Певец – тот, кто поет за богослужением. Само служение певца весьма высоко и сравнимо с ангельским славословием Господа, не случайно в богослужебных книгах хор, подобно ангельскому чину, называется ликом. Важно отметить, что само пение за богослужением является обязанностью предстоятеля вместе с братией обители, то есть Типикон, в котором излагается монастырский устав службы, не знает особых лиц – мирян, поющих в церкви. Однако в современной приходской практике пение за богослужением осуществляют благочестивые миряне, зачастую женщины. Потому певцы, как и пономари, хотя и относятся к числу церковнослужителей, однако не имеют ни чина поставления на свое служение, ни особых облачений. Чтец – церковнослужитель, которому принадлежит право чтения (и пения) за богослужением. Также Типикон предписывает именно чтецам выносить свечи во время торжественных входов (например, вход на великой вечерне, см. главу 2-ю). Это первая степень церковнослужителя в собственном смысле, так как чтец имеет особый чин пострижения и священные одежды. Также отметим, что в чине хиротесии во чтеца сказано, что служение чтеца является «первой степенью священства». Это означает, что любой кандидат, принимающий священный сан, обязательно сначала проходит пострижение в степень чтеца. Как уже было сказано, для поставления во чтеца существует особый чин рукоположения, называемый хиротесией 19 . Последование хиротесии во чтеца излагается в Архиерейском Чиновнике, а сама хиротесия совершается только епископом в центре храма 20 перед началом литургии или, на практике, во время пения антифонов 21 . Во время хиротесии архиерей крестовидно постригает волосы посвящаемого (потому и чин называется «пострижение» во чтеца), затем чтец облачается в короткий фелонь и прочитывает отрывок из Апостола в знак первого исполнения своей обязанности – чтения за богослужением. В конце чина чтец облачается в стихарь, который является его основной богослужебной одеждой. Хотя право посвящения во чтеца является прерогативой архиерея, каноны предусматривают исключение из этого правила для монастырей: 14-е правило VII Вселенского Собора позволяет в монастырях совершать хиротесию во чтеца настоятелям монастырей – игуменам и архимандритам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Притвор — пристройка перед входом в храм. Может устраиваться с западной, южной и северной сторон храма. Обычно отделяется от храма стеной с дверным проемом. Ризница — отдельное помещение в храме или место в алтаре (обычно справа от горнего места), где хранятся облачения и священные сосуды. Солея (лат. solum — ровное место, основание; пол) — возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом. Поскольку сам алтарь находится на возвышении, солея является как бы продолжением алтаря наружу. Со стороны средней части храма солея обычно ограждена невысокой решеткой. В центре солеи перед Царскими вратами она полукругом выдается вперед (амвон), по бокам солеи располагаются клиросы. Царские врата — двустворчатые двери напротив престола (в алтаре), главные врата иконостаса. Царские врата ведут в алтарную часть храма и символизируют собой врата Рая. В отличие от северных и южных (диаконских) врат иконостаса, Царские врата открываются только для торжественных выходов или других, описанных уставом, моментов богослужения. В Царские врата могут входить только священнослужители и лишь во время богослужения. Вне богослужения и без облачения входить в алтарь и выходить из алтаря через Царские врата имеет право только архиерей.   Богослужебные предметы, церковная утварь Воздух — большой четырехугольный покров, которым покрываются покрытые покровцами дискос и потир. Воздух символически изображает плащаницу, которой было обвито тело Иисуса Христа. Дароносица — переносная дарохранительница, используемая священником для причащения дарами (например, в больнице и т. п.). Дарохранительница — священный сосуд, в котором хранятся преждеосвященные дары. Дарохранительница обычно устанавливается на престоле. Дикирий (греч. «двухсвечник») — подсвечник для двух свечей — принадлежность архиерейского богослужения. Согласно литургическим толкованиям, две свечи соответствуют двум естествам Иисуса Христа. Во время богослужения дикирием и трикирием архиерей благословляет молящихся. Дискос (греч. «священный сосуд») — блюдо на подножии с изображением младенца Иисуса. Во время проскомидии на дискос полагаются агнец и частицы из просфор. Во время евхаристического канона на дискосе совершается освящение и преосуществление агнца. Согласно литургическим толкованиям, дискос символически изображает Вифлеемские ясли, а также гроб, в котором было погребено тело Иисуса Христа.

http://sinfo-mp.ru/slovar-cerkovnih-term...

Однажды транспорт его подвел. Во время очередной поездки на приход случилось несчастье: машина, на которой ехал архиепископ с духовенством и иподиаконами, вылетела с трассы и несколько раз перевернулась, получив значительные повреждения. Никто серьезно не пострадал, кроме владыки. От сильного удара он, пробив окно, наполовину вылетел из машины, так что она частично придавила его голову. Как потом, оправившись от происшествия, шутил сам владыка: «Я на голове всю машину держал». Господь уберег от опасности верных Своих служителей, и после этого владыка продолжал служить, но, как мне кажется, что-то изменилось. Как будто у него жизнь пошла иначе. Всё чаще и чаще владыку стали посещать болезни. Сначала воспаление легких, затем инсульт, потом опять воспаление. Тяжелее всего владыка переживал отсутствие возможности общаться из-за этого с паствой, заниматься любимым делом: богослужением, преподаванием. Неоднократно он просил врачей отпустить его из больницы и, получив очередной отказ, предпринял беспрецедентный шаг. «Если я не могу принимать людей в епархии, я буду принимать их в больнице», — решил он. Часто студенты семинарии, чтобы получить благословение на произнесение проповеди, посещали архиепископа в больнице. Наверное, не так часто сейчас можно встретить епископа, который бы вместе с исполнением архиерейского послушания наравне со студентами духовной семинарии косил траву, сажал плодовые деревья, убирал картофель и т.д. В подряснике, в скуфейке, с косой в руках с утра до вечера косил, ворошил сено. Владыка считал, что человек, приученный к труду, любое послушание, в том числе и церковное, будет исполнять ответственно и с усердием. «Самый тяжелый труд, — говорил архипастырь, — это молитва». Архиепископ Георгий, живой, общительный, всегда был сосредоточен и молчалив во время богослужения. Иногда казалось, что он находится где-то в другой реальности. Часто возникали ситуации, что во время службы подходила очередь архиерейского возгласа или какого-то священнодействия, а владыка пребывал в своих мыслях, устремив взгляд в сторону горнего места. Ему торопились напомнить, что сейчас надо делать то-то и то-то, а он всегда кротко отвечал: «Да, я знаю, сейчас». Становилось даже неудобно. Мы все думаем о чинном совершении архиерейского богослужения, бегаем, суетимся, а он сосредоточенно молится, не отвлекаясь на лишние движения и слова.

http://pravoslavie.ru/47217.html

Что представлял из себя хазраний, – за отсутствием данных не можем сказать. Может быть, последним термином в отличие от обычного архиерейского жезла обозначалась обыкновенная трость, батог наших древнерусских святителей и вообще предков. Временник Общ. Ист. и Древн. кн. XV, стр. 116; сн. 105. 1027 Рукоп. Московск. Синод. библ. 426 лл. 453, 524–525, 528 об., 534 об.; 425 лл. 6 об., 202; 428 лл. 90, 91. Составитель выходов патр. Адриана, описав подробно торжественное служение последнего 1 апр. 1693 года, в субботу акафиста, заметил между прочим: «А посоха подьяки не держали, учинилось в забвении, а надобно держать: в прошлых летех держали». Рукоп. Моск. Синод. библ. 93 л. 293. 1028 Как это делает, например, г. Фармаковский в Извест. Русск. Археолог. Инстит. в Константинополе, т. VI, в. 2–3, стр. 329. 1029 О символическом значении жезла в иудейском и христианском мире довольно подробные и обстоятельные сведения даны у Kraus’a в Real-Encyklopädie d. christl. Alterthümer, В. II, S. U. Stab. 1030 В качестве древнейшего свидетельства в пользу употребления посохов верующими при богослужении вообще, на литургии в частности, приводят слова Гонория Августодонского: Dum euangelium legitur, baculi de manibus deponuntur (Gemin. anim. I, 24). Констатируемый им церковный обычай, подтверждаемый между прочим и 26-ю главою нашего Устава, не был во всяком разе в церкви явлением изначальным, повсюдным и всеобщим, как справедливо отмечают то некоторые исследователи. Martigny, Dictionnaire des Antiquités chrétiennes, sub voce: baton; cfr. Kraus’a Real-Encyklopädie, s. v. Stab. В. II, s. 778. 1032 Hic ergo Dominus et Deus noster… ovis et pastor in nobis est, quia nos invisibili baculo et salutari virga intus regit, ut etiam si ambulemus in umbra morti, non timeamus mala, quia nobiscum Deus est (Epist. ad Florent. n. 2). Данные о времени появления, литургическом употреблении и наиболее древних изображениях архиерейского посоха на памятниках, относящиеся к западной церкви, довольно полно представлены у Kraus’a в Энциклопедии (s. v. Stab) и у Бока в Geschichte der liturgischen Gewänder, В. II. SS. 218–226. 1033 Huic (episcopo) dum consecratur datur baculus, ut ejus indicio subditam plebem vel regat vel corrigat vel infirmitates infirmorum sustineat (De offic. eccles. II, 7). Те же самые мысли и почти в одинаковых выражениях повторил, касаясь архиерейского посоха, как одного из отличий епископского сана, и Беда Достопочтенный .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Такую службу принято совершать в день хиротонии. Выводы Итак, анализ истории формирования епископского чина совершения Евхаристии показывает, что в древности он отличался от пресвитерского значительно меньше, чем сейчас 111 . Если, кроме того, учесть, что общепринятый ныне в Православной Церкви иерейский литургийный формуляр восходит к Диатаксису Константинопольского Патриарха Филофея Коккина († l379), а архиерейский – не старше середины XVII века, то можно считать доказанным, что к настоящему времени более архаичным является, вопреки распространенному мнению, не архиерейский, а как раз-таки иерейский чин Божественной Литургии 112 . СОКРАЩЕНИЯ: Горский, Невоструев. Описание=Протоиерей А. В. Горский. Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. М., 1855–1917. 3 отд., 6 т. Дмитриевский. Описание=Дмитриевский А.А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Т. 1: Τυπικ. К, 1895; Т. 2: Εχολγια. 1901; Т. 3: Τυπικ, ч. 2. Пг., 1917. Дмитриевский. Ставленник=он же. Ставленник. К., 1904. Служебник=Служебник. Т. 1–2. М., 1991. Чиновник= Чиновникъ Т. 1–2, Прил. М., 1982–83. ρχιερατικν=ρχιερατικν. θναι, 1999. Goar. Euchologion=Goar J. Εχολγιον sive Rituale graecorum... Paris, 1647; Venetia, 1730 Graz, 1960 r . Mathews. Early Churches=Mathews Th. F. Early Churches of Constantinople: Architecture and Liturgy. University Park (Pa), 1971. OCA=Orientalia Christiana Analecta. OCP=Orientalia Christiana Periodica. Taft. Great Entrance=Taft R. F. The Great Entrance: A History of the Transfer of Gifts and Other Preanaphoral Rites of the Liturgy of St. John Chrysostom. R., 1978 2 . (OCA; 200). Taft. Pontifical Liturgy=idem. The Pontifical Liturgy of the Great Church according to a 12 th -Century Diataxis in Codex British Museum Add. 34060//OCP. R., 1979. Vol. 45. P. 279–307; 1980. Vol. 46. P. 89–124. 1 Здесь и далее речь, конечно, идет только о богослужении «византийского обряда», то есть о той богослужебной системе, которая рано или поздно была принята всеми Православными Поместными Церквами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Мониторинг СМИ Увольнение и анафема В ответ на лишение сана экс-епископ Диомид назвал РПЦ «служанкой антихриста» 07.10.2008 10:20 Епископ Анадырский и Чукотский Диомид, прославившийся скандальными заявлениями и обвинениями в адрес высших иерархов Русской православной церкви, лишен сана. «С сегодняшнего дня он не епископ. Он сейчас как простой монах», -- заявил журналистам управляющий делами Московской патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент по завершении прошедшего в понедельник заседания Священного синода. Таким образом, вступило в силу решение Архиерейского собора, вынесенное этим собранием епископов РПЦ еще в июне. Владыка Климент напомнил, что тогда «бунтарю» было запрещено совершать богослужения (этот запрет Диомид проигнорировал), но ему дали время для того, чтобы осмыслить свою деятельность и раскаяться. Однако Диомид не только не осудил свою «деятельность, направленную на раскол церкви и против священноначалия», но даже не явился на заседание синода, даром, что его три раза приглашали. «Это его отсутствие означает, что он отделился от церкви», -- резюмировал митрополит Климент. Нельзя сказать, что опальный епископ никак не отреагировал на приглашения на заседание синода, которые ему посылал управделами патриархии. Диомид прислал ответную телеграмму, в которой кроме цитаты из Священного Писания (о том, что «блажен муж, не идущий на совет нечестивых») присутствовала только одна фраза: «Скорблю, что РПЦ МП врата ада одолели, и она сделалась служанкой антихриста. Епископ Диомид Анадырский и Чукотский РПЦ». «Я считаю, что это человек, который поступает неадекватно», -- поставил вчера «диагноз» Диомиду митрополит Климент. При этом митрополит Калужский и Боровский полагает, что его бывший чукотский «коллега» явно лукавит: «Он запрещает пользоваться мобильными телефонами, Интернетом, но в то же время объявляет, что можно покаяться у него по электронному адресу. Сам имеет паспорт, ИНН, а другим запрещает ими пользоваться». Действительно, в своих посланиях, которые распространялись в том числе и через Всемирную паутину, от имени чукотского епископа проклинались и мобильные телефоны, и паспорта. Кроме того, священноначалие РПЦ обвинялось Диомидом сразу в нескольких грехах: экуменизме (общении с иноверцами), «соглашательстве с антинародной и богоборческой властью» и одобрении демократии. «Все решения прошедшего Архиерейского собора, в том числе о лишении меня священного сана, признаю не имеющими канонической силы ввиду открытого исповедания участниками этого Архиерейского собора основных положений ересей цареборчества, экуменизма и глобализма», -- говорилось в одном из посланий, которые распространялись от имени Диомида в Интернете. В этом же письме теперь уже бывший чукотский владыка объявил о том, что предает анафеме патриарха Алексия II и главу отдела внешних церковных связей митрополита Кирилла.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Ектения начинается так: «Вся святыя помянувше, паки и паки миром Господу помолимся». В ней произносятся прошения: «о принесенных и освященных Честных Дарех, – о том, чтобы человеколюбец Бог наш, прияв их (Дары) во святый и пренебесный и мысленный (νοερν) свой жертвенник, в воню благоухания духовного, возниспослал нам божественную благодать и дар Святого Духа; принял нашу жертву Богу во благоухание приятное ( Еф.5:2 ) далее – прошение: «о избавимся нам от всякия скорби, гнева и нужды» и другие прошения просительной ектении. Оканчивается ектения возгласом: «Соединение (τν ντητα – unionem, единство) веры и причастие (κοινωναν) Святого Духа испросивше, сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». Лик поет: «Тебе, Господи». Священник (при архиерейском служении – архиерей) во время чтой ектении молится, взывая к Господу: «И просим, и молим, и мили ся деем. (χετεομεν – преклоняя колена), сподоби нас причаститися небесных Твоих и страшных Таин, сея священные и духовные трапезы, с чистою совестию, в оставление грехов, в прощение согрешений, в общение Духа Святого, в наследие Царствия Небесного, в дерзновение, еже к Тебе, не в суд или осуждение». По окончании ектении И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, небесного Бога Отца, и глаголати». Лик поет: «Отче наш». Подобне глаголет и архиерей и прочий сослужащии тайно (Чиновн.). На литургии не читается а поется «Отче наш». Самое пение и возглас пред пением священнослужащого показывают особое значение на литургии молитвы «Отче наш». В священнодействии литургии изображается дело спасения людей, соделанное Господом роду человеческому, примирения людей с Богом и потому молящийся осмеливаются неосужденно призывать Бога и называть Его Отцом своим. священник (при архиерейском служении – архиерей), после «Отче наш», произносит обычный возглас: «Яко Твое есть царство». После пения «Аминь», священник говорит: «Мир всем» 704 . Лик отвечает: «И духови твоему». Диакон приглашает приклонить главы. Священник (при архиерейском служении – архиерей) читает тайно молитву, где просит, чтобы Господь Бог и Владыко предлежащая (προκεμενα) всем нам во благое изровнял по каждого потребе; потреба указывается и отсутствующим: Плавающим сплавай, путешествующим снутешествуй, недугующыя исцели, врачу душ и телес, – и возглашает: «Благодатию и щедротами, и человеколюбием единородного Сына Твоего, с Ним же благословен еси, со пресвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом, ныне, и присно, и во веки веков». Затем священник (или архиерей) читает тайно молитву, в которой просит Господа, чтобы Он удостоил державною Своею рукою преподать пречистое тело и честную кровь самим священнослужащим, а чрез них и всем людям. Во время чтения этой молитвы диакон, стоящий пред Святыми дверьми, опоясуется орарем крестовидно (Служебн., Чиновн.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В докладе от 15 ноября 1928 года протопресвитер К. Изразцов назван «администратором русских православных церквей в Южной Америке», в его докладе говорилось о положении церковных дел в Парагвае. Синод выразил священнику благодарность за неутомимые труды его по устроению подведомых ему церквей и непрестанные заботы по удовлетворению религиозно-нравственных нужд русских в Южной Америке. 411 В феврале следующего года Архиерейский Синод получил доклад архимандрита Пахомия, настоятеля русской православной церкви в Асунсьоне (Парагвай), о положении церковных дел в Асунсьоне. 412 В феврале 1930 года снова обострился вопрос о старом и новом стиле в богослужении на территории Южной Америки. В целом этот вопрос в православном мире уже был решен в пользу старого стиля. Однако протопресвитер К. Изразцов рассказал о затруднениях, возникающих при праздновании в Аргентине по старому стилю. Принимая во внимание: 1) Что Аргентина и вообще Южная Америка не примыкает к православной стране. 2) Что живущие в Южной Америке православные греки и арабы перешли на новый стиль. 3) Что в православные праздники, если они не приходятся в воскресные дни, храмы пустуют, так как православные служащие и рабочие в православные праздники от работы и служб не освобождаются. 4) Что еще до революции Высшая Всероссийская Церковная власть по указанным причинам предполагала разрешить празднование праздников в Южной Америке по нов. стилю, Архиерейский Синод находит возможным в виде исключения разрешить о. Протопресвитеру Изразцову в районе его административного управления совершать богослужения в подвижные праздники по новому стилю. 413 В следующий раз протопр. К. Изразцов доложил о сделанных им распоряжениях, связанных с жалобой прихожан на настоятеля русской православной церкви в Сан-Пабло (Бразилия) священника М. Кляровского и о положении церковных дел в других местах Южной Америки. 414 Стоит отметить, что Архиерейский Синод практически на каждом заседании рассматривал обращения администратора русских храмов в этом регионе. 415 К примеру, в марте был получен его отчет о церковной жизни за период с 1 июля 1928 г. по 31 декабря 1929 г., а также денежный отчет по русской православной церкви в Аргентине. Денежный отчет был утвержден. 416

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Притвор - пристройка перед входом в храм. Может устраиваться с западной, южной и северной сторон храма. Обычно отделяется от храма стеной с дверным проемом. Рúзница - отдельное помещение в храме или место в алтаре (обычно справа от горнего места), где хранятся облачения и священные сосуды. Солея (лат. solum - ровное место, основание; пол) - возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом. Поскольку сам алтарь находится на возвышении, солея является как бы продолжением алтаря наружу. Со стороны средней части храма солея обычно ограждена невысокой решёткой. В центре солеи перед Царскими вратами она полукругом выдается вперед (амвон), по бокам солеи располагаются клиросы. Царские врата - двустворчатые двери напротив престола (в алтаре), главные врата иконостаса. Царские врата ведут в алтарную часть храма и символизируют собой врата Рая. В отличие от северных и южных (диаконских) врат иконостаса, Царские врата открываются только для торжественных выходов или других, описанных уставом, моментов богослужения. В Царские врата могут входить только священнослужители и лишь во время богослужения. Вне богослужения и без облачения входить в алтарь и выходить из алтаря через Царские врата имеет право только архиерей.   Богослужебные предметы, церковная утварь ВоздУх - большой четырехугольный покров, которым покрываются покрытые покровцами дискос и потир. Воздух символически изображает плащаницу, которой было обвито тело Иисуса Христа. Даронсица - переносная дарохранительница, используемая священником для причащения дарами (например, в больнице и т.п.). Дарохранительница - священный сосуд, в котором хранятся преждеосвященные дары. Дарохранительница обычно устанавливается на престоле. Дикúрий (греч. «двухсвечник») - подсвечник для двух свечей - принадлежность архиерейского богослужения. Согласно литургическим толкованиям, две свечи соответствуют двум естествам Иисуса Христа. Во время богослужения дикирием и трикирием архиерей благословляет молящихся. Дúскос (греч. «священный сосуд») - блюдо на подножии с изображением младенца Иисуса. Во время проскомидии на дискос полагаются агнец и частицы из просфор. Во время евхаристического канона на дискосе совершается освящение и преосуществление агнца. Согласно литургическим толкованиям, дискос символически изображает Вифлеемские ясли, а также гроб, в котором было погребено тело Иисуса Христа.

http://old.sinfo-mp.ru/123.html

Как уже отмечалось, чтец и певец – низшие степени церковного клира, которые, как приготовительные, должен пройти всякий готовящийся к принятию священного сана. Посвящение (хиротесия, руковозложение) в чтеца, певца и иподьякона не является Таинством, а служит торжественным обрядом выдвижения мирянина для прислуживания при храмовом богослужении. Схема чина поставления в чтеца и певца Чин поставления в чтеца и певца разделяется условно на три части. I часть состоит из архиерейского благословения посвящаемому; возложения рук епископа на его главу; первой молитвы епископа; пения тропарей; пострижения волос; облачения поставляемого в фелонь. II часть состоит из архиерейского благословения посвящаемому; возложения рук епископа на его главу; второй молитвы епископа; чтения посвящаемым Апостола; снятия с посвящаемого фелони. III часть состоит из архиерейского благословения; благословения стихаря; облачения посвящаемого в стихарь; поучения об обязанностях чтеца; благословения посвященного в чтеца; вручения чтецу подсвечника («лампады»). Чин поставления совершается посреди храма перед Литургией, по облачении архиерея. До начала чтения часов иподьяконы приводят поставляемого на середину церкви, где тот трижды поклоняется алтарю и также архиерею. Потом кандидат, преклонив голову, подходит к архиерею, который осеняет его крестным знамением и возлагает на посвящаемого руки, читая первую молитву: «Раба Твоего, предходити свещеносца Святым Твоим Таинствам изволившаго, украси нескверными Твоими и непорочными одеждами». В молитве говорится о чтеце, как о «свещеносце», поскольку выносить свечу перед священнослужителями – одна из его обязанностей. После этого поются тропари. 1 . Апостолам: «Апостоли святии, молите Милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим». 2 . Святителям. 3 . Составителям Литургий: а) святому Иоанну Златоусту : «Уст твоих, якоже светлость огня, возсиявши благодать…»; б) святому Василию Великому : «Во всю землю изьще вещание твое…»; в) святому Григорию Двоеслову : «Пастырская свирель богословия твоего рит оров победи трубы…».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010