В 60-х гг. XVII в. число мирян - членов Л. б. сократилось, но роль братства в православном развитии края не уменьшилась. С 1677 г. до избрания епископом в 1695 г. среди братских старост упоминается киевский подвоевода Дмитрий Жабокрицкий (см. Дионисий (Жабокрицкий) ). В 1677-1686 гг. братскими провизорами были адвокат Томаш Гуляницкий и брацлавский казначей Богдан Братковский. До кон. XVII в. среди руководителей Л. б. фигурируют князья Андрей и Юрий Пузыны, Федор Ушак-Куликовский и Александр Балабан. Церковно-политическую деятельность по поручению Л. б. вели кн. Вацлав Святополк-Четвертинский, подчаший Даниил Братковский, Андрей Гулевич. Поддерживали в эти годы братство земский судья Ян Мокосий-Дениско, подкоморий Владимир Гулевич. В 1648-1702 гг. по завещаниям волынских шляхтичей Л. б. получило большие пожертвования - 23 795 злотых, 2 двора и плац. Среди самых щедрых жертвователей - Александр Жабокрицкий (1652), Юрий Пузына (1648), Павел Русинович (1651), Вацлав Черчицкий (1661), Федор Святополк-Четвертинский (1664), Самойло Фляка (1667). Л. б. вело судебные дела с потомками ряда жертвователей, которые не хотели мириться с щедростью своих родственников. В 70-90-х гг. XVII в. братство имело значительный доход от финансовых операций, преимущественно с представителями луцкого евр. кагала. Во 2-й пол. XVII в. Л. б. продолжало антиуниат. деятельность. 9 дек. 1679 г. 32 члена братства (князья Андрей и Юрий Пузыны, Томаш Гуляницкий, Александр Балабан, Федор Ушак-Куликовский и др.) подписали заявление о том, что они не будут заключать соглашения, к-рые могут навредить правосл. Церкви. В результате было сорвано планировавшееся правительством и католиками Люблинское совещание, на котором предполагалось заключить новую унию. На сейме в 1699 г. Д. Братковский добивался соблюдения прав православных. 22 дек. 1699 г. была подписана «протестация 54», которая сыграла заметную роль в акциях правосл. сообщества. Благодаря решительной позиции братчиков Афанасий (Шумлянский) подтвердил права и привилегии братства, что отсрочило окончательный переход Луцко-Острожской епархии в унию.

http://pravenc.ru/text/2110934.html

В XVI-XVII вв. в Луцке действовали 11 церквей: кафедральная ап. Иоанна Богослова, св. арх. Михаила, св. Димитрия, свт. Николая, Покрова Пресв. Богородицы, Рождества Пресв. Богородицы, вмц. Екатерины, Св. Троицы и св. Афанасия, Крестовоздвиженская, св. Параскевы Пятницы, Св. Духа. В Остроге было 10 церквей: кафедральная Богоявленская, св. Параскевы Пятницы, св. арх. Михаила, ап. Иоанна, Воскресенская, Борисоглебская, свт. Николая, св. Онуфрия, Пречистенская (Успенская), Св. Троицы. В Кременце действовали 7 храмов: Преображения Господня, свт. Николая, св. Параскевы Пятницы, Вознесения, арх. Михаила, Св. Троицы, Рождества Пресв. Богородицы. В Константинове имелось 4 церкви: Св. Троицы, Пречистенская, Мариинская, Преображения Господня. В Дубно, Заславе (ныне Изяслав) и др. городах было по меньшей мере по 3 храма. Большинство малых городов имели по 1 приходу. В 1647 г. Л. е. насчитывала 1 тыс. правосл. приходов. Примерно такое же количество зафиксировал в 1664 г. Холмский униат. еп. Иаков Суша . Братское движение на территории Л. е. не было массовым. Кроме Луцкого Крестовоздвиженского братства, основанного в 1617 г., еще одно братство было учреждено 18 марта 1633 г. в Кременце при Богоявленской ц. Инициаторами создания Луцкого братства были шляхтичи: волынский хорунжий Даниил Ело-Малинский, волынский чашник Древинский и Луцкий еп. Афанасий (Пузына). В 1636 г. митр. Петр (Могила) утвердил братство и разрешил открыть при нем школу по образцу Киевского коллегиума. Помимо школы братчики учредили богадельню и типографию (работала до 1638). Из книг, изданных в братской типографии, наиболее известной является «Грамматика, или Письменница, языка словенского», в основе к-рой была «Грамматика» Мелетия (Смотрицкого). Также были опубликованы речь Афанасия (Пузыны) на епархиальном Соборе и перепечатка «Дидаскалии» Сильвестра (Косова) - «О мucmupiяx, илы Тайнах». На территории Л. е. было создано большое количество рукописей. Старейшей рукописной книгой считается Луцкое Евангелие-апракос (РГБ.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

В соответствии с «Пунктами успокоения народа русского» 1632 г. была восстановлена правосл. Луцкая и Острожская епархия, возможно, потому, что позиции Православия в этой части Волыни были сильными. Королевским привилеем от 18 марта 1633 г. епархия была передана волынскому шляхтичу А. Пузыне (см. Афанасий (Пузына) ), выбранному епископом на съезде волынской шляхты; ранее, 15 марта 1633 г., кор. Владислав IV передал Пузыне Жидичинскую архимандритию, ц. Успения (Пречистенский мон-рь) в пригороде Луцка и имения Л. е. Привилей предусматривал также перераспределение церковного имущества между православными и униатами. Несмотря на королевский привилей, сейм 1635 г. постановил считать епископом Луцким униата И. Почаповского. Процесс разделения церковного имущества между православными и униатами в Л. е. сопровождался острыми конфликтами. В мае 1634 г. студенты иезуитского коллегиума напали на луцкий Братский мон-рь. В результате были разгромлены и разграблены мон-рь, школа и госпиталь, студенты избили учеников, насельников богадельни и монахов. В авг. того же года погромы повторились, среди православных были убитые. Еще одним очагом конфликта стали имения потомков князей Острожских, выступавших в поддержку униат. Церкви. Анна Алоиза, жена виленского воеводы Я. К. Ходкевича, внучка К. К. Острожского, не позволила еп. Афанасию (Пузыне) провести ревизию в храмах и мон-рях в ее имениях. Она аннулировала фундушевую запись кн. Януша Острожского о передаче доходов с мест. Сураж и близлежащих деревень на содержание в Остроге правосл. Троицкой ц. и госпиталя при ней. Закрытие Острожской академии и появление в Остроге иезуитов углубили кризис Православия в регионе. Фактически прекратились богослужения в Богоявленском соборе, что привело к его разрушению. Осенью 1636 г. обострилось противостояние между Иеремией Почаповским и Афанасием (Пузыной). Последний силой вернул себе Михайловскую, Рождественскую и Пятницкую церкви в Луцке, возобновил богослужения в Покровской ц. Несмотря на двукратное решение трибунальского суда и давление местной власти, правосл. епископ не собирался уступать оппоненту. После смерти в окт. 1637 г. Почаповского король передал униат. Луцкую кафедру в управление Владимиро-Берестейскому униат. епископу Иосифу Мокосию-Баковецкому, Жидичинский мон-рь должен был отойти униат. митр. Рафаилу Корсаку . Еп. Афанасий отказался передать луцкий собор униатам и захватил имение униат. епископа Рожище с деревнями и фольварками. 20 апр. 1638 г. король подписал акт, подтверждавший все права еп. Афанасия на Л. е.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

веры. Особой проблемой стала необходимость для П. реагировать на попытки гос. власти в лице кор. Владислава IV осуществить «новую унию» православной и униатской Церквей. Об участии П. в обсуждении этих планов имеется ряд свидетельств, но среди них мало сообщений, к-рые исходили бы от П. и говорили о его предложениях. В 1636 г. посланец волынского воеводы А. А. Сангушко сообщил в Риме, что П. и Луцкий еп. Афанасий (Пузына) согласны на унию Церквей на условиях Флорентийской унии (см. в ст. Ферраро-Флорентийский Собор 1438-1439 гг .). В том же 1636 г. Владислав IV универсалами от 31 авг. и 5 сент. предлагал православным и униатам обсудить на ближайшем сейме вопрос об унии. В сохранившемся обращении к православным указывалось, что король пошел на уступки, т. к. ему обещали скорое заключение унии. При этом предполагалось создание особого патриархата, зависимого от Рима. В пастырском послании от 26 окт. 1636 г. П. предлагал пойти навстречу пожеланиям короля и избрать представителей для переговоров. Однако никаких переговоров на сейме 1637 г. не было, по-видимому, потому, что папская курия запретила униатам вести переговоры с православными. В 1638 г. Владислав IV вторично добивался у папы санкции на созыв Собора униатов и православных, но снова получил отрицательный ответ курии. В нач. 1638 г. о контактах П. с королевским двором в связи с планами «новой унии» узнал Исаия (Копинский) и перед насельниками левобережных мон-рей обвинил П. в отступлении от правосл. веры и в желании стать патриархом в католич. Церкви. После этого монахини Густынского во имя Святой Троицы и Ладинского Покровского мон-рей, а также насельники Мгарского в честь Преображения Господня мужского монастыря бежали в Россию. Исаия (Копинский) умер в Нежине на пути в Россию в 1640 г., похоронен в Киево-Печерском мон-ре; существовало предание, что он был схвачен сторонниками П. по пути в Москву и мертвым привезен в Киев. Новое обращение к планам унии наметилось в 1643 г., после визита в Рим Холмского униат. еп.

http://pravenc.ru/text/2580094.html

братстве с пожалов. двух монаст. сел), 141 (Ж. гр. 1599 г. Римскому выходцу Петру Аркудию на село Торокань, принадлежав. м-рю); V, 6 (Ж. гр. 1633 г. Вилен. Троиц. м-рю на влад. То­роканскою волостью); “Волын. епарх. в.”, 1867 г., 4; “Памятники для разбора древн. актов”, II, ч. 2, Отд. 1, 41 (под духовною Киев.-Богоявл. братству в 1631 г. подписался Афанасий Пузына, еписк. Луцкий и Острожский, архимандрит Жидичинский); “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. IV, 330, CXLV (назначение в 1710 г. ревизии м-ря Жидичинского); т. VI, 22, XIII (судебное решение 1537 г., по тяжебн. делу архим. Жидичинского Варсонофия с кн. Богушем Корецким; перед Варсонофием был архим. Иона), 32, XVI (декрет 1542 г. кн. Сангушковича по жа­лобе архим. м-ря Варсонофия о земле), 45, XIX (решение дела 1545 г. по жалобе архим. м-ря Макария кн. Ив. Масальского о присвоении монаст. земель и обидах), 47, XX (решение де­ла 1547 г. по жалобе архим. м-ря Ионы на кн. Ив. Масальского), 49, XXI (королев. лист 1547 г. еписк. Луцкому Феодосию о несборе серебщизны в имениях м-ря), 59, XXVIII (домогание 1570 г. Андрея Русина, владыки Пинского и Туровского, завладеть м-рем Жидичинским, по смерти архим. Ионы), 78, XLI (дело 1594 г. о насильствен. вторжении в м-рь, побоях и грабе­же; архим. Жидичинский, Гедеон Болобан, епи­скоп Львовский и Галицкий), 110, LIII (напоминальный лист 1596 г. Григорию Балабану от еписк. Терлецкого об оставлении им м-ря), 111, LIV (записка 1596 г. еписк. Львовского Геде­она Балабана об уступке им м-ря своему пле­мяннику Григорию, в иночестве Гедеону Бала­бану), 116, LVII (лист 1596 г. Сигизмунда III к старосте Луцкому об отобрании м-ря от Ге­деона и Григория Балабанов, проклятых на Брест. соборе), 117, LVIII (лист 1597 г. старосты Луцкого Григорию Балабану с приказанием уда­литься из м-ря), 128, LXIII (жалоба 1597 г. Федора Балабана о вооруженном нападении на м-рь и об опасностях, угрожающих брату его Григорию), 130, LXIV (донесение 1597 г. об отобрании м-ря и о вооруженном сопротивлении Григория Балабана), 133, LXV (жалоба 1597 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

461 Прот. Алексей (Александрович) Селезнев (1870–1951), псаломщик в Св.-Михайловском храме в Каннах (1895–1927). В 1927 г. – священник, настоятель церкви в Канн-ля-Бока (1927–1950). С 1946 по 1949 гг. – в юрисдикции МП., затем вернулся в русский Экзархат КП. 462 О. Димитрий (Владимирович) Кузьмин-Караваев (1886–1959), первый муж матери Марии (Скобцовой), известный литератор, перешел в католичество в Москве в 1920 г. Выслан из СССР в 1922 г., учился в Риме, принял священство, был настоятелем русского католического прихода в Берлине. С 1934 г. – в интернате Св. Георгия в Намюре (Бельгия), который перебрался в Париж в 1940 г. С 1949 г. преподаватель в интернате Св. Георгия (в Медоне). 463 Князь Петр Михайлович Волконский (1861–1947) перешел в католичество в эмиграции. Историк русского католичества. 464 Ген. Александр Иванович Спиридович (1873–1952), б. начальник Киевского жандармского управления, автор известных воспоминаний; историк и филолог Александра Михайловна Петрункевич (1873–1965); археолог и искусствовед Александр Петрович Калитинский (1879–1946); историк и искусствовед князь Иван Владимирович Пузино (Пузына) (1888–1960); дипломат и историк светл. князь Петр Петрович Волконский (1872–1957); педагог, философ, филолог и религиозный деятель Михаил Николаевич Гаврилов (1893–1954); известный философ и богослов Борис Петрович Вышеславцев (1877–1954). Все они – видные культурные деятели российского зарубежья. 465 Др. Курт Райхель был официальным представителем немецкого правительства в Париже по культурным делам. 467 Сергей Михайлович Осоргин (1888–1957), корнет, участник Первой мировой войны, регент хора церкви Свв. Константина и Елены в Кламаре. После войны переехал в США. 468 Василий Борисович Ельяшевич (1875–1956), профессор юридического факультета С.-Петербургского университета, промышленник. Эмигрировал во Францию. В 1935 г. купил имение в Бюсси-ан-От (деп. Йонна), предоставлял его для отдыха представителям творческой интеллигенции эмиграции. В 1946 г. передал имение во владение Покровской женской обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

и проч. 517 4 .Нужно было необыкновенное благоразумие, твердость воли, много такта и осторожности, чтобы при таких обстоятельствах не только управлять вновь устрояющеюся обителью, но даже лично сохранит веру отеческую. Но преподобный Иов давно уже был искушен в этом деле во время своего двадцатилетнего управления Дубенским крестовоздвиженским монастырем. Потому, сделавшись игуменом почаевским, он сразу обратил свое внимание на все главнейшие потребности обители и таким образом не только упрочил ее благосостояние и неприкосновенность, но и возвысил ее в ряду других современных ей обителей как на Волыни, так и в пределах всего юго-западнаго края России. Прежде всего, без сомнения, для этой цели необходимы были надлежащие средства материальные. Будучи современником Гойской, Домашевских и других, еще не совратившихся в унию и латинство православных обывателей Волыни, особенно в окрестностях Почаевской обители, преподобный Иов святостью своей жизни и примерным благочестием по неволе располагать их сердца к себе и к своему монастырю, и этим многих из них заставлял благодетельствовать обители на украшение храмов Божиих, улучшение быта иноков и т. п. Так, в 1640 году урожденная пани Куликовская, Анна Александровна Добрынская, пожертвовала в обитель преподобного Иова «посаг свой (приданное) – сто злотых, на хвалу Божию, дабы она отправляема была за душу ея по ея смерти». 518 В 1647 году некто Сергей Петрович, мещанин кременецкий, записал на пречистую почаевскую (т. е. церковь Успения) до монастыря полтораста злотых, дабы за душу его Господа Бога молили». 519 В 1648 году урожденный пан Иван Жабокрицкий записал на почаевскую обитель «двести злотых с имения своего Жабокрик с тем условием, чтобы эти деньги под условием отцовского благословения были отданы вельможному в Боге его милости отцу Иоанну Железу, игумену почаевскому, для совершения молитвословий за его душу». 520 В 1649 году урожденный пан Юрий Пузына пожертвовал в обитель пренодобного Иова «злотых сто» с тем, чтобы «иноки, в том монастыре обретающиеся, сорокоусты, т. е. сорок служб Божих (или литургий) по обряду своей церкви отправовали и т. п. 521 Надобно думать, что по мысли же преподобного Иова, Анна Гойская, особым предсмертным завещанием своим от 21 марта 1617 года, снова подтвердила за обителью почаевскою все свои пожертвования, и для большей верности, может быт, по требованию самого же Иова, «облятовала» (заявила) оное в 1620 г. и записала в градских книгах кременецких, 522 и т. и.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Устанавливался канонический порядок избрания на духовную должность. Но во всяком случае, несмотря на разные побочные обстоятельства, право замещения должностей, и до настоящего дня принадлежащее государственной власти, хотя и в различной форме, представляет собою, тем не менее, следствие королевских прав инвенституры, создавших когда-то средневековое право как в Германии, так во Франции и Англии и вообще в области романо-германских средневековых государств 55 . Это начало достигло своего апогея в праве апостолического австрийского императорского престола налагать свое «вето» на кандидатуру избираемого папы. Последний раз это право было применено в 1903 году, после смерти Льва XIII. Кандидатом был намечен кардинал Рамполла, считавшийся другом России и Франции. Краковский епископ, кардинал Пузына, от имени австрийского правительства, заявил «вето». Против Рамполлы был также и орден иезуитов, руководимый немцами. Был избран кардинал Сарто, под именем Пия X. При нем огромную роль играл статс-секретарь по иностранным делам, кардинал Мерри-дель-Валь, испанец, друг немцев и орудие иезуитов 56 . 2 Папство, которое воспиталось на политической борьбе, перенесло это и на католическую церковь , которая, по словам Е.Трубецкого , «не будучи в силах искоренять дурные страсти людей, вступает с ними в компромисс и пользуется ими для достижения своих целей». В конце концов, сама церковь становится игрой политических сил. Французское духовенства так же, как и испанское в наше время, приветствовало великую французскую революцию. Революция сначала отняла церковные имущества, объявив их национальной собственностью. Имущества эти, стоимостью свыше 3 миллиардов франков, никогда не были возвращены духовенству. Затем было объявлено гражданское устройство духовенства, и папская власть потеряла всякое влияние во Франции. Францию, порядок и церковь спас Наполеон I. Но засим возник тот же спор, что и с Генрихом IV, только Наполеон был сделан из другого теста и обстановка была иная. 15 июля 1801 года был подписан конкордат Франции с Римом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vost...

5 . Нужно было необыкновенное благоразумие, твердость воли, много такта и осторожности, чтобы при таких обстоятельствах не только управлять вновь устрояющейся обителью, но даже лично сохранить веру отеческую. Но преподобный Иов давно уже был искушен в этом деле во время своего двадцатилетнего управления Дубенским Крестовоздвиженским монастырем. Потому, сделавшись игуменом Почаевским, он сразу обратил свое внимание на все главнейшие потребности обители, и таким образом не только упрочил её благосостояние и неприкосновенность, но и возвысил ее в ряду других современных ей обителей как на Волыни, так и в пределах всего юго-западного края России. Прежде всего, без сомнения, для этой цели необходимы были надлежащий средства материальные. Будучи современником Гойской, Домашевских и других, еще не совратившихся в унию и латинство православных обывателей Волыни, особенно в окрестностях Почаевской обители, преподобный Иов, святостью своей жизни и примерным благочестием, по неволе располагал их сердца к себе и к своему монастырю, и этим многих из них заставлял благодетельствовать обители на украшение храмов Божиих, улучшение быта иноков и т.п. Так, в 1640 году урожденная пани Куликовская Анна Александрова Добрынская пожертвовала в обитель преподобного Иова «посяг свой (приданное) сто злотых, на хвалу Божию, дабы она отправляема была за душу её, по её смерти». 344 В 1617 году некто Сергий Петрович, мещанин Кременецкий записал на «пречистую Почаевскую (т.е. церковь успения) до монастыря полтораста злотых, дабы за душу его Господа Бога молили». 345 «В 1648 году урожденный пан Иван Жабокрицкий записал на Почаевскую обитель двести злотых с имения своего Жабокрик с тем условием, чтобы эти деньги под условием отцовского благословения были отданы вельможному в Боге его милости отцу Иоанну Железу, игумену Почаевскому, для совершения молитвословий за его душу». 346 В 1649 году урожденный пан Юрий Пузына пожертвовал в обитель преподобного Иова «злотых сто» с тем, чтобы «иноки, в том монастыре обретающиеся, сорокоусты, т. е, сорок служб Божиих (или литургий) по обряду своей церкви отправили» и т.п. Надобно думать, что по мысли же преподобного Иова, Анна Гойская, особым предсмертным (завещанием своим от 21 марта 1617 года, снова подтвердила за обителью Почаевскою все свои пожертвования, и для большей верности, может быть по требованию самого же Иова, «облятовала» (заявила) оное в 1620 года и записала в градских книгах Кременецких, и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

—144— заклинали казаков вступиться за православную веру и избавить их всех от преследований. 1522 Виленское братство издало и напечатало в своей типографии к тому времени: «Дополнение к Синопсису», в котором, между прочим, обстоятельно изложило весь ход прений с униатами на конвокационном сейме и в комиссии. 1523 Не смотря на противодействие папы, его нунция, униатских духовных властей и Виленского униатского братства, выпустившего против «Синопсиса» и «Дополнения» две полемические книги, 1524 результатом энергичных и дружных усилий православных явились подписанные 1 ноября 1632 года королевичем Владиславом (избранным Польским королем вскоре после подписания, именно 13 ноября 1632 года) «Договорные статьи о предоставлении православным жителям Польши, Руси и Литвы свободного исповедания веры». На основании этих статей предоставлялась православным свобода их вероисповеданию, восстановлялась высшая православная иерархия, в лице митрополита и четырех епископов: Львовского, Луцкого, Перемышльского и Мстиславского (для княжества Литовского, с учреждением кафедры в г. Могилеве). Кроме того, в этих статьях постановлено, что все церковные братства, какие доселе были, и какие впоследствии будут учреждены, могут оставаться в спокойном и беспрепятственном заведовании православных, 1525 которым также —145— возвращены некоторые церкви, монастыри и принадлежащие им имущества, по разным областям и городам короны и княжества; 1526 наконец, было установлено право вольного перехода из унии в православие и обратно. 1527 На том же избирательном сейме православные представители воеводств и округов короны и великого княжества Литовского, в силу древнего своего права избрали в числе кандидатов, на митрополичью кафедру Киево-Печерского архимандрита Петра Могилу , а на епископские кафедры – луцкую – князя Александра Пузына, и на Мстиславскую – игумена братского Виленского монастыря и ректора братского училища Иосифа Бобриковича. Эти избрания были утверждены королем Владиславом, который остался верен своей присяге и данному слову о внесении и упрочении мира и успокоения среди православного населения своего государства. 1528

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010