Тогда татары «натаскали, говорит летопись, леса в церковь и около церкви, и так без милости запалили огнем, и задохлись от великаго зноя все бывшие люди». – «Весь ужас всенароднаго избиения, говорит один описатель Русских святынь, видели пред собою горькия узницы (т.е. бывшие на хорах княгини), сами обреченныя на смерть, и ждали последней минуты. И вот поднявшееся к ним облако дыма из зажженнаго храма, мало по малу задушило недосягаемых мечем, и в этом облаке отлетели к Господу их чистыя души 49 ». Разоривши столицу, татары удалились от нее для разорения других городов. В последних числах февраля великий князь Георгий узнал о мученической кончине супруги, чад, Святителя, о разорении столицы, а 4-го марта сам мученически скончался в битве с татарами. Прибывший вскоре на великое княжение Владимирское брат св. Георгия – Ярослав похоронил останки сродников и Святителя в соборном храме; сюда же перенес из Ростова и честные мощи св. Георгия Всеволодовича. Сие, достойное слез, сказание да научит нас, братие, с терпением переносить скорби жизни. Будем помнить слова Христовы: претерпевый же до конца той спасен будет ( Мф. 10, 22 ) и еще: внидите узкими враты. Узкая врата и тесный путь вводяй в живот ( Мф. 7, 13–14 ). И св. Апостол Павел учил по вселенной, что многими скорби подобает нам внити в царствие Божие ( Деян. 14,22 ). 5-я гробница, в которой погребен Князь Борис Даниилович В следующей, далее к западу, комаре в северной стене находится гробница князя Бориса Данииловича с обычной надписью: «мощи благовернаго великаго князя Бориса Данииловича; преставися в лето 6828 в 28 день сентября». Эта гробница поставлена на пол-аршина выше пола. Гробница князя Бориса Данииловича напоминает нам о временах более поздних, чем вышеуказанные гробницы: она напоминает нам о временах подвластного татарам состояния Руси, и даже не о первых порах ига монгольского. – Когда скончался Борис Даниилович, на Владимирской кафедре был святитель Петр, митрополит и чудотворец всея России, который через несколько времени сделался поспешником великого князя Иоанна Данииловича Калиты, собирателя Руси, много подготовившего ее освобождение от монгольского ига.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

Хан пошел «на ловы» (охоту) и приказал, чтобы М. Я. вели за ним. Автор Жития рассказывает, что в этот момент возможность спастись у М. Я. была, но представление о княжеской чести и ответственности за дружину и людей, его сопровождавших, не позволило ему воспользоваться предложением слуг на охоте: «Се, господине, проводници и кони готови, уклонися на горы, живот получиши». Князь ответил, что никогда не поступал таким образом и не сделает подобного сейчас, не оставит «дружину свою в такои беде». 20 нояб. 1318 г. Кавгадый привел М. Я. в оковах на торг - держать ответ перед «заимодавцами». Он поставил его перед собой на колени: «величашеся безаконныи, «власть ими» над праведным». Много часов святой давал ответы на вопросы, а на торгу собиралось все больше народа. Кто-то из толпы сказал: «Господине князь, видиши ли, селико множество народа стоят, видящи тя в таковои укоризне. А преже тя слышахом царствующаго во своеи земли». Мучение блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского в Орде. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 258 об.) Мучение блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского в Орде. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 258 об.) Кавгадый получил повеление от Узбека убить князя. Будучи очевидцем трагических событий 22 нояб. 1318 г., игум. Александр с подробностями описывает убийство М. Я. Кавгадый и Юрий Даниилович «послаша убиицы, а сами в торгу сседо[ша] с конеи, близ бо бяше в торгу, яко камнем доврещи». Палачи, схватив за колоду, к-рая была на шее Михаила Ярославича, «удариша силно и възломиша на стену, и проломися стена»; называется имя злодея, вырезавшего из груди сердце святого (некий Романец). Радуясь случившемуся, князья и бояре, сторонники Юрия, «в единои вежи пияху вино, повестующе, кто какову вину изрече на святаго». Тело погубленного князя Юрий Даниилович отправил в Москву, и только взяв с сыновей М. Я. Димитрия и Александра «множество сребра», «мощи блаженнаго Михаила повеле отпустити въ Тферь». Св. князь был погребен в Спасо-Преображенском соборе, который был создан его попечением, «посторонь епископа Семиона» ( Кучкин. Пространная редакция. 1999. С. 125-163) . Почитание

http://pravenc.ru/text/2563780.html

Сюда принадлежали хозяйства, приобретенные монастырем (кроме сел Куралгина и Кобанова) в XVI веке, с 40-х его годов. Так в состав денежных сел по сведениям «оброчника» входили: село Куралгино (Дмитровского уезда), составившееся из приобретений, сделанных в XV веке и в 153 / 1 –153 3 / 4 годах 122 , село Кобаново («Углецкого уезда»), приобретенное в 1522 году 123 , село Куликово (Дмитровского уезда), полученное монастырем. 16 июня 1548 года 124 , село Пантелеймоновское, полученное в 15 49 / 50 году от Терентия Матфеева сына Монастырева 125 , село Дгино-Тереботунь (в Бежецком Верху), данное в монастырь в 155 3 / 4 году княгинею Мариею Воротынскою 126 , село Кологривое, поступившее в 1556 году в качестве вклада по князе Юрие Ивановиче 127 , село Покровское – Кема, расположенное в глуши Белозерского уезда в Городском, стану и приобретенное в 155 6 / 7 году от князя Семена Ивановича Кемского 128 село Кукобой (в Пошехонье), купленное в 155 6 / 7 году у князя Александра Данииловича Ухтомского 129 , село Карповское (Романовского уезда в Пошехонье, на Ухтоме), купленное 15 марта 1557 года у князя Даниила Данииловича Ухтомского 130 село Душилово (в Романовском уезде, в Пошехонье, на Ухтоме), купленное в 155 8 / 9 году у князя Петра Александровича Ухтомского 131 , приселок Ескино (в Пошехонье Романовского уезда на Ухтоме), приобретенный в 155 8 / 9 году у князей Ухтомских 132 , село Пестушино-Петровское (Московского уезда, Горетовского стану), пожертвованное в 1559 году околничим Андреем Александровичем Квашниным 133 , кроме того – села Кивуй и Вашкий, пользовавшиеся в то же время и заемным хлебом 134 . Система денежных и хлебных сборов во всех этих селах была принята Кирилловым монастырем, очевидно, от прежних владельцев, при которых, вероятно, существовали и определенные нормы для повытных денежных окладов. Кирилловский оброчник 60-х годов XVI века отметил, что в селе Пантелеймоновском с каждой из семи крестьянских вытей брали по два алтына и кроме того всякая выть пахала по три осмины ржи и по три чети овса 135 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

   Ярослав II Всеволодович 1238—1246.    Святослав III Всеволодавич 1246—1248.    Михаил II Ярославич во Владимире 1248 (полгода).    Андрей II Ярославич 1249—1252.    Св. Александр I Ярославич Невский 1252—1263.    Ярослав Ярославич 1263—1272.    Василий I Ярославич и в Костроме 1272—1276.    Димитрий I Александрович в Переяславле Залесском 1276—1294.    Андрей III Александрович и в Городце 1294—1304.    Св. Михаил III Ярославич в Твери 1305—1318.    Георгий III Даниилович и в Москве 1319—1322.    Димитрий II Михайлович в Твери 1326.    Александр II Михайлович в Твери 1326—1328.     В Москве    Иоанн I Даниилович Калита 1328—1340.    Симеон Иоаннович Гордый 1340—1353.    Иоанн II Иоаннович 1353—1359, (Димитрий Константинович Суздальский, 1359—1363, † 1384 в Нижнем Новгороде).    Димитрий IV Иоаннович Донской 1363—1389.    Василий II Димитриевич 1389—1425.    Василий Васильевго Темный 1425—1462.    Иоанн III Васильевич 1462—1505.    Василий IV Иоаннович 1505—1533. Цари    Иоанн IV Васильевич Грозной 1533—1584.    Феодор I Иоаннович 1584—1598.    Борис Феодорович Годунов 1598—1605.    Феодор Борисович 1605.    Лжедимитрий 1605—1606.    Василий Иоаннович Шуйский 1606—1610.    Междуцарствие 1610—1613.    Михаил Феодорович Романов 1613—1645.    Алексий Михайлович 1645—1676.    Феодор III Алексеевич 1676—1682.    Иоанн V и Петр I Алексеевичи 1682—1689.    Петр I царь 1689—1721. Митрополиты     В Киеве:    Св. Михаил 988—992.    Леонтий 992—1008.    Иоанн I 1008—1035.    Феопемпт 1035—1049.    Св. Иларион 1051—1054.    Ефрем 1055.    Георгий 1062, † после 1072.    Св. Иоанн II 1077—1088.    Иоанн III 1089—1090.    Св. Ефрем 1091—1096.    Николай 1097—1104.    Никифор 11104—1121.    Никита 1122—1126.    Вдовство 1126—1130.    Михаил 1130—1145.    Климент 1147—1155.    Константин I 1156—1159.     В Киеве же:    Феодор 1161—1163.    Иоанн IV 1164—1066.    Константин II 1167, † после 1172.    Никифор II упомин. с 1182—1197.    Матфей упоминается в 1201, † 1220 г.    Кирилл I 1224—1233.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

кн. Александра Ярославича Невского , единственный внук блгв. кн. Ярослава (Феодора) Всеволодовича , за потомками к-рого с сер. XIII в. закрепилось Владимирское великое княжество . Однако право назначения вел. князя принадлежало хану Орды, куда в 1304 г. и отправился кн. Михаил. Следом за ним двинулся Г. Д., надеясь склонить хана на свою сторону. Г. Д. приходился Михаилу двоюродным племянником и, согласно древнерус. традиции наследования власти, не вправе был с ним соперничать. Более того, по принципу родового старейшинства Г. Д. уступал не только Михаилу Ярославичу, но и нижегородско-городецкому кн. Михаилу Андреевичу, сыну вел. кн. Андрея Александровича. По принципу же отчинному Г. Д. и в перспективе не имел прав на вел. княжение, т. к. его отец не владел Владимиром. Тем не менее Г. Д. вступил в борьбу (вопреки просьбе митр. Максима не соперничать с кн. Михаилом). В 1305 г., пока тверской и московский князья находились в Орде, Иоанн I Даниилович Калита, брат Г. Д., приехал на княжение в Переяславль, судьба к-рого в связи с предстоящим появлением нового вел. князя оказывалась неясной. Из Твери к Переяславлю подступило войско, к-рое было разбито московской и переяславской ратью. Хан Тохта решил вопрос о вел. княжении в пользу Михаила Тверского. Г. Д. намеревался оставить за собой хотя бы Переяславль. Из-за этого Михаил по возвращении на Русь осенью 1305 г. «ходил ратью к Москве на князя на Юрья и на его братью» вместе с ханским послом («Таирова рать»?). Очевидно, результатом похода было признание московским князем прав Михаила Ярославича на Переяславль. После этого младшие братья Г. Д.- Александр и Борис - отъехали из Москвы в Тверь. Зимой 1306/07 г. по приказу Г. Д. был убит находившийся в московском плену бывш. рязанский кн. Константин, к-рого отец Г. Д. захватил в плен во время боя под Рязанью в 1300 г. (в сражении на стороне рязанского князя участвовали татары). В результате в Рязани к власти пришли союзные Москве сыновья покойного пронского кн. Ярослава Романовича - брата Константина.

http://pravenc.ru/text/164459.html

Кычаков Сергей Димитриевич. Родился около 1905 г. В 1919 г. подростком вместе с родителями оказался в Маньчжурии. Купец в Трехречье. Жил в поселке Усть-Урга. Когда к началу 1960-х гг. все православное духовенство из Трехречья уехало, начал служить в местной церкви. (Кем был рукоположен в священнический сан пока не известно). Служил до начала «культурной революции» в Китае, во время которой хунвейбины сожгли церковь в Усть-Урге. Вернулся в СССР в 1969 г. Жил на станции Шортанды, недалеко от Акмолинска. Скончался 15.06.1986 г. Иерей Сергий Лепоринский Сергий. Служил в Софийской церкви Харбина в 1925 г. Иерей Симеон Мий Симеон. Священник Японской Православной Церкви из г. Киото. Окормлял русских военнопленных в гг. Нагоя и Сизуока в 1904–1905 гг. Иерей Симеон Николаевский Симеон. До большевистского переворота служил в г. Петропавловске, затем при Хабаровском кадетском корпусе и в других храмах. Эмигрировал в Китай. Служил в Воскресенском молитвенном доме в Шанхае. Скончался 10.01.1931 г. Похоронен на кладбище около пожарной команды. Иерей Симеон Плаксин Симеон Николаевич. Бежал из СССР в 1933 г. Служил на ст. Ханьдаохэцзы КВЖД в 1933–1937 гг. Скончался 09.03.1938 г. Похоронен на Успенском кладбище г. Харбина. Иерей Стефан Люкшенков (Люшенков) Стефан Сергеевич. Служил на ст. Яомынь Южной линии КВЖД (1938–1940 гг.), Бухэду (1940–1942 гг.), в пос. Алексеевском Тоогенского переселенческого района (Северная Маньчжурия) в 1942 г. Иерей Стефан Шавшуков Стефан Даниилович. Служил в сане диакона на ст. Ашихэ КВЖД в 1923–1926 гг., в сане иерея в церкви Харбинского мужского монастыря в 1940 г., на ст. Яблоня КВЖД (с приписной церковью на 30-й версте) в 1940–1942 гг. Иерей Тимофей Элизен Тимофей Павлович. Родился в 1901 г. в Забайкалье в семье священника. Эмигрировал в Китай в 1923 г. Служил в поселках Трехречья и в г. Маньчжурия. В 1930–1939 гг. служил на ст. Якиши КВЖД, в 1940 г. – на ст. Яблоня. Последнее место служения Свято-Покровский молитвенный дом на ст. Лянхэ, близ ст. Яблоня. Скончался 03.10.1943 г. Иерей Феодор

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Озерки. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " . Церковь. Действует.   Престолы: " Знамение " иконы Божией Матери Год постройки:2009. Оборудована в здании дореволюционной постройки. Адрес: 412535, Россия, Саратовская область, Петровский район, село Озерки, улица Политотдельская, д. 83. Координаты: 52.00987, 45.48777 Проезд:Рейсовый междугородний автобус Саратов - Озерки. Расстояние от г. Саратова до с. Озерки 50 км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Храм расположен в приспособленном помещении. Святыни: икона с частицей святых мощей Священномученика Константина Богородского. Село Озёрки возникло во второй половине XVIII века на почтовом тракте из Саратова в Петровск. Первыми жителями села были государственные крестьяне, выходцы из соседних Пензенской и Тамбовской губерний. Существует несколько вариантов названия села. В разных источниках встречаются названия Большие Озёрки, Никольское и Пыркино. В 1826 году тщанием прихожан в Озёрках была построена тёплая каменная церковь с колокольней, чугунной оградой и престолом во имя святителя и Чудотворца Николая. При храме также были построены дома для двух священников и псаломщика. В 1846 году открылось первое трехклассное училище, наставником которого стал местный священник. Также была открыта церковно-приходская школа при Никольском храме. В годы советской власти здание храма было разрушено. В 2007 г. в с.Озерки начала возрождаться Православная община. В 2008 г. на месте разрушенного храма был установлен Поклонный крест. В 2009 г. администрация села передала приходу здание бывшей церковно-приходской школы для размещения в нем храма в честь иконы Божией Матери «Знамение». В 2010-2011 гг. силами прихожан храма в здании была проведена необходимая реконструкция и ремонт. В 2011 г. по благословению Епископа Саратовского и Вольского Лонгина во вновь оборудованном храме начали совершаться богослужения. eparhia-saratov.ru Существовавшая ранее Николаевская церковь в селе Озерках построена была в 1829 г. на средства прихожан, зданием церковь каменная, теплая. В приходе земская школа. Дома у священников и одного псаломщика – церковные. Благочинный протоиерей Иоанн Васильевич Никольский, священник Федор Семенович Серебряков, псаломщики Николай Максимович Мещерский и Стефан Даниилович Кастальский. В приходе в селе Озерках и в деревнях: Языковке, Песчанке и Михайловке всего 771 двор, 2681 душа муж. пола, 2691 душа жен. пола. «Краткие сведения о церквах Саратовской епархии, существующих при них причтах и о прихожанах»: приложение к «Саратовским епархиальным ведомостям» 8–11, 17–24 за 1895 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=22037

Мученик Прокопий был чтецом в Скифополе. Пострадал при Дхоклитиане, в Кесарии Палестинской, в 303 г. Мученик Менигн был белильник, т. е. занимался мытьем одежд. Однажды, во время своего занятия, двукратно он слышал голос, призывавший его к мучению за Христа. Тогда он публично объявил себя христианином и разорвал царский указ о преследовании христиан. Ему сначала отсекли пальцы на руках, а потом обезглавили. Это было в 251 году, при Декии. Преподобный Агавва был измаильтянин, подвизался в Сирии, в V веке. День и ночь проводил он в молитве, стоя на коленях, носил власяницу и железные вериги, питался одним хлебом и водой. Праведный Михаил был болгарин, жил в IX веке и состоял на военной службе. С юных лет он отличался необыкновенным благочестием, так что называли его святым. На 25 году он одержал славную победу над арабами. Когда возвращался с победы и остановился для отдыха на берегу озера, то услышал плач. Это плакала девица, обреченная на съедение змею, который выходил из озера. Св. Михаил молитвой поразил змея и спас девицу. Граждане близлежавшего города не знали, как благодарить его за спасение от змея. Вскоре после того праведный Михаил скончался. Убиение благоверного князя Михаила Ярославича Тверского. Он был воспитан в страхе Божием своей матерью, благочестивой Ксенией. Состоя тверским князем, был возведен на великокняжеский престол во Владимире. Тогда племянник его Юрий Даниилович Московский, женившись на сестре хана, по своим проискам в орде, перехватил у него великокняжеский престол. Св. Михаил великодушно уступил ему великое княжение. Юрий же стал жечь и грабить города и селения Тверского княжества. Тогда св. князь пригласил на совет епископа и бояр и сказал: «Судите меня с племянником. Сколько зла сделал он мне! Совесть не упрекает мена ни в чем против него, но, быть может, я и ошибаюсь. Скажите вы, не виноват ли я чем пред ним?» Епископы и бояре отвечали, что его смирение изумительно, так как он имел множество обид от племянника, и что теперь ему нельзя не идти войной против Юрия, потому что могут прийти татары и осквернить их святыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Лаврентьевская летопись пишет: «Митрополит Максим, не терпя татарского насилья, оставя митрополью и сбежа из Киева, и весь Киев разбежался; а митрополит иде до Брянска и оттоле в Суздальскую землю и со всем своим житьем». В ночь приезда своего во Владимир (в 1299 г.) митрополит Максим видел во сне Богоматерь с Младенцем, Которая прорекла: «Рабе Мой Максим, добре пришел еси семо посетити град Мой. Приими сей омофор и паси во граде Моем словесныя овцы». Проснувшись, он узрел омофор в своих руках. В память сего написан был образ, на котором изображена была Богоматерь во весь рост и митрополит Максим, стоящий на коленях и принимающий омофор. В 1300 г. митрополит Максим перенес окончательно кафедру митрополии во Владимир. Тамошний епископ был переведен в Ростов, где оказалась свободная кафедра. В Киеве не поставил он епископа, а оставил его за собой, в качестве старшей столицы. С этого времени митрополиты имели две епархии, причем Киевская находилась под ведением их наместников. В это время шла борьба между Князем Михаилом Ярославичем Тверским, законным наследником Великокняжеского престола, и Князем Московским Юрием Данииловичем. Митрополит пытался прекратить эту распрю, но не имел успеха у первого Князя. В 1301 г. митрополит Максим присутствовал на Соборе в Константинополе, под председательством кроткого и благочестивого Патриарха Uoahha XII , ранее игумена обители Всеблаженной. На Соборе русский Сарайский епископ Феогност, живший среди иноверцев, подымал ряд вопросов. Собор указал, что несториан и яковитов, которых было немало в монгольских владениях, надо присоединять через миропомазание. Владыка Феогност просил разъяснения относительно поста в среду и пяток. Собор указал на допущенные Церковью исключения, а помимо их заповедал «не разорять среды и пятка, се бо възбранено отнудь Божественными каноны». Митрополит Максим в своем «Уставе», руководствуясь указаниями Собора, вообще предписавшего соблюдать порядки Греческой Церкви, установил следующее касательно поста в среду и пятницу: пост отменяется: в святую неделю Пасхи, в среду Преполовения для тех, кто не желает поститься, в неделю Святого Духа по пятикостии, хотя особенно ревностные христиане в эту неделю постятся, в Рождество Христово, если оно случится в тот или другой из наших дней, и потом от Рождества Христова до Васильева дни, в Богоявление Господне и в неделю пред мясопустами; пост ослабляется: в праздник апостолов Петра и Павла, в Преображение Господне, в Успение Богородицы и в праздник апостола Филиппа, – в эти праздники, если они случаются в среду или пяток, не дозволяется есть мяса, но дозволяется есть рыбу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Дни памяти св. Николая Чудотворца Святой Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, родился в 287 году в Ликии, в городе Натаре, от благочестивых родителей Феофана и Нонны. За благочестие, по особенному указанию Божию, поставленный во епископа Мир-Ликийского, св. Николай отличался христианскою кротостью, простотою в образе жизни, воздержанием, милосердием к нуждающимся и пастырскою ревностью. При Диоклитиане он был заключен в темницу и, освобожденный при Константине Великом , был в 325 году на первом вселенском соборе, где с такою ревностью обличал Ария, что другие отцы собора признали поведение обличителя несогласным с духом кротости. Но Сам Бог защитил святителя, показав в видении некоторым отцам собора св. Николая, получавшего от рук Иисуса Христа и Пречистой Девы Марии архиерейский омофор. Св. Николай преставился в глубокой старости, 6-го декабря 347 года. Тело его положено в Мирах Ликийских Кончина Святителя служит предметом праздника, который бывает 6-го декабря. Другое празднество в честь св. Николая бывает 9-го мая, в память перенесения честных мощей святителя из Мирликийских в Бар, город Апулии (в Италии). Празднество в намять этого события у нас в России установлено митрополитом киевским Ефремом, в 1097 году. Дни памяти святителей российских Из святителей российских повсеместно прославляются и особенною честью пользуются следующие: Св. Петр, митрополит Московский Святой Петр родился и первые годы жизни провел в Волыни, в Ратском монастыре. За благочестие избранный в митрополиты всероссийские, кротостью победил св. Петр многочисленных врагов, завидовавших быстрому его возвышению, и в числе их Андрея, епископа Тверского, который клеветал на митрополита и в России и пред патриархом Цареградским. На соборе русских пастырей, созванном по этому делу, св. Петр своим смирением возбудил в клеветнике чувства раскаяния. Торжество святителя, оправданного собором, было совершенное. По причине смут, обуревавших тогда русское государство, св. Петр часто переменял места своей кафедры, но больше жил во Владимире и в Москве. Трудясь для блага России, он мирил враждовавших между собою князей, и даже путешествовал в орду ходатайствовать за наше отечество пред грозными ханами. Когда Иоанн Даниилович утвердил свой велико-княжеский престол в Москве, здесь же окончательно утвердился и св. Петр, завещав великому князю построить в этом городе храм Успения Божией Матери и предсказав пророчески будущую славу Москвы. В 1326 году храм был заложен, но св. Петр не дожил до его окончания и скончался в том же году 21 декабря.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010