Протестанты в Эстляндии с 95% уменьшились до 89%, в Лифляндии с 80% до 79%, в Курляндии с 82% до 76%. Несколько уменьшился их процент и в других местностях прежнего их скопления: в С.-Петербургской губернии он уменьшился с 13,78% до 12,59%, в Саратовской с 5,75% до 5,63%, в Таврической с 7,68% до 4,81%. В Привислине процент протестантов тоже понизился с 4,75 до 4,46. Но в ряде других местностей процент протестантов сильно возрос, вследствие очевидного движения с запада: Псковская губ. с 0,34% до 2,23% Ковенская „ Волынская „ Черниговск. „ Екатериносл „ 3,02%. Самарская „ Херсонская „ Очень усиливается процент их на Кавказе: в Терской Обл. с ничего до 1,01%, в Черноморской губ. с ничего до 2,65%. В Сибири процент их повысился незначительно. В общей сложности, увеличение числа протестантов доходит до тревожной быстроты и силы только в наших южных губерниях, особенно потому, что выражает не простое расселение наших же Немцев, (что конечно, даже желательно и полезно), но новый прилив их из-за границы. Из остальных исповеданий – процент Евреев увеличился решительно по всем губерниям, как в черте оседлости, так и вне её, до отдаленнейших пределов Империи. В Московской губернии он отмечен возросшими с 0,05% до 0,36%, то – есть в 7 раз. Огромный рост магометанского исповедания уже был отмечен выше. Он производит еще более грозное впечатление, когда рассматриваешь его по областям. Главным образом магометане в Европейской России облегают её восток, юго-восток и юг. На всем этом пространства только в немногих губерниях процент магометан несколько уменьшился: Нижегородская губ. с 2,97% до 2,62%.. Пензенская 3,98%. Самарская 10,37% Таврическая 13,14%. На Кавказе процент магометан также уменьшился с 46% до 34%. В остальных губерниях он повсюду возрос: Вятская губ. до 4,27% Пермская 4,96%. Казанская 28,75%. Симбирская Саратовская Астраханск. 30,60% В Уфимской и Оренбургской губерниях трудно определить движете магометан, но число их громадно. В Оренбургской губ. 22,00% населения, в Уфимской 50,03%. Далее же начинаются бесконечные пространства Киргизских степей и Средней Азии, где, в общей сложности, 90.29% магометан.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Tihomirov/...

Статья от 11 февр. 1872 г. 110 Журнал Высоч. утвержд. прис. 18 декабря 1868 г. Канц. Св. Синода – опись дел присутств. 104 ч. 1, стр. 217, на обор. 218. 112 Журнал присут. Высоч. утвержд. 13 января 1869 г. канц. Св. Синода. Опись дел. прис. 104, ч. 1 стр. 271–273. 118 Архив Св. Син. Опис. дел. присут. 28 стр. 134 на об. Мнение Вятского преосвящ. Мнение Кишеневск. духов. 37 стр. 34. 127 В «Правосл. Обозрении» статья свяш. Сергиевского (1864 г., февраль т. XIII); статья Хвостова «несколько соображений о предстоящем духовенству участии в земских делах» (1864 г. апрель). Свящ. Баратынского – «о новом устройстве земства»... – «Духовный Вестник» (1864 г. январь). «Руководство для сельских пастырей» (1864 г. 19 и 21) – «Вопрос об улучш. быта дух. в связи с земскими учреждениями»; 14, 16 и 22. – «К тому, что было говорено об общественном положении духовенства»; «Духовенство и земство» – т. II стр. 403 и 669. «Современный листок» (1864 г. 14 и 15). 133 Архив св. Син. Опись дел. присут. 1862 г. Мнен. преосв. Вятск. 28 стр. 98, Пензенск. 48 стр. 30; комит. Астраханск. 35 стр. 36; Литовского 39 стр. 31–33. 137 Мн. Вятск. преосвящ. 28 стр. 150–152, Тульского преосв. 47 стр. 40, Литовского комит. 39 стр. 35 на обор. 143 Почти тоже повторяет Современный Листок в статье «О правах правосл. духовенства» 1863 г. 50. 145 Прибав. к Калужским Епарх. Ведом. 1864 г. 11–12 стр. 194 – Против же проекта направлена другая статья: «заметки о современном» помещенная в Черниговск. Епарх. Ведом. 1864 г. 5. 183 Письмо митр. Филарета к обер-прок. Св. Син... с запискою о неизгладимом характере священства. Мнения Филар. т. IV стр. 478. 194 Мн. Ниж. преосв. Канц. Св. Син. дело выс. учрежд. Присут. 31 стр. 2 на обор.–3; мн. преосв. Херсонск. Там же, 41 стр. 72–74. 195 68 стр. 67–68 мн. кавказск. комит., мн. нижегородск. комит. 31 стр. 10–11; мн. Самарск. преосв. 32 стр. 10–11; мн. Псковск. преосв. 72 стр. 20. 206 В виду этого мы подробно остановимся на ней при рассмотрении вопроса об обеспечении быта духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эти щи из Царяграда пеши шли. Щи, хоть порты полощи. Эти щи по заречью шли, да к нам пришли. Щи хоть кнутом хлещи, и пузырь не вскочит. На татарских щах жиру нет, а на русских пару не видать. Скорое кушанье толокно: замеси да и в рот понеси. Сухари, хоть не вари, так можно есть. Все хорошо, да не как толокно. Что в рот, то спасибо. Что в рот, то глот. Ныне толокно, завтра толокно, да как всякий день одно, так прискучит оно. Киселем брюха не испортишь. Пресное тесто найдет место. Киселю да царю всегда место есть. Сыт до зела, не хочу и киселя. Кисель зубов не портит. Кисель зубам не порча. Кисель ноги подъел. Кисель да сыта – бабья еда. Блин добро не один. В блин ломоть завернуть. Блин брюху не порча. Блин не клин, брюха не расколет. Житье блинам на поминках (где они подаются наперед, а на свадьбе после всего) . По семи молодцов на овсяный блин. Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают. Без блина не маслена; без пирога не именинник. По домам да к пирогам, разрежем пирог поперек. Колчан пригож стрелами, обед – пирогами. Красна река берегами, обед – пирогами (едоками). Рад Яков, что пирог с маком. Ешь, дурак, с маком. Тот дурак, кто пирогу не рад. И дурак пирогу рад. Не поглядев на пирог, не говори, что сыт. Пирог обеду ворог (т. е. сытен) . Пироги обеду вороги. Пирог арзамасский, с рыбой астраханской. В пирог завернешь. В пирог все годится (все уйдет). Шанежка да пирожки, так под самые корешки; а черствый хлеб да кислое молоко, так пополам волокно (говорят астраханск. косари) . Курочка ряжена, требуха перепарена, кобылка гусятинки да стегно поросятинки. Утки, поджаренные пупки (пряженцы; свадеб.) . Богатый сядет кушать, есть что рушать. Напекла, наварила, хоть отца с матерью жени. Так сладко, что того и гляди язык проглотишь. Облизать пальчики (т. е. сладко) . Пирога ждать (покуда поспеет), не евши спать. Худ пирог, да съелся; добр пирог, да не за два пошел. Медведь одну лапу сосет, да всю зиму сыт живет. Хвощ – деревенский овощ. Чеснок да редька, так и на животе крепко.

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

   001    002    003   004