Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Афанасий (Телятев), архиеп. Донской (Телятев [Телятьев, Телятинский] Александр Иванович; авг. 1772, с. Телятники близ г. Сапожок Переяславль-Рязанской пров.- 7.05.1847, Трегуляев Предтеченский мон-рь в Тамбовской губ.), архиеп. Донской и Новочеркасский. Род. в семье священника. С 1782 г. обучался в ДУ, затем в Тамбовской ДС, по окончании к-рой в 1792 г. был направлен в с.-петербургскую Александро-Невскую ДС. В 1794 (1796 ?) г. вернулся в Тамбовскую ДС, где получил место учителя лат. языка, позднее преподавал также риторику и всеобщую историю. В 1799 г. рукоположен во священника к Покровской ц. Тамбова, служил заведующим б-кой ДС. С 1801 г. в сане протоиерея состоял в клире собора в Борисоглебске. С 1803 г. член Тамбовской консистории. После смерти супруги в 1809 г. направлен в С.-Петербург, где 26 янв. 1810 г. в Александро-Невской лавре принял постриг с именем А. 10 апр. 1810 г. возведен в сан архимандрита, настоятеля псковского Елеазарова мон-ря с назначением ректором Псковской ДС. В 1819 г. вызван в С.-Петербург на череду священнослужения при Святейшем Синоде. С 30 окт. 1819 г. настоятель Новоиерусалимского мон-ря . 21 янв. 1821 г. А. был назначен, 10 марта хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. 5 авг. 1824 г. переведен на Тамбовскую и Шацкую кафедру. Требовал от тамбовских помещиков отмены барщинных работ крестьян в дни церковных праздников. 5 апр. 1829 г. возглавил новообразованную Новочеркасскую и Георгиевскую епархию, с 11 янв. 1830 г. в сане архиепископа (с 17 июля 1842 архиеп. Донской и Новочеркасский). После потери зрения 17 окт. 1842 г. определен на покой в Трегуляев мон-рь. Погребен у юж. стены Предтеченской ц. мон-ря, могила не сохранилась. Во всех местах служения А. оставил о себе память как о ревностном и усердном архипастыре. Труды его, особенно в Донской и Новочеркасской епархии, были отмечены орденами св. Анны 1-й ст. и св. кн. Владимира 2-й ст. Состоял в переписке со свт. Филаретом (Дроздовым) .

http://pravenc.ru/text/76930.html

1890. 1. С. 2-17). 16 окт. 1890 г. открыл при Подольской ДС миссионерские курсы и миссионерский комитет для борьбы со штундизмом и др. религ. течениями. 13 дек. того же года назначен на Литовскую и Виленскую кафедру с возведением в сан архиепископа и настоятелем виленского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ря . Много внимания уделял миссионерской деятельности среди евреев. Активно участвовал в организации IX археологического съезда в 1893 г. в Вильне и был его председателем. 30 апр. 1894 г. Д. был переведен на Донскую и Новочеркасскую кафедру. Прибыл в Новочеркасск 26 мая того же года, уже будучи больным, и сразу объявил пастве, что просил Святейший Синод дать ему отпуск на 2 месяца, а вместо себя оставил управлять епархией викария, Аксайского еп. Иоанна (Митропольского) . Из-за прогрессирующей болезни 12 нояб. 1894 г. по прошению был уволен на покой, жил в Угрешском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре . Д. был награжден орденами св. Анны 2-й степени (1868), той же степени, украшенный имп. короной (1871), 1-й степени (1884); св. Владимира 4-й (1878) и 3-й (1881) степени. Погребен в Угрешском мон-ре под жертвенником Преображенского собора. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 338; Здравомыслов. Словарь иерархов. Ед. хр. 433. Л. 45. Соч.: Поучения, сказанные в г. Гродне. Гродна, 1882-1883. 4 вып. Лит.: Прощание высокопреосв. Доната, бывш. еп. Подольского и Брацлавского, с Подольскою паствою//Подольские ЕВ. 1891. 2/3. С. 18-61; Отъезд высокопреосв. Доната из Вильны//Литовские ЕВ. 1894. 21. С. 178-179; К-в А. Прибытие в Новочеркасск высокопреосв. Доната, архиеп. Донского и Новочеркасского//Донские ЕВ. 1894. 11. С. 427-431; Высокопреосв. Донат, архиеп. Донской и Новочеркасский//Там же. 14. С. 508-511; Малышкин И. Высокопреосв. Донат: Ист.-биогр. очерк его жизни и деятельности. Рига, 1895; Архиеп. Донат: [Некролог]//СПбДВ. 1896. 17. С. 324-325; Княгницкий Н. К характеристике архиеп. Доната//ИВ. 1900. 9. С. 936-944; Казем-Бек А. Рижский кафедральный собор//ЖМП. 1959. 11. С. 41-45; Римский С. В. Правосл. Церковь и гос-во в XIX в. Р.-н/Д., 1998. С. 308-309; Алексий II (Ридигер), Патриарх Московский и всея Руси. Православие в Эстонии. М., 1999. С. 281-299. С. В. Римский Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ (Телятев [Телятьев, Телятинский] Александр Иванович; 1772-1847), архиеп. Донской и Новочеркасский АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/178919.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том IV  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья АФАНАСИЙ (Телятев [Телятьев, Телятинский] Александр Иванович; 1772-1847), архиеп. Донской и Новочеркасский АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293) АФАНАСИЙ III ПАТЕЛЛАРИЙ (1597-1654), Патриарх К-польский (1634-1652), свт. (пам. 2 мая и в Соборе Афонских преподобных) АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых) АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (кон. XIII - XV в.), прп. Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер; в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) АФАНАСИЙ МУРОМСКИЙ (2-я пол. XV - XVII в.?), игум., прп. (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АФАНАСИЙ НАВОЛОЦКИЙ ( XV–XVI в.), прп. (пам. 18 янв., 2 мая, в Соборе Вологодских святых и в Соборе Карельских святых) АФАНАСИЙ ОСТРОВСКИЙ († после 1533), прп. (пам. 30 авг., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АФАНАСИЙ СЯНДЕМСКИЙ (XVI в.), прп. (пам. 18 янв., в Соборе Карельских святых, в Соборе Валаамских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых)

http://pravenc.ru/vol/iv.html

(Павинский Иван Дмитриевич; 1773, Олонецкая пров. Новгородской губ.- 3.02.1828, Казань), архиеп. Казанский и Симбирский. Сын сельского священника. Обучался в Олонецкой ДС в Петрозаводске, затем в Александро-Невской ДС, где среди его сокурсников были М. М. Сперанский , А. А. Орнатский (впосл. Пензенский еп. Амвросий ), А. И. Телятев (впосл. Донской архиеп. Афанасий ), Ф. Г. Русанов (впосл. митр. Феофилакт , экзарх Грузии), Г. И. Мансветов . 23 марта 1793 г. Новгородский и С.-Петербургский митр. Гавриил (Петров) рукоположил Павинского во диакона к Исаакиевскому собору С.-Петербурга, а в 1797 г.- во иерея к церкви при российском посольстве в Копенгагене. Назначение на службу за границей было обусловлено, в частности, тем, что Павинский свободно владел нем., франц., англ. языками. В 1802 г. он был возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем ц. во имя св. праведных Захарии и Елисаветы в С.-Петербурге, в 1803 г. переведен настоятелем в ц. во имя святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Одновременно с 1806 г. служил законоучителем правосл. Закона Божия в Иезуитской коллегии в С.-Петербурге. В 1808 г. Павинский стал духовником вел. кнж. Екатерины Павловны, младшей и любимой сестры имп. Александра I. Вместе с ней выехал в Тверь, куда ее муж, принц Георгий Петрович Ольденбургский, был назначен генерал-губернатором. Когда в нач. 1813 г. Екатерина Павловна последовала за имп. Александром I в заграничный поход русской армии, Павинский остался в России. 24 дек. 1813 г. был пострижен в монашество, через неск. дней возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Новоиерусалимского в честь Воскресения Христова монастыря . В 1814 г. по инициативе И. и на средства гр. Ю. П. Литты придел свт. Андрея Критского при Воскресенском соборе был возобновлен и переименован во имя прп. Иулия и вмц. Екатерины, небесных покровителей графа и его супруги. 24 авг. 1816 г. И. встречал в Новоиерусалимском мон-ре имп. Александра I (приветственная речь настоятеля опубл.). С 9 марта того же года был также членом Московской синодальной конторы.

http://pravenc.ru/text/578314.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКСАЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 28 июля), местночтимая чудотворная икона в Донской (Ростовской и Новочеркасской) епархии. Относится к иконографическому типу Одигитрии. Явление иконы произошло в станице Аксайская в 1830 г., когда на Дону разразилась эпидемия холеры. А. и. была обретена в пустом доме по видению некой женщине. Молва о чудотворном образе стала быстро распространяться среди жителей. С явленной иконой во избавление от холеры был совершен крестный ход, к-рый возглавил свящ. Тимофей Попов; сам образ был поставлен в Троицкой ц. станицы. После спада эпидемии в станице началось прославление чудотворного образа. Архиеп. Афанасий (Телятев) повелел перенести А. и. в кафедральный собор Вознесения Господня в столицу донских казаков Новочеркасск. Там икона находилась до 1847 или 1848 г., пока вновь не разразилась эпидемия холеры. Тогда по ходатайству жителей Аксайской станицы икона была возвращена в Троицкую ц., где она снова явила чудодейственную силу. С этого времени по разрешению Синода с А. и. ежегодно совершался крестный ход в Новочеркасск, Ростов-на-Дону и ближайшие станицы. Особой службы А. и. нет; празднование в день Одигитрии Смоленской. В Старочеркасском Ефремовском монастыре А. и. был учрежден монастырский праздник - 16 авг., в день попразднства Успения Богородицы, когда в мон-рь приносился чудотворный образ. Достоверных сведений о судьбе А. и. после 1917 г. не имеется. Лит.: Донские ЕВ. Новочеркасск, 1870. 5. С. 149; 1877. 9. С. 286-287; 1878. 20. С. 758-759; 1916. 32. С. 488; Поселянин Е. Богоматерь. С. 775. Е. В. Буренкова Рубрики: Ключевые слова: ГУБИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Губинская Икона Божией Матери, чудотворный образ, почитаемый с XIX в. старообрядцами Русской православной старообрядческой церкви ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 12 февр., во вторник Светлой седмицы - обретение, 13 окт.- перенесение в Москву в 1648, в нек-рых календарях дополнительно 31 марта и 27 апр.)

http://pravenc.ru/text/63918.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Русской Православной Церкви по периодам АФАНАСИЙ (Егоров Алексей Егорович; 1884-1937), игумен, прмч. (пам. 7 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АФАНАСИЙ (Филиппович; ок. 1595-1648), игум. Брестского мон-ря, прмч. (пам. 5 сент., 20 июля, в Соборе Белорусских святых и в Соборе Волынских святых) АФАНАСИЙ (Волховский; 1741-1801), еп. Могилевский и Полоцкий, свт., чудотворец (пам. 18 янв., 27 сент. и в Соборе Полтавских святых) АФАНАСИЙ (Телятев [Телятьев, Телятинский] Александр Иванович; 1772-1847), архиеп. Донской и Новочеркасский АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых) АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) АФАНАСИЯ (Александра Васильевна Лепёшкина; 1885 - 1931), прмц., игум. Зосимовой пуст. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АФФОНИЙ († 1652), митр. Новгородский и Великолуцкий, свт. (пам. 10 февр., 6 апр.в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121724_16.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.). Епископат АНТОНИЙ (Стаховский; 60-е гг. XVII в.-1740 г.), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 27 марта, 10 июня) АНТОНИЙ (Смирницкий; 1773-1846), архиеп. Воронежский и Задонский, свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых) АРКАДИЙ (Фёдоров Григорий Федорович; 1784 или 1786 - 1870), архиеп. Олонецкий и Петрозаводский, духовный писатель, миссионер АРСЕНИЙ (Мацеевич Александр Иванович; 1697-1772), митр. Ростовский и Ярославский, в 1763 г. лишен сана, сщмч. (пам. 28 февр., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АРСЕНИЙ (Иващенко Антоний Ильич; 1830-1903), епископ Кирилловский викарий Новгородской епархии, церковный историк, византинист, агиограф АФАНАСИЙ (Волховский; 1741-1801), еп. Могилевский и Полоцкий, свт., чудотворец (пам. 18 янв., 27 сент. и в Соборе Полтавских святых) АФАНАСИЙ (Телятев [Телятьев, Телятинский] Александр Иванович; 1772-1847), архиеп. Донской и Новочеркасский

http://pravenc.ru/rubrics/121796_2.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Епископат (см. также по периодам) АРСЕНИЙ (Иващенко Антоний Ильич; 1830-1903), епископ Кирилловский викарий Новгородской епархии, церковный историк, византинист, агиограф АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) АРТЕМИЙ (Снигур Александр Николаевич; род. 5. 09. 1962), митр. Хабаровский и Приамурский, глава Приамурской митрополии АФАНАСИЙ (Сахаров Сергей Григорьевич; 1887-1962), еп. Ковровский, священноисп. (пам. 15 окт., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ (Волховский; 1741-1801), еп. Могилевский и Полоцкий, свт., чудотворец (пам. 18 янв., 27 сент. и в Соборе Полтавских святых) АФАНАСИЙ (Телятев [Телятьев, Телятинский] Александр Иванович; 1772-1847), архиеп. Донской и Новочеркасский АФФОНИЙ († 1652), митр. Новгородский и Великолуцкий, свт. (пам. 10 февр., 6 апр.в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) БОРИС (Воскобойников Семен Тимофеевич; 1875 - 1937), еп. Ивановский, сщмч. (пам. 23 нояб., в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/121666_5.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.) АФАНАСИЙ (Телятев [Телятьев, Телятинский] Александр Иванович; 1772-1847), архиеп. Донской и Новочеркасский БЕЛОКОПЫТОВА Александра Евгеньевна (1820-1883), основательница Боголюбивого мон-ря в честь Казанской иконы Божией Матери БИЗЮКОВ В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ ставропигиальный, находился в с. Бизюкове Дорогобужского у. Смоленской губ., на правом берегу Днепра БИЗЮКОВ ПРОПАСНОЙ ВО ИМЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ГРИГОРИЯ, ПРОСВЕТИТЕЛЯ АРМЕНИИ, МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Херсонской и Таврической епархии), в пос. Червоный Маяк Бериславского р-на Херсонской обл. (Украина) БЛИНОВ Петр Федорович (1893-1938), один из лидеров обновленчества, организатор «Сибирской Живой церкви» и «Сибирского церковного управления» БОГДАНОВ Евфимий Александрович (ок. 1860 – после 1911), преподаватель, исследователь церковного пения, псаломщик

http://pravenc.ru/rubrics/121790_6.html

Как и в центральных губерниях Российской империи, в Области Войска Донского в дореформенный период существовала наследственность на приходах. Во многих случаях сыновья священно- и церковнослужителей наследовали места своих отцов. Выдавая замуж дочерей, духовенство стремилось устроить зятьев в том же храме, где они служили сами. Но это касалось главным образом многоклирных церквей. Так, в станице Нижней Кундрюченской все члены трехклирного причта, за исключением священника М. Казарова, перемещенного в церковь Рождества Христова в 1841 г., были в родстве. В 1845 г. им всем была присвоена фамилия Поповых 167 , и служили они совместно вплоть до 1890-х гг., т. е. до времени выхода за штат. Однако наследственность мест на приходах не была столь явной, как за пределами Области Войска Донского. В значительном объеме документов упоминание о «зачислении мест» за родственницами служащих по женской линии встречается не часто: в 1847 г. в Успенской церкви слободы Новоселовки Донецкого округа «пономарское место [было] зачислено за семейством вдовы пономарской жены» 168 и 17 октября 1867 г. Иван Львович Левитский, представитель донской священнической династии, по собственному прошению был определен к Петропавловской церкви Александровска-Грушевского. Условием его поступления на место пономаря была женитьба на дочери умершего дьячка Антона Сербинова 169 . В большинстве случаев наследование мест было связано не только с обязательствами обеспечения клирика и его семьи, на чье место поступал священно- или церковнослужитель, но и с нехваткой в Донской епархии вакантных мест, что объясняется очень незначительным количеством церквей в Области Войска Донского вплоть до 1860-х гг. 170 Скорее всего, сразу после учреждения в 1829 г. Новочеркасской и Георгиевской епархии правящий архиепископ Афанасий (Телятев) попытался предпринять попытки разрушения семейственности на приходах. В послужных списках духовенства встречаются следующие формулировки: 16 апреля 1830 г. дьячок Семен Васильевич Грешнов по положению епархиального начальства «за родство с причтом» был удален от должности «с тем, чтобы приискать себе место при другой церкви» 171 . Ситуация с наследованием мест на приходах также контролировалась, хотя и довольно индифферентно, прихожанами – «обществом граждан» станиц и хуторов. При поставлении на штатное священническое или церковнослужительское место обязательно требовалось письменное согласие (приговор) граждан казачьих сообществ. Если ставленник, желающий занять вакансию, отличался «благоповедением», его родство с клиром не являлось для прихожан препятствием к вступлению в штатную должность при их церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003