— «въздух большой» ,1565 г. – вклад старицы Евдокии (Евфросинии Старицкой) в Кириллов монастырь. — надгробный покров св. Кирилла Белозерского царицы Марии Нагой (вклад 1592 г. по царевиче Димитрии в годовщину его смерти). В это время Мария Нагая была уже старица — инокиня Марфа Никольского монастыря на Выксе; — пелена «Великомученица Ирина» к. XVI в., — вклад царицы Ирины Федоровны Годуновой; — воздух «Спас во гробе» и 2 покровца — «Се Агнец» и « Богоматерь Знамение» — вклад 1654 г. И. А. Голицина в Кирилло-Белозерский монастырь по шурину Телятев- скому. — воздух «Положение во гроб», 1644 г., — вклад Ф.И.Шереметьева в Афанасьевский монастырь в Москве. – Из чего делали материалы? Во всех дошедших до нас произведениях были использованы дорогие привозные материалы: шелковые ткани, золотные, серебряные и разноцветные шелковые нити, жемчуг, драгоценные камни, золотые и серебряные дробницы, а позднее – канитель, поэтки, трунцал. – Как готовится рисунок для шитья? Высокие художественные достоинства произведений, наличие на них прекрасно выполненных литургических и вкладных надписей говорит об участии в их создании кроме мастериц-вышивальщиц профессиональных художников, упоминаемых в исторических документах XVI – XVII вв., где встречаются имена знаменщиков сюжетных изображений, знаменщиков-орнаменталистов («травщиков») и знаменщиков –«словописцев». Рисунок делался либо сразу на ткани, либо переносился методом «препороха». В настоящее время используются канонические прориси, рисунок с которых переносится иногда вышеуказанным способом, но чаще – с использованием копировальной бумаги, тонкого шила или иглы, а также — стола со стеклянной столешницей и лампы. – Можно ли повторить нитками то, что так сложно повторить красками, как это достигается? Действительно, трудно представить, чтобы шитая нитками работа могла бы быть на уровне работ великих мастеров кисти и красок. Но следует посетить ризницу Троице-Сергиевой Лавры, Патриаршие палаты московского Кремля, Новодевичий монастырь, Русский музей и многие другие, чтобы убедиться в том, что памятники лицевого шитья на Руси являются художественными шедеврами. В последние десятилетия XX века возникло стремление возродить старинное искусство, и теперь на ежегодных выставках можно увидеть много замечательных работ золотного и лицевого шитья, где бывают представлены работы со всех концов страны. Надо иметь в виду, что «живопись иглой» имеет определенные отличия от иконописи, например, в XVI в. лик шился двумя тонами, мало отличающимися один от другого, но имеющими определенные границы (полутон). В шитье полутон не растушевывается (как в иконописи), а имеет определенные границы, приобретая вид полос более темного цвета. Попытки полностью подражать иконе с ее плавными переходами из тона в тон были сделаны в некоторых мастерских, создававших вышивку не ручным, а машинных способом. Эти попытки потерпели неудачу, их авторам пришлось обратиться к канонам лицевого шитья.

http://pravmir.ru/obraz-vyshityj-nityu-z...

1131 Протоиерей Н. Т. Каменский, Кратная история Астраханской епархии, стр. 132, Астрахань, 1886 год. 1136 Предшественниками Евгения на Тамбовской кафедре с 1812 года, когда возникло первое судебное дело против Архипова, были: Иона Васильевский (1812–1821), Феофилакт Ширяев (1821–1824) и Афанасий Телятев (1824–1829). 1137 В сем именно году 1 января и последовал выше означенный всемилостивейший манифест по случаю восшествия на престол. 1140 Как Павел относился к Филарету, это можно видеть, например, из письма его к последнему, помещенного в Душеполезном Чтении за 1887 год, ч. II, стр. 369–370. 1141 См., например, Письма Филарета к Антонию, III, 392, 400; IV, 241; Собрание мнений и отзывов Филарета, дополнительный том, стр. 158 и другие. 1143 До Агапита Томской епархии, как отдельной, не существовало. Дотоле Томск причислялся к Тобольской епархия. 1144 Кроме азиатских язычников, магометан и прочих, в Томской и Енисейской губерниях было и есть много раскольников и других сектантов, поселенцев, из бывших преступников и т.д. 1146 Св. Стефан, по фамилии Храп, был епископом Велико-Пермским с 1383 по 1396 год и как просветитель Перми был первым там епископом, где и скончался в 1396 году. 1147 См. Иннокентий I, по фамилии Кульчинский, святительствовал в Иркутске с 1727 года и до блаженной кончины своей в 1731 году. 1149 Обо всем этом см., например, Чтения в Обществе любителей духовного просвещения, 1877, III, 159–160; 1885, III, 1–2; Письма Филарета к А. Н. Муравьеву, стр. 96, 207, 344–346, 405–406, 408, 430, 541; Письма Филарета к Антонию, II, 21, 246; III, 203, 251; Русский Архив, 1879, II, 272 и многие другие. 1153 Срав. о сем письмо Филарета к Кириллу, архиепископу Подольскому, хранящееся в рукописном виде в числе других инеем в библиотеке Московской духовной академии. 1158 Разумеются, кроме бывшего в царствование Александра I, путешествия в Петербург, бывшие в 1827–1828, в 1828–1829 и 1829–1830 годах. 1162 А в 1839 году он посетил Коломну по случаю кончины своего брата, протоиерея Н. М. Дроздова и в 1843 году ездил туда с нарочитою целью посетить заболевшую родительницу свою. См. Письма Филарета к Антонию, II, стр. 101; ср. I, 325 и Письма Филарета к А. Н. Муравьеву, стр. 79.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

С одной стороны для нас интересно упоминание здесь Захара Овина и Василья Никифорова. Большие земельные владения их сыновей Ивана Захарова Овинова и Ивана Малаго Васильева Микифорова мы видим отобранными на В. Князя. – С другой, – этот мятеж послужил сигналом к началу решительных мер Uoahha III против новгородцев и их земельных владений. Иоанн III снова отправился в Новгород (ibid. 207–221). На этот раз В. Князь двинулся на Новгород с большой ратью. Каждый отряд ее, представляя из себя значительную силу, шел по назначенной ему дороге и – видимо – имел свою особую цель. Но еще задолго до прихода в Новгород непокорный начали встречать В. Князя некоторые из Новгородцев и предлагать себя ему «в службу». 19-го октября – бояре Лука и Ив. Клементьевы, 26-го посадник Григ. Мих. Тучин, 28-го житей Андр. Савельев, – все просились в службу 19-го ноября встретил В. Князя Ив. Вас. Микифоров; 23-го ноября в Сытине встречает В. Князя депутация от Новгорода, в состав которой вошли – Владыка, посадники Як. Короб, Фефил Захаров, Лука и Яков Федоровы, Лука Ис. Полинарьин, житьи Александр Клементьев, Еф. Медведков, Григ. Кипр. Арзубьев, Фил. Килской и купец Як. Царищов. – С ними начал Иоанн III переговоры, с ними он их и продолжал – 4-го декабря, 5-го декабря (с дополнением 5 черных от 5 концов). – Ход переговоров нами изложен довольно подробно ниже (ч. III, гл. 4-я). Результаты их для новгородцев печальны. Вече уничтожено. Посажен великокняжеский наместник. Потребованы от Новгорода, не исключая и церкви, волости, села и деревни. Получено на отобрание их т. ск. принципиальное согласие. И лишь в виде жалованья не все от церквей и монастырей отобрано. Полагаем, что теперь именно на В. Князя были отписаны земли новгородцев, перешедших к нему на службу. А перешло их, кроме встретивших В. Князя еще по пути, очень много. Казимир, брат его Короб, Фефилат Захарьев, Лука и Яков Федоровы, Иван Кузмин, Ив. Захарьев Григорьев, Никита Есипов, Михаил Берденев, Василий Есипов, Федор Телятев, Родив. Норов. Все они пришли к В. Князю на службу 18 января 1478 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

с 16.10.1799 – Тамбовская и Шацкая; Тамбовская и Козловская; Тамбовская и Мичуринская. Викарные кафедры: Мичуринская, Моршанская, Темниковская, Шацкая, Кирсановская, Липецкая. 25.03.1682 01.1685 Леонтий 15(25)02.1685 28.07.1697 21.11.1697 23.08.1699 Игнатий Шалгин 08.1699 03.1700 07.04.1700 25.05.1758 09.11.1766 09.11.1766 23.12.1786 06.05.1788 06.02.1794 26.02.1794 11.03.1794 11.03.1794 23.12.1811 29.03.1812 26.04.1821 Иона Василевский (Васильевский) 23.07.1821 20.05.1824 05.08.1824 05.04.1829 Афанасий Телятев (Телятинский, Телятьев) 09.06.1829 17.02.1832 Евгений Баженов (Божанов) 24.04.1832 05.04.1841 Арсений Москвин I 27.04.1841 07.04.1857 01.05.1857 18.04.1859 Макарий Булгаков 01.06.1859 22.07.1863 01.09.1863 13.06.1873 13.06.1873 09.09.1876 Палладий Раев-Писарев 09.09.1876 04.05.1885 Палладий II Ганкевич 11.05.1885 03.06.1890 Виталий Иосифов 03.06.1890 30.04.1894 Иероним Экземплярский 30.04.1894 11.09.1898 27.09.1898 27.04.1902 Георгий Орлов 27.04.1902 08.02.1903 Димитрий Ковальницкий 08.02.1903 07.12.1909 Иннокентий Беляев 30.12.1909 19.03(01.04)1918 22.05(04.06)1918 10.1927 16(29)06.1927 15(28)01.1928 09(22)06.1927 27.03(09.04)1930 27.03(09.04)1930 07(20).02.1936 07(20)02.1936 15(28)04.1937 09.1943 01.1944 01.1944 27.03(09.04)1946 27.03(09.04)1946 26.07(08.08)1961 16(29)03.1961 26.07(08.08)1961 26.07(08.08)1961 03(16)11.1962 Михаил Чуб 03(16)11.1962 26.02(10.03)1968 03.1968 15(28)11.1968 15(28)11.1968 25.06(08.07)1970 25.06(08.07)1970 28.09(11.10)1972 Ионафан Кополович 28.09(11.10)1972 05(18)10.1972 в/у Дамаскин Бодрый 05(18)10.1972 21.08(03.09)1974 Дамаскин Бодрый 21.08(03.09)1974 12(25)04.1985 13(26)06.1985 29.04(12.05)1987 Валентин Мищук 29.04(12.05)1987 17(30)05.1987 18(31)05.1987 28.02(13.03)2002 28.02(13.03)2002 28.09(11.10)2002 13(26)12.2002 Феодосий Васнев Тамбовская, григ. Основана в 1925 г. Упразднена в 1930-х г. (?) 1925 Тамбовская, обн. Основана в 1923 г. Упразднена в 1937 г. Викарные кафедры: Липецкая, Моршанская, Лебедянская, Мичуринская. 17(30)01.1923

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

112 . Таким образом, проведенными распоряжениями Св. Синод, если и не учредил особливой конторы для рассмотрения и решения инквизиторских дел в смысле предложения обер-прокурора Болтина, тем не менее озаботился обставить эту часть соответственно предложению, поручив окончательное устройство её состоявшему при инквизиторских делах и оставленному в Москве синодальному советнику. Последний, выполняя возложенное на него поручение, „к прохождению асессорской при инквизиторских делах должности нашел удобным настоятеля Никитского, что в Переславле Залесском, монастыря архимандрита Иосифа, – секретарем канцеляриста Монастырского приказа Алексея Телятева, природой из шляхетства“. Синод утвердил Иосифа в означенной должности; но это утверждение оказалось преддверием нового распоряжения. 30 июня 1724 г. Московская синодального правления канцелярия донесла Св. Синоду, что бывший с 1723 г. ассессором этой канцелярии архимандрит Андровиева монастыря Дионисий умер, посему просила перевести в этот монастырь Иосифа „понеже оному архимандриту из Никитского монастыря в Москву переезд и присылка припасов будет не без труда“. Синод, утвердив представление Московского синодального правления канцелярии о перемещении Иосифа в Москву, постановил, чтобы „архимандрит Иосиф имел в той канцелярии при синодальном члене заседание и именовался асессором токмо в небытность в Москве Св. Синода“. 113 Предположив определить и Телятева, Синод потребовал предварительно точных справок: „у каких он был дел и о шляхетстве его освидетельствовать и учинить выписку“. При этом Синод распорядился: „а доколе означенное повеление исполнится, в то время, против объявленного мая 22 дня 1724 г. полковника и синодального обер-прокурора Болтина словесного предложения, справясь учинить обстоятельное известие с ясным показанием, в светской команде фискальских дел следовательская контора при Сенате, или в которой коллегии особливо определена, и в которое время, и под чьей дирекцией, и на коликое число собственно при тех делах секретарей и канцеляристов и прочих служителей в штат определено и ныне обретаются, и с каким расположением, дабы и Св. Синоду удобно было основательное о том учинить определение без сумнения и исправя все вышеписанное в какой возможно скорости, обстоятельно выписать и предложить в доклад неукоснительно, а до того времени обретающиеся в синодальной канцелярии инквизиторские дела управлять по прежнему с прилежанием неотложно“. 114 Не распространяясь о результатах этих справок, заметим, что Телятев, по предложению уже нового обер-прокурора Баскакова. 14 марта 1726 г. определён секретарем в Московскую синодального правления канцелярию. 115

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

тайн. А как он не сделал сего по невежеству более, нежели по нерадению, то наставить его, что, в таких случаях, никакого нет сомнения исповедовать и приобщать св. таин». В другой раз консистория приговорила священника к штрафу за то, что тот, по нерадению, довел свою дочь до худой жизни. Преосвященный написал: «что отец небрежением довел свою дочь до развратной жизни, в том судити имать его Бог». Вообще в резолюциях его заметна отеческая снисходительность к человеческим слабостям, и в них чаще других встречается выражение: «единственно из снисхождения нашего и в надежде на исправление, послать в монастырь, на черные работы, но не запрещая священнослужения, в той надежде, что, может быть, некоторые из вдовых священников и диаконов, усмотрев хороший порядок, тишину и беззаботную при неоскудном удовольствии, жизнь, возымеют святое желание удалиться от мира и сует оного, дабы остаток дней посвятить единственно Богу и благочестью». Скромный, терпеливый и снисходительный сам, он не любил тщеславного превозношения священников и называл его глупою школьною гордостию. В кратковременное управление смоленскою паствою он успел выстроить новый каменный храм над Днепровскими воротами. В сем храме находится чудотворная икона Божией Матери Одигитрии; устроил новую дорогую ризу на эту икону и оставил ящик с жемчугом, за собственною печатью, для будущих украшений этой иконы. В 1812 году, февраля 7-го, преосв. Серафим перемещен в Минск, с титулом архиепископа, но, по случаю смутных обстоятельств тамошнего края от неприятельского нашествия, он, с разрешения Св. Синода, прибыл в Петербург и присутствовал в Синоде и в комиссии дух. училищ. В 1814 г., 30 августа, он переведен был архиепископом в Тверь и пожалован в члены Св. Синода, а в 1819 г» 19 марта, после кончины московского архиепископа Августина Виноградского , переведен в Москву, с возведением в сан митрополита. Здесь в звании викария при нем состоял Лаврентий, епископ Дмитровский, а когда Лаврентий был переведен в Чернигов, на его место посвящен был Афанасий (Телятев).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

еп. Серапион (Александровский, 11 июня 1788 - 16 окт. 1799); еп. Серафим (Глаголевский, 25 дек. 1799 - 29 янв. 1804); архиеп. Августин (Виноградский, 7 февр. 1804 - 19 февр. 1818, возведен в сан архиепископа 30 авг. 1814); еп. Лаврентий (Бакшевский , 19 янв. 1819 - 27 окт. 1820); еп. Афанасий (Телятев , 10 марта 1821 - 5 авг. 1824); еп. Кирилл (Богословский-Платонов , 26 окт. 1824 - 26 марта 1827); еп. Иннокентий (Сельнокринов, 23 мая 1827 - 28 марта 1831); еп. Николай (Соколов, 8 мая 1831 - 2 окт. 1834); еп. Исидор (Никольский , 11 нояб. 1834 - 5 июня 1837); еп. Виталий (Щепетов, 27 июня 1837 - 14 нояб. 1842); еп. Иосиф (Богословский , 27 дек. 1842 - 20 нояб. 1849); еп. св. Филофей (Успенский , 18 дек. 1849 - 19 авг. 1853); еп. Алексий (Ржаницын , 20 сент. 1853 - 20 июля 1857); еп. Евгений (Сахаров-Платонов , 6 окт. 1857 - 13 окт. 1858); еп. Порфирий (Соколовский , 21 нояб. 1858 - 21 марта 1859); еп. Леонид (Краснопевков, 26 апр. 1859 - 15 мая 1876); еп. Никодим (Белокуров , 17 июня 1876 - 14 окт. 1877); еп. Игнатий (Рождественский , 17 дек. 1877 - 11 февр. 1878); еп. Амвросий (Ключарёв, 6 апр. 1878 - 22 сент. 1882); еп. Алексий (Лавров-Платонов , 22 янв. 1883 - 9 марта 1885); еп. Мисаил (Крылов, 4 мая 1885 - 3 июня 1889); еп. Виссарион (Нечаев , 30 июля 1889 - 14 дек. 1891); еп. Александр (Светлаков , 11 янв. 1892 - 29 янв. 1894); еп. Нестор (Метаниев, 29 янв. 1894 - 8 июня 1901); еп. Трифон (Туркестанов , 1 июля 1901 - 2 июня 1916); еп. Алексий (Кузнецов, 26 дек. 1916 - 20 марта 1917); еп. Иоасаф (Каллистов, 20 марта 1917 - 15(28) янв. 1918); еп. Димитрий (Добросердов, 15(28) янв. 1918 - нач. 1920); еп. сщмч. Серафим (Звездинский, 3 янв. 1920 - 25 апр. 1928); еп. Амвросий (Смирнов , 25 апр.- 28 нояб. 1928); архиеп. Питирим (Крылов, 17 марта 1931 - янв. 1936, возведен в сан архиепископа 18 марта 1932); еп. Иоанн (Широков , янв.- 19 июля 1936); архиеп. Сергий (Воскресенский, февр. 1938 - март 1941); еп. Иларий (Ильин, 5 марта - май 1944); архиеп. Виталий (Введенский, 19 июля 1946 - 25 марта 1950); архиеп. Пимен (Извеков, 26 дек. 1957 - 16 марта 1961, возведен в сан архиепископа 23 нояб. 1960); архиеп. Киприан (Зёрнов, 14 нояб. 1961 - 20 мая 1964, возведен в сан архиепископа в авг. 1963); еп. Филарет (Денисенко, 22 дек. 1964 - 14 мая 1966); архиеп. Филарет (Вахромеев, 14 мая 1966 - 1 апр. 1973, возведен в сан архиепископа 9 сент. 1969); архиеп. Владимир (Сабодан, 18 апр. 1973 - 16 июля 1982, возведен в сан архиепископа 9 сент. 1973); архиеп. Александр (Тимофеев, 14 окт. 1982 - 12 авг. 1992, возведен в сан архиепископа 9 сент. 1986); еп. Филарет (Карагодин, 12 авг. 1992 - 19 июля 1995); еп. Иннокентий (Васильев, 18 июля 1995 - 11 окт. 1996); еп. Александр (Агриков, со 2 сент. 2001).

http://pravenc.ru/text/178617.html

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XLI. Епархия Донская Донская епархия, второго класса, в нынешнем порядке двадцать вторая, учреждена в 1829 г. «Архиепископы Донские и Новочеркасские» 1. Афанасий Телятев 5 апр. 1829 перев. с Тамбовской епархии; 11 янв. 1830 пожалован в архиепископа; 17 окт. 1842 уволен на покой. 2. Игнатий Семенов 17 окт. 1842 перев. с Олонецкой епархии, а 13 янв. 1847 перев. в Воронеж, с сохранением степени. 3. Иоанн Доброзраков 13 янв. 1847 перев. с Нижегородской епархии, а 6 мар. 1867 уволен на покой, за болезнью, в Кременецкую пустынь. 4. Платон Городецкий 9 мар. 1867 перев. с Рижской епархии. Викариатство учреждено 25 мая 1871. Епископ Аксайский Никанор Бровкович , ректор Казанской духовной акад., назначен 25 мая 1871, хирот. 4 июля. Читать далее Источник: Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви/Составил из достоверных источников Павел Строев… СПб., 1877. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Полки же великого князя погнали их, коля и рубя, а они и сами в бегстве друг друга били, кто кого мог. Побито же их было тогда многое множество, – сами они говорят, что двенадцать тысяч их погибло в тех боях, а схватили живьем более двух тысяч; схвачены и посадники их: Василий Казимир, Дмитрий Исакович Борецкий, Кузьма Григорьев, Яков Федоров, Матвей Селезнев, Василий Селезнев – два племянника Казимира, Павел Телятев, Кузьма Грузов, а житьих множество. Сбылось на них пророческое слово: «Пятеро ваших погонит сотню, а сотня потеснит тысячи». Так долго они бежали, что и кони их запалились, и стали падать с коней в воды, и в болота, и в чащобу, ибо ослепил их Господь, не узнали уже и земли своей, даже дороги к городу своему, из которого вышли, но блуждали по лесам, а как где-нибудь они выходили из леса, так хватали их ратники, а некоторые, израненные, блуждая в лесах, поумирали, а другие в воде утонули; которые же с коней не свалились, тех кони их принесли к городу, будто пьяных или сонных, но иные из них второпях и город свой проскакали, думая, что и город взят уже; ибо взволновались и зашатались, будто пьяные, и ума лишились. А воины великого князя гнали их двадцать верст, а потом возвратились в великой усталости. Воеводы же князя великого, князь Даниил и Федор Давыдович, став на костях, дождались воинства своего и увидели воинов своих всех здоровыми, и благодарили Бога, и пречистую его Богоматерь, и всех святых. И стали воеводы говорить схваченным ими новгородцам: «Отчего вы с таким множеством воинов своих сразу бежали, увидев малое наше войско?» Те же ответили им: «Потому что мы видели вас бесконечное множество, идущих на нас, и не только идущих на нас, но еще и другие полки видели, в тыл нам зашедшие, знамена у них желтые и большие стяги и скипетры, и говор людской громкий, и топот конский страшный, и так ужас напал на нас, и страх объял нас, и поразил нас трепет». Было же это июля четырнадцатого в воскресенье рано, в день святого апостола Акилы. Воины же князя великого и после боя того сражались часто по посадам новгородским вплоть до немецкой границы по реке Нарве, и большой город, называемый Новым Селом, захватили и сожгли. А воеводы великого князя, чуть отдохнув после боя того и дождавшись своих, послали к великому князю Замятию с той вестью, что помог им Бог – рать новгородскую разбили. И тот примчался к великому князю в Яжелбицы того же месяца в восемнадцатый день, и была радость великая великому князю и братьям его, и всему войску их, ибо был тогда у великого князя и царевич Даньяр, и братья великого князя, благоверные князья Юрий, и Андрей, и Борис, и бояре их, и все войско их. И тогда дал обет князь великий поставить в Москве церковь памяти святого апостола Акилы, что и исполнил, а воеводы, князь Даниил и Федор, другую церковь – в честь Воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003