Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Пузына Александр Юрьевич, кн.; † 15.12.1650), еп. Луцкий и Острожский Западнорусской митрополии . В 10-20-х гг. XVII в. кн. Пузына проявил себя на сеймах активным борцом против унии (см. Брестская уния ). В 1632 г. волынской правосл. шляхтой избран епископом Луцким и Острожским. 15 марта 1633 г. кор. Владислав IV передал А. Жидичинскую архимандритию, 18 марта подтвердил избрание его епископом. Вскоре благодаря поддержке короля и правосл. шляхты А. отобрал у униатского Луцкого еп. Иеремии (Почаповского) часть церковных имений. Однако по постановлению сейма 1635 г. епископом Луцким был признан Иеремия (Почаповский). В 1636 г. совместно с митр. свт. Петром (Могилой) А. выразил готовность участвовать в переговорах о создании зависимого от Рима «русского» (Киевского) патриархата. После смерти в окт. 1637 г. Иеремии (Почаповского) А. занял Луцкую кафедру, отказался выполнить приказ кор. Владислава IV о передаче кафедрального собора в Луцке назначенному администратором епархии униатскому еп. Иосифу (Мокосию-Баковецкому) . 20 апр. 1638 г. король подписал акт, подтверждавший все права А. на Луцкую кафедру, акт предполагалось огласить во время планировавшегося объединительного собора православных и униатов. По инициативе А. в Кременце в 1638 г. было выпущено новое издание соч. Сильвестра (Косова) «Дидаскалия, или Наука о семи таинствах», а во Львове - «Поучение новоосвященному иерею». В том же году А. созвал в Луцке собор духовенства, на к-ром обязал духовенство пользоваться указанными изданиями. В 1643 г. А. при содействии правосл. шляхты добился назначения своим преемником мелецкого архим. Иосифа (Чаплица). В 1647 г. А. участвовал в выборах митр. Сильвестра (Косова) и тогда же вместе с частью правосл. иерархов готов был начать переговоры с униатами по вопросу создания униатского Киевского патриархата. Весной 1648 г., по нек-рым данным, А. поддержал восстание под предводительством Б. Хмельницкого . Лит.: Голубев С. Т. Киевский митр. Петр Могила и его сподвижники. К., 1893. Т. 2; Nagielski M. Puzyna Alexander//Polski sownik biograficzny. Wrocaw, 1986. T. 29; Блажейовський Д. Iepapxiя Киïвськоï Церкви (861-1996). Льbib, 1996. С. 230. Л. В. Соболев Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/76924.html

многие из них перешли в католичество или униатство, что сильно ослабило политическое и экономическое положение обители. Основная часть монастырского корпуса в 30-40-х гг. XVII в. была построена на средства братчиков. 20 янв. 1634 г. одним из видных вкладчиков Л. м. стала жена киевского подчашего Лаврена Лозко Анна Васильевна Гулевич († после 1651), внучка бывш. Луцкого и Острожского еп. Феодосия (Гулевича). Она отписала мон-рю 1 тыс. злотых. Из них одна половина предназначалась его игумену, а другая была потрачена на достройку фундамента, стен и на убранство храма. 24 мая 1634 г. священники и студенты иезуитского коллегиума, вооруженные саблями, копьями и кольями, напали на братство и монастырь, избили игум. Исаакия, монахов и больных госпиталя, разграбили казну обители, выбили окна в постройках и взломали дверь звонницы, через которую проникли в Крестовоздвиженскую ц., где учинили разгром. 28 мая иезуиты повторили погром и избиение братчиков. В связи с этими событиями 11 авг. 1634 г. в луцкие гродские книги на имя кор. Владислава IV Вазы были вписаны протесты православных (АЮЗР. Ч. 1. Т. 6. С. 685-691; Воссоединение Украины с Россией. 1953. 80. С. 138-142). В 1636 г. митр. Киевский свт. Петр (Могила) подтвердил права Луцкого братства, разрешив ему содержать школу при мон-ре, к-рую архиерей подчинил киевскому ректору ( Исаевич. 1981. С. 95). 2 апр. 1641 г. Галшка (Елизавета; † 1642), старшая сестра А. В. Гулевич, фундатор Киево-Братского в честь Богоявления монастыря , будучи также родственницей князей Пузын, пожаловала Луцкому братству 200 злотых на окончание строительства кирпичного здания Крестовоздвиженской ц., 200 злотых на мон-рь и 50 злотых на богадельню. Духовную грамоту Галшки подписал еп. Луцкий и Острожский Афанасий (Пузына) , свидетелями были видные луцкие братчики, включая кн. Ю. Пузыну, И. Козинского, И. Броневича, К. Ушака-Куликовского и А. Гуляницкого. Основную часть финансового и материального капитала братства пожаловал влиятельный при дворе польского кор.

http://pravenc.ru/text/2110932.html

Петром в кон. 1631 г., с братской школой. 30 дек. 1631 г. шляхта Киевского воеводства от всех «уписных» членов К. б. дала заверение Петру (Могиле) в том, что он как старший братчик будет не только пожизненным «блюстителем» и опекуном объединенной школы и братской церкви, но и Братского мон-ря со всеми имениями, будет заведовать ими в сотрудничестве с «годичными старостами» К. б. из шляхтичей - членов братства, не нарушая, однако ж, ставропигиального статуса братства. Под посланием стоят подписи 32 чел., первыми подписались Луцкий еп. Исаакий (Борискович) и Туровский еп. Авраамий (грек, рукоположен патриархом Феофаном). Остальные подписи принадлежат киевским шляхтичам, среди к-рых выделяются 2 земских чиновника: чашник Филон Стрибиль и кладовщик Ян Струсевич. 10 подписей сделано кириллицей, остальные - на польском. Это наиболее полный список членов К. б. 5 янв. 1632 г. почти идентичное обращение к Петру (Могиле) направил митр. Исаия (Копинский), к-рый обратился от собственного имени, от правосл. епископов и от членов К. б. Обращение помимо митр. Исаии подписали Афанасий (Пузына) и Туровский еп. Авраамий, которые в это время принимали активное участие в деятельности К. б. 12 марта 1632 г. аналогичное послание Петру (Могиле) направили запорожские казаки во главе с гетманом И. Д. Кулагой-Петражицким, они обещали защищать братские монастырь, школу, богадельню и имения. Киевские братчики упомянуты в послании после духовенства, правосл. шляхты и жителей Киевского воеводства. В послании содержится информация об управлении К. б.: упомянуты выборные «дорочные» старосты, а также «сполна рада всего братства». 17 марта 1632 г. гетман приказал своему киевскому атаману не препятствовать власти печерского архимандрита над К. б. и школой. Предоставление Петру (Могиле) почти абсолютной власти над К. б. говорит о фактическом уничтожении прав ставропигии братства. В завещании Петр (Могила) оставил «отцам-коллегиатам Киевского Богоявленского братства» 20 тыс. злотых (имения Мухоеды и Опачица).

http://pravenc.ru/text/1684575.html

Целью создания К. б. было «утешение и утверждение в благочестии российскому роду сыном всходнего православия». Подробного перечня «повинностей и порядков» членов братства в «Уписе» нет. «Святое милосердное братство» должно было содействовать его членам в утверждении в благочестии, обучать полезным наукам, защищать вдов и сирот, оказывать помощь «падшим» людям, важными функциями были организация школы, больницы и др. (в связи с каритативной функцией К. б. необходимо отметить существование в Речи Посполитой с XVI в. католич. братств «святого милосердия»). Ставилась задача содействовать утверждению «честнаго иноческаго жития», вероятно, под опекой братства должен был находиться Богоявленский монастырь. Братчики были обязаны финансировать деятельность объединения и защищать его, для каждого члена братства был определен размер взноса в зависимости от материального достатка. Так, Даниил Стрибиль обязался давать 10 золотых ежегодно, Григорий Дегиловский - лошадь или «камин воску» (24 фунта), Иван Путята - «що буде можна» и т. п. В «Уписе» названы по именам первые члены К. б.: буд. Киевские митрополиты - архим. Киево-Печерского монастыря св. Петр (Могила) (вступил 11 марта 1631) и префект киевских братских школ Сильвестр (Косов) , наместник монастыря свт. Николая Иоиль, архим. Трехтемировского мон-ря Иосиф (Курцевич) , иеромонахи Феодосий (Оранский), Антоний (Горбацкий) и Иоиль, буд. Луцкий и Острожский еп. Афанасий (Пузына) , киево-печерские иноки Исаия (Трофимович-Козловский) , Софроний (Почаский), Антоний (Пацевский), Афанасий (Ивашковский), Иларион (Симовский), Арсений (Бережницкий), буд. архим. Киево-Печерского мон-ря Захария (Копыстенский) (вступил 4 янв. 1616), шляхтичи (?) Андрей Литинский (выходец из Галиции), Даниил Стрибиль, Григорий Дегиловский, младший братчик Иван Путята. Нек-рые имена (Иосифа (Курцевича), Петра (Могилы), Сильвестра (Косова) и др.) были внесены в документ после 1616 г. Из сочинений Кассиана Саковича известно, что в К. б. вступил гетман Сагайдачный со всем Запорожским войском, сделав для братства значительное пожертвование; П.

http://pravenc.ru/text/1684575.html

Во второй раз, в том же году, татары подошли к Дубну и расположились в лощине, так называемой «Злодийской долыне». В замке тогда делались приготовления к браку племянницы Константина Острожского княжны Беаты Дольской с князем Соломирецким. Неожиданное появление татар привело самого князя Константина и всех гостей, собравшихся сюда на это торжество, в большое замешательство. Одна только невеста – княжна Дольская не потеряла присутствия духа: среди общей тревоги она первая открыла пушечную пальбу и так метко и удачно ударила на татар, что те пришли в смятение и отступили 327 . Нападали на г. Дубно и казаки. Во время войн Богдана Хмельницкого, в 1648 году, загон жестокого Шелудивого Буняка напал на г. Дубно. Хорошо зная, что в Дубенском замке собраны несметные богатства многих окрестных владельцев и евреев, снесённые сюда для хранения, он думал захватить их. Но, видя неприступность замка, он отступил, напал на самый город и здесь перерезал до 1,500 жидов, а затем направился в г. Кременцу 328 . Около того же времени Кривнос, предводитель другого казацкого загона, тоже, вероятно, пытался напасть на Дубно, как это видно из акта от 31 июля 1648 года из показания лазутчика Хмельницкого Яремы Кончевича (Кончевского) в Суле Галицкой земской конфедерации. Ярема, показал, между прочим: «Афанасий (Пузына), Владыка Луцкий, прислал Кривоносу 70 гаковниц, 8 полубочек пороху, значительное количество пуль и семь тысяч деньгами для того, чтобы напасть на Олыку и Дубно» 329 . Затем, в 1651 году, после Берестечского поражения, поляки, настигнув 3,000 казаков, разбили их в теснинах под Дубном. Наконец, в 1660 году в начале сентября, Московский боярин Шереметев, предводительствуя казаками гетмана Юрия Хмельницкого, осадил в Дубно гетмана литовского Станислава Потоцкого, засевшего в замке, но принуждён был отступить 330 . В 1705 году, во время русско-шведской войны, гетман Малороссии и князь Римской империи Мазепа с 6,000 казаков был в Дубне; здесь он получил чрез Скоропадского позволение от Петра Великого – оставить казаков в Польше и возвратиться в Батурин – свою резиденцию, если только здоровье мешает ему участвовать в походах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

не имел права вести судебный процесс без участия епископа. В ответ на эти претензии на 1-е заседание Люблинского трибунала 7 авг. 1642 г. вместе с И. прибыл Луцкий и Острожский еп. Афанасий (Пузына) , а также бывш. почаевский свящ. Иаков Железо, к-рый также имел претензии к Фирлею в связи с нанесенными священнику побоями. Еп. Афанасий и его ближайшие сподвижники - правосл. луцкие дворяне А. Еловицкий и М. Гулевич старались примирить враждующие стороны, очевидно ради недопущения конфликта между православными и протестантами в условиях притеснения обеих конфессий католиками. Еп. Афанасий настоял на решении спора в третейском суде, о чем подписали соответствующий акт. Третейским судьей был назначен «суперарбитр» С. Лащ, галичанин, к-рый уже в янв. 1643 г. начал следствие. Однако судья, будучи протестантом, принял сторону Фирлея, из-за чего 18 июня 1643 г. по инициативе И. дело было возвращено в Люблинский трибунал. Декретом от 17 нояб. 1643 г. трибунальный сейм Волынского воеводства предписал Фирлею возместить обители убытки. Фирлей опротестовал декрет, и дело вернулось в Люблинский трибунал, по решению которого 5-6 сент. 1644 г. тяжбу обители с Фирлеем рассматривал смешанный третейский суд, что, впрочем, не принесло результатов. 27 июня 1646 г. Фирлей принес присягу в Люблинском трибунале, что взятые им из Почаевского мон-ря вещи сгорели в его Козинском замке. По решению трибунала 28 февр. 1647 г. И. и Фирлей заключили мировую сделку. В марте того же года Фирлей подписал «акт примирения» и в знак своей готовности компенсировать обители убытки выдал на имя И. расписку, будто он взял у него в долг 2 тыс. злотых. Так завершилась тяжба по поводу движимого имущества обители, ее итогом стало частичное возвращение похищенного. И. не мог настаивать на пересмотре дела, поскольку Фирлею благоволил польск. кор. Владислав IV, , пожаловавший в 1645 г. шляхтичу с. Смидин (в совр. Старовыжевском р-не Волынской обл.) (ЦГИАК. Ф. 28. Оп. 1. Д. 78. Л. 231-232). По поводу нерешенного земельного спора между И.

http://pravenc.ru/text/578150.html

Спустя три с половиной месяца после упомянутых событий, 1 января 1647 года скончался митрополит Петр Могила. На погребение митрополита приехали все православные епископы Речи Посполитой, среди которых был и Луцкий иерарх Афанасий Пузына. Уезжая, он взял с собой преподобного игумена Брестского в качестве духовного лица, принадлежащего к его епархии и после настойчивых прошений брестских братчиков отправил игумена в его монастырь. Но недолгими были мирные времена. В марте 1648 года началось восстание, во главе которого стоял Богдан Хмельницкий; еще через месяц умер король Владислав. В это время в Речи Посполитой начали действовать чрезвычайные — каптуровые — суды, и 1 июля 1648 года капитан королевской гвардии Шумский сделал донос на преподобного Афанасия, которого арестовали сразу после Божественной литургии в Рождество-Богородичной церкви. Обвинитель докладывал суду о пересылке игуменом неких посланий и пороха казакам Богдана. Преподобный опротестовал это заявление, потребовав предоставления свидетельских показаний со стороны обвинения. Обыск, проведенный в монастыре, не дал результатов. Когда об этом было доложено инспектору-обвинителю, тот в сердцах проговорился: «Ей же, чтоб вас поубивало, что не подбросили какого ворка пороха и не сказали, будто здесь у чернецов нашли!» Впрочем, неспособные доказать собственную клевету, обвинители выдвинули другое, главное свое обвинение, и по нему решили, наконец, расправиться с праведником, который «унию святую оскорблял и проклинал». Понимая, что ищут лишь повода к его убийству, преподобный Афанасий заявил судьям: «Затем ли, милостивые Панове, приказали мне в себя придти, что я оскорблял и проклинал унию вашу? — Так я на сейме в Варшаве пред королем... и сенатом его пресветлым говорил и всегда всюду говорил по воле Божией. И перед вами теперь утверждаю: проклята уния ваша...» После недолгого совещания судьи объявили игумена заслуживающим смертной казни. До получения из Варшавы окончательной санкции преподобный Афанасий, закованный в колодки, был посажен в цейхгауз. Когда же в Брест приехал католический луцкий бискуп Гембицкий и канцлер Литовского княжества Альбрехт Радзивилл, не сломленный игумен и в их присутствии заявил, что уния проклята Богом. На это бискуп ответил: «Будешь язык свой завтра перед собой в руках палача видеть!»

http://pravicon.com/info-1841

11. Пафнутий , бывший епископ Владимиро-Волынский, (Акт. Зап. Рос., II, 146), 1526–28, † … 12. Макарий 24 апр. 1528 перев. из Турова (Акт. Зап. Рос., II, 151). 13. Арсений около 1536, 22 февр. 1540. (Акт. Зап. Рос., II, 201). 14. Феодосий Гулевич (1540), 22 февр. 1548. (Тоже, III, 7). 15. Георгий Фальчевский , епископ Луцкий и Берестейский, в февр. 1549 (Акт. Южн. Рос., I). 16. Иосиф , 1558–66 (Акт. 3. Рос., III, примеч. 7-е). 17. Иона Борзобогатый-Красеньский в 1566 336 перев. из Владимиро-Волынского; упом. 26 дек. 1569 (Акт. 3. Р., III, примеч. 13 и 36-е). 18. Кирилл Терлецкий в 1585 перев. из Турова; упом. до 1597. 19. Исаакий Борискович хирот. в янв. (sic) 1623; упом. 1629. 20. Афанасий Пузына избран в исх. 1632, 1638–47, 12 окт.; † 26 окт. (sic) 1650. 21. Дионисий Болобан-Тукальский хирот. 1656, в конце 1657 возведён на митрополию Киевскую. 22. Гедеон Святополк , кн. Четвертинский , с 1660, а 8 нояб. 1685 возведён на митрополию Киевскую (и оставался епископом); † 5 апр. 1690. 23. Афанасий Шумлянский , с 1685; упом. 1691. 24. Дионисий Жабокрицкий , 1700–9; взят в Москву; † в 1715. 25. Кирилл Шумлянский хирот. 1711 и изгнан униатами. С 1715 викарий Киевский. За сим православных владык не было. Особые заметки П. М. Строева: Красносельский Спасский мнтрь, под Луцком (Рум. Муз., 178, 79). Игум. Феодосий . Дубенский Крестовоздвиженский (Рум. Муз., 189). Игум. Арсений . Дубенский Спасский; 1598 г. (Рум. Муз., 190). Епархия Туровская Туровская епархия учреждена, по летописям, с половины XII века; обращена в униатскую в начале XVII века. I. Епископы Туровские 1. Иоаким хирот.1144 (Ипат. Лет., 19); упом. 1147 (Ипат., 25). 2. Кирилл , святой, 1169–82. 3. Лаврентий , с 1182 (Ипат., 126.) 4. Феодосий хирот. 1390. 5. Антоний 1405 заключён в Симонов. 6. Евфимий , 15 нояб. 1415. II. Епископы Туровские и Пинские 7. Иоаким , 1458. 8. Вассиан , 1495–1502. 9. Арсений , 1509–1520? (Акт. Зап. Рос., II, 105). 10. Иона , 26 февр. 1517, в февр. 1522. 11. Макарий 24 апр. 1528 перев. в Луцк.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

упоминается с 1558 по 1561 (1558–1566, 1555–1559) неизвестно Никифор, епископ упоминается с 1564 по 1566 неизвестно Иона (Борзобогатый-Красенский), епископ бывший наречённый епископ Владимиро-Волынский, рукоположен с 1571 по 1585 (управлял с 1567) осуждён, приговорён к лишению имущества и изгнанию из Отечества; 1585 Кирилл (Терлецкий), епископ бывший епископ Туровский и Пинский (униат) с (29.05.) 1585 по 1595 лишён сана и кафедры; 1607 После Брестского Собора 1596 года западные русские епископии находились под гнётом униатских владык. Луцкая и Острожская Восстановлена в 1620 году Имена Сведения Исаакий (Борискович), епископ рукоположен с 11.01.1621 по 1633 (управлял из Киева) сведён с кафедры униатами, с 1633 епископ Перемышльский Афанасий (Пузына), епископ управлял с 12.03.1633 по 12.10.1647 (избран в конце 1632) 25.12.1650 Иосиф (Чаплиц-Шпаковский), епископ упоминается с 1650 по 1655 неизвестно Дионисий (Балабан Тукальский) епископ бывший епископ Холмский с 1655 по 28.02.1658 митрополит Киевский и Галицкий; 10.05.1663 Гедеон (Четвертинский, кн. Святополк), епископ рукоположен с 1659 по 08.07.1685 митрополит Киевский и Галицкий Афанасий (Шумлянский), епископ находился на кафедре с 1685 упоминается в 1691 неизвестно Дионисий (Жабокритский), епископ рукоположен с 07.02.1701 до 1709 в 1702 (1) перешёл в унию (управлял с 1696) передан Московским властям и сослан в Соловецкий монастырь; 1715 Кирилл (Шумлянский), епископ рукоположен (1716) с 1711 по 1715 изгнан униатами, удалился в Киев, с октября 1715 епископ Переяславский, викарий Киевской епархии Далее православных владык на кафедре не было. Львовская В составе Киевской митрополии в период разделения. Учреждена в 1539 году Львовская, Галицкая и Каменец-Подольская Кафедра во Львове Имена Сведения Макарий (Тучапский), епископ рукоположен и утверждён Польским королём 23.10.1539 Арсений (Балабан), епископ рукоположен с 1549 по 1568 Иона (Лопатка-Осталовский), епископ рукоположен с 15.08.1570 (назначен королём 16.06.1569) Гедеон (Балабан), епископ

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1641 году скончался доблестный Львовский епископ Иеремия Тиссаровский и братство, при избрании нового епи- —173— скопа Андрея Желиборского, как патриаршая ставропигия, имело первое место и голос после духовенства. Новый епископ посвящен был в г. Луцке и принял имя Арсения. Находясь еще в Луцке, Арсений, 16 ноября 1641 года, выдал братству письменное удостоверение, что он оставит ставропигию при всех правах и привилегиях, пожалованных ей патриархами и королями. Братство вступило в тесные отношения с новым епископом, ссудило его принадлежностями епископского одеяния, и снабжало его деньгами на поездки в Варшаву для отстаивания интересов православной церкви. 1602 Луцкое братство. С воцарением короля Владислава IV, в Луцкой епархии, получившей православного епископа в лице Афанасия Пузыны (в миру – князь Александр Пузына), тоже замечаюсь оживление в церковных делах. Епископ Афанасий, по обычаю того времени, собирал в г. Луцке ежегодно соборы (синоды) в день памяти св. Иоанна Богослова, т. е. 26 сентября. На этих соборах обсуждались меры к упорядочению церковных дел епархии. 1603 Доблестное Крестовоздвиженское братство, на первых порах восстановления православия при Владиславе IV, должно было выдержать жестокое нападение со стороны озлобленной католическо-униатской партии, а именно со стороны её главарей отцов-иезуитов Луцкой иезуитской коллегии. 24 мая 1634 г., в день католического праздника Божьего Тела, громадная толпа людей, состоявшая из иезуитов, нескольких дворян и множества ремесленников и мастеровых, вооруженных саблями, ружьями, кольями и камнями, ворвались во двор братской церкви, где были расположены жилища духовных лиц, братское училище и богадельня, и напала с криком на этих беззащитных людей. Сначала нападающие стали обивать и ломать церковные двери, а затем опустошив церковь , изломав во- —174— рота, крышу и разбив окна в зданиях, они, обезумев от ярости и бегая по церковному двору, разогнали побоями мальчиков из братского училища, и, не встречая нигде сопротивления, начали бить и мучить попадавшихся им под руку учителей, богаделенных стариков и старух, а также иноков, причем игумену Исаакию нанесли многочисленные побои. Разбив два сундука с деньгами и ограбив братскую казну, злодеи, наконец, удалились с криками, что церковь и все русские вырваны с корнем и уничтожены. Не довольствуясь этим злым делом, эта бесчинствующая, вооруженная толпа, в продолжены нескольких недель ходила по городу, преимущественно ночью, нападая на русские дома, стреляя и выбивая окна, и останавливая попадавшихся русских, рубила их саблями, наносила раны и била палками, причем однажды убила служителя Луцкого православного епископа Ивана Ломинского, подвергнув его, на глазах ксендза-иезуита Ласского, страшным истязаниям и мучениям. 1604

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010