1) основатели сии пришли из Троицкого Сергиева монастыря, ибо первоначальная церковь ими построена во имя Святой Троицы и Преп. Сергия и Никона Радонежских, а в древности обыкновение имели отшельники устраивать новые обители по образцу тех, в которых они восприняли монашество. Так, например, вышедшие из Киево-Печерского монастыря всегда полагали основание обителей своих сооружением церкви во имя Успения Божьей Матери и Преп. Антония и Феодосия, а выходившие из Московского Троицы Сергиева монастыря во имя Святой Троицы и Преп. Сергия и Никона. А что оные Феодосий и Афанасий действительно были основателями этой обители, доказывается надписью, имеющейся на одной вкладной книге, где значится: «Сия книга святой этой обители Воскресенья Христова и Св. Живоначальной Троицы и Святых преподобных чудотворцев Сергия и Никона, и начальников святой этой обители преподобных отцов наших Феодосия и Афанасия, книги вкладные братские и служни и всех православных крестьян, приходящих во святую обитель сию, и ко святым Божьим церквам, подавая вклады свои по своей силе, чем кого Бог пошлёт, в вечный поминок по своим душам и по своим родителям, для ради вечных благ и в веки. Аминь. Лета 7076, месяца Сентября с 1 числа Воскресенский Архимандрит Макарий, поговорив со священниками, старцами и со всей братией, сии книги уложил в кладные братские и служни и всех православных крестьян, приходящих в святую обитель сию, и кто что даст вклада денег, или хлеба, или лошадей, или какими-нибудь животными Воскресению Христову в дом и святой Живоначальной Троицы и преподобным Святых чудотворцев Сергию и Никону, Феодосию и Афанасию, а похочет кто за свой вклад постричься у Воскресенья Христова, ино его за тот за его вклад постричь, и келью ему дать монастырскую и упокоить его как прочую братию»; 2) что построен этот монастырь ещё в первой половине XV столетия, сие видеть можно из грамот, данных этому монастырю (см. ниже). Здания в Череповском монастыре с самого основания оного до 1752 года были все деревянные; и при переписи 7184 (1626) года означено: «вотчина Великого Государя Святейшего Патриарха Филарета Никитича Московского и всея Руссии в Череповецкой волости монастырь общий, а в нём храм был настоящий Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. А в разоренье сожгли Литовские люди, да церковь Живоначальной Троицы, а в приделе Сергий чудотворец деревянный». В 1644 году построена церковь новая тёплая во имя Святой Троицы, с приделом Преп. Сергия Радонежского по благословенной Патриаршей грамоте следующего содержания:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В XII в. в Вологде был основан Герасимов во имя Св. Троицы мон-рь, в XIII в.- Спасо-Каменный мон-рь на Кубенском оз. Наиболее раннее сообщение о постройке храмов в Вологде относится к 15 авг. 1303 г., когда Новгородский еп. св. Феоктист в присутствии владимирского вел. кн. Андрея Александровича освятил храм во имя Пресв. Богородицы. В XIV-XV вв. трудами учеников прп. Сергия Радонежского и выходцев из Троице-Сергиева мон-ря преподобных Кирилла , Ферапонта и Мартиниана Белозерских , Афанасия и Феодосия Череповецких , Димитрия Прилуцкого , Дионисия Глушицкого , Сергия Нуромского , Павла Обнорского и др. в Вологодском крае были основаны многочисленные мон-ри. Их деятельность активно поддерживали местные удельные князья (ростовские и ярославские - потомки блгв. кн. Константина Всеволодовича , родственники московских вел. князей), чьи владения располагались к югу и востоку от Вологды. Устюг впервые упоминается в 1178 г., в XII в. в городе были основаны Иоанна Предтечи и великоустюжский во имя арх. Михаила мон-ри. До кон. XV в. территория совр. В. о. входила в Новгородскую и Ростовскую епархии . В 1492 г. Вологда была передана из Новгородской епархии в Великопермскую, в 1658 г. к Вологодской епархии от Ростовской присоединились Устюжский и Тотемский уезды (см. в ст. Вологодская и Великоустюжская епархия ). В наст. время границы В. о. совпадают с границами Вологодской и Великоустюжской епархии. К кон. 2004 г. в епархии действовали 105 приходов, 4 мон-ря (3 муж. и 1 жен.). Н. А. Дойникова, А. В. Камкин, А. В. Кузьмин Первая проповедь старообрядчества на территории края связана с деятельностью Иоанна Неронова , сосланного в 1653 г. в Спасо-Каменный, затем в 1665-1666 гг. в Спасо-Прилуцкий мон-рь и оставившего после себя учеников. Ок. 1670 г. П. Осипов, крестьянин д. Рупосовой Комельской вол. Вологодского у., вместе с женой проповедовал «старую веру» в близлежащей дер. Сычёвой, вотчине Спасо-Прилуцкого мон-ря; в нояб. 1685 г. 55 крестьян сожгли себя в избе Осипова. Под влиянием Выголексинского общежительства в 40-х гг. XVIII в. сформировались центры старообрядчества в Белозерье и Чаронде, старообрядцы из Пошехонья переселялись в район р. Шексны, нижнего течения Суды и г. Грязовца (здесь в 1786 жили более 400 старообрядцев, в 1771 произошло самосожжение 15 чел.). Отдельные группы последователей «старой веры» в сер. XVIII в. известны в Тиксненской вол. Тотемского у. и на Кокшеньге (здесь произошло самосожжение в 1727), а также в ряде волостей Вологодского у.

http://pravenc.ru/text/155165.html

В настоящее время в историческом центре кубинской столицы полным ходом идет строительство первого на Кубе храма Русской Православной Церкви. Ожидается, что его возведение будет завершено в конце нынешнего года, а освящение совершит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . Эта новость, свидетельствующая о попечении Русской Церкви о своих чадах даже за границей, привлекла особенное общественное внимание после скандальных высказываниях муфтия Н. Аширова, позволившего себе оскорбительные сравнения православной культуры с книгой Адольфа Гитлера и заявившего, что Православие – это не христианство, а национальная религия и что преподавание ОПК, якобы, неконституционно. Законное возмущение со стороны православных заставило муфтия Аширова, хотя и не извиниться (он лишь “выразил сожаление”, что его якобы “неправильно поняли”), но все же пойти на попятный, признав, что против факультативного преподавания ОПК он ничего не имеет. Православные дали ясно понять, что подобные хамские выпады никто терпеть не намерен.   В Череповце построят храм основателям города В Череповце (Вологодская область) выбран эскизный проект строительства нового храма основателям города святым Афанасию и Феодосию. Внешне новый череповецкий храм будет напоминать Софийский собор в Вологде. Высота главного купола церкви составит 50 м, общая площадь 1,8 тыс. м 2 , храм сможет одновременно вмещать порядка 1000 прихожан. Церковь должна появиться в Зареченском районе города, где проживают 120 тыс. православных – десятая часть населения всей Вологодской области, но нет пока ни одной церкви .   В Японии прошла конференция, посвященная истории православного монашества В конференции участвовало духовенство Западной епархии Японской Автономной Православной Церкви: иереи Иоанн Оно из Киото, Давид Мидзугучи из Осаки, Исаия Сакаи из Тоёхаси, Павел Оикава из Кагосимы и Георгий Мацусима из Нагои. С докладом на тему “Русское православное монашество” выступил наместник Никольского монастыря в Токио иеромонах Герасим (Шевцов).

http://pravoslavie.ru/5004.html

Время основания череповецкого Воскресенского мон-ря неизвестно, но он существовал к 1449 г., т. к. этим годом датируется грамота, данная обители белозерским кн. Михаилом Андреевичем (ИРИ. Т. 6. С. 656). В 1764 г. Воскресенский мон-рь был упразднен, а соборный храм обращен в приходскую церковь, в 1780 г.- в городской собор. В Воскресенском соборе под спудом почивают мощи А. Ч. Время местной канонизации преподобного неизвестно, она подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, установленный в 1841 г. по благословению Вологодского еп. Иннокентия (Борисова), и в Собор Радонежских святых, установленный в 1981 г. по инициативе наместника ТСЛ архим. Иеронима (Зиновьева). Иконография. Имя А. Ч. встречается под 5 июля в иконописных подлинниках кон. XVIII в. (БАН. Строг. 66. Л. 116об., с добавлением: «глаголемаго Железного Посоха») и 30-х гг. XIX в. (ИРЛИ. Перетц. 524. Л. 181об.). Известно неск. икон преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких, кон. XIX в. (ЧерМО. Воскресенский собор Череповца): святые изображены в рост, в молитвенном предстоянии иконе Троицы Новозаветной («Отечество»), на фоне пейзажа с каменным Троице-Сергиевским собором Череповца (разобран в 1929). А. Ч. облачен в схиму, с куколем на голове, имеет седую бороду средней длины, ладони сложены на груди крестообразно, в левой руке четки. В иконостасе правого придела Воскресенского собора, освященного во имя преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких, находится образ 1900-х гг. подобной иконографии. В кон. 90-х гг. XX в. иконописцем МДА С. Л. Тарасовой была написана аналойная икона «Прп. Сергий Радонежский благословляет преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких на основание монастыря» (Воскресенский собор Череповца). В 1992 г. на набережной Ягорбы в Череповце поставлен памятник преподобным (скульптор А. Архипов); в 1997 г. на месте разрушенного Спасо-Всеградского собора в Вологде воздвигнут памятный крест с 20 образами вологодских святых (скульптор А. В. Климков), среди к-рых представлен А. Ч.

http://pravenc.ru/text/77034.html

Книга «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии» (Ярославль, 1861 год. Составил секретарь Ярославской духовной консистории Крылов А. П.) Мологский Афанасьевский женский монастырь в 3 верстах от города Мологи, близ реки Мологи. Основан в 1793 году. Церквей 4, все каменныя, прочныя: 1) зимняя — во имя Святой Живоначальной Троицы, трехпрестольная: с правой стороны — в честь Царицы Небесной Всех Скорбящих Радости, (24 октября); с левой — в честь Святых Афанасия и Кирилла, Александрийских Чудотворцев, память их 18 января. Эта церковь построена до основания монастыря. 2) Летний собор в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. С правой стороны придел во имя Божией Матери Тихвинской, (28 июня). С левой — в честь Святого Николая Чудотворца, (9 мая). Собор выстроен в 1840 году, на средства монастыря. 3) В честь Успения Божией Матери, (15 августа). Каменная, однопрестольная. Устроена в 1826 году на средства монастыря и 4) кладбищенская, летняя церковь, в честь Усекновения главы Иоанна Крестителя, (29 августа). Каменная, однопрестольная. Построена в 1890 году на средства монастыря. Главная святыня Чудотворная икона Божей Матери. Сия святая икона была принесена в дар бывшему на месте настоящего женскаго монастыря мужскому Афанасьевскому монастырю в 1370 году великим князем Фёдором Михайловичем, Ярославским Чудотворцем, и по сходству начертания носит название Тихвинской. Часть мощей Святых Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских. Часовни: 1) в городе Мологе на площади, с жилым помещением для сестёр, построена в 1846 году, 2) в городе Рыбинске на Преображенской улице, с помещением для сестёр, построена в 1871 году, 3) в 0,25 версты от монастыря по Череповецкой дороге, построена в 1829 году и 4) часовня в ограде монастыря, построена в 1826 году. Все каменныя. Земли 330 дес. 554 кв. саж. Дом каменный в Мологе. Каменныя торговыя лавки в городе Мологе и деревянный флигель. Разныя усадебныя постройки при монастыре. Монастырский капитал в процентных бумагах заключается в 184 621 руб. Церковно-приходская школа. Из монастырской домашней аптеки выдаются безплатныя лекарства соседним крестьянам и детям школьникам, по совету врача, посещающаго раз в неделю монастырскую больницу.

http://sobory.ru/article/?object=33463

на площади перед кафедральным собором преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких, 16 июня 2018 года, в канун празднества всем преподобным отцам Вологодским Не может быть сильного народа без силы духа Если мы в своей жизни будем свою силу соединять с силой Божией, мы будем очень успешными, и страна наша будет развиваться, народ наш будет духовно возрастать. Не может быть сильного народа без силы духа, а дух – от Бога. Из слова с паперти Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря 16 июня 2018 года Святая Русь Недаром север Руси называется Северной Фиваидой. И у русских была своя Святая Земля. Она не была комфортной с точки зрения климата, с точки зрения условий проживания, она была очень трудной во всех этих отношениях, но она была святой – не потому, что здесь иначе солнце светит или иначе ветры веют, а потому, что здесь жили святые люди. Отсюда и пошло название «Святая Русь». Название «Святая Русь» не означает, что все русские были святыми. На Святой Руси было не меньше преступников, чем в других странах. Но святой наша земля называлась потому, что самой высокой ценностью жизни, доминантой нашей системы ценностей была святость. Ни в одной другой стране святость не была абсолютной ценностью для всего народа. А что это означало? Это означало, что каждый понимал, что и он должен соответствовать этой ценности народной, ценности земли Русской. Вот потому и приходили великие подвижники в такие места, как это, устрояли обители, проповедовали Слово Божие и, действительно, сформировали удивительный народ, исполненный веры, силы и мужества. Все это и дало нам возможность выстоять на тяжелейшем историческом пути. Как много войн, как много горя претерпели наши люди – чего только стоила Великая Отечественная война! Ни один народ за всю историю не претерпел таких мук, таких страданий, таких потерь, как наш народ. Казалось, что надломится народная жизнь, но она не надломилась, потому что сила духа нашего народа была сформирована духовной традицией. Не идеологией, а именно духовной традицией, которая требовала душу свою положить за други своя и исполнять эту заповедь как закон Божий.

http://pravoslavie.ru/113755.html

Новоосвященный храм в Москве возведен компанией «ФосАгро» в рамках возрождения традиции строительства заводских церквей. Сооружение храмов в местах работы и отдыха сотрудников компания «ФосАгро» осуществляет по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 2016 года. В августе 2016 года в ходе Первосвятительского визита в Мурманскую митрополию совершил освящение креста и закладного камня в основание православного храма в честь святой великомученицы Варвары на одном из рудников горно-обогатительного комбината группы «ФосАгро». Этот храм стал первым, построенным на предприятиях компании. К настоящему моменту построены 11 храмов: В ближайшее время в санатории-профилактории «Тирвас» в г. Кировск Мурманской области начнется строительство храма в честь святого Лазаря. Прихожанами этих храмов в настоящее время являются более 20 тысяч человек. Храмы любимы и посещаемы как работниками компании, так и жителями городов, в которых они построены, и соседних населенных пунктов. К настоящему моменту в призаводских храмах прошли обряд крещения 1435 человек. Поддержка Русской Православной Церкви в восстановлении и строительстве храмов, как в России, так и за рубежом, открытии воскресных школ, организации паломничеств — одно из главных направлений благотворительной деятельности ПАО «ФосАгро» и семьи Гурьевых. При поддержке компании построены: храмовый комплекс с кафедральным собором Афанасия и Феодосия Череповецких в Череповце Вологодской области, церковь Спаса Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа в Кировске Мурманской области. Отреставрирован Свято-Троицкий храм в городе Балаково Саратовской области (восстановлена надвратная мозаичная икона Святой Троицы). Компания выделила средства на восстановление объектов духовного наследия Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон. Поддержку со стороны «ФосАгро» получают Почаевская лавра и Киево-Печерская лавра на Украине. Компания оказывает постоянную помощь храмам и монастырям города Москвы, Московской, Мурманской и Вологодской областей.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5547824...

По завершении Литургии епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан приветствовал Предстоятеля Русской Православной Церкви и преподнес Его Святейшеству икону святых подвижников Череповецкой земли — преподобных Зосимы Ворбозомского и Кирилла Новоезерского. Память этих святых празднуется 7/20 ноября, в день рождения Святейшего Патриарха Кирилла. Предстоятель Русской Церкви обратился к пастве с Первосвятительским словом . В дар кафедральному собору Святейший Патриарх Кирилл передал образ Спаса Нерукотворного. Епископу Флавиану Святейший Владыка вручил юбилейный крест, изготовленный в память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви и избрания святителя Тихона на Патриарший престол. В дар епархии Предстоятель передал 20 напрестольных Евангелий. Всем участникам богослужения по благословению Его Святейшества были вручены иконки преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких с Патриаршим благословением. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл посетил кафедральный собор Череповца. Первый собор, посвященный преподобным Афанасию и Феодосию Череповецким, был построен в 2012 году по проекту череповецкого архитектора Игоря Орлова при поддержке компании «ФосАгро». 5 февраля 2015 года Святейший Патриарх Кирилл присвоил храму статус кафедрального собора Череповецкой епархии. На месте собора некогда находилась Макаринская роща, где располагалось имение Верещагиных. В 1920-30 годы Макаринская роща стала местом массовых расстрелов жертв политических репрессий. Во время посещения храма Предстоятель Русской Церкви выразил особую благодарность заместителю председателя совета директоров ПАО «ФосАгро» А.Г. Гурьеву и генеральному директору ПАО «ФосАгро» А.А. Гурьеву, при деятельном участии которых был возведен кафедральный собор. Затем Святейший Патриарх Кирилл осмотрел строящийся духовно-просветительский центр Череповецкой епархии «Преображение» на улице Парковой около храма Рождества Христова Череповецкая епархия Епархия объединяет приходы в административных границах городского округа Череповец, Череповецкого, Бабаевского, Кадуйского, Устюженского, Белозерского, Вытегорского, Чагодощенского, Вашкинского районов Вологодской области. Входит в состав Вологодской митрополии.

http://patriarchia.ru/db/text/5222014.ht...

Череповецкая епархия впервые была образованна в 1924 г. В Череповецкую епархию в 1935 г. входили приходы Череповецкого, Кирилловского, Белозерского и ряда других районов. В ходе Большого террора органы НКВД фальсифицировали раскрытие на территории епархии «контрреволюционной повстанческой организации церковников». По делу этой придуманной организации в Ленинграде 9 октября 1937 г. было расстреляно 100 человек — священнослужителей, монахинь и мирян. С образованием Вологодской области (23 сентября 1937 г.), в которую вошли районы, составлявшие Череповецкую епархию, в Вологде 31 октября 1937 года была создана Тройка при областном управлении НКВД, которая завершила уничтожение духовенства Череповецкой епархии. После 1937 года кафедра не замещалась. Упразднена официально в 1943 году при изменении епархиального устройства. 23 октября 2014 г. Священный Синод Русской Православной Церкви вновь учредил Череповецкую епархию и включил ее в состав новообразованной Вологодской митрополии. На момент образования епархии в 2014 г. было 40 священнослужителей и  23 прихода. На данный момент в епархии 68 священнослужителей, 29 монашествующих, 88 приходов. Кафедральный собор преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких 8 октября 2006 г. в Макаринской роще на месте предполагавшегося строительства храма установили поклонный крест. Активная работа по проектированию и возведению началась лишь после того, как инициативу горожан поддержала компания «ФосАгро». Святейший Патриарх Кирилл дал благословение на воплощение в жизнь эскизного проекта храмового комплекса череповецкого архитектора Игоря Орлова. В 2012 году собор был построен и стал первым храмом, посвященным преподобным Афанасию и Феодосию Череповецким. 23 июня 2014 г. приходу храма был присвоен статус архиерейского подворья. 5 февраля 2015 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл присвоил храму статус кафедрального собора Череповецкой епархии.  На территории храмового комплекса находится колокольня, дом причта, здание воскресной школы, административное здание и хозяйственные помещения. Нижний храм собора освящен в честь покровителей Череповца преподобных Афанасия и Феодосия, верхний храм — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Храмовый комплекс органично вписан в рельеф высокого правого берега реки Шексны.

http://patriarchia.ru/db/text/5222014.ht...

Участники заседания говорили о важности сохранения традиций и проблемах развития нравственной личности, выразили надежду на дальнейшую плодотворную работу власти, Церкви и представителей гражданского общества по формированию духовно-нравственной культуры молодежи. Участники мероприятия отметили необходимость восстановить понимание образования как единства обучения и воспитания, возродить нравственный авторитет учителя, принять стратегию возрождения культуры, которая должна охватывать сферы науки, образования и воспитания, СМИ. По мнению собравшихся, также важно пропагандировать ценности, объединяющие многонациональный российский народ: справедливость, правду, честность, нравственность и ответственность. Начальник департамента образования области Елена Рябова призвала обращать повышенное внимание на воспитание молодых людей — будущих мужчин. Качества личности, отметила она, формируются, как правило, до 7 лет и по большей части в семье. По словам Елены Рябовой, чтобы воспитание мужского поколения было на должном уровне, особое внимание стоит уделить развитию кадетских классов, формированию программ патриотической направленности. В частности, нужно разработать нормативно-правовую базу, регламентирующую кадетское образование в общеобразовательных школах. На сегодня в Вологодской области работает 51 кадетский класс, в которых учатся около 1200 ребят. В ходе заседания также выступили: руководитель отдела по взаимоотношениям церкви и общества Вологодской епархии, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Вологодской епархии протоиерей Алексий Сорокин; руководитель отдела по делам молодежи Великоустюжской епархии иерей Феодор Фомин; руководитель отдела религиозного образования и катехизации Череповецкой епархии Лариса Федченко; ректор Череповецкого государственного университета, председатель совета ректоров Вологодской области Дмитрий Афанасьев; председатель молодежного парламента Вологодской области Антонина Федорова; заведующий кафедрой теории и истории культуры и этнологии Вологодского государственного педагогического университета Александр Камкин.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010