мы усердно к Тебе прибегаем, к милостивому Избавителю всех Владыце Господу Иисусу. Песнь 8 Ирмос: Из пламене преподобным... 1-й лик: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Како не имам плакатися, егда помышляю смерть? Видех бо во гробе лежаща брата моего, бесславна и безобразна. Что убо чаю? И на что надеюся? Токмо даждь ми, Господи, прежде конца покаяние. 2-й лик: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Како не имам плакатися, егда помышляю смерть? Видех бо во гробе лежаща брата моего, бесславна и безобразна. Что убо чаю? И на что надеюся? Токмо даждь ми, Господи, прежде конца покаяние. 1-й лик: Слава: Верую, яко приидеши судити живых и мертвых, и вси во своем чину станут, старии и младии, владыки и князи, девы и священницы; где обрящуся аз? Сего ради вопию: даждь ми, Господи прежде конца покаяние. 2-й лик: И ныне: Пречистая Богородице, приими недостойную молитву мою и сохрани мя от наглыя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние. 1-й лик: Хвалим, благословим, поклоняемся Господеви, поюще и превозносяще Его во веки. Ирмос: Из пламени преподобным росу источил еси, и праведнаго жертву водою попалил еси. Вся бо твориши, Христе, единым хотением. Тя превозносим вовся веки. Песнь 9 Ирмос: Бога человеком невозможно видети, на Негоже не смеют чини ангельские взирати. Тобою же, Всечистая, явися человеком Слово воплощенно, егоже величающе с Небесными вои Тя ублажаем. 2-й лик: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Пусть она до последней минуты будет со всеми нами». Врач пытался убедить меня тем, что я беру на себя непомерные заботы и тяжесть. Но этим меня не убедишь. Мы были с Верусей до последней секунды. А санмашина, уже стоявшая у подъезда, уехала в свой гараж. Врачи сказали мне, что у Веры рак легких еще 27 января с. г. Но я им не верил. Положительное действие препарата «Байэр-Э-39» как будто подтверждало мои сомнения и надежды. Но, видимо, врачи были правы. Эти девять месяцев Вера была очень тяжело больна. Но мы с мальчиками обеспечивали совсем не больничную обстановку жизни вокруг нее. По временам Вера страдала, но всем интересовалась, на все реагировала, по всем нашим делам подавала мудрые советы. Перелом произошел 6–7 октября. Все Верины моральные качества звучали по-прежнему, но Вера слабела с часу на час. Мы с Верой были одни в квартире, я подбадривал Веру как только мог, но мои усилия приводили только к моральным результатам, физические силы Веры таяли. В понедельник (10-го) побывал у нас врач, прописал ряд новых лекарств. Я не оставлял Веру ни на минуту. Также ночью, по ее просьбе, я спал (и не спал) рядом с нею на ее кроватке. Мою отлучку даже на четверть часа Вера очень тяжело переживала. Вчера (на Феофана Милостивого) в восьмом часу утра я стал поить Верусю чаем. Она была трогательно ласковой. Все заботилась о ходе моих работ. Сидела на кроватке. И вдруг, без десяти восемь, попросила: «Помоги мне лечь». Я, по ее просьбе, положил ее на спинку, и вдруг, сразу же, она впала в агонию. Я узнал это по дыханию. Сейчас же вызвал врача «скорой помощи», сказал Нике по телефону, чтобы он немедленно же ехал к нам на такси, попросил соседа (А. Н. Кубарева) послать телеграмму Ване. На исходе девятого часа Вера спросила меня просто, ласково и жутко: «А что же дальше?» Я ответил: «Что Бог даст. А мы постараемся подбодрить тебя и обеспечить тебе хороший сон». Инъекция, сделанная пришедшей женщиной-врачом скорой помощи, несколько улучшила пульс. Вера попросила чаю, и это окрылило меня надеждой.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010