Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор Радонежских святых (6 июля) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР СПАССКИЙ, МОСКОВСКИЙ († после 1427), 3-й игум. Андроникова мон-ря, прп. (пам. 13 июня, 6 июля в Соборе Радонежских святых) АНАТОЛИЙ (Грисюк Андрей Григорьевич; 1880-1938), митр. Одесский и Херсонский, сщмч. (пам.10 янв., в Соборе Казанских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Радонежских святых и в Соборе Самарских святых) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АНТОНИЙ (Медведев Андрей Гаврилович; 1792-1877), архим., наместник Троице-Сергиевой лавры, прп. (пам. местн. 12 мая и в Соборе Радонежских святых) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых) АФАНАСИЙ ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ (2-я пол. XIVb.), прп. (пам. 25 сент., 26 нояб., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/128893.html

Вологодская С 1492 г. Вологда была кафедральным градом Великопермской епархии; «...кафедра перенесена из Усть-Выми в Вологду...» вскоре после 1492 г. (Строев. С. 729). Перенесение кафедры было фактическим упразднением Великопермской епархии и началом Вологодской. В 1556 г. епархия была переименована из Великопермской в Вологодскую. Архиепископия с 26.01.1583 (с 1716 г. замещалась епископами). С 1735 г. архиереи перемещались на другие кафедры. В 1788 г. к Вологодской епархии была присоединена епархия Великоустюжская. Именовалась: с 1492 г. – Великопермская и Вологодская; с 1556 г. – Вологодская и Великопермская; с 12.1657 – Вологодская и Белоезерская; с 03.1787 – Вологодская; с 06.05.1788 – Вологодская и Великоустюжская, Вологодская и Устюжская; с 30.01.1888 – Вологодская и Тотемская; на 02.1972 – Вологодская и Великоустюжская. Викарные кафедры: Тотемская, Великоустюжская, Вельская, Череповецкая, Кадниковская, Няндомская. 1492 24.04.1501 05.05.1502 Стефан II Протасий (Тарасий) 16.02.1520 09.04.1525 Афанасий 30.01.1547 Киприан Иоасаф Макарий Варлаам 11.10.1585 26.10.1587 Антоний 06.1588 Иона Думин 12.1603 05.1609 Иоасаф II 07.1611 11.07.1613 25.06.1613 08.02.1617 22.07.1619 Макарий II 06.02.1620 17.03.1625 Корнилий 05.1625 03.06.1626 Нектарий Грек, паки 08.10.1626 01.1645 Варлаам II 16.01.1645 22.03.1663 23.10.1664 08.1684 07.09.1684 30.03.1707 Гавриил Кичигин 17.10.1708 18.01.1716 29.01.1716 05.11.1725 16.03.1726 22.04.1726 Иоаким 09.10.1726 17.09.1735 Афанасий Пауссиус-Кондоиди Грек 02.02.1736 29.05.1740 Амвросий Юшкевич (Юскевич) 29.06.1740 26.05.1753 Пимен Савелов 29.10.1753 12.1761 Серапион Лятошевич (Ляпушевич, Летушевич) 16.12.1761 25.12.1774 26.04.1775 23.04.1796 05.07.1802 13.02.1803 Антоний II Знаменский 15.08.1796 15.06.1802 26.04.1803 03.01.1808 24.01.1808 19.07.1813 Евгений Болховитинов 22.02.1814 28.11.1827 Онисифор Боровик 28.11.1827 24.11.1828 Моисей Богданов-Платонов Антипов 24.11.1828 01.03.1841 Стефан Романовский 01.03.1841 31.12.1841 Иннокентий Борисов

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Похоже, епископ Флавиан (Митрофанов) действительно под следствием Тревожные слухи вокруг правящего архиерея Череповецкой епархии, видимо, имеют под собой основание 23.03.2020 10182 Вчера, в Крестопоклонное воскресенье Великого поста, глава Вологодской митрополии митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий (Депутатов) совершил Литургию в кафедральном соборе Афанасия и Феодосия в Череповце, сообщает сайт митрополии . Митрополиту Игнатию сослужили клирики Вологодской митрополии. Песнопения Литургии исполнил хор кафедрального собора. По окончании Литургии митрополит Игнатий обратился к собравшимся в храме с архипастырским словом о том, что Господь через Крест дает нам Спасение, что посредством страдания Христа на Кресте, Его смерти и Воскресения мы имеем возможность войти в вечную жизнь, и о том, что каждому из нас Господь дает крест по силам. Митрополит Игнатий пообщался с прихожанами и преподал всем благословение. Вот, собственно, кратко суть сообщения на сайте митрополии. Обычная новость о богослужениях правящего архиерея. Удивительно, что сайт Череповецкой епархии не сообщает о Литургии, которую совершил глава митрополии в их кафедральном соборе. Еще более удивляет, что в новости на сайте митрополии не сообщается о сослужении митрополиту Игнатию правящего архиерея епископа Череповецкого и Белозерского Флавиана (Митрофанова). Сослужили только клирики. Любой человек, имеющий элементарные знания о церковной практике, понимает, что происходит что-то из ряда вон выходящее. Либо епископ Флавиан смертельно болен, либо есть какая-то другая причина его отсутствия на богослужении. Вездесущий протодиакон Андрей Кураев опубликовал на своей странице в «Живом журнале», как он сообщает, присланную ему из Вологды версию происходящего: «Вологодский митрополит Игнатий приехал в Череповец, где отслужил литургию в кафедральном соборе Афанасия и Феодосия. Местный епископ Флавиан Митрофанов присутствовал, но не служил и не причащался. Более того, на службе поминали только митрополита, без Флавиана. Что опровергает версию о том, что он просто болеет.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/03/23/po...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор Вологодских святых (3-я Неделя по Пятидесятнице) АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) АНДРЕЙ ТОТЕМСКИЙ (1638-1673), Христа ради юродивый (пам. 10 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) АНТОНИЙ (нач. 20-х гг. XVI в. - 1588), еп. Вологодский и Великопермский , свт. (пам. 26 окт., в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ (2-я пол. XIVb.), прп. (пам. 25 сент., 26 нояб., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВАСИЛИЙ КАМЕНСКИЙ (2-я пол. XVII - 1-я пол. XVIII в.?),мон., прп., Христа ради юродивый (пам. 2 авг. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВАСИЛИЙ СОЛЬВЫЧЕГОДСКИЙ († после 1669), юродивый Христа ради (пам. 3 июля и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВАССИАН ТИКСНЕНСКИЙ (Василий; † 12.09.1623 или 1624), прп. (пам. 12 сент., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВИКТОР Семенович Усов (1876-1937), свящ., сщмч. (пам. 8 янв. в Соборе Вологодских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГАЛАКТИОН (Бельский Гавриил Иванович; 1535 - 1612), прмч. (пам. 24 сент. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ГАЛАКТИОН (сер. XV в. - 1506), блж., Христа ради юродивый (пам. 12 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Вологодских и Новгородских святых) ГЕРАСИМ [Вологодский] († 1178), прп. (пам. 4 марта и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ГЕРАСИМ († 1442/43), еп. Пермский (Устьвымский), сщмч. (пам. 24 янв., 29 янв.- в Соборе Пермских епископов, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/128849.html

Ольга Ходаковская ЧАСТЬ I ГЛАВА 1. ОТ ДОБРОГО ДРЕВА В России священнические династии столетиями проживали в границах одного уезда, тесно переплетаясь между собой, храня родные предания и умножая традиции искренней религиозности, семейности и патриотизма. Церковная среда, её монастырская и приходская составляющие, может быть, не так активно заявляла о себе в истории, как это было с другими сословиями: разночинцами и дворянством, но она проникала в ствол России, питала её духовно и культурно. Прежде чем рассказать о двух священнических династиях, из которых вышел епископ Пимен, обратимся к истории и географии уголка России, ныне относящегося к Вологодской области. Её историческое название − Белозерский край. Мы начнём ходить по одной земле и дышать одним воздухом с ним, его уроженцем. Особенно пристально предстоит всмотреться в два места подле тракта, ведущего на север и соединяющего города Череповец и Кириллов. Одно из них – Васильевское-Романово, другое – Новая Для епископа Пимена каждый уголок здесь представал до боли дорогим и родным. Его любовь к родному пепелищу и отеческим гробам начиналась здесь. Об истории Белозерского края и о прошлом приходов в Новой и Васильевском-Романове В родословной епископа Пимена заложен мощный пласт поколений духовенства Белозерья. Не без основания можно говорить о его кровной связи со всеми церковно- и священнослужителями, жившими прежде на этой земле и историей Белозерского края в целом. Когда-то здесь селились финоугорские племена «весь», но они ассимилировались славянами, с началом татаро-монгольского нашествия бежавшими сюда со средней и верхней Волги. Белозерье было самостоятельным княжеством, а во времена Ивана Третьего (с 1486 г.) стало уездом Московского государства. Край имел репутацию оплота московского единодержавия и самодержавия. Система расселения на этих территориях, которую застал XIX век, начала складываться в XIV веке. Именно тогда в Череповецком урочище на месте впадения реки Ягорбы в Шексну поселились два отшельника – Феодосий и Афанасий, ученики св. Сергия Радонежского. Созданный ими Череповецкий Воскресенский монастырь появился не на пустом месте. Место было обжито задолго до появления учеников преподобного и обезлюдело после эпидемии чумы, накануне прошедшей по Белозерскому краю. Со временем вокруг монастыря выросла монастырская слобода, ставшая в 1780 году городом Череповцом. По соседству поднялись пустыни – Филиппо-Ирапская, Леушинсая, Воронинская, Выксинская, Антониевская на Чёрных озерках.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Скачать epub pdf Май 13 Гликерия праведная, Новгородская Святая праведная дева Гликерия Новгородская была дочерью Пантелеимона, старосты улицы Легощей в Новгороде. Скончалась она около 1522 года. Нетленные мощи ее, по свидетельству второй Новгородской летописи, обретены 14 июля 1572 года близ каменной церкви в честь святых Флора и Лавра. Архиепископ Новгородский Леонид с собором духовенства предал их торжественному погребению в этом храме. В тот же день получил исцеление при гробе праведницы четырехлетний сын подьячего Богдана Суворова. Святая дева Гликерия изображена на старинном образе Новгородских чудотворцев. На этой иконе вверху изображена Святая София – Ипостасная Премудрость Божия, с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечею. В первом ряду изображены святители: Никита, Нифонт, Иоанн, Евфимий, Иона, Моисей, Серапион, Григорий, Феоктист, Лука; во втором ряду святители: Иоаким, Симеон, Мартирий, Василий, Антоний; преподобные – Варлаам Хутынский, Савва Вишерский, Михаил Клопский, Александр Свирский ; в третьем ряду преподобные: Александр Ошевенский, Зосима и Савватий Соловецкие, Нил Столбенский, Арсений Коневский, Никодим Кожеезерский, Ефрем Новоторжский, Антоний Римлянин, Антоний Сийский; в четвертом ряду преподобные: Антоний Леохновский, Ефрем Перекомский, Варлаам Шенкурский, Сергий и Герман Валаамские, Евфросин Синоезерский, святой князь Владимир, святая княгиня Анна, блаженные Феодор, Христа ради юродивый, и Николай Кочанов; в пятом ряду святые Арсений Новгородский, Афанасий Череповецкий, Корнилий Палеостровский, Антоний Дымский, Ксенофонт Робейский, Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий Алфановы; в шестом ряду изображены лики святых: Мартирий Зеленецкий, Феофил и Иаков Омучские, Кирилл Челмский, князь Феодор, князь Мстислав, Иоанн и Лонгин Яренгские, Диодор Юрьегорский, Елеазар Анзерский, Макарий Оредский, Артемий Веркольский, Иаков и Иоанн Менюжские и праведная Гликерия. Амфилохий, Макарий, Тарасий и Феодосий Глушицкие, преподобные Преподобный Амфилохий Глушицкий был сподвижником и преемником в игуменстве преподобного Дионисия Глушицкого († 1437; память 1/14 июня), основателя Глушицкой обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Скачать epub pdf Сентябрь 25 Сергий, игумен Радонежский, преподобный чудотворец – преставление «Слава Богу, показавшему нам житие мужа свята и старца духовна, преподобного Сергия в земли нашей Рустей» – так начинает сказание блаженный Епифаний о житии преподобного спустя 26 лет после его смерти. Велико значение преподобного как верного служителя Святой Троицы в истории Русской Церкви, русского подвижничества, русского просвещения и нравственного воспитания русского народа. Около 70 монастырей только было открыто преподобным, его учениками и учениками его учеников. В 1992 году исполнилось 600 лет со дня преставления преподобного Сергия, столпа Российстей Церкви, воспитавшего поколение святых и объединившего духом Православия полуязыческие племена северной и средней России в целое великорусское племя; преподобный – носитель крепкого, народного, русского, православного духа. Преподобный Сергий стал игуменом всея России и возбранным воеводой Русской земли. Это почувствовали у гроба его многие миллионы душ человеческих как у очага благодатного огня, забывая суету земную и духом переносясь в родную древность, в леса Радонежские, Древнюю Русь, воспевая: «Радуйся, от чрева матерня освященный и прежде рождения прославивый Святую Троицу». Великий печальник и заступник земли Русской родился от родителей Кирилла и Марии, добрых и богоугодных. Они строго хранили церковные уставы, помогали бедным. Их сын – краса Православной Церкви и опора родной земли – был избранник Божий. В воскресный день в храме на литургии младенец трижды возгласил во чреве матери – перед чтением Евангелия, во время пения Херувимской песни и при возгласе «Святая святым». Младенец прежде рождения явил всем знамение, что он будет служителем Святой Троицы. Мы знаем, что пророка Иеремию Бог от чрева матери предызбрал и освятил, также пророка Исаию. А Предтеча Иоанн еще во утробе матери узнал Господа, и матерь его с радостью пророчески возопила: Прииди Мати Господа Моего ко мне ( Лк. 1, 44 ). Господь досточудно еще до рождения преподобного явил ему Свою благодать и Божественное промышление.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Все храмы Афанасия Александрийского (28 всего, 28 на карте) Архангельская область Шенкурский район. Верхоледское. Афанасия Александрийского, церковь Красноборский район. Большая Слудка. Афанасия Александрийского в Белой Слуде, церковь Котласский район и г. Котлас. Гагарки. Николая Чудотворца, церковь (с приделом Афанасия Александрийского) Вилегодский район. Вилегодск. Богоявления Господня, церковь (с приделом Афанасия Александрийского) Брянская область Рогнединский район. Тюнино. Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, церковь Вологодская область Череповецкий район. Афанасово, урочище. Успения Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Афанасия Александрийского) Кичменгско-Городецкий район. Кичменгский Городок. Афанасия Александрийского и Феодора Стратилата, церковь Вологодский район. Воздвиженье. Воздвижения Креста Господня, церковь (с приделом Афанасия Александрийского) Верховажский район. Урусовская (Нижнее Кулое). Покрова Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Афанасия Александрийского) Череповец, город. Череповец. Благовещения Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Афанасия Александрийского) Тарногский район. Верхнекокшенгский Погост. Афанасия, патриарха Александрийского, церковь Ивановская область Пучежский район. Пучеж. Николая Чудотворца, церковь (с приделом Афанасия Александрийского) Калужская область Сухиничский район. Сухиничи. Смоленской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Афанасия Александрийского) Калуга, город. Калуга. Богоявления Господня, церковь (с приделом Афанасия Александрийского) Кировская область Арбажский район. Шембеть. Афанасия Александрийского, церковь Курганская область Шадринский район и г. Шадринск. Шадринск. Покрова Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Афанасия Александрийского) Московская область Коломенский городской округ. Племхоза «Индустрия», посёлок. Владимирской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Афанасия Александрийского) Прочие страны Северная Македония. Шишево. Афанасия, Патриарха Александрийского, церковь

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=602

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АФАНАСИЙ ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Афанасий Череповецкий. Алёшин А.В. (Иконописная школа). Фреска часовни прп. Филиппа Ирапского. Череповец. 2000 год Афанасий Железный посох, Череповецкий ( XIV в.), основатель Череповецкого Воскресенского монастыря , преподобный Память 5 июля , 26 ноября и в Соборах Вологодских и Радонежских святых Ученики преподобного Сергия , отшельники Афанасий по прозванию " железный посох " , и Феодосий , поселились в Новгородском краю на Череповском урочище, в весьма красивой местности, при впадении речки Ягорбы в реку Шексну, среди непроходимых дремучих лесов. Здесь поставили они церковь в честь Святой Троицы и устроили монастырь . Возникшая вокруг этого монастыря слобода впоследствии разрослась в город Череповец . Прозвище " Железный посох " преподобный Афанасий получил из-за железной палицы, которую он носил с собой для изнурения плоти. Он стал вторым настоятелем монастыря, после прп. Феодосия . Сведений преподобных Афанасии и Феодосии сохранилось мало, так как в Смутное время монастырь был почти до основания разрушен, и при этом погибли все письменные источники. В летописных святцах сказано " преподобный Афанасий пустынник, зовомый железный посох, ученик бысть святаго Сергия чудотворца; преставися в лето 6900 ( 1392 по Р.Х.) " . «Описание» по списку Савваитова называет другую дату преставления прп. Афанасия Железного Посоха - 1388 г. Эти сведения «Описания» традиционно относят к Афанасию Череповецкому, хотя Н. П. Барсуков различал двух святых: прп. Афанасия по прозванию Железный Посох, подвизавшегося в Устюжне-Железной, и Афанасия Череповецкого - основателя череповецкого монастыря. Малообоснованной представляется точка зрения И. Ф. Токмакова, который считал Афанасия Ччереповецкого уроженцем Устюжны-Железной, подвизавшимся как юродивый при церкви Рождества Христова в Устюжне до своего прихода на Ягорбу.

http://drevo-info.ru/articles/13672613.h...

Валаам поздравит череповецких металлургов духовными песнопениями Череповец, 16 июля 2007 г. Одним из центральных событий празднования Дня металлурга в городе Череповец стал концерт клиросного хора Валаамского подворья. Концерт состоялся 15 июля после Божественной литургии в Храме Рождества Христова, сообщает " Русская линия " . В этом году исполняется 10 лет с тех пор, как этот храм, разрушенный после революции, был заново отстроен по инициативе Череповецкого металлургического комбината. Череповецких металлургов и Валаамский монастырь связывают более 6 лет сотрудничества. Генеральный директор " Северстали " Алексей Мордашов входит в Попечительский совет по восстановлению Валаамского монастыря, который возглавляет Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. За прошедшие годы при поддержке компании были осуществлены реставрационные работы в Спасо-Преображенском соборе, храме Валаамской иконы Божией Матери, заложен новый скит во имя равноапостольного Великого князя Владимира. При содействии Попечительского совета в Валаамский монастырь привозилась с Афона стопа Андрея Первозванного. В выходные жители города Череповца смогли познакомиться с уникальными традициями знаменного церковного пения, которые возрождает братия Валаамской обители и участники клиросного хора Валаамского подворья в Санкт-Петербурге. В репертуар коллектива входят старинные распевы: знаменный, греческий, болгарский, сербский, киевский и другие, а также лучшие образцы русской духовной музыки 18-20 веков и народные песни. Особое настроение концерту придал отмечаемый накануне, 14 июля, праздник Валаамской иконы Божьей Матери – написанной в конце 19 века Валаамским иноком Алипием и глубоко почитаемой в обители. Для участников хора была подготовлена насыщенная экскурсионная программа. Они познакомились с памятниками культуры и храмами Череповца, в том числе, посетили Соборную горку памятника Афанасия и Феодосия, побывали в промышленных цехах комбината: увидели работу доменной печи и листопрокатного производства. Было запланировано посещение Кирилло-Белозерского музея заповедника, Горицкого монастыря и Ферапонтовского монастыря, где создан музей уникальных, чудом сохранившихся до наших времен фресок Дионисия.

http://pravoslavie.ru/23162.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010