зак. т. XIV уст. пред. прест. по прод. ст. 31, следующее распоряжение: 1) в тех случаях, когда Генерал-Губернаторы, или военные Губернаторы, управляющее гражданскою частью, и гражданские Губернаторы, вследствие сообщенных им, по распоряжению правительства, телеграфичееских известий о событиях в Царствующем Доме, обратятся к епархиальному начальству с письменными, в установленном законами порядке, отношениями о совершении торжественного богослужения, соответственного событию, разрешить епархиальным Преосвященным Архиереям делать, на основании таковых отношений, зависящие по духовной части распоряжения о совершении требуемого богослужения, не ожидая указных предписаний Святейшего Синода, но с тем, чтобы таковые богослужения совершаемы были только при архиерейских кафедрах или в домовых архиерейских церквах; а для совершения оных в прочих по епархии церквах ожидать, при каждом случай, указов Святейшего Синода; 2) при богослужениях в этих случаях возношение имен Высочайших Особ на ектеньях совершать, применяясь к общей форме ектеньи и событию, по которому будет совершено богослужение и 3) о тех затруднениях, какие могли бы встретиться при осуществлении настоящей меры, доводите немедленно до сведения Святейшего Синода, для дальнейших со стороны оного распоряжений; о чем и объявлено по духовному ведомству циркулярным указом от 4 сентября 1864 года. Ныне из вступивших в Святейший Синод донесений от некоторых епархиальных начальств усматривается, что светские начальства, по получении телеграфических известий о событиях в Царствующем Доме, обращаются с требованиями своими о совершении соответственных по полученным ими известиям, богослужений в церквах не только к епархиальным начальствам в губернских городах, но и в городах уездных и далее селах к местным церковным причтам, и что последние, по неимении положительных на сей предмет указаний со стороны духовного начальства, затрудняются в удовлетворении подобного рода требований, а гражданские чины приносят вследствие того жалобы на них начальству и таким образом заводится напрасная переписка.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но обратимся к фактам, в которых г. Грибовский видит подтверждение своей теории, и которые, однако, скорее служат к опровержению её. «Духовное верховенство монархов вовне выражалось самыми разнообразными способами. За исключением того, что императоры не совершали таинств Евхаристии и не причащали исповедников, в остальном они участвовали до известной степени —112— в богослужении, председательствовали на сборах, учительствовали, носили облачение, видом похожее на архиерейское» (стр. 354). Из всех этих положений нуждается в обсуждении только одно – председательствование на соборах; другим и г. Грибовский, вероятно, не придаст важного значения. «Участие в богослужении до известной степени (до какой именно?) может быть принимаемо и каждым мирянином; относительно учительства автор сам говорит, что в Византии «всякий, кто считал себя призванным к толкованию, выступал в качестве проповедника»; об «облачении, видом похожем на архиерейское», и говорить не стоит. Где же г. Грибовский отыскал свидетельства о том, что императоры председательствовали на соборах? На стр. 356 автор говорит: «руководствуясь своим правом церковного верховенства, императоры созывали соборы, председательствовали на них и скрепляли своим соглашением постановления этих главных истолкователей христианской догмы. Государи не довольствовались на указанных собраниях страдательной ролью: наоборот, они постоянно выказывали стремление принять самое деятельное участие в прениях и даже в постановке вопросов. Константин В., ещё не приняв крещения, заседал, по свидетельству Евсевия, среди епископов на Никейском соборе и вмешивался в прения «как епископ, поставленный самим Богом». На Халкидонском соборе 455 г. (sic!) император Маркиан точно также принял участие в рассуждениях. Он не открывал собора, но при появлении своём во время хода прений тотчас же высказал свои взгляды на подлежащий вопрос. «Вот закон, который я намерен вам предложить, – начал свою речь император, – никто да не осмелится рассуждать относительно естества Спасителя Нашего Иисуса Христа или придерживаться формулы веры, помимо той, которая была утверждена на Никейском соборе. Что касается до меня, то знайте, что я присоединился к вам, чтобы утвердить веру по примеру моих предшественников, но вовсе не для того, чтобы оказывать на вас давление видом своего могущества». Несмотря на последние слова, Маркиан принял на себя настоящее председательство: предоставлял право речи ораторам и лишал

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

5) Подсвечники и лампады. В западных Церквах нет наших ни трикириев, ни дикириев. При торжественном Богослужении в латинской Церкви на престоле должно стоять шесть подсвечников, которые, по чину Италийской Церкви, с обоих концов должны постепенно быть выше один другого; между двумя из них, самыми высшими, посредине ставится Распятие или, вместо его, при Архиерейском служении, седьмой подсвечник. Но в других Церквах западных другой чин: ставят пять и три подсвечника и числом подсвечников обозначают большую или меньшую торжественность праздников. В простые дни должно быть на престоле по крайней мере два подсвечника; третий зажигается при возвышении Даров для поклонения. Лампады в западной Церкви менее употребительны, чем в Восточной. В одних Церквах они висят, в других стоят. Достоин одобрения обычай Римской Церкви, по которому перед Св. Дарами день и ночь неугасимо горит лампадка. Одни только бедные Церкви изъяты из сего всеобщего правила, но и от них требуется соблюдение сего правила по крайней мере в воскресные и праздничные дни. 6) Блюдо. В латинской Церкви есть медное блюдо значительной величины (offertorium) для принятия пожертвований и приношений. 7) Гребень для употребления при Архиерейском служении в латинской Церкви должен быть из слоновой кости. Особенные Церковные вещи в латинской Церкви суть: 1) Орудие мира (instrumentum pacis, osculatorium, asser pacis, tabula pacis etc.). Это изображение Спасителя, или Богоматери, или же выпуклый крест, который лобызают сперва священнослужащие, а потом весь клир, взамен древнего лобзания мира 39 . 2) Балдахин, под которым несут св. Дары во время процессии, или к больным. В Риме во время процессии несут под балдахином Папу. 3) Катафалк (castrum doloris, lectum,) который устрояется среди Церкви в третий, седьмой и тридцатый день и через год после смерти усопшего, и перед которым отправляется служба по усопшим. Следовательно, в западной Церкви нет копья, губы как той, которая вкладывается в антиминс, так и той, которая употребляется при крещении и проч., лжицы для причащения, звездицы 40 и рипид 41 . 4) О колоколах и колокольнях

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Действительным литургом, совершителем таинства, является Сам Господь Иисус Христос, незримо, но реально пребывающий всякий раз там, где совершается таинство Евхаристии. «Тот, Кто совершил [таинства] тогда, на той Вечери, и ныне совершает их. Мы [епископ и пресвитеры] занимаем место служителей, а освящает и претворяет дары Сам В заключении сформулируем несколько выводов: 1. В первом тысячелетии священнодействие Божественной литургии предполагало молитвенное участие всех верных, поэтому древнее именование Литургии «таинство Собрания» в полной мере соответствовало действительности. Священнодействия были открыты взорам молящихся, что само по себе создавало для мирян атмосферу сопричастности совершению богослужения. Даже более поздний обычай тайного чтения молитв Литургии архиереем или священником не нарушал характера активного всеобщего участия, потому что миряне участвовали во всенародном пении или совместно произносили возгласы «Аминь», «И духови Твоему», «Милость мира...», «Достойно и праведно...» и др. 2. Обычай закрывать алтарь от взоров мирян во время совершения Божественной литургии восходит к XI веку, а именно распоряжению, данному Патриархом Константинопольским Евстафием, и первоначально был распространен только в монастырских храмах. Правила «Диатаксиса» и Устава (Типикона) относительно отверстия завесы и врат заимствованы из практики афонских обителей, следовательно, являются элементами монашеской традиции богослужения. 3. Данный обычай изначально основывался на весьма спорных богословских утверждениях, опиравшихся на заведомо неверную трактовку некоторых отрывков из Священного Писания и Corpus Areopagiticum. 4. Современная практика отверстия/закрытия царских врат и завесы во время совершения Божественной литургии иереем не соответствует в полной мере предписаниям Типикона и Служебника. 5. Введенный в богослужебный обиход в конце XVII века «Чиновник архиерейского служения» ясно отражает характер Литургии как таинства Собрания. Именно в таком ракурсе следует рассматривать то обстоятельство, что царские врата и завеса во время архиерейского служения открыты даже во время совершения анафоры.

http://patriarchia.ru/db/text/5879358.ht...

К. Мацан — Три года, она говорила, по-моему. В. Легойда — Три года общая подготовка, насколько я понимаю, последние несколько месяцев очень интенсивная. Потому что более 250 детей, хор, это, конечно, очень сложно. А. Пичугин — И вот мы хотели бы спросить: «А зачем вообще нужны детские литургии?» Во-первых, мы говорим про патриаршую литургию, а во-вторых, я знаю несколько храмов, где отдельно раз, может быть, несколько раз в год, раз в несколько месяцев служатся тоже отдельные детские литургии. Причем каждый настоятель подходит к этому творчески, по-разному. Где-то скамеечки детям ставят… В. Легойда — В разных храмах, простите, в разных епархиях, если я не ошибаюсь, в Ставрополе в этом году тоже была примерно в это же время детская литургия, архиерейская. А. Пичугин — И в связи с этим вопрос: «Зачем нужны детские литургии?» В. Легойда — Если позволите, мы сначала проясним, что такое детская литургия, потому что некоторые люди начинают удивляться, кто-то даже смущаться. В чем ее детскость, — один батюшка даже написал в Фейсбуке. Это условное название, это не значит, что идет чинопоследование какое-то другое. Речь идет о том, что было в Храме Христа Спасителя. Там просто был детский хор, как вы уже справедливо заметили, читал мальчик апостола, апостольское чтение, и приглашены были, в основном, дети. Конечно, там были и взрослые, детей нужно сопровождать и все, но храм был полон детей, в этом её детскость. Речь не идет о том, что это какое-то особое богослужение. Для чего это нужно? Мне кажется, что это какой-то самоочевидный ответ, это здорово, когда столько детей, и для детей это очень важно. Не просто интересно, но и важно. Ребенок очень живо переживает богослужение. Конечно, когда архиерейская служба, она длиннее, когда патриаршая — торжественнее. Может быть, это и для детей тоже важно и интересно. Мне кажется, когда дети, я так исключительно своим впечатлением делюсь, мнение высказываю. Когда дети приходят со взрослыми, вот ты, кажется, при взрослом ты пришел, а тут это наше. Тут никаких смыслов других, подводных камней нет. Я думаю так, ощущение священника, Святейший Патриарх даже потом прослезился, на чтении апостола, когда мальчик читал.

http://sinfo-mp.ru/svetlyj-vecher-s-vlad...

В Казанской духовной семинарии отслужили панихиду по погибшим в авиакатастрофе 18 ноября, 2013. Новостная служба В богослужении приняли участие преподаватели в священном сане, а также архиерейский хор Казанской духовной семинарии. 18 ноября. ПРАВМИР.  В Казанской духовной семинарии по благословению ректора, митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия, была отслужена панихида по погибшим в авиакатастрофе в аэропорту г. Казань. В богослужении приняли участие преподаватели в священном сане, а также архиерейский хор Казанской духовной семинарии, сообщает сайт учебного заведения . Фото: сайт Казанской семинарии Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 12 мая, 2021 14 ноября, 2019 17 ноября, 2014 19 ноября, 2013 18 ноября, 2013 18 ноября, 2013 18 ноября, 2013 18 ноября, 2013 18 ноября, 2013 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/v-kazanskoj-duxovnoj-s...

Как видим, при исполнении Великой Похвалы, последовательность возгласов сохраняется неразрывно и все становится на свои места. Итак, по знаку диакона, данному орарем, наступает трепетный момент литургии, когда будет воспеваться ангельское славословие Святой Троице. Трисвятая песнь занимает особое место в Божественной литургии. Надо упомянуть, что последним кондаком на литургии оканчивается последование Изобразительных и возгласом, — «Яко Свят еси, Боже наш», полагается начало уже самой литургии. На архиерейском богослужении этим первым своим возгласом архиерей именно и предначинает служение самой литургии. По прочтении Трисвятого, диакон обращается к служащему иерею со словами: «Повели, Владыко». Иерей целует престол, а не Евангелие, а за священником также целует престол и диакон. Затем они отходят к горнему месту, обходя престол справа, в то время, как священник произносит: «Благословен грядый во имя Господне». На предложение диакона: «Благослови, Владыко, горний престол», иерей благословляет горнее место с молитвой: «Благословен еси на престоле..». (Р.д.с.п. 1889 г., Пение трисвятого на архиерейском богослужении После пения тропарей и кондаков протодиакон целует престол и, держа орарь тремя перстами, вполголоса говорит: «Благослови, Преосвященнейший Владыко, время Трисвятаго»; поцеловав благословляющую руку архиерея, он выходит на солею и против образа Спасителя произносит: «Господу помолимся». Певцы: «Господи помилуй». Архиерей произносит свой первый литургийный возглас: «Яко свят еси Боже наш… ныне и присно». Протодиакон, став в царских вратах, обратившись лицом к народу, доканчивает возглас: «И во веки веков», наводя орарем на народ — от левой руки к правой, на уровне своего чела. Певчие поют: «Аминь» и затем «Святый Боже…» Протодиакон, войдя в алтарь, берет дикирий и подает его архиерею; в алтаре все поют «Святый Боже…» Архиерей творит дикирием крест над евангелием. Второй иерей, взяв обеими руками напрестольный крест за верхний и нижний концы и, обратив его передней стороной, на которой находятся священные изображения, к престолу, подает его архиерею, целуя руку архиерея. Пред амвоном, против царских врат, становятся свещеносец и посошник.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

В его руках уже не уличный посох, но жезл архиерейский , который используется во время богослужения. Если присмотреться, то легко заметить на верху жезла головы двух змеев. Змея — библейский символ мудрости (вспомним слова Христовы — «будьте мудры как змии…» — Мф.10:16 ). Обратим внимание на небольшие круглые коврики под ногами архиерея. Это орлецы , коврики с вышитым изображением орла. Во время богослужения орлецы кладут под ноги епископу. Два слова об орлецах. Тысячу лет назад такие орлецы клали под ноги византийскому императору. Двухглавый орел вообще был символом византийских императоров. Его вышивали на сапогах, тронах, одеждах императора. В знак особого благоволения и уважения император дозволил этот символ использовать и византийскому патриарху и особо великим архиереям. На Руси также стали использовать орлецы, но не с двумя орлами, а с одним. И стали класть их под ноги абсолютно всем архиереям. Из символа византийской императорской власти этот орел стал символизировать высоту архиерейского служения (который парит как орел), его духовную зоркость и бдительность в защите веры. Владыка поворачивается к молящимся и благословляет их, затем спускается с амвона и поднимается на архиерейский амвон — специальную кафедру, поставленную посередине храма. Здесь с помощью иподиаконов он облачается в священные ризы для совершения Литургии. Обратите внимание на эту трогательную деталь, оставшуюся с древнехристианских времен. Избранный людьми на высокое святительское служение, от лица простых верующих возглавляющий битву с сатаной за души людей и за жизнь мира, епископ облачается в одежды своего сана перед прихожанами. Он — не вне их, не над ними. Он — среди них, от них и по их поручению. Перед тем как надеть каждый из элементов облачения, епископ целует его в знак благодарности Богу за служение, которого Господь его удостоил. Облачение подходит к концу. Иподиакон держит поднос, на котором лежат наперсный (надеваемый на перси — грудь) крест и панагия (в переводе с греч. — Всесвятая . Так называется эта иконка-медальон потому, что на нем обычно изображена Божия Матерь).

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

О том, что подобная практика встречалась в V в. и в Галлии, мы имеем свидетельство в одном из произведений Сидония Аполлинария. В стихотворном благодарении епископу города Риезы Фавсту († ок. 490) он говорит: Или же, видимый всем, с высоты ступеней алтарных Проповедь ты говоришь, и народа тесные толпы Внемлют тебе, услыхав целебное слово закона 139 . Но все же вплоть до VIII в. нормативными местами произнесения проповеди в Византии были архиерейская кафедра (на горнем месте) и амвон (в центре храма). После того, как на Востоке было побеждено иконоборчество, в византийских храмах активно развивается традиция установки высоких иконостасов, которые скрывают от взора молящихся горнее место и синтрон. В связи с этим архиерейская кафедра окончательно перестает быть местом проповеди. Отныне только амвон рассматривается как место, с которого к народу обращается проповедник. С X-XI вв. синтроны имеют уже обычно лишь одну ступень и постепенно приобретают исключительно символическое значение. К XIV-XV вв. стационарный синтрон в храмах практически не встречается, вместо него во время литургии на горнем месте стали устанавливать переносные скамьи для священников и переносное архиерейское кресло. С XV в. претерпевают изменения и амвоны в греческих храмах. Теперь их стали устанавливать не в центре, а в северной стороне храма, у ближайшей к алтарю колонны. Такие амвоны постепенно трансформировались в беседки, примыкающие к колонне, или в балконы, с которых читают Писание и произносят проповеди. 4.2.4. Практика Русской Церкви После Крещения Руси в X в. амвоны византийского образца сооружают и в центре древнерусских храмов. Этот обычай сохранялся и в Московской Руси до XVII в. В ходе богослужебной реформы Патриарха Никона расположение амвона в центре храма было воспринято как нарушение, поскольку к тому времени эта традиция уже была забыта на Православном Востоке. В результате к началу XVIII в. амвоны практически исчезли из центральной части русских храмов. С этого времени в русской церковной традиции амвоном стали называть полукруглый выступ солеи у царских врат. По своим функциям во время богослужения он в целом соответствует византийскому амвону. Здесь читают Евангелие (при иерейском служении) и произносят ектении. В современной практике Русской Православной Церкви именно с этого амвона произносятся проповеди. Проповедник стоит на амвоне спиной к царским вратам и говорит, обратившись лицом к молящимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

Золотой наперсный крест. Награждение производится указом епархиального архиерея не ранее чем через три года после награждения камилавкой (для монашествующих – набедренником) и при сроке служения в священном сане не менее пяти лет. Наперсный крест надевается за богослужением поверх облачения, в повседневной обстановке – поверх рясы. Сан протоиерея, сан игумена (для монашествующих). Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через 10 лет служения в священном сане. Палица («епигонатий» от греч. πγοντον – наколенник) – плат ромбовидной формы, который подвешивается на ленте за остроугольный конец. Первоначально являлась частью архиерейского облачения. Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после возведения в сан протоиерея (для монашествующих – игумена). Палица навешивается под фелонь через плечо, причем палица носится справа, а набедренник – слева. Крест с украшениями. Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после награждения палицей; надевается за богослужением поверх облачения, в повседневной обстановке – поверх рясы. Митра (для протоиереев), сан архимандрита (для монашествующих). Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не менее чем за 30 лет беспорочного служения Церкви Божией. Митра, напоминающая царскую корону, была воспринята иерархией Византийской Церкви из императорского обихода, она употребляется только при богослужении архиереями, а также архимандритами, на которых митра возлагается при возведении в сан. Архимандричья митра, в отличие от архиерейской, не имеет венчающего ее креста (за исключением начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, который, возведенный в сан архимандрита, при служении в храмах Духовной Миссии носит митру с крестом). Заслуженные протоиереи, награжденные митрой, именуются «митрофорными». Служение Божественной литургии с отверстыми царскими вратами (что является особенностью архиерейского служения). При этом сначала предоставляется право служения с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни (это награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после награждения митрой), а затем – до «Отче наш» (не ранее чем через пять лет после награждения правом служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010