Глаза их были удержаны " Мы написали сценарий-притчу. В Зону за исполнением заветных своих желаний идут модный Писатель и значительный Ученый, а ведет их Апостол нового вероучения, своего рода идеолог " . Так Аркадий Стругацкий фактически обозначает религиозный смысл этого произведения. Об отношении братьев Стругацких к христианству уже было сказано; но иным было мировоззрение Тарковского. Атеистом он не был никогда. Правда, в его " богоискательстве " не обошлось без оккультных издержек, но поиск его был искренним, и умер он через семь лет после съемок " Сталкера " христианином, причастившись перед концом. Православие было знакомо ему с детства: его отец, Арсений Александрович, был человеком верующим. Поэтому, кстати, вполне оправдан комментарий диакона Андрея Кураева к стихотворению Арсения Тарковского ( " Вот и лето прошло... " ), которое в фильме читает Сталкер: рефрен " только этого мало " – это о духовном голоде, о ненасыщаемости человеческого духа земными благами. Непостижимо, как работы Андрея Тарковского прорывались через худсоветы брежневской эпохи: в его фильмах звучат слова Нового Завета. Там, где в сценарии 1977 года Сталкер молится, в фильме он произносит строчки Евангелия от Луки, но пропускает в евангельском тексте все имена и названия: " В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от... (Иерусалима) называемое... (Еммаус). И Сам (Иисус), приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один же из них, именем... " Путь втроем, о котором повествует Лука, Сталкер вспоминает явно не случайно. Неужели автор хотел, чтобы Сталкер в фильме ассоциировался с Самим Христом? Такое толкование на первый взгляд кажется естественно вытекающим из прозвучавшей цитаты, но, зная о мировоззрении Тарковского, трудно поверить, что таким был замысел режиссера. Почти цинизм Сталкера в отношении к приятельнице Писателя, которую тот попытался взять с собой в Зону; его слова о себе в то время, когда Профессор готовит бомбу: " Никто не может им помочь, а я – гнида – могу! " ; его отчаяние в конце – эти детали противоречат такой ассоциации, но вполне согласуются со словами Сталкера из сценария 1977 года, не попавшими в фильм: " Я никакая не судьба, я только рука судьбы " .

http://zavet.ru/a/rss_1191245484.html

До греха тебя может безпокоить только любопытство, некоторая сладость греха, таящаяся в нашей греховной плоти, после же греха открывается жажда его, доходящая у некоторых до страданий и муки, открывается угрызение совести, скорбь о потерянной чистоте, необыкновенная трудность восстановления себя, изглаждения греха. До греха если ты и слаб и удопреклонен ко греху, но с тобой неразлучно пребывает благодать Божия, которую ты не можешь не чувствовать и которая накладывает особый отпечаток на твое внутреннее настроение, даже на лице и на твои глаза, накладывает на тебя отпечаток духовной радости и душевного спокойствия, после же греха ты, по крайней мере на время, лишаешься благодати Божией, лицем делаешься печален, скорбен, нося на себе печать отвержения, а в глазах твоих видна растерянность и зависть. Мне пришлось присутствовать в Московской Синодальной Конторе при допросе афонских иноков, по поводу их взгляда на сладчайшее Имя Господа нашего Иисуса Христа. Получилось тяжелое впечатление от их настроения: они обнаружили все признаки гордыни, духовной прелести 203 . Ведь на собрании присутствовал целый сонм архипастырей Православной Русской Церкви (10) во главе с митрополитом Московским Макарием , этим высокой духовной жизни старцем, который держал себя смиренно, кротко, как агнец 204 . И что же, – афонские иноки не оказали должной чести этому сонму. Если бы они чтили и уважали авторитет и голос православных архипастырей, которым, собственно, Господь и вручил право учительства в Церкви, если бы они были смиренны сердцем, – они пали бы ниц пред святителями и умоляли бы их помочь им уяснить тот вопрос, который так их встревожил. И если бы и после данных разъяснений им казалось многое не ясным, не точным и даже ошибочным, то и тогда они не переставали бы просить молитв у святителей, чтобы Господь помог им пребывать в истине. Ничего этого не было. Чувствовалось, что афонские иноки в своем сердце давно уже произнесли суд не только над собравшимися здесь иерархами, но, как впоследствии оказалось, и над самим Святейшим Синодом. И нужно было видеть, с одной стороны – спокойное, кроткое обращение с афонскими иноками всех членов присутствия, а с другой – волнение афонских иноков, чтобы убедиться – кем руководит благодать Св. Духа, которая, по пророку, «ни во огни, ни в трусе, ни в вихре, а в гласе хлада тонка – в веянии тихаго ветра». Своим неспокойным настроением на собрании афонские иноки ясно показали, какою мудростию они проникнуты. «Мудр ли и разумен кто из вас, – говорит Апостол, – докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостию. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская. Ибо, где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, безпристрастна и нелицемерна» ( Иак. 3:13–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Духовный дневник 96 «Все вы сыны света и сыны дня [...] Будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения» ( 1Фес. 5:5,8 ). Все нами совершаемое доброе нужно относить к милости Божией, а не к собственной заслуге, чтобы было, как написано: «Хвалящийся хвались Господом» ( Иер. 9:24 ). Так называемая впечатлительность происходит от влияния на нас внешней обстановки, внешних приражений, и она показывает, что мы больше живем вне себя, главным образом следим за тем, что вокруг нас происходит. Гляди же больше внутрь себя. Там ты увидишь всю свою скверну: «Даже и ночью учит меня внутренность моя» ( Пс. 15 ). Это вызовет другого рода впечатлительность – скорбь, плач, сожаление о своих грехах, результатом чего будет не безпокойство, которое порождается первого рода впечатлительностью, а внутреннее успокоение, умиротворение сердца: «Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей» ( Пс. 50:12 ). Не в силах ты помочь ближнему в скорби, несчастии, беде,– приими всю его скорбь в свое сердце и с ним поплачь, этим облегчишь его душевную тугу. Батюшка о. Иоанн Кронштадтский пред каждым служением Божественной литургии припадал к престолу и тайно исповедывался Господу Богу и до тех пор молился, пока начинал чувствовать, что Господь прощает его Своею милостию. Какой великий пример для каждого пастыря! Мало себя укорять – и особенно без свидетелей, хорошо принимать без смущения укоры от других – это уже будет высшая степень смирения и кротости. Как болезнь нас смиряет: от нее я и худ, и бледен, и некрасив! А это все как полезно при борьбе с вожделениями нашей греховной плоти: «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» ( 2Кор. 4:16 ). Как любезно покаяние! Оно человека, лишившегося за грехи близости благодати Божией, снова примиряет с Господом, снова привлекает благодать и – больше того: так перерождает человека грешника, что делает его удобоподвижнее к добру и смиреннее даже обыкновенного праведника. Покаяние – это необыкновенная милость Божия к человеку: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче»!..

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Если будем невнимательны, то накопится в нас много осуждения, и тогда потребуется покаяние. Сколько же раз раскаивался человек в своих словах! Вспомним авву Арсения: «Всякий раз, когда я говорил, раскаивался; сколько раз молчал, никогда не раскаивался». Если мы и осязанием часто ошибаемся, то насколько же более ошибаемся, когда судим людей по словам! Поэтому необходима великая осторожность, ибо диавол рыкает, ища нас поглотить 423 . Христианин должен быть подобен многоочитым Херувимам, ибо зло умножилось, как песок морской, особенно же грех осуждения. Бог да очистит нас и освятит к Своей славе. Солнце да не зайдет во гневе на брата твоего 424 , то есть да оставит всякий свой гнев на ближнего до захода солнца. Помните вы того брата, который был нерадивым и ленивым? Он не приходил на всенощные бдения и не исполнял своих обязанностей. Братия знали об этом и считали его нерадивым монахом. И вот, когда он заболел и приблизился час его смерти, братия собрались, чтобы услышать что-нибудь душеполезное или чтобы утешить его, а может быть, он хотел им что-то сказать. И они увидели его радостным и сияющим. Один брат соблазнился и говорит: – Но что же мы видим у тебя, брат? Мы видим тебя радостным в этот час, когда ты приближаешься к смерти! Но помысл говорит нам, что ты не был человеком, который понуждал себя, откуда же у тебя это дерзновение и такая веселость в лице? Откуда все это? – Да, братия,– говорит он,– я действительно был нерадивым и не исполнял своих обязанностей. Но единственного добра я достиг, по благодати Божией,– никого не осуждать и не соблазнять. И когда заходило солнце, я никогда не имел в своем сердце что-либо против какого-либо брата обители. И, поскольку я не осудил ни одного человека, верю в то, что и меня не будет судить Бог, ибо Он сказал: Не судите, да не судимы будете 425 . И раз я не судил, то и не буду осужден. Братия удивились и сказали: – Брат, ты очень легко обрел путь спасения. И умер монах с великой радостью. Видите, как подвизались отцы, как они обретали путь спасения? О молчании, празднословии и дерзости

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Жена Иова Многострадального в желании избавить от мучений самого Иова предлагает ему «похулить Бога», чтобы умереть. «Но он сказал ей: ты говоришь, как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими» (Иов 2: 10). В Новом Завете говорится об участи тех, кто хулит Духа Святого: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12: 31–32). В книге иеромонаха Арсения, вышедшей в издательстве Сретенского монастыря («Грех непрощаемый. О грехе хулы на Духа Святого»), собраны толкования святых отцов и церковных писателей на это место Евангелия. В конце книги автор суммировал все толкования: «Подводя итоги рассмотрения основных толкований святых отцов и учителей Церкви евангельского учения о хуле на Духа Святаго, можно сказать, что к этому смертному греху, подлежащему вечному осуждению и наказанию, они отнесли: – грех безбожия и неверия, – грех отвержения очевидной истины, – грех разделения Пресвятой Троицы через отделение Святаго Духа от сущности Христовой и объявление Его тварью, а не Богом, – грех приписывания каких-либо дарований христианина, полученных за ревностную богоугодную жизнь от Духа Святаго, действию сил бесовских, – грех объявления воздействий Божественного Духа на подвижника, который смог достичь чистой созерцательной молитвы, прелестью бесовской или результатом опьянения, – грех приписывания диаволу видимых всем дел и чудес Духа Божия. Святые отцы вслед за апостолом Павлом подтвердили, что грех хулы на Духа Святаго должен подлежать анафеме. Совершающий этот грех или принимающий лжеучение, содержащее его, должен быть отлучен от Церкви до тех пор, пока не отречется публично от своих заблуждений, то есть принесет покаяние». Теперь об оскорблении человека. В Нагорной проповеди все расставлено по своим местам: «А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему “рака”, подлежит синедриону; а кто скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной» (Мф. 5: 22). Святитель Иоанн Златоуст поясняет выражение «напрасный гнев», говоря, что Господь осуждает гнев без причины, по самолюбию, по гордости или зависти к ближнему. Что же касается слова «рака», то здесь есть разночтения. Тот же святитель Иоанн Златоуст считал, что это оскорбление («пустой человек») не составляет большой обиды; оно выражало презрение или неуважение к человеку. Блаженный Августин, напротив, переводил это слово именно как гневное оскорбительное восклицание; преподобный Иероним полагал, что оно обозначало унизительное прозвище («пустой, безмозглый»). Каковы бы ни были толкования и переводы, святые отцы сходились в одном – Господь за это оскорбление человеческого достоинства, унижение его личности взыщет строго.

http://pravmir.ru/pravo-na-bescheste/

И если хочешь узнать, есть ли милость к тебе, вопроси свою совесть и делай так не переставая, пока твое сердце не удостоверится в этом и совесть не скажет тебе: «Веруем в щедроты Божии, и Он непременно нас помилует». Но смотри, не говоорит ли этого сердце твое с некоторым колебанием. И если оно испытывает даже самую малую неуверенность, то далек ты от милости». 5. Перед смертью аввы Арсения, когда приспело время его кончины, братья увидели, что он плачет, и говорят ему: — Даже ты, отче, боишься? Тот же ответил: — Поистине этот страх никогда не покидал меня с тех пор как я стал монахом. И с этими словами он умер. 4. Из святого Ефрема Брат, всегда жди своего исхода. Готовься к этому пути ибо в час, который не ждешь, придет страшное повеление, и горе тому, кого застигнут неготовым. Если ты молод, то враг часто будет внушать тебе: — Ты еще молод, испробуй доступные тебе удовольствия, а в старости своей покаешься. Ведь ты же видел, как много людей, отведав земных наслаждений, а после покаявшись, достигли и небесных благ! И к чему тебе в столь юном возрасте истощать свое тело? Чтобы впасть в какую–нибудь болезнь? Но ты отражай врага такими словами: — О гонитель и ненавистник людей! Не смей советовать подобное! Если смерть застигнет меня в юности, как я оправдаюсь перед алтарем Христовым? Ведь я вижу, как много юношей умирает, а старцев — пользуется долголетием, ибо не дано знать людям срок смерти. И если меня опередят, разве смогу я тогда сказать Судии, дескать, я еще молод, отпусти меня, чтобы я покаялся? И потом, я вижу, как прославляет Господь тех, кто работал Ему с юных лет до самой старости. Потому что он сказал Иеремии пророку: «Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную» (Иер 2. 2). А как другой пророк, будучи и сам молод, обличил того, кто с юных лет до старости следовал льстивым помыслам? «Состарившийся в злых днях! ныне обнаружились грехи твои, которые ты делал прежде» (Дан 13. 52). Потому и Дух Святой посещает тех, кто с юности возложил на себя иго. Так оставь же меня, делатель беззакония и советник коварного. Господь Бог разрушит твои козни и избавит меня от твоих нападений Своею силою и благодатью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

И тогда, наконец, благий Бог начнет открывать очи сердца его, чтобы он разумел, Кто есть Тот, Который укрепляет его, и тогда поистине начнет человек знать, что Богу нужно воздать честь со всяким смирением и благодарением, как и говорит Давид: жертва Богу – дух сокрушен ( Пс. 50 ). Ведь из этой трудной борьбы происходит смирение, сокрушение и кротость. Итак, когда он будет испытан всем этим, тогда Дух Святый начнет ему открывать тайная, т. е. то, что принадлежит святым по праву и заслуге и тем, которые надеются на милосердие Бога, и тогда человек рассуждает сам собою, говоря словами апостолов: недостойны страсти века сего будущей славы, которая откроется в нас, или приводя слова Давида: что для меня на небе, и чего я захотел бы от Тебя на земле? Т. е., Господи, сколько Ты мне уготовал на небе, и на что же еще я буду требовать от Тебя в жизни смертной. Тогда ему даже начнут открываться мучения, которые должны претерпеть грешники, и многое другое, что, даже и при моем молчании, понимает святый муж. После же всего этого начнет Утешитель заключать договор с чистотою сердца его, и крепостию души, и святостию тела, и смирением духа, и будет помогать ему превзойти всякое создание, так, чтобы не говорили уста его о делах человеческих, и чтобы он видел правду глазами своими, налагал хранение на уста свои, и совершал прямой путь в хождениях своих, и имел справедливость в руках своих, т. е. в делах, и постоянную молитву, а также и умерщвление тела и частые бдения. И это устраивает с ним по мере, постепенно, покойно, а не в безпорядке. А если ум его станет презирать устроение Св. Духа, тогда сила, данная ему, исчезает, и, таким образом, происходит борьба в сердце его и смущения, и по временам безпокоют его телесные страсти вследствие нападений врага. Если же обратится сердце его, и возжелает наставлений Духа Святаго, то покровительство Божие бывает на нем. И тогда человек познает, что постоянно прилепляться Богу есть благо, и что Он есть жизнь, по словам Давида: «воззвах к Тебе и исцелил мя еси»; и опять: «Яко у тебе источник живота».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Из рассказа видно, что это стоило усиленных загробных молитв родителей, и, несмотря на веру и благочестие, их одежда была очернена грехами их сына. Однако следует предостеречь и от глубокого смущения и отчаяния родителей при неправедной жизни их взрослых детей. Об этом так пишет старец Амвросий Оптинский одной матери, скорбящей о неверии сына: «Вы сознаете, что во многом сами виноваты, что не умели воспитать сына, как должно. Самоукорение – это полезно, но сознавая вину свою, должно смириться и раскаиваться, а не смущаться и отчаиваться; так же не должно очень тревожиться вам мыслью, будто вы одна являетесь причиною теперешнего положения вашего сына. Это не совсем правда; всякий человек одарен свободной волею, и сам за себя более и должен будет отвечать пред Богом». Если нечестие детей является самым большим несчастием для родителей, как в этой жизни, так и в будущей, то наоборот, благочестие их является счастьем в этой и залогом спасения для них в будущей жизни. Одним из примеров является горячая любовь к своему отцу игумении Арсении (Усть-Медведицкого монастыря) – подвижницы благочестия. Вот как пишет матушка Арсения в одном письме: «Ты знаешь, как я любила своего батюшку (то есть родного отца): я любила его больше всех и всего на свете. Я молилась за него первого, когда подходила прикладываться к чудотворным иконам и мощам, когда дома подходила к образам, я призывала на помощь ему всех угодников, иконам которых молилась. Когда кончала читать Евангелие или Псалтирь, или акафист, я молилась, во-первых, за него». Подчеркнем еще раз, что надо помнить вступающим в брак. Основная задача христианского брака – иметь детей. И не только иметь детей, но и непременно воспитать их как истинных христиан, целью жизни которых было бы отвержение себя и служение от всего сердца Господу, с горячей любовью к Нему. Это их основное «дело», основное их «строительство», о котором так говорил Апостол Павел: «...каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос ... Каждого дело обнаружится... У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня» ( 1Кор.3:10–15 ). Горе – если у родителей дети «сгорят» в безбожии или пороке и в смертных грехах без покаяния... Дети и родители – одно целое

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Издание Братства святителя Василия, Епископа Рязанского Часть 1-я Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое. ( 2Тим.4:3–5 ) Avt К читателям Достоинство и характер определений Стоглавого Собора относительно сложения перстов для крестного знамения и благословения (Из беседы с беспоповцами в деревне Велине Рязанской губернии) Беседа о перстосложении назначена была самими раскольниками. Защитником раскола выступил некто Арсений, мастер-красильщик фабрикантов Лебедевых, родом гусляк, из деревни Заполицы, Богородского уезда. Он прежде принадлежал к секте поповцев австрийского согласия, но потом перешел к беспоповцам-перекрещенцам. От роду Арсению было не более 35 лет; в браке не был; он трезв и постник, живет уединенно, что и дает ему особую цену в глазах темного раскола. По праздникам Арсений занимается списыванием цветников и выпискою из книг разных мест, служащих, по понятию его, к обличению Церкви Греко-российской и защите раскола. После моей речи к народу и разъяснения предмета бесед Арсений и я сели за стол. При мне сотрудников не было. Не видно было никого и на стороне Арсения. После обычных при таких случаях приветствий и благожеланий узреть свет истины – Свет Христов, я предложил Арсению сотворить на себе крестное знамение. Он перекрестился двуперстно; перекрестился и я, но троеперстно. Затем я спросил его: «Какая же у нас с тобой разница в знамении креста Христова? В изображении крестного знамени ты ничем не отличался от меня. Ты начал с чела своего, оттуда же и я; затем ты опустил руку свою на живот, так же и я; ты поднял руку на правое плечо, на правое – и я; с правого ты перенес на левое, так же точно и я; ты действовал десницею, десницею – и я. Как сам ты, Арсений, видишь, и как все окружающие видели, мы с тобой совершенно одинаково изобразили на себе крестное знамение. В чем же ты находишь разницу?»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Иисусова молитва: Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного – сакраментум, таинство православной молитвы. К ней сводится и ею заменяется всякая молитва . А сама эта молитва может быть сокращена и далее до пяти, трех и даже одного слова – «Иисусе». Только это слово не может быть оставлено – тогда уже нет Иисусовой молитвы, а к этому имени сводится вся наша вера. В конечном счете в сердце христианина остается одно только это имя, и в нем все спасение. 26 Прекрасное богословское рассмотрение имени Иисуса дано в работе современного исследователя книги Иисуса Навина иеромонаха Арсения (Соколова), которую можно рекомендовать интересующемуся этой темой читателю Книга Иисуса, гл. «Имя Иисус»]. Прощаясь со Своими учениками, Иисус говорит им: Я к Отцу Моему иду. И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне... Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна ( Ин. 14, 13; 15:24 ). 8.16. Имя Божие в Ветхом Завете Как слава Ягве, так и имя Божие, не вмещая в себе Бога, как о том говорил св. Григорий Нисский , является не только Его наименованием, но таинственно: Его проявлением в этом мире; Его присутствием; Его силой; и, наконец, Им Самим! Даровав Свое имя людям, Ягве Бог явил и излил Свою любовь к ним. Имя Божие в этом мире – огонь Его любви, воспламеняющий сердца, горящие и не сгорающие пред Богом. Имя Твое – как разлитое миро; поэтому девицы любят Тебя ( Песн. 1:3 )! Имя Божие как проявление Бога в этом мире Через Свое имя Бог являет Свою любовь миру, народу. Потому столь действенно Его имя и потому столь многоразлично его проявление. Имя Божие любимо. Любящие любят и само имя Возлюбленного. Сказано: И будут хвалиться Тобою, любящие имя Твое ( Пс. 5:12 )! В Возлюбленном всё достойно любви и особенно имя Его. Имя Твое – как разлитое миро; поэтому девицы любят Тебя ( Песн. 1:3 )! Имя Божие славимо. Славящие Бога славят и имя Его. Святой псалмопевец Давид восклицает: Славлю Ягве по правде Его, и пою имени Ягве Всевышнего ( Пс. 7:8 )! Непрестанным прославлением имени Божия является наше Богослужение.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010