Все эти годы Алексий II с присущей ему ответственностью продолжал нести и свое архипастырское служение. Он совершал богослужения и закладывал камни в основание новых храмов и часовен, открывал воскресные школы, детские интернаты, церковные больницы и другие богоугодные заведения, освящал боевые корабли и железнодорожные храмы-вагоны, приходил в камеры к тем, кто томится в заключении, напутствовал фестивали духовной музыки и православного кино, выступал на различных форумах, конференциях и симпозиумах... А ведь помимо этого есть еще каждодневная, текущая работа — встречи с руководителями Синодальных отделов, переговоры с представителями государственных структур, приемы иностранных делегаций. И, конечно же, — руководство Московской епархией (в непосредственном ведении Патриарха, как правящего архиерея, находится более 600 столичных храмов и часовен, а также 25 ставропигиальных монастырей, в число которых входят 4 мужские и 4 женские обители в Москве). Вдумаемся, сколько же сил, воли и энергии нужно человеку, чтобы каждодневно, из года в год вершить подобное, жить в таком напряженном ритме!.. В канун этого года в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с министром транспорта РФ И. Левитиным. Игорь Левитин рассказал о планах Минтранса по строительству автомобильных дорог и развитию транспортной инфраструктуры. Кроме того, обсуждались планы Минтранса по строительству скоростной автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург. Святейший Патриарх обратил внимание на большие трудности для верующих, создаваемые тем, что не везде есть удобные подъездные дороги к храмам. Как отметил Патриарх, вдоль будущей трассы находится немало храмов, многие из которых представляют большую историческую ценность и нуждаются в реставрации. С транспортниками, и в первую очередь с железнодорожниками, у Предстоятеля Русской Православной Церкви давно уже сложились добрые взаимоотношения, которые могут служить примером успешного соработничества Церкви и государства.

http://patriarchia.ru/db/text/24130.html

«Не нахожу слов для выражения Вашему Высокопреосвященству самой искренней и глубокой благодарности за Ваше Архипастырское благосклонное внимание ко мне которого я признаю себя совершенно недостойным. Сегодня, 15-го января, профессор нашего Лицея, Андрей Николаевич 482 , передал мне Ваше Архипастырское благословение и вместе предложение быть помощником Вашего Высокопреосвященства по Архипастырскому служению. Предложение это для меня столь важно, что требует серьезного и внимательного размышления с моей стороны. Конечно, пользуясь всегда особенною благосклонностью и расположением Вашего Высокопреосвялценства, я счел бы за великое счастье служить под Вашим мудрым и опытным руководством. Но, к несчастью, я встречаю много препятствий к принятию сделанного Вами мне предложения. Во 1-х Архипастырский сан по идее столь высок и важен, что едва ли человеческих сил, самых лучших и высших, достаточно для того, чтобы, хотя сколько-нибудь, соответствовать ему в самой жизни и деятельности. Особенно я считаю это трудным для себя при действительной слабости своих сил, душевных и телесных. Во 2-х, немало смущает меня и то, что для получения высоких почестей и преимуществ, соединенных с архиерейскиим саном, я должен принять монашество и при этом отречься от всяких почестей и преимуществ в мире. Многие, особенно из светских лиц, не без основания, видят в этом явное противоречие. Наконец, в 3-х, настоящая служба моя при Демидовском Лицее столь выгодна и не обременительна для меня, что слишком нежелательно было бы оставлять ее. При трех лекциях в неделю и совершении богослужений только в воскресные и праздничные дни я получаю 1800 руб. сер., при казенной квартире. Кроме того в июне истекшего года я представлен к пенсии в 1600 руб., согласно с новым уставом нашего Лицея. В феврале, по словам г. Директора Лицея, можно ожидать назначения мне этой пенсии. Таким образом, вместе с жалованьем я буду получать 3400 р. Оставить столь выгодную службу не совсем хотелось бы. Особенно тяжело лишиться пенсии, которую я выслуживал в течении 30-ти лет тяжелыми трудами, проходя, большею частью, две должности по Министерству народного просвещения. Имея все это в виду, я затрудняюсь в настоящее время изъявить свое согласие на принятие предложения Вашего Высокопреосвященства. По крайней мере, покорнейше прошу Вас дать мне время, для того, чтобы ссрьезно обдумать это, очень важное для меня, дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В 1827 г. Григорий был вызван для присутствия в Синоде, в 1829 году – возведен в сан архиепископа, переведен в Рязань и сделан членом Синода; в 1831 г. 28 июля он назначен был в тверскую епархию. Сюда он поступил в 47 лет, укрепленный опытами предыдущего архипастырского служения. В бытность его в Твери, ему выпал счастливый жребий быть главным деятелем при открытии, в 1831 году, мощей свят. Митрофана. За участие в этом деле ему была пожалована от Императора украшенная драгоценными камнями панагия. Среди своей паствы преосвященный Григорий приобрел и глубокое уважение и искреннюю любовь. Прежняя строгость его, иногда доходившая до суровости, сменялась мягкостию и даже ласковостию. Служа в Твери, преосвященный Григорий отличался особенною ревностью: каждый воскресный и праздничный день он служил литургию, и почти каждую службу говорил свою проповедь; при богослужении он строго соблюдал устав и от других требовал того же. Зная, что каждое его слово усердно принимается слушателями, он не распространялся в раскрытии и доказательстве проповедуемых истин, а излагал их кратко и вразумительно; зная, что на него смотрят, как на священный авторитет, он говорил в поучениях от своего лица, выражался просто и общедоступно. Административная деятельность его имела особенный характер. От ищущих священнослужительского сана он требовал «заручного одобрения» прихожан и, следовательно, хотел соблюсти древний обычай, когда членов клира избирало все общество. В случае несогласия члена причта с прихожанами он спешил перевести духовное лицо в другой приход, дабы положить конец возникшему несогласию. Ежегодно он обозревал свою епархию по частям. В уездных городах, или в многолюдных местечках он оставался надолго; сюда собирались духовные лица из окрестных сел и стекалось множество народа. Святитель здесь совершал церковную службу, сопровождая ее сильным поучением, которое у слушателей исторгало слезы. Духовенство он поучал особо, по выходе народа из храма; и эти поучения нередко выслушивались со слезами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Митрополит Иларион: Возрождение церковного творчества невозможно без общинной жизни и Евхаристии 5 апреля, 2011. Редакция " Правмира " Возрождению Русской Церкви в конце двадцатого века способствовало то, что прихожане, объединенные в православные общины под руководством священника, сообща возводили новые храмы, благоукрашали их, устраивали церковную жизнь, открывали воскресные школы для детей В преддверии своей рабочей поездки в Грецию, намеченной на 9-10 апреля, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата дал эксклюзивное интервью греческой газете «Катимерини». В начале беседы речь зашла об отношении западной и восточной традиции церковной музыки. На вопрос о том, как Владыка Иларион понимает их объединение, примером чего служит его сочинение «Страсти по Матфею», он ответил, что в Новое Время произошло искусственное, на его взгляд разделение на церковную и светскую музыку. «Когда Чайковский написал свою «Литургию», церковные власти запретили исполнять ее в храмах: и не потому, что эта музыка была более светской, чем музыка других, менее талантливых композиторов, но потому, что в восприятии людей Чайковский ассоциировался именно со светским, нецерковным музыкальным искусством», — сказал архипастырь. По его мнению, в наше время появилась возможность стереть искусственную границу между светским и духовным искусством. В «Страстях по Матфею» его намерением было создать некий синтез, с одной стороны, баховской традиции, характерной для Запада, с другой – традиции русского церковного пения. Идея была в том, чтобы взять баховскую форму, традиционную для протестантской церкви трехсотлетней давности, и наполнить ее православным содержанием, которое составили богослужебные тексты Православной Церкви. «Ведь в богослужении Православной Церкви есть нечто похожее на «Страсти» Баха: это совершаемая в канун Великой Пятницы служба Двенадцати Евангелий, когда читаются евангельские отрывки о Страстях Христовых вперемежку с речитативами чтеца и хоровыми песнопениями. Однако мое сочинение предназначалось не для православного храма, а для концертного зала. Именно поэтому я использовал не только хор, но и струнный оркестр», — сказал митрополит.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-voz...

Что же касается конкретных предложений архипастырей по сокращению или изменению тех или иных частей служб, то их крайне мало, в основном иерархи ограничивались постановкой вопроса о необходимости пересмотра Устава. Среди них наиболее полно (затрагивают эту тему всего три архипастыря, но с довольно подробным изложением) представлено предложение по перестановке частей служб в соответствии с временем суток, в которое полагается совершать ту или иную часть богослужения по Уставу. Наиболее интересное и взвешенное решение предлагает архиепископ Ярославский Иаков: «Нужно положительно воспретить совершение всенощных с 5-ти или 6-ти часов вечера. А так как народ привык уже под воскресные и праздничные дни в городах вечером бывать за праздничным богослужением, то в удовлетворение религиозной потребности набожных лиц можно дозволить совершать под эти дни великую вечерню и малое повечерие, на котором по славословии, а лучше перед славословием петь воскресный и праздничный канон, предваряя его, пожалуй, и полиелеем и завершая великим славословием. Резкого нарушения церковного устава при этом не произойдёт, служба же составится подобная нынешней всенощной, только без утренних молитвословий. А утреню священники, конечно, должны совершать утром в положенное время» 543 . Более радикальное решение предлагает епископ Холмский Евлогий: «Ввиду несоответствия некоторых молитв и священнодействий всенощного бдения времени, в которое оно обычно совершается, т. е. вечеру или утру, а также большой сложности и продолжительности этой службы, если её совершать истово, лучше было бы разделить это богослужение на две части – вечерню и утреню и совершать оные в положенное для них время, как это делается в восточных Церквах, оставив совершение всенощного бдения принадлежностью только немногих великих праздников, и тогда совершать оное поздно, так чтобы утренние моления падали уже на утреннее время, после полуночи» 544 . Такое решение, конечно, исключительно правильное с точки зрения устава Типикона, но насколько оно исполнимо на практике? Ночные службы, разумеется, популярны в народе, но скорее потому, что они совершаются редко, всего два раза в году, и на них совершается Литургия, на которой многие причащаются, здесь же совершение Литургии подразумевается либо в утреннее обычное время, что будет тяжело для прихожан: сначала посвятить большую часть ночи богослужению, а потом ещё и вставать утром на Литургию, не считая того, что многие великие праздники выпадают на будние дни, в которые большинство прихожан должны ходить на работу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сам неустанный молитвенник, благостный проповедник о молитве говорит постоянно. Помимо отдельных поучений, посвященных исключительно предмету молитвы, вводящей нас в живое общение с Господом, составляющей такую же потребность для верующей души, как дыхание для живого тела, и каждое другое свое учительное слово он непременно заканчивает напоминанием о необходимости молитвы и призывом к ней. Здесь снова учительный иерарх сетует. Он огорчается современной житейской рассеянностью, погоней за удовольствиями, за увеселениями с забвением нужнейшего дела молитвы в храмах и на дому. Глубоко возмущает его устройство общественных увеселений накануне праздничных дней и в самые праздники с живой отзывчивостью к таким увеселениям по преимуществу со стороны высшего и среднего классов городского общества. Обличения по таким поводам звучат всей силой пламенной архипастырской ревности. «Посмотрим, – говорит он по поводу томского равнодушия к посещению богослужения, – посмотрим... на наши нравы. Начнем с верхних слоев нашего общества. Что там делается? Не совершается ли как бы поголовное отпадение от веры и от Церкви? Нужны ли доказательства на это? Пойдем, для примера, в навечерия праздников и дней воскресных в храмы и посмотрим: кто там есть? Небольшие наши городские храмы далеко не наполнены молящимися; там ряды их так редки, что нельзя пожаловаться на тесноту и духоту. Кто эти вечерние богомольцы? Почти исключительно служители Церкви, женщины – хранительницы веры и малая часть мужской половины из среды простого народа. Где же тот не простой народ, который составляет верхние слои общества? Он отсутствует: одни из них остаются дома, другие в местах увеселений – театре, маскараде, на танцевальном вечере. Там будут они до утра, и это у них называется отдыхом». Пойдем утром к литургии увидим почти то же самое, с той разницей, что в храмах простого народа побольше. Но из верхних и даже средних слоев общества почти никого. «Если бы иноземец, пришедши в наш храм, по внешнему виду собравшихся здесь на молитву стал заключать о составе нашего православного городского общества, то не был бы несправедлив, если бы вывел заключение, что общество наше состоит только из двух классов: из клира церковного и простого рабочего класса – и что ни знатных, ни богатых, ни носящих облик образованных людей, ни стоящих во главе учреждений у нас нет» 104 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Он ежегодно созывает съезжающихся со всех концов мира оставшихся верных ему иерархов русской церкви. Он лично посещал многия страны, побывав в Св. Земле, в странах Средней Азии, в Париже, Лондоне, Берлине, Брюсселе, Австрии, Будапеште, Праге, Афинах и несколько раз объехав многия русския колонии в Югославии. Особенно важной была поездка Владыки в Палестину. Здесь он исходатайствовал для двух русских общин права полноправных монастырей, разрешение от Иерусалимскаго Патриарха на освящение храма у Дуба Маврийскаго и положил начало упорядочения дел Русской Миссии. Пока позволяло здоровье Владыка почти каждый воскресный и праздничный день лично совершал богослужения и произносил проповеди, которыя он произносит неизменно и по сей день. Почти во все страны мира Владыка разослал архиереев, рукоположив их в г. Белграде, розыскав для этого достойных архимандритов и лучших представителей новаго поколения, получивших образование уже заграницей, при чем все избранные им кандидаты, оказались самоотверженными и достойными архипастырями, из них некоторые возведены уже в сан архиепископа. Нося в сердце своем всю Россию, Владыка пользуется всяким случаем, чтобы обратить внимание мира на ужасное положение Русскаго народа. С этой целью им было разослано множество обращений к Главам Православных и Инославных Церквей и к Главам Правительств всего мира. Некоторыя из этих обращений имели могучее действие, так, например, после обращения Владыки к Кентерберийскому Архиепископу, разосланнаго в копиях всем епископам Англиканской церкви и всем лордам Англии, с описанием ужасов Соловков, в Англии, а затем и во всем мире, возникло широкое протестное движение против гонений на религию в России. Владыка одновременно с этим не оставляет своих богословских и литературных работ. Кроме книг, заготовленных в заключении в Галиции и изданных в эмиграции, Владыкой было написано много брошюр, было издано много отдельных монографий из ранее изданных в России и написано множество статей, записанных в большинстве своем под диктовку Владыки автором этого очерка.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

Одной из главных забот преосвященного Макария было приведение в полный порядок деятельности консистории. Требуя строгой исполнительности и соблюдения правил закона, он внимательно следил за работой как высших, так и низших чиновников. В отношении к небрежным по службе он принимал решительные меры. Через некоторое время Владыка произвёл перемену в штатах. После смены двух секретарей на эту должность был назначен профессор Воронежской духовной семинарии. При нём дело наладилось. С самого начала архиепископ Макарий обратил внимание на деятельность благочинных, должность которых он считал самой важной. Владыка организовал выборы благочинных и учредил благочиннические съезды. На выборы допускались диаконы с правом половинного голоса и причетники с правом четверти голоса. Приходы предоставляли двух или трёх кандидатов, победивших на выборах. Право окончательного решения преосвященный Макарий оставлял за собой, причём, не всегда утверждал кандидата, набравшего большинство голосов. Число благочиний было увеличено, но в каждом насчитывалось не менее 20 церквей. В ведение благочиннических комиссий Владыка передал часть епархиальных дел, решавшихся на съездах. Владыка Макарий установил единый порядок совершения богослужений в Харькове. Они начинались по звону колокола кафедрального собора: к вечерне звонили в 4 часа пополудни, к утрене – в 4 часа пополуночи, к ранней литургии – в 6 часов пополуночи, к поздней – в 9. Строгий Архипастырь требовал обязательного присутствия всего духовенства на крестных ходах, особенно 6 января. Владыка Макарий долго боролся с обыкновением совершать всенощные бдения вечером под праздничные и воскресные дни. Он требовал, чтобы прихожане являлись для слушания всенощного бдения в 4 часа утра. Побуждая подчинённых к исполнению своих обязанностей, преосвященный Макарий в одинаковой степени был милостив и щедр в награждении ревностных исполнителей своего долга. Всякая поездка по епархии сопровождалась такими поощрениями священнослужителей. Он объявлял архипастырские признательности и благодарности, присылал похвальные листы приходам и особенно щедро награждал духовенство набедренниками. Ни один священник, в приходе которого всё оказывалось исправным, не оставался без соответствующей награды. Современники вспоминали, что «преосвященный Макарий как никто другой умел отыскивать и награждать заслуги».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Встает в воспоминаниях иная картина: храмовой праздник в большом лагере, в более торжественной обстановке, с участием в богослужении нескольких епископов. Традиционный общий обед после долгого богослужения. Третий час дня. Владыка Митрополит почти не дотрагивается к пище, его просят есть. «Я питаюсь в данный момент духовной пищей», отвечает Владыка: «я смотрю на эти нивы, как дозревают оне к жатве». И настроение Владыки выливается в возвышенную, воспринимаемую с сосредоточенным вниманием слушателями речь. Радует Первосвятителя церковное торжество, умиление молящихся, единение народа при Церкви; все это создает надежды на наше общее будущее, говорит он. Среди забот и многообразного архипастырского труда, при ежедневном присутствии на богослужениях в своей церкви, при неизменно личном совершении воскресных и праздничных богослужений, при обилии личной переписки, постоянном благовестии слова Божия, выступлениях в общественных собраниях, при печатных трудах, Владыка, от первых дней своего служения особенно живо отзывающийся на все выдающияся явления умственной жизни всегда умеет объединять вокруг себя людей умственных, научных интересов: пребывание в этой атмосфере, как можно наблюдать, является для него как бы часами душевного отдыха. Близкий к этим кругам в Москве, Владыка Анастасий потом, в Югославии, объединил вокруг себя лучшие умы ученых и общественных деятелей, собирая их периодически на совещания при участии также некоторых духовных лиц в своих покоях в Белграде. Так это было затем и в Мюнхене. Кроме постоянных участников этих собраний, приглашались докладчики и участники и со стороны. Темы «Совещаний» были общественно-церковныя, философския, социально-политическия, даже вопросы естествознания и др. В центре внимания, конечно, было то, что связано с Россией в ея прошлом и в ея печальном настоящем. Здесь особенно привлекали общее внимание мысли Владыки, составлявшия заключительное слово к проведенной дискурсии. Из разнообразия суждений, из мнений, основанных на разных предпосылках, даже разных мировоззрениях, Председатель извлекал вывод логический и ясный, указывая при этом ту линию, какая соответствует православному христианскому мировоззрению.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Об изяществе языка риторическом искусстве в построении речи, эффектных оборотах, приемах, рассчитанных на сильные минутные впечатления слушателей, владыка не заботился; о проповедях его можно сказать то, что говорит Св. Апостол Павел о своей проповеди: «когда я приходил к вам братия, приходил не с высоким словом, или мудростию возвещать вам свидетельство Божие, и слово мое и проповедь моя состояла в не препретельных премудрости словесех, но в явлении духа и силы» ( 1Кор.2:4 ). Но если где, то при обозрении епархии Высокопреосвященнейший Вениамин в точности совершал дело благовестника, внушая пастырям и пасомым достойно ходить своего звания. Правда, обращал владыка внимание на все то, что должно быть благообразно и по чину, внимательно осматривал благоустройство храмов, обращая внимание, как на внешнее, так и на внутреннее их устройство, осматривал ризницы и обозревал библиотеки, но главное внимание его направлено было к тому, чтобы и делом и словом производить нравственное влияние на мирян и духовенство. Сознавая с одной стороны, какое оживляющее значение имеет Архипастырское священнослужение, а с другой, имея в виду, что в наших сибирских захолустьях архиерейское служение – это редкость из редкостей, – видали и имеют понятие об нем только немногие единицы, большая же часть поселян только слыхали, что архиерей служит и ставит в попы, а как совершается то или другое, об этом и спрашивать нечего, – поэтому владыка при своих разъездах по епархии служил почти в каждой приходской церкви, – в одном селении отправлял всенощное бдение, а в следующем – литургию. При каждом богослужении обращался к народу с живой и убедительной проповедью, и каждый раз он разнообразил предметы своей Архипастырской речи. Так, в одном месте говорил о благодати и мире, как предметах нужных всякому христианину; в другом о молитве и ее спасительной силе; в третьем указывал на пороки, более присущие простолюдинам – пьянство и гнилое бранное слово; в четвертом о трудолюбии и соблюдении церковных праздников, разъясняя при этом обязанности всякого христианина – трудиться и работать в будни, а дни воскресные и праздничные посвящать на молитву и дела богоугодные; со скорбью напоминал о христианских обязанностях тем, которые убивают время за картежной игрой, пьянством, разгулом, и делают соблазн другим своей дурной жизнью, проистекающей от праздности и не освящения молитвой великих дней Господних. Не редко, по рассказам очевидцев, простая и задушевная речь Архипастыря у многих исторгала слезы раскаяния и умиления.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010