Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКИЙ ВО ИМЯ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Бориспольской и Броварской епархии УПЦ МП), расположен в г. Переяславе-Хмельницком Киевской обл. Украины. Территория обители в XI - нач. XVIII в. Собор во имя арх. Михаила. Освящен в 1089/90 гг. Реконструкция Ю. С. Асеева и В. А. Харламова Собор во имя арх. Михаила. Освящен в 1089/90 гг. Реконструкция Ю. С. Асеева и В. А. Харламова Место, где расположен монастырь, находилось на детинце древнерус. Переяславля (Русского, Южного). Начиная с XI в. и до 1239 г. здесь размещался двор епископов и митрополитов Переяславских. В 1089/90 г. митр. Переяславский свт. Ефрем освятил построенный, по всей видимости, византийскими зодчими каменный собор во имя арх. Михаила (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 208). Остатки собора исследовались в 1840 г. археологом-любителем А. С. Анненковым ( Колибенко. 2011. С. 94), в 1949 и 1952-1954 гг.- М. К. Каргером, в 1975 г.- Ю. С. Асеевым, В. А. Харламовым и М. И. Сикорским ( Фрезе. 2013. С. 216). Изучение осложнялось существованием построенного на том же месте в XVIII в. здания, в связи с чем археологам были доступны лишь фрагменты фундаментов. Предложенные исследователями реконструкции облика собора к наст. времени существуют в 3 основных вариантах (Каргера; М. В. Малевской и П. А. Раппопорта, основанная на реконструкции Каргера; Асеева и Харламова). Вероятнее всего, это был однокупольный 4-столпный 5-нефный храм. Он имел 3 притвора, располагавшиеся напротив центральных прясел сев., юж. и зап. фасадов, к сев.-вост. части основного объема примыкал бесстолпный придел, а в сев.-зап. углу храма, вероятно, размещалась лестничная башня (Там же. С. 217). Размеры храма Раппопорт определил следующим образом: длина - 33 м, ширина - ок. 25,6 м (в вост. части) и 27 м (в зап. части); по мнению Асеева и Харламова, длина (по внешнему контуру стен и фундаментов) составляла ок. 39 м (без зап. притвора - 33 м), ширина в зап. части (без притворов) - ок. 27 м, в восточной - 27,6 м. По мнению Каргера и Раппопорта, основной объем храма имел одну апсиду (Там же), по предположениям Асеева и Харламова,- 3 ( Колибенко. 2011. С. 94). Средние 3 нефа отделялись от боковых стенками, сообщались с ними через тройные аркады в центральных ячейках ( Фрезе. 2013. С. 217).

http://pravenc.ru/text/2580020.html

P. 30-38; слав. и греч. текст: Срезневский И. И. Древние памятники рус. письма и языка (X-XIV вв.): Общее повременное обозрение. СПб., 1863. C. 205-217). Это перевод с частичной переделкой соответствующего греческого апокрифа, в к-ром описываются мучения грешников в аду. М. упоминается и в др. апокрифах, напр.: в апокрифическом «Слове об Адаме и Еве», перевод к-рого сделан, по-видимому, не ранее XIV в. В Стишном Прологе под 6 сент. помещен очень краткий текст о Чуде М. в Хонех, а под 8 нояб.- память Собора архистратига М., в к-рой излагается история низвержения сатаны и явления М. Аврааму, Лоту, Иакову, Валааму, Иисусу Навину (оригинал в греч. Минее под той же датой). Свт. Димитрий, митр. Ростовский, в «Книге житий святых» под 6 сент. поместил рассказы о Чуде в Хонех, чуде на горе Гаргано и чуде в Дохиаре (К., 1689. Кн. 1. Л. 31-36 об.). При этом 1-й рассказ представляет собой самостоятельную обработку разных источников, в т. ч. использовался лат. перевод Л. Сурия Метафрастова «Чуда...» и славянский перевод, сделанный Максимом Греком и помещенный в ВМЧ; источник 2-го рассказа - перевод Сурия (с сокращениями), а 3-го - Макарьевские Минеи. Под 8 нояб. у Димитрия Ростовского содержится «Слово на Собор святого архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных» (Там же. Л. 321-323 об.), составленное им скорее всего самостоятельно с использованием творений отцов Церкви о небесных силах, прежде всего Ареопагитик и Григория Великого (Двоеслова) (о переработке см.: Державин А. М., прот. Радуют верных сердца. М., 2012. С. 21-23, 188-189). Эти тексты перепечатаны в «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» без содержательных изменений. Л. В. Прокопенко В Древней Руси Арх. Михаил, поражающий сатану. Миниатюра из рукописи «Проповеди на праздники арх. Михаила». Сер. XVIII — сер. XIX в. (С.-Петербург, собрание М. Л. Звягина. Л. 26) Арх. Михаил, поражающий сатану. Миниатюра из рукописи «Проповеди на праздники арх. Михаила».

http://pravenc.ru/text/2563460.html

В центральной части нефа, ближе к дверным проемам, расположены отдельные фрагменты росписи с характерными особенностями более позднего периода. Художественные решения разномасштабных изображений архангелов, отдельных святых и портретов исторических лиц выявляют черты росписей XVI-XVII вв. Сохранились части праздничного (Воскрешение Лазаря, Распятие, Сошествие во ад) и Страстного (Снятие с креста, Оплакивание) циклов, а также отдельные изображения св. воинов, преподобных, ктиторов. На зап. стене представлена композиция «Успение Пресв. Богородицы» расширенной иконографической редакции палеологовского периода. Святыни Все иконы Д., известные по описаниям Бакрадзе, Кондакова, П. С. Уваровой и фотографиям XIX (Д. Ермаков) и XX вв., являлись образцами груз. чеканного искусства. За исключением иконы вмч. Георгия, на них изображены небесные покровители Д., архангелы Михаил и Гавриил. Вмч. Георгий. Икона из мон-ря Джумати. Нач. XI в. Фотография. Кон. XIX в. Вмч. Георгий. Икона из мон-ря Джумати. Нач. XI в. Фотография. Кон. XIX в. Кондаков и Бакрадзе в кон. 80-х гг. XIX в. уже не застали 2 наиболее значительные чеканные иконы архангелов Михаила и Гавриила, украшенные медальонами из перегородчатой эмали (нач. XII в.). Они, как и ценности др. монастырских хранилищ (Шемокмеди, Мартвили и др.), под предлогом замены старых окладов новыми были незаконно вывезены в С.-Петербург фотографом Д. Сабин-Гусом и проданы коллекционерам А. Звенигородскому, М. Боткину, А. Бобринскому и др. Позже отдельные фрагменты чеканных окладов икон были обнаружены Л. А. Мацулевичем в частных коллекциях, часть попала в разные музеи мира: 9 из 10 медальонов иконы арх. Гавриила, приобретенных из коллекции Звенигородского П. Морганом, были подарены Метрополитен-музею (Нью-Йорк), 1 - Лувру, откуда медальон позже попал в Музей Клюни. 3 пластины с эмалевыми изображениями из коллекции Бобринского (1 с иконы арх. Михаила, 2 - надписи с иконы арх. Гавриила) экспонируются в ГЭ. 4 медальона с иконы арх. Михаила из коллекции Боткина Гохран СССР в 1923 г. возвратил в Грузию (ГМИГ). Судьба остальных памятников неизвестна.

http://pravenc.ru/text/171875.html

Иконы, относящиеся к рубежу XII и XIII вв., эпохе царицы Тамары, проникнуты спокойствием и отмечены чертами т. н. гуманизма, присущего культуре этого времени. Для иконы Спасителя (ИЭМС) характерны мягкая лепка форм, эмоциональность лика. Колорит, определяемый теплым коричневато-охристым тоном в написании лика и интенсивной лазурью, близок к стилю монументальной живописи эпохи (напр., к росписи Кинцвиси). Арх. Михаил. Икона из ц. Спасителя в Мацхвариши. 2-я пол. XIII в. (ИЭМС) Арх. Михаил. Икона из ц. Спасителя в Мацхвариши. 2-я пол. XIII в. (ИЭМС) Нашествие монголов и раздробленность гос-ва приостановили органичное развитие искусства с сер. XIII в. Произведения иконописи этого периода различны по уровню мастерства и решению художественно-символических задач. Стилистические и качественные изменения в живописи привели к усилению графического начала: контуры обобщены, фигуры предстают лишенными структуры объемами или плоскими, наложенными на фон аппликациями, разработка форм условная, черты ликов мелкие, невыразительные. Все это не способствовало созданию ярких образов, однако иконы 2-й пол. XIII в. сумели сохранить эмоциональную силу воздействия (напр., икона арх. Михаила из ц. Спасителя в Мацхвариши; икона вмч. Георгия (ИЭМС), центральная часть складня и икона арх. Михаила в ц. Лабскалди, 2 иконы Спасителя (ИЭМС, Цвирми), икона «Собор архангелов» из ц. вмч. Георгия в Лахушти и др.). В иконописном репертуаре т. н. народного течения этого периода преимущественно представлены иконы Божией Матери и святых (архангелы, воины, жены), изображенных единолично или попарно. Линейная экспрессия, плоскостная трактовка форм, абстрактная разработка фигур объединяют произведения этого направления в целостную группу. Они выделяются техническим своеобразием: красочный слой нанесен на поверхность доски без паволоки и левкаса, непосредственно на тонкую клеевую поверхность (иконы архангела из ц. св. Архангелов в Ипрари, св. Иоанна Крестителя (ИЭМС), конного вмч. Георгия из ц. Спасителя в Муркмели и др.). Живопись не отличается сложностью и многослойностью, колорит сдержан, красочные пятна - локальные. Основным изобразительным средством является линия. Плотный рисунок внутри контура не всегда служит выявлению формы, трактовка фигур плоскостная.

http://pravenc.ru/text/168199.html

Михаилу для препровождения в рай 2644 . Арх. Михаил – великий князь народа Божия ( Дан. 12:1 ); по воззрению, развитому в апокрифах, он есть страж райских врат: Сиф, посланный Адамом в рай за елеем милосердия, встречает у врат его приставника – арх. Михаила, поставленного над родом или телом человеческим («constitutus super genus humanum», ин: «super corpus» 2645 ). Он спорит с дьяволом о теле Моисеевом ( Иуд. 1:9 ). В «Пастыре» Ерма арх. Михаил является патроном и владыкой людей; он – приставник душ при разлучении их с телом и проводник их в рай 2646 . Ангелы-хранители человеческих душ, препровождающие их на лоно Авраама ( Лк. 16:22 ), находятся под начальством арх. Михаила (ср. Откр.12:7 ) 2647 . Он – покровитель первобытного человека, вождь ангельских воинств 2648 . Он – эфор или блюститель христианской веры 2649 . Апокриф и иконография отражают в данном случае древнейшее воззрение, корень которого скрывается в иудействе. Лиц, следующих за архангелом, греческий апокриф не перечисляет всех по именам; замечает лишь, что Иисус Христос извел из ада патриархов, пророков, мучеников и праотцов, и все праведники вышли, славя и благодаря Бога. В числе их греческая редакция апокрифа заставляет предполагать Адама, Сифа, Давида и Исаию, как это видно из V главы; а Слово Епифания: Адама, Еву, Авеля, Ноя, Авраама, Исаака, Иакова, Иосифа, Моисея, Иону, Давида, Соломона и Иоанна Предтечу. Латинская редакция Евангелия Никодима (гл. VIII) прямо называет Адама, Давида, Аввакума и Михея, дополняя, что каждый из них, удаляясь из ада, воздал особую хвалу Господу Освободителю. Адам при этом восхваляет Бога словами псалмопевца: «вознесу Тя Господи, яко подъял мя еси» ( Пс. 29:2 ). Весь сонм праведников припевал в заключение каждой хвалы: аминь, аллилуйя. Наибольшее число праведников перечисляет Слово на Лазареву субботу, явившееся под влиянием Слов Епифания Кипрского  и Евсевия Эмесского 2650 . В памятниках иконографии по именам называются лишь немногие из праведников. Надписи в свитках их различны на разных памятниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

В рус. фольклорных произведениях нередко встречается сопоставление Г. с арх. Михаилом - победителем апокалиптического змея, примеру к-рого и следует Г.-змееборец. В мелкой пластике известны двусторонние иконки с изображениями Г. и арх. Михаила, напр. каменная новгородская иконка XIII в. (ГИМ). Возможно, арх. Михаилу стремился уподобить образ Г. автор иконы 1-й пол. XVI в., происходящей из Богоявленской ц. погоста с. Лядины Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГЭ), где Г. представлен в воинском облачении, с копьем-прапором в левой, щитом и мечом в правой руке, в рост, стоящим на красном подножии - детали, характерные для иконографии арх. Михаила (как, напр., на иконе из усадьбы Михалковых в с. Петровском под Рыбинском, сер. XVI в. (Рыбинский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник)). Еще одна деталь облачения Г. косвенно связывает его с образом «воеводы небесных сил» - медальон на латах Г. с изображением Христа Еммануила, помещаемый на сфере (зерцале) в руках архангелов, напр. на иконе сер. XVI в. из собрания А. В. Морозова (ГТГ), в росписи на столпе Архангельского собора Московского Кремля (1565). В то же время изображение Христа Еммануила на нагрудных доспехах воинов является визант. традицией, отражающей воинскую практику, и встречается в живописи палеологовского времени (напр., изображения вмч. Димитрия в ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря, ок. 1376; вмч. Прокопия в ц. Св. Троицы мон-ря Ресава (Манассия), до 1418). В Большаковском иконописном подлиннике (XVIII в.) дается следующее описание Г.: «…кудряв, млад во бронях, приволока киноварь, доспех злат клетчат, испод лазорь, у сердца зерцало кругло светится, в правой руке копие, а в левой меч в ножнах, шелом за правым плечом, а на нем крест, щиты видет от левыя бедры, мало от правыя тул с луком и сайдак со стрелами, нагавицы багор, сапоги злато, на вохре, палицы по бедрам на вохре златыя, у Георгия в руце свиток…» Иногда на нагрудных доспехах помещалось «зерцало кругло» без изображения на нем Христа Еммануила (напр., икона «Чудо вмч. Георгия о змии» из Георгиевской ц. Теребужского погоста С.-Петербургской губ., 2-я пол. XVI в., ГРМ; икона «Чудо вмч. Георгия о змии, с житием» из Георгиевской ц. на Площадке в Костроме, кон. XVI - нач. XVII в., ГТГ).

http://pravenc.ru/text/162188.html

Надвратная ц. во имя арх. Михаила. 1683–1689 гг. Фотография. 2002 г. Надвратная ц. во имя арх. Михаила. 1683–1689 гг. Фотография. 2002 г. В XVIII-XIX вв. в мон-ре продолжались активные строительно-реставрационные работы. В пожаре 11 мая 1704 г. пострадал Успенский собор. Иверская икона Божией Матери и мощи св. Иакова Боровичского были вынесены в ц. арх. Михаила и находились там до полного восстановления собора в 1710 г. В сер. XVIII в. старые росписи были сбиты и собор расписали заново. В 1747 г. Богоявленский храм был перестроен и разделен на 2 этажа, на 2-м этаже освятили ц. в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. В 1-й трети XVIII в. был возведен братский корпус, примкнувший с юга к ц. арх. Михаила. К этому времени мон-рь оказался разделен постройками на 2 части: вост. (монастырская площадь с храмами и основными зданиями) и зап. (хозяйственные дворы). В 1731-1763 гг. вместо деревянных монастырских стен были сооружены каменные с башнями: Поваренной, Квасоваренной, Кузнечной и Юго-Вост. После пожара 1825 г. в мон-ре были проведены строительные и ремонтные работы, изменившие первоначальный облик мн. построек. Во время ремонта Успенского собора в 30-х гг. XIX в. значительная часть росписи оказалась утраченной, новая роспись была выполнена в технике масляной живописи осташковскими мастерами И. и А. Митиными; во 2-й пол. XIX в. проводились еще 2 ремонта храма с поновлением живописи. В 1830-1831 гг. на месте зап. стены был построен гостиный корпус, а затем корпус конюших келий. В 60-х гг. XIX в. в юго-зап. углу мон-ря на месте стены построили каменный странноприимный корпус. В 1873-1874 гг. была разобрана каменная надвратная ц. свт. Филиппа и на ее месте выстроен новый одноименный храм. В кон. XIX в. в монастырском саду возвели каменную надгробную часовню-склеп. В XIX в. были выстроены также заново каменные Конная и Странноприимная башни и система дворовых стен. Надвратная церковь во имя свт. Филиппа, митр. Московского. 1873–1874 гг. Фотография. 2002 г. Надвратная церковь во имя свт. Филиппа, митр. Московского. 1873–1874 гг. Фотография. 2002 г.

http://pravenc.ru/text/153903.html

До тур. вторжения в 1974 г. сохранялись фрагменты фресок на юж. и зап. стенах, на юж. части зап. стены и в юж. части свода, относящиеся к 2 слоям живописи: XII в. и кон. XII - нач. XIII в. На фресках кон. XII - нач. XIII в., находившихся в пристенной арке юж. стены, изображен мч. Христофор, над этой аркой - фронтальные фигуры свт. Иоанна Златоуста и вмч. Георгия Победоносца. Над зап. пристенной аркой юж. стены помещены изображения св. Иоанна Предтечи и равноапостольных Константина и Елены, над вост. пристенной аркой - фрагменты композиции «Распятие». В юж. углу верхней части зап. стены на нижнем слое XII в. представлена фигура иерарха в 3/4-ном развороте, а на верхнем слое кон. XII - нач. XIII в. изображен неизвестный святой. Ниже сохранилась часть фронтальной фигуры иерарха, выполненная в более крупном масштабе. В сев. стене храма в пристенной арке устроен вытесанный из камня проскинитарий с фреской XVI в., изображающей свт. Фирса и ктиторов. Фрески были сняты и вывезены (местонахождение неизвестно). В наст. время церковь используется как загон для скота ( Idem. Θλωνος Αγου εκκλησα, Αγρδια Ριζοκαρπσου//ΜΚΕ. 1990. Τ. 13. Σ. 253-254). Церковь арх. Михаила в Ялусе. XII, XVIII (?) вв. Церковь арх. Михаила в Ялусе. XII, XVIII (?) вв. Церковь арх. Михаила в Ялусе состоит из примыкающих друг к другу разновременных построек: сев. храм относится к визант. периоду, южный, со стрельчатым сводом,- к более позднему времени (XVIII в.?). К однонефному крестово-купольному храму XII в. с одной апсидой добавлен (возможно, в кон. XII в.) чуть более высокий нартекс с куполом, имитирующий снаружи крестово-купольный храм. Сев. стена наоса декорирована 3 плоскими нишами, а сев. стена нартекса - 5 плоскими ступенчатыми нишками. К юж. храму с юга пристроена открытая галерея с аркадой (Αρχαγγλου Εκκλησα, Γιαλοσα//ΜΚΕ. 1985. Τ. 2. Σ. 338-339). Стены завершаются сложнопрофилированными карнизами, а апсида - зубчатым карнизом. В нартексе сохранились 2 фрагмента росписей: гигантская фигура арх. Михаила в пристенной арке юж. стены и голова др. архангела над дверью в сев. стене. Ходзакоглу датирует эти фрески периодом династии Лузиньянов ( Χοτζκογλου. 2010. Σ. 454).

http://pravenc.ru/text/1681133.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НОВОСИБИРСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Новосибирской и Бердской епархии Новосибирской митрополии), находится в микрорайоне ОбьГЭС г. Новосибирска. История Н. П. м. началась 6 окт. 1999 г., когда решением Синода был учрежден муж. мон-рь во имя мч. Евгения Севастийского, первоначально располагавшийся на Заельцовском кладбище г. Новосибирска, при Евгениевской ц. (1992-1993). 23 марта 2001 г. по благословению архиеп. Новосибирского и Бердского Тихона (Емельянова) обитель переехала в микрорайон ОбьГЭС, к строящемуся храму арх. Михаила (1999-2003). Решением Синода от 27 марта 2007 г. Евгениевский мон-рь был посвящен св. Иоанну Предтече. В 1914 г. в дер. Н. Чёмы (Нижнечемская, ныне микрорайон ОбьГЭС) был построен деревянный храм во имя арх. Михаила. Первым настоятелем был свящ. Гавриил Никанорович Лебедев (род. в 1886), выпускник Томской ДС, ранее служивший в Вознесенской ц. (1913) г. Новониколаевска (ныне Новосибирск). Среди др. клириков упоминаются священники Димитрий Виноградов (ок. 1917-1918), Феодор и Василий. В 1937 г. храм был закрыт, в 1940 г. сняты купола. Решением Новосибирского облисполкома от 17 апр. 1940 г. в здании церкви был оборудован клуб. Когда в 1953 г. создавали площадку для строительства Новосибирской ГЭС, церковь разобрали до основания, а из бревен построили школу в пос. Коммуна Новосибирской обл. В 1992 г. в микрорайоне ОбьГЭС была организована правосл. община, в окт. 1994 г. получившая статус юридического лица. Прихожане собирались в ДК «Приморский», в кинотеатре «Волна» и других местах, богослужения в дни великих праздников совершали клирики собора св. кн. Александра Невского. В 1993 г. новообразованному приходу был отведен земельный участок, на котором вскоре началось строительство небольшого деревянного храма во имя арх. Михаила, в 1996 г. освященного во имя св. Иоанна Предтечи. 29 июня 2003 г. архиеп. Новосибирский Тихон (Емельянов) освятил в Н. П. м. кирпичный собор во имя арх. Михаила, состоящий из основного 8-гранного объема, завершенного главой, окруженного галереями, с колокольней под луковичным куполом. На цокольном этаже устроен придел во имя равноап. Марии Магдалины. К сент. 2018 г. на территории мон-ря также находились кирпичные часовня над св. колодцем (2003), водосвятная часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (2007), 2-этажный братский корпус (2004), одноэтажный дом священника (2000), ограда с башнями и со св. воротами (2000-е гг.), действует воскресная школа для детей и взрослых. Служители обители окормляют детские дома, интернаты, санатории и психиатрическую больницу в Новосибирске и области.

http://pravenc.ru/text/2577871.html

мостов); “Акты истор.”, I, 222 (Обельн. гр. 1588 г. игум. Феодосию); IV, 232 (Указ 1673 г. о степенях игуменов); “Дополн. к Акт. истор.”, I, 97 (Гр. 1556 г. о распред. по м-рям новокрещ. Татар), 162 (Приговор 1611 г.; подписал игум. Антоний); “Сборн. госуд. грам. и договор.”, I, 123 (Межевая грам. 1483 г.); “Новгор. писцов. кн.”, I, 847, 851; II, 123, 462, 689, 784, 803; III, 480, 484, 800, 815, 825, 931; “Известия Археолог. Общ.”, 1861 г., II, 96 (древний крест); 1863 г., IV, 90 (игум. Нафанаил 1538 г.); “Временник Общ. ист. и древ.”, 1850 г., VI, 71, 78 (писцов. кн. Обонеж. пят. 1583 г.); 1856 г., XXIV, смесь, 39 (запись о ружн. церк. и м-р. 1577–89 г.; игум. Варлаам); Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.”, II, 196, 139 (Дело м-ря XVII ст. с охотниками Новинской слободы о пожне); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1861 г., II, отд. 3, 6, 25 (Древн. церк. обряды в Новгор.); “Полн. собр. лет.”, III, 11 (основ. м-ря 1153 г.), 12 (игум. Аркадий, с 1166 г. архиеп. Новгор.), 13 (в 1163 г. преставился архиеп. Аркадий), 19 (в 1188 г. залож. церк. камен. Успения), 22 (в 1194 г. преставился игум. Герасим, и поставиша на месте его Панкратия попина), 29 (в 1206 г. постригся посадник Михалько под имен. Митрофана и поставл. церк. Симеона Столпн.), 38 (в 1220 г. постригся посадник Твердислав), 97 (в 1305 г. постр. церк. Собор арх. Михаила), 103 (в 1407 г. постр. церк. Чудо арх. Михаила в Хонех), 126 (постр. церк. Богород. в 1186 г.), 113 (в 1478 г. В. кн. Иван Вас. взял 300 обеж земли), 144 (крестный ход 1493 г. 8 декаб.), 162 (в 1568 г. сгорело 4 кельи), 197 (степени м-рей в 1673 г.), 215 (игум. Аркадий, с 1156 г. архиеп.), 218 (в 1206 г. постр. церк. Симеона), 233 (в 1305 г. постр. церк. Собор арх. Михаила), 234 (в 1408 г. постр. церк. Чудо арх. Михаила); IV, 8(основ. м-ря 1153 г.), 9 (игум. Аркадий, с 1156 г. архиеп.), 19 (в 1208 г. погреб. посадник Ми- халко Степанич), 94 (в 1386 г. сожжен Новгородцами), 109 (в 1407 г. постр. церк. Чудо арх. Михаила); VI, 17 (в 1476 г. В. кн. Ив. Вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010