Ин.5:2 .  Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда 22 , при которой было пять крытых ходов. Около Овечьих ворот 23 ( Неем.3:32, 12:39 ), которые находились в северной части стены, существовала купальня или пруд с пятью крытыми ходами, в которых лежали больные. Эта купальня называлась по-еврейски (правильнее «по-арамейски») Вифезда (по-арамейски Бет-Хесда), т.е. «дом милости», «милосердой любви». Когда Иоанн писал свое Евангелие, купальня эта еще существовала (он говорит: «есть»). Опустошение, произведенное в Иерусалиме Титом в 70-м году, очевидно, было вовсе не так ужасно, как изображает его Иосиф Флавий («Иудейская война», VII, 1, 1), и известные раньше места и остатки зданий еще можно было найти в городе. Евсевий Кесарийский говорит, что в 70-м году погибла только половина Иерусалима (Demonstratio evangelica, VI 18, 10; ср. «Церковная история», IV 23, 18). В беседе, приписываемой св. Афанасию, говорится, что означенная купальня существовала и в IV веке (ed. Montfaucon, 2, 70; ср. статью Полянского «о Вифезде» в сообщениях Палестинского Общества за 1910 г.). Ин.5:3 .  В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, Ин.5:4 .  ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Здесь описывается чудо, совершавшееся в купальне над теми больными, которые успевали окунуться в воду тотчас после того, когда ее возмущал сходивший по временам Ангел. Новейшие издатели евангельского текста, однако, из обоих этих стихов делают только один, оставляя слова «в них (т.е. в крытых ходах или галереях) лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших». Остальное, по мнению новых издателей, представляет собой вставку (интерполяцию) позднейшего времени, в древнейших греческих рукописях дальнейших слов о чуде, совершавшемся благодаря нисхождению Ангела, не имеется, как нет их и в древних сирийских переводах Евангелия Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иногда к тяжелой болезни демоны приводят и праведников по особому смотрению и попущению Бога. Сразу же вспоминается жизнь великого страстотерпца Иова Многострадального. В святом Евангелии рассказывается о дочери Авраама, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет( Лк. 13:16 ). Попущено это было для того, чтобы на ней явилась слава Господня. Претерпевшему все страдания с покорностью воле Божией, дается мученический венец. Св. апостол Павел говорит о себе: И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но [Господь] сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова ( 2Кор.12:7–9 ). Святитель Афанасий Великий в составленном им «Житии Антония Великого » рассказывает: Тогда враг, не стерпя сего, даже боясь, что Антоний в короткое время наполнит пустыню подвижничеством, является к нему однажды ночью со множеством демонов и наносит ему столько ударов, что от боли остается он безгласно лежащим на земле. Как сам Антоний уверял, весьма жестоки были его страдания, и удары, нанесенные людьми, не могли бы, по словам его, причинить такой боли. Но по Божию Промыслу (ибо Господь не оставляет без призрения уповающих на Него), на следующий день приходит тот знакомый, который приносил ему хлеб. Отворив дверь и увидев, что Антоний лежит на земле, как мертвый, взял и перенес его в храм, бывший в селении, и положил там на земле. Многие из сродников и из жителей селения окружили Антония, как покойника. Демоны причиняли болезни и другим праведникам. Эта жестокая борьба кончалась полным поражением злых духов. Подвижники же, обретая духовные силы и опытность, совершенствовались. Часто в постигающих нас болезнях ясно видна рука Божия. Любящий нас Господь желает всем блаженство в Царствии Небесном. Но многие люди не хотят идти путем спасения, пренебрегают заповедями, упорно коснеют в грехе.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

ищущие Тебя, и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: “велик Бог!» Я же беден и нищ: Боже, поспеши ко мне! Ты помощь моя и Избавитель мой; Господи! не замедли». «По блаженному Феодориту. в этом псалме пророк просит спасения и избавления от враждующих: «изрек же этот псалом блаженный Давид, будучи преследуем Авессаломом. И справедливо к надписанию прилагается в воспоминание, потому что памятование греха уязвляет его сильнее врагов». “Пророк воспевает этот псалом. — говорит святой Афанасий, — от лица всего человечества, которое умоляет Бога восстать на помощь ему " » (Толковая Псалтирь с краткими пояснениями святых Отцов и указанием порядка чтения псалмов на всякую потребу. М., 1998. С. 239). Смысл последнего прошения псалма поясняет авва Макарий Великий: «Та душа есть нищая духом, которая познает язвы свои, познает и окружающую ее тьму страстей — и всегда просит избавления у Господа. Переносит и труды, по не радуется ни о каком земном благе, а полагается на одного только небесного Врача и на Его врачевания» (Псалтирь в святоотеческом изъяснении. С. 239). 72 Василий Великий, святитель. Беседа 1. О посте/Василий Великий. Творения. Ч. 4. С. 17. 73 Ирмос (греч. ειρμος, сплетение) — строфа, соединявшая библейскую песнь с христианскими гимнами силлабического сложения; с VIII в. — вступительный, оглавный стих, показывающий содержание прочих стихов песни, 1-я строфа каждой из 9 песней канона, мелодико-ритмическая модель ее тропарей (тропарь — молитвенный стих и речитативного склада песнопение Православной Церкви в честь некоторого праздника или святого). Ирмосы песней Великого канона в их современном звучании присоединены к нему преподобным Иоанном Дамаскином (см.: Игнатия, монахиня. Церковные песнотворцы. С. 124). 74 Исх.15:2: «Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его»: 75 Ирмос 1-й песни воскресного канона, глас 4. 76 Ирмос 1-й песни, глас 6. 77 Триодь, как и Типикон, указывает (в понедельник 1-й седмицы святаго поста, о часе девятом): «Творим же на кийждо тропарь метания 3», то есть — по три малых поклона.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

Наши же собеседники, смотря на это преемство пастырей Антиохийской Поместной Церкви, почемуто хотят видеть здесь полное уничтожение пастырей не только Поместной, но и Вселенской Церкви. Удивительное ослепление! Поистине на них сбывается слово пророка: «...слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» ( Деян.28:2627 ). Третье свидетельство Шарова – из письма Василия Великого монахам, скорбящим и сетующим об изгнанных православных епископах с их кафедр арианами, которые были заняты потом арианскими епископами. Где же здесь уничтожение епископов и возможность спастись без них? Изгнанные из своих городов епископы православные могли пасти свои словесные стада и из мест изгнания. В это время были великие святители: сам Василий Великий , Григорий Богослов , Мелетий Антиохийский , Афанасий Великий , – а святой Тарасий, председатель Седьмого Вселенского Собора, говорит, что во времена Василия Великого очень много было православных епископов. Вот и судите после этого, добрые люди, сколько честности и добросовестности в наших собеседниках, усматривающих уничтожение священства там, где его находится совершенная полнота. Спасение Лота в Содоме совершилось тогда, когда еще и ветхозаветного священства не было, когда люди руководились естественным законом и непосредственными явлениями Самого Бога им. Оно было чрезвычайное, чудесное. За Лотом и его семьею пришли два Ангела и вывели их сами из города, определенного Божественным Промыслом к уничтожению. Старообрядцы наши живут больше двухсот лет; заслужил ли хоть один из них прихода к нему Ангела, чтобы вывести его из пропасти раскола? Лот встретил двоих Ангелов в образе простых мужей, поклонился им до земли и сказал: «...государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой» ( Быт.19:2 ), – одним словом, Лот оказал самый любезный, приветливый, радушный прием гостям, напоил их и накормил. Наши же старообрядцы, и особенно беспоповцы, не могут оказать гостеприимства путешественникам не их веры. Они не терпят даже того, если странники, томимые нестерпимой жаждой, напьются в колодце старообрядцев воды, как раз в противовес и наперекор заповеди Господа: «...кто напоит одного их малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» ( Мф.10:42 )· Вообще спасение Лота в Содоме – неподходящее дело к положению наших старообрядцев, живущих не по естественному, не по писаному ветхому, не по благодатному законам, живущих вне закона.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер (свой), и поклонился до земли, и сказал «Владыка! Если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего ( Быт. 18, 1–3 ). Хотя некоторые святые отцы (мученик Иустин Философ , святой Иларий Пиктавийский , Блаженный Феодорит , святитель Иоанн Златоуст ) полагали, что Аврааму явился только Сын Божий в сопровождении двух Ангелов, однако Святая Церковь , последуя мнению святителей Афанасия Великого , Василия Великого , святителя Амвросия и Блаженного Августина , все же считает, что патриарх Авраам удостоился преобразовательного видения Пресвятой Троицы. Последнее мнение нашло отражение в церковной гимнографии 305 и иконографии («Троица» преподобного Андрея Рублева). Другое общее указание на тайну Святой Троицы святители Афанасий Великий , Василий Великий и другие отцы видели в троекратном воззвании Серафимов к Богу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф». При этом пророк слышал голос Господа, говорящего: «Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?» (множ. число!) ( Ис. 6, 3,8 ). Параллельные места Нового Завета подтверждают мысль о том, что пророк Исаия удостоился откровения именно Божественной Троицы. Апостол Иоанн пишет, что пророк видел славу Сына Божия и говорил о Нем ( Ин. 12, 41 ); а Апостол Павел дополняет, что Исаия слышал глас Святого Духа, Который посылал его к израильтянам ( Деян. 28, 25–26 ). Таким образом, Серафимы троекратно славословили Царственную Троицу, избравшую Исаию на пророческое служение. Третью группу составляют свидетельства о конкретных Лицах Святой Троицы. Так, об Отце и Сыне говорится в Книге Псалмов: «Господь сказал Мне: «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» ( Пс. 2, 7 ) – или: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня... из чрева (Отца) прежде денницы... рождение Твое» ( Пс. 109, 1, 3 ). О Третьем Лице Святой Троицы возвещается: «И ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его» ( Ис. 48, 16 ) – и в пророчестве о Мессии: «Почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» ( Ис. 11, 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Перевела с болгарского Станка Косова Любовь и покаяние Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и поставил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар… ( Еф. 2:4–8 ) Бог, богатый милостью. Святой апостол Павел подчеркивает, что Бог сделал это по Своей великой любви. Бог любит человека, а когда Бог любит что-нибудь, Он не любит мерой. Он любит не только одну группу людей, конкретных лиц или конкретные слои населения, а любит всех людей одинаково. Бог не может одних любить, а других нет. Потому что если Он любит одних, а других нет, тогда это означает, что у этого Бога есть слабости, есть страсти, Он не неизменен и не абсолютен в Своей любви. Но, как вы понимаете и как мы много раз об этом говорили, это как раз мы не любим Бога одинаково. Один любит Его на 30 процентов, другой на 50, третий на 70, а четвертый на 99. Не знаю, любит ли Его кто-нибудь на 100 процентов. Думаю, только у Христа имелась эта мера как у Человека. Бог есть Бог, богатый милостью. Бог богат, Он не беден, не злочестив, не скуп, не окаянен. Он по-настоящему богат – ведь есть много богатых людей, имеющих много денег, однако они им не радуются, не наслаждаются ими, а берегут их. Разумеется, деньги нужны, чтобы функционировали банки. Когда Карагёзис 9 увидел хлебы в витрине булочной, он спросил булочника: – Дядя, а все эти булки твои? – Да. – Так что же ты их не ешь, а выставил на витрину? Милый Карагёзис не мог понять, что они предназначены для продажи. Его логика простиралась лишь досюда. У Бога бескрайне богатое сердце, говоря по-человечески. У Него нет скупости, Он щедро дает человеку Свою благодать, довольно лишь, чтобы человек искал эту благодать, хотел ее, преследовал ее. А что человеку нужно сделать? Открыть свое сердце Богу и сказать: «Хочу! Я хочу стяжать Божию благодать! Хочу иметь общение с Богом, жить со Христом».

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Nikol...

По остроумному замечанию В. В. Болотова , «александрийское толкование может быть хорошо только под пером таланта; в анти­охийской школе предлагались такие простые и устойчивые прие­мы, что с ними не без пользы мог трудиться и человек невысоких дарований» (Болотов, цит. изд., т. 4. М., 1994, с. 5). С александ­рийской школой самым прямым образом связано богословие святителей Афанасия Великого и Кирилла Александрийского , но из него выросло также аполлинарианство и монофизитство; бо­гословие Василия Великого опиралось на антиохийскую экзеге­зу, – у других каппадокийцев более заметно влияние Оригена ; верным продолжателем лучших традиций антиохийской экзеге­тической школы был святитель Иоанн Златоуст , но антиохийца­ми были также Несторий и Феодор Мопсуэстийский. К концу III столетия относится зарождение монашества. Слово «монах» (monacoz) означает «уединенный». Монашество – инсти­тут, выросший в ходе церковной истории, но корни его заложены уже в самой евангельской проповеди. Господь Иисус Христос при­зывал Своих учеников к совершенству и отречению от благ мира. Путь к такому отречению лежит и через обет девства. В Евангелии сказано: «Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность чело­века к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вме­щают слово сие, но кому дано; ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от лю­дей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Цар­ства Небесного. Кто может вместить, да вместит» ( Мф.19:10–12 ). Евангельское совершенство предполагает, помимо целомудрия, нестяжательность, бескорыстие, вплоть до отказа от всяких зем­ных имений. Апостол Павел писал к Коринфянам: «Неженатый за­ботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и де­вицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтоб быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мир­ском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестан­но служили Господу без развлечения» ( 1Кор.7:32–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

По остроумному замечанию В.В. Болотова, «александрийское толкование может быть хорошо только под пером таланта; в антиохийской школе предлагались такие простые и устойчивые приемы, что с ними не без пользы мог трудиться и человек невысоких дарований» . С александрийской школой самым прямым образом связано богословие святителей Афанасия Великого и Кирилла Александрийского, но из него выросло также аполлинарианство и монофизитство; богословие Василия Великого опиралось на антиохийскую экзегезу; у других каппадокийцев более заметно влияние Оригена. Верным продолжателем лучших традиций антиохийской экзегетической школы был святитель Иоанн Златоуст, но антиохийцами были также Несторий и Феодор Мопсуестийский. К концу III столетия относится зарождение монашества. Слово «монах» ( m o n a c o z) означает «уединенный». Монашество – институт, выросший в ходе церковной истории, но корни его заложены уже в самой евангельской проповеди. Господь Иисус Христос призывал Своих учеников к совершенству и отречению от благ мира. Путь к такому отречению лежит и через обет девства. В Евангелии сказано: «Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано; ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19: 10–12). Евангельское совершенство предполагает, помимо целомудрия, нестяжательность и бескорыстие, вплоть до отказа от всяких земных имений. Апостол Павел писал к коринфянам: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтоб быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения» (1 Кор. 7: 32–35).

http://pravoslavie.ru/42070.html

Святые Отцы и учители Церкви выражались, что Адам посредством падения утратил одежду святости, сделался злым, уклонился в прочие помыслы, и что диавол утвердил в естестве его закон греха. Такие выражения встречаем например: а) у Иринея : «и сказал Адам: чрез непослушание я потерял одежду святости, которую имел от Святого Духа»; б) у Василия Великого : «вскоре стал Адам вне рая, вне оной блаженной жизни, сделавшись злым не по необходимости, но по безрассудству»; в) у Афанасия Великого : «преступив заповедь Божию, Адам вдался в греховные помышления, не потому, чтобы Бог сотворил эти помышления, уловляющие нас, но потому, что диавол посеял их обманом в разумной природе человека, впадшей в преступление и удалившейся от Бога, так что диавол утвердил в естестве человека и закон греха, и смерть, царствующую через грех.» 4) Искажение образа Божия. Если образ Божий начертан в душе человека и преимущественно в ее силах, уме и свободной воле, а эти силы потеряли много совершенства и исказились чрез грех Адами, то значит, исказился вместе с ними и образ Божий в человеке. Эту мысль утверждают: а) Василий Великий : «человек сотворен по образу и подобию Божию; но грех исказил ( χρεωσεν ) красоту образа, увлекая душу в страстные пожелания»; б) Макарий Великий : «если монета, имеющая в себе образ царев, бывает испорчена; то и золото теряет цену, и образ ничего не пользует: тоже испытал и Адам»; в) Феодорит : «Адам, возжелав быть Богом, погубил и то, чтобы быть образом Божиим.» Следствия для тела: 1) Болезни, скорби, изнеможение (посл. восточн. Патр. О пр. вере, чл. 6). Повредив все силы души, грех прародителей, как действие противоестественное, неизбежно произвел подобное же расстройство и в их теле, внес в него семена всякого рода болезней, усталости в трудах, расслабления и страданий. Жене сказал: умножая умножу скорбь твою., в болезни будешь рождать детей (Быт. 3:16). И Адаму сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей (Быт. 3:17). В поте лица твоего будешь есть хлеб (19). Все это признавали за следствия прародительского греха и учителя Церкви, например:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Суммируем всё сказанное в таблице: парность две скрижали любовь к Богу любовь к ближним два Завета Ветхий Завет Новый Завет мужчина женщина животные мужской пол женский пол дружба философия утверждение отрицание антитезис содержание единичное индивидуальное социальное конкретное абстрактное теория практика логика интуиция рационализм мистика материализм идеализм индукция дедукция анализ синтез симметрия симметрия в анатомии парность в физике материя правое вращение левое вращение энтропия информация положительный заряд отрицательный заряд Принцип Паули – Усугубление Два – это число усугубления, употребляется для окончательного утверждения, особой значимости и важности, особой силы, необходимости, тяжести. Примеры из Священного Писания: «А что сон повторился фараону дважды, это значит, что сие истинно слово Божие, и что вскоре Бог исполнит сие» ( Быт. 41:32 ). В ветхозаветной скинии и храме было святое и Святое Святых как место сугубо святое, для святого святое. «И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды» ( Чис. 20:11 ). Неоднократное употребление в Новом Завете выражения «истинно, истинно» или «аминь, аминь». «В законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно» ( Ин. 8:17 ). Не потому ли и в кончину века явятся именно два свидетеля – Илья и Енох? ( Зах. 4:3,14 ; Откр. 11:3 ). И опять-таки сказано: «Дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы» ( Евр. 6:18 ). Число три (3) Число «три», безусловно, самое знаменательное и онтологически глубокое из всех чисел. Религиозное и философское учение о троичности разработано в стольких трудах святых отцов, богословов и философов, что очень трудно что-либо присоединить к уже написанному ими. Желающих подробно ознакомиться с учением о троичности можно отослать к трудам св. Афанасия Великого , св. Василия Великого , св. Григория Богослова , св. Григория Нисского , св. Амвросия Медиоланского , Августина Блаженного и других отцов, излагавших учение о Троице, также к трудам кардинала Николая Кузанского, Владимира Соловьева, о. Павла Флоренского и других богословов и философов. Кратко изложу основные принципы троичности.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010