Патриарший наместник Московской епархии возглавил торжества по случаю 30-летия воскресной школы Новодевичьего монастыря 21 октября 2019 г. 17:04 20 октября 2019 года, в Неделю 18-ю по Пятидесятнице, годовщину 30-летия открытия воскресной школы Богородице-Смоленского Новодевичьего женского монастыря г. Москвы, Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий возглавил Божественную литургию в Успенском храме обители. Богослужебные песнопения вместе с хором Новодевичьего монастыря исполнял хор воскресной школы обители под управлением А.В. Швецовой. За Божественной литургией Патриарший наместник Московской епархии рукоположил иподиакона Алексия Ильина в сан диакона. По окончании богослужения владыка Ювеналий обратился к собравшимся с архипастырским словом: «Дорогие братья и сестры! Каждое воскресенье у нас совершается торжественная служба, но сегодняшний день мне напомнил Пасху. Храм был переполнен молящимися, собралось множество детей, пели два хора. На правом клиросе пел хор воспитанников нашей воскресной школы. Сегодня мы отмечаем 30-летие воскресной школы при Новодевичьем монастыре. Вы слышали Евангельские слова Спасителя: " Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие " (Мк. 10:14). Эти слова особенно трогают нашу душу. Спаситель заповедал в первую очередь обращать внимание на детей. Слава Богу, что в наше время мы имеем возможность воспитывать детей в духе православной веры, и сегодня за Божественной литургией мы видим плоды этого воспитания. В трапезных палатах открыта выставка, посвященная нашей воскресной школе. А через час там состоится встреча с учащимися, и каждый из вас, кто имеет интерес и желание, приглашаются на выставку и на детский концерт. Я поздравляю всех вас с праздником, причастников и причастниц — с принятием Святых Христовых Таин. На всех вас призываю Божие благословение». В тот же день в трапезных палатах Успенского храма состоялся праздничный концерт, который посетили митрополит Ювеналий, настоятельница Новодевичьей обители игумения Маргарита (Феоктистова), клирики монастыря, преподаватели и учащиеся воскресной школы, их родители и родственники, выпускники школы разных лет и гости. Со вступительным словом к собравшимся обратилась директор воскресной школы Е.М. Елисеенкова. После демонстрации фильма о воскресной школе состоялся концерт, в котором приняли участие преподаватели и учащиеся.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Святитель Николай пламенно желал, чтобы Страна восходящего солнца обрела еще одного миссионера, а сам владыка – встретил бы в нем соратника и сподвижника: «Горячо молился я стоящему в иконостасе против клироса святому апостолу Павлу, чтоб он исходатайствовал у Бога миссионера для Японии. Хоть бы одного-то послал Господь по молитвам святого апостола Павла, так побившего язычников!» (25 декабря 1903 г./7 января 1904 г.). Но лишь в 1908 году Япония увидела такого миссионера – им стал епископ Сергий (Тихомиров), послуживший Японской Церкви до самой смерти в 1945 году. В январе 1912 года владыка Николай встречал последнее Рождество в Японии. «Служили с 9 часов литургию: я, преосвященный Сергий и иереи. Собор был полон молящихся. У меня были силы и голос громкий. После литургии многочисленные поздравления христиан, церковнослужащих и певчих. Церковнослужащие приглашены на чай в клубную комнату; певчим, пропевшим тропарь и кондак, дано на “кваси”… Потом было поздравленье воскресной школы; тоже пропели тропарь и кондак… дано на “кваси”: сколько кому лет – столько сен и апельсин…» (25 декабря 1911 г./7 января 1912 г.). Через полтора месяца 3/16 февраля 1912 года архиепископ Николай Японский отошел ко Господу. Стараниями преемника архипастыря, митрополита Сергия (Тихомирова), Японская Православная Церковь продолжала свою миссионерскую деятельность в языческой по духу Японии. В 1930-е годы празднование Рождества Христова стали праздновать 24 декабря по григорианскому календарю, чтобы верующие могли участвовать в традиционных встречах Нового года на службе и в кругу семьи. Однако перенос даты не изменил сути и духа праздника: в токийском кафедральном соборе и в каждом из приходов православной Японии совершается торжественное богослужение, часто бывают крещения взрослых и детей, приуроченные к празднику. В приходах организуются рождественские ёлки и представления для детей, проходят совместные встречи прихожан. Особенно величественно Рождество встречается в Токио. В традиционной рождественской ёлке в доме для собраний верующих, названном в честь равноапостольного миссионера Николай-кайкан, ежегодно собирается более 100 человек. Это и самые юные малыши, и чуть более взрослые слушатели воскресной школы, и старшеклассники – выпускники воскресной школы, и члены молодежного православного общества при соборе. начинается с молитвы и беседы священника, затем следуют приветственные слова самих детей. После ученики воскресной школы отвечают на вопросы по евангельской истории, подготовленные не только взрослыми, но и недавними выпускниками воскресной школы. Для детей и родителей готовятся «священные картины» – повествование о Рождестве Спасителя, искусно изображенное на листках бумаги. И конечно же, все малыши получают рождественские подарки. Подобные ёлки бывают и в каждом из больших и маленьких приходов Японии.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Епископ Зарайский Марк посетил с архипастырским визитом Филадельфию и Балтимор 20 декабря 2006 г. 11:50 16 — 17 декабря, в дни, когда Церковь молитвенно чтит святую великомученицу Варвару, Управляющий Патриаршими приходами в США епископ Зарайский Меркурий с архипастырским визитом посетил Свято-Андреевский собор города Филадельфии и Свято-Троицкую церковь города Балтимора. За всенощным бдением в Андреевском соборе епископу Меркурию сослужили: настоятель собора протоиерей Марк Шинн, священник Алексий Бочарников, настоятель Никольской церкви г. Рединга священник Андрей Агеев, протодиаконы Михаил Стулпин и Игорь Паначев. Пение за богослужением совершалось на два хора, в которых принимали участие регента и певчие филадельфийских приходов Православной Церкви в Америке и РПЦЗ. После богослужения владыка обратился к молящимся с архипастырским словом, в котором особо отметил, что «святая великомученица Варвара пришла к обретению веры в Единого Истинного Бога только лишь через созерцание сотворенного Богом окружающего мира. Памятуя о ее подвиге, и нам надлежит более внимательно относиться к творению Божию, особенно к людям, которые рядом с нами, потому, что через них нам открывается Господь». За вечерним чаем в доме настоятеля с духовенством было обсуждено много пастырских и приходских вопросов. В самый воскресный день владыка совершил Божественную Литургию в Троицкой церкви г. Балтимора. По доброй традиции прихожане встретили Преосвященного с хлебом-солью, а дети приходской школы преподнесли цветы. Затем владыка и сослужащее ему духовенство совершили Божественную Литургию. По окончании Литургии, принимая во внимание многочисленные просьбы настоятеля и прихожан, епископ Меркурий передал в Троицкую церковь частицу святых мощей великомученицы Варвары. Это особенно знаменательно, что в этом году исполняется 1700 лет со времени мученической кончины святой, а так же и тем, что святая Варвара, обретя веру, исповедовала Бога в Троице славимого. По благословению владыки на приходе будет написана икона святой великомученицы Варвары, в которую будет помещен ковчег с частицей ее святых мощей, а в Троицкой церкви ежегодно в день памяти святой будет совершаться всенощные бдения и Литургия. Приветствуя настоятеля священника Иоанна Васса и молящихся с праздником, владыка отметил архиерейскими грамотами особо потрудившимся членов прихода. Затем в приходском зале состоялась общая приходская трапеза. Сайт Русской Православной Церкови в США /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/172822.htm...

Архипастырь любил сидеть в классе во время урока, слушать ответы учеников. Иногда он посещал и экзамены. Протопресвитер Г. Шавельский вспоминал, что владыка вопросов не задавал, а только хвалил и отвечавших, и преподавателя. А иеромонах Николай (Шелехов) оставил такую запись: «Владыка мне сам рассказывал, что во время экзаменов он непрестанно и усердно молился за отвечающего ученика» 8 . По окончании занятий все дети собирались в одном из классов, где иерарх произносил речь. «Деточки мои!» – так обращался архипастырь к детям. Но главным для владыки было богослужение. Духовные чада говорили, что оно было нужно ему, как воздух. Благодаря иерарху с начала 1920-х гг. и вплоть до 1968 г. службы в русском храме совершались каждый день, утром и вечером. Сам архипастырь неукоснительно служил во все воскресные и праздничные дни, а по четвергам всегда читал акафист святителю Николаю Чудотворцу. Службы епископ Серафим совершал спокойно и благоговейно. Большое внимание епископ уделял живому пастырскому слову. Проповедовал он после каждого богослужения. Проповедь обычно не была слишком длинной, всегда была простой и без внешних эффектов. «Поменьше своемудрия, побольше простоты», – нередко повторял архипастырь слова праведного Иоанна Кронштадтского . Но эта простая проповедь оказывала на людей сильнейшее воздействие. Не раз случалось, что после архиерейской проповеди на Прощеное воскресенье старые враги у всех на глазах бросались друг к другу и в слезах просили прощения. Владыка любил ссылаться в проповеди на жития святых и подвижников благочестия. Вообще «Жития святых» святителя Димитрия Ростовского были любимым чтением архипастыря. Многотомное собрание «Житий» он в течение жизни перечитал одиннадцать раз. Это произведение иерарх называл благодатным дождем, который освежает, ободряет и радует душу. «Читая жития святых, я как в раю находился», – говорил архипастырь. Полюбили прихожане и наставления своего владыки. Он обращал внимание, что главное в человеке – смирение. «Смирение есть якорь спасения, оно является основой всех христианских добродетелей».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

До конца дней своих епископ Серафим оставался на должности управляющего русскими приходами в Болгарии, сначала в юрисдикции Русской Зарубежной Церкви, затем в юрисдикции Московского Патриархата. Местом служения епископа Серафима стал храм святителя Николая на бульваре Царя Освободителя. Кроме этой церкви, в подчинении епископа Серафима оказалось несколько приходов и Спасский (Александро-Невский) монастырь в Ямболе. В 1921 году при Никольском храме было образовано братство, которое заботилось о материальном обеспечении нетрудоспособных прихожан. Архипастырь организовал также комитет по сбору помощи в поддержку русских монахов Афона, которые после революции находились в тяжелом положении, испытывали притеснения греческого правительства и часто голодали. Тяжелая болезнь (туберкулез) не препятствовала епископу Серафиму регулярно совершать богослужения. Архипастырь неукоснительно служил во все воскресные и праздничные дни, а по четвергам читал акафист святителю Николаю. Большое внимание владыка Серафим уделял церковному хору. В результате хор при его жизни стал одним из лучших в Болгарии. По свидетельству духовных чад архипастыря, богослужение, как и частная молитва, были для него необходимы, как дыхание. Занимался архипастырь Иисусовой молитвой. Иерарх поддерживал тесные связи с монахами Святой Горы Афон, в основном из Андреевского и Ильинского скитов. На Святой Горе хорошо знали архипастыря. Когда русские афонские монахи проезжали через Болгарию, они всегда останавливались у владыки Серафима. Один из них, иеросхимонах Кассиан, часто ездил через Софию в Прикарпатье, где был духовником одного из монастырей. Впоследствии старец Кассиан говорил духовным детям епископа Серафима: «Ваш владыка — святой жизни. Никогда больше не встречал таких архиереев». Но особенно близким иерарху стал афонский старец иеросхимонах Лот из Крестовоздвиженского скита. У него архипастырь исповедался в течение долгих лет. Несмотря на занятость, владыка Серафим всегда находил время для чтения душеполезной литературы. Очень любил иерарх читать жития святых. В течение жизни он 11 раз полностью прочитал 12-томное собрание «Житий святых» святителя Димитрия Ростовского. «Читая жития, будто в раю находился», — рассказывал архипастырь.

http://patriarchia.ru/db/text/4367136.ht...

" Чтить воскресный день " июля 2017 Митрополит Варсонофий возглавил Всенощное бдение в храме на Большеохтинском кладбище В канун Недели 7-й по Пятидесятнице, праздника Коневской иконы Божией Матери , 22 июля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Всенощное бдение в храме святителя Николая Чудотворца на Большеохтинском кладбище . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель протоиерей Геннадий Гордеев с клиром и другие священнослужители. По окончании богослужения митрополит обратился к верующим с архипастырским словом. " За утренним богослужением мы слушали евангельское чтение, в котором рассказывалось о первом посещении апостолами Петром и Иоанном Богословом гроба Господня, - сказал владыка. - Заканчивались три дня народного умопомрачения с того момента, как народ выпросил у Пилата разбойника Варавву, а Спасителя, своего благодетеля, предал на смерть " . Митрополит напомнил, что когда Мария Магдалина пришла ко гробу, была еще тьма, только начинался воскресный день. Она увидела, что камень отвален от гроба, не найдя тела Спасителя, побежала к апостолам и сообщила им тревожную весть: " Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его " (Ин. 20:2). Как только начался рассвет, апостолы Петр и Иоанн Богослов побежали наперегонки ко гробу. Первым прибежал Иоанн, но побоялся войти во гроб, подождал Петра, тот вошел во гроб, увидел пелены лежащие и плат, отдельно свитый на особом месте. Тогда вошел Иоанн, увидел и уверовал. " А апостол Петр еще размышлял, сомневался, когда возвращался домой, - подчеркнул архипастырь. - С тех пор понеслись радостные и тревожные вести, кто-то видел Господа, кто-то не узнал его. Но главное, что апостолы очнулись, а вместе с ними и мир. Что мы сделали? Как можно жить без Мессии? Без веры в Спасителя? Это же невозможно. Что мы совершили? Люди стали приходить в себя, веровать, а некоторые и не веровать, но стали прозревать, что Христос воскрес " . " Мы все знаем эти события, но Святая Церковь напоминает нам в воскресный день, чтобы мы не проходили мимо этого дня. Многие сейчас проходят мимо Гроба Господня, видят и не веруют, не видят и не веруют. И тем самым обрекают себя на безутешный отход из этой жизни. Они не понимают, что значит уйти в тот мир, так и не поверив в Господа. Слава Богу, мы встретились с воскресшим Спасителем, уверовали в Него и с надеждой будем ожидать своего воскресения, когда нас положит так же, как на кладбище у этого храма лежат наши собратья. Для нас эта надежда на воскресение - большая радость. Этой радости никто от нас не может отнять " , - заключил митрополит Варсонофий.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

В праздник Введения Богородицы во храм архипастыри Казахстанского митрополичьего округа совершили Литургию в алма-атинском храме в честь Собора Пресвятой Богородицы 4 декабря 2021 г. 16:35 4 декабря 2021 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную литургию в алма-атинском храме в честь Собора Пресвятой Богородицы. Его Высокопреосвященству сослужили архипастыри Казахстанского митрополичьего округа : архиепископ Уральский и Актюбинский Антоний ; управляющий делами Казахстанского митрополичьего округа епископ Каскеленский Геннадий ; епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава ; епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион . В числе сослуживших также: настоятель Никольского собора, благочинный приходов Алма-Аты митрофорный протоиерей Валерий Захаров; благочинный приходов города Уральска, личный секретарь управляющего Уральской епархией архимандрит Дионисий (Козулев); председатель отдела религиозного образования и катехизации Казахстанского митрополичьего округа, настоятель храма протоиерей Евгений Бобылев; ключарь Успенского кафедрального собора города Нур-Султан протоиерей Димитрий Байдек; настоятель Богоявленской церкви Южной столицы Казахстана протоиерей Валерий Шаврин; ключарь Петропавловского храма города Алма-Аты протоиерей Кирилл Шкляр; духовенство храмов города, клирики Вознесенского кафедрального собора, священнослужители, прибывшие с гостями-архипастырями. По благословению митрополита Александра на Литургию был доставлен ковчег с частью Пояса Пресвятой Богородицы. Песнопения богослужения исполняли мужской хор Алма-Атинской епархии под управлением К. Быкова и смешанный хор храма под управлением Н. Лукьянова. За богослужением молились: Заслуженный деятель искусств России О.Н. Овчинников — секретарь Казахстанского митрополичьего округа, регент митрополичьего хора, член Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения ; сотрудники Алма-Атинского епархиального управления, преподаватели и учащиеся богословско-миссионерского факультета Алма-Атинской православной духовной семинарии , преподаватели и учащиеся приходской воскресной школы имени апостола Иоанна Богослова, прихожане.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Относительно особенностей совершенья вечерни и утрени в памятниках конца XI и всего XII века мы находим только одну краткую заметку одного из первых наших архипастырей в его церковном правиле. «В церкви, во время пения: «Воскресни Господи», «Всякое дыхание», «аллилуйя и вечерних прокимнов», читаем в церковном правиле митрополита Иоанна черноризцу Иакову, «иереи же и архиреи могут сидеть, а бельцы или простецы никак, разве то будет князь или пророк». 160 Относительно особенностей отправления часов, повечерия и полунощницы мы не находим ни малейшего указания ни в богослужебных книгах, дошедших до нас от XII века, ни в посланиях наших первых архипастырей, ни в других памятниках нашей первой письменности; но зато довольно полны сведения относительно особенностей порядка совершения литургии в то время. Литургия в конце XI и в XII веках, как и в настоящее время, совершалась у нас на одном престоле только один раз в день. Относительно этого мы находим ясные свидетельства в письменных произведениях двух наших архипастырей, живших в рассматриваемое нами время. Митрополит Георгий в своем «стязании с латиною» говорит о латинянах: «На святой литургии не совершают ни великого, ни малого выхода и службу творят не в олтаре, а во всей церкви, три, четыре и пять раз в один день в той же церкви». 161 Еще яснее об этом говорить митр. Никифор в своем послании к муромскому князю Ярославу о вере Варяжской. «Те же (т. е. латиняне), пишет названный митрополит к этому князю, в одной церкви совершают литургию два, три и четыре раза в один день, что неправильно. В одной церкви, если будет один олтарь, следует и одну литургию творить и по чину одну литургию петь». 162 Этот же митрополит в другом своем послании к неизвестному князю о том же предмете говорит, что латиняне «в одной церкви (разумеется при одном престоле) литургию творят до трех раз в один день, – что неправильно. 163 Пред литургией в рассматриваемое нами время священнику полагалось читать особые молитвы, как за себя, так и за входящих в церковь , и за живых и умерших. 164 В известных нам древних греческих списках литургии Златоуста мы находим только одну из тех молитв, именно молитву «за входящия в церковь », где она надписывается Εχ τς εσδου. 165 Молитвы эти, быть может, заменяли наши нынешние входные молитвы, которых в то время не полагалось. После этих молитв следовало облачение священнослужащих без чтения каких бы то ни было молитвенных возглашений и за ним непосредственно проскомидия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В праздник Вознесения Господня митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Литургию в Троицком храме подмосковного Пушкино и открыл новое здание приходской воскресной школы 26 мая 2015 г. 11:57 21 мая 2015 года, в праздник Вознесения Господня, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную литургию в Троицком храме подмосковного города Пушкино. Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный церквей Шатурского округа Московской областной епархии архимандрит Никон (Матюшков); благочинный церквей Ивантеевского округа протоиерей Иоанн Монаршек; благочинный церквей Мытищинского округа протоиерей Димитрий Оловянников; временно исполняющий обязанности секретаря Московского епархиального управления протоиерей Алексий Михаленя; благочинный церквей Пушкинского округа, настоятель Троицкого храма города Пушкино протоиерей Иоанн Монаршек, благочинный церквей Химкинского округа протоиерей Артемий Гранкин; благочинный церквей Сергиево-Посадского округа священник Александр Колесников, а также духовенство Пушкинского благочиния. На богослужении присутствовали глава Пушкинского района А.В. Тропин, глава г. Пушкино С.И. Гулин, а также благотворители храма. После сугубой ектении митрополит Ювеналий вознес молитву о мире на Украине. По завершении богослужения к Его Высокопреосвященству с приветствием обратился настоятель Троицкого храма протоиерей Иоанн Монаршек. На молитвенную память он преподнес архиерею образ святого равноапостольного великого князя Владимира. Митрополит Ювеналий приветствовал всех собравшихся с праздником и обратился с архипастырским словом. Митрополит Ювеналий вручил настоятелю храма, благочинному церквей Пушкинского округа протоиерею Иоанну Монаршеку медаль Московской епархии «За усердное служение» III степени. Также архипастырь вручил Патриаршие и епархиальные награды особо потрудившимся в строительстве здания воскресной школы. После награждения митрополит Ювеналий обратился к празднующему 35-летие хиротонии благочинному церквей Ивантеевского округа протоиерею Иоанну Монаршеку. Его Высокопреосвященство преподнес юбиляру памятный крест и книгу.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

В Калужской епархии состоялось открытие Успенской женской обители 6 июня 2019 г. 18:18 5 июня 2019 года в селе Гремячево (Перемышльский район Калужской области) состоялось торжественное открытие Успенского Гремячева женского монастыря. Решение об открытии монастыря было принято на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 30 мая сего года ( журнал 66 ). На должность игумении этого монастыря была назначена монахиня Михаила (Осипова). Митрополит Калужский и Боровский Климент совершил в храме в честь Успения Пресвятой Богородицы Божественную литургию. Главе Калужской митрополии сослужили архимандрит Мелхиседек (Артюхин), секретарь Калужской епархии игумен Мефодий (Пронькин), благочинный Перемышльского округа иеромонах Василий (Скоренко), руководитель епархиального отдела по информационной и издательской деятельности иерей Илия Комягин, иерей Павел Жаров, протодиакон Алексий Хамтев, протодиакон Сергий Комаров. За богослужением молились настоятельница Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря игумения Николая (Ильина), настоятельница Казанского женского монастыря игумения Анастасия (Мордмилович), настоятельница женского монастыря в честь Калужской иконы Божией Матери игумения Параскева (Ляхова), настоятельница Успенского Феклиного монастыря игумения Виталия (Кочетова), многочисленные паломники и сестры обителей Калужской и Козельской епархий. На малом входе митрополит Климент возвел монахиню Михаилу (Осипову) в сан игумении. После Пасхального крестного хода владыка Климент вручил матушке игуменский жезл. Архипастырь поздравил всех молящихся с торжественным событием и произнес проповедь. Особое внимание архипастырь обратил на духовное значение монастыря. Игумения Михаила (Осипова) посвятила свою жизнь восстановлению порушенной обители. Вместе с сестрами, которые подвизаются в новообразованном монастыре, матушка Михаила несет непрерывное послушание. Она стала примером не только для сестер, но и для жителей села, в котором располагается монастырь. Новый статус обители является свидетельством больших трудов, которые в будущем должны только возрастать. Владыка митрополит отметил сплоченность игумений монастырей Калужской митрополии, прибывших поддержать и поздравить матушку Михаилу. Новообразованной обители архипастырь передал икону Успения Божией Матери и собрание творений Святых Отцов. Воспитанники монастырской воскресной школы поздравили главу митрополии, прочитав стихи и исполнив песни. Владыка Климент поблагодарил юных прихожан обители и вручил им сладкие подарки. Калужская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010