Поэтому патриарх Печский Арсений IV (Йованович-Шакабента) (1698–1748), будучи поставленным в 1725 году престарелым патриархом Моисеем I (Райовичем) на свое место, вошел в сношения с австрийскими военными и политиками для организации антитурецкого восстания на территории патриархата. Призывая сербов к восстанию, патриарх Арсений IV продолжал дело своего предшественника Арсения III (Черноевича) (1636–1706), патриарха Печского в 1682–1691 гг., который поддержал народными восстаниями наступление австрийской армии, но при мощном контрнаступлении османских армий в 1690 г., увел 40 000 сербов из Косова и Метохии в Австрию, испросив у императора право устроить для них самостоятельную православную епархию и иметь своего воеводу, стал сербским митрополитом в приграничной зоне – Военной Краине – где были расселены беженцы, называвшие себя граничарами. Задолго до начала наступления австрийских войск, для организации народных восстаний против турок во время военных действий, в марте 1737 года состоялась тайная встреча патриарха Арсения, митрополитов Самоковского Симеона и Скопского Кирилла, архиепископа Охридского Иоасафа II, епископов Рашского и Штипского, старейшин черногорских племен, рашских князей, один их которых – Афанасий Старовлашский, был мужем сестры патриарха. Их связным с австрийцами вызвался быть католический епископ Скопье Микель Сума. Архиепископ Иоасаф (†1745), зная бесправное положение православных в Австрии, согласился поддержать восстание только при условии обеспечения церковной независимости архиепископии и создания в Боснии, Сербии, Албании и Македонии единого вассального Австрийской империи княжества с правом голоса в сейме и с экономическими привилегиямПершина Н. С. ИОАСАФ II//Православная энциклопедия, Т. 25, С. 219–220. http://www.pravenc.ru/text/578120.html. Исследователей удивляет, что на сговоре не присутствовал никто из Боснии, хотя захват Боснии был первоочередной задачей австрийской армии. Скорее всего, сказалось пренебрежение имперских генералов к действиям своих союзников.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

[серб. Христофор (90-е гг. XVII в. Дойран, Македония - 18.09.1753, Москва), свящ., южнославянский живописец, гравер и писатель. В завещании Ж. назвал себя «булгар Зефарович», однако исследователи выдвигают серб., болг., макед. или влашскую (арумунскую) версии его происхождения (смотря к какой национальности принадлежат сами). О ранних годах жизни Ж. сохранились скудные сведения: его отцом был свящ. Димитрий, в детстве и юности Ж. воспитывался в греч. мон-ре. Предположительно, в 20-30-х гг. XVIII в. учился живописи у греч. мастера Панайотиса Доксараса , на основе трудов которого и трактата Леонардо да Винчи Ж. составил на греч. языке руководство по церковной живописи Ерминию (Bucur. Acad. Romana. Gr. 886). В сане иеродиакона Ж. входил в окружение Печского патриарха Арсения IV (Йовановича-Шакабенты) , вместе с которым в начале австро-тур. войны 1737-1739 гг. выехал в австр. владения. Как свидетельствует датированная 1737 г. подпись («иеродиакон Зефар, иллиро-славянский зограф»), Ж. создал цикл росписей собора монастыря Боджяни . Им написаны также иконы для ц. свт. Николая Чудотворца в Кожани (ныне Козани, Греция), для церкви в Шиклоше (совр. Венгрия) (1739-1740) и, возможно, для иконостаса церкви арх. Гавриила в Моловине (Воеводина). Ж. работал в Белграде и Сремски-Карловци, находившихся в тот период под австр. властью. Ок. 1740 г. он переехал в Вену и стал заниматься исключительно гравюрой. Искусству гравирования, вероятно, обучился у Т. Месмера, вместе с которым выполнил 1-ю гравюру «Св. Савва Сербский со святыми Дома Неманичей» (1741). Впосл. Ж. выполнял гравюры в основном с религ. сюжетами (напр.: «Св. Наум Охридский», «Святые врачи бессребреники Косма и Дамиан» (1743-1744), создал сложную символическую композицию «Богоматерь Живоносный Источник», которая оказала влияние на серб. и болг. иконопись и религиозную живопись XVIII-XIX вв. ( Д. Богородица живоносни источник у cpnckoj уметности//ЗРВИ. 1958. 5. С. 213-217)), делал подготовительные рисунки для лицевого шитья антиминсов, плащаниц и епитрахилей, их стиль определяли не только средневек. визант. и серб. образцы, но и совр. автору изделия к-польской школы шитья.

http://pravenc.ru/text/182237.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архим. Иларион (Руварац). Фотография. Ок. 1900 г. (Руварац Йован; 1.09. 1832, Сремска-Митровица - 8.08. 1905, мон-рь Гргетег), архим., ректор Карловацкой ДА, сербский историк, акад. По окончании начальной школы учился в гимназиях в Сремски-Карловци и в Вене, в 1852-1856 гг. студент юридического фак-та Венского ун-та, в 1859 г. окончил Карловацкую ДА. 1 янв. 1861 г. принял монашеский постриг в мон-ре Крушедол . Благодаря блестящему образованию стал быстро продвигаться по службе: сначала был назначен на должность писаря церковного суда, в 1872 г. стал преподавателем ДА в Сремски-Карловци, в 1874 г. поставлен архимандритом мон-ря Гргетег , в 1875 г. вернулся в академию на должность ректора до 1882 г. После конфликта с патриархом Германом (Анджеличем) был уволен из академии. Отказался занять кафедру Темишварского епископа и до конца жизни был настоятелем Гргетега; под его рук. обитель стала важным центром Православия в Австро-Венгрии. Особое внимание он уделял монастырской б-ке, к-рую ему удалось увеличить почти в 2 раза. Еще во время учебы И. увлекся национальной и церковной историей, занимался изучением исторических источников и историографии на разных языках: он знал греческий, латынь, немецкий, читал по-итальянски и по-венгерски. Был австрофилом и последователем нем. историка Леопольда фон Ранке , к-рый призывал показывать события прошлого так, «как они в действительности происходили», без вымысла и приукрашивания. Страстно полемизировал с представителями господствовавшей тогда в серб. исторической науке романтической школы, став родоначальником научно-критического направления национальной историографии. Исследовал документальные источники, прежде всего по средневек. истории, и много сделал для их публикации и критического анализа. Немало трудов И. посвящено истории Сербской Православной Церкви. Он составил жизнеописание 1-го Сербского архиеп. Саввы , писал о Рашских епископах и митрополитах, Печских патриархах XVI-XVII вв., занимался историей Православия в Боснии и Герцеговине, опубликовал значительное количество источников о жизни серб. монастырей, особое внимание уделил Великому переселению сербов 1690 г. во главе с патриархом Арсением III (Черноевичем) , исследовал документы об истории бегства из Печи в Австрию Сербского патриарха Арсения IV (Йовановича-Шакабенты) и т. д. Его исследования оказали огромное влияние на развитие гуманитарных наук в Сербии и еще при жизни автора получили признание. В 1869 г. он был избран членом Сербского ученого об-ва, а в 1888 г. стал одним из первых действительных членов Сербской королевской академии.

http://pravenc.ru/text/389205.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСАИЯ [серб. Ucauja] (Антонович Йован; 1696, Буда, ныне Будапешт - 22.01.1749, Вена), митр. Карловацкий (1748-1749). Род. в г. Буда в семье правосл. сербов. Был священником серб. правосл. общины Буды. После смерти жены принял монашеский постриг в мон-ре Ковин. Со временем стал архимандритом этого мон-ря. С 1731 г. епископ Арадской епархии Карловацкой митрополии . В 1741 г., минуя принятый в Церкви порядок, был тайно утвержден австр. властями епископом одновременно 2 епархий, Арадской, или Вршацкой (Вершецкой), и Карансебешской, что вызвало недовольство др. архиереев. Этот случай разбирался на Народно-церковном Соборе 1744 г., где было решено после смерти И. отделить Вршацкую епархию от Арадской. И. был сторонником развития связей с Русской Церковью и в марте 1742 г. направил игум. Христофора (Илиевича) в Россию. 15 мая того же года И. отправил в Святейший Синод РПЦ письмо, подписавшись титулом архиепископа и митрополита Карансебешского, с просьбой о помощи в благоустройстве разоренных во время войны с турками церквей и в снабжении их рус. богослужебными книгами. Эта просьба не осталась без внимания: игум. Христофору было выдано 400 р. После смерти патриарха Арсения IV (Йовановича-Шакабенты) при избрании митрополита на Народно-церковном Соборе в Сремски-Карловци в сент. 1748 г. развернулась борьба между сторонниками Горно-Карловацкого еп. Павла (Ненадовича) , которого поддержали провинциальные депутаты-миряне, и И., за к-рого ратовали граничарские офицеры и высшее духовенство. Для поддержки И. в дебаты вмешался представитель австр. имп. Марии Терезии на Соборе барон Энгельсхофен. В результате 6 сент. И. был избран митрополитом. После избрания он пообещал хранить веру и догматы правосл. Церкви, не вводить новшеств в богослужения, а в случае если он отступит от канонов, духовенство и миряне должны избрать себе др. митрополита. Также он пообещал учредить для сербов регулярные училища. Осенью 1748 г. И. уехал в Вену хлопотать о делах Церкви, где вскоре умер. Похоронен в соборной правосл. ц. вмч. Димитрия Солунского в Буде.

http://pravenc.ru/text/674830.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Павел (Ненадович), митр. Карловацкий. Портрет. До 1768 г. [Серб. Павле] (Ненадович Петр; 1699, Будим (ныне Будапешт) - 15.08.1768, г. Сремски-Карловци), митр. Карловацкий (1749-1768). Род. в местечке Табан близ г. Будим в семье Ненада (по его имени взял фамилию) и Елисаветы. В Табане учился в серб. и нем. школах, окончил неск. классов лат. школы, затем работал в магистратуре Будима. Благодаря хорошему образованию привлек внимание митр. Карловацкого Моисея (Петровича), к-рый постриг его в монашество с именем Павел, рукоположил во диакона, затем во иерея и назначил экзархом. При митр. Карловацком Викентии (Йовановиче) , в 1732 г., П. стал главным экзархом, а через 2 года был поставлен «уполномоченным, наместником и экономом в Карловцах и Белграде». После смерти митр. Викентия (1737) Карловацкую митрополию возглавил патриарх Печский Арсений IV (Йованович-Шакабента) , при к-ром в 1742 г. П. стал управлять Горно-Карловацкой епархией : имп. Мария Терезия подтвердила его избрание только в 1744 г. В епархии П. боролся против распространения униатства, особое внимание уделял просвещению духовных лиц и верующих. Вместе с еп. Костайницким Алексием (Андреевичем) в 1746 г. в Плашки открыл Центральное уч-ще Горно-Карловацкой и Костайницкой епархий, а в Залужнице - Учительско-богословскую школу. После смерти патриарха Арсения Карловацким митрополитом стал еп. Арадский Исаия (Антонович) . П. был переведен на освободившуюся Арадскую кафедру, но не успел на нее взойти из-за последовавшей кончины митр. Исаии. На соборе 16 июля 1749 г. П. избран митрополитом Карловацким. Главное внимание П. уделял финансовому обеспечению митрополии и развитию духовного образования, в 1749 г. он основал фонд, в к-рый сначала вложил 50 дукатов, а впосл. ежегодно переводил по 10 дукатов. Средства из этого фонда шли на содержание созданной П. Покровско-Богородичной школы (1749-1769), в которой обучались и дети, и священнослужители. Благодаря его усилиям открылось еще неск. школ, а для повышения уровня образования верующих в храмах стали проводиться обязательные уроки после богослужений. В этих школах часто преподавали рус. учителя по рус. учебникам, что вызвало даже смену сербско-слав. языка в богослужении на русско-славянский.

http://pravenc.ru/text/2578495.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Арсений IV, Патриарх Печский (Йованович-Шакабента; 1698, Рашка, Сербия - 7.01. 1748, Сремски-Карловци), Патриарх Печский Сербской Православной Церкви в 1725-1748 гг. В 1718 г. стал митр. Рашским, экзархом и помощником Патриарха Печского Моисея (Райовича) , к-рый еще при жизни назначил А. преемником. Во время своего предстоятельства А. продолжил дело Патриарха Арсения III (Черноевича) - борьбу за освобождение серб. народа от тур. владычества: до начала австро-тур. войны в Вене вел с военными и политиками переговоры о восстании против Оттоманской Порты, во время военных действий призывал сербов к восстанию. После поражения австр. войск был вынужден покинуть Печскую Патриархию и эмигрировать в Австрию. Своей резиденцией А. выбрал Сремски-Карловци. В 1737 г., после кончины митр. Карловацкого Викентия (Йовановича) , стал администратором вдовствующей Карловацкой митрополии . Дипломом от 1 окт. 1741 г. австр. императрица Мария Терезия не только подтвердила Патриаршее достоинство А., но и поставила его духовным главой сербов в Габсбургской империи. Откликнувшись на просьбу А., имп. Мария Терезия 18 мая 1743 г. подтвердила привилегии, к-рые даровали серб. народу ее предшественники, но 1 дек. 1746 г. императрица уведомила Патриарха, что народно-церковные соборы не могут созываться без монаршего разрешения и в отсутствие имп. комиссара. А. построил в Сремски-Карловци новую Патриаршую резиденцию (сгорела в 1788), где разместились созданные им ДС и часовня св. Трифона. А. похоронен в Крушедолском мон-ре. Лит.: Р. М. nampujapcu и карловачки митрополити у XVIII веку//Гласник историског друштва у Новом Саду. Сремски Карловци, 1931; Српски jepapcu. 1996. С. 33-34. Еп. Шумадийский Савва Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/76272.html

Митрополит Симеон Самоковский, начав свое служение, обнаружил, что единственный храм Самокова, не превращенный в мечеть, храм Рождества Богородицы — «Бельовая церковь», «храм господина Белы» — слишком мал для архиерейской службы. Поэтому своим кафедральным собором владыка Симеон сделал храм в Дупнице. Но истинным духовным центром епархии был Вознесенский монастырь Свети Спас на Лозенской горе, входящий в монастырский комплекс Мала-Света-Гора (Малая Святая гора или Софийский Афон ) из 14-ти монастырей. В монастыре наряду с религиозным воспитанием развивалась патриотическая деятельность, целью которой было освобождение от османского политического господства. Время от времени происходили народные восстания против турецкого ига. И в 1737 году сложилась, казалось бы, благоприятная ситуация для нового восстания. В июле этого года Турции , уже воевавшей с Россией , объявила войну Австрия . Совсем недавно в австро-турецкой войне 1716-1718 годов Австрия завоевала Темешский банат, Северную Сербию с Белградом, часть Боснии и Валахии. Еще раньше в войне Турции со Священной лигой в 1682-1699 годах Австрия завоевала Венгрию и Трансильванию. В этой кампании успех ожидался не меньший. Поэтому патриарх Печский Арсений IV (Йованович-Шакабента) (1698-1748) вошел в сношения с австрийскими военными и политиками для организации антитурецкого восстания на территории патриархата. В марте 1737 года восстание обсуждалось на тайной встрече патриарха Арсения, митрополитов Самоковского Симеона и Скопского Кирилла, архиепископа Охридского Иоасафа II, епископов Рашского и Штипского, старейшин черногорских племен и рашских князей. Однако восстание было подавлено. В Софии Ахмед-паша правил суд и учинил расправу. Были приговорены к смерти около 350 священников, монахов и горожан Софии. Главой восстания в Болгарии следствием был определен митрополит Симеон Самоковский; 25 июля 1737 года он был арестован турками в Дупнице, митрополичий дом был разграблен и разрушен, а митрополит Симеон был скован цепями и брошен в темницу, где его истязали 23 дня, заставляя принять ислам. 18 августа митрополит Симеон, в цепях с железными ядрами, с вырванной бородой и волосами, в крови и ранах был доставлен в Софию для публичной казни. Три дня ему пришлось ожидать своего повешения в турецких казармах, провожая на казнь других осужденных.

http://drevo-info.ru/articles/13681063.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВКСЕНТИЙ I [серб. Akcehmuje], митр. Захумско-Герцеговинский Печского Патриархата (1727-1736). Время его служения определяется по упоминаниям, сохранившимся в документах: впервые упоминается под 1727 г. в связи с посещением Житомисличского монастыря Печским Патриархом Арсением IV (Йовановичем-Шакабентой), взявшим здесь Цветную Триодь для совершения богослужений Т. 2. 2510); в 1728 г. в приписке к Октоиху, сообщавшей о покупке книги у некоего Антония Довольца (Там же. 2519); в 1729 г. диак. Константином, поновлявшим ноябрьскую Минею в Плевлянском мон-ре Св. Троицы (Там же. Т. 2. 2534); вместе с именами Патриарха Арсения IV и митр. Дабро-Боснийского Мелетия в одной из приписок, извещающей о завершении строительства ц. святых архангелов Михаила и Гавриила в Сараеве (Там же. Т. 2. 2555). Последнее упоминание А. под 1736 г. помещено в поновлявшейся рукописной книге Плевлянского мон-ря Св. Троицы (Там же. Т. 2. 2681). Ист.: Записи. Т. 2. 2510, 2519, 2534, 2555, 2681. Лит.: Српски j ерарси. С. 9-10. Савва, еп. Шумадийский Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/62816.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ (Петрович Негош; 1709 - 10.03.1766, С.-Петербург), митр. Черногорский (1750-1766). Принадлежал к династии Негошей, представители к-рой в 1697-1918 гг. правили Черногорией, был племянником митр. Черногорского Даниила I . Василий (Петрович Негош), митр. Черногорский Василий (Петрович Негош), митр. Черногорский С ранних лет жил в Цетинском мон-ре . Принял монашество в мон-ре в г. Печ. Являлся помощником своего дяди, по нек-рым источникам - двоюродного брата, митр. Скендерийского Саввы (Петровича) , во время визита к-рого в Россию в 1743-1744 гг. был оставлен в Черногории его заместителем. Вступил в оживленную переписку с рус. представителем в К-поле А. А. Вешняковым, сообщая ему о жестокости турок и коварстве венецианцев по отношению к черногорцам, о политическом и церковном положении Черногории. В 1743 г. венецианские власти в Которе арестовали неск. черногорских вождей и закрыли рынок для черногорцев. В 1744 г. после тщетной попытки разрешить ситуацию с помощью заложников В. прибыл в Венецию с жалобой на власти в Которе, при благоприятном исходе визита он надеялся завоевать авторитет как среди венецианских правителей, так и среди своих соплеменников, к-рые не всегда ему доверяли. В результате его миссии венецианцы допустили черногорцев на рынок, но отказались оплачивать черногорским отрядам охрану границ республики. После возвращения из России митр. Савва, сторонник провенецианской политики, в письме извинился перед венецианским дожем за действия В., в к-рых усмотрел попытку перехватить власть. В 1749-1750 гг. В. был послан Патриархом Печским Афанасием II (Гавриловичем) в Сремски-Карловци с заданием возвратить церковную утварь, вывезенную Патриархом Арсением IV (Йовановичем-Шакабентой) . 22 авг. 1750 г. В. был хиротонисан во епископа и поставлен экзархом «святейшего Печского трона». Не добившись возвращения церковной утвари, в 1751 г. В. прибыл в Вену с жалобой на митр. Карловацкого Павла (Ненадовича) и с предложением к имп. Марии Терезии объединить военные усилия Австрии и Черногории по освобождению Балкан от тур. владычества. Это предложение не было принято из-за того, что имп. австр. двору были известны прорус. симпатии В.

http://pravenc.ru/text/150731.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ II [болг. Йоасаф] († не позже янв. 1746), архиеп. Охридский в 1719-1745 гг. Родом из Мосхополя (ныне Воскопоя, Албания), И. в 1706 г. упоминается как митрополит Преспанский, в 1709 г. избран митрополитом Корчинским. Когда стало ясно, что грек-фанариот архиеп. Охридский Филофей не вернется из России, куда уехал в 1714 г. (в 1722 стал архиепископом Смоленским и Дорогобужским), 6 февр. 1719 г. при поддержке «автохтоной» партии И. возглавил Охридскую архиепископию . Созванный им Собор 21 февр. 1719 г. заявил о прекращении участия К-польского Синода в делах Охридской архиепископии и о необходимости принятия мер, ограждающих ее престол от попыток незаконного (т. е. без согласия иерархов и народа) управления. Это вызвало недовольство в К-поле, в дальнейшем К-польский Синод неоднократно прибегал к различным интригам, чтобы восстановить свое влияние. Напр., после переговоров 1737 г. австр. властей с Охридской архиепископией и Печским патриархом Арсением IV (Йовановичем-Шакабентой) о поддержке антиосманского восстания в серб. землях И. был объявлен австр. шпионом, поскольку согласился поддержать восстание только при условии обеспечения церковной независимости архиепископии и создания в Боснии, Сербии, Албании и Македонии единого вассального Австрийской империи княжества с правом голоса в сейме и с экономическими привилегиями. При И. Охридская архиепископия была максимально независима от К-поля. Отличался любовью к науке, поддерживал духовное образование: по его личным просьбам валашский господарь Иоанн Маврокордат и богатые горожане выделяли средства на содержание греч. уч-ща в г. Корица (ныне Корча, Албания) и на строительство здания для греч. «Новой академии» в Мосхополе (1740-1750). При нем типография в Мосхополе (при храме св. Иоанна Богослова, с 1744/45 в мон-ре св. Наума) издавала слав. службы и жития святых, в т. ч. местных, учебные пособия и богословские произведения. Для поощрения пожертвований повелел записывать имена ктиторов в специальные помянники, которые периодически полностью зачитывались в храмах. Передал собору Св. Софии в Охриде подаренную ему венецианскую корону из золота и серебра с драгоценными камнями, а кафедральному собору в Корче свои городские дома. Сократил размеры долга кафедры, к-рый остался после его предшественника, регулярно выплачивал налоги, построил резиденцию в Охриде (1730-1735) и установил ограду вокруг кафедрального собора. В 1727 г. по предложению И. церковно-народный Собор архиепископии перенес празднование памяти св. Наума Охридского с 23 дек. на 20 июня. В глубокой старости в окт. 1745 г. ( Fedalto. Hierarchia. T. 1. P. 550) И. ушел с кафедры и вскоре скончался. Лит.: Снегаров И. История на Охридската архиепископия-патриаршия. София, 1932. Т. 2: От падането и под турците до нейното унищожение, 1394-1767. С. 138-140, 345-347, 357-359, 383-386, 391-405, 409-411. Н. С. Першина Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/578120.html

  001     002    003