Вместе с прихожанами городских храмов в храме молились глава Череповца Маргарита Гусева, настоятельница Новолеушинского Иоанно-Предтеченского женского монастыря игумения Кирилла (Червова) с сестрами обители, сотрудники комиссии по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии М.Г. Мальцев и Е.А. Силина. На малом входе состоялось прославление в лике местночтимых святых братии Синозерского монастыря иеромонахов Сергия и Авраамия, схимонаха Ефрема и послушника Василия. Перед этим митрополит Савва огласил постановление Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 марта 2024 года (журнал 22) о включении имен преподобномучеников Сергия, Авраамия, Ефрема и Василия в поименный список Собора Вологодских святых. Затем епископ Игнатий прочитал жизнеописания святых. Икона Синозерских святых была изнесена из алтаря и положена в центре храма для поклонения верующих. На сугубой ектении была совершена молитва о восстановлении мира, об Украинской Православной Церкви и о Святой Руси. Проповедь перед причастием произнес иеромонах Афанасий (Поземов). В завершении богослужения было совершено славление преподобномученикам Сергию, Авраамию, Ефрему и Василию. По окончании Литургии епископ Игнатий обратился к сослужащим архипастырям, духовенству и прихожанам с приветственным словом, поблагодарил митрополита Савву и епископа Фотия за совместную молитву и преподнес им иконы Синозерских преподобномучеников. Владыка Савва также поздравил череповчан с включением в Собор Вологодских святых четырех преподобномучеников Синозерских и обратился к верующим со словом. Прихожанам, подходившим в завершение праздничного богослужения к целованию креста, вручались буклеты, посвященные канонизированным святым. Иеромонахи Сергий и Авраамий, схимонах Ефрем и послушник Василий были насельниками Синозерского монастыря, основанного преподобномучеником Евфросином Синозерским в 1594 году на берегу Синичьего озера в западной части Устюженского уезда Новгородской губернии (ныне Троице-Благовещенская Евфросино-Синозерская пустынь — мужской монастырь Череповецкой епархии).

http://azbyka.ru/news/v-kafedralnom-sobo...

Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 239; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 560. Иконография Описания облика И. встречаются под 22 марта в текстах иконописных подлинников посл. четв. XVII в.: «Аки Сергий сед» (ИРЛИ (ПД). Бобк. 4. Л. 90), кон. XVIII в. (в перечне учеников прп. Сергия): «Сед, брада шире Николы, ризы преподобническия» (БАН. Строг. 66. Л. 156; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 116). Оглавное изображение И. (с непокрытой головой, волнистыми волосами и короткой бородой, надпись на нимбе: «пр ikobъ») помещено справа среди Московских чудотворцев на прориси (ок. 1902) иконописца В. П. Гурьянова с иконы «Спас Смоленский, с Московскими святыми» 2-й пол. XVII в. из молитвенного дома Преображенского старообрядческого кладбища в Москве (местонахождение неизв.- Там же. Т. 1. С. 340-341, 616-617). А. А. Булычёв, А. А. Романова Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых) АФАНАСИЙ ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ (2-я пол. XIVb.), прп. (пам. 25 сент., 26 нояб., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/text/200181.html

По случаю отнятия Крита у Арабов (в 960 году), военачальник Никифор послал много денег преп. Афанасию для того, чтобы он построил монастырь на избранном уже месте с кельями для самого Никифора, который желал удалиться от мира. Афанасий построил две церкви, кельи, трапезу, больницу и прочие здания, собрал много братии и, написав устав общежития, стал игуменом. Но услышав, что Никифор по смерти Романа 2-го провозгласил себя императором (в июне 963 г.), опечалился, так как ради Никифора только и принял на себя труд устройства обители, чем навлёк и недовольство многих пустынников. Посему и удалился было на остров Кипр, но через несколько времени, повинуясь откровению, возвратился в свою обитель. Случилась ему нужда идти к императору по монастырским делам, и Никифор при свидании сказал ему: «знаю, что я не исполнил своего обещания и причинил тебе много трудов и скорбей; но потерпи на мне, ожидая моего покаяния». Когда умер Никифор (в дек. 969 года), монахи Афонских обителей занесли новому императору Иоанну Цимисхию жалобу, что Афанасий воздвигает дорогие здания, копает новые источники, засевает нивы и делает гору как-бы мирским селением. Цимисхий лично разобрал дело и решил его в пользу Афанасия, а в предотвращение несогласий впредь издал в 971 году «Устав для монастырей Афонских». В обитель Афанасия собралось много братий из разных стран, даже из Италии и Грузии. Господь прославил его даром прозорливости и чудес. Скончался преподобный в 980 году от провала здания, которое осматривал с шестью учениками. При гробе его совершались исцеления; тело его в храме обители. Преподобного Лампада чудотворца Преп. Лампад подвизался в посте и молитвах в пещере близ Иринополя, в Исаврии, и прославлен даром чудес. Жил в X веке. Преп. Феодосия и Афанасия Череповецких Ученики преп. Сергия Радонежского, основатели Воскресенского монастыря на том месте, где ныне город Череповец (Новгородской губернии); об них сохранилось, за разорением монастыря Поляками в начале XVII века, только скудное известие в одной вкладной книге. Преп. Афанасий скончался в 1382 г. Мощи преподобных почивают под спудом в Воскресенском городском соборе (монастырь упразднён 1764 г.). См. Ратшина «Сведения о монастырях», стр. 404.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В ходе встречи обсуждались вопросы организации курсов на базе семинарии и 11 монастырей как дополнительных учебных площадок. Архимандрит Феофилакт рассказал участникам встречи об особенностях организации образовательного процесса, дал подробные комментарии по каждой учебной дисциплине, обозначил ход разрешения возможных затруднений. Члены выездной комиссии ответили на вопросы собравшихся, затем осмотрели помещения Вологодской духовной семинарии. Комиссия ознакомилась с материально-технической базой и состоянием библиотечного фонда. Члены выездной комиссии также встретились со слушателями курсов — насельниками Спасо-Прилуцкого монастыря. В тот же день комиссия посетила Заоникиеву Богородице-Владимирскую пустынь и Горне-Успенский женский монастырь г. Вологды. 6 июля выездная экспертная комиссия посетила Свято-Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь Вологодской епархии и архиерейское подворье «Александро-Куштский монастырь». 7 июля, в праздник Рождества Иоанна Предтечи, комиссия выехала в Кирилло-Белозерский мужской монастырь Вологодской епархии. По окончании Литургии члены комиссии ознакомились с материально-технической базой и состоянием библиотечного фонда, а также встретились со слушателями курсов. В тот же день члены комиссии посетили Воскресенский Горицкий женский монастырь. 8 июля выездная комиссия провела экспертную оценку готовности дополнительных учебных площадок в Череповецкой епархии . Утром в соборе прпп. Афанасия и Феодосия Череповецких г. Череповца, являющемся дополнительной учебной площадкой, состоялась встреча членов комиссии с епископом Череповецким и Белозерским Игнатием , в ходе которой обсуждались вопросы организации и работы курсов в монастырях Череповецкой епархии. Затем состоялась встреча членов комиссии с игуменами и игумениями монастырей Череповецкой епархии. Во встрече приняли участие: епископ Череповецкий и Белозерский Игнатий; руководитель курсов иеромонах Ферапонт (Широков); проректор по научно-методической работе Вологодской духовной семинарии иподиакон Алексий Красиков; секретарь Череповецкой епархии, настоятель собора прпп. Афанасия и Феодосия Череповецких иерей Сергий Бондарь; настоятель Свято-Троицкой Филиппо-Ирапской мужской пустыни игумен Иов (Чернышов); настоятель Троице-Благовещенской Ефросино-Синоезерской пустыни игумен Феодосий (Белов); настоятельница Новолеушинского Иоанно-Предтеченского женского монастыря игумения Кирилла (Червова).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5828282...

28 сентября 1969 года в Лазаревской церкви города Вологды Георгий Трубицын венчался с дочерью протоиерея Геннадия Яблонского Ларисой. 12 октября 1969 года епископ Вологодский и Великоустюжский Мефодий рукоположил Георгия Трубицына во диакона, а 14 декабря 1969 года — во иерея. Значительное время служения отца Георгия связано с Воскресенским собором Череповца, где он прошел путь от диакона до настоятеля храма. В конце 1980-х годов, когда прекратились притеснения верующих, отец Георгий стал активно возрождать церковную жизнь на территории Череповецкого края. С именем отца Георгия связано восстановление старых и появление новых приходов. Его тщанием ожила молитвенная жизнь в Мяксе (где создается община Иоанно-Предтеченского Леушинского монастыря), Филиппо-Ирапской пустыни, Абаканове, Кадуе, Покрове и многих других местах. Благодаря стараниям отца Георгия в 1991–1997 годах вновь свои двери для верующих открыл храм Рождества Христова в Череповце, настоятелем, а с 2014 года почетным настоятелем которого он оставался до последних дней своей жизни. За 47 лет священства отец Георгий Трубицын был удостоен множества церковных наград — митры и служения с отверстыми Царскими вратами по «Отче наш». Имел орден преподобного Сергия Радонежского (1997), орден святого благоверного князя Даниила Московского (III степени; 2007), медаль преподобного Кирилла Белозерского (I степени; 2012) и другие церковные и светские награды. Отец Георгий был опытным и мудрым духовником, к которому за советом и утешением приезжали священнослужители, монашествующие и миряне с разных концов России. Он сподобился безболезненной, непостыдной и мирной кончины, которую предвидел и к которой готовился. 9 декабря в Воскресенском соборе Череповца на престольный праздник преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких отец Георгий сослужил двум архиереям — епископу Череповецкому и Белозерскому Флавиану и епископу Скопинскому и Шацкому Матфею. Весь этот день и утро следующего дня были особенно радостными и светлыми, и днем 10 декабря батюшка мирно и тихо отошел ко Господу.

http://e-vestnik.ru/obituaries/protoiere...

В 1866 году «тщанием прихожан» был возведен каменный храм Бла­говещения с колокольней в одной связи. По рассказам старожилов, церковь должны были построить в другом месте, около деревянного моста через речку Пишковку. Привозили туда материалы для строительства храма и несколько раз оставляли местночтимую икону Божьей Матери Троеручицы, прославленную чудесами с 1860 года. Всякий раз икона чудесным образом перемещалась в то место, где в настоящее время находится храм. Старый теплый храм из-за ветхости строений был разобран, но его престолы перенесли в новый храм, который вместил две церкви. На пер­вом этаже за притвором располагалась тёплая Афанасьевская церковь с приделами Зосимы и Савватия (освящен 27 октября 1866 г.) и Афанасия Александрийского. На втором этаже была холодная церковь с престолом Благовещения Пресвятой Богородицы. Стены зимнего храма были покры­ты живописью, резной деревянный иконостас включал по семь икон в местном, праздничном и деисусном ярусах. В 1896 году иконостас был позо­лочен, на своде была написана маслом картина «Воскресение Христово». По рассказам старожилов, храм был закрыт в 1936 году: ночью сняли колокола и увезли их вместе с богослужебными книгами. Часть икон разобрали по домам жители, часть попала в фонды Череповецкого музея. Во время войны колокольня служила наблюдательным пунктом зенитчиков, позже церковь использовалась как зерносклад. В 1958 году храм был переоборудован в МТС, в нем была построена кузница. С храма сняли и увезли крест, вместо которого устано­вили «красный флаг из железа». Тогда же разобрали на кирпич паперть, «испортили» росписи на сте­нах, о чем горько сожалели прихожане. После закрытия МТС храм исполь­зовали для хранения удобрений. Сейчас храм не используется, но до сего времени видны особенности его архитектурного облика. Он представляет собой квадрат с выступаю­щей алтарной апсидой и входами с северной и южной сторон. Над четы­рехскатной крышей поднимается круглый светлый барабан, венчавшийся луковичным куполом. Трехъярусная колокольня, соединенная с основным зданием, завершалась шатром с главой.

http://sobory.ru/article/?object=16728

Воля Божия призвала меня к служению в город Череповец, пределы которого освящены молитвами и постническими трудами многих святых угодников — преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких, Филиппа Ирапского и Игнатия Ломского, Евфросина Синезерского. Полюбить этот край мне помог Преосвященный Игнатий , которому я приношу сердечную благодарность за уроки пастырского служения и неутомимой ревности в созидании церковной жизни. Когда-то я считал самым предпочтительным своим уделом должность преподавателя семинарии и приходского священника, но ныне святительскими устами голос Божий призывает меня на служение епископское. Готов ли я ответить на этот призыв? Не нахожу ответа в себе, и перед вами, архипастыри Церкви Христовой, я исповедую свое недостоинство. Опорой в исполнении этого высокого послушания могут быть слова святого апостола Павла, которые я как молитву повторяю все годы своей жизни: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4:13). Прошу ваших святых молитв о том, чтобы достойно принять возвещенное мне избрание и исполнить поручаемое мне Церковью служение не как наемнику, но как доброму пастырю. Со смирением и любовью благодарю Вас, Ваше Святейшество, за огромное доверие, которое Вы оказали мне, избрав меня епископом Церкви Христовой. Ваш пример самоотверженного и неутомимого служения вдохновляет меня отдать всего себя Богу и людям, ответственно выполняя  все возложенные на меня послушания. Испрашиваю ваших Первосвятительских молитв, дабы благодать Святаго Духа превозмогла мои немощи и даровала силы достойно пасти словесное стадо Христово. Буду стараться с усердием обустраивать епархиальную жизнь новообразованной Череповецкой епархии , первоочередное внимание уделяя воспитанию и воцерковлению молодого поколения, утверждению нравственных идеалов в обществе, возрождению православной жизни в нашем народе, умножению храмов и монастырей. Страх и волнение перед грядущей епископской хиротонией и по сей день не покидают меня. Однако со всей возможной решительностью принимаю решение Священного Синода как волю Божию, вспоминая при этом слова ветхозаветного пророка Амоса: «Я не пророк и не сын пророка» … «но Господь взял меня» и сказал: «Иди!» (Ам. 7:14-15).

http://patriarchia.ru/md/db/text/1570472...

Выражая надежду на скорое возрождение в Сирии мирной жизни, Комиссия отметила особую ценность многовекового опыта мирного сосуществования в этой стране, как и в России, представителей разных народов и религиозных общин. В данной связи сиро-яковитская сторона, подчеркнувшая важную роль государственного руководства и всего гражданского общества РФ, в том числе Русской Православной Церкви, в процессе ближневосточного урегулирования, выразила желание в ближайшее время наладить регулярные контакты с Рабочей группой по оказанию помощи населению Сирии Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России. Комиссия обсудила перспективы организации межцерковного студенческого обмена и развития других форм сотрудничества в академической и молодежной сферах. Была отмечена важность участия представителей Сиро-Яковитской Церкви в научно-богословских конференциях, проводимых Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Сиро-яковитская сторона также планирует приглашать богословов из Русской Православной Церкви к участию в проводимых ею научных форумах, в том числе в зарубежных епархиях. Были намечены возможные шаги по координации двустороннего взаимодействия в медийной сфере. Избраны секретари Комиссии: со стороны Русской Православной Церкви  С.Г. Алферов, со стороны Сиро-Яковитской Церкви  диакон Имад Суриани. В завершение заседания был принят совместный меморандум. Об итогах встречи будет доложено Священным Синодам Русской Православной Церкви и Сиро-Яковитской Церкви. 9 декабря, в день памяти небесных покровителей Череповца преподобных Афанасия и Феодосия, члены Комиссии присутствовали на торжественной Литургии в кафедральном соборе, освященном во имя этих святых. Богослужение возглавили епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан и епископ Великоустюжский и Тотемский Тарасий . Вечером того же дня участники заседания посетили приуроченный к празднику концерт, который прошел в Камерном театре Череповца. Перед началом музыкальной программы епископ Флавиан, глава города М.П. Гусева, игумен Арсений (Соколов) и архимандрит Жак Якуб выступили со словами приветствия.

http://patriarchia.ru/db/text/5083043.ht...

Лит.: Верюжский. Вологодские святые. С. 303; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 78, 84; Сергий (Спасский). Месяцеслов. С. 570; Голубинский. Канонизация святых. С. 337. Е. В. Романенко Иконография Единственное известное в наст. время изображение святого имеется на иконе «Собор преподобных отцов Спасо-Каменного монастыря», созданной в Москве в кон. 2000-х гг. (Спасо-Каменный мон-рь). Святые представлены в 2 регистрах по сторонам окруженной водами Кубенского оз. островной обители, в верхней части композиции - «Преображение Господне» в соответствии с посвящением главного храма. Образ П. помещен в нижнем регистре крайним слева, рядом с фигурой прп. Иоасафа Каменского (пару с противоположной стороны составляют преподобные Кассиан «игумен» и Дионисий Глушицкий). П.- средовек с короткой, узкой на конце бородой с проседью, изображен вполоборота к центру, в монашеской одежде (охристая ряса, темно-вишневая мантия и сине-зеленая схима), на голове округлый куколь со спускающимися на грудь воскрилиями, руки скрыты под мантией. Именующая надпись расположена на нимбе святого: «Св. Петръ чд.». Е. А. Виноградова Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ (2-я пол. XIVb.), прп. (пам. 25 сент., 26 нояб., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ГЕРАСИМ [Вологодский] († 1178), прп. (пам. 4 марта и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ГРИГОРИЙ Пельшемский, Вологодский, прп. (пам. 30 сент., в Соборе Вологодский святых и в Соборе Костромских святых) ДИМИТРИЙ Прилуцкий († ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ДИОНИСИЙ (Димитрий; 1362/63 - 1437) Глушицкий, прп. (пам. 1 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/text/2580114.html

На малом входе состоялось прославление в лике местночтимых святых братии Синозерского монастыря иеромонахов Сергия и Авраамия, схимонаха Ефрема и послушника Василия. Перед этим митрополит Савва огласил постановление Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 марта 2024 года ( журнал 22 ) о включении имен преподобномучеников Сергия, Авраамия, Ефрема и Василия в поименный список Собора Вологодских святых. Затем епископ Игнатий прочитал жизнеописания святых. Икона Синозерских святых была изнесена из алтаря и положена в центре храма для поклонения верующих. На сугубой ектении была совершена молитва о восстановлении мира, об Украинской Православной Церкви и о Святой Руси. Проповедь перед причастием произнес иеромонах Афанасий (Поземов). В завершении богослужения было совершено славление преподобномученикам Сергию, Авраамию, Ефрему и Василию. По окончании Литургии епископ Игнатий обратился к сослужащим архипастырям, духовенству и прихожанам с приветственным словом, поблагодарил митрополита Савву и епископа Фотия за совместную молитву и преподнес им иконы Синозерских преподобномучеников. Владыка Савва также поздравил череповчан с включением в Собор Вологодских святых четырех преподобномучеников Синозерских и обратился к верующим со словом.  Прихожанам, подходившим в завершение праздничного богослужения к целованию креста, вручались буклеты, посвященные канонизированным святым. Иеромонахи Сергий и Авраамий, схимонах Ефрем и послушник Василий были насельниками Синозерского монастыря, основанного преподобномучеником Евфросином Синозерским в 1594 году на берегу Синичьего озера в западной части Устюженского уезда Новгородской губернии (ныне Троице-Благовещенская Евфросино-Синозерская пустынь — мужской монастырь Череповецкой епархии). В 1612 году множество людей спасалось от польского разбоя в пустыни преподобномученика Евфросина. 19 марта преподобный Евфросин предсказал, что поляки идут в пустынь, и советовал всем бежать, но сам старец не уходил, поскольку, как он говорил, «Христа ради пришел умереть в святое место это».

http://patriarchia.ru/db/text/6118046.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010