2011. 2 (5). С. 14–100. Румянцева В. С. К биографии всероссийского патриарха Филарета: пасторская деятельность на Ростовской владычной кафедре в Смутное время//История и культура Ростовской земли. Материалы научной конференции. 2004 г. Ростов Великий, 2005. С. 164–170; Тарасов А. Е. Архиепископ Иоасаф: к истории отношений государства и церкви в 80-е гг. XV в.//История и культура Ростовской земли… С. 154–163. Морохин А. В.Симеон, архиепископ Сибирский и Тобольский (1651–1663). (Страницы биографии)//Мининские чтения. Материалы научной конференции. Нижний Новгород, 2003. С. 117–126; Манькова И. Л.Сибирский архиепископ Симеон и тобольские воеводы: опыт эмпирического исследования в свете теории конфликта//Уральский исторический вестник. 2012. 3 (36). С. 14–23; Никулин И .А ., свящ. Преосвященный Игнатий (Римский-Корсаков),митрополит Сибирский и Тобольский. Екатеринбург, 2015. Морохин А. В.Новые материалы к биографии нижегородского митрополита Исайи (1699-1720)//Нижегородские исследования по краеведению и археологии. Вып. 9. Нижний Новгород, 2005. C. 164–166; Морохин А. В.Архиепископ Нижегородский и Алатырский Питирим. Церковный деятель эпохи перемен. Нижний Новгород, 2009; Морохин А. В.Новые материалы к биографии митрополита Суздальского и Юрьевского Илариона//Суздальский сборник за 2014 год. Сборник научных статей. Владимир, 2015. С. 105–117; Морохин А. В.К биографии митрополита Казанского и Свияжского Корнилия (1650–1656 гг.)//Историография. Источниковедение. Историческое краеведение. Сборник статей к юбилею д. и. н. В. В. Митрофанова. Нижневартовск, 2017. С. 264–271; Морохин А. В.Иларион, митрополит Суздальский и Юрьевский: страницы биографии//Вестник церковной истории. 2022. 1/2 (65/66). С. 253–274. Миндич Д. А., Суворов В. И. Архангельская и холмогорская епархия//ПЭ. Т. 3. М., 2001. С. 474–483; Дубаков А. В.Астраханская и Камызякская епархия//ПЭ. М., 2001. Т. 3. С. 637–643; Беляев Л. А. Белгородская епархия Киевской митрополии//ПЭ. М., 2002. Т. 4. С. 505–506; Кобец О., прот.

http://sedmitza.ru/lib/text/10190246/

Положение епархии заметно изменилось после персид. походов Петра I 1722-1723 гг., когда власти, по-видимому, осознали, что Астраханский край может сыграть важную роль в развитии связей России с Закавказьем. В сент. 1723 г. на Астраханскую кафедру с титулом «епископ Астраханский и Ставропольский» был назначен сподвижник архиеп. Феофана (Прокоповича) еп. Лаврентий (Горка) , бывш. архимандрит московского Воскресенского мон-ря. Учрежденный в нач. XVII в. Астраханский судный духовный приказ в 1728 г. был реорганизован в Астраханскую духовную консисторию. В 20-50-х гг. XVIII в. астраханское духовенство начало систематическую миссионерскую деятельность среди калмыков. В 1724 г. в Калмыцкую степь был послан иером. Никодим (Ленкевич), благодаря его проповеди в 1725-1734 гг. было крещено до 1700 чел. В 1732 г. по предложению архим. Никодима в астраханском Иоанно-Предтеченском мон-ре было открыто уч-ще для обучения крещеных детей-калмыков. Во 2-й четв. XVIII в. началось постепенное заселение территорий между Царицыном и Астраханью. Создание на них храмов, мон-рей, школ требовало значительных материальных и людских ресурсов. Для укрепления материального положения епархии к ней было присоединено неск. городов, находившихся к северу от нее, со значительно более развитой церковной структурой. В 1749 г. Астраханский еп. Иларион добился приписки к своей епархии Пензы и Корсуни, в следующем году - Петровска и Мокшан, в результате в Астраханскую епархию вошло более 300 церквей, 4 муж. и 3 жен. мон-ря, размеры епархии и количество церквей стали самыми большими за все время ее существования. Еп. Иларион был возведен в сан архиепископа. В столь обширных границах епархия просуществовала до 1758 г., когда часть ее городов отошла к Тамбовской епархии. В 1773 г. в Астраханскую епархию входили: города Астрахань, Царицын, Кизляр, Дмитриевск, Дубовка, Саратов, Петровск; крепости Красный Яр, Енотаевская, Чёрный Яр, Моздокская, Фелшанская; городки Гурьев, Ахтубинский, Селитринный. По всей епархии насчитывалось 259 церквей, из них в Саратове и его десятине - 134, Петровске и его десятине - 48, Дмитриевске и его десятине - 17, в Царицыне - 6, в Дубовке с казачьими станицами - 6, в Астрахани и ее округе - 47 церквей. В сев. районах епархии церковные структуры были намного более развитыми, нежели в юж.

http://pravenc.ru/text/76736.html

Игумения Евпраксия (Инбер), настоятельница Вознесенского Оршина женского монастыря ( Тверская епархия ), в своем выступлении  «Путь служения Христу блаженной старицы Любови Сусанинской»  поделилась личными воспоминаниями и опытом духовного общения с удивительной подвижницей наших дней, которую, вероятно, немалое число участников собрания знало как блаженную Любушку — молитвенницу, заступницу и помощницу в самых трудных жизненных ситуациях. По смирению и чистоте сердца ей была открыта воля Божия о человеке. Блаженную старицу зримо направляла благодать Святого Духа, так что всей своей жизнью она являла собой драгоценное живое Предание Церкви.  О жизненном пути схиархимандрита Иеремии (Алехина), почти четыре десятилетия возглавлявшего братию Русского Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон, рассказал насельник московского подворья Пантелеимонова монастыря иеромонах Никита (Смернягин). По слову самого докладчика, целью его сообщения было постараться увидеть Промысл Божий, соединивший личную историю жизни отца Иеремии с историей древней русской афонской обители. Отец Иеремия принял монастырь в 1979 году, когда в нем было всего 14 иноков, а оставил в 2016-м со 114 насельниками. Личный пример, в первую очередь, великого смирения и послушания — вот на чем строил свое управление обителью ее игумен, сказал отец Никита. Наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы архимандрит Алексий (Поликарпов) поделился с участниками собрания воспоминаниями об архимандрите Кирилле (Павлове), духовнике Свято-Троицкой Сергиевой лавры . Отец Алексий был близким чадом архимандрита Кирилла, он описал многие моменты духовного общения, которые могут послужить примером отеческой любви старца к ученикам. Самоотверженный подвиг молитвы и служения людям в наши дни кажется почти недосягаемым, но жизнь отца Кирилла стала свидетельством продолжения традиции старчества, которую сегодня восприняли и стараются сохранить его духовные чада. Митрополит Астраханский и Камызякский Никон в докладе «У него был дар воспитания монашествующих: духовное наставничество архимандрита Наума (Байбородина)» продолжил тему лаврского духовничества. Его Высокопреосвященство также поделился своим опытом общения со старцем, рассказал о том, насколько значимым было влияние старцев на приходящих к ним людей. Владыка отметил, что отец Наум воспитал целое поколение монахов и монахинь, он видел важное предназначение монастырей в миссионерстве, просвещении людей, живущих в миру. Также архимандрит Наум часто повторял, что монах должен стараться творить Иисусову молитву везде. Для многих пример его жизни остался в памяти как образец, к которому следует стремиться.

http://patriarchia.ru/db/text/5137184.ht...

С 1793 г. Астраханскую кафедру вновь стали замещать архиереи в сане епископа. 29 мая того же года для управления юж. территориями епархии (Моздок, Кизляр, Екатеринодар, Георгиевск, Александровск и Ставрополь) было учреждено Моздокское вик-ство , первым еп. Моздокским и Можарским стал Гаий (Такаов) . 16 окт. 1799 г. вик-ство было упразднено, его храмы переданы в управление Астраханским архиереям. В 1799 г. на сев. территориях Астраханской епархии была образована Саратовская епархия, в 1829 г. территория Астраханской епархии вновь сократилась: Ставрополь, Екатеринодар, Моздок, Георгиевск, Кизляр вошли в состав новоучрежденной Новочеркасской епархии. В 1910-1921 гг. в епархии существовало Царёвское вик-ство , в 1917-1931 гг.- Енотаевское вик-ство . В 1778 г. в Астрахани открылась 3-классная семинария, в 1818 г. она была реформирована, при ней были созданы уездное и приходское духовные уч-ща, с 1838 г. в ДС существовал класс калм. языка, в 1867 г. Астраханская ДС была преобразована в 6-классную. Заботами архиеп. Афанасия (Дроздова) в окт. 1866 г. было открыто епархиальное жен. уч-ще. К кон. XIX в. в ведении епархиального училищного совета находилось 288 церковных школ, в к-рых состояло ок. 10 тыс. учащихся. В 1815-1826 гг. в Астрахани работало отд-ние Российского Библейского об-ва . В сент. 1875 г. начали выходить «Астраханские епархиальные ведомости» . В 1876 г. в упраздненном Спасо-Преображенском мон-ре в Астрахани открылась епархиальная б-ка. Часовня игум. Кирилла в Астраханском кремле. XVII–XIX вв. Часовня игум. Кирилла в Астраханском кремле. XVII–XIX вв. В 1871 г. был создан епархиальный комитет Православного миссионерского об-ва для привлечения в Православие иноверцев, гл. обр. калмыков. На средства комитета в 1877 г. в калм. стане построили первый правосл. храм. По распоряжению еп. Митрофана (Невского) в 1894 г. при архиерейском доме была открыта 2-классная миссионерская школа-приют для подготовки детей калмыков к миссионерскому служению. В кон. XIX в. комитет начал миссионерскую деятельность среди татар, но она не имела успеха. Начало активной миссионерской деятельности среди сектантов и старообрядцев было положено еп. Феогностом (Лебедевым), в 1873 г. учредившим в Царёве церковно-просветительское братство Св. Троицы (в 1876 братство переехало в Астрахань). В 1877 г. в епархии была введена должность миссионера для увещания молокан . Еп. Евгений (Шерешилов) основал в 1885 г. в Астрахани Кирилло-Мефодиевское братство для распространения правосл. просвещения, миссионерства и борьбы с сектантством и старообрядчеством. В 1896 г. в Астрахани начало работу отд-ние имп. Палестинского правосл. об-ва .

http://pravenc.ru/text/76736.html

Священный Синод постановил образовать в административных границах Ахтубинского, Енотаевского, Красноярского, Наримановского, Харабалинского и Черноярского районов, а также закрытого административно-территориального образования г. Знаменск Астраханской области - Ахтубинскую епархию, выделив ее из состава Астраханской епархии. Епархиальному архиерею Ахтубинской епархии усваивается титул «Ахтубинский и Енотаевский», епархиальному архиерею Астраханской епархии - «Астраханский и Камызякский». Епископом Ахтубинским и Енотаевским определено быть иеромонаху Антонию (Азизову), клирику Астраханской епархии. Место наречения и хиротонии иеромонаха Антония (Азизова), по возведении его в сан архимандрита, будет определено Святейшим Патриархом. В пределах Астраханской области решением Синода образована Астраханская митрополия, включающаяв себя Астраханскую и Ахтубинскую епархии. Главой Астраханской митрополии назначен Преосвященный Астраханский и Камызякский Иона. В Томской области в административных границах Александровского, Бачкарского, Верхнекетского, Каргасокского, Колпашевского, Кривошеинского, Молчановского, Парабельского и Чаинского районов, а также городского округа Стрежевой Томской области, образованная Колпашевская епархия, выделенная из состава Томской епархии. Епархиальному архиерею Колпашевской епархии Синод постановил иметь титул «Колпашевский и Стрежевской». Епископом Колпашевским и Стрежевским избран архимандрит Силуан (Вьюров), клирик Томской епархии. В пределах Томской области образована Томская митрополия, включающая в себя Томскую и Колпашевскую епархии. Главой Томской митрополии назначен Преосвященный Томский и Асиновский Ростислав. Кроме того, Синод избрал иеромонаха Диодора (Исаева), клирика Симбирской епархии епископом Мелекесским и Чердаклинским. Также викарием Костромской епархии с титулом Макарьевский избран игумен Ферапонт (Кашин), клирик Костромской епархии. Синод принял несколько важных кадровых решений. Преосвященным Орехово-Зуевским, викарием Московской епархии, постановлено быть епископу Смоленскому и Вяземскому Пантелеимону с освобождением его от управления Смоленской епархией. Епископом Смоленским и Вяземским избран игумен Исидор (Тупикин), наместник Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря города Москвы. Отец Исидор (Тупикин) освобожден от должностей наместника Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря города Москвы и заместителя председателя Синодального отдела по делам молодежи. На эту должность назначен игумен Петр (Еремеев), ректор Российского православного университета, клирик города Москвы.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/03/13/pe...

Серьезные изменения в жизни епархии произошли в царствование Петра I . В 1697 г. царь запросил сведения о том, сколько архиерейский дом и мон-ри имеют угодий, сколько в них людей и какие тратятся суммы на их содержание. В том же году по указу царя астраханский воевода И. А. Мусин-Пушкин изъял из архиерейской казны 10 тыс. р., взамен архиерейский дом стал получать на содержание по 1996 р. 16 алт. и 4 деньги в год. С 16 астраханских городских церквей впервые была собрана церковная дань, всего же по епархии данью было обложено 25 церквей. Начиная с 1697 г. Астраханским митрополитам было вменено в обязанность отсылать в Москву годовые приходные и расходные книги, с полученных духовенством доходов от продажи рыбы было велено брать пошлины. В 1700 г. астраханский Троицкий мон-рь, долгие годы обеспечивавший своей хозяйственной деятельностью содержание епархии, был передан в ведение подмосковного Троице-Сергиева мон-ря, к к-рому отошли все строения, угодья, учуги, рыбные ловли и соляные промыслы, ранее принадлежавшие астраханской обители. В 1705 г. правительство сократило выплаты содержания астраханским монахам и архиерейским приказным людям. В том же году в Астрахани вспыхнул бунт, инициатором к-рого стал архимандрит Вознесенского мон-ря Рувим. Причиной бунта помимо ухудшения экономического положения населения явилась борьба правительства со старообрядчеством , широко распространенным в крае. В 1707-1708 гг. Поволжье было вовлечено в восстание под предводительством К. Булавина. Несмотря на социальную напряженность на Н. Волге, правительство Петра продолжало сокращать расходы на содержание духовенства Астраханской епархии. Спустя 2 года после смерти митр. Сампсона († 1714) в Астрахань был назначен уже не митрополит, но епископ - Иоаким. В 1721 г. был упразднен астраханский Сретенский мон-рь, в 1723 г.- астраханский во имя Иоанна Предтечи мон-рь (восстановлен в 1727), ранее был закрыт Вознесенский мон-рь, загородные Воскресенский и Покровский мон-ри были приписаны к архиерейскому дому, из доходов к-рого должны были получать содержание. В царицынском Троицком мон-ре в 1720 г. жили архимандрит и 3 монаха, в июле 1722 г. царицынский архимандрит был переведен в Астрахань и мон-рь остался без настоятеля. Упадок церковной жизни наблюдался и в др. городах епархии.

http://pravenc.ru/text/76736.html

Затем с балкона Патриарших покоев Предстоятель Русской Церкви обратился к иерархам, духовенству и верующим с Первосвятительским словом . В день праздника по традиции богослужения совершались во всех храмах Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московских духовных школ. В Троицком соборе Божественную литургию возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; в Сергиевском трапезном храме — митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ; в Духовском храме — митрополит Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; в Покровском академическом храме — митрополит Минский и Заславский Павел , Патриарший экзарх всея Беларуси; в храме преподобного Иоанна Лествичника — митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий , глава Среднеазиатского митрополичьего округа ; в Черниговском скиту — митрополит Астраханский и Камызякский Никон . Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Фотоальбоми в молебень в день мощей прп. Радонезького. Нагородження У день пам " преподобного Радонезького Предстоятель Церкви звершив в за темою Приходы Северодонецкой епархии передают помощь в больницы. Информационная сводка о помощи беженцам (от 10 апреля 2024 года) [Стаття] ЖУРНАЛ Священного Синода от 10 апреля 2024 года [Документи] Пензенская епархия доставила помощь беженцам в два пункта временного размещения. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-8 апреля 2024 года) [Стаття] Кирил благословив повернутися до В сиропусну, день пам " князя Московського, Кирил звершив в Даниловому в день пам " князя Московського в Даниловому У сиропусну, день пам " князя Московського, Кирил звершив в Даниловому Митрополит Каширський Феогност Божественну в в день пам " засновника з ключовими словами життя – престольне свято   новини Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського У Торжества Православ " я Кирил звершив в Христа Спасителя та очолив на Раменського Кирил очолив чин наречення на Раменського, Петра (Зобова) на Кудимкарського, (Тихонова) на Колпашевського Торжества Православ " я Кирил звершив всеношну в Христа Спасителя в У п " ятницю Великого посту Предстоятель Церкви звершив Передосвячених у Христа Спасителя У четвер Великого посту Кирил звершив " я з читанням Великого канону прп.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4963981...

Астраханский кремль Астраханский кремль Значительная удаленность Астраханского края от центра, постоянная военная опасность со стороны крымских татар, степняков отрицательно сказывались на жизни региона, в т. ч. церковной. Единственным относительно стабильно развивавшимся рус. поселением была Астрахань. Большинство жителей крепостей составляли служилые люди - годовальщики, гулящие люди и казаки, местные храмы не имели устойчивых приходов и содержались в основном за счет руги. Астраханские мон-ри в отличие от мон-рей центральных районов России из-за постоянной военной опасности не создали стабильного хозяйства. Чрезвычайно тяжелы были для Астраханского края последствия Смутного времени : Царицынская и Саратовская крепости были полностью уничтожены, Астрахань и Терская крепость обезлюдели, Троицкий мон-рь был разграблен, сильно пострадал Спасский мон-рь. В течение 9 лет после кончины свт. Феодосия († 1606) Астраханская кафедра вдовствовала, лишь в 1615 г. в Астрахань прибыл новый архиеп. Онуфрий . В память об освобождении Астрахани от войск И. М. Заруцкого и М. Мнишек воздвигли ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. Благодаря правительственной поддержке епархиальное хозяйство в 20-50-х гг. XVII в. было быстро восстановлено. Основным источником дохода для архиерейского дома и мон-рей являлись не земли, как в Центр. России, а рыбные и соляные промыслы, известны случаи пожалования рыбными ловлями также белого духовенства. Мон-ри осваивали территории, прилегающие к городу, возле мон-рей возникали слободки, где жили монастырские слуги. В сер. XVII в. в Астрахани существовало 5 мон-рей и ок. 20 церквей. Ситуация вне Астрахани и ее округи была совершенно иной, число поселений в Н. Поволжье увеличилось незначительно. В Терках в 1-й пол. XVII в. упоминаются соборная Воскресенская ц. и Благовещенский мон-рь, в Царицыне - ц. во имя Иоанна Предтечи и мон-рь во имя Пресв. Богородицы, в Саратове - Богородичный и Крестовоздвиженский мон-ри, в Чёрном Яру и Красном Яру имелось только по соборной церкви. Несмотря на малочисленность, уже в то время мон-ри и храмы А. е. превратились в центры духовного просвещения края. На богомолье в Астрахань и Царицын приезжали не только жители окрестных поселений, но и казаки, христиане из Закавказья. Духовенство Астраханской епархии развернуло активную миссионерскую деятельность среди степняков.

http://pravenc.ru/text/76736.html

В 1823 г. при архиерейской кафедре было открыто попечительство о бедных духовного звания, в 1877 г. еп. Герасим (Добросердов) учредил епархиальный дом призрения бедных духовного звания и при нем вскоре был создан детский приют. В 1896 г. открылся епархиальный свечной завод. В 1903 г. в епархии насчитывалось: 231 церковь, в т. ч. 6 соборных, 9 монастырских, 173 приходские, 3 при казенных и богоугодных заведениях, 2 домовые, 4 кладбищенские, 4 миссионерские, 1 походная, 29 приписных, а также 27 часовен и молитвенных домов; церковно- и священнослужителей (за исключением монашествующих) - 695 чел. В 1910 г. стараниями владыки Георгия (Орлова) в епархии появилась плавучая ц. во имя свт. Николая Мирликийского для окормления рыбаков в море (существовала до 1916). В 1902 г. св. прав. Иоанн Кронштадтский освятил в Астрахани храм во имя св. равноап. кн. Владимира, построенный в память 900-летия Крещения Руси. В 1912 г. в епархии началась подготовка к прославлению митр. Иосифа. Прот. И. Саввинский выпустил брошюру «Святитель Иосиф, митрополит Астраханский», где собрал сведения о чудесных исцелениях по молитвам к священномученику, в том же году по инициативе еп. Феофана (Быстрова) синодальная комиссия вскрыла гробницу митр. Иосифа для освидетельствования мощей. Решение о канонизации сщмч. Иосифа принял Поместный Собор РПЦ в 1918 г. Указ Патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Белавина) и Свящ. Синода об общерус. почитании сщмч. Иосифа был получен в Астрахани в 1919 г. 1918 - 1990 гг. В кон. 1917 г. была закрыта Астраханская ДС, в дек. вышел последний номер «Астраханских ЕВ». В 1918 г. прекратили существование Астраханская консистория и епархиальное жен. уч-ще, дом соборного духовенства в кремле был занят Реввоенсоветом, закрыли Успенский кафедральный собор. Архиерейский дом стал резиденцией коменданта кремля, помещения семинарии и Спасо-Преображенского мон-ря были заняты курсами красных командиров. Храмы кремля стали использоваться как хозяйственные помещения для армейских нужд.

http://pravenc.ru/text/76736.html

В сент. 1918 г. в Астрахани возник Епархиальный союз церквей во главе с Царёвским еп. Леонтием (Вимпфеном) , союз провозгласил своей задачей демократизацию Церкви и ограничение власти архиереев. Астраханский архиеп. Митрофан (Краснопольский) прекратил общение со своим викарием. В 1919 г. началась кампания по очистке края от контрреволюционных сил, в ходе к-рой были расстреляны причт и совет церкви с. Карантинного (11 чел.), староста астраханской Владимирской ц., 23 июня расстреляли архиеп. Митрофана и еп. Леонтия. Епископов обвинили в причастности к контрреволюционной группе «Цианистый калий», к-рая якобы имела цель отравить военное руководство города и часть личного состава воинских частей. До назначения правящего архиерея Патриарх Тихон возложил управление Астраханской епархией на викарного Енотаевского еп. Анатолия (Соколова) . После перевода в марте 1920 г. на Астраханскую кафедру архиеп. Палладия (Соколова) еп. Анатолий был назначен еп. Царёвским, спустя 3 месяца архиеп. Палладий скончался и еп. Анатолий вновь встал во главе епархии. Проповеди еп. Анатолия, в к-рых архиерей объяснял происходившие в России события как борьбу Бога с антихристом , послужили поводом для обвинения еп. Анатолия в подстрекательстве к беспорядкам в отдельных городах и селениях края. Объезд архиереем епархии в 1920 г. закончился акциями гражданского неповиновения, после чего были проведены массовые аресты священнослужителей. В кон. 1921 г. на Астраханскую кафедру был назначен архиеп. сщмч. Фаддей (Успенский) , до апр. 1922 г. остававшийся в Москве, где он был арестован. В нач. мая в Астрахани началось следствие по делу еп. Анатолия (Соколова), ключаря кафедрального собора о. Димитрия Стефановского и др., обвиненных в сопротивлении изъятию церковных ценностей . В июле 1922 г. еп. Анатолий уклонился в обновленчество и создал раскольнический «епархиальный совет». Обновленцы при поддержке властей заняли часть храмов епархии. В июне 1923 г. общегородское собрание духовенства и мирян постановило считать еп. Анатолия отпавшим от правосл. Церкви и прервать с ним общение, в ответ епископ запретил большинство астраханского духовенства в священнослужении. Осенью 1923 г. церковноприходской совет, в к-рый входили представители всех правосл. общин Астрахани, направил прошение Патриарху Тихону с просьбой назначить др. епископа.

http://pravenc.ru/text/76736.html

   001   002     003    004