Второй этаж, престол которого освятили в честь Живоначальной Троицы, был возведён уже в начале XIX веке (1813 г.). Средства на это благое дело выделил купец-фабрикант К. Кокушкин. В то же время возводилась и колокольня Троице-Знаменского храма. Под колокольней имеется фундаментальная кладка из бутового камня в три сажени (более 6 м). Вот почему колокольня имеющая большую массу на сравнительно малой площади опоры, за 200 лет не отклонилась от вертикальной оси и не осела. Уникальна и её архитектура: она имеет 4 яруса. Три нижних - восьмигранные, четвёртый и полуярус - круглые. Общая высота - 76 метров. Выше только шуйская колокольня. Гордость Лежнева - это ещё и знаменитые часы на колокольне, обращённые на все четыре стороны. Они изготовлены в 1858 году фирмой братьев Бутеноп, которые до этого сотворили часы на Спасской башне Московского Кремля. Диаметр циферблата лежневских часов - три метра, длина большой стрелки - полтора метра, малой - метр. Каждая из трёх гирь часов весит 10 пудов. Колокола отбивают четверть часа, полчаса и час. Кроме колоколов, относящихся к курантам, в наборе звонницы имелось ещё 10 колоколов. Самый большой - басовый - весил 501 пуд 15 фунтов (больше 8 тонн). Он был отлит в 1879 году на средства сына купца Кокушкина. На площадку звона, гигантский колокол поднимали с помощью системы блоков и лебёдок, а " язык " весом 4 пуда (64 кг) по винтовой лестнице нёс на своих плечах богатырь из деревни Перепечино крестьянин Иван Быков. По словам лежневцев-старожилов, которые были свидетелем разорения храма и колокольни, в 1937 году богоборцы сбросили колокола. Ещё жива в памяти видевших это богохульство та картина, когда активисты, подогнав технику для отправки сброшенных колоколов на переплавку, залезли на площадку звона и оттуда один за другим сбрасывали колокола на землю. " Большой колокол тогда не влезал в оконный проём, тогда эти богохульники выломали часть стенной кладки и всё таки спихнули его вниз через этот пролом. Упав на землю, колокол раскололся на несколько частей...

http://sobory.ru/article/?object=06083

03(16).04.1930–12.1930: Евсевий Рождественский Шадринская (обн.) 26 .06(09.07).1925–17(30).12.1925: Феодор Баженов Шанхайская (заруб.) 1919–07(?).1931: Симон Виноградов 08(21).10.1932–1937: Виктор Святин 1938–1949: Иоанн Максимович 1946–1947: Иувеналий Килин, в. у.(?) Шахтинская (обн.) 11(24).08.1926–1926: Модест Никитин –1927: Симеон Канарский, в. у. 1928–1932: Илия Фокин 1932–1934: 08(21).09.1934–07(20).10.1937: Сергий Болгаров, в. у. Шацкая 1923–1927: Павел Поспелов 1927–1927: Алексий Буй 30 .06(13.07).1927–14(27).02.1929: Иоанн Братолюбов Шепетовская (обн.) 1926–1928: Иаков Немоловский, в. у. Шлиссельбургская 19 .11(02.12).1923–28.02(12.03).1928: Григорий Лебедев 03(16).08.1928–13(26).11.1929: Сергий Зенкевич Шлиссельбургская (нос.) 1928–1929: Григорий Лебедев Шуйская 1928–25.09(08.10).1929: Питирим Крылов Щегловская (обн.) 01(14).12.1922–04.1923: Василий Виноградов 27 .04(10.05).1923–22.06(05.07).1923: Иоанн Завадовский 30 .06(13.07).1923–11(24).08.1924: Николай Наганов Эдмонтонская см. Канадская Экзархат Восточной Пруссии (заруб.) 1942–: Венедикт Бобковский Эриванская 03 .1916–03(16).07.1917: Дамиан Говоров 1917–1924: 17(30).11.1924–27.02(12.03).1927: Антоний Романовский 10(23).11.1928–21.03(03.04).1930: Серафим Протопопов. в. у. Эстонская Церковь в Швеции (заруб.) 1944–1953: Александр Паулюс Южно-Американская (укр.) Иоанн Теодорович Юрьевская 14(27).06.1912–1919: Евгений Мерцалов 26 .12(08.01).1919–1921: Иерофей Померанцев 1921–1930: 31 .12(13.01).1930–01(14).04.1932: Хрисогон Ивановский 01(14).04.1932–10(23).06.1932: Павел Чистяков 10(23).06.1932–1935: Хрисогон Ивановский, паки 13(26).08.1935–08.1935: Александр Торопов 1935–17(30).03.1937: Хрисогон Ивановский, в третий раз Юрьевская (обн.) 17(30).09.1924–08.1925: Алексий Покровский 29 .08(11.09).1925–07(20).11.1925: Адриан Компанийцев Юхновская (обн.) 22 .11(05.12).1926–17(30).03.1927: Виктор Путята 1927–1928: Владимир Дубчук Якутская 26 .01(08.02).1916–1920: Евфимий Лапин 1920–1922: Софроний Арефьев 1923–1925: Иринарх Синеоков-Андреевский

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

День Шуйской иконы Богоматери 28 июля (10 августа) Шуйская икона Богородицы находится в соборном храме Воскресения Христова города Шуи Владимирской губернии. Она написана в 1654 году по окончании бывшего в этом году морового поветрия, от которого Шуя избавилась предстательством Богородицы. О написании и подлинности чудес этой иконы сохранились следующие сказания. «В царствование благочестивейшаго Государя царя и великаго князя всея России Михаила Феодоровича, в области града Суздаля, в обители святаго Николая Чудотворца, иже на Шархме реце, бе некий монах Иоаким, житие проводя затворническое, пребывая присно в келлии своей, ни каможе исходя, ища своего спасения, многую добродетель творяше и тою Богу благоугождаше, непрестанно же вечер, утро и полдень на молитве пребываше и тою Богу беседоваше». Преподобный Иоаким был иконописец, и его иконам «Господь подаяше благодать Свою, и до днесь подает угодника Своего ради, еже чудодействовати приходящим к тем с верою. О чесом и до днесь известно есть, яко во граде Шуе обретается образ Пресв. Богородицы, рукописания того святаго отца Иоакима, от негоже и до днесь с верою приходящим всяких болезней и язв исцеление бывает помощию Пресв. Богородицы, молитв ради и моления того святаго отца. В помянутом граде Шуе в соборной церкви Воскресения Христова имеется чудотворный образ Пресв. Богородицы честнаго Ея явления, именуемый Смоленский. Об этом святом образе и о происходящих от него чудесах лета 7175 г. (1667), июля во 2-й день, по грамоте Святейшаго патриарха Иоасафа Московскаго, преосвященным Стефаном, архиепископом Суздальским, со священным собором: Ипацкаго монастыря архимандритом Кириллом, из Суздаля Спасо-Ефиимиева монастыря архимандритом Павлом, Николаевскаго Шартомскаго монастыря архимандритом Савватием, с игумены Данилова Московскаго монастыря Варлаамом, Золотниковския пустыни Феоктистом, из Суздаля же Васильевскаго монастыря архимандритом Феодосием, суздальской соборной церкви с протопопом Симеоном, – было настоящее свидетельство по церковному чиноположению, и прежния чудеса, кои совершились над окрестными людьми и (на кого была ссылка), свидетельствованы и явилися быти истины» 651 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

1 место — Старостина Анна (16 лет) «Отрок Варфоломей читает Священное Писание», Самарская епархия ; 2 место — Галанова Вероника (16 лет) «Благословение Дмитрия Донского на ратный подвиг», Ейская епархия ; 2 место — Стратиенко Алексей (14 лет) «Отрок Варфоломей учится грамоте», Рыбинская епархия; 3 место — Сидорова Марина (17 лет) «Отрок Варфоломей», Орловская епархия ; 3 место — Тужик Екатерина (15 лет) «Будни», Арсеньевская епархия ; 3 место — Чернобай Прасковья (15 лет) «Церковь Сергия Радонежского на Средней Рогатке г. Санкт-Петербург», Шуйская епархия . В номинации «Православная икона»: 1 место — Лысенко Татьяна (13 лет) «Преподобный Сергий Радонежский», Железногорская епархия ; 2 место — Королёва Татьяна (13 лет) «Икона «Преподобный Сергий Радонежский», Нижегородская епархия ; 2 место — Свидерский Алексей (17 лет ) «Образ Сергия Радонежского», Бобруйская епархия ; 3 место — Мальчикова Анастасия (13 лет) «Житие Святого преподобного Сергия Радонежского», Екатеринбургская епархия ; 3 место — Григорьев Илья (13 лет) «Житие Святого преподобного Сергия Радонежского», Екатеринбургская епархия; 3 место — Благинина Дарья (17 лет) «Чудо о птицах», Амурская епархия . В номинации «Роспись по фарфору»: 1 место — Язева Анастасия (16 лет) «Троице-Сергиева лавра», Кемеровская епархия ; 2 место — Токарева Екатерина (13 лет) «Троице-Сергиева Лавра», Курганская епархия ; 2 место — Яловская Ангелина (13 лет) «Во имя Сергия Радонежского. Храм на Куликовом поле», Курганская епархия; 3 место — Майкова Александра (15 лет) «Святой Сергий Радонежский», Санкт-Петербургская епархия; 3 место — Дешковец Екатерина (14 лет) «Житие и служение по Сергию Радонежскому — 700 лет», Бобруйская епархия; 3 место — Сильвестрович Анастасия (17 лет) «Небесная радость», Бобруйская епархия. В номинации «Литература», первая возрастная группа (8-12 лет): 1 место — Семенова Мария (10 лет) «Преображение души», Ростовская епархия ; 2 место — Грубенко Илья (10 лет) «Сила детской молитвы или небеса совсем рядом», Екатеринодарская епархия;

http://patriarchia.ru/db/text/3698261.ht...

В 1671 г. священник прихода Иоаникий (в прошлом дьякон Аникей) обратился к митрополиту ростовскому Ионе с просьбой разрешить постройку «для службы божественные» каменной церкви «во имя пресвятые Богородицы честного Ея Одигитрия с пределы Дмитрия Солунского и Георгия». Разрешение было получено, и летом того же года артель строителей из имевшегося в ее распоряжении кирпича вывела стены здания до сводов. На завершение работ материалов, однако, не хватило. Посоветовавшись с прихожанами, Иоаникий попросил помощи у царя Алексея Михайловича, и получил из Москвы разрешение на использование при достройке храма кирпича, оставшегося от строительства городских башен. В царской грамоте, посланной на имя ярославского воеводы, эта история представляется так: «…Бил челом нам Великому Государю великомученика Димитрия поп Иоаникей: по нашему де… указу и за чудеса пречистые Богородицы честного и славного Ея Одигитрия, велено в Ярославле поставить церковь каменную пречистые Богородицы и святых великомученик Димитрея и Егория; он де поп Иоаникей тое церкви стены и олтари и паперти довел до половины, а довершить де и покрыть их нечем, а есть де в Ярославле у городовой стены и у башен наш Великого Государя кирпич, лежит уже десятый месяц и даром пропадает. И нам бы … пожаловать ево попа, дать того городового остаточного кирпичю на совершение тое церкви… И как к вам ся наша Великого Государя грамота придет, и вы б тое церковную недоделку велели подмастерьям сметать, сколько к тому церковному строению на доделку кирпичю надобно; да… остатки после городового дела кирпич половинник… велели отдать к тому церковному строению, а смету… отослали… к Москве». Полученный кирпич – сто тысяч брусков и половинок или 955 возов – с 20 января по 15 февраля 1672 г. городскими и деревенскими извозчиками был доставлен к незавершенному храму. Строительные работы возобновились, и летом 1673 года Иоаникий в челобитной уже просил митрополита Иону «о дозволении освятить новопостроенную церковь». «… По твоему, государь, архиерейскому благословению и по грамоте, - писал Иоаникий, - состроил я богомолец твой в Ярославле церковь каменную во имя пресвятыя Владычицы нашей Богородицы и Преснодевы Марии честного и славного Ея Одигитрии, прозванием Смоленская и Шуйская, а праздник Ея июля в КИ (28) день, а та церковь и с приделы святых великомученик Димитрия Солунского и Георгия Победоносца еще не освящена, а состроена вся и с колокольнею каменною же… прикажи, государь, ту церковь и с приделы освятить».

http://sobory.ru/article/?object=38075

В 1643 г. в ее интерьере производились художественные работы, о чем свидетельствует «Рядная запись» иконника Макария Огафонова, который «... подрядился у дмитриевского попа Ивана Вакулова... написать... к страстотерпцу христову Дмитрию Солунскому В НОВУЮ церковь Спасов образ на круглой иконе мерою как у Ильи Пророка в холодной церкви в подволоке...». Не простояв и 20 лет, вновь отстроенный и украшенный живописью Дмитриевский храм, так же как и Похвальская церковь, сгорел в огне «великого» ярославского пожара 1658 г. Причем в этот период в Дмитриевской церкви уже имелись два престола. Не упоминаемый в документах второй алтарь в честь иконы Богоматери Смоленской появился в храме скорее всего около 1643 г. - после перестройки здания. Об этом в косвенной форме свидетельствует «Благословенная грамота» ростовского митрополита Ионы, посланная дмитриевскому попу Иоаникию в 1671 г. Из грамоты следует, что до 1658 г. Одигитриевский престол в приходе уже существовал. В то же время считать, что данный алтарь был посвящен иконе Богоматерь Шуйская, нельзя, поскольку образ Одигитрии Шуйской был канонизирован церковным собором лишь в 1667 г. Появление же данного извода Одигитрии относится к 1654 г. Со стороны церковных властей устройство в одном из храмов прихода, сформировавшегося на месте древнего воинского кладбища, престола, посвященного Богоматери Смоленской было шагом продуманным и логичным. Появление нового алтаря значительно усиливало мемориальное звучание ансамбля. С начала XVI в., с того времени, когда войска Василия III (29 июля 1514 г.) овладели Смоленском, образ Смоленской Одигитрии почитался русскими людьми как чудотворное знамя, как символ победы истинного христианства над католическим Западом. В Москве постоянным напоминанием об этой победе являлся величественный собор Смоленской Богоматери (1524-1525 гг.), возведенный великим князем в Новодевичьем монастыре. В огне пожара 1658 г. деревянные церкви Дмитриевского прихода погибли. Однако уже следующим летом «трудами» прихожан очередной раз были восстановлены. Кирпичное строительство развернулось на территории прихода во второй половине XVII в.

http://sobory.ru/article/?object=38075

Постановлением Священного Синода образованы новые епархии и митрополии и принят новый устав Отдела внешних церковных связей 7 июня, 2012. Новостная служба 7 июня 2012 года в Патриаршем и Синодальном духовно-административном и культурном центре Русской Православной Церкви на Юге России члены Священного Синода продолжили свою работу. 7 июня. ПРАВМИР. 7 июня 2012 года в Патриаршем и Синодальном духовно-административном и культурном центре Русской Православной Церкви на Юге России члены Священного Синода продолжили свою работу, сообщает Патриархия.ru . Была обозначена позиция Священного Синода в связи с принятием «Закона об обеспечении равенства» в Республике Молдова. Образованы новые епархии и учреждены митрополии. В Белгородскую митрополию вошли Белгородская, Валуйская и Губкинская епархии, в Ивановскую — Иваново-Вознесенская, Кинешемская и Шуйская, в Ставропольскую — Георгиевская и Ставропольская епархии, а также благочиния Пятигорской епархии, расположенные на территории Ставропольского края. Епископом Губкинским и Грайворонским избран клирик Белгородской епархии игумен Софроний (Китаев), епископом Шуйским и Тейковским — клирик Иваново-Вознесенской епархии архимандрит Никон (Фомин), епископом Кинешемским и Палехским — клирик Иваново-Вознесенской епархии игумен Иларион (Кайгородцев), епископом Кинельским и Безенчукским (Самарская митрополия) — клирик Самарской епархии игумен Софроний (Баландин). Священный Синод выразил благодарность Патриаршему викарию епископу Домодедовскому Евтихию за труды по архипастырскому окормлению бывших приходов Русской Зарубежной Церкви в России и внимательную работу по организации их вхождения в юрисдикцию местных правящих архиереев в соответствии с Приложением к Акту о каноническом общении и решением Священного Синода от 16 мая 2007 года (журнал 37). По состоянию здоровья владыка Евтихий почислен на покой согласно поданному прошению. Богоявленскому собору города Ишима дан статус Патриаршего подворья, епископ Евтихий оставлен в нем настоятелем.

http://pravmir.ru/postanovleniem-svyashh...

Икона Шуйская в настоящее время находится в соборной церкви города Шуи. Празднество этому образу совершается несколько раз в год: 2 ноября в память написания иконы и прекращения морового поветрия от холеры в 1831 году; во вторник на Светлой Неделе в память первого чуда от образа и в первое воскресенье Петрова поста. 3 ноября «Знамение» Царскосельская Царскосельская икона «Знамение» Богоматери стоит в правой части небольшой придворной Царскосельской Знаменской церкви. Некоторыми подробностями письма она отличается от других известных икон «Знамения». Несмотря на древность иконы, в ней поражает необыкновенная ясность очертаний, живость цветов и теней. Святой лик отражает и глубокое смирение Пренепорочной Девы, и величие Царицы Небесной, и милосердие, и строгость. Замечают, что лицо Богородицы почти в одно и то же время производит на молящихся разные впечатления: то оно кажется светлым и умиленным, то вдруг темнеет и принимает строгий вид, хотя бы вы стояли на том же месте. Икона принадлежит к высоким образцам иконописного искусства и по характеру живописи должна быть отнесена к древне-византийским произведениям. Она окружена золотым окладом, положенным на нее императрицей Елизаветой Петровной, а в 1849 году покрыта драгоценной ризой со множеством камней из бриллиантов, жемчуга, бирюзы, аметистов, сапфиров, изумрудов и опалов. Из камней, не уместившихся на ризе, составилась драгоценная корона в венце. Горят каменья и на окладе, на нижней части которого выделяется крупный сердцеобразный топаз. На ребрах его вырезаны надписи годов 1831 и 1848: это годы избавления Царского Села от холеры. Внизу иконы на сердцевидной золотой дощечке вырезаны следующие слова: «За спасение от эпидемии приими, милосердая Владычице, Покровительнице града Царского Села, сии перлы, яко слезы благодарности, орошающие Твою пречистую ризу, от усердных рабов Твоих и впредь помилуй нас». Первоначальная история иконы неизвестна. При свежести лика Богоматери и Младенца — в чем нельзя не видеть особого промышления Божия — части иконы, покрытые окладом и шитой ризой, выцвели до того, что нельзя разобрать красок, а в некоторых местах красок уж и вовсе нет. По существующему между царскосельскими жителями преданию, Царскосельская икона пребывала раньше в Москве.

http://sedmitza.ru/lib/text/440311/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери. Ноябрь Приводится по изданию: Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002 г. К оглавлению 2 ноября Шуйская Одигитрия В царствование Алексея Михайловича, в половине XVII столетия, в России свирепствовала страшная моровая язва. Особенно сильные размеры эта болезнь приняла в городе Шуе. Жители города, потеряв всякую веру на избавление человеческими средствами, возложили свои надежды на одного Господа, и вот весь град огласился молебным пением и ежедневными богослужениями во всех храмах. Несколько раз крестный ход обходил город. В это-то время прихожане Воскресенской церкви воспламенились общим желанием написать для своего приходского храма Смоленскую икону Богоматери (праздн. 28 июня). Написание образа поручили одному благочестивому подвижнику. Пока писалась икона, прихожане Воскресенского храма целую неделю провели в молитве и посте. В конце же недели все они исповедались и приобщились Святых Таин. Потом вместе со своим священником они отправились в дом иконописца, взяли написанный им образ и, внеся его в свою приходскую церковь, поставили на особо устроенном месте. С этого же дня моровая язва начала ослабевать в г. Шуе, прекратившись сначала в Воскресенском приходе, а потом и во всем городе. От образа этого тогда начали истекать и другие чудотворения. Благодарные верующие украсили икону сребропозлащенным венцом с короной. Во время возложения этого венца исцелился одержимый долголетним беснованием юноша Иаков. Описание чудес в книжке «Краткое сказание о чудотворной иконе Смоленской» заключает в себе рассказы о 37 случаях исцелений от глазной болезни, 15 — от беснования, 13 — от болезни ног, 7 — от болезни ушей, 7 — от внутренних болезней, 7 — от расслабления, 5 — от головной боли и 24 случая исцелений от различных других недугов.

http://sedmitza.ru/lib/text/440311/

Югская икона Она находится в Югской Дорофеевской пустыни, на берегу реки Юги, близ Мологи. Прославилась эта икона в 1616 году. В царствование Михаила Феодоровича, когда шведы разоряли окрестности Пскова и грабили церкви и монастыри, в это время некто благочестивый старец, схимонах Дорофей, решился удалиться из Печерского монастыря на родину, в село Никольское, близ Мологи. Молясь пред отправлением в путь перед чудотворной Печерской иконой Богоматери, он услышал от иконы голос, который повелевал ему взять с собой икону Одигитрии и указывал место, где находится эта икона. Настоятель не отпускал было старца, но Сама Пресвятая Богородица явилась ему во сне и повелела отпустить. Старец дошёл до реки Юги, за 7 вёрст до родины, и от усталости лёг отдохнуть, икону же поставил на дерево. После отдыха он хотел снять икону, но как ни усиливался, не мог. Наконец услышал от неё голос: «Не трудись напрасно. Я желаю, чтобы здесь была устроена обитель для иноков. В ней пребудет навсегда образ Мой и с ним благодать Моя и сила». Тогда Дорофей устроил тут келью, куда внёс икону. Когда же жители окрестных селений узнали о пришествии старца с чудесной иконой, то стали приходить к нему для поклонения иконе, и больные из них получали исцеления. Старец скончался в 1623 году. Тогда священник села Никольского хотел было перенести икону в приходскую церковь : но икона не один раз чудесным образом удалялась из церкви, и её находили в келье старца. Тогда устроили здесь церковь и монастырь. От иконы произошло много чудес. Шуйская-Смоленская икона Эта икона впервые прославилась в 1654–1655 годах при царе Алексее Михайловиче, когда в России свирепствовала моровая язва. Эта болезнь появилась и в Шуе. Тогда жители, не находя других средств ко спасению, обратились к молитве не один раз обходили город с крестным ходом. Один из благочестивых горожан предложил жителям Воскресенского прихода в городе общим усердием написать Смоленскую икону Божией Матери и поставить в своей приходской церкви. Предложение было принято очень сердечно, и икона через неделю была готова. В эту неделю все прихожане совершили говение. С крестным ходом икону внесли в церковь , и с этого времени моровая язва стала прекращаться сначала в Воскресенском приходе, а затем и во всём городе, от иконы же происходили очень многие и другие чудеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010