Другое тоже широкомасштабное переселение сербов из Косово и Метохии произошло в 1737 г. после второй Австро-турецкой войны, при Патриархе Арсении IV Йовановиче-Шакабенде. Приведем одно письменное свидетельство современника из Печи относящееся к 1737 г. в нем говорится: «Ох, лета Господня 1737 был великий мятеж, когда немцы взяли Ниш… Тогда бежал Патриарх Сербский господин Кир Арсений Червертый. Ох, как только все не пострадал тогда род христианский, какой мукой мучен не был. Невозможно в это время писать об этом, в страхе от турок. Тогда и Косово было пленено. Что еще скажу: не было такового во дни Диоклетиана/когда было страшное гонение на христиан/как сейчас, ибо Бог попустил за грехи наши. Писал, Петар Андрейич». Между тем, тогда Косово и Метохия от сербов очищены не были. Наряду с другими свидетельствами, сообщающими о дальнейшем страдании косовско-метохийских сербов в течение XVIII и XIX вв. мы имеем ясное доказательство и о том, что в катастихе монастыря Девича и похожем катастихе монастыря Святой Троицы под Мушутиште/Сува Река/записаны имена многочисленных сербов – благотворителей этих и других монастырей. Речь идет о десятках и сотнях сел, со священниками и приходами. В одном только Девичском катастихе насчитывается по крайней мере 200 сербских сел с приходами и священством, в качестве жертвователей этой особо почитаемой в народе великой православной святыни, в которой покоится святой Иоанникий Девичский. Но сколь сербский народ ни был жизнестойким и способным к сопротивлению и сколь он не выдерживал многие насилия и страдания, все же давление и бесчинства «диких арнаутов» и беззаконных измаильтян турок продолжались и усиливались, в виду чего имели место и единичные и групповые случаи бегства с территории Косово и Метохии, о чем писалось все больше потрясающих свидетельств. Одной из особенностей сербского существования в Косово и Метохии является постоянное восстановление своих христианских святынь, церквей и монастырей после их разорения. По подсчетам историков и других ученых, в XVIII - XIX вв. из Старой Сербии выселено на территорию Сербии к северу от Косово и Метохии в другие западные сербские области, около полумиллиона человек. Наиболее крупномасштабные переселения были связаны с войнами Сербии и Турции в начале XIX в. (восстания Карагеоргия и Милоша, 1804 и 1815 гг.) и войны 1876-1878 гг. Особенно после известного Берлинского конгресса 1878 г, когда страдание сербов в Косово и Метохии было во многом схоже с событиями сегодняшних дней.

http://pravoslavie.ru/40798.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АРСЕНИЙ (ЙОВАНОВИЧ-ШАКАБЕНТА) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Патриарх Сербский Арсений IV (Йованович-Шакабента) Редакция текста от: 13.09.2020 16:10:03 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13679953.h...

У поставци, овога пута дошло до измена у самом експоната, су овога пута у збирним витринама по природи. Тако читава прва соба сталне поставке и део друге приказу црквеног текстила. Одмах у витрини изложена Лонгинова плаштаница (темпера на платну) као припрема за златовез из XVI века. Затим следе руком цртани антиминси, плаштанице и аери XVI-XVII Уз су и врхунски примерци златовезених текстилних утвари XVIII – XIX века насталих из руку вредних су делале на Карловачке попут Ане и У посебном делу витрине са наруквицама изложен и примерак цариградских наруквица из XV Изложен и комплетни орнат од златотканог броката, са златовезеним у од новосадских радионица црквених утвари, а припадао архиепископу Стефану (1790-1836). У соби сталне поставке могу се видети врхунски примерци у златовезу из XV- XVII су припадали ризницама манастирима Дечани и Крка и Српске Православне Цркве. Уз збирку орара и XVI- XVIII, изложена су и жезла од метала, дрвета (жезло се инронира Српски у техници и у слоновачи припадало IV Шакабенти (осликан и на портрету). У збирци митри приказана од израдила (из рода у XVI веку, као и митра III – дар руских поклоника из Москве 1697. године. соба теми – црквеноуметнички предмети од метала. Ту збирка предмета у виду напрсних крстова од VII до XII века, од бронзе и сребра. Уз су ручни крстови за у техници дуборез-оков од сребрног па лима са бисерима, коралима и полудрагим XVI – XVIII века, су чувани у ризницама фрушкогорских манастира. техници и изложени, престони крстови су импозантни они припадали и манастиру Дечанима, и у себи носи крст цара Душана. Иста техника се као украс су изложене у витрини. У су изложена и два енколпиона из XII и други XIV века. Вотиви из XIX су се нашли експонатима на поставци. Иза овога се нижу путири, дискоси, кивоти, рипиде, дарохранилнице, кадионице, звездице, и кашичице, неки од настали из београдске радионице, затим оне у Смедереву, али и из руку даровитих и златара попут Павла Дмитра из Липове, и Луке из Николе из Кондо Вука и из

http://pravoslavie.ru/124615.html

После литургии викарий пригласил к патриаршему столу и меня. Это было довольно ощутительным контрастом – обедать в обстановке карловацкого патриарха по сравнению с мильковской нищетой и теми обетами, которые я только что произнес. Не могу не остановиться на обстановке патриаршего двора в Сремских Карловцах. До того я никогда не был внутри этого дворца, а только созерцал его извне. Дальше покоев митрополита Антония я не проходил. Во дворе усадьбы стояла «старая патриархия», гораздо более скромная и уютная. А большой дворец с его широчайшими коридорами, колоннадами, лестницами, скульптурными изображениями, покоями и пр. совсем не гармонировал с понятием об архиерейском доме. Не знаю, каковы были покои митрополита Санкт-Петербургского или Киевского в их лаврах, но с уверенностью предполагаю, что той мирской роскоши, бутафории и пышности там не было. Здесь Габсбурги решили польстить Православию, задобрить большую часть своих подданных, из коих очень многие спасались, как эмигранты в их владениях от зверства турок. Великое переселение сербов православных имело место, как известно, в XVII и XVIII вв. при печских патриархах Арсении III Чарноевиче и Арсении IV Шакабенте. Габсбурги отдали фрушскую гору в Среме для устройства на ней «Сербского Афона». Свыше 15 монастырей расположились в живописных равнинах и на склонах этой привлекательной, лесом и виноградниками покрытой горы, вернее невысокого, длинного (верст на 40) холма. Там цвели мужские монастыри, с богатыми угодьями, образцовым хозяйством, прекрасной обстановкой, богатыми библиотеками, в прочно построенных корпусах и сводчатых келиях. В наше время все это сохранилось. Не было только одного... монахов. Это была не пустыня, а пустые здания. В лучшем случае жили в этих трехэтажных монастырях игумен и один-два послушника, «искушеника». Это было жалкое свидетельство о былом богатстве и расцвете духовной культуры. Центом, вокруг которого эти монастыри процветали, была Патриархия в Карловцах. Там уже не богатство, а просто дворцовая роскошь бросалась в глаза. Патриаршие покои на втором этаже были переобременены роскошными и пышными украшениями. Покои отдельных митрополитов и архиереев, приезжавших на соборы, и трапезная также поражали своим убранством. В столовой стоял очень широкий обеденный стол, накрытый скатертью с ткаными гербами. Посуда и хрусталь с гербами патриархов. Лакеи в форме. Тонкие блюда, хорошее местное фрушкогорское вино. После обеда в соседней комнате подавалось кофе. Монастырского уклада, конечно, никакого.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/v...

Народные юбилейные торжества перенесены были, по случаю трагической кончины итальянского короля Гумберта 973 , на 6 декабря, день именин юбиляра 974 . В этот день председатель государственного совета воевода Божо Петрович, окружённый представителями государственных учреждений, сановниками и дипломатическим корпусом, произнёс в народном зале дворца речь князю, прося его принять за свои заслуги по поводу сорокалетнего славного княжения титул королевского высочества, с распространением епископы ставились печскими патриархами и подпадали под их власть. В половине 1694 г. император Леопольд I признал и подтвердил своим указом всех сербских епископов в Венгрии, коих предложил ему в своём прошении патриарх Арсений III. А дипломом от 4 марта 1695 г. император Леопольд дал патриарху Арсению III в пользование целый пожежский и сремский округ с тем, чтобы он основал свою резиденцию в одном из монастырей: Ореховице или Берднике. Но он не имел постоянной резиденции, а проживал в различных местах (Св. Андрее, Ковине, Сирче, Опове и Сечуе) и скончался в Вене 27 октября 1706 г. 1708 года народный конгресс избрал в митрополита сербского Исаию Дьяковича, а митрополичьей резиденцией назначен был монастырь Крушедол. При митрополите Викентие Поповиче (1713–1725) резиденция митрополита перенесена в Карловицы, где находится и ныне. По пожаревацкому миру от 10 июля 1718 г. под власть императора Карла VI подпали не только нижний Срем и Банат, но и Сербия до Моравы и Валахия до реки Алуты. Тогдашний митрополит белградский Моисей Петрович утверждён архиепископом и митрополитом в Сербии, а после смерти митрополита Карловицкого Викентия Поповича (23 октября 1725) избран был на конгрессе 7 февраля 1726 г. Моисей и в архиепископа и митрополита Карловицкого и белградского, а равно после его смерти (27 июля 1730 г.) и его преемник Викентий Иоаннович 22 марта 1731 г. После смерти Викентия Иоанновича 6 июня 1737 г. управлял митрополией, перешедший из Печи патриарх Арсений IV Иоаннович Шакабента, которого Мария Терезия от 21 октября 1741 г. признала патриархом и митрополитом над всем духовенством и народом сербским в её землях. Его преемники не носили титул патриарха. Только 1 мая 1848 г. сербская скупщина в Карловцах избрала архиепископа и митрополита Иосифа Раячича сербским патриархом, и 3 декабря 1849 г. император Франц Иосиф I утвердил это избрание. IX-й статьёй венгерского закона от 1868 г. достоинство сербского патриарха было подтверждено, и с того времени архиепископы Карловицкие и митрополиты сербские называются и сербскими патриархами. Привилегией императора Леопольда I от 4 марта

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3) Софроний Подгоричанин, бывший епископ пакрачский. Избран 27 мая 1710 г., умер 19 сентября (по Мушицк., и кажется вернее, 7 января) 1711 г. 4) Викентий Попович, бывший епископ будимский или офенский. Избран 6 мая 1713 г., умер 23 (у Мушицк. – по одним 24, по другим 9) октября 1725 г. В 1724 г. была перенесена архиепископская кафедра из монастыря Крушедол в отнятый австрийцами у турок в 1717 г. нынешний престольный город сербского княжества Белград (Раича IV, 196, в Arkiv’e Сакцинского IV, 185). 5) Моисей Петрович, бывший митрополит белградский. Избран 6 марта 1727 г., умер 27 июля 1730 г. В самом начале его правления в 1727 г. австрийское правительство, желая принудить православных сербских епископов принять унию с Римом, отняло у них право собирать десятину с своих пасомых и отдало эту последнюю, католическим и униатским епископам (архим. Арсений ibid. стрр. 239 и 230). Архиепископ этот известен тем, что положил основание школьному делу между австрийскими сербами, основав школу в Белграде, учитель для которой был вызван из Москвы (некий Максим Суворов). Священникам сербским, которые дотоле одевались как и все миряне, он предписал носить рясу и вообще назначил для них форму (у Н. Попова ibid. стр. 283) 348 . 6) Викентий Иоаннович, бывший епископ арадский. Избран 7 марта 1731 г., умер 6 июня 1737 г. В 1733 г. он устроил в Карловце сремском гимназию для образования сербского юношенства, при чем некоторые из учителей были вызваны из нашего Киева (Эммануил Козачинский, сделанный префектом гимназии, магистр Иван Миницкий и другие), а также латинские школы в городах Карловце, Белграде, Осеке и Дале (у Чanлobuчa Slavonien II, 232, у Н. Попова  ibid. стр. 283, у архим. Apcehuя ibid. стр. 231). 7) Арсений Иоаннович Шакебент или Шакабент, бывший пекский патриарх, бежавший из Турции в Австрию в 1737 г. Согласно желанию народа, был назначен правительством в архиепископы, с удержанием лично титла патриарха, 1 октября 1741 г. (Раича IV, 212 fin. sqq); умер 7 февраля (у Мушицк. 6 января) 1748 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В 1521 г. турки захватили Б. и переселили множество сербов в Стамбул, куда были также отправлены городские святыни: мощи прп. Параскевы-Петки, царицы Феофаны, Белградская чудотворная икона Божией Матери. Переселенцы построили в Стамбуле Успенскую ц. в память собора в Белградской крепости, разрушенного турками. В 1557 г. была восстановлена Печская Патриархия. С началом австро-тур. войн у сербов появились надежды на освобождение от тур. ига. Патриарх Иоанн и еп. Вршацкий Феодор были одними из предводителей восстания 1594 г., жестоко подавленного Синан-пашой, к-рый, верно оценив силу «святосавского духа», поручил доставить мощи свт. Саввы из мон-ря Милешева в Б., чтобы сжечь их в городском предместье Врачар и развеять в Сербии. Позже на этом историческом месте Б. была выстроена ц. во имя свт. Саввы. В XVII-XVIII вв. в ходе военных действий, где сербы принимали участие на австр. стороне, Б. неоднократно переходил из рук в руки. 18 июня 1690 г. в Б. состоялся Собор высшего духовенства и предводителей народа, к-рый направил еп. Исаию (Джаковича) к австр. императору для ведения переговоров об условиях существования серб. народа и Церкви в Австрийской империи. Печский Патриарх Арсений III (Черноевич) требовал полной свободы религ. и церковной жизни и признания его власти над всеми сербами, проживавшими не только в старых вотчинах под турками, но и над теми, кто жил в австр. областях, что было равносильно признанию единства серб. нации. Австр. сторона неоднократно нарушала данные обязательства, пытаясь насильственно насаждать унию. Получив в 1718 г. по мирному договору от Турции территорию Белградской митрополии, Австрия не позволила ей войти в Карловацкую митрополию. Однако по смерти Карловацкого митрополита и с окончанием австр. оккупации в 1726 г. Собор в Карловцах объединил обе митрополии под властью Белградского митрополита Моисея (Петровича) в единую Белградско-Карловацкую митрополию, просуществовавшую 13 лет. В 1737 г. началась русско-тур. война. По белградскому миру 1739 г. город вновь оказался под турками. Др. следствием неудач в этой войне было новое великое переселение сербов в Австрию под предводительством Печского Патриарха Арсения IV (Шакабенты) . В Печ К-польская Патриархия стала поставлять греков Патриархов, пока окончательно не упразднила Печскую Патриархию (1766). Духовная власть над серб. землей находилась в руках фанариотских епископов, к-рые старались угодить больше туркам, чем заботились о серб. пастве.

http://pravenc.ru/text/77876.html

     У манастиру се на мермерном трону, као и мошти Св. Никите, и мошти Св. Врача Козме и По речима игумана, не зна се тачно ком пару Св. Врача мошти, али он, сигуран да нису од оних су у манастиру Свети Врачи у Зочишту. -У кивоту, овде у Дубоком потоку, се чува кост од шаке до лакта, четири прста, и делови шаке Св. Врача Козме и На кивоту пише да поп Урош дао новац за душе оца, се са десет кнезова, у време сеобе под Шакабендом, да би убедили народ да остане, а нису имали други начин, утопили се у вир. То самоубиство, али они су до хтели да покажу верност и спрече народ да се одсели из ових и тако народ остао, се иселио. За душе, син, поп Урош дао новац, а израдио кивот за мошти Св. Врача 1819. године. То нам говори да су мошти и пре тога биле у манастиру. Иначе, ми пар Св. Врача. Не зна се тачно, од Св. Врача (пошто има три пара Св. Врача). се да су у Зочишту римских мученика, а ми смо узели да оне 30.октобра, дан пре Св. Луке - испричао нам отац Ромило.      Пресвета Богородица манастирска црква као и се мошти у овом манастиру, су на икони се налази у овоме манастиру, а пред улазном у порту манастира, окруженог брдима и шумом, налази се мала надстрешница, капела, на су зиду насликане фигуре Светих Врача, са великомучеником Никитом како у рукама држи икону Пресвете Богородице са малим Христом у Икона заправо посетиоцима манастира да се у цркви мошти Св Врача и Св Никите, а да црква Богородици.          Манастир Дубоки поток се налази на страни Ибра, три километра северно од Зубиног потока, села Доброшевине и Читлука, на самом изворишту потока по и сам добио назив. Са манастирском црквом, пресвете Богородице, комплекс манастира чини и манастирски конак из 19.века, и, од недавно велика манастирска О цркви се зна да подигнута у 14. веку, али да рушена и више пута: у 16.веку и у половини 18. века. У порти манастира била отворена и прва колашинска световна школа, што улогу манастира у писмености, културе и националне свести код становништва. У периоду манастир био напуштен. Монашко братство са игуманом, архимандритом у манастир дошло на Светог Острошког 2000.године. Од доласка се у манастиру много тога урадило, ал верницима долазе у манастир посебну привлачи иконопис 2012.године. Цркву осликао Милош Рашки, а помагали су му иконописац Горан као и студенти Никола и Манастир Дубоки Поток драгоцену збирку старих српских рукописних и штампаних Триод посни на пергаменту из 14.века; Зборник на папиру из 15.века или почетка из друге четвртине 16.века; Зборник (Панегирик) проповеди на празнике од септембра до новембра из четвртине 16.века. Од ту се чува и сребром оковано из прве половине 19.века и икона Св. Претече.

http://srpska.pravoslavie.ru/108962.html

«Позивамо народ: и сестре, идимо само путем правде и вере и врлине, и витештва, без и освете ма према коме, увек пред Богом, а никад пред па Он, Господ над Господар Бог и али праведни бити са нама. А буде ли Он са нама, кога да се Нека се умилни звуци звона са звоника наших храмова и манастира са молитвом Цркве Православне у срцима и на уснама свих нас: Господе сила, с нама буди, другог Помагача осим Тебе немамо: Господе сила, нас! Амин.» 101 У складу са начелима, на вере да после долази до се посебно прогнаницима. Тог августа 1995. године, готово сав српски народ у нашао се у избегличким колонама. Биле су то избегличке колоне у Европи после Другог светског рата. Страдалном народу Светост речи са речи пуне топлине, али прожете духовним поукама, да се и у тако према свима, па и према односе човечно. Порука Павла прогнанима из Српске 102 пример и витештва, на се Светост често позива, зато вреди у целини ишчитати: У овом часу велике и страдална наша вам се, са молитвом Богу и у вашим као и са речима утехе и Христова реч: «Благо прогнанима правде ради, царство небеско». На правди Бога, ви сте покренути са ваших вековних бруталном и нечовечном силом и кренули у непознато. вам се од нашег народа и од добре из света, драгоцена Но, знамо да то тек кап воде у односу на ваше и овим апелом сву православне Србе у и да учине све што у да вам ублаже бол и тегобни крст изгнанства, молим и све вас, од малог до великог, да не клонете духом, да не малакшете и не паднете у Из знамо, па и из целокупне мукотрпне нашег светосавског народа, да Бог пустити никад од оних могу поднети (1. Кор. 10:13). Наши преци, у време III (1690) и IV Шакабенте (1737), као и многих других наших прогонстава и сеоба кроз векове, бивали су у увек приликама, па су издржали и опстали, и увек изнова васкрсавали и све беде и сва Често им се да било брата у свету, да пожали а камоли да помогне. Данас, и поред све тако. Цео српски народ, а и многи честити у свету, са вама и сви се труде да вам ублаже губитак и Дубоко смо уверени да и правда коначно избити на видело и да Бог дати да се многи од вас врате на препуштена

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Stojchev...

   001    002   003