47 Триодь постная, в неделю мясопустную утра, на Хвалитех стихира самогласна, глас 1. 48 Молитва пред Святым Причащением. 49 Василий Великий, святитель. Беседа 2. О посте/Василий Великий. Творения. Ч. 4. М., 1846. С. 19—22. 50 Там же. С. 28. 51 Триодь постная, в сырный понедельник на стиховне стихира самогласна. глас 3. 52 Триодь постная, во вторник сырный вечера, самогласен на стиховне, глас 1. 53 Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, Слава на 8-й песни. 54 Экзегетический комментарий к Пс.136 дается по изд.: Псалтирь в святоотеческом изъяснении. Святая Гора Афон. 1997. С. 488—490 (далее в сносках указываем только содержащиеся в данном издании отсылки к святым отцам; цитированный комментарий к надписанию отсылает нас к Афанасию и Феодориту). 55 Златоуст, Иоанн Кронштадтский. 56 Феодорит, Евсевий. 57 Златоуст. Феодорит. 58 Златоуст, Григорий Богослов. Антиох, Серафим, Никита, Симеон Новый Богослов. 59 Златоуст. 60 Афанасий, Феодорит, Псалтирь с толкованием. 61 Феодорит, Златоуст. 62 Феодорит, Златоуст, Василий Великий, Нил. Дорофей. 63 Триодь постная, в понедельник первыя седмицы вечера, на стиховне самогласен, глас 1. 64 Триодь постная, в неделю сыропустную, в субботу вечера стихиры на Господи воззвах, Слава , глас 6. 65 Последование погребения мирских человек, кондак, глас 8. 66 Триодь постная, в неделю мытаря и фарисея на утрени по 50-м псалме Слава, И ныне , глас 8. 67 Согласно старой поговорке, «испанский язык создан для разговора с Богом, французский — для разговора с королем, итальянский — с возлюбленной, а по-английски можно говорить только с лошадьми» (Чукоккала. М., 1979. С. 205). 68 Утро в четверток 5-й седмицы святого поста, Синаксарий Триоди Никифора Каллиста Ксанфопула. 69 Василий Великий. святитель. Беседа 2. О посте. С. 28. 70 Василий Великий, святитель. Беседа 2. О посте. С. 28—29. 71 «Поспеши. Боже, избавить меня, [поспеши], Господи, на помощь мне. Да постыдятся и посрамятся ищущие души моей! Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла! Да будут обращены назад за поношение меня говорящие [ мне]: “хорошо! хорошо!» Да возрадуются и возвеселятся о Тебе все.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

4 . В Икономию (Домостроительство) спасения всех и вочленения ( νσωμτωσις) всех в тело Христово, Которое есть Церковь , без сомнения, входит и Христово схождение во ад , которое произошло за время от Его смерти на Кресте до славного Воскресения, то есть во время Его Пасхального тридневия 259 . Ибо, по апостолу Павлу, Господь Спаситель пришёл спасти всех людей, все роды, и те, до Его Воплощения и те, кто жил во время Его земной жизни и те, после этого, ибо для Него нет мёртвых. Потому апостол говорит: Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мёртвыми и над живыми ( Рим. 14:9 ) 260 . Христос Спаситель как Богочеловек сошёл «в преисподние места земли» и, воскреснув, «восшёл превыше всех небес, дабы наполнить все». Восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам ( Еф. 4:8–10 ). По толкованию святого Иоанна Златоуста , Христос Своим сошествием во Ад «связал дьявола и одновременно смерть смертию своей, и всё (тамошнее) богатство, род человеческий, перевёл в (Свои) Царские ризницы. Это и апостол Павел показывает, говоря: избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего ( Кол. 1:13 ) " 261 . И в другом месте божественный апостол высказывает то же самое, о том же спасительном Божественном событии: Бог же мира, воздвигший из мёртвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа ( Евр. 13:20 ) 262 . Господь, как Пастырь Добрый, Который ищет заблудшую овцу, то есть человека 263 , Сам, лично, посетил все места, где находился человек, и поэтому Он сошёл во Ад и освободил людей как адских пленников дьявола, чтобы всех людей соединить в единое Божие стадо Церкви, – да будет одно стадо и Один Пастырь 264 . В Церковь Христа, разрушителя Ада, входят все, то есть «и те, которые до пришествия Христа угодили Богу» 265 , и поколения, прежде жившие и покинувшие этот мир. Все переводятся через Пасху Христову, переводятся из Египетского плена в освобождение, в свободу Царства Божия, и соединяются в одно тело «под одной Божественной Главой – Христом, Божественный свет Которого бросает свои лучи и освещает все глубины веков и тысячелетий до Боговоплощения, а после него сила Его жертвы умилостивления и искупительной благодати Его простирается не только на современность и будущее до окончания времён, но и на далёкое прошлое, до Агнца, закланного от создания мира ( Откр. 13:8 ; 1Пет. 1:19–20 ) 266 .

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

4 . Если же ты хочешь услышать о нераздельном и едином Божестве, то выслушай Павла, говорящего: «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его» ( Евр.1:3 ), и опять-таки: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба» ( Флп.2:6–7 ). Итак, смотри, что эти выражения – о Вочеловечении. И Сам Господь говорит собственным гласом: «Я в Отце и Отец во Мне» ( Ин.14:10 ), и опять-таки говорит Филиппу: «Я и Отец – одно» ( Ин.10:30 ). И говорит через великого Пророка: Видите Мене, «Яко Аз Господь Бог есмь, и не изменяюся» ( Мал.3:6 ). И вновь говорит: «Я исшел от Отца; и опять иду к Отцу» ( Ин.16:28 ). И через пророка Иеремию говорит Отец: «Мене оставиша источника воды живы, и ископаша себе кладенцы сокрушеныя, иже не возмогут воды содержати» ( Иер.2:13 ). Не вчера – источник, а сегодня – вода. Да не будет! Всегда источник и всегда вода. Жалкие же и неблагодарные ариаманиты! Навуходоносор оказался лучше их, который себя считал богом, свое изображение установил в Вавилоне и бросил в печь огненную Ананию, Азарию и Мисаила и было к ним росодательное слово посреди них, изгнавшее огонь и они пели, и когда пришел Навуходоносор и увидел их поющими, то сказал своим слушателям: «Не трех ли мужей я ввергнул в печь?» Они же ответили – «Да, царь». А он говорит им: «Вот вижу я четырех мужей, и четвертый подобен Сыну Божиему» ( Дан.3:91, 92 ). Навуходоносор, который себя сделал богом, откуда ты знаешь, что Тот подобен Сыну Божиему? И он тотчас отвечает: «Он Сам умилил меня, чтобы мне так сказать». Итак, Навуходоносор оказывается лучше этих нечестивцев, которые признают Сына ни подобным, ни единосущным. Скажите же, чтобы эти нечестивцы не богохульствовали, но благочестиво поклонялись Истинному Богу Слову в Духе, может быть простится им нечестие богохульств их? 5 . Итак, они изгоняются и извергаются из Божественного хора, а мы скажем их братьям, духоборам, «тропикам» 11 , говорящим, что Дух сотворен [ Col. 512 ]: «О, тропик, разве ты не слышал Давида, говорящего: «Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их» ( Пс.32:6 )? Вот – Троица нераздельная.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

4 . Человек суете уподобися: дние его яко сень преходят. С Евр.: «Человек подобен дуновению (Феодотион: испарению; Симмах: пару); дни его, как уклоняющаяся тень». «Слово суета, – говорит св. Злат., – означает не что иное, как тленность, смертность и кратковременность». 5 и 6 ст. Под. Пс. 17:8 . 5 . С Евр.: «Господи! приклони небеса Твои, и сойди; коснись гор, и воздымятся». 6 . С Евр.: «Блесни молниею, и рассей их; пусти стрелы Твои, и расстрой их». 7 . Избиви мя от вод многих, т.е. от «множества врагов» (бл. Феод.); или «от беспорядочного, нестройного, стремительного нападения врагов» (Злат.). Из руки сынов чуждих. «Чуждими сынами, – говорит св. Злат., – мне кажется, пророк называет людей, отчуждившихся от истины... тех, которые живут порочно, любят неправду, произносят безумные речи, не говорят ничего полезного». Св. Афанасий под сынами чуждыми разумеет неверных Иудеев. С Евр.: «Простри с высоты руку Твою, избавь меня и спаси меня от вод многих, от руки сынов иноплеменных». 8 . С Евр.: «Которых уста говорят суетное, и которых десница – десница лжи». 9 . С Евр.: «Боже! новую песнь воспою Тебе, на десятострунной псалтири воспою Тебе», 10 . От меча люта. «Мечем лютым, – говорит бл. Феод., – назвал пророк неистовство и зверство нападавших; их же называет и сынами чуждыми, как злочестивых». То же св. Афан. С Евр.: «Дарующему спасение царям и избавляющему Давида, раба Своего, от лютого меча». 11 . С Евр.: «Избавь меня и спаси меня от руки сынов иноплеменных, которых уста говорят суетное, и которых десница – десница лжи». 12 . Ихже сынове их яко новосаждения 693 водруженая 694 в юности своей. Т.е. враги мои тем более заслуживают порицания, что они ущедрены Господом разными благами, а именно: их дети, как новонасажденные растения, крепкие в своей юности; или: как молодые недавно расцветшие растения. Дщери их удобрены 695 , преукрашены яко подобие 696 храма, – дочери их наряжены и кругом украшены на подобие храма, или: как преукрашенный идол (языческого) храма. «Вместе с юностию, – говорит св. Злат., – пророк изображает и роскошь в одежде, и головные уборы и другие женские украшения». «Не естественная только красота украшает их, но и искусство облекло их в великое убранство; почему уподобляются храмам в честь идолов» (Бл. Феод.). Еврейский текст разумеет здесь и далее благосостояние не врагов, а самых Иудеев. Ст. 12: «Да будут сыновья наши, как разросшиеся растения в их молодости; дочери наши, как искусно изваянные столпы в чертогах».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

5,1–3). Господствовать или повелевать (katakurieuw) стадом Божьим означает пользоваться властью, не имеющей оснований в любви. Послание Петра заповедует епископам-сопастырям управлять «tupoi ginomenoi tou poimniou». Они должны быть образом или изображением для стада, образом или изображением любви, через которую они управляют стадом Божьим. Власть любви, которою по преимуществу облечены пастыри, есть жертвенная отдача себя другим и жертвенное служение, образ которого оставил ап. Павел. «Во всем являем себя, как служителя Божьи, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благодати, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божьей, с оружием правды в правой и левой руке... Кто не изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?... Ибо будучи свободен от всех, я всем себя поработил (emauton edoulwsa), дабы больше приобрести... Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» ( II Kop. 6,4–7; 11,29 ; 1Кор. 9,19–22 ). Только через любовь ко Христу и во Христе можно приобрести эту харизму любви, чтобы отдать себя всем и чтобы через эту отдачу приобрести по крайней мере некоторых. Приобретение всех не для себя, а для Христа, есть содержание власти любви в Церкви. Противоположение «katakurieuw» и «douloumai», между господствованием и порабощением, есть противоположение между властью не имеющей оснований в любви и властью любви. Первая в той или иной мере требует служения себе, другая служит другим, первая господствует, вторая порабощает и делает рабом себя для других 512 . Я почти дословно повторяю слова Оригена : «oi arcontej oun twn men eqnwn katakurietwsan autwn thj de ekklhsiaj, douleuetwsan auth» 513 . Такого рода власть не создает высших и подчиненных, господ и рабов. Она не только не вызывает разделения в Церкви, но всех объединяет в любви. Она не господствует через страх и принуждение, а «принимает образ раба», потому что в страхе нет любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

5 . До века уготоваю семя твое, и созижду в род и род престол твой. Явно, что говорится о Мессии; ибо только царство Его есть царство вечное. «Бог с клятвою обещал ему (Давиду), говорит св. Ап. Петр, от плода чресл его воздвигнуть Христа по плоти и посадить на престоле его ( Деян. 2:30 ). Слова в род и род, по бл. Феод., означают, что «престол Мессии будет процветать во всяком роде». С Евр.: «На век утвержу семя твое, в род и род устрою престол твой». 6 . Исповедят небеса чудеса Твоя, Господи, ибо 507 истину Твою в церкви святых. Т.е. я совершенно уверен, что Ты, Господи, исполнишь Свои обетования, данные Давиду, потому что небеса, т.е. небесные силы, знают и исповедуют чудеса милости Твоей к дому Давидову, потому истинность Твоих обетований проповедуется в Церкви святых небожителей. «Тебя надлежит песнословить всем, особливо же живущим на небесах, которые подробнее видят чудеса Твои и знают твердость обетований ( Евр. 12:22–23 )» (Бл. Феод.). Исповедят небеса чудеса Твоя. «Говорит это потому, что родился Христос и Ангелы благовествуют пастырям» (Св. Афан.). С Евр.: «И небеса прославят чудныя дела Твои, Господи, и истину Твою в собрании святых». 7 . Яко кто во облацех уравнится Господеви? Уподобится Господеви в сынех Божиих? С Евр.: «Ибо кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу»? Во облацех – то же, что на небесах. Т.е. «Ты выше всех, даже небесных сил» (Св. Афан. и бл. Феод.). 8 . Бог прославляемь в совете святых, т.е. в сонме св. Ангелов и святых людей; велий и страшен есть над всеми окрестными Его, т.е. страшен и для тех, которые окружают Его, – для престолов, серафимов, херувимов и других небесных сил, и всем святым. С Евр.: «Страшен Бог в великом сонме святых, страшен Он для всех окружающих Его». 9 . С Евр.: «Господи, Боже сил! кто силен, как Ты, Господи? И истина Твоя окрест Тебя». 10 . С Евр.: «Ты владычествуешь над яростию моря; когда вздымаются волны его, Ты укрощаешь их». 11 . Ты смирил еси, яко язвена, гордого, мышцею силы Твоея расточил еси враги Твоя. С Евр.: «Ты низложил Раава 508 , как пораженного; крепкою мышцею Твоею рассеял врагов Твоих». «Гордым называет, – поясняет бл. Феод., – Фараона, и врагами – Египтян, которых предал морю, а спас народ Свой». Св. Афанасий разумеет под гордым диавола, коего связал Господь; бл. Феодорит, «кроме Фараона, разумеет еще демонов, этих учителей гордыни, коих Господь сокрушает в пресвят. крещении».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

5, стр. 291). Климент Александрийский (Paedag. III. 8), Ориген (Comment, in Math. XIII, 56), Тертуллиан (De cult. fern. 1, 8) и др. приписывают 7 соборное послание св. ап. Иуде, брату Иакова, праведного. Послание писано к «призванным, которые освящены Богом Отцом и сохранены Иисусом Христом (1 ст.). Сходство этого послания со 2 посланием ап. Петра ( Иуда 3, 3–18 ) и указание на тех же лжеучителей, о которых говорит ап. Петр, показывает, что ап. Иуда писал к тем же лицам, к которым писали св. ап. Иаков и Петр, т. е. к христианам Малой Азии. Написано это послание по смерти св. Иакова (63) и до разрушения Иерусалима, (т. е. между 63–65 и до написания ап. Петром второго послания). Послание св. Иуды от начала до конца представляет одну непрерывную и грозную речь, направленную против лжеучителей и замечательно тем, что он (Иуда) пользуется в своем послании свидетельствами апокрифических сочинений (книгою Еноха, ст. 14, и Успением или Восхождением Моисея, ст. 4), что было причиной сомнения у некоторых писателей (Евсевия, Амфилохия и др.) в принадлежности сего послания св. ап. Иуде; но это послание включено в число священных книг 85 правилом св. апостолов, 60 правилом Лаодик. собора и 33 правилом Карфагенскаго собора; признано таковым же у св. Афанасия Великого (О праздниках) Григорием Богословом , Амфилохием, Кириллом Иерусалимским и др. Святой апостол Анания Св. Анания, крестивший Савла – ап. Павла, был из числа 70 учеников Господа и занимал между ними почетное положение ( Дeяh. XXII, 12 ), но, к сожалению, о нем достоверно только то, что сообщается в апостольских Деяниях. «В Дамаске был один ученик именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи». Господь же сказал ему: «встань и пойди на улицу, так называемую прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится». И (Савл) видел в видении мужа, именем, Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел. Анания отвечал: «Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме; и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, прославляющих Твое имя».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

6 . Славу и велелепие возложиши на него. Возложить славу или великолепие на кого-нибудь значит – соделать славным и великим. «Ты соделал его знаменитым, высоким и достойным удивления» (Бл. Феод.). С Евр.: «Велика слава его в спасении Твоем; Ты возложил на него честь и величие». 7 . Возвеселиши его радостию с лицем Твоим. С лицем Твоим – по св. Афанасию – с «Сыном Божиим». Симмах перевел: пред лицом Твоим, – т.е. «возвеселится он и будет иметь непрестанную радость, сподобившись лица, т.е. благоволения Твоего» (Св. Афан. и бл. Феод.). С Евр.: «Ты положил на него благословения на веки, возвеселил его радостию лица Твоего». 9 . Да обрящется рука Твоя всем врагом Твоим. Т.е. да поразит рука Твоя врагов Твоих. В таком смысле это выражение употребляется в Св. Писании (См. 1Цар. 31:3 ; 3Цар. 13:24 ). Симмах перевел: «рука Твоя обымет всех врагов Твоих». С Евр.: «Рука Твоя найдет всех врагов Твоих, десница Твоя найдет (всех) ненавидящих Тебя». 10 . Положиши их яко пещь огненную во время лица Твоего. Т.е. врагов Твоих соделаешь подобными разженной печи, будут гореть они, как горит печь, или как дрова в печи. «Сказал же, – говорит бл. Феод., – во время лица Твоего – вместо: во время гнева Твоего». С Евр.: «Во время гнева Твоего Ты сделаешь их, как печь огненную; во гневе Своем Господь погубит их, и пожрет их огонь». 11 . Плод их от земли погубиши, и семя их от сынов человеческих. «Потомков наименовал семенем и плодом», говорит бл. Феод. По св. Афан., под плодом здесь разумеются «лукавые слова и помышления Иудеев, злоумышления их, уничтоженные воскресением, также учения и безбожные определения, которые по кончине их, Бог, как благий, предаст погибели, а под семенем – лукавые помыслы». 12 . Яко уклониша на Тя злая. С Евр.: «Ибо они предприняли против Тебя злое»; «потому что противу Тебя воздвигли язык и изрекли слова хульные» (Бл. Феод.). Т.е. нечестивые будут обременять Тебя своими злоумышлениями, которые впрочем они не возмогут составити, т.е. не возмогут исполнить. Симмах: «помыслили помышления невозможные».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

6 . Уничижения 520 их лета будут. «Яснее сказать, – говорит св. Афан., – лета их, т.е. отрекшихся от Тебя, будут в великом уничижении», «Надолго, говорит пророк, Ты предал их (Иудеев) на это бедствование. Означает же, – говорит бл. Феод., – вместе отвержение Иудеев, по страдании Спасителя нашего, и будущее оставление их без Божественного о них попечения не на краткое, но на весьма продолжительное время». Утро яко трава мимо идет. «Словом: утро, – говорит св. Афан., – означает время бывшего им явления Христова на горе Синае, а словом: трава – изображает подзаконное служение, как имеющее вскоре потом увянуть. На вечер отпадет, ожестеет и иссохнет. Вечером именует время при конце века, в которое и явился Единородный, и в которое прешел цвет подзаконного служения, приведенный в ожестение обольщением непокорности» (Св. Афанасий). С Еврейского: «Ты как наводнением уносишь их; они, как сон, – как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает». 7 . Яко исчезохом 521 гневом Твоим – изнемогли, как бы умерли от гнева Твоего. «Ясно, – говорит св. Афан., – возвещают бедствия, постигшия их (Иудеев) и всех людей за собственные их грехи». То же и бл. Феодорит. 8 . Век наш в просвещение лица Твоего. Т.е. нашу жизнь положил пред очи Свои. «Как бы так говорит: жизнь наша и дела наши в продолжение жизни оказываются лукавыми пред лицем Твоим; потому что не безызвестно Тебе все, что делается у нас от начала до конца» (Св. Афан. и бл. Феодор.). С Евр.: «Ты положил беззакония наши пред Тобою, и тайное наше пред светом лица Своего». 9 . С Евр.: «Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук». 10 . Лета наша яко паучина 522 поучахуся. Т.е. лета наши, когда размыслим о них, представляются как паутина. «Природа человеческая не имеет в себе ничего твердого и постоянного; подобно паутине легко расторгается» (Св. Афан. и бл. Феод.). Сравнение взято с паука, который, работая из себя паутину, сам себя изнуряет и ослабляет. Таков и человек: как паук, он многими заботами, трудами и болезнями изнуряет и ослабляет себя, от того и жизнь человеческая по своей непрочности похожа на паутину, подобно ей легко расторгается и прекращается. Яко прииде кротость 523 на ны, и накажемся. Т.е. да приидет к нам Твоя кротость, и мы научимся, исправимся: ибо жизнь наша так слаба, что нуждается в Твоем отеческом снисхождении. Поэтому наказуй (вразумляй) нас кротко (Бл. Феод.). С Евр.: «Дней лет наших семьдесят лет, а при большей крепости восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

7 . Грех юности моея и неведения моего не помяни: по милости Твоей помяни мя. Грех юности – грехи, содеянные в юности и по неведению. «Юностию, – говорит св. Афанасий, – именует безумие, а явным безумием было время их (Евреев) идолослужения. В ином смысле разумеет грехи народа в Египте, потому что и там служили идолам. И так, не помяни ныне оных грехов, но яви человеколюбие, как был Ты человеколюбив и милостив тогда к неведущим» (Св. Афан.); «меня помяни человеколюбиво, а не грех мой» (Бл. Феод.). С Евр.: «Грехов юности моей и преступлений моих не воспоминай; по милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи»! 8 . Сего ради законоположит согрешающым на пути. «Просветит грешников, покажет согрешающим путь» (Св. Афан.). «Яснее, – говорит бл. Феод., – перевел это Симмах: «посему укажет согрешающим путь»; потому что водясь благостию, не вдруг наказывает согрешающих, но указует им правый путь и обучает их закону покаяния, и тех, которые водятся кротостию и простотою, научает различать свойства вещей и ведет к познанию всякого Своего домостроительства». С Евр.: «Благ и праведен Господь; посему наставляет грешников на путь». 10 . Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета Его, и свидения Его. Свидения – свидетельства, – то же, что заповеди или закон, свидетельствующие о воле, о милости и истине Божией. Т.е. кто возлюбил закон Божий, постоянно поучается в нем, тот убеждается, что все пути Господни – милость и истина. С Евр.: «Все пути Господни – милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его». 11 . Ради имене Твоего Господи, и очисти грех мой, мног бо есть, – т.е. тяжек грех первородный, не иначе очищается, как только крещением (Бл. Иерон.). Другие разумеют известное преступление Давида. Т.е. Поскольку Ты именуешься милостивым и человеколюбивым, то ради этого имени, а не ради одного моего раскаяния, очисти грех мой, ибо он велик и тяжек, Ты един можешь его очистить, уничтожить. С Евр.: «Ради имени Твоего, Господи, прости согрешение мое; ибо велико оно».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010