Прочитал я на сих днях в Приложениях к газете «Гражданин» вашу статью по поводу статьи, помещенной в Русской Старине 1883 г., под заглавием: «Архиерейский певческий хот при архиепископе Смарагде», и в душе своей искренне поблагодарил Вас за прекрасные характеристики преосвященных Афанасия, Иоанникия, Евфимия и Смарагда. Вчера введен был в соучастие с нами в делах высшего церковного управления ваш товарищ по академии преосвящ. Тамбовский Палладий. Кажется, он будет добрый и приятный нам сотрудник. Вчера же происходило в Св. Синоде наречение другого вашего товарища, о. архимандрита Николая (бывшего протоиерея Заркевича) во епископа Новомиргородского. В первый раз я увидел тут этого ученого мужа; прежде мне не случалось нигде с ним встречаться. О нем идет здесь добрая слава. Как Вы, Преосвященнейший, привыкаете к новому месту служения и к новой пастве?» В тот же день я получил письмо из Харькова от протоиерея С. А. Иларионова. От 5-го ч. он писал: «В Харькове до вчерашнего дня, т. е. до 4 июля все обстояло благополучно, ничего выдающегося не было, а в час ночи с 3-го под 4-е произошел пожар в семинарии. Инспектор семинарии Истомин 315 из окна своего дома первый увидел огонь в гардеробной комнате и явился туда своевременно; так, когда отбили замок в комнате, то одним ведром воды был потушен огонь на половину. Более воды не оказалось, и ученики, бывшие здесь в ближайшей спальне, вместо того, чтобы забивать остальной огонь чем попало, – одни бросились вниз искать воды, а другие стали выносить гардеробы, и пока бегали сюда и туда, огонь охватил всю комнату и лишил возможности подойти в коридор; тогда все бывшие здесь оставили горевшую половину и стали спасать библиотеку и церковные вещи; это все успели спасти. Когда приехала из города пожарная команда, то пожал был в такой степени, что тушить его оказалось безуспешным и к вечеру от этого прекрасного здания, окруженного высокими тополями, остался один остов: обгоревшие стены с побитыми окнами и провалившимися потолками. Ректор 316 семинарии уехал в отпуск, а Владыка 317 не совсем здоров, впрочем, из Всесвятского, где живет теперь, приезжал на пожар. В течение всего мая месяца Владыка обозревал церкви Змиевского, Волчанского и Ахтырского уездов, ежедневно служил, говорил везде проповеди и возвратился совершенно в здоровом состоянии, а через неделю заболел сначала лихорадкой, а потом расстроился во всем организме. Не более трех дней, как стал заниматься делами и вот случилось такое несчастье, которое, при его впечатлительном характере, пожалуй, будет иметь влияние на его расстроенное здоровье».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В прочем же во всём ему, Архимандриту Павлу, исправляться по закону Божию, правилам Святых Апостолов и Богоносных Отцов, Регламенту духовному и указам ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА Самодержицы Всероссийской и по присяжной своей должности неотменно, имея неусыпное попечение о спасении вручённых ему душ человеческих, купно же и всё в пользу Троицкого Слуцкого и подсудных ему монастырей и приходских церквей строя, внимая и себе самому, чтобы быть ему собою подчинённым своим к спасению их добродетельного и воздержного жития образом, да так в день вечного воздаяния, за труды свои венец блаженства от руки Господней купно со всей о Христе братией, с вручённым ему благочестивым духовенством и православным братством о церкви Божией Греко-Российской радящим, и благочестие её сохраняющим воспримет глаголя: се аз и дети моя 39 ; а поскольку ему Архимандриту предлежит иметь о предписанном всякое попечительство и тщание, то братии того Слуцкого Троицкого и подсудных ему монастырей, и ведомства Слуцкой Архимандрии приходских церквей священно- и церковнослужителям и благочестивому братству подобает его, Архимандрита и Митрополии Нашей Киевской Наместника, как начальника и наставника своего, бдящего о спасении их, почитать и покоряться, и во всём Богоугодном без всякого прекословия и роптания слушать. В ненарушимое же соблюдение всего вышенаписанного, и известного ради свидетельства, как он, Игумен Павел, в тот Слуцкий Троицкий монастырь в Архимандрита на предписанном основании Нами произведён, даётся ему, Архимандриту Слуцкому, Митрополии Нашей Киевской Наместнику Павлу Волчанскому эта Наша Архиерейская настольная грамота, рукой Нашей подписанная, и печатью Нашей кафедральной утверждённая, в Богоспасаемом граде Киеве, в кафедре Нашей Митрополитанской Киевской лета от мироздания 7272, воплощения же Божия Слова 1764, Января 20 дня». На подлинной подписано так: Выше именованный смиренный Митрополит Арсений. Кафедральный писарь Иеромонах Иаков. По листам скрепил: у дел должности писарской Иеродиакон Иоанн.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

5) ДОМ Архимандричий новый деревянный на каменном фундаменте о 10 комнатах; 6) КЕЛЬИ прежние Архимандричьи о 9 покоях, ныне обращены в братскую трапезу; 7) КЕЛЬИ братские; 8) ТРИ АМБАРА деревянные в два этажа; 9) один ПОГРЕБ каменный. Слуцкий монастырь содержание своё имеет от состоящих за ним вотчин и других угодий. Крестьян по ревизии 1795 года в деревнях монастырских было: в Тройчане – 106; в Яминске – 88; в Пухивичах – 153; в Шапиловичах – 88; в Синягоже – 23, а всего – 458 душ. Настоятелями в этом монастыре издавна были Архимандриты, которым кроме обыкновенных Архимандричьих преимуществ в священнослужении дозволено было от Киевских Митрополитов употреблять некоторые Архиерейские и именоваться Наместниками Митрополии Киевской, как видеть можно из нижеследующей грамоты: «Божьей милостью Арсений Могилянский Православный Архиепископ, Митрополит Киевский, Галицкий и Малой России. Всем, кому о ниженаписанном ведать надлежит православной восточной Греко-Российской Киевской церкви и нашего смирения по благодати Божьей, данной нам, духовным чадам, а особливо братии благочестивого религии нашей Греко-Российской заграничного, в Польской области состоящего, к Епархии нашей Киевской принадлежащего предместного Слуцкого Святой Живоначальной Троицы монастыря и прочих тамошних благочестивых же к Слуцкой Архимандрии принадлежащих монастырей, и всему Православному Религии нашей Греко-Российской, до Слуцкой Архимандрии принадлежащему мирских приходских церквей духовенству, и Слуцкому благочестивому братству, и прочим благочестивым до той же Слуцкой Архимандрии принадлежащим людям благодать и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа да умножится. Богомольчески желаем и объявляем: понеже на место бывшего в оном Слуцком Святой Живоначальной Троицы монастырь, находящегося ныне под следствием, в кафедре Нашей Архимандрита Досифея Галяховского, Игумен Киево-Кирилловского Святой Живоначальной Троицы монастыря Иеромонах Павел Волчанский, Нами определённый, и его Сиятельством Князем Господином Карлом Станиславом Радзивилом, Воеводой Виленским, Коллятором того Слуцкого монастыря признан за достойного быть в том Слуцком монастыре Архимандритом.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Другой статьей прихода по Синодальной области были данные с церквей и земельных участков при церквах и др. неокладные приходы с духовенства и брачующихся. После Патриаршества число церквей значительно возросло. В 1724 г. их было 4675 и 722 земельных участка; в сравнении с последним десятилетием патриаршества прибавилась 721 церковь , убавилось 42 участка. В 1732 г. было 4813 церквей и 700 участков, а сборов по окладу значилось: с церквей 9819 руб.; с земель 721 руб. В 1738 г. было уже 4927 церквей, не считая тех, за которыми числилась недоимка. Вследствие этого доход Синодальной области с 1690 по 1732 г. увеличился приблизительно на 3000 руб. 538 . В хозяйственном отношении церквами и духовенством Синодальной области заведывал Казенный Приказ. В него же поступал и неокладной приход, который составляли: гривенные или подможные полковым попам деньги (по числу храмов на Синодальную область приходилось 394 руб., в 1732 г. – 476 руб. 9 коп., а с епархий – 613 руб. 80 коп.), венечные деньги, печатные пошлины и штрафные деньги 539 . Размеры доходов Казенного Приказа будут показаны ниже. И. В. указом 1 сентября 1742 г. для заведывания церквами и монастырями Синодальной области была учреждена самостоятельная Московская епархия, первым епископом которой был Иосиф Волчанский, епископ Белорусский (1742–1745) 540 . Из его ведома, впрочем, были изъяты Успенский Собор и Троице-Сергиев монастырь, а из ведома его приемников по окладу Св. Синода 18 марта 1743 г. были изъяты кроме того: Благовещенский Собор, Церковь 12 Апостолов при синодальном доме, ставропигиальные, первостатейные и компатные монастыри – Рождественский во Владимире, Чудов, Ипатьевский, Новоспасский, Симонов, Донской, Заиконоспасский пока из него не будет переведена в Донской монастырь Славяно-Греко-Латинская Академия, Высокопетровский, Воскресенский на Истре, Саввин Сторожевский и Крестовоздвиженский 541 . Кроме того, надо заметить, что доходы Синодальной области остались по-прежнему в ведомстве Коллегии Экономии и Канцелярии С. Э. Правления 542 , а Московскому епископу было назначено особое жалованье в 1500 руб. 543 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Укажем важнейшие из них. Еще предшественник преосв. Макария по харьковской архиерейской кафедре, преосв. Филарет (Гумилевский) провел одну очень важную меру в видах противодействия дальнейшему распространению раскола в Харьковской епархии. Но представлению преосв. Филарета, Св. Синод 21 декабря 1858 года разрешил учредить в Харьковской епархии должность особого миссионера для пресечения раскола, с назначением ему причетника. На основании синодального указа, тогда же быль определен миссионером помощник благочинного священник с. Покровского Купянского уезда Иоанн Стефанов, которому было назначено жалованье по 350 р. в год и на разъезды но 170 р. Миссионеру-священнику Стефанову поручалось следить особенно за состоянием раскола в уездах: Волчанском, Кунянском и Старобедьском. Преосв. Макарий, когда ближе познакомился с состоянием раскола в Харьковской епархии, признал недостаточным иметь одного миссионера, при том из приходских священников, следовательно, постоянно отвлекаемого другими занятиями от исполнения миссионерских обязанностей. На основании особого ходатайства его, Св. Синод 9 марта 1861 года разрешил ему иметь, в виде пока временного опыта, в Харьковской епархии вместо одного трех миссионеров 1065 . Выбор и определение миссионеров предоставлялись усмотрению самого преосв. Макария, при чем содержание для миссионеров оставлялось прежнее с присоединением к нему только 80 руб. сер., какие отпускались прежде псаломщику, вакансия которого теперь была закрыта. Содержание это должно было делиться поровну между всеми тремя миссионерами. По распоряжению преосв. Макария, тогда же из среды приходских священников были избраны три на должность миссионеров и по числу их весь район Харьковской епархии, зараженный расколом, был разделен на три округа: к первому округу были отнесены Купянский и Старобельский уезды и округ бывшего первого харьковского военного поселения, ко второму – Змиевский уезд и округ бывшего второго харьковского военного поселения и к третьему округу – Волчанский уезд.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Страдания их увеличивались еще доходившими до них воплями несчастных, которых мучили разными муками, вешали за руки и за ноги, огнем жгли; одну монахиню, которая жила в местечке Махалове, обложивши огнем, жгли и на холоде держали. В ночь на 12-е февраля взяли их по одному к допросу и, доправляя на них по 500 руб., грозили предать в катовские руки; пред утром отвели их к губернатору (управителю), где заставили подписать прошение к князю Радзивилу о помиловании и обязали подпиской об уплате 850 р. денежного штрафа. Выпущенные из-под стражи священники, не быв в состоянии уплатить штрафа, оставили свои приходы и разбежались, кто куда мог. Из них Чоловский пришел в Москву, где и подал заявление о претерпенных ими гонениях и раззорениях. Белорусский епископ Иероним просил определить его в Москве, за неудобностью возвращения его в белорусскую епархию. 941 В 1748 г. в Могилеве был страшный пожар, от которого сгорели кафедральнае Спасская деревянная церковь и архиерейский дом и сильно обгорела сверху Братская церковь. Большой братский колокол расплавился, а другие колокола жители успели снять с колокольни. Православные пытались несколько раз ночью повесить колокола на столбах; но местный плебан, по навету у маршалка, прибегал с великой громадой и порубал столбы. Не довольствуясь этим, он послал указ своему интенданту, чтобы он всякими чрезмерными денежными налогами и телесным наказанием принуждал российских жителей к унии, с угрозой, что ослушники будут из города плетьми выгнаны. Когда потребовали у него объяснения, то он отвечал, что епископ Волчанский всегда привык чинить несогласие между Дворами, за что уже неоднократно от прежде бывшего министра г. Кейзерлинга был увещеваем; почему его представлениям и верить не надлежит, ибо он и между своими никакого кредита и любви не имеет; к тому же и г. Кейзерлинг довольно усмотрел помянутые поступки, так что не только ему ни в чем не верил, но и всегда увещевал, чтоб он доброе с обывателями имел обхождение; почему прошу г. посланнику российского двора предложить, чтоб он, как ныне, так и впредь, епископа могилевского никаким представлениям не верил».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Образованы новые епархии Русской Православной Церкви на территории Свердловской и Ростовской областей 28.07.2011 Участники заседания Священного Синода Русской Православной Церкви , состоявшегося 27 июля 2011 года в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре, имели суждение об образовании новых епархий на территории Ростовской и Свердловской областей Российской Федерации (журнал 70). Новые епархии выделены из состава Ростовской и Екатеринбургской епархий. Приняв во внимание «значительное число приходов на территории Свердловской и Ростовской областей Российской Федерации и имея в виду облегчение исполнения архиереями решений Поместного и Архиерейского Соборов, а также Священного Синода, направленных на развитие приходской жизни и деятельности», Синод постановил образовать новые епархии на территории этих областей. В административных границах Алапаевского, Артемовского, Асбестовского, Байкаловского, Белоярского, Богдановичского, Верхнедубровского, Заречного, Ирбитского, Каменского, Каменск-Уральского, Камышловского, Малышевского, Пелымского, Пышминского, Рефтинского, Слободо-Туринского, Сухоложского, Таборинского, Тавдинского, Талицкого, Тугулымского, Туринского округов и районов Свердловской области образована Каменская епархия . Епархиальному архиерею Каменской епархии определено иметь титул Каменский и Алапаевский. Епископом Каменским и Алапаевским избран игумен Серафим (Кузьминов) , клирик Тульской епархии. Место наречения и хиротонии игумена Серафима оставлено на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В административных границах Верхотурского, Верхне-Нейвинского, Верхнесалдинского, Верхнетагильского, Волчанского, Гаринского, Горноуральского, Ивдельского, Карпинского, Качканарского, Кировградского, Краснотурьинского, Красноуральского, Кушвинского, Лесного, Невьянского, Нижнесалдинского, Нижнетагильского, Нижнетуринского, Новолялинского, Новоуральского, Североуральского, Серовского, Сосьвинского округов и районов Свердловской области образована Нижнетагильская епархия .

http://drevo-info.ru/news/11125.html

Архив Пн Образованы новые епархии Русской Православной Церкви на территории Свердловской и Ростовской областей 27 июля 2011 г. 18:40 Участники заседания Священного Синода, состоявшегося 27 июля 2011 года в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре , имели суждение об образовании новых епархий на территории Ростовской и Свердловской областей Российской Федерации ( журнал 70 ). Приняв во внимание «значительное число приходов на территории Свердловской и Ростовской областей Российской Федерации и имея в виду облегчение исполнения архиереями решений Поместного и Архиерейского Соборов, а также Священного Синода, направленных на развитие приходской жизни и деятельности», Синод постановил образовать новые епархии на территории этих областей. В административных границах Алапаевского, Артемовского, Асбестовского, Байкаловского, Белоярского, Богдановичского, Верхнедубровского, Заречного, Ирбитского, Каменского, Каменск-Уральского, Камышловского, Малышевского, Пелымского, Пышминского, Рефтинского, Слободо-Туринского, Сухоложского, Таборинского, Тавдинского, Талицкого, Тугулымского, Туринского округов и районов Свердловской области образована Каменская епархия . Епархиальному архиерею Каменской епархии определено иметь титул Каменский и Алапаевский. Епископом Каменским и Алапаевским избран игумен Серафим (Кузьминов) , клирик Тульской епархии . Место наречения и хиротонии игумена Серафима оставлено на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В административных границах Верхотурского, Верхне-Нейвинского, Верхнесалдинского, Верхнетагильского, Волчанского, Гаринского, Горноуральского, Ивдельского, Карпинского, Качканарского, Кировградского, Краснотурьинского, Красноуральского, Кушвинского, Лесного, Невьянского, Нижнесалдинского, Нижнетагильского, Нижнетуринского, Новолялинского, Новоуральского, Североуральского, Серовского, Сосьвинского округов и районов Свердловской области образована Нижнетагильская епархия . Епархиальному архиерею Нижнетагильской епархии определено иметь титул Нижнетагильский и Серовский.

http://patriarchia.ru/db/text/1586943.ht...

Поскольку празднование памяти П. и Ф., совершающееся 25 июня по ст. ст., приходится на период Петрова поста, Архиерейский Собор 2-4 февр. 2011 г. поручил Синодальной богослужебной комиссии «рассмотреть вопрос о дополнительной дате празднования памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, имея в виду желание многих христиан вступить в церковный брак в день почитания этих покровителей супружества» (п. 17 Определения «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви»). 25 дек. 2012 г. в память о перенесении мощей, состоявшемся в 1992 г., Синод РПЦ установил 2-е празднование П. и Ф., к-рое совершается в воскресенье, предшествующее 6 сент. Синод поручил Синодальной богослужебной комиссии в срок до 1 апр. 2013 г. представить «текст молитвы для прочтения по окончании Божественной литургии в дни памяти святых Петра и Февронии, об умножении любви, укреплении семей, сохранении супружеской верности, даровании целомудрия еще не вступившим в брак и о помощи готовящимся к вступлению в семейную жизнь». С 2009 г. в рамках общенациональной программы «В кругу семьи» по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера) были установлены скульптуры святым в таких городах, как Абакан, Архангельск, Астрахань, Благовещенск, Вел. Новгород, Владивосток, Волгоград, Волчанск, Воронеж, Ейск, Ижевск, Иркутск, Киров, Клин, Красноярск, Муром, Н. Новгород, Н. Тагил, Новосибирск, Обнинск, Омск, Подольск, Ростов-на-Дону, Самара, С.-Петербург, Сергиев Посад, Сочи, Тамбов, Тула, Ульяновск, Хабаровск, Ярославль и мн. др. К 2019 г. в России, Белоруссии, на Украине в честь П. и Ф. построили 71 храм (включая часовни и приделы), в т. ч. в Москве, Муроме, С.-Петербурге, Ижевске, Краснодаре, Кургане, Пензе, Самаре, Тольятти, Томске, Гомеле, Донецке и др. городах. До сих пор в Муроме бытует множество легенд о святых, напр. о сыне П. и Ф., похороненном вместе с родителями и удостоившемся местного почитания, о существующем по сей день ореховом кусте в Ласкове, возле к-рого молилась Ф., и о пеньке, оставшемся от проросших деревьев на погосте близ с. Ефанова (Навашинского р-на Нижегородской обл.).

http://pravenc.ru/text/2580394.html

Деятельность И., его резкий характер вызывали недовольство со стороны мн. современников, у него случались конфликты с представителями местного духовенства, в частности с архим. Нилом (Березовским), настоятелем Елецкого черниговского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , а также со светскими властями. 11 авг. 1725 г. И. сообщил в Синод о злоупотреблениях с церковными землями в его епархии: священники и ктиторы с помощью подлогов распродали церковные земли, мельницы, озера с сенными покосами, казаки поселили на архиерейских землях своих бобылей. Рассмотрев сообщение И., Синод постановил все вопросы передать на рассмотрение Малороссийской коллегии, проданные земли, мельницы и прочее вернуть в собственность Церкви (ПСПиР. Т. 5. С. 164-165). Архиерей старался устранить излишнее влияние светских лиц на церковные дела. Писал жалобы о притеснении духовенства, в которых утверждал, что «честь архиерейская в Малой России дешева». В 1730 г. И. совместно с Переяславским еп. Иоакимом (Струковым) подал жалобу в Синод на гетмана Д. П. Апостола, обложившего духовенство новыми поборами и через своих полковников и сотников вмешивавшегося в церковные дела. Др. послание было подписано И., 2 архимандритами, 6 игуменами, протопопом, 4 священниками; они жаловались, что «мимо его преосвященства старшини здешние мирские иним нам делают молебни отправлять, иних по делам своим влекут к советам в канцелярии по земским делам, которие до нас не надлежат, со всех же обще требуют зборов, и иная исполняти повелевают на немалое наше затруднение, и против прежняго в знатную обиду». В тексте содержалась просьба, чтобы впредь «мирским властем мимо Синода и архиерея не ведать» местным духовенством. Еще одно прошение черниговское духовенство подало на имя имп. Петра II. 13 авг. 1731 г. Синод рассматривал письма гетмана Апостола, а также жалобы и челобитные на И. о чинимых им «обидах и налогах». В результате разбирательства Синод постановил отозвать архиепископа в Киев, копии жалоб отправить для проведения следствия игум. Иосифу (Волчанскому) и кафедральному архидиак. Феофану Трофимовичу. 24 апр. 1732 г. И. в связи с состоянием здоровья разрешили остаться в Чернигове, взяв письменное свидетельство того, что он не будет чинить препятствия следствию. В ходе следствия рассматривались жалобы местного духовенства и «обывателей и некоторой старшины» друг на друга (Там же. Т. 7. С. 467-470). Выяснилось, что за различные проступки в своей епархии И. подверг церковному отлучению несколько десятков человек. Впосл. Синод пересмотрел эти дела и 19 сент. 1735 г. снял отлучение, признав, что наказанные «страждут за единые точию партикулярные между собою ссоры, а не за иные какие толикой казни достойные правильные вины».

http://pravenc.ru/text/674103.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010