Ефимием: стр. 115. 1455 г. Антиминс Новгородской церкви св. Апостолов, освящённый архиеп. Ефимием: стр. 115–116, 153. 1454 г. Антиминс Новгородской церкви св. Николая, освящённый архиеп. Ефимием: стр. 149–150. 1486 г. Антиминс, освящённый для храма Положения ризы Богородицы села Бородаева архиеп. Иосафом: стр. 293–294, снимок 2. 1504 г. Жалованная грамота Великого Князя Ивана Васильевича стр. 269–270. 1515 г. Антиминс, освящённый для церкви св. ап. Иоанна Богослова при митрополите Варлааме: стр. 137. 1541 г. Антиминс, хранящийся в Рязанской архиерейской ризнице: стр. 112. 1544 г. Антиминс («алтарь») освящённый для Новгородской церкви св. Апостолов архиеп. Феодосием: стр. 150. 1551 г. Грамота митрополита Макария: стр. 69, 113, 269. 1551 г. Антиминс («алтарь») освящённый для храма св. Сергия Чудотворца: стр. 147–148. 1552 г. Антиминс («алтарь») освящённый для храма св. Александра Свирского : стр. 294. 1558 г. Антиминс, освящённый для церкви св. Николая при архиеп. Пимена: стр. 142. 1558 г. Антиминс, освящённый для церкви св. Серия Чудотворца при Казанском архиеп. Гурии: стр. 148. 1567 г. Антиминс, освящённый для храма Вознесения епископом Варсонофием Тверским: стр. 89, 233. 1567 г. Антиминс церкви Положения ризы Богородицы: стр. 295, снимок 3. 1568 г. Антиминс, найденный в Оршином монастыре: стр. 112. 1572 г. Антиминс, освящённый при митрополите Антонии: стр. 101. 1580 г. Антиминс, освящённый для Новгородской церкви св. Николая архиеп. Александром: стр. 116, 152, 241. 1581 г. Антиминс, освящённый для храма Покрова Богородицы по благословению архиеп. Александра: стр. 146. 1590 г. Благословляющая грамота архиеп. Александра Новгородского в вотчину Фесовецкого монастыря, в Сумскую волость: стр. 42, 94–95, 102. 1592 г., Антиминс освящённый для храма св. Александра Свирского при архиеп. Серапионе: стр. 116–117. 1592 г. Антиминс, освящённый для храма Преображения при архиеп. Митрофане Рязанском и Муромском: стр. 148, 238; 1592 г. Благословляющая грамота митрополита Варлаама: стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

В последующем все основные труды архиеп. Аверкия были опубликованы издательством этого монастыря. Первым значительным трудом архиеп. Аверкия, изданным Свято-Троицким монастырем, стало «Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета», часть I «Четвероевангелие», изданная в 1954 г., и часть II «Апостол», изданная в 1956 г. Затем в 1961 г. вышло в свет «Руководство по гомилетике». В 1971 г. был издан первый сборник статей и речей архиеп. Аверкия «Истинное Православие и современный мир». В 1974 г. архиеп. Аверкий издал жизнеописание своего аввы – «Высокопреосвященный Феофан, Архиеп. Полтавский и Переяславский», где в качестве приложения были помещены проповеди владыки Феофана. Затем последовал фундаментальный четырехтомник слов и речей архиеп. Аверкия «Современность в свете Слова Божия», охватывающий церковно-публицистическое наследие владыки с 1951 по 1975 гг. Первый, второй и третий тома были изданы в 1975 г., четвертый – в 1976 г. В качестве посмертного издания в 2000 г. увидел свет учебник архиеп. Аверкия «Литургика», под редакцией митр. Лавра Восточно-Американского и Нью Йоркского. В 2004 и 2005 гг. в журнале «Православная Русь» были впервые опубликованы беседы архиеп. Аверкия по аскетике и нравственному богословию под общим названием «Современность и духовная жизнь», читанные им еще до приезда в Джорданвилль. Отдельным тиснением с тем же названием беседы изданы Свято-Троицким монастырем в 2006 г. Нужно отметить, что с началом перестройки труды архиеп. Аверкия активно переиздаются в России, где пользуются большой популярностью. Ряд его трудов был также издан на английском, сербском и других языках. Архиеп. Аверкий по праву считается главой джорданвилльского богословского направления, которое, в свою очередь, сформировало все охранительное богословие русского зарубежья. §3. Учение 1.      Краеугольным камнем богословия архиеп. Аверкия является понятие о Единой Истинной Православной Церкви Христовой. Он призывает охранять Святое Православие от какого-либо искажения, ибо где прервана апостольская преемственность, где введены неправославные новшества в веро- и нравоучение, там не может быть истинной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Собрание писем святителя Феофана. – Собрание писем святителя Феофана. Вып. 2. М., 1898. Сопиков. Опыт российской библиографии. – Сопиков В. С. Опыт российской библиографии, или Полный словарь сочинений и переводов, напечатанных на славенском и российском языках, от начала заведения типографий до 1813 года, с предисловием, служащим введением в сию науку, совершенно новую в России, с историей о начале и успехах книгопечатания как в Европе вообще, так и особенно в России, с примечаниями о древних редких книгах и их изданиях и с краткими из оных выписками. Ч. 1. СПб., 1813. Сочинения архиеп. Иннокентия. – Сочинения Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического. Т. 8: Великий пост : (продолжение). СПб., 1874; Т. 10: Светлая седмица. Прибавление. Акафисты. СПб., 1901. Суббота акафиста. – Суббота акафиста/Воскресное чтение. Киев, 1838. 49. Устав цензурный. – Устав цензурный. 1828, 1857, 1886, 1890. Феофан (Говоров), еп. Начертание христианского нравоучения. – Феофан (Говоров) [Затворник], еп. Начертание христианского нравоучения. М, 1891. Филарет (Гумилевский) , архиеп. Жития святых. – Филарет (Гумилевский) , архиеп. Жития святых, чтимых Православной Церковью, со сведениями о праздниках Господских и Богородичных и о явленных чудотворных иконах. СПб., 1892 2 . Филарет (Гумилевский) , архиеп. Исторический обзор. – Филарет (Гумилевский) , архиеп. Исторический обзор песнопевцев и песнопений Греческой Церкви. Чернигов, 1864 2 . Филарет (Гумилевский) , архиеп. История Русской Церкви. – Филарет (Гумилевский) , архиеп. История Русской Церкви. Т. 5. М., 1859. Филарет (Гумилевский) , архиеп. Обзор русской 1 духовной литературы. – Филарет (Гумилевский) , архиеп. Обзор русской духовной литературы. 862–1863. СПб., 1884 3 . Филарет (Гумилевский) , архиеп. Прибавление. – Филарет (Гумилевский) , архиеп. Прибавление к Творениям святых отец. Ч. 13. [Б. м., б. г.] Филарет (Дроздов) , митр. Письма митр. Филарета к архим. Антонию. – Филарет (Дроздов) , митр. Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандриту Антонию (1831–1867). Ч. 1. М., 1877.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

К 1108 г. относится первое упоминание о должности архидиакона Гнезненского. Впосл. в архиеп-стве помимо Гнезненского архидиаконства появились Ленчицкое (перед 1218), Калишское (перед 1234), Рудское (перед 1239, позже называвшееся Велюньским), Унеювское (перед 1301) и Кужелувское (перед 1306) архидиаконства. В 1226 г. учреждено Поморское архидиаконство (с резиденцией в Слупске), но в 1307 г. оно вошло в состав Каменьского еп-ства. В 1512 г. было образовано Каменьское архидиаконство (для поморской части архиеп-ства), а в 1522 г.- Ловичское архидиаконство. Деление архиеп-ства на архидиаконства существовало до кон. XVIII - нач. XIX в., когда они были постепенно упразднены. В кн. «Liber beneficiorum» архиеп. Яна Лаского (ок. 1512) в 3 архидиаконствах (Гнезненском, Унеювском и Ленчицком) перечисляется 14 деканатов (благочиний). С XVII до сер. XVIII в. архиеп-ство было разделено на 40 деканатов. Во 2-й пол. XVIII в. было создано 3 новых деканата: Лютомерск, Рогово и Кцыня. Вплоть до 3-го раздела Польши в архиеп-стве насчитывалось 43 деканата. В кн. «Liber beneficiorum» содержится первый сохранившийся полный список приходов архиеп-ства (всего 600). В кон. XVIII в. в архиеп-стве было 808 приходов и 1140 церквей и часовен, окормлявшихся 1031 пресвитером. К XI в. исследователи относят возникновение школы для буд. клириков в кафедральном соборе Г. К кон. XVIII в. она превратилась в начальную школу, а в XIX в. была закрыта. В кон. XVI в. архиеп. Станислав Карнковский, проводя в жизнь решения Тридентского Собора о реформе Церкви и об улучшении образовательного уровня духовенства, основал 2 ДС (в Г. и Ловиче) и бурсу для шляхетской молодежи в Калише. В кон. X - нач. XI в. на территории архиеп-ства существовали бенедиктинские аббатства в Тшемешно и Ленчице. Впосл. бенедиктинские мон-ри были основаны в Могильно (2-я пол. XI в.), Ежуве (сер. XII в.) и Косьцельна-Веси (ок. 1190). С XII в. на территории архиеп-ства появились мон-ри, принадлежавшие различным монашеским орденам; в кон. XVIII в. действовало 22 муж. монашеских ордена, имевших 103 мон-ря, и 5 жен. монашеских орденов, имевших 14 мон-рей. XVIII-XX вв.

http://pravenc.ru/text/165185.html

Неосведомленный о ходе церковных дел митр. Петр был убежден в том, что митр. Сергий не может прибыть в Москву и возглавить управление Церковью. В резолюции от 1 февр. на докладе ВВЦС митр. Петр написал, что передал полномочия Патриаршего Местоблюстителя коллегии в составе Владимирского архиеп. сщмч. Николая (Добронравова) , Томского архиеп. Димитрия (Беликова) и архиеп. Григория (Яцковского). Митр. Петр не знал, что архиеп. Николай находится под арестом, а архиеп. Димитрий не мог приехать в Москву и участвовать в коллегии. Также митр. Петру не было известно о запрещении в служении архиеп. Григория, что исключало возможность его включения в состав коллегии. В резолюции не содержалось упоминания о ВВЦС как об органе церковного управления, а его членам - епископам Виссариону (Зорнину), Тихону (Русинову) и Иннокентию (Бусыгину) - предписывалось вернуться в свои епархии. Тем не менее резолюция митр. Петра была истолкована членами ВВЦС как каноническое оправдание их деятельности. Архиеп. Григорий известил митр. Сергия телеграммой о прекращении его полномочий Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. ВВЦС приступил к совершению епископских назначений и объявил о переходе управления Московской епархией от Воронежского архиеп. сщмч. Петра (Зверева) , определенного митр. Сергием, к еп. Борису (Рукину). Убедившись в раскольнических действиях архиеп. Григория, 2 февр. еп. Дамиан (Воскресенский) покинул ВВЦС, призвав других последовать его примеру. 8 февр. митр. Сергий сообщил в письме архиеп. Григорию, что ознакомился с резолюцией митр. Петра на докладе ВВЦС, но не может считать ее безусловной. Митр. Сергий отметил, что Патриарший Местоблюститель не был подробно извещен о настоящем положении церковных дел, в т. ч. о запрещении, наложенном на архиеп. Григория и др. членов ВВЦС, что делало невозможным их участие в церковном управлении. Ввиду этого митр. Сергий отказался сложить с себя полномочия Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. Большинство находившихся на свободе правосл. архиереев осудили Г. р. и полностью согласились с каноническими мерами против его организаторов. ВВЦС поддержали руководители лубенского раскола на Украине (см. Феофил Булдовский ), обратившись с просьбой отменить их запрещение Собором епископов Украины, к-рое было утверждено Заместителем Патриаршего Местоблюстителя.

http://pravenc.ru/text/166503.html

После окончания гражданской войны, в конце 1920 года за границу выехало огромное количество русских беженцев (до двух миллионов) со своими епископами и священниками. Они нашли приют в разных странах и частично влились в прежние русские приходы, но главным образом начали составлять новые. Со временем русская православная паства оказалась не только во всех государствах Европы и Америки, но и в Китае, Корее, Персии, Палестине, Южной Америке, Австралии, Африке. Потребность иметь централизованное церковное управление была очевидна. Поэтому в ноябре 1920 года, с благословения Вселенского Патриарха, русские архиереи созвали Первый Заграничный Архиерейский Собор, который, учитывая изменение ситуации, переименовал Временное Высшее Церковное Управление на Юге России в Высшее Русское Церковное Управление за границей. Этот Собор составился на основе добровольного вхождения в него всего наличного состава русских архиереев за границей, причем, некоторые из них (Финляндский, Литовский, Харбинский и Пекинский) имели постоянные кафедры и автономное управление. Личным или письменным согласием в Соборе участвовали 34 епископа: митроп. Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий) (председатель Собора и Высшего Церковного Управления), епископ Алеутский Антоний, архиеп. Кишиневский Анастасий, архиеп. Северо-Американский Александр, епископ Адам, епископ Белгородский, управляющий Иерусалимской Миссией Апполинарий, епископ Белостокский Владимир, епископ Севастопольский Вениамин, епископ Челябинский Гавриил, епископ Екатеринославский, управляющий церковными делами в Греции, Африке и на о. Кипре Гермоген, епископ Царицынский, начальник пастырского Богословского училища Дамиан, архиеп. Литовский Елевферий, архиеп. Бруклинский Евфимий, митроп. Западно-Европейский Евлогий, архиеп. Пекинский Иннокентий, епископ Урмийский Мар-Илья, епископ Тяньцзинский Иона, архиеп. Харбинский Мефодий, епископ Забайкальский Мелетий, епископ Александровский Михаил, епископ Владивостокский Михаил, епископ Камчатский Нестор, архиеп. Пинский Пантелеймон, митроп. Северо-Американский Платон, архиеп. Финляндский Серафим, епископ Лубенский, управляющий церковными делами в Болгарии Серафим, епископ Бельский Сергий, епископ Черноморский Сергий, архиеп. Японский Сергий, епископ Питсбургский Стефан, епископ Шанхайский Симон, архиеп. Полтавский Феофан, епископ Курский Феофан (архиеп. Иоанн Латвийский был лишен возможности участия в Соборе по местным политическим условиям).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архим. Тихон (Затёкин), Л. В. Абросимова, Д. Ю. Кривцов, Э. П. Р. Горьковская епархия в 1941 - сер. 80-х гг. XX в. В мае 1941 г. местные власти утвердили инспирированное ими «ходатайство» граждан о закрытии последней в Горьком и в области Троицкой ц. в пос. Высоково Ждановского р-на. Прот. Александр Архангельский, возглавлявший общины закрытых Новокладбищенского Покровского и Высоковского Троицкого храмов, направил жалобу в Президиум Верховного Совета СССР, после вмешательства к-рого Троицкая ц. была открыта в авг. 1941 г. Горьковская кафедра была замещена между 16 дек. 1941 и 10 янв. 1942 г., т. к. с этого времени в документах Синода архиеп. бывш. Можайский Сергий (Гришин) стал упоминаться как архиепископ Горьковский и Арзамасский. По-видимому, тогда же архиеп. Сергию было вверено временное управление Ивановской епархией (см. ст. Иваново-Вознесенская и Кинешемская епархия ). Статус кафедрального храма получила Высоковская Троицкая ц. Из-за налетов нем. авиации богослужения в ней неоднократно прерывались. После одной из бомбардировок церковь была серьезно повреждена. По этой причине для богослужений, а также для размещения архиеп. Сергия и ЕУ в марте 1942 г. была открыта ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери в с. Выездном Арзамасского р-на. В 1942-1944 гг. она имела статус 2-го кафедрального собора епархии. 20 мая 1942 г. архиеп. Сергий (Гришин) был назначен на Харьковскую кафедру, 28 мая на Горьковскую кафедру определен Саратовский архиеп. Андрей (Комаров) . Однако из-за неудачной попытки Красной Армии освободить Харьков в ходе Харьковской операции архиеп. Сергий не смог занять эту кафедру. 13 июля 1942 г. определения от 20 и 28 мая были отменены, архиеп. Сергий остался на Горьковской кафедре, архиеп. Андрей - на Саратовской. 8 марта 1943 г. управление Ивановской епархией перешло от архиеп. Сергия к Ярославскому архиеп. Иоанну (Соколову ; впосл. митрополит). 24 авг. 1942 г. архиеп. Сергий вместе с прот. А. Архангельским впервые оформил перечисление средств от епархии и прихода с. Выездного в Фонд обороны.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

Архив: Послужный список о. Г. Соколова (19291931). АЕУА. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни. Соколов Иоанн (дата рождения не установлена – 12.10.1983, Детройт, Мичиган, США), митрофорный протоиерей. Окончил Петроградскую Духовную семинарию (1916) и медицинский факультет Харьковского университета (после 1920), работал врачом и доцентом медицинского факультета в Украине, принял священнический сан и служил на приходах на занятых немцами территориях (1942), эмигрировал в Германию и принят в клир РЗЦ (1945), помощник настоятеля Св.-Николаевской каф. церкви в Мюнхене (19451947), протоиерей (1946), секретарь Церковно-благотворительного комитета Германской епархии (19451947), епархиальный секретарь при митр. Серафиме (Ляде) (19461947), уехал в США (1949), настоятель церкви в г. Альбионе (Мичиган) (195060-е гг.), настоятель Успенского собора в г. Детройте (1960-е гг.1983), член епархиального совета Чикагско-Детройтской епархии. Архив: АГЗ. Соколов Евгений (даты рождения и смерти не установлены), диакон. Состоял в клире Германской епархии РЗЦ в сане диакона (1949), больше сведений о нем не имеется. Архив: АГЗ. Соколов Михаил Алексеевич (5.5.1901, г. Бердянск Екатеринославск. губ. – 16.3.1981, Сан-Франциско, США), митрофорный протоиерей. Окончил Петроградский кадетский корпус (1916), участвовал младшим офицером в 1-й мировой войне, участник Гражданской войны в рядах Добровольческой армии, эмигрировал вместе с Черноморским флотом в Бизерту (1920), жил в Тунисе (1920–1922), переселился во Францию (1922), окончил Парижский Св.-Сергиевский богословский институт (1928), состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), диакон (30.9.1928), священник (8.10.1928), рукоположение совершил митр. Евлогий в храме Сергиевского подворья в Париже, настоятель Св.-Сергиевской церкви в Коломбеле (14.10.192815.12.1942), протоиерей (7.1.1941), настоятель Св.-Серафимовской церкви в Париже (15.12.19421962), член ревизионной комиссии Св.-Сергиевского богословского института (1943), уехал в США и принят в клир Северо-Американской Русской Митрополии (1962), сверхштатный священник Троицкого каф. собора в Сан-Франциско (12.12.196222.8.1966), настоятель Рождественской церкви в Сан-Франциско (22.8.19661.7.1979), митрофорный протоиерей (1968), вышел за штат по старости (1.7.1979).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В последние годы царствования императора Александра II заметно и в обществе и в духовенстве общее сомнение в близости этого разрешения. Духовенство, наученное опытом, не стало уже обольщать себя надеждами на скорое легкое избавление из своего бедственного материального положения и по-видимому снова помирилось с своей незавидной и неизбежной участью сословия, принужденного терпеть материальные нужды и лишения в своей жизни. 17 Число посторонних лиц, поступавших в духовное звание, ни за один год не превышало 91, а за некоторые годы и совсем не было случая поступления в духовное звание постороннего лица. 51 Архив Св. Синода. Опись дел. Выс. учр. прис. 104, ч. 1. Свод мнений епарх. начальств по вопросу об открытии дет. дух. путей для обеспеч. своего существ. на всех попр. гражд. деят. Мнения преосвящ. Владимирск., Воронежск., Вятск. и др.; комитетов: нижегородск., с.-петербургск., московск. и общего собрания благочин. Рижской епархии. 52 Там же, мнение преосв. Екатериносл., Кишиневск., Псковск. Тверск., и комит. Нижегородск. и Новгородск. 53 Там же, мнение преосвящ. Екатеринославск., Волынского; комит. Костромского и общего собрания благочин. Рижской епархии. 66 Напр., мнен. преосв. Вятского, Волынского, Рязанского дух. комит. Таврического, Нижегородского и др. 70 Мнен. преосв. Вятского, Симбирского, Тверского, Херсонского, Курганского, Пензенского, Псковского и др. 102 В своем кратком очерке мы не намерены рассматривать всех мнений по означенному вопросу, высказанных в тогдашней периодической печати, а коснемся только главных: этого совершенно достаточно, так как все они решают вопрос в том или ином смысле, указанном нами в нашем разборе, и изложение всех их было бы только лишним повторением одного и того же. 104 Впоследствии, с появлением полемической статьи в Православном Обозрении «Моск. Ведом.», заявляли, что им ложно приписаны мысли о закрытии дух. академий, что они только выражали желание, чтобы дух. академии примкнули к университетам в качестве богословских факультетов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив: АГЗ. Каргон Александр (12.7.1897, СПб. 28.11.1989, Цюрих, Швейцария), протоиерей. Из семьи военных, сын морского офицера. Окончил Севастопольскую гимназию (1914), поступил добровольцем в армию, участвовал в 1-й мировой войне в чине подпоручика, участник Гражданской войны в рядах Добровольческой армии в чине штабс-капитана, эвакуировался через Бизерту, переехал в Югославию, а оттуда во Францию, работал на шелкопрядильной фабрике, активный член французского христианского профсоюза, поселился с семьей в Швейцарии (1939), сотрудник Толстовского фонда, организовал помощь перемещенным лицам из Восточной Европы, состоял в юрисдикции РЗЦ, диакон (21.4.1957), священник (1957), настоятель церкви в Цюрихе (19571989), протоиерей, настоятель церкви в Страсбурге (19601970-е гг.), обслуживал также общины в Базеле, Берлингене, Вальде, Веезене, Вильдерсвиле, Саанене и Саксельне в Швейцарии. А.И. Солженицын приходил к нему после выселения из Советского Союза в Цюрих. Лит.: Краснов-Левитин А.Э. По морям, по волнам... (Эмиграция). П., 1986. Кардасевич Николай (даты рождения и смерти не установлены), протоиерей. Окончил Подольскую Духовную семинарию, священник (1902), служил на приходах в Подольской епархии, выехал из Советской России в Польшу (1.8.1922), переселился в Сербию (1923), затем в Македонию (1926), жил в г. Скопье, проекты его назначения митр. Евлогием (1еоргиевским) на службу в церкви в Бари (Италия) и в Деказевилле (Франция) по каким-то причинам не состоялись (кон. 1920-х гг.), больше сведений о нем не имеется. Архив: Прошения священнослужителей о местах. АЕУА. Карпенко Антоний Маркович (17.1.1898, с. Софиенка Екатеринославск. губ. – 22.10.1957, Париж, Франция), протоиерей. Эмигрировал в Болгарию (1921), окончил Русское Пастырско-богословские училище при монастыре Св. Кирика в Станимаке (1935) и Парижский Св.-Сергиевский богословский институт (1940), состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), диакон (8.1.1939), священник (11.8.1940), 2-й помощник настоятеля церкви Всемилостивого Спаса в Аньере (11.8.1940), 1-й помощник настоятеля той же церкви (4.11.19418.11.1943), окормлял советских военнопленных в немецких лагерях северных районов Франции (18.8.1943), настоятель Галлииолийской церкви в Париже (8.11.194322.10.1957), сотрудник редакции епархиального журнала «Церковный Вестник» (19461957), протоиерей (7.1.1950), член епархиального совета Русского Экзархата КП (19531956).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010