[серб. Христофор (90-е гг. XVII в. Дойран, Македония - 18.09.1753, Москва), свящ., южнославянский живописец, гравер и писатель. В завещании Ж. назвал себя «булгар Зефарович», однако исследователи выдвигают серб., болг., макед. или влашскую (арумунскую) версии его происхождения (смотря к какой национальности принадлежат сами). О ранних годах жизни Ж. сохранились скудные сведения: его отцом был свящ. Димитрий, в детстве и юности Ж. воспитывался в греч. мон-ре. Предположительно, в 20-30-х гг. XVIII в. учился живописи у греч. мастера Панайотиса Доксараса , на основе трудов которого и трактата Леонардо да Винчи Ж. составил на греч. языке руководство по церковной живописи Ерминию (Bucur. Acad. Romana. Gr. 886). В сане иеродиакона Ж. входил в окружение Печского патриарха Арсения IV (Йовановича-Шакабенты) , вместе с которым в начале австро-тур. войны 1737-1739 гг. выехал в австр. владения. Как свидетельствует датированная 1737 г. подпись («иеродиакон Зефар, иллиро-славянский зограф»), Ж. создал цикл росписей собора монастыря Боджяни . Им написаны также иконы для ц. свт. Николая Чудотворца в Кожани (ныне Козани, Греция), для церкви в Шиклоше (совр. Венгрия) (1739-1740) и, возможно, для иконостаса церкви арх. Гавриила в Моловине (Воеводина). Ж. работал в Белграде и Сремски-Карловци, находившихся в тот период под австр. властью. Ок. 1740 г. он переехал в Вену и стал заниматься исключительно гравюрой. Искусству гравирования, вероятно, обучился у Т. Месмера, вместе с которым выполнил 1-ю гравюру «Св. Савва Сербский со святыми Дома Неманичей» (1741). Впосл. Ж. выполнял гравюры в основном с религ. сюжетами (напр.: «Св. Наум Охридский», «Святые врачи бессребреники Косма и Дамиан» (1743-1744), создал сложную символическую композицию «Богоматерь Живоносный Источник», которая оказала влияние на серб. и болг. иконопись и религиозную живопись XVIII-XIX вв. ( Д. Богородица живоносни источник у cpnckoj уметности//ЗРВИ. 1958. 5. С. 213-217)), делал подготовительные рисунки для лицевого шитья антиминсов, плащаниц и епитрахилей, их стиль определяли не только средневек. визант. и серб. образцы, но и совр. автору изделия к-польской школы шитья.

http://pravenc.ru/text/182237.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Арсений IV, Патриарх Печский (Йованович-Шакабента; 1698, Рашка, Сербия - 7.01. 1748, Сремски-Карловци), Патриарх Печский Сербской Православной Церкви в 1725-1748 гг. В 1718 г. стал митр. Рашским, экзархом и помощником Патриарха Печского Моисея (Райовича) , к-рый еще при жизни назначил А. преемником. Во время своего предстоятельства А. продолжил дело Патриарха Арсения III (Черноевича) - борьбу за освобождение серб. народа от тур. владычества: до начала австро-тур. войны в Вене вел с военными и политиками переговоры о восстании против Оттоманской Порты, во время военных действий призывал сербов к восстанию. После поражения австр. войск был вынужден покинуть Печскую Патриархию и эмигрировать в Австрию. Своей резиденцией А. выбрал Сремски-Карловци. В 1737 г., после кончины митр. Карловацкого Викентия (Йовановича) , стал администратором вдовствующей Карловацкой митрополии . Дипломом от 1 окт. 1741 г. австр. императрица Мария Терезия не только подтвердила Патриаршее достоинство А., но и поставила его духовным главой сербов в Габсбургской империи. Откликнувшись на просьбу А., имп. Мария Терезия 18 мая 1743 г. подтвердила привилегии, к-рые даровали серб. народу ее предшественники, но 1 дек. 1746 г. императрица уведомила Патриарха, что народно-церковные соборы не могут созываться без монаршего разрешения и в отсутствие имп. комиссара. А. построил в Сремски-Карловци новую Патриаршую резиденцию (сгорела в 1788), где разместились созданные им ДС и часовня св. Трифона. А. похоронен в Крушедолском мон-ре. Лит.: Р. М. nampujapcu и карловачки митрополити у XVIII веку//Гласник историског друштва у Новом Саду. Сремски Карловци, 1931; Српски jepapcu. 1996. С. 33-34. Еп. Шумадийский Савва Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/76272.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВКСЕНТИЙ I [серб. Akcehmuje], митр. Захумско-Герцеговинский Печского Патриархата (1727-1736). Время его служения определяется по упоминаниям, сохранившимся в документах: впервые упоминается под 1727 г. в связи с посещением Житомисличского монастыря Печским Патриархом Арсением IV (Йовановичем-Шакабентой), взявшим здесь Цветную Триодь для совершения богослужений Т. 2. 2510); в 1728 г. в приписке к Октоиху, сообщавшей о покупке книги у некоего Антония Довольца (Там же. 2519); в 1729 г. диак. Константином, поновлявшим ноябрьскую Минею в Плевлянском мон-ре Св. Троицы (Там же. Т. 2. 2534); вместе с именами Патриарха Арсения IV и митр. Дабро-Боснийского Мелетия в одной из приписок, извещающей о завершении строительства ц. святых архангелов Михаила и Гавриила в Сараеве (Там же. Т. 2. 2555). Последнее упоминание А. под 1736 г. помещено в поновлявшейся рукописной книге Плевлянского мон-ря Св. Троицы (Там же. Т. 2. 2681). Ист.: Записи. Т. 2. 2510, 2519, 2534, 2555, 2681. Лит.: Српски j ерарси. С. 9-10. Савва, еп. Шумадийский Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/62816.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ (Бркич-Йованович [Йованович-Бркич]), патриарх Печский (1763-1765). Год и место рождения неизвестны, отец был учителем в Сремски-Карловци. Образование В. получил в школе Мануила, в монашестве Михаила (Козачинского), т. е. обучался в период с 1733 по 1739 г. Патриархом Печским Арсением IV (Йовановичем-Шакабентой) пострижен в монашество, служил протодиаконом при патриаршем дворе. В 1746 г. стал заказчиком гравюры Х. Жефаровича «Богоявление» (МСПЦ). С 1749 г. путешествовал по Сербии. В 1756 г. избран митрополитом Новобрдским и Косовским. 21 мая 1759 г. Патриархом Печским Кириллом II назначен митрополитом Сараевским. На кафедру прибыл только 12 дек. 1760 г. Возможно, участвовал в смещении с престола Патриарха Кирилла II. В 1763 г. избран Патриархом Печским, но в 1765 г. был оклеветан тур. властями, обвинен в измене и отправлен в заточение на Кипр. Стал последним патриархом-сербом перед упразднением Печской Патриархии. Бежал с Кипра в Юж. Далмацию, в 1767 г. перебрался в Черногорию, где жил в мон-ре Острог, составил житие и службу свт. Василию Острожскому . В марте 1768 г. признал самозванца Степана Малого рус. имп. Петром III, но позже изменил свое решение и в авг. 1769 г. благословил черногорцев на присягу имп. Екатерине II (см. ст. Черногория ). Из Черногории вместе с главой рус. миссии кн. Ю. В. Долгоруким уехал в Ливорно (Италия), где встретился с гр. А. Г. Орловым, для к-рого в марте 1771 г. составил «Описание турецких областей и проживающих в них христианских народов, особенно народа сербского». Затем отправился в Вену, где предложил свои услуги имп. двору в случае войны с Османской империей. В Вене в мае 1771 г. встретился с митр. Карловацким Иоанном (Джорджевичем) и еп. Бачским Моисеем ( Путником ; впосл. митрополит Карловацкий), у к-рых просил разрешения уехать в Россию. Вскоре получил разрешение и уехал, скончался в России 10 февр. 1772 г. Похоронен в усыпальнице Благовещенской ц. Александро-Невской лавры в С.-Петербурге рядом с могилой митр. Черногорского Василия (Петровича Негоша) . Лит.: Макушев В. В. Самозванец Степан Малый: по актам Венецианского архива//РВ. 1869. Т. 82. 7. С. 5-43; 8. С. 572-604; Т. 83. 9. С. 5-34; Ucmopuja. 1. А. В. Шестаков Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/150671.html

В нач. ХХ в. положение сербов ухудшали сложные отношения между Австро-Венгрией и Сербским княжеством, к-рое оказывало влияние на австр. сербов, и стремление венг. властей ассимилировать слав. население. Венгерское гос. собрание ввело обязательное изучение венг. языка в школах (1907), а, согласно предписаниям 1913 г., ученики после окончания 4-го класса должны были свободно говорить, писать и читать на венг. языке. Патриарх Лукиан (Богданович) добился в 1910 г. возвращения публичного статуса серб. учительской школе в Пакраце, выделял средства на открытие новых школ и на содержание интернатов для бедных учеников. В 1912 г. венг. власти упразднили церковно-школьную автономию митрополии. Избрание нового главы К. м. после внезапной смерти патриарха Лукиана (1913) осложнилось началом первой мировой войны. После распада Австро-Венгрии (1918) и создания Королевства сербов, хорватов и словенцев (1 дек. 1918) К. м. и все части бывш. Печской патриархии оказались на территории одного гос-ва, поэтому 12 сент. 1920 г. была обновлена единая Сербская Патриархия. На тот момент в К. м. было 7 епархий (Сремско-Карловацкая, Бачская, Будимская, Вршацкая, Горно-Карловацкая, Пакрацкая и Темишварская), ок. 1,2 млн верующих, 27 монастырей, 721 приход и 124 подворья, 777 храмов и 722 священнослужителя. Предстоятели К. м. митр. Исаия (Джакович; 1708); митр. Софроний (Подгоричанин; 1710-1711); митр. Викентий (Попович Хаджилавич; 1713-1725); Моисей (Петрович; митрополит Белградский в 1713-1725, митрополит Белградско-Карловацкий в 1726-1730); митр. Викентий (Йованович; 1731-1737); патриарх Печский Арсений IV (Йованович-Шакабента; 1737-1748); митр. Карловацкий Исаия (Антонович ; 1748-1749); митр. Павел (Ненадович; 1749-1768); митр. Иоанн (Джорджевич; 1769-1773); митр. Викентий (Йованович-Видак; 1774-1780); митр. Моисей (Путник; 1781-1790); митр. Стефан (Стратимирович; 1790-1836); митр. Стефан (Станкович ; 1837-1841); Иосиф (Раячич; митрополит Карловацкий в 1842-1848, патриарх Сербский в 1848-1861); патриарх Самуил (Маширевич ; 1864-1870); Арсений (Стойкович; администратор в 1870-1872); еп.

http://pravenc.ru/text/1681083.html

В XVII-XVIII вв., несмотря на неблагоприятные условия, Д. оставались важным центром церковной и культурной жизни Сербии. Мон-рю оказывали помощь и покровительство мн. иерархи Сербской Церкви. 25 авг. 1635 г. Д. посетил патриарх Печский Паисий (Яневац) и рукоположил 4 диаконов и 2 пресвитеров, 11 нояб. 1670 г. митр. Хвостенский Арсений III (Черноевич ; впосл. патриарх Сербский) рукоположил 4 монахов и белого священника. Для поклонения мощам св. кор. Стефана Дечанского в мон-рь в 1727 г. приходили патриарх Арсений IV (Йованович-Шакабента) , в 1757 г. митр. Валевский Феодосий (Стефанович-Попович) и др. В 1778 г. в Д. встретились 15 серб. архиереев, но повод встречи неизвестен. Д. всегда были общежительным мон-рем, поначалу, вероятно, лаврского типа. Поблизости действовали скиты и келлии с небольшим числом насельников. В тур. описях XVI в. перечислено 9 келлий; самые известные из них - Пресв. Богородицы и Трех святителей, где сохранились росписи XIV-XV вв. С 1764 г. в течение 47 лет настоятелем Д. был игум., с 1811 г.- архим. Даниил (Кажанегра; † 1820). В начале его управления мон-рь был в развалинах, за исключением церкви, в нем проживал один монах. Усилиями архим. Даниила были отреставрированы трапезная и собор, сделан иконостас храма, построена гостиница для паломников. После греч. восстания 1821-1829 гг. игумен мон-ря митр. Рашский Захария был заключен в темницу, а неск. дечанских монахов повешено. Продолжалось благоустроение мон-ря: в 1834 г. был обновлен сев. братский корпус, в 1836 г. на средства кн. Милоша Обреновича построена трапезная, в 1840 г. построены еще 2 братских корпуса, в 1855 г. устроены 2 источника питьевой воды, в 1857 г. на средства кн. Александра Карагеоргиевича храм был покрыт свинцовой кровлей. В этот период братия насчитывала ок. 20 монахов. В монастырской школе обучались дети из окрестных сел. Во время албан. восстания 1845 г., турецко-черногорской войны 1858 г. и набегов местных албанцев на мон-рь возлагалось содержание воюющей стороны, в зону контроля к-рой он попадал.

http://pravenc.ru/text/171794.html

Сербский преподобномученик диакон Аввакум «Господи, возлюбих благолепие дому Твоего» Будущий святой мученик родился в 1794 году в Кнез-Поле под Козарой и в крещении получил имя Лепое. Отца его звали Гавриил, а мать Божаной. Первые уроки благочестия он получил в доме родителей, желавших всем сердцем, чтобы их единственный сын был посвящен на службу Богу. Когда мальчик подрос, мать повела его в монастырь Моштаницу. У ворот монастыря их встретил игумен обители отец Геннадий, приходившийся им родственником. Когда он был женат на тетке Лепое, но овдовев принял монашеский постриг и поселился в монастыре. С собой он привел и своего сына Стояна. Подивившись красоте и благородству юноши, напоминавшего прекрасного Иосифа, игумен сразу же принял его в обитель. Добрая мать-вдовица не хотела расставаться со своим единственным сыном и тоже осталась прислуживать при монастыре. Лепое быстро освоил грамоту и изучал божественные книги. Он научился церковному пению, и день и ночь славил Творца своим прекрасным голосом по слову псалмопевца: «Господи, возлюбих благолепие дому Твоего, и место селения славы Твоея» (Пс.25,8). Преуспевая в добродетелях и послушании, юноша вскоре сподобился ангельского чина, получив в постриге имя Аввакум. По достижении им 18 лет, митрополит Пакрацкий Иосифом Йованович-Шакабенда рукоположил его в сан диакона. Аввакум со слезами возблагодарил Бога за то, что Он удостоил его высокого служения и сподобил предстоять перед Святым Престолом. Так на нем сбывались слова апостола Павла: «Никто да не пренебрегает юностию твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4,12). Но мир и благоденствие в обители продлились совсем недолго, и вскоре пришли тяжелые испытания. В 1809 году сербы Боснийской Краины, где располагался их монастырь, под влиянием восстания Карагеоргия в Сербии, тоже поднялись на борьбу с турками. Произошел так называемый Янчичев мятеж, жестоко подавленный вскоре. Турецкие насилия вынуждали многих сербов скрываться в лесах и горах. Родной отец Аввакума был схвачен турками с другими восставшими и казнен.

http://pravoslavie.ru/40650.html

Женский монастырь Крушедол Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Крушедол (серб. Манастир Крушедол) — женский монастырь Сремской епархии Сербской Православной Церкви. Расположен на склонах Фрушка-горы в общине Ириг Сремского округа Воеводины. Содержание История [ править править код ] На склонах Фрушка Горы близ села Ириг в спокойном месте находится древний монастырь, окруженный парком с каштановыми деревьями. Монастырская церковь Благовещения Богородицы была возведена в 16 веке, в период 1509-1512 г., Джорджем Бранковичем ( епископом Максимом ), сыном деспота Стефана Слепого и Ангелины Бранкович при содействии Влашского князя Басараба. Монастырь является резиденцией Сремской епархии. Первый большой ущерб монастырю был нанесен в 1690 г. Еще тяжелее пришлось монастырю в 1716 г., когда турки сожгли монастырь вместе с мощами Бранковичей. Монастырь был восстановлен в 1756 году. Храм имеет базис трилистника с полукруглой апсидой в стиле средневековой Моравской школы. Колокольная, которая не связана с церковью, была возведена в 1726 г. Над входом в храм, на наружней стене, располагаются фрески Страшного Суда. Одна из ценностей монастыря – его иконостас XV века. Он насчитывает 36 икон, которые являются прекрасным примером византийской иконописи. Под иконостасом находится реликварий, в котором хранятся остатки мощей Бранковичей (епископа Максима, Стефана, Йована и Ангелины). Их достают только во время больших праздников. В монастыре есть часовня Святого Максима 1722 года, а также ценная коллекция икон, картин, старых рукописей, книг, мебели и декоративных предметов. Монастырские помещения окружают церковь со всех четырех сторон. Сегодня монастырь привлекает внимание как мавзолей. Там похоронены рядом Бранкович и Патриарха Арсений III Чарноевич у порога церкви, а напротив входных врат в стену встроено надгробие. Там же упокоен митрополит Исаия Дакович, Патриарх Арсений IV Йованович Шакабента (в мраморном саркофаге в притворе справа), граф Джордже Бранкович (в полу с левой стороны), герцог Стефан Шипликац, княгиня Любица Обренович (в полу в середине притвора) и король Милан Обренович (в княжеской могиле). Слева от двери на стене надгробная плита короля Милана. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Женский монастырь Месич Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Месич (серб. Манастир — женский монастырь Банатской епархии Сербской Православной Церкви в селе Месич общины Вршац Южно-Банатского округа Воеводины. Памятник культуры Сербии исключительного значения. Содержание История [ править править код ] Существует три легенды об основании монастыря. Согласно первой из них, обитель была основана в 1033 году учениками святых Кирилла и Мефодия . Согласно другой, монастырь основал в 1225 году хиландарский монах Арсений (Богданович), назначенный игуменом этого монастыря святым Саввой Сербским . Последняя гласит, что обитель основана деспотом Иоанном Бранковичем в конце XV века. Первым письменным упоминанием этого монастыря является катастих Печской патриархии за 1600-1666 года. В монастыре Месич находилась резиденция епископа Вршацкого Спиридона (Штибицы). В 1716 году турки разрушили монастырь и убили его насельников. После заключения Пожаревацкого мирного договора в 1718 году в Месич пришёл крушедольский иеромонах Моисей (Стефанович) и ещё несколько братьев. Ему удалось заручиться поддержкой российской императрицы Елизаветы Петровны, повелевшей выделять монастырю 300 рублей в год. Также он привёз из России множество книг, икон и богослужебной утвари. В 1738 во время очередной австро-турецкой войны монастырь снова был разрушен, но уже в 1743 году он восстановлен игуменом Моисеем (Стефановичем). Тогда же монастырский храм был расписан художниками Петаром, Андреем и Йованом. С 1777 года настоятель монастыря носил титул архимандрита, что свидетельствует о важности монастыря. Первым архимандритом был Иоанн (Фелдвери-Йованович) с 1777 по 1785 год. В 1788 году монастырь был опять разрушен турками. Братия во главе с архимандритом Моисеем (Валевичем) и помощью епископа Иосифа (Йовановича-Шакабенты) приступила к восстановлению обители в 1792 году, но уже в 1793 году архимандрит Моисей умер. Восстановление монастыря было закончено в 1798 году. С 1840 по 1846 год был построен новый братский корпус. В 1892 году монастырь пострадал от землетрясения, но вскоре был восстановлен. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАННИКИЙ III (Караджа; † 1793, о-в Халки), патриарх К-польский в 1761-1763 гг., патриарх Печский в 1739-1746 гг. Род. в К-поле во влиятельной греч. семье. Церковное служение начал как 2-й диакон патриарха К-польского Паисия II , затем стал протосинкеллом. Был старостой одного из столичных храмов, но из-за долгов его отстранили от управления. В 1739 г. хиротонисан во епископа и возведен на трон Печской Патриархии , для подтверждения своего поставления в мае того же года получил берат от османских властей. Благодаря И. мн. серб. кафедры возглавили архиереи-греки, что вызвало негативную реакцию слав. клира. Преобразовал Белградскую, Валевскую епархии и Ужицко-Зворникскую митрополию в Белградскую, Ужицко-Валевскую и Зворникскую митрополии. Безуспешно пытался встретиться со своим предшественником на Печском престоле митр. Карловацким Арсением IV (Йовановичем-Шакабентой) , который отказался признать его верховенство. Митр. Черногорский Василий (Петрович Негош) в «Истории о Черной Горе» (1754) охарактеризовал И. как алчного человека, после отъезда не оставившего в Печской Патриархии ничего, кроме мощей святых. Из-за своей расточительности в 1746 г. И. был вынужден оставить Печский Патриарший трон и уехать в К-поль. В сент. 1747 г. патриархом К-польским Паисием был поставлен на Халкидонскую кафедру. 26 марта 1761 г. возглавил К-польскую Патриархию: об уходе на Афон предыдущего патриарха Серафима II и о своей интронизации И. сообщил в послании от 20 апр. того же года монахам Св. Горы. Не уделял внимания делам Патриархии, чем вызвал недовольство как клира, так и столичной аристократии. 21 мая 1763 г. представителем османских властей был смещен с Патриаршего трона и сослан на Афон. В 1764 г. при ходатайстве своего племянника получил в управление монастырь Пресв. Богородицы на о-ве Халки и ежегодную выплату в 2 тыс. грошей. Ист.: С. Дечански споменици. Београд, 1864. С. 24; Д. Прилози за ucmopujy српске цркве//Весник српске цркве. Београд, 1909. С. 755-756. Панчево, 1951р. С. 40; Записи. 2. 2891, 2909, 3170; 5. 7812. Лит.: Γ[ριτσπουλος] Τ. Α. Ιωαννκιος. Ο. Γ//ΘΗΕ. Τ. 7. Σ. 64-65; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 13, 101; Српски jepapcu. С. 233-234; Ucmopuja. 1. С. 357, 359; Н. мumponoлuja, 1739-1804. 2000. С. 28-29. Н. Радосавлевич Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/577998.html

   001   002     003    004    005