Вениамин (Федченков Иван Афанасьевич), митр. Саратовский и Вольский Родился 12 сентября 1880 года в Тамбовской губернии. В 1903 году окончил Тамбовскую духовную семинарию. В 1907 году окончил СПБ духовную академию со степенью кандидата богословия. 26 ноября 1907 г. пострижен в монашество, а 3 декабря рукоположен во иеродиакона и 10 декабря – во иеромонаха. С 1907 по 1908 гг. был профессорским стипендиатом СПБ духовной академии по кафедре Библейской Истории. С 1908–1910 гг. – личный секретарь при архиепископе Финляндском Сергии (впоследствии патриарх). 1910–1911 г. – и.д. доцента по кафедре Пастырского богословия, Гомилетики и аскетики в СПБ духовной академии. 15 ноября 1911 г. – инспектор СПБ духовной семинарии. С 21 дек.1911 г. назначен ректором Таврической духовной семинарии, а 26 декабря возведен в сан архимандрита. С 26 авг.1913 г. по 1917 г. ректор Тверской духовной семинарии. В 1914 г. был участником открытия мощей Святителя Питирима. 1917–1918 гг. избран членом I-ro Московского Собора от низших клириков. Осенью того же года избран членом Херсонского Церковного Собора от учебных заведений, монастырей и как заместитель архиерея. 1917–1919 гг. – ректор Таврической духовной семинарии по выборам корпорации. В 1919 г. читал лекции в Таврическом университете по кафедре Богословия. 10 февр.1919 г. хиротонисан во епископа Севастопольского, вик. Таврической епархии, по постановлению Св.Синода Украинской автономной церкви, с согласия Патриарха Тихона. Чин хиротонии совершали: архиепископ Таврический Димитрий (Абашидзе) и архиереи: Гавриил Челябинский, Варлаам (Ряшенцев) , б. секретарь при Украинском Синоде, Нестор Камчатский (Анисимов) и другие. 1919–192O гг. – епископ армии и флота на юге России. 1919–1921 гг. – член Синода В.Ц.У. В 1920 году назначен от Синода в Совет Министров при ген. Врангеле. В 1920 году в ноябре эвакуировался за границу. Жил в Константинополе, Болгарии, Сербии и в других Западно-Европейских странах. Был председателем Предсоборного Совещания (или епархиальн. собр.) в Константинополе перед Карловацким Собором.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор Радонежских святых (6 июля) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР СПАССКИЙ, МОСКОВСКИЙ († после 1427), 3-й игум. Андроникова мон-ря, прп. (пам. 13 июня, 6 июля в Соборе Радонежских святых) АНАТОЛИЙ (Грисюк Андрей Григорьевич; 1880-1938), митр. Одесский и Херсонский, сщмч. (пам.10 янв., в Соборе Казанских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Радонежских святых и в Соборе Самарских святых) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АНТОНИЙ (Медведев Андрей Гаврилович; 1792-1877), архим., наместник Троице-Сергиевой лавры, прп. (пам. местн. 12 мая и в Соборе Радонежских святых) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых) АФАНАСИЙ ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ (2-я пол. XIVb.), прп. (пам. 25 сент., 26 нояб., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/128893.html

Среди памятников нашей седой старины три митры преданием выносятся в XI-XII века: одна 2 находится в Новоторжском Борисоглебском Тверской епархии монастыре и считается принадлежащею преподобному Ефрему, архимандриту и основателю сего монастыря († 1053), а две другие составляют принадлежность ризницы Новгородского Софийского собора (бывшие на выставке XV археологического съезда в архиерейском доме), из коих одна якобы была на святителе новгородском Никите во гробу его с 1108–1558 г., а другая считается даже за «великокняжескую» шапку 3 . Но все эти фактические данные малоубедительны, и на них строить какие-либо выводы довольно трудно. Во-первых, о митре пр. Ефрема, архимандрита Борисоглебского Новоторжского монастыря, прямо можно говорить, что она позднейшего происхождения (чему не противоречат и самые общие описания ее), потому что архимандриты на православном Востоке и доселе не носят митр, а у нас в России некоторых наиболее почитаемых монастырей архимандритов стали награждать митрами лишь с X40;I столетия 4 . Во-вторых, митра новгородская, в виде синей гродетуровой шапочки, опушенной горностаевым мехом, ныне совершенно изъеденным молью, с вышитыми золотом по синему полю небольшими крестами и двумя херувимами и серафимами с надписями: «херовим», «серафим», и якобы лежавшая на голове святителя Никиты с 1108 по 1558 г., т. е. до времени открытия его мощей, не может быть относима к XII в. В год открытия мощей святителя Никиты в его гробу найден, между прочим, и находившийся на той же выставке посох из трех жимолостных палочек, с тремя резными яблоками и резными же на моржовой кости, которою украшены его поперечина и верхняя часть, изображениями многих святых и в числе их святителя московского Петра, ростовского Леонтия и пр. Сергия Радонежского 5 . Ясно, следовательно, относить эту принадлежность епископского сана, странным образом попавшую в гробницу, ко времени погребения святителя Никиты мы не можем. Правильнее считать этот посох памятником XV-XVI в. и плодом усердия или архиепископа новгородского Евфимия II (1429–1458), или даже архиепископа (впоследствии митрополита московского) Макария (1526–1540) 6 . К этому приблизительно времени следует относить и занимающую нас митру, чему не противоречат ни форма ее в виде шапочки, ни существующие на ней надписи. Что же касается другой шапки, которую считают «шапкою древнею великокняжескою или архиерейскою новгородскою», то она весьма мало имеет общего с указанными выше шапочками-митрами. Эта вторая новгородская шапка деревянная, круглой формы, обложена синим атласом с вышитыми по нему золотом и серебром шелками Деисусом, с двумя ангелами и херувимами, опушена горностаевым мехом внизу и венчается деревянным позолоченным крестом в деревянном круге 7 . По всем признакам это памятник XVII столетия и в число митр архиерейских отнесен по недоразумению.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Среди памятников нашей седой старины три митры преданием выносятся в XI-XII века: одна 2 находится в Новоторжском Борисоглебском тверской епархии монастыре и считается, принадлежащею преподобному Ефрему, архимандриту и основателю сего монастыря (§ 1053), а две другие составляют принадлежность ризницы новгородского Софийского собора (бывшие на выставке Новгородского XV Археологического Съезда см. табл. X, 1 и 3), из коих одна якобы была на святителе новгородском Никите в гробе с 1108–1558 г., а другая считается даже за «велико-княжескую» шапку 3 . Но все эти фактические данные малоубедительны, и на них строить какие-либо выводы довольно трудно. Во-первых, о митре пр. Ефрема, архимандрита Борисоглебского Новоторжского монастыря, прямо можно утверждать, что она позднейшего происхождения (чему не противоречат и самые общие описания её), потому что архимандриты на православном Востоке доселе не носят митр, а у нас в России некоторых наиболее почитаемых монастырей архимандритов стали награждать митрами лишь с XVI столетия 4 . Во-вторых, митра новгородская, в виде синей гродетуровой шапочки, опушенной горностаевым мехом, ныне совершенно изъеденным молью, с вышитыми золотом по синему полю небольшими крестами и двумя херувимами и серафимами с надписями: «херовим», «серафим», и якобы лежавшая на голове святителя Никиты с 1108 по 1558 г., т.е. до времени открытия его мощей, не может быть относима к XII в. В год открытия мощей святителя Никиты в его гробу найден, между прочим, и находящейся на той же выставке посох из трех жимлостных палочек, с тремя резными яблоками и резными же на моржовой кости, которою украшены его поперечина и верхняя часть, изображения многих святых и в числе их святителя московского Петра, ростовского Леонтия и пр. Сергия Родонежского 5 . Ясно, следовательно, относить эту принадлежность епископского сана, странным образом попавшую в гробницу, ко времени погребения святителя Никиты мы не можем. Правильнее считать этот посох памятником XV-XVI в. и плодом усердия или архиепископа новгородского Евфимия II (1429–1458), или даже архиепископа (впоследствии митрополита московского) Макария (1526–1540) 6 . К этому приблизительно времени следует относить и занимающую нас митру, чему не противоречат ни форма её в виде шапочки, ни существующая на ней надписи. Что же касается другой шапки, которую считают «шапкою древнею великокняжескою или архиерейскою новгородскою», то она весьма мало имеет общего с указанными выше шапочками-митрами. Эта вторая новгородская шапка – деревянная, круглой формы, обложена алым атласом, с вышитыми на нем золотом и серебром шелками Деисусом, с двумя ангелами и херувимами, опушена горностаевым мехом внизу и венчается деревянным позолоченным крестом в деревянном круге 7 . По всем признакам это памятник XVII столетия и в число митр архиерейских отнесен по недоразумению.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

БИБЛИОГРАФИЯ Священное Писание Ветхого и Нового Завета Августин, архим. Руководство к основному богословию. Минск,2001. Аверкий, архиеп. Четвероевангелие. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, 1999 Авилов Л. Ф. Современные Каспары Хаузеры. Русский дом, 4, 1999. Азы Православия. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2001 Аксаков С. Аленький цветочек. М.: Изд-во «Малыш», 1991 Александр, еп. Соработники у Бога. О священстве и церковной иерархии. М.: Сретенский монастырь, 2000 Александр (Семенов), еп. Тянь-Шанский. Православный катехизис. М,: Московская Патриархия, 1990 Алексеев С. Иконопочитание: путь ко спасению или идолопоклонство? СПб.: Сатис, 2000 Алексеев С. Образ, воплотивший Слово. Основы иконознания. СПб.: Сатис, 1997. Алипий, архим. – Исайя, архим. Догматическое богословие: Курс лекций. Троице-Сергиева Лавра, 2000 Анатолий (Берестов), иером. Число зверя: На пороге третьего тысячелетия. Записки современного врача-священника, доктора медицинских наук, об экстрасенсах, колдунах, влиянии телевидения и оккультных наук на наше здоровье. М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999 Андерсен Ханс Кристиан. Сказки и истории. М.: Правда, 1990 Андреев И.М. Православно-христианская апологетика. Джорданвилль, 1965 Антоний Великий , св. Наставления//Добротолюбие. Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993 Антоний Сурожский , митр. Беседы//Свет Православия. Христианский собеседник. Вып. 40. – Изд-е Макариев-Решемской обители, 1998 Антоний (Таньков), иером. Лекции по Основам православной культуры. Машинопись. Б. м. и г. Апухтин А.Н. Стихи/Православная беседа. 3, 1997 Афанасий Великий , свт. Слово на язычников. Творения. Т. 1. М.: Изд-е Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994 Афанасий Великий , свт. Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти. Там же. Афанасий Великий , свт. Житие преподобного Антония. Там же. Т. 3 Афанасьев В.В. Лествица. Стихотворения и поэмы. М.: Русский хронограф, 1996

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТИЙ III Атыйя († кон. 1633 - нач. 1634), патриарх Антиохийский (со 2 мая 1619). Происходил из Кафр-Бухума (Сирия). В 90-х гг. XVI в. был секретарем (катибом) ливан. эмира Фахр ад-Дина II Маана. Несомненно по протекции этого влиятельного регионального лидера османской Сирии И. был возведен патриархом Иоакимом VI ибн Зияде (1593-1604) в митрополиты Тира (ныне Сур) и Сидона (ныне Сайда). После изгнания христианами Дамаска патриарха Афанасия II Даббаса (ок. 1618) знатные представители дамасской общины обратились к И. с предложением занять Патриарший престол. В сопровождении христ. старейшин Дамаска И. отправился в К-поль и был возведен на Антиохийскую кафедру К-польским патриархом Тимофеем II в воскресенье после Недели о самаряныне 1619 г. Обращаясь к К-польскому патриарху, дамасские христиане старались подчеркнуть легитимность поставления И. после свержения прежнего патриарха. Однако триполийская правосл. община поддержала изгнанного Афанасия, а после его смерти в начале Великого поста 1619 г. возвела на Патриарший престол брата Афанасия, Кирилла IV . Хиротония была организована при адм. поддержке эмира Юсуфа Сайфа, правителя Сев. Ливана, и прошла в тот же день, что и интронизация И. Антиохийский Патриархат раскололся: епархии Триполийского пашалыка (Триполи, Аккар, Мармарита, Хама, Хомс), управлявшегося кланом Сайфа, приняли сторону Кирилла; Дамаск и епископы из владений Фахр ад-Дина (Тир, Сидон, Бейрут) ориентировались на И. Противостояние христ. региональных элит совпало с борьбой феодальных кланов Маанов и Сайфа. Приблизительно в нач. 1620 г. Кириллу удалось получить султанский фирман о низложении И. и ссылке его на о-в Кипр. Однако христиане Дамаска с большим трудом смогли привлечь на свою сторону местные власти, и указ был проигнорирован, а Кирилл не был допущен в Дамаск. Кирилл ездил в Египет, где заручился поддержкой Кирилла I Лукариса , бывшего тогда Александрийским патриархом; этот союз сохранялся и после восшествия Кирилла Лукариса на К-польский престол осенью того же года. И., опасаясь османских репрессий, не покидал владений Маанов. Эмир Фахр ад-Дин был фактически неподконтролен власти султана; он успешно расширял сферу своего влияния и в 1625 г. окончательно разгромил клан Сайфа. Епископы, выступавшие на стороне патриарха Кирилла, подверглись преследованиям. Еще за год до этих событий патриарх Кирилл, чувствуя непрочность своего положения, переселился из Триполи в Халеб. Однако он столкнулся с сопротивлением местной христ. общины и ее лидера митр. Мелетия Кармы (впосл. Антиохийский патриарх Евфимий II ), признававших своим патриархом И. В течение 4 лет Кирилл пытался привести к покорности Мелетия и его сторонников, дважды добиваясь тюремного заключения митрополита. В 1627 г. Кирилл перебрался в Дамаск, где правосл. община, разоренная многолетней смутой, уже не в состоянии была ему противодействовать.

http://pravenc.ru/text/293483.html

Архим. Киприан (Керн). Фотография. 50-е гг. ХХ в. Отец К. происходил из дворянского рода, вскоре после рождения сына был назначен профессором и директором имп. Лесного ин-та в С.-Петербурге, мать - из старообрядцев, «святой жизни женщина» ( Зайцев. 1968. С. 313; в рассказе Б. К. Зайцева «Река времен» под именем архим. Андроника описан К.; перу Зайцева принадлежат также воспоминания о К. в сб. «Далекое» ( Он же. 1965) и некролог в Вестнике РСХД ( Он же. 1960)). Юность К. прошла в С.-Петербурге, где он учился в гимназических классах имп. Александровского лицея. В 1917 г., после закрытия лицея Временным правительством, он поступил на юридический фак-т Московского ун-та. Будучи в Москве, неоднократно присутствовал на заседаниях Поместного Собора 1917-1918 гг., где познакомился с митр. Антонием (Храповицким) , к-рый стал его духовным отцом и впосл. оказал на него большое влияние. Ученые занятия К. в ун-те были прерваны гражданской войной. Покинув Россию, К. обосновался в Сербии. Здесь он завершил юридическое образование, окончив в 1922 г. юридический фак-т Белградского ун-та. В 1925 г. окончил богословский фак-т того же ун-та (выпускное сочинение об историческом развитии греч. текста Литургии свт. Иоанна Златоуста, научный руководитель - прот. Лазарь Миркович ). Входил в кружок русских студентов богословского факультета (с 1925 братство прп. Серафима Саровского), инициаторами создания к-рого были Н. Н. Афанасьев (впосл. протоиерей), С. С. Безобразов (впосл. еп. Кассиан ), Ю. П. Граббе (впосл. еп. Григорий ). На собраниях бывали митр. Антоний (Храповицкий), архиеп. Феофан (Быстров) , архиеп. Гавриил (Чепур) , свт. Николай (Велимирович) . К. участвовал в работе первых съездов Русского студенческого христианского движения (1-й - в Пршерове (Пшерове), близ Праги, окт. 1923; 3-й - в русском жен. мон-ре (бывш. Леснинский) в Хопове, Сербия, сент. 1925). По окончании ун-та получил приглашение занять преподавательскую должность в только что открывшемся в Париже Православном богословском институте прп. Сергия Радонежского , однако от этого приглашения К. отказался и поступил преподавателем литургики, апологетики и греч. языка в ДС св. ап. Иоанна Богослова Сербской Православной Церкви в г. Битоль (Битола, совр. Республика Македония). Преподавание совмещал с исполнением должности помощника инспектора семинарии.

http://pravenc.ru/text/1684754.html

Е.Н. Никулина Тема 5. Святители Следующий лик, о котором мы будем говорить, – это святители, святые архиереи. Их служение состоит в праведном пастырстве, которое является важнейшей составляющей апостольского служения и связано с понятием апостольского преемства. Подвиг святителей очень близок к подвигу преподобных. Многие святители принимали пастырские обязанности после нескольких лет суровых аскетических подвигов (свтт. Иоанн Златоуст , Василий Великий , Григорий Богослов , Иаков Низибийский , папа Григорий Великий ). В этих подвигах они, отойдя от дел, часто и заканчивали свой жизненный путь (свт. Григорий Богослов , свт. Тихон Задонский , свт. Феофан Затворник ). Со временем епископат вообще стал формироваться исключительно из монашествующих. Как и преподобные, святители в своих сочинениях сохраняли для последующих поколений аскетический опыт Православия, помогая верующим правильно строить свою духовную жизнь (достаточно вспомнить хотя бы труды двух русских святителей – Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника ). Со святительским подвигом связан подвиг мученический и исповеднический. Свои пастырские труды святые епископы нередко увенчивали мученической кончиной (сщмч. Киприан Карфагенский ; сщмч. Филипп, митр. Московский; сщмч. Владимир, митр. Киевский). Другие мужественно переносили скорби и гонения за Христа, за чистоту веры и нравственности (свт. Афанасий Великий , свт. Иоанн Златоуст , свт. Феофан Начертанный, св. Патриарх Тихон). И внутри лика святителей можно увидеть самые разнообразные служения: святителей, посвятивших свою жизнь активному устроению церковных дел; святителей – богословов и церковных писателей; святителей – миссионеров; святителей – молитвенников и аскетов, более всего стремившихся к уединению, безмолвию и созерцанию; святителей – общественных деятелей, много потрудившихся не только для Церкви, но и для государства... Иногда один святитель совмещал в себе различные типы служения, мог быть, к примеру, и автором богословских трудов, и церковным политиком, и священномучеником.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНИАМИН (Федченков Иван Афанасьевич; 2.09.1880, с. Вяжля (Ильинка) Кирсановского у. Тамбовской губ.- 4.10.1961, Псково-Печерский мон-рь), митр. бывш. Саратовский и Вольский. Из семьи служащего. Под влиянием матери, происходившей из духовного сословия, В. и двое его братьев посвятили себя служению Церкви. В 1887-1891 гг. И. Федченков учился в земской начальной школе в с. Сергиевка, в 1891-1893 гг.- в уездном уч-ще Кирсановского у., по окончании к-рого поступил в Тамбовское ДУ, с 1897 г. обучался в Тамбовской ДС. В 1903 г. Федченков был направлен в СПбДА, к-рую окончил в 1907 г. со степенью канд. богословия и с правом соискания степени магистра богословия без сдачи экзаменов. По решению Совета академии оставлен сверхштатным профессорским стипендиатом по кафедре библейской истории на год. Учась в академии, юноша часто совершал паломничества, во время к-рых встречался со мн. подвижниками благочестия, в т. ч. со св. прав. Иоанном Кронштадтским , оптинским старцем прп. Нектарием (Тихоновым) , схиигум. Германом (Гомзиным) , иеросхим. Алексием (Соловьёвым), иером. Исидором (Козиным), впечатления от этих встреч легли в основу кн. В. «Божии люди» (М., 1991). Во время учебы в академии Федченков был тесно связан с духовником царской семьи, инспектором СПбДА архим. Феофаном (Быстровым) , возглавлявшим студенческий кружок по изучению святоотеческих творений. 26 нояб. 1907 г. в академической ц. архим. Феофаном Федченков был пострижен в монашество с именем в честь сщмч. Вениамина Персидского . 3 дек. ректор СПбДА Ямбургский еп. Сергий (Тихомиров) рукоположил В. во иеродиакона, 10 дек. митр. С.-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) совершил хиротонию В. во иеромонаха. С 18 нояб. 1909 по 11 сент. 1910 г. В. нес послушание секретаря Финляндского и Выборгского архиеп. Сергия ( Страгородского, впосл. Патриарх), служил на Ярославском синодальном подворье в С.-Петербурге. С 11 сент. 1910 г. занимал должность доцента СПбДА по кафедре пастырского богословия, гомилетики и аскетики, с 15 нояб. 1911 г.- должность инспектора СПбДС.

http://pravenc.ru/text/150325.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРЕМИЯ (Свистельницкий Евстафий; † после 1.06.1678), правосл. еп. Львовский, Галицкий и Каменецкий. Из мелкого шляхетского правосл. рода герба Сас, род Свистельницких известен в Галицкой Руси с 1-й трети XV в. Среди галицких шляхтичей, подписавших ходатайства к Киевскому митр. Макарию 1539-1540 гг. об учреждении во Львове правосл. кафедры, фигурирует Никандр Свистельницкий (АЗР. Т. 2. С. 350. 193; С. 391. 198). Род., вероятно, в родовом имении - с. Свистельники Галицкого повета Русского воеводства. Отцом архиерея предположительно был Илья, к-рого считают основателем правосл. прихода в Свистельниках (1630). Согласно не подтвержденному др. источниками заявлению оппонентов И., до монашеского пострига тот был дважды женат, причем в последний раз на вдове. Возможно, его сыном был фундатор ц. Воскресения Христова в Свистельниках (1699) Александр, портрет к-рого хранится в Национальном музее во Львове ( Жеплинська О. Натрунний портрет Олександра Свистельницького у збipцi Haцiohaльhoro музею у Льbobi//Лimonuc Нац. музею у Льbobi. Льbib, 2001. 2(7). С. 103-107). В кон. 1667 г. Антоний (Винницкий) , признанный Киевским митрополитом в пределах Речи Посполитой, выдвинул Е. Свистельницкого кандидатом на замещение Львовской кафедры в противовес кандидатуре Шумлянского (см. Иосиф (Шумлянский) ), избранного местной шляхтой в янв. того же года и 27 февр. получившего королевский привилей на епископство. После смерти в сент. 1666 г. Львовского еп. Афанасия (Желиборского) митр. Антоний управлял Львовской епископией и избранием Свистельницкого пытался сохранить над ней контроль. Свистельницкого поддержали Львовское братство , шляхта Галицкой земли, бывш. гетман Правобережной Украины Павел Тетеря (1663-1665), незадолго до этого записавшийся во Львовское братство, и часть духовенства. На стороне Шумлянского был Иосиф (Нелюбович-Тукальский) , избранный на митрополичью кафедру почти одновременно с Антонием (Винницким) и, так же как и Антоний, получивший королевский привилей на митрополию.

http://pravenc.ru/text/293652.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010