Но в начале 30-х закон был не на стороне христиан. Особое совещание при коллегии ГПУ УССР от 20 января 1931 года постановило: «Невмержицкого Павла Иосиповича - заключить в концлагерь, сроком на 3 года». Архимандрит Парфений вспоминал: «С материалами дела по окончании следования я не был ознакомлен. В январе 1931 г. в Житомирской тюрьме мне объявили, что я осужден на три года заключения в концлагерь и этапировали для отбытия наказания в Ухтинлаг». За хороший труд исповедника освободили досрочно 10 мая 1933 года. В 1933 году епископ Винницкий Александр (Петровский), ныне прославленный в лике святых, рукоположил монаха Парфения (Невмержицкого) в сан иеродиакона. Но в марте 1934 года монастырь закрыли. По свидетельству монахини Архелаи, отца Парфения от расправы спасло только то, что он в момент разорения обители находился на послушании вне ее стен. В 1934 году в Братском монастыре Киева отец Парфений был рукоположен в иеромонаха. Рукоположение совершил архиепископ Сергий (Гришин). Служить благословили в селе Устиновка Чоповичского района (ныне Малинский р-н Житомирской обл.). Осенью 1935 года храм закрыли. По требованию участкового милиционера покинуть село в трехдневный срок отец Парфений уехал в Архангельский край, где два года служил в церкви села Пещаница Котлаского района. Исповедник В ноябре 1937 года в селе Пещаница иеромонах Парфений был арестован вторично. В этот раз обвинения ему не предъявили и на суд не вызывали. Осудили заочно на десять лет лагерей. Облачение он вырезал из газет и тайно служил под нарами Заключение старец отбывал в Ухтпечлаге (Коми АССР, в 1938 г. переформирован в Ухто-Ижемский ИТЛ). Ад сталинских лагерей оказался бессильным перед благодатью Божией, явленной в этом человеке. Даже в неволе отец Парфений продолжал вести напряженную духовную жизнь. Облачение он вырезал из газет и тайно служил под нарами. На Пасху, день которой старец вычислял особым образом, в воскресные и праздничные дни о. Парфений на работу не выходил и не принимал пищи. И.В. Александров приводит следующие факты: «Рассказывают, что в лагере отец Парфений «шпане», так он сам называл уголовников, отдавал почти весь свой паек, довольствуясь малым. За искреннее исповедование веры многие уважали отца Парфения. Однажды начальник лагеря попытался его заставить выйти на работу в праздничный день. Но «шпана» заступилась: «Отстань, или мы тебя приберем».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/n...

Страдание святых преподобномучениц Архелаи, Феклы и Сусанны Девство, побеждающее мир и укрощающее плотские страсти, не было известно матери всех Еве, ибо ей было сказано Богом: «в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое» (Быт.3:16). Девство же свободно от этого; оно не увядает от долгих лет, но всегда цветет и украшает жизнь девствующих; девственница — становится невестою Христовою и входит в небесный чертог своего Жениха. Этим честным и божественным даром, — чистым девством, — была украшена блаженная Архелая, которая уневестилась Христу и показала себя победительницей мира. Жила она в одном месте близ города Рима, в небольшом и неизвестном монастыре, какой мог быть в те тяжелые для христиан идолопоклоннические времена. Когда нечестивым царем Диоклитианом [ 1 ] было воздвигнуто в Риме великое гонение на христиан, святая девица Архелая, спасаясь с двумя во Христе сестрами и сподвижницами своими, Феклой и Сусанной, от преследования мучителей, оставила Рим и бежала в Кампанию [ 2 ]; все они переменили свои одежды на мужские, дабы никто не узнал, что они были девицами; тут невдалеке от города, называвшегося Нола [ 3 ], поселились святые девственницы в глухом и пустом месте, дни и ночи проводя в усердных молитвах к Богу, упражняясь в разных богоугодных делах и врачуя болезни страждущих, так как за чистую и святую жизнь они сподобились благодати чудесного исцеления болезней. Лица у них были смиренные, кроткие и вместе с тем светлые, ибо они всегда радовались сердцем своим о Господе Иисусе Христе; во взоре их сияло целомудрие и святость. Одежды на них были волосяные, простые и грубые, и вид они имели — пустыннический и постнический. Волосы на головах их были острижены, как у мужчин, так что многие считали их за мужчин, а не за женщин. Мало-помалу к ним стали собираться окрестные люди то за исцелением, то за духовным наставлением, так как они, кроме дара врачевания, имели и способность богодухновенного учения; они врачевали не только тела, но и души человеческие, и многих от языческого нечестия обратили к вере Христовой; слава о них распространилась по всей стране.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Кондак, гл. 2. Вышних сил подражав, преподобне, образом птиц житие пожил еси: временная в забытии положив, непрестанным желанием влеком к небесным добротам Христа Царя, дóндеже Того достигла еси Виссарионе; моли непрестанно о всех нас. Пр. нового, обители Далматской (игумена и исповедника). С юности инок Далматской обители и ученик св. Григория Декаполита , он 10 лет безмолвно подвизался, возделывая монастырский сад. Узнав, что его хотят поставить преемником умершего игумена обители, пр. Иларион, избегая славы, тайно удалился в Опсикию, в обитель кафаров, но, открытый здесь, принужден был против своей воли принять сан игумена. Твердый и непреклонный защитник истины, пр. Иларион пострадал за почитание св. икон. Несколько раз сосланный за свою твердость в заточение, преподобный на 70 году жизни мирно скончался в своей обители, в 845 году. Он называется «новым» в отличие от Илариона Великого, 21 окт. Кондак, гл. 2. Ограды живоносныя твоея пажити пастырски невредимо стадо соблюл еси, и явился еси высотою дел велик, новый Иларионе, по благочестии многи муки и скорби прием; тем во всерадостный живот вселился еси горняго Сиона, моли за ны преподобне. Преподобномучч. дев: Архелаи, еклы и Ссанны. Подвизаясь в одной малой обители около Рима, свв. девственницы, во время гонения Диоклетиана, удалились в Кампанию и там, скрываясь под мужской одеждой, поселились в г. Ноле. Тут они подвизались в благочестивой жизни, исцеляли приводимых к ним больных, давали всем добрые советы в трудных обстоятельствах жизни, утешали и ободряли скорбных и несчастных и многих из язычников обращали ко Христу. Добродетельная жизнь их скоро возбудила подозрения гонителей: свв. девы были взяты и, как христианки, подвержены жестоким наказаниям, причем св. Архелаю, как старшую, мучители терзали с особенной яростью. Мучения свв. дев сопровождались чудесами. Бросили св. Архелаю к голодным львам на съедение, но львы легли у ее ног, как ручные; строгали тело ее железными гребнями, поливая в то же время кипящим маслом и смолой, но она терпеливо переносила терзание тела, а масло и смолу охлаждала сила Божья; хотели задавить ее огромным камнем, но камень задавил не ее, а исполнителей казни. Многие, видя чудеса, принимали веру во Христа. Тогда все свв. девы были усечены мечом. Это было в 293 г. в г. Салерне (в Италии).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Лукиллиана и с ним 4-х отроков; в том же месяцеслове: «есть неякий Lucianus давний, за дней Апостольских – Акты – янв. 8, т. I, л. 459, глав 5, того тут положити», в Актах два жития, Святитель передал первое, составленное епископом Одоном; 4-го – св.м. Конкордия «от Мартиролога», и в тот же день свв. «Летопись о Ростовских Архиереях», изд. ОЛДП, с. 41 –42, 204 и 253. мм. Фронтасия, Севериана, Северина и Сильвана, ссылка та же, но оба жития заимствованы из Актов (январь, I, 9), где житие св. Конкордия, и январь I, 79, где страдание свв. мучеников; 6-го – свв. дев-мучениц Архелаи, Феклы и Сусанны (Акты, январь, II, 192); 7-го – св. Маркелла, папы Римского и в тот же день св. Маркеллина; оба жития заимствованы из Актов (январь, II, 5), где исследование и акты Маркелла, и апрель III, 412–414, где житие Маркеллина; 10-го – св. Вассиана, еп. Лавдийского; в месяцеслове: «зде положити Вассиана, епископа Италийского, Акты янв. II, 221», там vita, свободно переданная Святителем; 20-го – св. Левкия исповедника, в месяцеслове: «Акты янв. I, 667 и 669», здесь два жития, краткое и полное, и фрагмент из третьего, Святитель передает полное житие и отрывок; 21-го – св.м. Иулиана Тарсянина, в Прологе и месяцеслове: «Акты, март II, 421»; здесь commentarium и акты, взятые из 47-й гомилии И. Златоуста; Святитель пользуется главным образом синаксарем из Минология имп. Василия (§ 2 комм.); – Иулия пресвитера и Иулиана диакона (Акты, январь, II, 1002), там жизнь, написанная неизвестным автором. В Июле: 1-го – св.м. Потита отрока, в Актах два жития краткое – январь, I, 754 и полное – 758; Святитель пользуется обоими; 4-го – св. Марфы, матери преп. Симеона Дивногорца, в Прологе и месяцеслове: «Акты май V, 403», там жизнь, составленная современником; Святитель сделал к ней небольшое добавление из Пролога; 6-го – свв.мм. Марина, Марфы, Авдифакса и иных (Акты, январь, I, 214 и 219); 9-го – св. Панкратия Тавроменийского, в Прологе и месяцеслове: «Акты, апрель I, 237, две главы»; здесь, после введения, sermo encomiasticus инока Григория; Святитель пользуется и ею, и введением; 13-го – св. Иулиана, еп. Кеноманийского (Акты, январь, II, 761), где пространное житие, изложенное Святителем с сокращениями; 16-го – св.м. Иулии девы, в списке ex SS Actis «май V, 167–170», где ее мучение, довольно подробно изложенное Святителем; 28-го – св.м. Иулиана «Акты, январь II, 767»; 30-го – св. Уалентина еп. и иже с ним; в списке ex. SS Actis «февр. II, 754», там двои акты, Святитель взял первые; – св.м. Полихрония и иже с ним; в своем житии Святитель соединил несколько актов, взяв их, как видно из списка, ex SS Actis из этого источника, именно – акты Полихрония – февраль, III, 5 и прочих апрель, II, 375 и III, 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Первоначальный интерьер храма из-за недостатка средств выглядел довольно скромно. В главном иконостасе, изготовленном по проекту великого князя Петра Николаевича, были иконы Спасителя и Богоматери, присланные из Петербурга, другие написали сестры-послушницы в монастырской мастерской. Главной святыней собора считалась подаренная императорской семьей фамильная реликвия Романовых — икона Божьей Матери " Всех Скорбящих Радость " . Стены не были расписаны. В послереволюционные времена, когда обитель была закрыта (1922), собор превратился в приходской. С 1922 по 1926 г. им пользовалась обновленческая ( " синодальная " ) община, с 1926 г. — община УАПЦ. В августе 1928 г. нижний храм был передан Свято-Серафимовской общине традиционной " старославянской " , или " экзархистской " ориентации. В конце концов, в 1934 г. как верхний, так и нижний храм были закрыты, а здание использовали как типографию и книгохранилище Украинской Академии наук. После оккупации города фашистами в 1941 г. монастырская жизнь возобновилась. Осенью 1943 г. в нижнем храме собора скрывались киевляне, не желавшие по приказу оккупантов оставить город перед его освобождением от гитлеровцев. Состояние собора требовало ремонта, который состоялся в 1948—49 гг., в значительной мере благодаря организационным усилиям игуменьи Архелаи и инокини Евфросинии (Анны Погожевой, родной сестры Патриарха Московского и Всей Руси Алексия II). 16 мая 1949 г. был вновь освящен главный престол в честь св.Николая. Другие престолы изменили названия. В 1950 г. освящены престол южного придела верхнего храма в честь Всех Святых, а также в нижнем храме главный престол в честь Божьей Матери " Живоносного источника " и придел по имени св.Серафима Саровского. В 1951 г. престол северного придела верхнего храма освящен в честь св.Сергия Радонежского. Собор пострадал от пожара, произошедшего в 1981 г. от удара молнии. После этого здесь были проведены восстановительные работы. На протяжении 1980-х годов выполнена также внутренняя стенопись верхнего храма (работали мастера из Почаевской лавры).

http://sobory.ru/article/?object=05839

Архиепископ Феофан (Быстров) в одном из писем к своим духовным чадам таким образом отвечает на вопрос о частоте Причастия: «Относительно причащения Святых Тайн лучше всего руководствоваться вам наставлениями прп. Серафима Саровского, данными им дивеевским сестрам: причащаться Святых Тайн прп. Серафим заповедал сестрам во все четыре поста, в двунадесятые праздники и даже в другие большие праздники, вообще, „чем чаще, тем лучше“ . Разумеется, с должным приготовлением, а без последнего следует воздержаться от причащения Св. Тайн» . Что же нужно понимать под должным приготовлением к Таинству? Ответ на этот вопрос вновь можно найти в словах Кронштадтского пастыря. О. Иоанн учит: «Вы, недугующие тлением, земнородные, приидите с очищенными чувствами и мыслями к святой литургии и почерпните здесь нетление; земные и прилепившиеся к земле, приидите, насладитесь небесного царствия в благодатном Царстве Христа Бога». Приступающий же недостойно уподобляется Иуде, о котором потому и упоминается в предпричастной молитве. «Кто приходит к св. Чаше с какой-либо страстью в сердце, тот — Иуда, и приходит льстивно лобызать Сына Человеческого. „Со страхом приступите!“ Но и с „верою и любовию“. Возгревай в сердце своем веру в Иисуса Христа, в Его бесконечную любовь, вникай в себя, старайся видеть свою духовную бедность, свое окаянство, свою слепоту, наготу, [старайся] иметь алчбу и жажду правды, то есть исправления и правоты. Без этого нельзя искренно и с горячей любовью плодотворно причащаться Св. Тайн! Надо отрешиться от при     страстия к земным наслаждениям, которые крайне препятствуют небесной любви» . Из воспоминаний об известном псково-печерском старце иеросхимонахе Симеоне (Желнине) мы узнаем, что батюшка «всегда настаивал на том, чтобы причащались как можно чаще: иногда, если считал это полезным и спасительным для своего чада, благословлял причащаться даже два дня подряд». В то же время старец всегда подчеркивал необходимость ясно осознавать, что мы недостойны принятия Святых Тайн. Псковский протоиерей Олег Тэор рассказывал, как однажды старец, приняв исповедь у приехавшей к нему матушки Архелаи, «вдруг сказал: „Будешь завтра причащаться“. Матушка отвечает: „Никак не могу, не готова, вчера ела скоромное — суп с молоком, недостойна я“. А о. Симеон ей и говорит: „Ишь — недостойна. Вот и хорошо, что хоть нынче доходит, что недостойна ; она, видите ли, всегда причащается достойно ! Ну так вот завтра причастишься недостойно “. Сам-то он всегда знал, кому когда можно причаститься, а кому нет; так и благословлял» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

При игумении Филарете и по благословению митрополита Филарета (Дроздова) в 1850 г. открылось шестиклассное Духовное женское училище, где училось около 40 девушек из духовного звания и сироты. Располагалось училище в деревянном монастырском флигеле, в котором находились три келии и содержалось на средства монастыря, а остальные - за счет пожертвований. В 1863 г. монастырь посетил митрополит Киевский Арсений, который после посещения училища стал выделять 200 рублей ежегодно на его содержание. 15 июля 1884 г. при игумений Архелаи (Дашкевич), в 100-летия основания Лебединского монастыря, был освящен третий престол в честь Успения Пресвятой Богородицы в северной части Свято-Николаевского храма. Высокого расцвета монастырь достиг при игумении Евфалии I (Лебедевой). При ней были построены новые келии, двухэтажная гостиница для паломников, увеличино число воспитанниц в училище до 150, улучшен вид обоих храмов. После Октябрьского переворота 1917 года в связи с отделением Церкви от государства у монастыря отнимается право Записи Актов Гражданского Состояния (ЗАГСа) и закрывается Духовное училище. В октябре 1929 г. монастырь был закрыт, игумению Смарагду арестовали за хранение 86 пудов пшеницы. Монастырское имущество частично было разграблено, остальное конфисковано работниками НКВД. На территории монастыря образовали коммуну " Червоный Жовтень " , которая пользовалась монастырской землей только I7 га. В эти годы была " урезана " колокольня и с обеих церквей снесены купола. Через три года коммуна распалась и на территории монастыря образовали интернат для бесприютных детей, а позже и для детей репрессированных родителей. С приходом немецкой власти в 1941 г., Лебединский монастырь был открыт и в него стали возвращаться оставшиеся в живых инокини. Нелегко было игумении Валентине I и сестрам поднять разоренное хозяйство и возобновить Устав монастырской жизни. После немецкой оккупации игумению Валентину I арестовали и отправили в Лукьяновскую тюрьму города Киева на допрос. Ее обвиняли в том, что обитель укрывала вояк УПА, за что многие годы провела в заточении.

http://sobory.ru/article/?object=26598

Чет. Минея (Act SS. ian. р. 591. Fabr. XI. р. 103. Хр. Чт. 1826. XXIV). Убиение блаженного Игоря Ольговича, Вел. Кн . Черниговского и Киевского. Вступил на престол в 1146 г., по смерти брата своего Всеволода. Нерасположенные к роду Ольговичей киевляне выдали его Изяславу Мстиславичу, князю Переяславскому, и заставили принять монашество и схиму, которые, однако, не обезопасили его от народной неприязни. В 1147 г. толпа мятежников извлекла его из обители, умертвила и влачила тело его по стогнам Киева. Впоследствии, мощи его, прославленные чудесами, перенесены в Чернигов. Чет. Минея от летописца Печерского и от Пролога. Блаженного Константина, митрополита Киевского и всея России. Правил церковью около 4 лет. Скончался в 1159 г., завещав извергнуть тело его из града без погребения. В продолжение двух суток оно лежало вне града, на третий день погребено в Спасском Черниговском соборе. Чет. Минея. Преставление св. благоверного князя Феодора Ярославича. Родился в 1219 г., скончался в 1233. Мощи его, обретенные в 1614, покоятся в Новгородском Софийском соборе. След. Псалт. 6 Преп. Илариона Нового, игумена Далматской обители и исповедника. Ученик преп. Григория Декаполита (20 ноября). Страдал за иконопочитание при Льве Армянине, Михаиле Косноязычном и Феофиле: скончался мирно при Феодоре и Михаиле в 845 г., на 70 г. от рождения. Чет. Минея. (Act SS. iun. I. р. 758–760). Есть служба. Преп. Висариона. Египтянин, современник преп. Герасима, что на Иордане (4 марта), ученик преп. Исидора Пелусиота (4 февр.). Он не имел «особого себе пристанища, но от места до места преходя, скиташеся по пустыни, не радя о нуждах телесных». Преставился в глубокой старости, в конце 4 века. Чет. Минея от Патерика Египетского и от Великой Минеи. (Act SS. iun. III. р. 299–303). Март. Р. 17 июня. В службе канон Иосифа. Свв. преподобномучч. дев Архелаи, Феклы и Сусанны. Пострадали в Салерне от Леонтия, в царствование Диоклетиана. Чет. Минея. (Act SS. 18 ian. р. 190–194). 7 Св. Феодота Анкирского. Усекнут около 304 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

В 1908 году обитель посетил объезжавший епархию преосвященный Нестор, епископ Новгород-Северский, викарий Черниговский. «Пребывание в Разрытовском монастыре владыке и сопутствующим лицам доставило большое духовное удовольствие. Внешний порядок, чистота, благолепие и внутренний строй монастырской жизни, проникнутый духом любви Христовой, установившийся под мудрым руководством матушки игумении Архелаи, вызвали пожелание, да продлит Господь ее годы на благо обитательниц монастыря». В том же году настоятельница монастыря игуменья Архелая была награждена императором наперстным крестом из Кабинета Его Величества, с украшениями. За год до кончины отца Иоанна Кронштадтского его посетила одна из послушниц Разрытовского монастыря. И праведник благословил обитель иконой царицы Александры, хотя и не мог знать, что в храме монастыря один из престолов был освящен в честь этой святой, небесной покровительницы основательницы обители Александры Голицыной. Сестры монастыря поддерживали молитвенную связь не только с Иоанном Кронштадтским, но и с оптинскими старцами. А в Оптиной Пустыни с 1907 по 1912 г.г. жил и работал историк и писатель Сергей Александрович Нилус, который в своих книгах сохранил и некоторые воспоминания разрытовских монахинь. Очень переживая за спивающееся местное население, руководители монастыря решили открыть Общество трезвости. В ноябре 1909г. был утвержден его устав. Официальное открытие его состоялось 2 февраля 1910 года. После литургии, был отслужен молебен святителю Феодосию, который был покровителем общества. В тот же день были открыты библиотека и чайная. Несмотря на откровенную враждебность в этом вопросе местных жителей, за год в Общество записалось 700 человек. Отец Димитрий обратился ко всем пастырям своего округа о поддержке и молитвенном содействии. В 1914 году монастырем была куплена усадьба на берегу озера. За усадьбой располагалась большая пасека. 6 мая 1914 года усердное богоугодное служение отца Димитрия было отмечено орденом святой Анны третьей степени.

http://sobory.ru/article/?object=39419

Несмотря на это, очень скоро в обитель потянулись православные женщины, как опытные монахини, так и молодые послушницы и трудницы разных сословий из Чернигова, Нежина, Стародуба, Мглина, уездов Киевской, Черниговской, Курской, Кишиневской и Московской губерний. У молодого священника был дар - умение преподнести святоотеческую мудрость доступным человеку языком. Ещё во время его службы в Чернигове проповеди отца Димитрия стали регулярно публиковаться в журнале «Черниговские епархиальные известия». В 1901 г. священник Димитрий был «награжден скуфьей во внимание к полезной и очень усердной службе в должности регента Архиерейского хора, а с сентября 1900 года и в должности настоятеля церкви Покровской женской общины в селе Разрытом». В Разрытовской обители стали регулярно проводиться Палестинские чтения, главной целью которых было содействие православному паломничеству на Святую землю. Отец Димитрий проводил их со «способными сестрами общины», иногда в чтениях участвовали священники других храмов. Количество слушателей росло с каждым годом. Так, если вначале их было до 700 человек, то в 1908 году было проведено 26 лекций, на которых присутствовало 2600 человек. Ещё с момента создания обители её руководители игуменья Архелая и отец Димитрий были едины в желании со временем обратить общину, главной целью которой является христианское социальное служение, в православный монастырь, где на первом месте стоит служение Богу. С лета 1902 года отец Димитрий занимается документами по преобразованию общины в монастырь. Будучи по делам в Петербурге, он заезжает в Кронштадт к отцу Иоанну, который передаёт ему икону Тихвинской Божьей Матери и письмо с благословлением. В 1904 году по решению Синода Разрытовская община стала женским монастырём. Ещё в ноябре 1901 году умирает основательница и благодетельница общины Александра Васильевна Голицына. Детей у неё не было. 82 десятины земли, принадлежавшие монастырю, были обменены на такое же количество земли с постройками Гудовичей. Благодаря мудрому пастырству игуменьи Архелаи и отца Димитрия, а также при молитвенной поддержке праведного Иоанна Кронштадтского Свято-Троицко-Покровский Разрытовский монастырь процветал и духовно, и материально. К 1907 году здесь насчитывалось до 80 инокинь, существовала школа-приют для девочек-сирот, богадельня, куда помещались не только постаревшие и больные монахини, но и беспризорные немощные старушки.

http://sobory.ru/article/?object=39419

   001   002     003